Сообщение музыка в сказках

Обновлено: 07.07.2024

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других - добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает - музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: ''Алёнушка'',''Богатыри''. А Михаил Александрович Врубель многие свои картины писал под непосредственным воздействием музыки сказок Римского-Корсакова. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же - Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, русалку, лешего, колдуна, серого волка и т.д. Обратимся конкретно к какому - нибудь образу, например - Бабе - Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных. Её образ запечатлел П.И.Чайковский в фортепианной пьесе, которая так и называется "Баба - Яга". В этой пьесе изображается ворчливая Баба - Яга, она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым "колючим" взглядом. С пьесой П.И.Чайковского интересно сравнить музыкальный образ Бабы - Яги, созданный М.П.Мусоргским. Пьеса, в которой Мусоргский изображает Бабу - Ягу называется "Избушка на курьих ножках", эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие "Картинки с выставки". Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает стаоинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках. Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба - Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный , сказочный лес, избушка Бабы - Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы - Яги. А теперь перенесёмся из таинственного леса, в пещеру горного короля, в далёкую страну Норвегию. Горный король - это сказочный властелин северных гор, ему подвластны все сказочные существа, населяющие горы, леса, озёра и реки Норвегии, он управляет троллями и гномами. Образ горного короля создаёт норвежский композитор Эдвард Григ в своей пьесе "В пещере горного короля", которая является частью его знаменитой музыки к драме норвежского писателя Хенрика Ибсена "Пер Гюнт". Когда мы будем слушать музыку этого произведения , нам будет казатся, будто перед нами проходит целая вереница существ, начиная с тяжёлых и неуклюжих троллей, страшных кобольдов, кончая быстрыми, забавными гномиками, которые стремительно проносятся с громким хохотом и гиканьем. Музыка этого фантастического шествия основана на одной неизменной теме, которая начинает звучать в начале пьесы сначала в низком регистре, медленно, тихо и постепенно переносится всё выше, ускоряется темп и увеличивается сила звука, кажется будто все сказочные обитатели завертелись в вихре буйного фантастического танца, который обрывается одним повелительным жестом пещерного владыки. А знаете ли вы русскую сказку, в которой был бы злым волшебником тоже карлик, злой , уродливый? Это - Черномор из знаменитой сказки Пушкина "Руслан и Людмила". По сюжету этой сказки была написана опера "Руслан и Людмила" русским композитором М.И.Глинкой. Так вот послушаем ещё одно фантастическое шествие. Это шествие Черномора со своей свитой, которая несёт его длинную бороду на подушках звучит . Этот марш звучит ярко, красочно, он построен на чередовании двух музыкальных тем: 1-ая - с которой начинается шествие, звучит резко, дико, устрашающе, изображает уродливого карлика, его угловатую, подпрыгивающую походку. 2 - ая - это изображение несметных богатств, камней семицветных, драгоценностей, которые поблёскивают и переливаются под лучами света. Итак, мы познакомились лишь с частицей русской и зарубежной музыки, вся прелесть её заключена в том, что она может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. А.С.Пушкин в "Золотом петушке" об этом сказал так: "Сказка ложь, да в ней ней намёк! Добрым молодцам урок!"

Похожие документы:

. не перестают удивляться и восхищаться тем богатствам сельскохозяйственных угодий, которые . мышами, кроликами и перепелками, тем самым сказка становится более реалистичней и насыщенней . была в 1971 году. Музыка для сказки была взята Бориса Чайковского. .

Музыка, рисующая картины природы

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Гырдымова Анна Сергеевна

СКАЗКА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ

Курс 2, группа 20

Научный руководитель : Сердюк Л.В.,

преподаватель музыкальных дисциплин высшей квалификационной категории, к.п.н.

ГЛАВА I. ЖАНР СКАЗКИ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ

1.2. Классификация фольклорной сказки

1.3. Влияние музыкальной сказки на воспитание ребёнка

1.4. Сказка в музыке русских композиторов

1.5. Жанровая разновидность сказочных произведений русских композиторов.

Выводы по I главе

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В сказочных образах — первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному [5]. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к родной земле — это утверждают учёные, искусствоведы, педагоги, исследователи, музыканты, писатели: Т.В. Зуева, В.Я. Пропп, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский.

Эмоциональность натуры, нравственно и эстетически свойственная воспитанному ребенку, выражается в том, что его сердце становится восприимчивым к сказке . Среди других многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место принадлежит музыке. Музыка и сказка — это тема, достойная глубокого изучения и дальнейшего исследования. Не представляется духовного воспитания без слушания музыкальных сказок: их прослушивание даёт эстетическое наслаждение, накладывает отпечаток на мышление, эмоциональную жизнь, нравственное становление [5].

Сказочными образами богат русский фольклор, а вслед за ним обогатилась сказочными образами и русская музыка.

1. Отобрать и изучить искусствоведческую и музыковедческую литературу по теме исследования;

3. Рассмотреть воспитательные возможности музыкальной сказки;

4. Проанализировать творчество русских композиторов-сказочников.

- отбор, изучение и анализ литературы;

- систематизация изученного материала;

- обобщение полученных сведений.

Глава I. ЖАНР СКАЗКИ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ

Сказка – сказание, повесть, предание, вымышленный рассказ, небывалая или несбыточная повесть [2].

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом [ 7 ] . Как правило, сказки рассчитаны на детей.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов [ 7 ] .

Сказка литературная — эпический жанр; ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной, либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной [7].

Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). Миф, потеряв свои функции, стал сказкой. Утверждают, что первоначально сказка, выделившаяся из мифа, противостояла мифу как:

1. Профанное — сакральному. Миф связан с ритуалом, поэтому миф, в определённое время и в определённом месте, раскрывает посвящённым тайные знания;

2. Нестрогая достоверность — строгой достоверности. Уход сказки от этнографичности мифа привёл к тому, что художественная сторона мифа вышла на первый план в сказке.

Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивали А. И. Никифоров — российский философ и В. Я. Пропп — советский ученый, филолог-фольклорист.

Тексты фольклорных сказок строятся с помощью установленных традицией (клише):

- сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

- сказочные инициалы, зачины;

- сказочная концовка, финал;

Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:

Общепринято, что фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки):

Сюжет фольклорной сказки, в отличие от сюжета литературной сказки, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степень импровизации исполнителя сказочного материала. Тексты фольклорной сказки противостоят друг другу по степени схожести-несхожести как вариант – вариации.

1.2. Классификация фольклорной сказки.

1. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.

2. Волшебные сказки.

3. Легендарные сказки.

4. Новеллистические (бытовые) сказки.

5. Бытовые сказки:

- Сказки об одураченном чёрте.

7. Кумулятивные сказки.

8. Докучные сказки.

Рассмотрим некоторые из перечисленных жанров.

Новеллистические, анекдотические и сказки об одураченном черте.

Сказка о животных (животный эпос).

Такие сказки - это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая содержит экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

Новеллистическая сказка (или социально-бытовая) имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающуюся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один земной мир, и реалистично передаются особенности быта. Главный персонаж — трикстер, обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость со власть предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.

Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины.

Мифологические сказки происходят из тотемических мифов первобытнообщинного общества (примитивных народов Северной Азии, Америки, Африки, Австралии и Океании). Первичные, архаичные сказки называют архаическими или мифологическими.

1.3. Влияние музыкальной сказки на воспитание детей.

Образы сказки сопутствуют человеку с раннего детства, с первых рассказов взрослых и чтений вслух, с баек и колыбельных. Ребёнок, лишённый её эмоционального воздействия, остаётся обделённым на всю жизнь: его фантазия не получает основы для развития. Сказка закладывает в человеке и нравственный фундамент: так рельефно и ярко очерчены в ней полюсы тьмы и света, что, вырастая вместе со сказкой, именно в ней ребёнок учится различать добро и зло; ему открывается справедливость, милосердие и жестокость, коварство[8].

То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. [5]

Первое рассказывание сказки — большое событие в жизни детей [5]. Именно поэтому каждая сказка, которая предлагается ребенку, требует внимания со стороны взрослого, и все чаще встает вопрос психолого-педагогической экспертизы современной детской литературы, которая включала бы в себя анализ разных видов сказочных форм, оценивала бы качество печатных изданий для детей и качество мультфильмов, как воплощения литературных сказочных образов.

Язык — это материальное выражение мысли, и ребёнок лишь тогда будет знать его, когда вместе со смыслом воспринимает яркую эмоциональную окраску, живое трепетанье музыки родного слова. Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка — его ум, чувства, воображение, волю. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

То есть, значение сказок для воспитания детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, несомненно, а их роль в воспитании велика [6].

Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками — ласковыми, добрыми, таинственными, тревожными. Кроме того, эти звуки могут быть исполнены голосом, сольным инструментом, оркестром. Музыкальная сказка – это сказка, изложенная средствами музыкального искусства [8].

Раскроем роль музыкальной сказки в воспитании детей.

  1. В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на музыкальное восприятие сказки способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
  2. Сказку, являющуюся важным средством умственного развития ребенка, помогает понять музыка. Музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра [5]. Музыкальная сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
  3. Необходимо заметить, что для восприятия музыкальной сказки необходима специальная подготовка. Допустим, если дети слушают музыкальную сказку, то перед слушанием нужно рассказать о той реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Никогда нельзя забывать, что язык музыки — это язык чувств. Красота музыки — могучий источник мысли.
  4. Музыкальные сказки с использованием небольших инструментальных пьес или отрывков из крупных музыкальных произведений являются переходной ступенькой к пониманию таких сложных жанров как опера и балет [6].
  5. Ежегодное диагностическое обследование детей показывает, что интегрированные занятия по слушанию музыки, включение классической музыки в музыкальные развлечения и праздники, разыгрывание музыкальных сказок и постановка музыкальных спектаклей, посещение театров оказывают положительное воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных и творческих способностей[8].
  6. Мир музыкальной сказки является прекрасным средством приобщения детей любого возраста к классической музыке, развития эмоциональной сферы, формирования основ музыкальной культуры.
  7. Музыкальная сказка помогает:

- развивать у детей представление о связи музыкальных и речевых средств выражения;

- различать посредством музыки смену образов и настроений в одной сказке (музыка добрая, сердитая, злая нежная и т.д.);

- развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей;

- развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в движении, рисунке, инструментовке, инсценировке сказки.

Обобщая вышеизложенное, повторим, что установка на музыкальное восприятие сказки способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества; музыкальная сказка:

- является важным средством умственного развития ребёнка;

- является переходной ступенькой к пониманию сложных музыкальных жанров;

- дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке;

- мир музыкальной сказки является прекрасным средством приобщения детей любого возраста к классической музыке;

- развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.

Общеизвестно, что сказки любят все: и дети (и дошкольного, и школьного возраста), и взрослые. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа – носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.

Добавим к этому, что музыкальные сказки тоже любят все. Взрослые и дети с удовольствием посещают оперные спектакли, сопереживают музыкальным сказочным образам.

1.4. Сказка в музыке русских композиторов

Не претендуя на глубокое исследование, нами предпринята попытка выявить наиболее ярких представителей сказочной тематики в русской музыке. Опираясь на исследования музыковедов, мы определили следующих композиторов: М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.И. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А. К. Лядов. Нами композиторы-сказочники перечислены в хронологическом порядке, соответствующем годам их жизни.

Назовём основные музыкальные сочинения названных композиторов, созданные в жанре сказки.

Михаил Иванович Глинка

Александр Сергеевич Даргомыжский

Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки[7].

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. В возрасте 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на ребёнка меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения.

В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: начиная с 1871 года он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки.

Умер 8 июня 1908 года в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора[7].

Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа[7].

Но в подавляющем большинстве сказок сюжеты становились основой для оперных спектаклей.

Петр Ильич Чайковский

Пётр Ильи́ч Чайко́вский родился 25 апреля 1840, в Воткинске, Вятской губернии, в Российской империи — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

В 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей.

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

Смерть Чайковского наступила 21 октября 1893 года[7].

Анатолий Константинович Лядов

Анато́лий Константи́нович Ля́дов родился 30 апреля 1855 года, в Санкт-Петербурге — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.

Будущий композитор родился в семье известного русского дирижёра Константина Лядова.

Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца. В 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию. Занимался по классам фортепиано и скрипки, вскоре заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты. Талант молодого музыканта высоко ценил Модест Мусоргский. Лядов перевёлся в класс теории композиции к Римскому-Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за непосещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерваторию и успешно её окончил, после чего в том же году был приглашён туда преподавать. А. К. Лядов был одним из членов Беляевского кружка.

1.5. Жанровая разновидность сказочных произведений русских композиторов

В нижеприведённой таблице нами определена жанровая принадлежность ряда произведений русский композиторов: оперы, балеты, симфонические фантазии.

Роль музыки в сказке.

Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.

Образы сказки сопутствуют человеку с раннего детства, с первых рассказов взрослых и чтений вслух, с баек и колыбельных. Ребёнок, лишённый её эмоционального воздействия, остаётся обделённым на всю жизнь: его фантазия не получает основы для развития.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением. Определенный настрой способствует пробуждению в слушателях сопереживания, соучастия, сотворчества.

Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.

Приобщение детей к музыкальному творчеству в нашей музыкальной школе осуществляется путем создания музыкальной сказки. В музыке слышно, как оживает ночной колдовской лес. Особенно в середине пьесы, когда музыка как бы затихает, можно различить голоса сказочных обитателей. Лес наполняют шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви… В музыке хорошо изображается тот или иной персонаж, его характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий; петух ходит высоко поднимая ноги, горделиво держит голову и т. д.).

Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает ярче представить сказочные персонажи.

Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными.

Какая же Красная Шапочка без песен?

Или какие восточные гости без танца?

Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде?

Конечно же песенкой и музыкой.

Чтобы исполнить все эти особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные способности.

Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении обучения в школе развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, помнить музыкальную тему и исполнять ее.

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию так как она:

- развивает представления воспитанников о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;

- дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным, и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное, и переносится в мир, который предстает перед ним.

"Сказка в музыке"

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других - добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает - музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: ''Алёнушка'',''Богатыри''. А Михаил Александрович Врубель многие свои картины писал под непосредственным воздействием музыки сказок Римского-Корсакова. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же: - Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, Русалку, Лешего, Колдуна, Серого волка и т.д. Обратимся же конкретно, к какому - нибудь образу, например - Бабе - Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных. Её образ запечатлел П.И.Чайковский в фортепианной пьесе, которая так и называется "Баба - Яга". В этой пьесе изображается ворчливая Баба - Яга, она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым "колючим" взглядом. С пьесой П.И.Чайковского интересно сравнить музыкальный образ Бабы - Яги, созданный М.П.Мусоргским. Пьеса, в которой Мусоргский изображает Бабу - Ягу называется "Избушка на курьих ножках", эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие "Картинки с выставки". Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает старинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках. Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба - Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный , сказочный лес, избушка Бабы - Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы - Яги. А теперь перенесёмся из таинственного леса, в пещеру горного короля, в далёкую страну Норвегию. Горный король - это сказочный властелин северных гор, ему подвластны все сказочные существа, населяющие горы, леса, озёра и реки Норвегии, он управляет троллями и гномами. Образ горного короля создаёт норвежский композитор Эдвард Григ в своей пьесе "В пещере горного короля", которая является частью его знаменитой музыки к драме норвежского писателя Хенрика Ибсена "Пер Гюнт". Когда мы будем слушать музыку этого произведения , нам будет казаться, будто перед нами проходит целая вереница существ, начиная с тяжёлых и неуклюжих троллей, страшных кобольдов, кончая быстрыми, забавными гномиками, которые стремительно проносятся с громким хохотом и гиканьем. Музыка этого фантастического шествия основана на одной неизменной теме, которая начинает звучать в начале пьесы сначала в низком регистре, медленно, тихо и постепенно переносится всё выше, ускоряется темп и увеличивается сила звука, и создаётся впечатление- как будто все сказочные обитатели завертелись в вихре буйного фантастического танца, который обрывается одним повелительным жестом пещерного владыки. А знаете ли вы русскую сказку, в которой был бы злым волшебником тоже карлик, злой , уродливый? Ну конечно, это же – Черномор, из знаменитой сказки Пушкина "Руслан и Людмила". По сюжету этой сказки была написана опера "Руслан и Людмила" русским композитором М.И.Глинкой. Так вот послушаем ещё одно фантастическое шествие. Это шествие Черномора со своей свитой, которая несёт его длинную бороду на подушках звучит . Этот марш звучит ярко, красочно, он построен на чередовании двух музыкальных тем: 1-ая - с которой начинается шествие, звучит резко, дико, устрашающе, изображает уродливого карлика, его угловатую, подпрыгивающую походку. 2 - ая - это изображение несметных богатств, камней самоцветных, драгоценностей, которые поблёскивают и переливаются под лучами света. Итак, мы познакомились лишь с частицей русской и зарубежной музыки, вся прелесть её заключена в том, что она может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. А.С.Пушкин в "Золотом петушке" об этом сказал так: "Сказка ложь, да в ней ней намёк! Добрым молодцам урок!"

Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.

Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на слова неизвестного автора. Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?

Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое, наблюдаются черты сходства - интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (СКРИПКА)

(Информация о создании скрипки и характеристика её звуковых возможностей, с прослушиванием музыкальных фрагментов. Источник - CD "Интерактивный мир"- "Энциклопедия классической музыки")

Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент и почему?

Дети: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна не только ему одному. В Норвежской песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как и пища. (слайд № 6)

Учитель: Почему песня называется "Волшебный смычок"?

Какой характер музыкального языка песни?

Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный момент)

Можно назвать песню музыкальной сказкой?

(ребятам предлагается придумать исполнительский план песни, предусмотрев солистов, отдельные группы, хор. Далее работа над выразительностью исполнения).

Изучение нового материала.

Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находиться среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.


(На фоне звучания песни В.Шаинского "В мире много сказок" появляется (слайд № 7), на котором содержится тема урока и припев песни, где говорится о значимости сказок.)

Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок?

Чему учат сказки?

Назовите сказки, в которых звучит музыка.


Дети: Ответы учащихся.

Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею (слайд № 8). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок ("Соловей" Г.Х. Андерсен, "Садко" сказка-былина, "Золушка" Ш. Перро). Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка?


Учитель: Музыка "звучит" во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа - "Музыкант - чародей".

(во время слушания сказки, на рабочем слайде № 9, появляется название сказки, иллюстрация и сведения о композиторе, музыка которого звучит в сказке)

Анализ прослушанного произведения:

Почему сказка названа "Музыкант-чародей"?

Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет?

Почему музыка в сказке сделала чудо?

Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?

Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?

Что произошло бы со сказкой, если из неё исключить музыку?


Учитель: Из какой сказки эти герои, кто является её автором? ("Бременские музыканты" Братья Гримм)

Какое место в ней занимает музыка и почему?

Какие герои появились после создания мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)

Какие песни звучат в мультфильме и кто является их композитором? (Г. Гладков)

(исполнение песни с инсценировкой)

Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

Домашнее задание.

1 группа - сочинить сказку, в которой музыка играла бы главную роль.

2 группа - инсценировать эту сказку.

3 группа - подобрать музыку и исполнить её во время инсценировки сказки.

Учитель: Закончить сегодняшний урок помогут мне ребята, которые прочитают стихотворение

Б. Окуджавы "Музыкант", рассказывающее о волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки, способной творить с душой человека невозможное.

( читают стихотворение на фоне музыки И.С. Баха “Street prelude”)

Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал -
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?

Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому плечу,
По чему благословенью
Я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь не долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!

Читайте также: