Архитектурные контрасты вокруг нас сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Когда прибываешь в Москву по железной дороге, можно отчетливо ощутить, как меняется архитектура города: вот, казалось бы зеленая зона с обычными низкими домишками, по мере пути этажи прибавляются, и вот уже и совсем гигантские постройки, знаменующие прибытие в столицу. Но Москва выглядит контрастно не только в этой ситуации. В самом городе также можно увидеть довольно странные архитектурные комбинации.

Ржавые гаражи на фоне небоскребов Москва-сити.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Сталинский ампир контрастирует с Москва-сити.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Здесь прямо-таки смешение веков.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Деревня Терехово разместилась прямо в пяти километрах от Москва-сити.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Снова древние памятники архитектуры оживляют своими яркими красками сталинские постройки, а небоскреб завершает этот архитектурный контраст.

Храм Николы Чудотворца, обнесенный современными зданиями.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Вновь разнообразие московской архитектуры.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

На этом фото, кажется, есть всё, что только может быть

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Церквушка, зажатая офисными зданиями.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Конечно, здесь колорит достигается за счет ретро-поезда.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Дом на Мосфильмовской на фоне зеленой зоны.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Церкви контрастируют с соседними постройками.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

А вот снова московские высотки и деревенский домик.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Если на предыдущих фотографиях то и дело мелькали зеленые зоны, то здесь – главная свалка столицы.

На этой фотографии колорит достигается за счет аттракционов, но на заднем плане снова видно разнообразие построек.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Конечно, Москва – город контрастов. Вы скажете – в любом мегаполисе будет такое. Может, вы и правы. Хорошо это, что в городе такое разнообразие построек или плохо – для каждого вывод будет свой.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Экскурсия, проводимая проектом Sputnik, строится на прогулке мимо зданий, вызывающих диссонанс своим появлением рядом с постройками в других архитектурных стилях. В течение прогулки экскурсовод подробно рассказывает о стилях, в которых строили Москву и другие города в разные временные отрезки, об архитекторах, об истории конкретных зданий. Гид активно поддерживает беседу с каждым из гостей экскурсии, отвечает на все возникшие вопросы. Общение проходит в форме диалога, что значительно располагает слушателей и делает экскурсию еще более приятным времяпрепровождением.

Белая площадь

Экскурсия начинается на Белой площади неспроста. Офисные центры, вызывающие массу споров у историков искусства и архитекторов граничат с церковью — памятником архитектуры 20 века.

Архитектурная прогулка Город архитектурных контрастов - png base64 iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAAYYAAADcAQMAAABOLJSDAAAAA1BMVEUAAACnej3aAAAAAXRSTlMAQObYZgAAACJJREFUaIHtwTEBAAAAwqD1T20ND6AAAAAAAAAAAAAA4N8AKvgAAUFIrrEAAAAASUVORK5CYII - Город архитектурных контрастов


Ул. Тверская

Тверская содержит в себе самый главный комплекс советской архитектуры, однако, на ее просторах все чаще появляются офисные здания, построенные по не всегда удачному принципу компоновки деталей из разных стилей, абсолютно не сочетающихся с монументальностью домов девятнадцатого и двадцатого века.

Архитектурная прогулка Город архитектурных контрастов - png base64 iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAAYYAAADcAQMAAABOLJSDAAAAA1BMVEUAAACnej3aAAAAAXRSTlMAQObYZgAAACJJREFUaIHtwTEBAAAAwqD1T20ND6AAAAAAAAAAAAAA4N8AKvgAAUFIrrEAAAAASUVORK5CYII - Город архитектурных контрастов


Ул. 2-ая Тверская-Ямская

В сравнении с шумной Тверской, эта улица представляется нам тихим оазисом в центре шумной Москвы. Тверская-Ямская – отличный пример симбиоза домов в разном стиле, которые лаконично дополняют друг друга.

Архитектурная прогулка Город архитектурных контрастов - png base64 iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAAYYAAADcAQMAAABOLJSDAAAAA1BMVEUAAACnej3aAAAAAXRSTlMAQObYZgAAACJJREFUaIHtwTEBAAAAwqD1T20ND6AAAAAAAAAAAAAA4N8AKvgAAUFIrrEAAAAASUVORK5CYII - Город архитектурных контрастов


Особняк Ф.О. Шехтеля

Архитектурная прогулка Город архитектурных контрастов - png base64 iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAAYYAAADcAQMAAABOLJSDAAAAA1BMVEUAAACnej3aAAAAAXRSTlMAQObYZgAAACJJREFUaIHtwTEBAAAAwqD1T20ND6AAAAAAAAAAAAAA4N8AKvgAAUFIrrEAAAAASUVORK5CYII - Город архитектурных контрастов

Архитектурная прогулка Город архитектурных контрастов - png base64 iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAAYYAAADcAQMAAABOLJSDAAAAA1BMVEUAAACnej3aAAAAAXRSTlMAQObYZgAAACJJREFUaIHtwTEBAAAAwqD1T20ND6AAAAAAAAAAAAAA4N8AKvgAAUFIrrEAAAAASUVORK5CYII - Город архитектурных контрастов

Это не все локации, которые были представлены в течение экскурсии. Помимо известных всем улиц, за два часа прогулки можно увидеть и архитектурные достопримечательности, на которые ранее, скорее всего, вы не обращали внимание. К примеру, Англиканская церковь Святого Андрея или Электроподстанция московского метрополитена на Большой Никитской.

Фото: GiuseppeT/wikipedia.org

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото:Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото:Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

Екатерина Сванидзе:

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс

Фото:Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:Unsplash

Николай Фанеев:

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото:Shutterstock

Фото:Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото:Shutterstock

Фото:Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Фото:Vassil/wikipedia.org

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Фото:Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото:Shutterstock

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Фото:Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

Николай Фанеев:

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Фото:Bellomonte/wikipedia.org

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото:Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

Николай Фанеев:

Тем не менее, можно отметить явные параллели в методах художественного авангарда и современного проектного творчества. Благодаря новым технологиям архитекторы и дизайнеры обрели доселе невиданную свободу формообразования, а под влиянием революционных научных теорий они по-новому стали смотреть на пространство, человека и его взаимодействие с миром.

Переосмысление авангарда: Баухауз, ВХУТЕМАС и современные поиски в архитектуре и дизайне


Рис. 1. Заха Хадид. Дипломный проект по мотивам архитектонов Малевича (слева), Центр современного искусства в Цинциннати, США (справа)

В состав архитектурного факультета входили несколько мастерских, резко различавшихся по своей идеологии и соперничавших друг с другом:
– академическое отделение (И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, И. В. Рыльский, Э. И. Норверт, В. Д. Кокорин, Л. А. Веснин);
– объединенные мастерские (Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский, Н. В. Докучаев);
– Мастерская экспериментальной архитектуры (И. А. Голосов, К. С. Мельников);
– позднее – мастерская А. А. Веснина.

С начала 1920-х основная борьба развернулась между традиционалистами и новаторами, к середине 1920-х обострились противоречия между рационалистами и конструктивистами.

Приборы для проверки глазомера из психотехнической лаборатории Н. А. Ладовского. Слева направо: плоглазометр (для определения плоскостных величин), углазометр (для определения угловых величин), оглазометр (для определения величины объема)

Рис. 2. Приборы для проверки глазомера из психотехнической лаборатории Н. А. Ладовского. Слева направо: плоглазометр (для определения плоскостных величин), углазометр (для определения угловых величин), оглазометр (для определения величины объема)

Работы И. А. Голосова: клуб им. Зуева в Москве (слева), схемы построения архитектурных объемов

Рис. 3. Работы И. А. Голосова: клуб им. Зуева в Москве (слева), схемы построения архитектурных объемов

В отличие от Ладовского, учившего работать с пространством и психологией восприятия, для Голосова главное в архитектурном творчестве – работа с объемом и массами. Что же касается конструктивистов, то для них важнейшими критериями были максимальная практичность формы и экономичность (а также индустриальность) конструкции.

М.Я. Гинзбург. Проект компактного кухонного элемента для Стройкома РСФСР (слева), современное воплощение (справа)

Рис. 4. М.Я. Гинзбург. Проект компактного кухонного элемента для Стройкома РСФСР (слева), современное воплощение (справа)

Далее перечислены лишь некоторые наиболее интересные проектные идеи, ставшие впоследствии основой для значимых сооружений второй половины 20-го – начала 21-го веков.

Проект горизонтального небоскреба, арх. Эль Лисицкий (слева), здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, арх. Г. Чахава и З. Джалагхания (справа)

Рис. 6. Проект горизонтального небоскреба, арх. Эль Лисицкий (слева), здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, арх. Г. Чахава и З. Джалагхания (справа)

3. Огромное влияние на современную архитектуру оказала идея конструкции гиперболической башни Владимира Шухова (самое известное из спроектированных им подобных сооружений – радиобашня на Шаболовке, Москва), реплики которой появляются сейчас по всему миру, от Китая до Австралии (рис. 7).

Водонапорная башня в Н. Новгороде по проекту В. Г. Шухова (слева), смотровая башня в Сиднее, Австралия (в центре), телебашня в Гуанчжоу, КНР (справа)

Проект летающего города (слева) и летательной капсулы (в центре), арх. Г.Т. Крутиков; проект воздушной фермы водорослей “HYDROGENASE”, очищающей воздух, арх. В. Каллебо

Рис. 10. Проект летающего города (слева) и летательной капсулы (в центре), арх. Г. Т. Крутиков; проект воздушной фермы водорослей “HYDROGENASE”, очищающей воздух, арх. В. Каллебо

Аксонометрия блока квартир в доме Наркомфина, арх. М.Я. Гинзбург и др. (слева); интерьер двухуровневой квартиры в доме V&M, арх. бюро BIG (справа)

Рис. 11. Аксонометрия блока квартир в доме Наркомфина, арх. М. Я. Гинзбург и др. (слева); интерьер двухуровневой квартиры в доме V&M, арх. бюро BIG (справа)

Проект коммунального дома, арх. Н.А. Ладовский (слева), здание Центра здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе, США, арх. Ф. Гери (справа)

Рис. 12. Проект коммунального дома, арх. Н.А. Ладовский (слева), здание Центра здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе, США, арх. Ф. Гери (справа)

Таким образом, эти две методологические стратегии прекрасно уживаются в современном арт-пространстве и дополняют друг друга, но все острее ставится другой вопрос – об этической составляющей искусства и его способности стимулировать духовный рост человека, эволюцию его сознания. Характер художественных высказываний часто сомнителен, и порой завязан на коммерческой составляющей. Искусство (как и архитектура, и дизайн) не должно становиться предметом потребления, его цель – через расширение границ восприятия действительности способствовать достижению человеком новых уровней гармонии с самим собой, обществом и природой. И здесь органический метод становится предпочтительным, в особенности, с внедрением принципа соучастия разных людей и сообществ в процессе создания художественного произведения и организации окружающей среды.

Искусство – именно то, что будет объединять людей в мире, где религиозные и философские концепции терпят крах, столкнувшись с превосходящими всякое воображение возможностями современной науки и техники, в мире, где традиционные социальные и экономические институты утрачивают всякое доверие, а разобщенность и отчужденность людей достигают предела. Через совместное творчество, приумноженное посредством информационных технологий, будут преодолены разделяющие нас воображаемые границы, которым до сих пор придается чрезмерное значение.

Литература

© Евгений Лобанов. Доцент кафедры дизайна оборудования в средовых объектах СПБГУПТД. 2020.

Читайте также: