Амырсана реальная личность и народная легенда сообщение

Обновлено: 08.07.2024

— последний хан чжунгаров (ойратов), главнейший виновник падения чжунгарского царства и покорения чжунгаров китайцами в ХVIII веке, род. в начале прошлого столетия, ум. 1757 г. в пределах России. Он был сыном Дань-чжуна и внуком Лацзан-хана; родился от первого брака матери своей Ботолоки, вышедшей незадолго до рождения Амурсаны вторично замуж за хойтского старшину, Вейчжен-Хошоция. В 1745 г., после смерти хана Галдап-Церене, дяди Амурсаны, начались в Чжунгарии беспорядки; Амурсана пытался хитростью занять ханский престол, но когда потерял надежду, то решил открыть себе путь к нему силою и, вступив в союз с тестем своим, Тайчжи-Дами, переселился в Яр (Чугучак или Тарбагатай), на берег Иртыша и оттуда стал производить вторжения в Или. Встретившись с войском чжунгарского хана Давачи, Амурсана уклонился от сражения и бежал с братом своим Баньчжуном в пределы Китая, где в 1754 г. принял китайское подданство. Тогдашний император китайский, Цянь-лунь, воспользовался междоусобиями чжунгаров и выслал в Чжунгарию, в начале 1755 г., две армии с целью разрушить союз ойратов. Амурсана находился при северной армии в качестве помощника полководца и, при вступлении армии в пределы Чжунгарии, поручился за мирное расположение к ней китайцев. По покорении китайцами Чжунгарии, Амурсана рассчитывал, что его сделают правителем страны на место Давачи, но китайское правительство составило иной план: оно решило разбить сплошную Чжунгарию на четыре независимые ханства и, до окончательного приведения всего кран в устройство, оставить в Или часть войска, поручив негласный надзор за Амурсаной зятю китайского императора, корциньскому князю Балгфуру. Амурсана, склонив Балгфура на свою сторону, произвел возмущение, перебил китайские гарнизоны и объявил себя самовластным правителем Чжунгарии. Но владычество его продолжалось недолго. Император Цянь-лунь в начале 1756 г. выслал в Чжунгарию новые войска, узнав о приближении которых Амурсана бежал в степи средней казачьей орды, оставив отечество в безначалии. Чжунгарские князья, после побега главы своего, были пойманы китайцами и умерщвлены, а затем произошло конечное истребление чжунгаров, и вся область присоединена к Китайской империи (1756 г.). Амурсана, бежавший к киргизам, едва не был выдан китайскому правительству ханом Аблаем, но, проскитавшись в необитаемых горах Сибири, бежал в пределы России. Китайское правительство потребовало от России выдачи Амурсаны, но русское правительство затруднялось предать доверившегося ему хана, принадлежавшего к племени, независимому до того времени от Китая. Во время длившихся переговоров по этому поводу Амурсана умер. После смерти его, китайцы требовали выдачи тела, но русское правительство не решилось отдать на поругание останков хана, а дозволило только посланным, сомневавшимся еще в смерти опасного врага их, дважды освидетельствовать тело Амурсаны. Жена его Битей, прибывшая с сыном Пунцуком в Россию вслед за мужем, отправлена была в калмыцкую орду при Волге, откуда, по собственному ее желанию, переселилась в С.-Петербург и здесь, вскоре по приезде своем, умерла (1761 г.). Сын ее, после смерти матери, принял православие.

В "Историческом обозрении ойратов" отца Иакинфа и "Энциклопедическом словаре" Плюшара сказано, что Амурсана умер от оспы, тогда как синолог В. П. Васильев в статье своей, помещенной в "Энциклопед. словаре, составленном русскими уч. и лит.", говорит, что Амурсана утонул, и, кроме того, прибавляет, что труп его выслан был русским правительством китайцам на поруганье. — Иакинф, "Историч. обозрение ойратов", стр. 97—124. — Тимковский, "Путешествие в Китай", т. I, 155. — Левшин. "Описание киргиз-кайсацких степей", 2 ч., 84, 209 и 224. — Энциклопедические словари: составленный русск. уч. и лит., т. IV, 178—179; Плюшара, т. II, 160—161; Клюшникова, стр. 96 и "Настольный словарь" Толля, стр. 101.

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "Амурсана" в других словарях:

Амурсана — монг. Амарсанаа, ᠠᠮᠤᠷᠰᠠᠨ᠎ᠠ … Википедия

АМУРСАНА — (1722 57) один из владетельных князей Ойратского ханства, деятель антиманьчжурского освободительного движения в Монголии в 50 х гг. 18 в. Возглавил восстание в Джунгарии. В 1757 бежал в Россию, где и умер … Большой Энциклопедический словарь

Амурсана — (1722 1757), один из владетельных князей Ойратского ханства, деятель антиманьчжурского освободительного движения в Монголии в 50 х гг. XVIII в. Возглавил восстание в Джунгарии. В 1757 бежал в Россию, где и умер. * * * АМУРСАНА АМУРСАНА (1722 57) … Энциклопедический словарь

Амурсана — (1722 1757) один из владетельных князей Ойратского ханства (См. Ойратское ханство), деятель антиманьчжурского освободительного движения в Монголии в 1755 58. Происходил из средней ойратской аристократии. После смерти хана Галдан Цэрэна… … Большая советская энциклопедия

АМУРСАНА — (1722 57) один из владетельных князей Джунгарского (Ойратского) ханства, деятель антиманьчжурского освободит. движения в Монголии. Происходил из средней ойратской аристократии, имел родовое владение в Тарбагатае. В период борьбы за ханский трон… … Советская историческая энциклопедия

Третья ойратско-маньчжурская война — Сражение Амурсаны с маньчжурами (1758) … Википедия

Цяньлун — Айсиньгёро Хунли … Википедия

Амурсана происходил из ойратского племени - хошутов, имевшего давние связи как с казахами (союзником которых они были), так и с империей Цин, в интересах которой они воевали с джунгарами в Тибете.

Амурса́на (монг. ᠠᠮᠤᠷᠰᠠᠨᠠᠭ᠎ᠠ, 1722—1757, Тобольск) — ойратский нойон, последний правитель Джунгарского ханства (1755—1757), глава антиманьчжурского освободительного движения в Монголии в 1755—1758 годах.

Амурса́на (монг. ᠠᠮᠤᠷᠰᠠᠨᠠᠭ᠎ᠠ, 1722—1757, Тобольск) — ойратский нойон, последний правитель Джунгарского ханства (1755—1757), глава антиманьчжурского освободительного движения в Монголии в 1755—1758 годах.

Его отец Лхавзан-хан был главой хошоутов, а мать Ботолог была дочерью джунгарского хунтайджи Цеван-Рабдана.

После смерти мудрого Галдан-Церена в 1745 году между его старшим сыном Лама-Дорджи и владетельным нойоном Дабачи возник конфликт за власть.

Дабачи (Даваци) (?- 1759) — правитель Джунгарского ханства с титулом хунтайджи (1753—1755), представитель рода чорос, сын Намджил-Даши, сына джунгарского полководца Церен-Дондупа.

Дабачи (Даваци) (?- 1759) — правитель Джунгарского ханства с титулом хунтайджи (1753—1755), представитель рода чорос, сын Намджил-Даши, сына джунгарского полководца Церен-Дондупа.

Амурсана вступил в схватку на стороне Дабачи и вместе с ним проиграл. В 1751 году они ушли к дружественным казахам Среднего жуза, где отлежались до 1753 года. В том году 12 мая они наконец свергли независимого Лама-Дорджи, убив его и сразу же не поделили престол. Амурсана проиграл от Дабачи и переметнулся к манчжурам.

Манчжуры использовали имя Амурсаны для привлечения беженцев из Джунгарского ханства, обещая им льготы и давая каждому переселившемуся по одному серебряному ляну. Это вызвало большой отток и серьезно ослабило Джунгарское ханство.

Весной 1755 года Амурсана возглавил арьергард манчжурского войска. На его сторону переходили многие ойраты, которые видели в нем будущего не джунгарского, а общеойратского правителя.

Амурсана рассчитывал именно на это - свержение власти олетской династии Чорос и создание единого ойратского государства на основе племенного объединения хошоутов.

Понимали это и манчжуры, которые не дали ему никаких полномочий после пленения Дабачи.

Амурсана поступил необдуманно и вместо того, чтобы выжидать ожидая недовольства халхаских монголов, составлявших половину манчжурского войска (оно и произошло позже) напал на манчжурский отряд чем показал свои истинные намерения.

Летом 1756 года огромное войско маньчжур вторглось на территорию бывшего Джунгарского ханства. Амурсана как не резидент Джунгарского ханства и не представитель правящей династии не смог собрать достаточных войск. Маньчжуры вырезали всех. К лету 1757 года остатки ойратов (и с ними Амурсана) ушли в казахские степи, к крепостным линиям русских войск. Русские практически спасли остатки ойратов, дав им кров и защиту.

Казахи также пытались сопротивляться манчжурам, опасаясь за приобретения в устье Иртыша и Или (бывшие джунгарские земли), но были легко выбиты регулярными войсками. Тут и понял хан Абылай, о чем советовал ему мудрый Малайсары-батыр:

Не пытаться завладеть землями ослабевших джунгар, а помогать им в борьбе против империи Цинь. Джунгары были буфером, который не позволял Китаю посягнуть на казахские земли. Но тогда Абылай не послушался его и к тому же в походе против джунгар Малайсары был убит стрелой, которую выпустили неизвестно откуда на марше.

Малайсары-батыр (қаз. Малайсары Тоқтауылұлы, 1708—1754) — Общественный деятель, посол, а также участник казахско-джунгарской войны. Выходец из рода басентиын

Малайсары-батыр (қаз. Малайсары Тоқтауылұлы, 1708—1754) — Общественный деятель, посол, а также участник казахско-джунгарской войны. Выходец из рода басентиын

Как небольшим русским крепостям, так и казахским родам грозило уничтожение от манчжур, но тут в дело вмешалась месть. Манчжуры, уверовавшие в свою победу казнили халахаского главнокомандующего Эрэнчин-доржи, обвинив его в том, что он намеренно не смог поймать Амурсану. Это возмутило монголов-халхасцев, которые подняли восстание против маньчжур во главе с военоначальником Чингунжавом.

Именно этого восстания и надо было ждать Амурсане, но он не смог проявить хладнокровия. Из-за вспыхнувшей войны между манчжурами и халхасцами первые не смогли организовать преследование остатков джунгар и постепенно оттянули свои войска из казахских степей.

Тут и проявился государственный гений Абылай-хана. Он не стал прятаться и воспользовавшись ситуацией напал на манчжур, отогнав их до Урумчи. Практически вся современная территория, где кочуют казахи сейчас в Синьцзяне это территория, которая была отбита тогда Абылаем у маньчжур.

Казахи остались с прибытком, джунгары отошли в Калмыкию и Афганистан, где стали предками современных хазара. А халхасцы проиграли в войне с манчжурами. Амурсана умер в русском Тобольске от оспы в 1757 году.

Его трудно винить в развале Джунгарского ханства, которое уже дышало на ладан. Тем более он не был джунгарином и как враждебный им хошоут всегда мечтал о его разгроме.

Вернется ли в Туву Амыр–Санаа?

Этот вопрос не так прост, как кажется. Амыр-Санаа – человек из легенд и в то же время реальный исторический деятель. Многие герои саг и легенд обещают вернуться, когда их отечество будет в опасности. Они ждут своего часа в глубоких пещерах. Естественно нет их могил – они ведь живы! Но в случае с Амыр-Саной все иначе.

В Службу по охране объектов культурного наследия Республики Тува пришло письмо из Бурятии из Гуннского фонда. Да гуннов уже тоже нет, как и Амыр-Саны, но председатель Гуннского фонда Олег Булутов считает, что кровь гуннов есть в каждом из нас. По крайней мере, в каждом из бурят. В письме говорится, что стало известно место предполагаемого захоронения тела Амыр-Саны. И, по их сведениям, оно не так-то уж и далеко от Улан-Удэ, в Селенгинском районе.

1. Изучение материалов, связанных с предполагаемым местом захоронения Амурсаны в Селенгинском районе Республики Бурятия;

2. Создание Мемориала в честь Амурсаны совместно с ойратскими, бурятскими и монгольскими коллегами.

То есть, материалы уже практически выявлены. Но есть определенная трудность именно в определении места захоронения. Прах собираются перезахоронить, и на этом новом месте создать мемориал.

Вряд ли все это будет в Туве. Скорее всего, буряты не согласятся отдать такую реликвию. Но памятник Амур-Сане уже есть. В Монголии, в городе Ховд. Там не стали ждать, когда прах будет обнаружен. В 1966 году в Ховд, ему установили памятник (скульптор Ч. Дашзэвэг) – витязь в средневековых доспехах сидит на коне.

А в центре Хубсугульского аймака есть памятник соратнику Амыр-Саны - Чингунчапу (Чингунжав, Цэнгунджав).

Будем ли мы участвовать в поисках захоронения Амыр-Саны – сложно сказать – это ведь вопрос денег. Но, по крайней мере, с Гуннским фондом Служба по охране объектов культурного наследия сейчас ведет переписку, и уже представлены рекомендации правительству Тувы по сотрудничеству.

Амыр–Санаа – легенды

Много легенд об Амыр-Сане было сложено у разных народов. Казахи, алтайцы, калмыки, монголы и многие другие рассказывают свои варианты героических деяний Амурсаны – Амирсаны – Амырсаны - Амыр-Саны. А вот что рассказывают о нем в Туве.

Лет 300 тому назад трое людей разных национальностей – Амыр-Санаа – улет, Шадырван (Шидарван) – монгол, У-Дзяндзунь (У-Нойон) – манчжур – решили выйти из-под власти китайского богдыхана, объединенными силами сбросить монгольское иго. (Реальные имена восставших: Амыр-Санаа, Чингунчап, Хуралмай. У-Дзяндзунь, очевидно, Цянь лун – китайский император).

Все трое были необыкновенными людьми, они могли передавать друг другу голыми руками раскаленную докрасна наковальню, класть ее за пазуху – и ничего им не делается. Они были образованными людьми. Амыр-Санаа учился в Пекине, потом был направлен в Кобдо чиновником. У-Нойон был чиновником в Улясутае.

У-Нойон оказался подателем, он сообщил о заговоре письмом в Пекин богдыхану. Оттуда пришел приказ – поймать обоих и доставить в Пекин. Амыр-Санаа случайно наткнулся на гонца, везущего этот указ, и, воспользовавшись тем, что гонец не знал его в лицо, прочитал бумагу. Он послал своего гонца предупредить Шадырвана об измене, а сам скрылся в России. Шадырван тоже собрался пробраться в страну Ак-Хана (Белого царя), но по дороге был пойман и доставлен в Пекин, где ему отрубили голову.

Есть в Монгун-Тайге и перевал Саадак – Колчан. Когда Амыр-Санаа, скрываясь от китайцев, переходил через Туву, здесь, на вырубке, он забыл свой колчан.

Говорят, что в том месте, где лошадь Амыр-Саны потеряла подкову, – появился медный рудник.

Амыр–Санаа – реальная история

Амыр-Санаа – не только персонаж легенд и сказок. Это – военачальник и политический деятель, совершавший хорошие и плохие поступки. В народной памяти он остался как борец за независимость, как человек, который хотел уничтожить власть китайцев. Но что же было на самом деле?

В первой половине XVII в. в западной части Монголии сложилось могущественное Ойратское ханство, возникшее в результате длительной и острой борьбы ойратских князей против маньчжурских завоевателей, имеющее в русских исторических актах название – Джунгария, что значит левое крыло, левая рука.

Вернется ли в Туву Амыр–Санаа?

Начиная с 30-ых гг. XVII в. до конца 1760 года Тува (Урянхай) административно управлялась ойратскими князями, которые в исторической литературе известны под титулом Алтын-Ханов. Но Цинское правительство уже готовится к войне, намереваясь захватить Джунгарское ханство.

С 1746 г. на арене Джунгарской политики, как возможный преемник на Ойратский ханский трон появляется харизматический молодой человек, родившийся в 1721 г. – Амыр-Санаа.

Август 1754 г. - Амыр-Санаа с 20 тыс. воинов прибыл в Халху. Удостоился беседы с богдыханом Цяньлунем.

Весна 1755 г. - китайско-монгольское вторжение в Джунгарию. Авангард армии вторжения во главе с Амыр-Саной вступил в долину реки Текес, Потерь нет. Узнав, что с войском идёт Амыр-Санаа, многие ойраты переходили на сторону цинской армии.

Осень 1755 г. Амыр-Санаа напал на маньчжурские войска, охранявшие границу, и разбил их. Амыр-Санаа начал антиманьчжурское освободительное движение в Монголии. Имея небольшое число воинов и действуя в союзе с некоторыми халхаскими военачальниками, вёл боевые действия против маньчжур.

В 1755 г. он был провозглашен ханом. Зная его авторитет среди народа и его харизматические данные, а также смелость и героизм, против войска Амыр-Саны маньчжурский император Цянь лун направил хорошо подготовленную многотысячную армию.

Амыр-Санаа использовал зимние месяцы 1755/56 г. для организации своих сил, склоняя других ойратских и урянхайских князей присоединиться к нему, чтобы изгнать с родной земли маньчжурских завоевателей и восстановить независимость Ойратского ханства, в состав которого всегда входил и Урянхай.

Март 1756 г. - маньчжуро-китайское вторжение. Соотношение сил - 5:1. Ойраты вырезались поголовно. Летом 1756 г. в районе Хубсугула в своем родовом владении, князь хотогойтов Чингунчап поднял восстание. На территории самой Тувы также владетельный урянхайский князь Хуралмай стал собирать вокруг себя войско против маньчжурского императора. Одновременно они вдвоем вступают в контакт с ойратскими антиманьчжурскими силами и с Амыр-Саной.

Весной и летом 1757 года отряды ойратов общей численностью в 10 тысяч воинов, руководимые Амыр-Саной и его единомышленниками, развернули активные операции против цинской армии. Эти отряды не смогли противостоять многократно превышавшей их численностью и оснащением цинской армии.

17 января 1757 г. на территории Танды маньчжуры захватили Чингунчапа, увезли вместе с двумя сыновьями в Пекин и предали казни.

Январь 1757 г. Амыр-Санаа отправил послов с письмом на имя русской императрицы Елизаветы.

В 31 июля 1757 г. он прибыл в Тобольск. Ему было отведено место в окрестностях Тобольска. Он ожидал возвращения из Петербурга своего посла Даваа, который уехал с письмом к русской императрице. Но 15 сентября 1757 г. славный хан ойратских и урянхайских народов Амыр-Санаа, заболел и через 6 дней скончался в возрасте 35 лет.

13 марта 1758 г. в Кяхту прибыли представители маньчжурских властей – несколько халхаских князей и чиновников, которым была дана возможность удостовериться, что Амыр-Санаа действительно мертв. Известно, что его тело опознавал Ринпэлдорж-гун, т.к. из тех цинских князей, кто воевал в Джунгарии, он один хорошо знал в лицо Амурсану к моменту его опознания.

28 марта 1758 г. пекинское правительство направило русским властям новое письмо, в котором опять настаивало на выдаче трупа. Решительное отклонение русским правительством этого требования послужило толчком к резкому ухудшению русско-маньчжурских отношений.

Жена Амыр-Саны - Битей, дочь Галдан-Цэрэна, укрылась в Калмыкии, потом переехала в Петербург, где умерла в 1761. Ее сын от первого брака, Пунцук, крестился.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

В Бурятии установят символ ханской власти Амарсаны-хана. ВИДЕО

Последний правитель Джунгарского ханства был похоронен на территории Бурятии.

Буддийская община "Ак Буркан" (Белый Бурхан) из Горноалтайска (Республика Алтай) весной 2018 года проведет в окрестностях села Новоселенгинск (Бурятия) молебен, посвященный хану Амарсане, последнему правителю Джунгарского ханства, которое существовало в Западной Монголии до середины XVIII века и было уничтожено маньчжурской Цинской империей.

Молебен пройдет рядом с историческим местом расположения Селенгинского острога, где, по мнению историка-краеведа из Улан-Удэ Эдуарда Демина, был захоронен последний хан Джунгарии Амарсана (рус. Амурсана, алт. Амыр Санаа). В ходе ритуала участники молебна, члены общины "Ак Буркан" и ламы Буддийской традиционной сангхи России установят на этом месте сакральный символ ханской власти - сульдэ хана Амарсаны (Амыр Санаа Хана) и совершат поклонение ему.

Как сообщил представитель общины "Ак Буркан", лама-астролог Агинского дацана БТСР Арам Кыпчаков, этот сакральный предмет (сульдэ) сохранялся до наших дней на Южном Алтае в семьях алтайцев, передаваясь как реликвия из поколения в поколение. Несколько лет назад он был обнаружен и приобретен у местных жителей историком Василием Ойношевым, руководителем Агентства по культуре и историческому наследию республики Алтай. Учёный передал сульдэ общине "Ак Буркан".

Сульдэ сейчас представляет собой навершие боевого знамени (тууга) ханского войска. Сам тууг (знамя) состоял из деревянного древка, бунчука из конского волоса, полотнища из шелка и металлического навершия в виде острия. До настоящего времени сохранилась только металлическая часть - сульдэ, являющееся символом ханской власти. Оно считалось хранилищем духа правителя (хана), военачальника.

Для буддистов Республики Алтай "сульдэ Амыр Санаа Хана" является священной реликвией. Напомним, что еще в конце XIX - начале XX века, в период освобождения Внешней Монголии (в дальнейшем - Монгольского государства, МНР) от господства империи Цин, в религиозной среде Западной Монголии, китайского Синьцзяна и на российском Алтае были широко распространены эсхатологические ожидания "возвращения" хана Амарсаны.

По народным представлениям, этот потомок последнего правителя Джунгарии Амарсаны (Амыр Санаа Хана) должен был возродить свое могущественное государство и защитить западных монголов-ойратов (торгутов, дербетов, хошутов, олетов), уйгуров, казахов и сибирских тюрков (алтайцев-ойротов, енисейских киргизов и др.) от Цинского Китая. Тогда в 1904 году на Южном Алтае (совр. Республика Алтай) появилось религиозное движение бурханизма, сочетавшее в себе элементы традиционной добуддийской религии алтайцев (веры в "белых бурханов") и буддизма.

В настоящее время буддийская община "Ак Буркан" (Белый бурхан) признает авторитет поклонения "сульдэ Амыр Санаа Хана" и намерена совершить первый подобный молебен на территории Бурятии.

Историческая справка

Амарсана (1722-1757) - монг. ᠠᠮᠤᠷᠰᠠᠨᠠᠭᠠ, последний правитель Джунгарского ханства (1755-1757 гг.), лидер монгольского освободительного движения.

В 1755 году западно-монгольский (ойратский) нойон Амарсана (Амурсана, Амыр Санаа), соперник джунгарского хана Дабачи, сначала с помощью цинской армии сверг Дабачи и занял трон правителя Джунгарии, а затем сам возглавил антиманьчжурское народное восстание. Целью восстания было объединить Джунгарию (Западную Монголию) и Халху (Восточную Монголию) и освободить их от ига империи Цин.

В 1756-1757 годах хан Амарсана вел активные военные операции против маньчжуро-китайского вторжения на территорию Джунгарского ханства. В ходе вторжения происходил геноцид западных монголов (ойратов), которые вырезались китайской армией поголовно.

В результате лишь 1/10 часть ойратов, основного населения Джунгарского ханства, спаслась от геноцида. Большая их часть (10 тысяч кибиток) с боями пробилась на Волгу и вошла в состав Калмыцкого ханства, вторая часть ушла на юг в Афганистан, Бадахшан и Бухару, где ойраты были приняты местными правителями на военную службу и впоследствии приняли ислам, третья - на север. Там с 1948 года эти ойраты стали называться алтайцами.

Летом 1757 года отряды Амарсаны-хана потерпели ряд поражений от цинской армии, многократно превосходящей их по численности, а сам лидер освободительного движения монголов бежал в Россию. Сначала в Семипалатинск, а затем в Тобольск, куда он был отправлен к сибирскому губернатору. В Тобольске последний правитель Джунгарии умер от оспы в сентябре 1757 года.

После смерти Амарсаны (Амурсаны) правительство в Пекине потребовало выдачи его тела, в чем русскими властями было отказано. В конце 1757 года тело было доставлено на границу с Китаем в Кяхту, где представители цинских властей опознали его и удостоверились в том, что их опасный враг мертв. Тело хана Амарсаны было захоронено на территории современной Бурятии, в окрестностях Селенгинского острога (Старого Селенгинска).

Читайте также: