Архитектура среди природных стихий сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Люди и природная среда – как часть единой цивилизации.

Аспекты взаимодействия архитектуры и природного окружения(примеры).

1)Подражание арх-ых форм природний среде на основе общих черт природы и арх-ры.Фронтальная геометрия дает возможность перейти арх-ам к нелинейной арх-ре.(Например: Мост-остров в Граце.Арх-ор: Витто Аккончи 2003г. Перетекание пространства,объемов. 2)Погружение арх-ых объектов в природную среду-основатель Ллуис Саллеван. 1830г.-органиченная арх-ра.(Дом над водопадом-Френк Ллойд Райт 1934-1937гг.).Создание зданий и сооружений раскрывающих св-ва естественных материалов(камень,дерево). Органичное сочетание окружающего ландшафта и постройки.Дома прерии.

Образы природных стихий в архаической модели мироздания (земля,вода,воздух,огонь).

Природные стихии интересовали чел-ка всегда.

Основные природные стихии:земля(почва),огонь(солнце),вода(появляется во всех культурах), воздух.Образы природных стихий в арх-ре появляются от первобытности.

Древняя картина мира.

Древняя модель мира-горизонтальная проекция.Три солнца,восток,закат и полуденное солнце.Простые геометризированные символы представляют собой картину мира.Квадрат-простой геометрический символ,символизирует Землю.Круг,диск,круг с лучами-солнце,огонь(пространство Стоунхенджа).Земля-прямоугольник, ромб и наложенный на него крест,стилизованное изображение растений.Земля,поле-треугольник.Вода-хлеби небесные,каплевидный орнамент.Крест-направление по сторонам света.Мандала-индо-тибетская модель мира.Вертикальная модель:

Архитектура и земля.

Взаимодействие архитектуры и земной поверхности.

1)Освоение рельефа местности.Выравнивание неровности земли(Египет.Древнее Царство. Некрополь в Гизе(создание абсолютно ровной поверхности, горизонтальной площадки) 2900-2700гг. до н.э.Пирамиды Хефрена,Хеопса,Миккерина).

2) Использование рельефа местности:Крито-мекенская культура(островная культура)(Дворец-лабиринт в Кноссе 20в. до н.э.-17-16вв. до н.э.)Восточные и древне-греческие традиции. Используется пространственная концепция:изнутри-наружу(от центрально ядра-парадный двор открытый);логика построения пространств связана с функцией;развивается в разных уровнях(разница между этажами,лестницы-пандусы использовались для связи между уровнями).Помещения:тронный зал, колонный зал, парадная лестница, лаврис,большое количество пантусов, переходов,помещения для заготовки продуктов, гончарные помещения,покои. Была специальная система водоотведения. имелся световой колодец-через него проникал свет.перепады между уравнями-хаотичность. Аттектоничное решение конструкций. Конструктивное решение стен дворца-давало возможность избежать разрушений при землятрясении.Дворец прорастает в рельеф местности.

Минойский период(по имени царя Миноса).Менойскую культуру обнаружил англ.исследователь Эванс.Преобладает образ женщины,образ быка(бои,физические упражнения),полная иррациональность.

3)Параллельное развитие наземной и подземной арх-ры.Крепости,сооружения снабжены подземными ходами(строились и в 18в.).Крепость Дмитрия Ростовского(Основан в 1861г. Подземные ходы шли во все стороны.Вызвали затруднения для устойчивости наружных зданий). Здание госбанка (Построено в 1907-1911гг.в Ростове-на-Дону.Когда было построено,пошли трещины по стенам из-за близлежащего подземного хода).Париж: большие подземные катакомбы.

4)Создание искусственной тверди,почвы.Различные насыпи. Петербург-строился на берегу Невы,был большой риск затопления.Большое количество каналов-грузоперевозки и обеспечение водоотвода.Венеция-постоянная сырость,почва неустойчива.Вместо улиц-каналы.

6) Взаимодействие постройки и земной поверхности. Устойчивость, Выбор фундамента( Колокольня старого собора в Выборге, римско-католическая церковь Св.Марии) Визуальное ощущение устойчивости,т.е.сужение стен, башен.Облегчение стены к верху.Нижние ярусы более плотные.(Колокольня Ивана Великого 1505-1508гг. Автор-итал.арх-ор Бон Фрязин).

Архитектура и вода.

Вода как препятствие. Вода,которая преодолевается(мост). В средневековье: англ. замок Бодиам(построен простив вторжения французов.Ров заполненный водой).Троицкая крепость на мысе Таганий Рог. Вода,которая используется.

Архитектура и огонь (свет).

Огонь как разрушительная сила (средства защиты). Огонь несет как созидательную так и разрушительную силу. Пожары стимулировали развитие строительных мероприятий. Примеры защиты от огня: 1)градостроительные мероприятия: 1493г. – возводились каменные Кремлевские стены. Красная площадь уберегала Кремль от пожаров. Во многих странах были приняты указы регламентирующие ликвидацию пожаров.1493г. – снесена городская застройка от Кремля, в долине реки Неглинной. Кремль со всех сторон был окружен пространством, стал изолированным. Были приняты законы, запрещавшие строить из дерева. Пример: 1793г. – застройка Петербурга стала каменной по настоянию Петра 1. 1666г. – сгорел Лондон. 2) конструктивные мероприятия: Грандмауэрная стена (дает возможность прекратить пожар в рамках одного дома) выводится за пределы кровли. Усадьа Шереметьевых в Останкино(выполнена из дерева, но штукатурка имитирует каменную кладку. наличие домового театра). Восстановительные работы после пожара: пожар давал возможность застроить новой арх-рой. Пример: при Иване 3 пожар очистил большую территорию.После пожара 1812г. – война с Наполеоном.КАлацистические усадьбы, храмы. В Чикаго в 70-е гг. был грандиозный пожар. Возникновение Чикагской школы-1-ый рационализм в арх-ре,разработка противопожарных мероприятий. Пантеон в Риме (около 125г.)

Новое время .период после средневековья. 12-1-я полов. 14в. Перепланировка, реконструкция. связано с новыми требованиями: улицы прямые,широкие. Кристофер Реш.

Исходно разделенные расстоянием в полмира, древнегреческие и древнекитайские философы сходным, но отнюдь нетождественным образом определяли первоэлементы или стихии, соединением которых они сочли окружающий мир: земля, вода, огонь, дерево, металл — так у греков; земля, вода, воздух, огонь — у китайцев.

Нам теперь не удастся обойтись столь малым числом стихий, ведь мы верим, что стихиями являются также и зеленый мир травы, кустов и деревьев; пестрый мир человеческой толпы; над всем господствующее время. Так или иначе, но земля остается в основе всего списка, да и как может быть иначе у человека, ощущающего себя вполне естественно только в том случае, если ноги его надежно утверждены на земле.

Зелень

На первый взгляд живая сокровищница переменчивых красок, фактур, форм, которую древние называли прекрасным именем богини Флоры, а мы несколько пренебрежительно -зеленью, относится к царству биологии, и архитектура с ее камнем, кирпичом и металлом ей не родня. Однако это не совсем так, или даже совсем не так. Разумеется, пока люди обитали в шалашах или чумах, травы,…

Воздух

Воздух для всех нас — это легкость или затрудненность дыхания, когда мы набираем его в легкие, но это также и атмосфера, на капризы которой немедленно отзывается все живое, все видимое глазом. Воздух — это еще и ветер, то нежный ветерок, то вымораживающая до кости вьюга, то освежающая прохлада, то иссушающее дыхание зноя в южных широтах….

Толпа

Множество людей, движущихся то в ясно выраженном направлении, то — хотя каждый имеет собственную цель — в целом хаотически, никогда не причисляли к стихиям, что несправедливо, во всяком случае с тех пор, когда возникли крупные, плотно застроенные города. Во всем том, что касается публичного пространства, архитектор всегда ориентирован на толпу, а отнюдь не на отдельного…

Время

Время логично не причисляли к числу основополагающих стихий, когда составляли их короткий список. Для древних египтян в полном смысле существовала одна только вечность, ради жизни в которой владыки сооружали пирамиды и еще населяли стены гробниц радостными изображениями жизни, которую таким способом стремились забрать в вечность вместе с собой. Для освободившихся из египетского пленения иудеев время…

Вода

Человек — существо земное, и во все времена его отличают любовные и вместе враждебные отношения с великой водной стихией. Раз его самого, то значит и его дом. И еще — пути по земле, ведь пересечение пути и водной преграды породило одно из самых восхитительных типов сооружения -мост. Но мост заслуживает особого разговора. У постройки сложные…

Огонь и свет

Огонь — настолько давний и очевидный враг построек, что об этом не стоило бы и говорить, если бы не одно обстоятельство. К концу XVI в., устав от разрушительных пожаров и ужаснувшись размерам убытков, которые вызывались ими, государи одной страны за другой принимали законы, запрещавшие строить из дерева совсем, во всяком случае в крупнейших столичных городах….

Земля

Она же — земная твердь, образующая собой поверхность, на которой разыгрывается драма человеческой жизни, равно как многообразие человеческой деятельности. Это еще и стихия, служащая основным материалом процесса творения, которым великий скульптор — сама Природа — занят с незапамятных пор. В масштабах невообразимо гигантских, какие стали ясны только человеку Нового времени, нанесшему на карту очертания континентов….

Органическая архитектура — не только течение архитектурной мысли, но и настоящая философия, в основе которой лежит идея о гармонии человека с окружающим миром.

История органической архитектуры?

Органическая архитектура зародилась в 1890-е гг. в противоположность функционализму. Первое упоминание о ней принадлежит Луису Салливену, однако сделать данный стиль популярным суждено было его последователю Фрэнку Ллойду Райту, который в 1920-е — 1950-е гг. сформулировал основные постулаты органической архитектуры.

За все время ее существования первоначальная идея о неразрывности с природой и ландшафтом эволюционировала, культивируя свои новые вариации (бионическая, экологическая архитектура).

органической архитектуры

Портрет Фрэнка Райта

Максимальная интеграция в окружающий ландшафт

Данный вид архитектуры характеризуется созданием зданий, органично вписанных в природный ландшафт. Их форма должна каждый раз вытекать из специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых они возводятся. Здесь отсутствует традиция нарочитого выделения постройки из окружающего ландшафта.

органической архитектуры

Дом над водопадом

The High Desert House, США

Идея создания уникального дома в пустыне Калифорнии появилась в 1986 году у пары художников, Джея и Бев Дулиттл. К реализации проекта приступил архитектор Кендрик Бангс Келлог , и теперь The High Desert House является впечатляющим примером биоморфизма — имитации природных форм как внутри постройки, так и снаружи.

органической архитектуры

The High Desert House

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

Дом у скалы, Норвегия

Дом студии Lund Hagem

Дом студии Lund Hagem

органической архитектуры

органической архитектуры

Использование природных материалов

Если первоначально органическая архитектура предполагала использование только одного вида материала (камень или дерево), то сейчас чаще наблюдается сочетание лёгких конструкций и тяжелых, массивных объектов из фактурных необработанных материалов. Таким образом, пропадает необходимость в дополнительном декоре интерьера.

Dayang Sanghoi, Южная Корея

Архитекторы из южнокорейского агентства TUNEplanning воспользовалось горной поверхностью региона Пхёнчхан в Сеуле, чтобы построить безопасное убежище от шумной атмосферы города. Здание принадлежит частной компании, разместившей на его территории офис, центр обучения, студию, ресторан и кафе.

В постройке и оформлении Dayang Sanghoi использовалось два природных материала: камень и сосна. Пространство было спроектировано таким образом, чтобы горная порода сразу бросалась в глаза посетителям, она обеспечивает фон для бара. Даже мебель здесь установлена беспорядочно, будто расставлена природой и без какого-либо плана.

органической архитектуры

Dayang Sanghoi

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

Отель Amangiri, США

органической архитектуры

Отель Amangiri

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

Обилие естественного света

Свет формирует пространство и служит мощным средством воздействия на эмоции. Поэтому Ф.Л. Райт одним из первых ввел в архитектуру ленточное, потолочное остекленение и панорамные окна, казавшиеся тогда эксцентричным новшеством, и столь привычные для нас сейчас.

Стекло используется не только для окон, но и для зонирования интерьера. Естественный свет посредством обильного остекленения жилого пространства создает присущую для органической архитектуры атмосферу свободы и отсутствия границ.

The paradise-like house, Китай

Все детство владельца этого дома прошло рядом с природой. Пожив в городе, он устал от шума и суеты и попросил дизайнера Сюй Фу-Мина создать для него собственный райский уголок, способный вернуть его к природе. Однако дизайнер не ограничился натуральными материалами и окнами во всю высоту здания с видом на сад. Чтобы создать эффект особого умиротворения и безопасности, Сюй Фу-Мин пристроил окна спальни к массивным камням.

органической архитектуры

The paradise-like house

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

Hidden Pavilion, Испания

Полностью застекленные стены Hidden Pavilion гарантируют, что владельцы этой резиденции, созданной архитекторами Penelas Architects, смогут насладиться наилучшими видами живописного леса за пределами Мадрида. Он полностью оправдывает свое название, поскольку спрятан среди лесных массивов.

Для обильного естественного освещения внутри дома почти все поверхности либо стеклянные, либо отражающие, что позволяет дневному свету задержаться в Hidden Pavilion подольше.

органической архитектуры

Hidden Pavilion

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

Размытие границ между интерьером и окружающей природой

Одним из главных и отличительных признаков проектирования современного жилища в органическом стиле является перетекание пространств. Гармония между внутренним и внешним пространством (интерьера с окружающей средой) достигается чаще всего через остекление.

Органическая архитектура определяется климатическими особенностями, поэтому современные архитекторы находят нужным не только стереть грань между домом и ландшафтом, но и оригинально использовать естественную природную среду в продолжение интерьера. И вот несколько примеров в доказательство.

Отель Valentinerhof, Италия

Уникальность этого отеля состоит в почти полном отсутствии визуальных границ между внутренним пространством бассейна и окружающими видами Альп. Архитекторы из бюро noa* добились эффекта бесконечного водоема в небесах с помощью панорамного остекления и ступенчатых бассейнов.

органической архитектуры

Отель Valentinerhof

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

The Sirdalen House, Норвегия

Архитекторы из Filter Arkitekter создали современный дом, органично дополняющий заснеженные просторы горнолыжного курорта. В случае, когда погода не позволяет застеклить все поверхности, единственный выход в органическом стиле — создание эффекта перетекания пространства, чтобы внешняя стихия служила естественным продолжением интерьера и наоборот.

органической архитектуры

The Sirdalen House

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

Элементы живой природы в интерьере

Для того, чтобы окончательно гармонизировать человека с природой, современные архитекторы прибегают к масштабному озеленению жилой площади. Живая растительность здесь используется в сочетании с минималистичным интерьером. Чем сильнее растительность совпадает с местной, тем органичнее смотрится вся постройка.

MM House, Мексика

органической архитектуры

MM House

органической архитектуры

органической архитектуры

органической архитектуры

Magic Breeze, Индия

Архитектурная студия Penda недавно предложила экологический проект озелененных небоскребов в Индии, каждая квартира в которых будет обладать частным садом. Проект, полный жизненных сил, в лучших традициях органической архитектуры преобразит эстетику городского горизонта.

органической архитектуры

Magic Breeze

органической архитектуры

органической архитектуры

Она же - земная твердь, образующая собой поверхность, на которой разыгрывается драма человеческой жизни, равно как многообразие человеческой деятельности.

Это еще и стихия, служащая основным материалом процесса творения, которым великий скульптор - сама Природа - занят с незапамятных пор. В масштабах невообразимо гигантских, какие стали ясны только человеку Нового времени, нанесшему на карту очертания континентов. В масштабах грандиозных, как Великий каньон в американском штате Невада, прорезанный на тысячу метров рекой Колорадо: этакая горная цепь, вывернутая наизнанку.

В масштабах могучих: над огромным островом Крит господствует почти правильная пирамида горы Ида, в представлении древних державшая на себе небо. Еще в масштабе умеренном: лесистый холм над рекой Москвой и долиной реки Неглинной или остров Сите посреди реки Сены, как магниты, тянули к себе людей за многие тысячи лет до возникновения Москвы и Парижа. Наконец, в миниатюрных размерах - цепкий взгляд всегда находил наиболее привлекательные места на любой местности, и там человек устраивался жить с незапамятных времен. Недаром практически невозможно найти такой город, на территории которого не нашлось бы множества древнейших стоянок. Человек еще не стал строителем, еще не начал подражать природе как творцу, когда он стал применяться к скульптуре земли, которую мы теперь называем рельефом.

Не суть важно, была ли пещера первым обиталищем, либо в ней стали укрываться лишь в эпоху оледенения. Жизнь людей изначально тяготела к долинам, прижималась к каменным стенам или глинистым обрывам, в которых всегда образуется множество пустот. Так или иначе, сотни поколений людей жили внизу, приучив себя глядеть не только прямо, но и вверх. Если люди обитали внизу, то высшие силы должны были обитать наверху.

Там, где скользили облака, откуда сияли солнце, луна и звезды. Еще камень не был поставлен на камень, а стремление воздвигать, тянуть ввысь - эта могучая составляющая энергии архитектуры - уже угнездилась в сознании.

Старинное, вышедшее из употребления русское слово замечательно выразило эту особенность: смотреть вверх - значит смотреть горе. Верхний, возвышенный - горний, и сама гора — то, что возвышается над горизонтом, над уровнем человеческих глаз.

Гора наверху, а человек - внизу, у склона горы или в ее толще. Повторим: не столь важно, сразу или не сразу люди осваивали мир пещеры. Важно, что они его освоили, сражаясь за обладание пещерой с могучими и опасными зверями. Сражались за обладание ощущением защищенности - как правило, единственный вход, безмерной толщины стены, кажущиеся несокрушимыми, естественный свод пещеры над головой, выдерживающий непомерную тяжесть, которая давит сверху. Пещера сразу приучала к нескольким ключевым для нашей темы понятиям, поначалу, наверное, вовсе не выраженным в словах, но явственно данным через тонкие ощущения, которые знакомы и сегодняшним людям.

Здесь, куда сильнее, чем в шалаше, или в вигваме, чуме или в юрте, формировалось понимание ценности двух качеств: надежности стены - барьера, отделяющего хрупкий мир людей от внешнего мира природы; и еще важности той границы между внешним и внутренним, какую являет собой главный проем в стене — вход.

Земля, твердь - нерасторжима связанность с грунтом под ногами, она никуда не ушла, осталась с нами, хотя мы стали к этому менее внимательны. В самом деле, ведь вместе с разрастанием Рима, Парижа или Киева на поверхности земли росли и подземные Рим, Париж и Киев - катакомбы. Веками оттуда, из-под ног, выбирался камень, из которого наверху возводили крепостные стены, дома и мосты. Так же росла Одесса, да и все другие города, каким посчастливилось встать на мощный пласт легкого для обработки известняка. Москве в этом отношении не повезло, и вынутая из земных недр "тень" ее каменных строений существует совсем в другом месте -у Коломны. А Венеция или Петербург, вопреки стихиям поставленные на болоте? В этих и во множестве им подобных случаев само создание города было равнозначно созиданию тверди -миллионы негниющих деревянных свай были забиты в илистое дно, уплотняя его, и уже только поверх них можно было ставить здания, нередко величественные, вроде Дворца Дожей или Исаакиевского собора.

По сути, именно созданием тверди был Нижний Египет: поколение за поколением углубляло протоки и каналы, наваливая в клетки из тростника вынутый оттуда ил, чтобы создать насыпи - основания для деревень и городков, которые во время дающих жизнь наводнений оставались островами среди водной глади. В горных местах совсем непросто провести четкую грань между стихийным созданием природы и творением человеческих рук. Так, в больших сирийских деревнях, в тех местах, где до сих пор говорят на древнем арамейском языке, с тротуара невозможно заметить ничего необычного. Но стоит зайти внутрь, и обнаруживается, что у любого дома есть лишь короткие выступающие боковые стены да одна передняя, а все остальное - полупещера.

А вот столица Иордании, город Амман, разрастаясь, буквально перерабатывает горные склоны в собственную плоть. Многометровая толща грунта под любым современным городом пронизана туннелями, коридорами, трубопроводами, коллекторами для кабелей электроснабжения и связи. Сложность этих, обычно невидимых, подземных городов почти сравнялась с крайней сложностью уличных лабиринтов над ними, так что всякий современный город непрерывно занят пересозданием тверди. Земля, твердь - общие слом, за которымми в разных языках скрываются родственные понятия: камень, глина, песок. Люди долго бродили по окрестностям своих первых жилищ в поисках кремня или темного вулканического стекла, обсидиана, подходящего для изготовления орудий. Однако стоило им осесть на земле и начать строить, они начали экспериментировать с превращением тверди в материал. Чтобы камни лучше прилегали один к другому, их начали отесывать. Задолго до того, как был изготовлен первый обожженный кирпич, крупные кирпичи стали изготовлять из хорошо перемешанной с песком и соломой глины и высушивать их на солнце. Среди земель, разных на ощупь и по запаху, обнаружили известь, научились отжигать ее огнем и "гасить" водой, а затем смешивать с песком, получая раствор для каменной кладки и штукатурку. Девять десятых того, из чего построен окружающий нас обжитой мир, включая и самые современные материалы, было извлечено из земной тверди — частью непосредственно, часто в результате множества стадий обработки, как стекло, металлы и пластические материалы, производимые из нефти. Поэтому, рассматривая шаги развития архитектурного искусства, мы вновь и вновь будем касаться долгой истории постижения свойств тверди.

Кажущаяся такой надежной земля во множестве мест и на множество способов обнаруживает свой коварный норов. Наиболее древние из заселенных территорий всегда были подвержены землетрясениям, остающимся неизбывным ужасом для обитателей солидных построек и вечным вызовом для архитектора и инженера. Уже в глубокой древности жители Малой Азии, Крита и материковой Греции стали переслаивать ряды каменной кладки деревянными брусьями, надеясь, что те смягчат подземный удар. На Востоке, в Китае и Японии по возможности всегда стремились строить из дерева и всемерно облегчать конструкции жилищ, чтобы, обрушиваясь, те не давили людей под обломками.

Все это помогало немного, и человеку оставалось одно - вновь и вновь упорно отстраивать города наново. Во многом поэтому таким мощным стал слой измельченных руин под существующими доныне древними городами, в Риме или в маленьком Иерихоне достигая двенадцати и более метров.

В XX веке архитектор, на помощь которому пришли все более изощренные инженерные методы расчета конструкций, впервые одержал победу над землетрясением. Когда в 1934 г. огромный Токио был буквально сметен с лица земли толчками чудовищной силы, устояло практически без ущерба одно здание - отель "Империал", только построенный по проекту замечательного архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Он возвел тяжелую постройку на прочной бетонной плите, которая не опиралась на землю прямо - ее, словно растопыренные пальцы, поддерживали "зонты" из тонких, но очень прочных балок. Следовательно, тем большего восхищения достойны те древние зодчие, что за полвека до Райта нашли свой рецепт противостояния подземным толчкам, возводя на территории нынешних Ирана и Узбекистана высокие башни-минареты на многометровой "подушке" из очень плотно переплетенных и утрамбованных ветвей. Твердо убедившись в том, что прочно связанный стальной каркас пружинит и не разрушается даже при сильном землетрясении, современные архитекторы освободились от давнего страха и начали возводить небоскребы в тех местах, где раньше это не пришло бы им в голову: в Мексике и в Малайзии, в Гонконге или в Абу-Даби. Понятно сразу, что это дорогие постройки, возведение которых доступно лишь могущественным финансовым корпорациям, и потому вновь и вновь ненадежность земной тверди отзывается разрушениями в городах половины обитаемого мира.

Сильные землетрясения ужасны, но, к счастью, достаточно редки, а вот гораздо менее пугающие случаи внезапного предательства грунта случаются гораздо чаще. Впрочем, как правило, в этом бывает повинен сам человек, по неопытности, или, чаще, понеосторожности нарушающий баланс сил в земной толще.

Чем крупнее постройка, тем она тяжелее, и тем сильнее она давит на землю. Издавна люди научились тому, что для надежности сооружения, под его стены следует подвести сложно устроенные фундаменты.

От этой необходимости свободны лишь там, где здания ставят на несокрушимой скале, как в Стокгольме или на острове Манхэттен в Нью-Йорке. Чтобы сделать фундамент, нужно отрыть котлован, и эту яму, нередко огромную, приходится защищать от грунта, стремящегося ее засыпать, специальными стенами.

В результате обычно грубо перерезаются подземные ручейки или хотя бы медленное движение дождевых вод сквозь толщу песка или по трещинам в глине и камне. Древние, не сомневавшиеся в том, что Земля живая, считавшие Землю богиней и приносившие ей жертвы, знали это отлично и умело создавали воде сложные обходные пути по специальным дренажным канавам и трубам. Пока не была решена эта проблема в конце XV в., все время разрушалась стена Московского Кремля, обращенная к реке Неглинной, подобные беды случались в Лондоне и в Чикаго, и в Пекине -везде, где земная твердь ненадежна.

Гордые своими успехами, архитекторы и инженеры XIX в. нередко позволяли себе игнорировать опыт предков - так, роковую ошибку совершил Александр Витберг, когда спроектировал огромный собор-памятник на Воробьевых горах в Москве. Лишь потом выяснилось, что сооружение неминуемо сползет в реку вместе с огромным склоном. От строительства вовремя отказались, а карьера Витберга завершилась печально. Немало подобных ошибок совершается и в наши дни, что приводит к тяжким последствиям, когда трескаются и обрушиваются здания, или приходится прибегать к весьма сложным и дорогостоящим способам откачки воды, иначе грозящей подмыть и обрушить сооружения или целые линии метро, как это случилось в С.-Петербурге уже в 90-е годы.

Земная твердь находится еще в одном типе движения - во времени. Нас здесь совсем не интересуют поистине эпохальные подвижки тектонических плит континентов - достаточно и незаметного движения, что осуществляется на протяжении тех десяти тысяч лет, что составляют срок нашей цивилизации. Только в середине прошлого века, и только в связи со строительством железных дорог, были начаты раскопки массивных холмов в Ираке и в Индии. В результате этого миру открылись руины дворцов легендарных ассирийских царей и неизвестных городов - Хараппы и Мохенджо-Даро. Только в XX в., благодаря аэросъемке, под песками Аравии и Ливии были обнаружены многочисленные римские города и виллы. Напротив, над пустынями Марокко, как печные трубы после пожаров деревень, в небо вздымаются на первый взгляд непонятные квадратные столбы. Это вентиляционные шахты подземных водохранилищ и столбы прессов для оливкового масла в римских усадьбах. Общее подсыхание африканских пустынь, давно забытые древние войны и неконтролируемое скотоводство позволили ветрам унести прочь весь почвенный слой, копившийся несколько тысяч лет. Наконец, вот уже несколько столетий трудами поколений археологов расчищается многометровый слой вулканического пепла, что некогда засыпал римские города-курорты Помпеи и Геркуланум во время извержения Везувия.

У всякой постройки с земной твердью сложные отношения и тогда, когда нет никаких забот о сохранности фундаментов. Дело в том, что сооружение не только должно надежно покоиться на земле - оно еще должно вызывать именно это ощущение. Любопытно, что вид легких хижин, возведенных на сваях, не вызывает чувства беспокойства даже и тогда, когда основание - помост - вздрагивает от волн или слегка подается при каждом шаге. Дело в том, что высота, зрительная тяжесть всего, что над помостом, полностью уравновешены видимой мощью леса свай, на которых он утвержден. А вот когда мы говорим, что здание будто вросло в землю, что оно приземисто, то как бы ни были толсты его стены, не оставляет ощущение несыгранности, дисгармонии. Если внимательно приглядеться к углу добротного старинного здания, вы непременно заметите, что это отнюдь не строгая вертикаль: верх стены заметно отклоняется внутрь. Так и есть. В этом можно видеть только результат разумного облегчения стены по мере подъема от этажа к этажу, ведь нижняя часть стены принимает на себя вес верхних частей и потому должна быть толще. Однако такое объяснение было бы слишком поспешно, ведь уменьшать вес, а с ним и толщину, можно и изнутри, что даже выгодно, поскольку площадь верхних помещений оказалась бы в этом случае несколько больше.

Дело обстоит тоньше, и недаром древние египтяне придавали стенам весьма заметный зрительный наклон внутрь, строя и в один ярус. Конечно, можно было бы представить дело так, что это своего рода реликт - древняя память о глинобитных стенах, для которых при солидной высоте уклон обязателен, но даже если есть и это, то главным будет все же другое.

Это давно уловленное художественное понимание того, что "правильно" стоять на земле будет не строгая призма, а такая форма, наружные стены которой будут иметь легкий уклон, или целый ряд неглубоких отступов от вертикали, тогда как многие из наиболее совершенных построек обыгрывают сильную пирамидальную общую форму. Мы позднее приглядимся еще к этому замечательному семейству, в которое входят и все великие пирамиды Египта, и все готические соборы Франции, и храм Покрова на рву в Москве, или деревянная церковь Покрова на острове Кижи, здесь лишь обозначив эту любопытную тему.

По вполне понятным причинам соблюсти этот принцип в панельном строительстве или при создании многоярусных каркасных построек было бы чрезвычайно невыгодно с технологической, а значит, и с экономической точки зрения. Дорогие исключения из этого правила в мире есть. Московские высотные здания 50-х годов имеют осознанное родство с древними колокольнями, тогда как небоскребы Бостона, с которыми состязались московские постройки, сами подражали башням готических соборов. Пара ньюйоркских небоскребов имеет даже сложно вогнутую поверхность фасада, словно убегающего от земли, а Джон Хэнкок Тауэр, до недавна высочайший небоскреб мира, имеет заметную пирамидальность формы.

Но в целом архитектура XX в., выиграв в экономике, потеряла очень многое в создании образного строя, от чего, в частности, зависит неустранимая, сухая механистичность облика большинства современных построек.

Читайте также: