Сообщение о благовесте и трезвоне

Обновлено: 05.07.2024

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

1424282947_kolokol2

1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

(В основу указаний о порядке звона положена гл. образом практика Русской Православной Церкви (центр. России). Эта практика создана и утверждена многовековым опытом и бытом Русского Православного народа, т. е. самою жизнью Соборной Церкви).

Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон также может выполнятся во время богослужения.
Благовест осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, которых на больших звонницах по традиции может быть до пяти и которые, в зависимости от вида богослужения и по каким дням происходит звон, имеют свои названия, например: праздничный (торжественный), полиелейный, воскресный, простодневный (будничный) и малый (постный). На практике, по благословению настоятеля, благовестникам могут даватьсятакже другие специальные названия, исходя из места установки или изготовления, имени дарителя, особенности звучания и т.д.

Перебор является погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от рождения до смерти.
Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол от самого малого до самого большого, а после этого следует аккорд во все или максимально возможное количество колоколов или бил (так называемый удар "во вся"), что символизирует обрыв жизни. Такой перебор осуществляется многократно в зависимости от хода богослужения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом "во вся".

Перезвон представляет собой печаль-торжественный звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собой "истощение" Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.

Трезвон - это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов, а так же ритмику, динамику и композицию исполнения.

Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов , каждая из которых имеет свою партию. При этом по установившейся традиции в трезвоне используют размерность такта три четверти (3/4) или четыре четверти (4/4) и может участвовать тот самый большой благовестник, который участвовал в благовесте перед началом богослужения (меньше можно, но не больше).

Подробнее о применении в богослужениях читайте в Уставе звона. Материалы статьи разрешается использовать в соответствии с лицензией GNU FDL

Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.

Из истории колоколов

Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященни­ки украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.

 Израильские археологи в 2011 году среди развалин вблизи Старого города нашли крошечный золотой колокольчик, оброненный кем-то в Иерусалиме около 2000 лет назад. Как полагают, колокольчик служил украшением, пришитым на одежду некого высокопоставленного чиновника

Как му­зыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку. История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.). Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхо­да своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках. Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой го­род, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание. С тех пор на­чали изготавливать колокольчики самой разной формы и разме­ров, которые впоследствии увеличивались и привели к появле­нию церковных колоколов.

Святитель Павлин, епископ Ноланский. Икона

Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% ме­ди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получает­ся звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возраста­ли. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершен­ствовался. Интересно отметить, что когда колокола перелива­ли, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чис­той меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.

А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок служ­бы колокола зависит от многого: от качества литья, от звона­рей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше все­го в зимнее время — на морозе металл становится более хруп­ким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи­ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель­ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са­ма отливка и поднятие на колокольню.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро­пила. Предполагалось построить для него специальную коло­кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.

Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора

Но вскоре в Кремле случился силь­ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло­кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав­шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло­кола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу ко­локола — его падение в яму (основание которой было каменис­тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро­ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.

Царь-колокол — памятник русского литейного искусства XVIII века

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра­ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото­рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь­шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис­тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са­мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу­дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че­ловек.

Колокольный завод Николая Шувалова в г. Тутаеве (Ярославская область)

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра­вой рукой.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при­зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра­зднования побед.

Примерный вид колокола и его основные части

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит­мов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по­явились специальные методики использования колокольных зво­нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пооб­щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска­жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Русский народ нашел до­стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу­чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна­мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис­поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.


В IV тысячелетии до н. э. на территории современного Южного Ирана и Турции, в Месопотамии и Египте уже существовала технология бронзового литья. Но как только люди научились добывать металл, они не могли не обратить внимания, как продолжительно и мощно он звенит при ударе (а голос бронзы особенно красив).

Ряд исследователей полагает, что родина колоколов — Китай. Действительно, технология бронзового литья была создана в эпоху Ся (XXIII—XVIII века до н. э.). Впрочем, в числе предметов, найденных под пеплом Геркуланума и Помпей (I век до н. э.), встречались колокольчики высотой 14 и 17 см. В античном мире они выполняли в основном сигнальные функции. В Древнем Риме их звон оповещал об открытой рынков и бань, о поливке улиц, о казнях и других событиях городской жизни.

Обычай созывать монахов на богослужение возник в христианских монастырях в Египте. В палестинских, сирийских, греческих монастырях до сих пор применяются особые доски (било), в которые ударяют колотушкой (клепалом).

Усовершенствованная технология литья позволяла отливать колокола не только более крупные, но и издающие тон желаемого тембра. Уже в IX веке стали изготавливаться наборы колоколов (до 8 штук), создававшие определенный звукоряд. В раннем Средневековье они получили повсеместное распространение, а в странах христианской Европы с VII века стали неотъемлемой частью повседневной жизни европейских городов и сел, поскольку символизировали добро.

В XII веке была разработана новая технология литья, обеспечившая высокое качество звучания и возможность увеличить вес колокола. Вскоре появились комплексы, объединяющие до тридцати колоколов. Система клавиш, по которым звонарь ударял кулаками, была дополнена педалями. Колокола следовали друг за другом в соответствии с полутонами без пробелов.

Таким образом, период с XII по XVI век занимает особое место в истории колоколов: в эти столетия сформировалась их современная форма и технология литья.

Видео

Описание

А еще колокольный звон является важной частью бого

А еще колокольный звон является важной частью богослужения в православной церкви. И регулируется он Типиконом – церковно-богослужебным уставом.

Это документ, который одобрен синодальной богослужебной комиссией, а также утвержден Патриархом Московским Алексием II в августе 2002 года.

Согласно уставу, церковный звон подразделяется на 3 основные вида:

  1. Благовест (когда совершают единичные удары в большой колокол).
  2. Трезвон (когда единовременно звонит несколько колоколов).
  3. Перезвон (последовательные удары в колокола – от самого большого до самого маленького).

Например, по уставу о колокольном звоне на Пасху звучат и благовест, и трезвон. Так же и в другие праздничные и будничные дни.


Почему энергетика церкви и вибрации колокольного звона целительны?

Колокольный звон излучает ультразвуковую радиацию и тем самым очищает биосферу, его звук целителен для живой клетки.

До 30-х годов XX века в России было 1270 монастырей, общин, приходов и 80 тысяч церквей. Россия находилась под излучением звукового защитного колпака. После разрушения церквей большевиками начались страшные эпидемии холеры, тифа и десятки других болезней.

В экспериментах учёного Фотия Шипунова обнаружено, что в ультразвуковом диапазоне колокольного звона гибнут вирусы гриппа, желтухи, кори, скарлатины. Если чашку Петри с бактериями и вирусами поставить в комнате и повесить шестиоктавные колокола, то под их звон пойдет кристаллизация, белки начнут свертываться, превращаться в кристаллические структуры и очищаться от любых вирусов. Тифозная палочка гибнет в течение нескольких секунд от колокольного звона.

Необъясним феномен того, почему на месте бывших церквей датчики все равно фиксируют какую-то неизвестную энергию. В старину говорили, что в этих местах богослужения ведут ангелы.


В церкви Владимировской Божией Матери датчиками Ф. Шипунова был зафиксирован энергетический фантом фона без усилителей, который бывает от колокольного звона. Под Калугой на месте Лютикова монастыря датчики тоже “услышали” многооктавный колокольный звон. Ученые ставили усилители в трехстах метрах, в километре и больше, и все равно шел звон. Все это показало нам, что Храм – это небесное явление, а небесные силы нельзя уничтожить силами человеческими.

Уже очевидно, что все пространство, весь космос пронизывает невидимая глазу субстанция, и она имеет гармонический резонанс, при котором зарождается живая клетка и продолжает жить. Это резонанс Божественной Гармонии. Именно на этом резонансе работает архитектура церкви, ее пирамидальные вершины и купола, и на этом же резонансе работает молитва, эгрегор церкви, где силы молитвы десятков людей создают мощное поле исцеления живой клетки.

Фотий Яковлевич Шипунов, исследуя энергетику церквей и колокольного звона с помощью приборов, пришел к выводу, что колокол излучает огромное количество резонансной радиации, которая духовно и физически очищает пространство.

В пределах биосферы существует созданная Творцом звукосфера, которую человек преобразовал в шумосферу, в хаос. Гармоничные сочетания звуков целительны для живой клетки, а диссонансы и шум, рок-музыка и ее тяжелые низкочастотные вибрации разрушают человеческую клетку.


В Великий пост

Когда начинаются недели перед Пасхой, в храмах совершаются специальные службы, которые также сопровождает колокольный звон.

При утреннем богослужении (с понедельника по пятницу):

В вечернем богослужении за 5 минут звучит благовест в постовой колокол (40 раз).

Литургия Иоанна Златоуста:

  • перед началом – благовест в будничный колокол (40 раз), после чего осуществляется трезвон;
  • при Евхаристическом каноне звучит благовест в будничный колокол (12 неспешных ударов);
  • при целовании Священного Креста бьют трезвон с воскресным колоколом.
  • перед началом вечерни – благовест (40 ударов) с последующим трезвоном в воскресный колокол;
  • перед началом утренней службы трезвон (в воскресный колокол);
  • к Евангелию звучит трезвон (в момент Антифонов до чтения Евангелия);
  • по завершении – трезвон в воскресный колокол.

Литургия Василия Великого:

  • перед началом – благовест в воскресный колокол (40 раз), трезвон;
  • при Евхаристическом каноне – благовест (12 спокойных ударов продолжительностью 25 секунд);
  • при целовании Священного Креста – трезвон в воскресный колокол.

Виды колокольных звонов и их значение

Каждый звон колоколов дает понять, какое событие по церковному календарю отмечается и что в данный момент происходит в церкви на богослужении.

Благовест

Эти словом обозначают отдельные, сольные удары в большой колокол. Они издаются в начале службы, во время Евхаристии на литургии. Если служится другая служба, то благовестом отмечается начало чтения Евангелия. Благовест может быть не только одиночный, но и входить в другие виды звона. Благовест тем длиннее и громче, чем важнее церковный праздник.

Трезвон

Для выражения радости и торжества исполняется звон в несколько разных колоколов одновременно. Его можно услышать после благовеста или перед началом важных праздничных богослужений. Звонят все колокола – большие (они называются благовесты), средние (их называют подзвонные) и малые (зазвонные).

Перезвон

Издается поочередными ударами в каждый колокол, начиная с большого и до самого малого. Это торжественный вид звона. Он употребляется только в некоторые дни страстной недели Великого Поста и при освящении воды в Крещение.

Перебор

Также поочередные удары в каждый колокол, но начиная с малого до большого. А затем сразу ударяют во все колокола. Это погребальный звон и издается он во время отпевания усопшего.

Читайте также: