Сообщение по музыке времена года

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 7809 1

МБОУ СШ № 2 р.п. Тумботино

Павловский район

Нижегородская область

Исследовательская работа по литературе

Времена года в музыке, поэзии и живописи.

учитель русского языка и литературы

Усова Елизавета Николаевна

Тумботино

1.1. Времена года в музыке, поэзии, живописи…………………………………………..3

Музыкальный пейзаж в творчестве П.И.Чайковского…………………………4

Времена года в цикле П.И. Чайковского, стихах поэтов-земляков и работах учащихся школы ………………….……………………………………………………………………..6

Пейзаж в музыке, поэзии и живописи не обязательно могут представлять авторы одного направления в искусстве, или только из одной страны, или только одного века, т.е. современники.

Актуальность темы состоит во всё большем обращении современного человека к искусству, нахождение общих тем и образов в произведениях композиторов, художников, поэтов разных эпох и стилей.

Цель работы – формирование представленийо взаимосвязи видов искусства (живописи, поэзии, музыки) через творчество поэтов-земляков, художников – пейзажистов, П.И.Чайковского

Для достижения цели решаются следующиезадачи:

Развитие представлений о взаимосвязи видов искусства (живопись, литература, музыка)

Воспитание чувства прекрасного к окружающей действительности и бережного отношения к природе.

Составление лекции для концерта «Времена года в музыке, поэзии, живописи.

Времена года в живописи, поэзии, музыке.

Образ природы – одна из распространенных и волнующих тем в искусстве. В творчестве каждого художника, писателя, поэта, композитора можно найти изображение природных явлений и описание природы. Однако произведений, запечатлевших все четыре времени года или все двенадцать месяцев года в одном цикле не так много.

Времена года в живописи.

В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

Времена года в литературе.

Пейзаж – это не просто описание природы, но такой продукт творчества, который пронизан своеобразием индивидуальности писателя или поэта. Но в основе пейзажа - всё-таки природа. Природа - это фундамент для возникновения, формирования и развития человеческой культуры, науки и искусства.

От деревни задымленной - дальше.

За деревней дальше - лес и луг.

И не встретишь здесь ни капли фальши
Каждый малый стебель - милый друг.

Распахни же душу,

Улетят - их атакует дождь.

О природа, мой советчик строгий,

Знаю точно, что меня поймешь.

Времена года в музыке.

Музыкальный пейзаж в творчестве П.И. Чайковского.

В основу музыкального содержания каждой пьесы Чайковского положены конкретные бытовые образы, заимствованные непосредственно из окружающей жизни и картины русской природы в разные времена года.

Поводом к написанию фортепианного цикла "Времена года" послужил заказ издателя журнала "Нувеллист" Н.М.Бернарда. Названия пьес были предложены композитору издателем и выставлены в рукописи цикла композитором. Пьесы были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом. Двенадцать пьес соответствовали каждому месяцу года и включали стихи русских поэтов в качестве эпиграфов, которые П.Чайковский принял и одобрил.

Времена года в фортепианном цикле П.И. Чайковского,

стихах поэтов-земляков и работах школьников

В качестве эпиграфов к пьесам П. И. Чайковского мы представляем поэтические пейзажи стихи поэтов – земляков.

Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. После зимней стужи и безжизненной поры очень трогательно выглядят небольшие голубые или белые цветочки, которые появляются сразу после таяния зимнего снега. Подснежник – один из самых любимых цветов в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания.
Вчера еще — кругом зима,

В обед весной с полей пахнуло

Осели белые снега

И гололед с дорог слизнуло.

Всегда на стыке двух времен

Природа страсти накаляет,

Весна тепло приносит днем,

Зима ночей не уступает

В замерший омут,

Смотрятся тихие сосны.

А на улице дождик,

А на улице слякоть.

Вот капризница осень,

Все бы только ей плакать.

Как царевна хрупка,

Как царевна уныла,

Осень томно головку

На плечо наклонила.

Снег обвально неделю шел целую,

На деревьях улегся, застыл,

Легким пухом, периною белою,

Землю серую нежно укрыл.

Всем домам подарил шапки белые,

На забор рукавички надел,

Словно мастер, руками умелыми,

Нарядил, утеплил, обогрел.

Ночь на землю крылом опускается,

Минус тридцать, кругом тишина,

И звезда от звезды зажигается,

Да холодная светит луна.

Результатом творческой активности в процесс создания проекта стало решение построения лекции по творчеству композитора П. И. Чайковского. Поскольку эпиграфы для каждой пьесы были подобраны первым издателем цикла, а не самим композитором, то мы взяли на себя смелость представить в качестве эпиграфов к пьесам П.И. Чайковского произведения стихотворцев-любителей, а в качестве зрительного ряда картины не только знаменитых художников, но и работы учащихся нашей школы. Но гениальная музыка Чайковского – это наша великая Родина. Поэзия и творчество юных художников – это моя великая Малая родина. Здесь перед нами открывается многообразный мир искусства. Этот мир обогащает нашу жизнь духовной силой и красотой, позволяет глубже и острее осознать чувство Родины.

Список литературы

Альшванг А. П. Чайковский. М., 1970.

Асафьев Б. Избранные труды, т.2,4. 1954.

Калинина Н. П. Чайковский. М., 1988.

Левадная О. Из крика птиц растут воспоминанья. Времена года.

Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка, т.9. М., 1965 г.

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все звуки природы – пассажами скрипок!

Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка… И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается. Неожиданно наступает затишье, это перед бурей… И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.

Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. “Разливается” вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова. В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.

Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных “кувыркающихся” пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается “Зима” и цикл Времен года.

А вот еще одна интересная интерпретация Времен года в постановке Ролана Пети:

Что может быть более завораживающим, более прекрасным, более красочным, чем смена времен года? Думается, что недаром многие композиторы обращались к этой теме, ведь в круговороте времен года можно усмотреть стадии жизни человека.

Весна - рождение, молодость, Лето - расцвет сил, Осень - зрелость, Зима - старость, угасание, смерть.

И, конечно, откроет нашу подборку цикл Антонио Вивальди

Антонио Вивальди. Цикл из 4-х оркестровых концертов "Времена года"

Пожалуй, самый знаменитый цикл, который написан на тему времен года, да и вообще, одно из самых великих произведений в истории музыки. Так получилось, что Вивальди написал цикл из 12 концертов, который назывался "Спор гармонии с изобретением".

Однако известность приобрели именно первые четыре концерта, которые назывались соответственно "Весна", "Лето", "Осень", Зима". Сейчас они исполняются одним циклом

Петр Ильич Чайковский. Цикл из 12 фортепианных пьес "Времена года"

А этот широко известный и любимый по всему миру цикл пьес был создан по заказу издателя журнала "Нувеллист" Н. М. Бернарда, который сотрудничал с П. И. Чайковским с 1873 года. В ноябре 1875 года Бернард посылает письмо Чайковскому, где просит его написать фортепианный цикл. Это письмо не сохранилось, но по ответу Чайковского можно легко понять, что в нем было:

Из письма становится понятно, что все названия произведений принадлежат издателю.

Послушаем этот замечательный цикл в исполнении Михаила Плетнева

Александр Константинович Глазунов. Балет "Времена года"

Это одноактный балет, где в аллегории показывается, как времена года сменяют друг друга. Только здесь все действие начинается с Зимы и ее приспешников - Инея, Льда, Снега и Града.

Затем приходит Весна, которой помогает теплый ветер Зефир.

Весну сменяет Лето, зреет Колос, а Осенью наступает время плодородия и всеобщего веселья.

Астор Пьяццолла. Цикл из 4-х инструментальных танго "Времена года в Буэнос-Айресе"

Этот цикл представляет собой 4 танго, которые были написаны композитором в разное время.

"Времена года" Пьяццоллы - это не времена года в обычном понимании. Сам автор указал в названии, что это разные периоды в жизни бедного жителя окраин Буэнос-Айреса.

Цикл исполняют и от "Весны" к "Зиме", и от "Осени к "Лету"

Филип Гласс. Скрипичный концерт №2 "Американские времена года

Этот скрипичный концерт разделяется на 4 раздела, которые и соответствуют временам года.

Январь У камелька

Январский вечер, за окном – зима, а у камелька (камина) уютно и тепло.

На душе – умиротворение. Звучит задумчивая, спокойная мелодия, будто размеренная речь.

Так приятно отдохнуть у камина! Можно просто глядеть на яркие языки пламени и прислушиваться к потрескиванию поленьев.

Читайте также: