Железнодорожное сообщение в германии

Обновлено: 18.05.2024

Железная дорога в Германии, как и в России, является ключевым видом транспорта. Она самая большая в Европе, и одна из крупнейших в мире. Также, как и в нашей стране, немецким железнодорожным хозяйством управляет компания-монополист – государственный концерн Deutsche Bahn. В этом материале мы расскажем, что представляет собой немецкая железная дорога, какими бывают поезда в Германии и за что чаще всего критикуют Deutsche Bahn.

Общая информация

В 2017 году в Deutsche Bahn работало более 370 тыс. человек. Нынешним главой компании является Рихард Лутц.

Поезда Германии ездят по узкой европейской колее – ее ширина 1435 мм. Большая часть путей рассчитана на передвижение скоростного подвижного состава. Также в стране ограничено эксплуатируются узкоколейки – 900 и 750 мм.

История железной дороги

Немцы считают предшественником нынешней Deutsche Bahn локальную сеть дорог в Рурском бассейне, построенную еще в конце XVIII века. Она имела протяженность 30 километров, составы передвигались по деревянным рельсам при помощи конной тяги.

Первый немецкий паровоз был создан в Берлине в 1816 году. Его планировали использовать на угольных шахтах Верхней Силезии, но из-за недоработок он так и не поступил в эксплуатацию.

Середина позапрошлого столетия – период развития немецких стальных магистралей. Уже к 1855 году их протяженность достигла 8 тыс. км. Правда, вплоть до создания единого немецкого государства жд Германии не образовывали единую сеть.

В 1998 году из-за технической неисправности с рельсов сошел скоростной поезд, следовавший по маршруту Гамбург — Ганновер. В результате аварии погиб 101 человек. Эта трагедия стала крупнейшей железнодорожной катастрофой в Германии.

Поезда и тарифы

В Германии существует довольно сложная система классификации поездов. Они образуют две большие группы:

  • региональные (Nahverkehr);
  • магистральные (Fernverkehr).

Их легко различить визуально: магистральные составы белого цвета, региональные – красного. Каждая из этих групп имеет собственные подвиды, которые отличаются скоростью, длиной маршрутов, внутренней начинкой, предоставляемыми удобствами. Многообразие немецких поездов настолько велико, что заслуживает отдельного материала.

Движение на немецких железных дорогах очень интенсивное. Обычно поезда ходят с интервалами в 10, 15, 20, 30 минут и один час. Между ближайшими населенными пунктами за час может пройти до 5-7 поездов. Пассажирские перевозки начинаются в 5-6 часов и продолжаются до полуночи. Ночью ходят спальные поезда.

Немецкая тарифная система также сложна и запутана. Есть базовый тариф, который позволяет сесть в любой поезд на маршруте и сойти с него в выбранной точке. Но он дорог, особенно для скоростных поездов. Например, добраться из Берлина в Кельн на поезде класса ICE будет стоить 128 евро. А из Гамбурга в Мюнхен – 158 евро. Региональные поездки стоят дешевле.

Правда, есть легальные способы сэкономить. Существуют специальные скидки для людей, покупающих билеты заранее. Причем, чем раньше будет сделан заказ, тем больше денег получится сэкономить.

Аналогичные акции есть и для региональных маршрутов. Например, билет выходного дня. Купив его, можно целый день кататься в местных поездах или общественном транспорте. А если вы покупаете такие билеты для нескольких человек, то экономия будет еще больше. Аналогичные билеты существуют и для рабочих дней.

Существуют и другие хитрости. В целом, если изучить систему скидок и запланировать поездку заранее, то ездить по Германии поездом довольно выгодно.

Немецкие вокзалы

Практически каждый немецкий городок имеет свою станцию и железнодорожный вокзал. Большие города имеют сразу несколько вокзалов. В них есть все, что необходимо путешественнику. В некоторых из них предоставляют даже административные услуги, типа смены места регистрации или получения паспорта.

Ну и конечно, стандартный набор: газетный киоск, кафе, кассы, справочная. Для более зажиточных пассажиров на больших станциях работают залы ожидания бизнес-класса.

Особенно удобны на немецких вокзалах автоматы для продажи билетов.

Почему опаздывают немецкие поезда?

Казалось бы, благодаря прославленной немецкой педантичности поезда в этой стране должны ходить с точностью до минуты. Увы, это не так. Похоже, что железную дорогу эта традиционная для Германии добродетель обошла стороной.

Железная дорога в Германии предельно загружена, поэтому пути часто не успевают ремонтировать. А сбой в одной точке рушит все расписание.

Железные дороги Германии фото 1

У немецкого железнодорожного транспорта славная история. Первая деревянная колея была построена еще в 1787 году, а первый паровоз – в 1816 году.

К середине девятнадцатого века в тогда еще не объединенной стране уже эксплуатировалось 2000 километров путей. А во второй половине были возведены просторные вокзалы практически во всех крупных городах Германии.

В настоящее время Германия представляет одну из самых мощных и эффективных железнодорожных систем на европейском континенте и в мире. Она выдерживает каждый день колоссальную транспортную нагрузку. Общественный транспорт обеспечивает наибольший процент внутригородских и пригородных поездок и междугородных путешествий.

Карта железных дорог Германии.

Железнодорожные вокзалы при этом выполняют функцию главных транспортных узлов и социальных центров больших и малых поселений Германии.

Монополия на железнодорожные перевозки

Практически вся инфраструктура, система обеспечения перевозок и сопутствующий сервис принадлежат крупной немецкой компании Deutsche Bahn. Ее специалисты обслуживают около 34 000 километров, из которых 20 000 километров путей электрифицировано.

Более 4 000 локомотивов за год перевозят более двух миллиардов пассажиров и до трехсот миллионов тонн самых различных грузов.

Центральный вокзал Берлина, Берлин, Германия. Фото: Bram / Unsplash.com

Типы поездов

Типы поездов в Германии за период более чем в сто лет претерпели массу изменений. В последние десятилетия сложная подвижная система с трудом, но справляется с задачей перевозки как пассажиров, так и грузов.

Деление по секторальному принципу с учетом величины расстояния:

  1. магистральные направления (Fahrzeuge/Fernverkehr);
  2. региональные/пригородные маршруты (Nahverkehr).

Для различения типов поездов используется белый цвет (магистральное направление) и красный цвет (региональное направление).

Дизайн интерьера нового Intercity 2, IC2 от Bombardier, Twindexx Vario для Deutsche Bahn. Фото: Christian Lue / Unsplash.com

Магистральные поездные составы

Поезда с региональным и пригородным назначениями

  • RE, RegioExpress делает остановки в больших и средних городских агломерациях в отдельных регионах.
  • IRE, InterRegio Express используется лишь на некоторых маршрутах. По типовым особенностям мало чем отличается от RegioExpress.
  • RB, RegionalBahn делает большое количество остановок с целью оптимального охвата регионального пассажиропотока.
  • S, S‑Bahn, Stadtbahn предназначен для поездок из пригородных районов в крупные города и обратно. Обслуживает разветвленные городские линии, являясь в большинстве случаев их частью.

Примечание. Последний тип поезда, как правило, служит дополнением или заменой системы метро.

Особенности движения поездов

Обратите внимание на высокую интенсивность и перегруженность большинства железнодорожных линий. Пассажирские составы в движении соблюдают тактовый интервал. Но это правило не касается ночных экспрессов.

Время между прохождением очередных типовых поездов через станцию:

  • 1 час;
  • 30 минут;
  • 20 минут;
  • 15 минут;
  • 10 минут.

Чрезвычайно высокая интенсивность железнодорожного движения позволяет путешественнику быстро и без малейших задержек попасть в любое место страны. Между близко расположенными крупными населенными пунктами существует выбор от пяти до десяти поездов в течение одного часа.

Рабочий период движения – c 5 утра и до 12 ночи.

Некоторые маршруты предполагают продление рабочего времени до трех часов. Специальные экспрессы обеспечивают доставку пассажиров в большие города ночью. Ряд популярных линий в это время обслуживают также и поезда дневного назначения.

Тарифная политика

В тарифной системе не соблюдается единый для всех маршрутов порядок оплаты. Тем не менее речь идет о наиболее дешевом и эффективном транспорте с точки зрения комфортного и быстрого передвижения.

Приложение для планирования маршрутов Deutsche Bahn. Фото: Mika Baumeister / Unsplash.com

Во всех регионах страны действует так называемый базовый тариф, позволяющий использовать тот поезд, который вам необходим в данное время. Он позволяет выбрать любой маршрут и делать ряд остановок по нему, что очень удобно для туристов.

Наиболее дорогие билеты в ICE. Так, стоимость поездки из города Кёльн в город Мюнхен в поезде этого типа обойдется вам приблизительно в 120–150 евро (окончательная цена зависит еще и от класса вагона). Время на дорогу займет от 4 до 6 часов. Стоимость поездки в IC/EC – на 30–40 евро дешевле.

Самые бюджетные билеты – на проезд в региональных поездах. Учтите, что покупка билета в вагоне первого класса обойдется вам дороже в среднем на 50%, чем в вагон более низкого класса.

Обратите внимание. Вы можете воспользоваться правом на билет со значительной скидкой (Sparpreis). Его следует покупать заранее, хотя бы за один день до поездки.

Принцип удешевления прост: чем раньше купите билет, тем больше сэкономите.

Предварительная продажа осуществляется практически по всем внутренним маршрутам и по большинству международных передвижений. Количество мест по уровням комфорта ограничено. Билеты по цене не выше 30 евро можно приобрести лишь для поездки на расстояние до 250 километров.

Планирование будущей поездки позволяет снизить ее стоимость в несколько раз. С 2010 года цена билетов на магистральные поезда снижена на 10%. Это результат уменьшения налога на добавленную стоимость для расстояний от пятидесяти километров.

В Германии железнодорожный транспорт считается наиболее соответствующим нормативам по экологии.

Билеты в вагоны первого класса Sparpreis – от 25 евро. Маршруты от 250 километров – от 35 евро.

Можно забронировать также свободное место в магистральном поезде типов IC, EC, ICE. Предварительная покупка билета на ночной экспресс дает возможность снизить его стоимость в два-три раза.

Бронирование с выбором типа поезда – магистрального или регионального – и класса вагона следует осуществлять на сайте bahn.de.

Пересадка

Сэкономить можно даже при одной или нескольких остановках на пути следования. Укажите станцию, где будете делать пересадку, и конкретный период времени на остановку. Это позволит вам воспользоваться единым и более дешевым билетом

Экономия при покупке билетов на региональные поезда

По выходным дням действует так называемый Wochenende-Ticket. Его преимущество – поездки за минимальную цену и без ограничений по всем регионам ФРГ (а также внутри городов) семьей или компанией до пяти человек.

Wochenende-Ticket. Фото: wikipedia.org

У билетов Quer-durchs-Land-Ticket, действующих в рабочие дни, – более ограниченные функциональные возможности. Билетом имеет право воспользоваться лишь один путешественник.

Länder-Ticket – для путешествий по федеральной земле. Эти билеты продаются по наиболее дешевому тарифу в стране.

Билеты на городской и пригородный железнодорожный транспорт

Покупка билетов в автоматах или на специализированных виртуальных площадках дает возможность сэкономить пять евро. В отличие от поездов магистрального назначения, на пригородных направлениях действует запрет на посадку без билета.

Отмена рейса или его задержка

Такое обстоятельство влечет за собой вынужденную компенсацию неудобств со стороны железнодорожной компании. Она включает в себя стоимость альтернативного транспорта и в некоторых случаях оплату гостиничного номера на ночь.

Ряд других выгодных предложений

В летнее время вы можете приобрести удешевленные проездные билеты с месячным сроком действия. При необходимости частых путешествий по Германии купите одну из карт BahnCard с ощутимыми скидками или закажите на сайте билет InterRail с правом поездок по Европе. Учтите, что в ФРГ отсутствуют потребности доплаты за посадку на скоростные поезда и обязательного резервирования свободных мест при наличии InterRail. Вы рискуете остаться без кресла лишь в пиковые моменты на наиболее популярных дорожных маршрутах.

Вокзалы в Германии

Железнодорожную станцию можно увидеть в любом немецком городке и даже селе. В небольших населенных пунктах их считают наиболее значимыми местами. Здесь находятся билетные кассы, киоски и кафе. На ночь маленькие вокзалы обычно закрываются.

Поезд на главном вокзале Дрездена. Фото: Sangga Rima Roman Selia / Unsplash.com

Вывод

Железнодорожный транспорт в Германии в целом неплохо справляется с повышенными пассажирскими и грузовыми потоками по всем направлениям. Это самый дешевый и эффективный вид перевозок внутри страны. Умелое использование всех его выгод позволит обходиться в городах и пригородах без личного автомобиля.

Deutsche Bahn – это мощная и эффективная железнодорожная система междугородных и пригородных маршрутов, а также важная часть городского общественного транспорта. Система билетных тарифов и специальных предложений – не менее разветвленная и многообразная.

Как путешествовать по Германии на поезде – быстро, комфортно и экономно – в обзоре Germania-online.

Deutsche Bahn: типы поездов

Все поезда в Германии делятся на два типа: магистральные (Fernverkehr) и региональные (Nahverkehr). Они легко различимы: магистральные поезда белого цвета, региональные обычно красные. К магистральным относятся высокоскоростные ICE (InterCityExpress), которые способны разгоняться до 300 км/ч и следуют по продолжительным маршрутам с наименьшим количеством остановок. К этой же категории относятся чуть менее быстрые IC (InterCity), курсирующие между крупными городами Германии, и EC (EuroCity), следующие в другие европейские страны. Кроме того, магистральные поезда могут быть ночными: CNL (CityNightLine) – в большинстве своем международные и с лежачими полками.

Как правило, все места в этих поездах снабжены розетками, в них есть WiFi, а также "тихие" вагоны, в которых нельзя пользоваться мобильными телефонами и разговаривать. Чаще всего в таких поездах расположение кресел, как в самолете, но иногда встречаются вагоны с купейными отсеками на шесть сидений. Все составы разделены на первый и второй класс.

На высокоскоростном поезде ICE от Берлина до Мюнхена теперь можно добраться меньше чем за 4 часа © picture alliance / Sven Hoppe/dpa

К региональным относятся поезда RE (RegioExpress) и RB (RegionalBahn), следующие по внутренним маршрутам с частыми остановками в крупных и средних городах. Поезда RE, как правило, двухэтажные, так что могут перевозить большое количество пассажиров. Здесь тоже есть разделение на классы, а также вагон для перевозки велосипедов, пассажиров в инвалидных креслах и родителей с детскими колясками. В системе региональных пассажироперевозок в Германии есть несколько частных предприятий, поезда которых могут отличаться по цвету или модели. При этом все они – часть общей тарифной системы, поэтому купленный билет действует в определенной зоне или на конкретном маршруте, независимо от перевозчика.

S-Bahn (Stadtbahn) также относится к системе пригородных поездов. Их маршруты начинаются в крупных городах, часто используется для внутригородских поездок, дополняя или заменяя метро. Движение на таких линиях очень интенсивное, все поезда ходят с тактовым интервалом, чаще всего получасовым, 20-ти, 15-ти, или 10-минутным. Движение обычно начинается около 5 утра и заканчивается в полночь, на ряде маршрутов есть ночные поезда, которые ходят один раз в час.

Доехать быстро: тарифная система и скидки

На первый взгляд, тарифная система в Германии кажется запутанной и сложной. Однако если во всем разобраться и знать про спецпредложения, передвигаться по стране и за ее пределы можно относительно недорого. Базовые тарифы на скоростные магистральные поезда – самые дорогие. Например, 4-часовая поездка из Берлина в Кёльн во втором классе стоит 128 евро. Стандартный билет на 6-часовую поездку из Гамбурга в Мюнхен – 157,50 евро. А доехать за два часа из Франкфурта в Нюрнберг – 61 евро. Билеты на региональные поезда несколько дешевле, их стоимость соответствует установленным тарифам. Но с учетом остановок и необходимости пересадок, время в пути может увеличиться втрое.

Одна из главных транспортных артерий Германии – главный вокзал Берлина © picture alliance / dpa Themendienst

Существует и система скидок – категории тарифов Sparpreis, Sparangebot и Flexpreis. Они действуют на все скоростные поезда для внутренних и международных маршрутов Deutsche Bahn в предварительной продаже. То есть, чем раньше происходит заказ и покупка билетов, тем дешевле эти билеты обходятся. Например, по тем же маршрутам из Берлина в Кёльн можно доехать за 43,90 евро, из Гамбурга в Мюнхен – за 29,90 евро, а из Франкфурта в Нюрнберг – за 19,90 евро.

С 1 августа 2018 года Deutsche Bahn запустил еще один тариф для экономных. Super-Sparpreis-Ticket действует для поездов дальнего следования ICE, IC, EC, а также в региональных поездах RB и RE. Билеты обходятся еще дешевле, однако их нужно заказывать за полгода до предполагаемой поездки. Также следует иметь в виду, что билет, купленный со скидкой, действует только на выбранный поезд на конкретном маршруте. В зависимости от категории скидки, возврат или обмен билета невозможен вовсе или возможен лишь с оплатой сбора в 15 евро.

Спецтарифы на региональные поезда

Скидочные предложения есть и для региональных поездов. Schönes-Wochenende-Ticket – "билет прекрасного выходного дня" – действует по всей Германии по субботам или воскресеньям. За 44 евро пассажир получает возможность безлимитных поездок на целый день (с 00 часов до 3:00 часов следующих суток) в региональных поездах и в городском транспорте. Такой билет можно преобрести и на группу до 5 человек, тогда его цена составит 68 евро на всех. Также по нему могут проехать два взрослых и любое количество их родных детей и внуков в возрасте до 14 лет. Этот билет действителен и в некоторых приграничных зонах, например, на части территории Польши, Чехии, Швеции, Голландии и в австрийском Зальцбурге.

В рабочие дни действует аналогичный билет, который называется Quer-durchs-Land-Ticket. Это предложение включает в себя неограниченное число поездок через несколько федеральных земель в течение одного дня, с 9:00 до 3:00 часов следующих суток. Билет стоит 44 евро на одного пассажира, доплата за каждого последующего пассажира составит лишь 8 евро. Это предложение также действует на некоторых приграничных маршрутах.

Еще одно предложение Deutsche Bahn для региональных поездов и городского транспорта – Länder-Ticket. Почти каждый регион в Германии имеет свой "земельный билет", путешествовать по которому значительно дешевле, чем по стандартному тарифу. Такой билет действует по будням с 9:00 до 3:00 следующих суток, а по выходным и праздникам уже с 00 часов. В течение срока его действия можно совершить любое количество поездок, пересаживаться из поезда в поезд, менять направления. Билет действует также на одного пассажира или на группу до 5 человек. Его стоимость отличается в зависимости от федеральной земли. Например, в Баден-Вюртемберге, Райнланд-Пфальце или Саксонии Länder-Ticket стоит 24 евро на одного человека, в Гессене – 35 евро, в самой крупной федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия – 45 евро. Правила проезда в каждой земле также могут меняться, поэтому их лучше уточнять заранее.

Среди спецпредложений есть и свои хитрости. Например, в некоторых регионах выгоднее пользоваться тарифами местных городских и пригородных транспортных систем. Например, билет на один день в тарифной системе VRR в Рурской области между городами Дортмунд, Бохум, Дуйсбург, Эссен, Дюссельдорф и Вупперталь, а также голландскими Венло и Неймингеном стоит 29,10 евро для первого пассажира и 5,10 евро для каждого последующего. Похожая система действует в тарифном регионе VRS, в городах и окрестностях Кёльна, Бонна и Бергиш-Гладбаха. Здесь билет на целый день будет стоить от 28,50 евро на одного человека.

BahnCard: система скидок

Кроме временных скидок компания Deutsche Bahn предлагает своим постоянным клиентам карты BahnCard номиналом 25, 50 или 100. Эти карты действуют в течение года и их выгодно приобретать при регулярных визитах в Германию и частых железнодорожных поездках внутри страны. Такие карты похожи на проездные документы, они предоставляют скидки 25 и 50 процентов соответственно на билеты по уже сниженной стоимости. Карта номиналом 100 дает возможность путешествовать на всех поездах Германии в любом направлении без покупки дополнительных билетов. В год такая карта стоит 4270 евро и при частых поездках на дальние расстояния внутри страны, действительно, оправдывает себя.

Еще одно предложение для выгодных путешествий по железной дороге – система абонементов. Договор на билет заключается на продолжительное время, например на год, и стоимость каждого билета получается ниже. Такие абонементы есть для школьников и студентов училищ (Schüler- и AzubiAbo), для сотрудников предприятий, у которых заключен договор с Deutsche Bahn (JobTicket), для пенсионеров (60plusAbo), кроме того, любой желающий может приобрести абонемент на месяц (MonatsTicket), который действует в конкретной федеральной земле на региональных поездах и в системах городского транспорта.

В дороге – с комфортом

Пожалуй, один из самых часто фотографируемых железнодорожных мостов Германии – Мост Гогенцоллернов © picture alliance / blickwinkel/E. Teister

Кроме непосредственно билета, в магистральных поездах ICE и IC желательно бронировать и места. Эта услуга оплачивается отдельно. Зато в дороге можно не беспокоиться, что места не хватит. При желании сэкономить, место можно не бронировать, а сесть на любое пустующее, пока не появится пассажир, который его зарезервировал. И все-таки, планируя поездку на часы пик (например, в утреннее время в будни, вечером в пятницу или в воскресенье после обеда), а также если в путешествии будут дети или пожилые люди, места лучше заказать заранее.

Стоит помнить, что дети младше 6 лет путешествуют бесплатно, им билет не нужен. В поездах дальнего следования можно заранее забронировать места в детском купе, для этого нужно указывать имена и количество детей в брони. Стоимость билета для взрослого сопровождающего при этом может несколько увеличиться. Дети в возрасте от 6 до 14 лет путешествуют бесплатно лишь вместе с родителями, бабушкой и дедушкой. Если они едут самостоятельно или в сопровождении третьего лица, придется заплатить 50 процентов стоимости билета по тарифу Flex- или Sparpreis.

Еще одно удобное предложение немецких железных дорог – тариф Rail&Fly – трансфер поездом ICE до нужного аэропорта. Об этой услуге следует узнавать у авиаоператоров, имеющих соглашение с Deutsche Bahn. Обычно она бесплатна, либо входит в стоимость авиабилета. Самые популярные направления Rail&Fly – из Гамбурга в аэропорты Берлина, а также из Кёльна и Дюссельдорфа в аэропорт Франкфурта.

На поезде по всей Европе

За билетом – в Интернет

Планируя путешествие, следует также помнить, что покупка билетов в интернете будет выгоднее, чем в кассе вокзала. При этом онлайн-продажа производится лишь на маршруты длиннее 51 километра. Билеты на короткие поездки нужно покупать в автоматах на станциях. Оплатить билет в автомате можно наличными или банковской картой. Купюры при себе нужно иметь достоинством до 20 евро, крупные банкноты автомат не принимает. Кроме покупки билетов автомат можно использовать и для поиска удобного маршрута и бесплатной распечатки расписания поездки. В случае серьезной задержки или отмены поезда пассажир имеет право на компенсации, в том числе –возмещение стоимости поездки на другом транспорте, включая оплату такси.

Транспорт Германии — это точно такое же клише, как и немецкое пиво и сосиски, и первые ассоциации, возникающие в голове, — надежность, пунктуальность, качество. Этим и славится транспортная система Германии, которую вполне можно считать лучшей в Европе, несмотря на то, что объединение ФРГ и ГДР произошло сравнительно недавно. Города Германии связаны как легендарными автобанами, так и железными дорогами и автобусными маршрутами. Для туристов же, пожалуй, лучшим выбором будут железные дорогие в Германии — путешествовать по ним просто и часто недорого.

На машине

Автобаны Германии знамениты на весь мир, хотя и сеть остальных дорог впечатляет своим качеством. Проезд по автобанам бесплатный для легковых машин (грузовики должны платить).

Транспорт в Германии

Другой отличный способ прокатиться по стране без собственной машины это воспользоваться услугами машин, едущих по пути. Через специальные веб-сайты можно связаться с людьми, если вы говорите по-немецки или можно попросить друга помочь. Это бесплатный сервис и обычно самый дешевый способ путешествия. Самые популярные сайты это Blablacar и Mifaz, на втором сайте нужно платить дополнительно. Если же есть своя машина, то можно подвезти кого-нибудь самим, это отличный способ экономии денег и помощь в защите окружающей среды.

На красный свет нельзя поворачивать направо, кроме случаев, когда есть маленькая зеленая стрелка, присоединенная к светофору. В этом случае можно осторожно повернуть направо, но все равно будет необходимо остановиться, чтобы убедиться, что нет пешеходов и других машин.

Во многих областях светофоры не висят над перекрестком, а расположены на углах. Не нужно медленно подъезжать к перекрестку, иначе можно не успеть заметить перемену света. Желтый свет горит значительно меньше по сравнению с США и Канадой и также предупреждает о том, что скоро загорится зеленый.

Остерегайтесь велосипедистов на велосипедных дорожках, иногда им разрешено использовать противоположную полосу. Если дорога пересекает велодорожку (Radweg), на ней могут быть красные отметки или другие знаки, тогда у велосипедиста есть преимущество. Если есть какие-то сомнения или нет знаков, все равно лучше пропустить.

Если полициейские захотят остановить, то они включат мигалки. Останавливайтесь спокойно и дружественно, передайте водительские права и документы на машину (если машина взята в аренду, то необходимо предоставить копию договора аренды), когда вас попросят. В большинстве случаев это все, что может случиться, если проявлять должное уважение к знакам, ограничениям скорости, то вас могут и вовсе не остановить.

Полиция может проверять водителей на содержание алкоголя в крови; контроль будет особенно жестким во время национальных праздников или закрытия массовых мероприятий, где люди могут употреблять алкоголь. Считается незаконным вести машину, когда содержание алкоголя в крови выше 0,05% (0.5‰ (промилле)). Но даже если значение будет ниже, могут оштрафовать, если создастся впечатление, что вы не можете вести автомобиль. Для людей младше 21 года и для тех, чей водительский стаж не больше двух лет, ограничение равняется 0.

Ограничения скорости в Германии следующие (если не определено обратное):

Транспорт в Германии

Транспортные средства с максимальной скоростью менее 60 км/ч не могут выезжать на автобаны Германии.

  • Полный обзор дорожных знаков и правил Германии можно найти по этому адресу.

Как вести себя на автобанах

Немецкие водители едут обычно быстро и довольно агрессивно, особенно на частях дороги без ограничений скорости. Менять полосы нужно предельно аккуратно. Транспортные средства, особенно мотоциклы, могут появиться за секунду из ниоткуда.

Если правая полоса свободна, то лучше занять ее, даже если кажется, что остальные водители выбирают левую или среднюю (если такая есть). Можно оставаться на левой/средней полосе, если справа оказались очень медленные машины.

Дорожные знаки на автобане показывают возможные пункты назначения (в основном названия городов). Они не показывают направление дороги (запад/восток), как в некоторых других странах.

Обгон справа запрещен и может быть опасен, так как другие водители его не ожидают. Нужно всегда пропускать машины слева, кроме случаев, когда вы находитесь в пробке.

Никогда не едьте задним ходом на шоссе, даже если пропустили свой выход. Доедьте до следующего выхода и сделайте поворот буквой U.

На автобанах есть аварийная полоса, где можно остановиться только для того, чтобы взять передышку. Для всего остального всегда используйте специальные площадки; на аварийных полосах незаконно и опасно останавливаться по другим причинам. Если на автобане закончится топливо, то полиция может взять штраф, если заметит. Если возникла необходимость остановиться, нужно установить специальный аварийный треугольник.

Стрелки на маленьких табличках вдоль автобана указывают на следующий оранжевый аварийный телефон, который автоматически бесплатно соединит со службой, если вам нужна полиция, скорая помощь или просто механик. Для таких звонков лучше выбирать эти телефоны, а не мобильные, так как с их помощью можно отследить ваше местонахождение.

Иногда машины скорой помощи используют аварийные полосы во время пробок. Но об этом всегда сообщают с помощью специальных световых знаков.

В случае поломки можно вызвать ADAC (самый большой автомобильный клуб в мире) по номеру +49 180 2222222 со специальных линий и 22 22 22 с мобильного телефона, вне зависимости от оператора. На автобане ADAC всегда окажут бесплатные услуги. В других ситуациях они могут взять какую-то сумму, если вы не являетесь членом организации. Если вы член иностранной организации автолюбителей, можно узнать, признает ли ADAC Ваше членство.

На поезде

Транспорт в Германии

В Германии есть отличная железнодорожная система, которая охватывает почти каждую часть страны. Если вы не путешествуете на машине, поезд может стать основным видом транспорта. Пересечь Германию из Мюнхена на юге до Габмурга на севере можно всего за 6 часов. На машине это займет около 8.

Есть несколько независимых железнодорожных компаний, которые заведуют региональными пассажирскими перевозками.

На большие расстояния

Все основные города соединены ICE (InterCity Express) и обычными поездами InterCity. ICE — это высокоскоростные поезда, которые могут развить скорость до 330 км/ч. Нужно позаботиться о бронировании, это не обязательно, но может оказаться, что придется стоять, если не достанется места. Обязательно стоит бронировать билеты на пятницу и воскресенье, потому что в эти дни ездит больше всего людей — даже первый класс может быть переполнен.

Скоростные поезда Германиит ICE очень комфортны. Перед тем, как заказывать билет в первый класс, подумайте, что качество второго класса в поездах ICE соответствует или даже выше первого класса в междугородних поездах других стран, что также сказывается и на цене. Главным отличием между двумя классами является ширина сиденья (3 сиденья в первом и 4 — во втором классах).

Высокоскоростные ICE — самые дорогие. На основных направлениях поезда ICE или IC ходят раз в час. Также есть поезда EuroCity (EC), которые соединяют основные города Европы. Для путешествий внутри Германии они примерно равны IC.

Если нужно далеко проехать на поезде, то есть возможность купить билет на спальный поезд. Конечно, вы пропустите красивые немецкие пейзажи, но зато можно будет выспаться в кровати.

Путешествие внутри области

Билеты на поезда Германии

Транспорт в Германии

Вся онлайн-информация Deutsche Bahn доступна на домашней странице Deutsche Bahn. Там же можно найти расписание поездов в Германии, все виды тарифов и многое другое. Адрес, по которому можно забронировать билеты онлайн. В последнее время эта практика становится все более распространенной благодаря своему удобству.

Билетные автоматы делятся на три категории. Билетные автоматы для местного транспорта обычно желтые, бело-серые или оранжевые; региональные (до 100 км) и на длинные дистанции — красные и синие.

Билеты для Verkehrsverbund

По уменьшенной цене могут продаваться билеты на день или на 4, 5 или 10 поездок. Некоторые билеты позволяют ездить определенное количество времени с разрешенными перерывами. Некоторые билеты действуют только на определенное расстояние, число станций или число регионов. Многие унифицированные системы оплаты проезда поделены на регионы или зоны, и цена билета зависит от количества зон (расстояния).

Очень удобно соединять поезда на дальние расстояния и местный транспорт. Если вы путешествуете далеко, то есть отличный шанс, что билет будет включать дневной билет на Verkehrsverbund хотя бы в одном из пунктов и, возможно, даже в пункте отправления.

Автоматы для местных билетов в большинстве случаев принимают только наличные, хотя на некоторых действуют немецкие банковские карты, карты электронной наличности или специальные дебетовые карты; кредитными картами точно нельзя расплачиваться. Чтобы купить один билет, нужно будет выбрать код дистанции из большой таблицы и ввести его с помощью клавиатуры. Чтобы купить проездной на день, нужно произвести дополнительные действия.

На большинстве средних и больших станций есть билетные кассы. Часы работы у них разные, поэтому есть вероятность, что придется подождать в очереди, но это займет не больше 5 минут.

Билеты на поезда дальнего следования

Транспорт в Германии

Билеты на поезда дальнего следования — это билеты на поезда Deutsche Bahn. Так как Bahn участвует в унифицированной системе оплаты проезда, они зачастую не продают билеты на внутренние поезда. Есть семь способов купить билет:

  • через интернет (специальные предложения, уменьшенные цены на путешествия туда-обратно)
  • в автоматах по продаже билетов
  • в билетных кассах DB на станциях, они называются Reisezentrum (иногда цены там чуть выше)
  • туристические агентства со знаком DB (их около 3600, иногда цены у них чуть выше)
  • в самом поезде (в крайнем случае, примерно на 10% дороже; оплата наличными либо картой)

Иногда полезно планировать заранее и просмотреть сайт Deutsche Bahn, чтобы найти способ сэкономить деньги. Если требуются билеты туда-обратно, можно сэкономить около 25%, заказав за 3 дня. Если вы используете интернет во время или до путешествия, то посетите сайт Deutsche Bahn, зарегистрируйтесь, оплатите кредитной карточкой, распечатайте билет (это необходимо, если вы не заказали отправку билета по почте на любой немецкий адрес). Кондуктор проверит номер билета и номер кредитной карты. Можно купить билет прямо до поездки, это очень удобно.

Автоматы по продаже билетов DB на станциях оснащены сенсорными экранами и меню на нескольких языках. Введите станции отправления и прибытия, дату и время, и вы получите список возможных рейсов с ценами в зависимости от поезда. Выберите один, оплатите кредитной картой или картой maestro, и билет будет распечатан. Такие автоматы продают билеты непосредственно перед началом поездки.

Reisezentrum это самое простое решение для путешественников. Персонал очень дружелюбный и готовый помочь. Но есть и недостатки — они закрыты всю ночь, их можно найти только на больших станциях и почти всегда нужно ждать. В зависимости от времени и дня нужно иметь хотя бы полчаса свободного времени.

Тарифы

У Deutsche Bahn имеется огромное количество разнообразных предложений, многие из которых отлично подходят для путешественников, так как на поезде в Германии ездить быстро и очень удобно. Внизу перечислены самые удобные с туристической точки зрения варианты

Транспорт в Германии

  • Eurail Pass и InterRail Pass — проездные билеты по железным дорогам Германии и ряда европейских стран, позволяющие совершить неограниченное количество поездок в Европе за определенное количество дней. Подробнее о Eurail Pass и InterRail Pass.
  • Скидочный билет — он действует на региональных и InterCity поездах. Если максимальная дистанция одной поездки до 250 км, то стоимость такого билета во второй класс составляет 17,90 евро, в первом классе — 26.90. Стоимость поездки на более длительные расстояния — 29,90 евро во втором классе, 39 евро — в первом классе. Проездной на двоих — 49 евро за человека (дополнительный пассажир — еще 20 евро). Подробнее — здесь.

Также имеются различные скидочные опции, но они рассчитаны, скорее, на тех, кто планирует оставаться в стране на довольно длительный срок, либо поездка охватывает всю странцу и длиться не менее двух недель.

  • Если купить билет в обратный конец по крайней мере за три дня, то можно получить скидку в 25% и даже в 50%, если путешествие включает ночь с субботы на воскресенье. В отличие от стандартных билетов, по этим нужно будет садиться только на указанные в билете поезд, нельзя выбирать более ранние или более поздние.
  • Дети до 14 лет путешествуют бесплатно вместе с одним из родителей.
  • Железнодорожная карточка BahnCard 25 стоимостью 55,70 евро (112 евро за проезд в первом классе) предоставляет скидку в размере 25% на все приобретенные впоследствии билеты.
  • Железнодорожная карточка BahnCard 50 стоимостью 229 евро (463 евро за проезд в первом классе) предоставляет скидку в размере 50% на все билеты. Школьник или студент (до 26 лет), а также пенсионер старше 60 лет или инвалид могут приобрести такую карточку за полцены.
  • Железнодорожная карточка BahnCard 100 стоимостью 4 027 евро (6 812 евро за проезд в первом классе) предоставляет скидку в размере 100% практически на все билеты. Исключение составляет, например, AutoZug — поезд, предоставляющий услугу перевозки личного автомобиля пассажира. Кроме того, при проезде в ночных поездах или экспрессах ICE Sprinter придется доплачивать.

Транспорт в Германии

Для учащихся в Германии есть еще один отличный вариант: студенты в возрасте до 26 лет могут приобрести карточку BahnCard50 за полцены. Еще одно важное примечание: если не хотите покупать карточки BahnCard, бронируйте билеты на неделю раньше — в этом случае их также можно купить вдвое дешевле; единственное ограничение, с которым можно при этом столкнуться и из-за которого следует тщательно планировать свой маршрут, то, что отправная точка становится конечной, то есть такой вариант срабатывает лишь в случае, если вы возвращаетесь туда, откуда выехали. Кроме того, поездка должна приходиться на уикенды; наконец, заранее указан поезд, которым следует ехать (о номере поезда вас оповестят).

Филиалы Deutsche Bahn

    (Артерн(Artern) — Небра (Nebra) — Наумбург (Naumburg), Цайц (Zeitz) — Тойхерн (Teuchern) — Вайсенфельс (Weißenfels) / Наумбург, Кверфурт (Querfurt) — Мерсебург (Merseburg), Мерсебург — Шафстадт (Schafstädt).

Другие железнодорожные и прочие транспортные компании

    (Гельзенкирхен (Gelsenkirchen) — Херне (Herne) — Бохум (Bochum) (Nokia-Bahn), Эссен (Essen) — Бохум — Виттен (Witten) — Хаген (Hagen) (Ruhr-Lenne-Bahn)) (в районе города Карлсруэ (Karlsruhe) (Гамбург- Айдельштедт (Eidelstedt) — Ульцбург (Ulzburg) — Ноймюнстер (Neumünster), Эльмшорн (Elmshorn) — Ульцбург, Ульцбург — Нордерштедт Митте (Norderstedt Mitte) (Гессертшаусен (Gessertshausen) — Фишах (Fischach) — Маркт Вальд (Markt Wald), Гюнцбург (Günzburg) — Крумбах (Krumbach) (Мюнхен — Ленггриз (Lenggries) / Тегенси (Tegernsee) / Байришцелль (Bayrischzell) (Гармиш (Garmisch) — Партенкирхен (Partenkirchen) — Граинау (Grainau) — Шнифернерхаус (Schneefernerhaus) / Цугшпитц-плато (Zugspitzplatt) (Фридрихшафен Хафен (Friedrichshafen Hafen) — Аулендорф (Aulendorf) (на острове Боркум (Borkum) в Северном море) (Фрайбург (Freiburg) — Брайзах (Breisach), Ригель (Riegel) — Эндинген (Endingen) — Брайзах, Ригель — Готтемхайм (Gottenheim), Фрайбург — Эльзах (Elzach) (Броль (Brohl) — Энгельн (Engeln) (Приен (Prien(DB) — Хафен Шток (Hafen Stock) (Хемнитц (Chemnitz) — Штольберг (Stollberg), Штольберг — Св. Эгидин (St. Egidien) — Глаухау (Glauchau), Хемнитц — Бюргштадт (Burgstädt), Хемнитц — Гайнихен (Hainichen) (Лейпциг — Борна (Borna) — Гайтхайн (Geithain); Лейпциг — Вурцен (Wurzen) — Ошатц (Oschatz); Лейпциг — Делич (Delizsch) — Биттерфельд (Bitterfeld); Лейпциг — Бад Лаузик (Bad Lausick)- Гайтхайн (Geithain); Лейпциг — Айленбург (Eilenburg) — Торгау (Torgau) (Дессау (Dessau) — Вёрлитц (Wörlitz) (Ошатц (Oschatz) — Мюгельн (Mügeln) — Кеммлитц (Kemmlitz), Небитцхен (Nebitzschen) — Глоссен (Glossen) (в районе города Карлсруэ)

Автобусом

Самолетом

Транспорт в Германии

Главный авиаперевозчик Германии, Lufthansa, обеспечивает полеты во все крупные города страны, а также за рубеж. Из-за сравнительно небольших расстояний и довольно высокого уровня возникающих недоразумений (чаще всего с багажом) перелеты в пределах страны осуществляются в основном в деловых целях. Ввиду бума бюджетных авиалиний, чрезвычайно низких цен, которыми пестрит Интернет, и огромной конкуренции есть все основания полагать, что они не будут пользоваться большим спросом. Если желаете посетить какие-либо крупные города, сравните стоимость билетов на самолет и на поезд. На дешевых авиалиниях в перечне рейсов нередко указываются крохотные аэропорты, расположенные где-нибудь в глуши, созвучные с широко известными, что может сбить с толку путешественников (например, Франкфурт-Хан не имеет ничего общего с Франкфуртом-на-Майне, крупным международным аэропортом Германии).

Читайте также: