Активные процессы в речевом этикете сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Речь – одна из главных характеристик, по которым можно определить степень образованности человека, его причастность к той или иной культуре. По тому как человек общается можно определить уровень его самооценки, понять, как он себя позиционирует в обществе, как относится к окружающим его людям. Подобная совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям (т.е. поведение в обществе, внешний вид человека, то как он обходится с другими, манеры и т.д.) называется этикетом. Именно этикет определяет то, как ведёт себя человек.

Общение является одной из наиболее важных сфер деятельности человека. Именно при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета, который незримо, но все же оказывает сильное влияние на наши жизни. Речевой этикет представляет собой выработанные правила речевого поведения, системы речевых формул общения.

При подготовке реферата моей целью было выяснить, какие именно формулы лежат в основе речевого этикета. Исходя из поставленной цели, я вывела для себя несколько задач:

- выявить какие факторы определяют формирование и использование речевого этикета;

- рассмотреть проблему культуры общения и обозначить основные формулы речевого этикета;

- подробно ознакомиться с видами речевого этикета.

Сегодня считается, что красивая грамотная речь не является обязательным атрибутом в жизни каждого из нас, поэтому проблему речевого этикета я считаю особенно актуальной в XXI веке, когда чтение книг и упражнения в красноречии становятся всё менее популярны.

Одним из важнейших достоинств быть человеком является возможность общения с себе подобными. Концепция культуры общения, культуры речевого этикета входит в состав понятия о культуре в целом.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом, охватывающим все способы выражения доброжелательного отношения к собеседнику. Богатство языковых средств позволяет выбрать ту форму общения, которая наилучшим образом подходит для той или иной речевой ситуации, помогает задать дружеский или формальный тон беседы.

Выражение речевого этикета приятно каждому из нас так же как оскорбительно его несоблюдение. Но почему так происходит? Попробуем разобраться вы признаках речевого этикета, которые объяснят его социальную значимость:

1. Первый признак. Общество негласно требует исполнения предписаний этикета. Социальная заданность ритуалов вежливости воспитывается в людях с самого детства. А если человек хочет принадлежать к какой-либо социальной группе, ему следует примерить на себя модель поведения, обязательную для того или иного сообщества.

3. Третий признак. Некоторые действия невозможно выполнить молча. У человека получится без слов погулять или поплавать без слов, но пообещать, попросить или спросить что-то, не привлекая такой инструмент речи как язык, он не сможет.

4. Четвертый признак. Речевой этикет тесно связан с категорией вежливости. Обходительность и почтительность нужно обязательно выражать, чтобы показать другому человеку ваше хорошее отношение. Для этого следует прибегать в речи, не забывая о речевом этикете. В противном случае, вся уважительность останется нереализованной.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование речевого этикета:

1. Особенности сотрудничества. В общении могут прослеживаться различия в речевом этикете у людей разных возрастов, социальных статусов и пр. Во внимание следует брать и национальность, и профессию, и религию, и характер собеседника.

2. Ситуация, при которой происходит общение. Это также влияет на формирование речевого этикета. Во каждой культуре имеется собственная структура нормативного общения. Речевой этикет – важный элемент культуры нации, он является составной части культуры поведения и общения. Являясь частью культуры, речевой этикет каждого народа несет в себе определенный национальный смысл.

Таким образом, речевые особенности учитывают факторы, определяющие формирование речевого этикета, которые, в своём большинстве, уникальны, но сходятся в одном – знания и соблюдения норм общения помогают установить с разными людьми одинаково тёплые дружеские или формальные отношения. Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры.

Формулы речевого этикета разделяют на три основные группы:

- речевые формулы, относящиеся к началу беседы, знакомства, приветствия;

- речевые формы основной части разговора;

- речевые формулы, завершающие беседу.

Часть 1. Начало беседы, знакомство, приветствие.

Согласно этикету, младшие первыми здороваются со старшими, мужчины первыми приветствуют женщин.

В процессе общения люди следуют определенным правилам в речи. Особой форме общения между людьми, которая облегчает процесс взаимодействия и ставит собеседников в определенные рамки. Как и у любой коммуникативной формы, у правил поведения речи имеются признаки и назначение.

Определение речевого этикета

В 18 веке в русский язык из французского перекочевало слово "étiquette". Под этим понятием понимается собрание правил поведения и обычаев, установленных в различных социальных группах. В определение можно также включить употребление устоявшихся слов: приветствие, прощание, благодарение, извинение.


Речевой этикет — это комплекс правил, устанавливающих корректное использование средств и ресурсов языка в различных условиях. В ином смысле — это успешный акт коммуникации. Реализуется это поведение на нескольких языковых уровнях: грамматическом (употребление повелительного наклонения), лексическом (устоявшиеся слова и выражения), интонационном (для выражения настроения) и так далее.

Использование языковых ресурсов зависит от ситуации. Вряд ли вы станете использовать сложные слова высокого стиля с приятелем и "тыкать" человеку, который выше по рангу, статусу или званию.

Выбор формы общения зависит и от общества. Так, в некоторых странах неприлично говорить о проблемах, неприятностях, а в других осудят за разговоры об успехах, счастье в жизни.

Хороший диалог, построенный по правилам норм речи, отвечает четырем критериям. Первый — качество. Предоставляемая информация истинна. Второе — количество. Информация изложена не слишком кратко и не слишком объемно. Третье — отношение. Обращение к человеку соответствует социальному статусу. И четвертое — способ. Информация четкая, ясная, без использования непонятных формулировок.

Активные процессы в речевом этикете

Как часть языка поведение также подвергается постоянным изменением, хоть и некоторые характеризуют эту область стабильностью и некоторой клишированностью. На культуре речи отражаются современные тенденции развития общества и влияние массовой культуры. В последние двадцать лет отмечаются следующие активные процессы.

  • Широко распространяется обращение к собеседнику по имени (раньше предпочиталось обращение по имени и отчеству);
  • Предпочитаемой формой обращения к собеседнику становится "ты";
  • Больше используются заимствования из других языков, англицизмы;
  • В разговорах чаще употребляются более простые слова и формулировки.

Эти изменения направлены на дружеское и безвредное взаимодействие. Например, стремительный переход на "ты" в определенных условиях говорит о стремлении сблизиться с человеком.

Назначение речевого этикета

Первое назначение речевого этикета — это облегчения взаимодействия людей в официальных и неофициальных ситуациях. Существование правил поведения регулирует роли собеседников и позволяет эффективнее обменяться информацией. Люди в диалоге ощущают себя увереннее и свободнее, когда нужно действовать по устоявшемуся сценарию.

Культура речи вырабатывает необходимое отношение к людям разных статусов, возраста, пола, развивает нравственность в людях. Эти правила повышают уважение и доверие к людям, организациям, которые искусно ими владеют. Контроль речь, также, помогает избежать конфликтных ситуаций.

Нормы речи используются не только в профессиональном общении: применяются и при разговорах с друзьями, родными.

Признаки речевого этикета

Признаки речевого этикета делают его особой формой взаимодействия между людьми. Общение, которое подразумевает обязательное использование правил поведения, обладает следующими атрибутами.

  • Зависимость от ситуации. Речевой этикет отличается большой вариативностью. Так, правила поведения определяются сложившимися условиями. Изменения хотя бы одного фактора влечет за собой изменения подхода к собеседнику и беседе;
  • Регулирование отношений. Эти правила предписывают людям разного статуса роли, что облегчает общение и помогает налаживанию контактов с собеседником;
  • Согласованность. Важное условие — правила общения известны участникам. Каждый участвует в беседе, как минимум показывает, что человек замечен, а информация принята;
  • Рамки и строение. Нормы речи отличаются наличием общепринятых элементов в процессе беседы. Так, люди прощаются при уходе и здороваются с пришедшим. Диалог характеризуется сценарием, который подразумевает начало (приветствие), основную часть и заключение (прощание).

Элементом речевого этикета не является нанесение прямого или косвенного ущерба. Одно из главных правил подобного общения — доброжелательность.

Правила поведения в речи — это важная составляющая науки о поведении. Они облегчают взаимодействие, повышают культуру общества и стимулируют обретению авторитета, репутации.

Речь человека – очень важный характерологический признак, по ней можно определить не только уровень образования, но и степень его ответственности и дисциплинированности. Речь выдает его отношение к другим людям, себе, своему делу. Поэтому работать над своей речью нужно любому человеку, который хочет достичь успеха в общении с другими людьми. Правила речевого этикета, краткое содержание которых каждый из нас узнает еще в детстве, способствуют лучшему взаимопониманию между людьми и помогают устанавливать отношения.

речевой этикет правила этикета

Понятие речевого этикета

Этикет – это совокупность норм и правил поведения, обычно это неписаный кодекс, который каждый человек усваивает вместе с культурой. Соблюдение правил речевого этикета обычно никто не требует исполнять в приказной или письменной форме, но они обязательны для каждого, кто хочет наладить отношения с другими людьми. Речевой этикет предписывает желаемое вербальное оформление типичных ситуаций общения. Эти правила никто не придумывал намеренно, они сформировались в ходе человеческого общения за тысячелетия. У каждой этикетной формулы есть свои корни, функции и варианты. Речевой этикет, правила этикета являются приметой воспитанного и вежливого человека и подсознательно настраивают на положительное восприятие персоны, их использующей.

правила речевого этикета кратко

История возникновения

правила речевого этикета в русском языке

Функции речевого этикета

У современного человека нередко возникает вопрос о том, для чего нужны правила речевого этикета? Кратко можно ответить – чтобы понравиться другим людям. Главная функция речевого этикета – установление контакта. Когда собеседник соблюдает общие правила, это делает его более понятным и предсказуемым, мы подсознательно больше доверяем тому, что нам знакомо. Это идет еще с первобытных времен, когда мир вокруг был очень негарантированным и отовсюду грозили опасности, соблюдение ритуалов тогда было чрезвычайно важно. И когда партнер по коммуникации выполнял знакомый набор действий, говорил правильные слова, это снимало часть недоверия и облегчало контакт. Сегодня наша генная память также подсказывает нам, что человеку, соблюдающему правила, можно больше доверять. Правила и нормы речевого этикета выполняют функцию формирования положительной эмоциональной атмосферы, помогают оказать благоприятное влияние на собеседника. Речевой этикет также выступает средством демонстрации уважения к собеседнику, помогает подчеркнуть статусное распределение ролей между коммуникантами и статус самой ситуации общения – деловой, неформальный, дружеский. Таким образом, правила речевого этикета являются инструментом профилактики конфликтов. Часть напряженности снимается простыми этикетными формулами. Речевой этикет как формальная часть этики выполняет регулирующую функцию, он помогает устанавливать контакты, влияет на поведение людей в типичных ситуациях.

соблюдение правил речевого этикета

Виды речевого этикета

речевой этикет золотое правило речевого этикета

Принципы современного речевого этикета

Любые правила поведения исходят из общечеловеческих принципов морали, не исключение и речевой этикет. Золотое правило речевого этикета базируется на главном моральном принципе, сформулированном еще И. Кантом: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Таким образом, и вежливая речь должна включать такие формулы, которые самому человеку было бы приятно услышать. Базовыми принципами речевого этикета являются уместность, точность, краткость и правильность. Говорящий должен отбирать речевые формулы в соответствии с ситуацией, статусом собеседника, степенью знакомства с ним. В любом случае следует высказываться максимально кратко, но не терять при этом смысла сказанного. И, конечно, говорящий должен уважительно относиться к партнеру по коммуникации и стараться построить свое высказывание в соответствии с правилами русского языка. Речевой этикет строится еще на двух важнейших принципах: доброжелательности и сотрудничества. Вежливый человек относится к другим людям с изначальной установкой на добро, он должен быть искренним и приветливым. Коммуниканты должны с обеих сторон делать все, чтобы общение было продуктивным, взаимовыгодным и приятным для всех участников.

правила речевого этикета примеры

Этикетные ситуации

Этикет регламентирует поведение в различных ситуациях. Традиционно речь значительно различается в официальной обстановке и в повседневной жизни, а также в разных формах своего существования: в письменной или устной. Однако существуют общие правила речевого этикета в различных речевых ситуациях. Перечень таких случаев одинаков для любых сфер, культур и форм. К стандартным этикетным ситуациям относятся:

- привлечение внимания и обращение;

- представление и знакомство;

- отказ и согласие;

- сочувствие и утешение;

Каждая этикетная ситуация имеет устойчивый набор речевых формул, которые рекомендованы к употреблению.

Национальные особенности этикета

Речевой этикет базируется на общечеловеческих, универсальных моральных принципах. Поэтому его основа одинакова во всех культурах. К таким универсальным принципам, характерным всем странам, относятся сдержанность в проявлении эмоций, вежливость, грамотность и умение использовать стандартные речевые формулы, соответствующие ситуации, позитивное отношение к собеседнику. Но частная реализация общечеловеческих норм может значительно различаться в разных национальных культурах. Вариативность обычно проявляется в речевом оформлении стандартной ситуации. Общая культура общения влияет на национальный речевой этикет. Правила этикета, например, в русском языке предполагают поддержание беседы даже с незнакомыми людьми, если довелось оказаться с ними в замкнутом пространстве (в купе поезда), в то время как японцы и англичане постараются молчать в таких же обстоятельствах или говорить на максимально нейтральные темы. Чтобы не попасть впросак в общении с иностранцами, следует, готовясь к встрече, ознакомиться с их этикетными правилами.

правила и нормы речевого этикета

Ситуация установления контакта

Ситуация обращения

Ситуация завершения контакта

Правила представления и знакомства

Правила поздравлений и благодарности

Правила приглашения, предложения, просьбы, согласия и отказа

Правила соболезнования, сочувствия и извинения

Правила одобрения и похвалы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения.

Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. Сравните вежливое положение лицом к говорящему и совершенно невежливое – спиною к нему. В этикетных целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы…), особенности одежды (выбор праздничной, траурной или будничной одежды хорошо показывает, как мы понимаем обстановку, как относимся к другим участникам общения). Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Всем известны специальные словесные формулы вежливости типа здравствуйте! Извините, пожалуйста! Будьте любезны… Спокойной ночи!

К чему они ближе по своим свойствам: к обычной речи или этикету?

Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения. Это прекрасно выразил Владимир Солоухин:

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Что особого тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

С помощью словесных формул этикета мы выражаем отношения при встрече и расставании, когда кого – либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Каждый язык обладает своим фондом этикетных формул. Их состав в русском языке наиболее полно описан А. А. Акишиной и Н. И. Формановской. Рассмотрите таблицу. Какие из приведённых в ней формул вы употребляете чаще других? Какие формулы не употребляете никогда? Чем это можно объяснить? Предложите своим друзьям составить, не глядя на таблицу, список известных им формул прощания. Пусть одновременно они запишут краткие сведения о том, когда эти формулы употребляются. Будет интересно сравнить потом полученные ответы с таблицей и проверить, правильно ли вы оцениваете эти выражения.

Современные русские формулы прощания

В любой ситуации

В любой ситуации с оттенком пожелания

При прощании на длительный срок или навсегда

Прощание на ночь

Дружеское с оттенком фамильярности. Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще – среди молодёжи

Официальное, употребляют люди старшего поколения

Почти никогда не бывает так, чтобы формула прощания прозвучала вдруг, совершенно неожиданно для собеседника. В этом случае он может подумать, что чем-то сильно расстроил или даже обидел уходящего. Обычно ей предшествует какие-то указания на завершение общения. Хотя они и не столь стандартны, как формулы, но тоже достаточно устойчивы. Например, перед тем как проститься, мы ссылаемся на необходимость уйти (Надо идти. Мне уже пора. Жаль, но я должен идти. и.т.п), нередко благодарим за общение, выражаем своё удовлетворение встречей, иногда извиняемся за отнятое у собеседника время. После формулы прощания мы тоже не сразу прерываем контакт. Уходящему гостю желают всего доброго, выражают надежду на встречи в будущем, приглашают заходить, звонить, передают привет близким уходящего, что является знаком внимания и к нему самому, уезжающим желают счастливого пути или удачи, если предстоит дело, о котором шла речь, и т. д. Но все эти стереоптипные фразы не столько связаны одна с другой, хотя такие связи тоже существуют, сколько с ситуацией в целом, причём каждая – в отдельности. Поэтому нередки перестановки и пропуски этикетных элементов в одних и тех же ситуациях.

Самый общий принцип применения знаков этикета – это вежливость, доброжелательность. Поэтому, пожалуй, ничто в человеческом поведении не сочетается с ними так часто, как доброжелательная улыбка. Не надо думать, что улыбка – совершенно естественное, биологическое проявление чувств. Люди, относящиеся к разным культурным зонам, улыбаются по-разному и неодинаково "пользуются” своими улыбками. Так, у японцев улыбка не зависит от темы беседы. Она прежде всего выражает согласие с партнёром и общую доброжелательность к нему, поэтому беседующие, как правило, улыбаются, хотя могут говорить при этом о вещах совсем невесёлых. Известно, что среди американцев доброжелательной принято считать лишь широкую, "лучистую” улыбку, а приветливая улыбка европейца вполне может быть и менее яркой. Однако при всех различиях улыбка – одно из главных выражений человеческого контакта, доброжелательности, участия. Это то, чего мы более всего ищем в лице собеседника.

Сент-Экзюпери в тяжёлые годы второй мировой войны, остро переживая поражение своей родины и понимая фашизм как величайшее неуважение к Человеку, посвятил замечательные страницы одного из своих произведений (Письмо к заложнику) улыбке доброжелательного взаимопонимания. Он нарисовал картину безмятежного мирного дня: завтрак с другом на освещённой солнцем веранде ресторанчика у реки, незнакомые матросы, просто и естественно принявшие приглашение позавтракать вместе, приветливая служанка, полное расположение всех друг к другу, открытость и радость взаимопонимания.

Что лучше всего выражало это ощущение человеческого мира? Улыбка.

"Не знаю, поймут ли меня, - говорит Сент-Экзюпери, - скажу одно: мы бы охотно пошли в бой, лишь бы спасти нечто в улыбке матросов, и твоей, и моей, и в улыбке служанки, спасти чудо, сотворённое солнцем, которое неустанно трудилось миллионы лет, - и победным завершением его трудов стала эта наша совсем особенная улыбка.

Самое важное чаще всего невесомо. Здесь как будто всего важней была улыбка. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдёшь на смерть. Это особенная улыбка освобождала от гнетущей тоски наших дней, оделяла уверенностью, надеждой и покоем. ” Добрая улыбка становится у Сент-Экзюпери символом человечности и согласия.

Язык СМИ – это язык власти и язык оппозиции (политический дискурс), частично язык науки, дипломатии, искусства, религии и т.п. В публицистическом преломлении, рассчитанные на широкую аудиторию, тексты СМИ отражают интересы и языковые вкусы самых разнообразных социальных групп и нередко стремятся говорить на языке этих групп.

Журналистский текст – источник направленной властной энергии на аудиторию; субъект власти над ней – автор (авторы) текста, редактор, ведущий – вся разнообразная, внимающая данному тексту аудитория, - добровольный объект влияния

Адресант (говорящий или пишущий создатель текста) направляет свою речь на адресата как на объект своей речевой деятельности и так или иначе воздействует на него. Одновременно адресат рассматривается им в качестве второго субъекта того же речевого акта, в качестве партнёра по общению.

В СМИ журналист (адресант), согласно правилам речевого этикета, в соответствии с ситуацией общения, использует различные этикетные выражения обращения, приветствия и прощания, с целью создать нужную, желательную, благоприятную тональность общения.

Друзья! Отвлекитесь на пару минут от забот и хлопот, зайдите на…Проголосуйте на фотоконкурсах …..

Дорогие форумчане, поздравляю вас с Новым Годом! …

Просторечное обращение Девчонки! используется, как правило, в устной речи [Студентка – подругам:] Девчонки, словарь есть? Передайте, пожалуйста. В Интернете также встречается подобное обращение:

Девчонки, пишите…

Используются приветствия, которые имеют разговорный характер, такие как Привет! Салют! Hi!

Привет! Меня зовут …

При прощании употребляются этикетные формулы: подпись с указанием на виртуальное или офф-лайновое имя, прощальная фраза (Всего наилучшего; Примите и проч.; С Уважением; Удачи на дорогах и т.д.), благодарность, пожелание. Удачи! … Приятных путешествий! С уважением, Алексей…

Прочтите поучение Владимира Мономаха. Выскажите своё отношение к данным советам: можно ли считать их полезными в наше время? Запишите ответ, аргументируя свою точку зрения (5-6 предложений)

Ибо как Василий учил, собрав тут юношей: душой быть чистым, непорочным, в разговоре негромким, соблюдая слово Господне: есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчинёнными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших.

Старых почитай как отца, а молодых как братьев. Остерегайся и лжи, и пьянства, и блуда, ибо от них душа погибает и тело. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Читайте также: