Адаптивная и лечебная физическая культура сообщение

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

АДАПТИВНАЯ И ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Индивидуальный проект в 7 классе
по физической культуре
(тип проекта: информационно-познавательный)

Бычков А.С., 7-а класс

Лымарь В.Н.,
учитель физической культуры

Златоуст, 2021 г.

Физическая культура — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека, в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры , представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни , социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Не стоит путать два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

В основе можно выделить два направления физической культуры: адаптивная и оздоровительная или лечебная физическая культура.

Лечебная физическая культура (далее ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения ) с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов , а также профилактики заболеваний. Для увеличения эффективности упражнений в задачи ЛФК входит использование педагогических средств воздействия: выработка у пациента уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них активное участие.

Лечебная физкультура- это метод лечения и средство реабилитации, который использует методики физического воспитания. Адаптивная физическая культура понятие более молодое в отличие от лечебной физической культуры.

Адаптивная физическая культура (далее АФК) — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья . Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Люди с ограниченными возможностями здоровья должны иметь равные возможности с другими здоровыми людьми. Доступная среда – это принцип создания территории, учреждений, общественных и городских пространств, транспортных артерий, вещей, информации, указателей, тротуаров, парков для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель проекта: доказать, что виды АФК и ЛФК максимально отвлекают от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

  • изучить специальную литературу по АФК и ЛФК;
  • найти комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, посредством АФК и ЛФК, формирующих у людей с ограниченными возможностями личной потребности в ведении активного образа жизни;
  • обосновать целесообразность использования АФК и ЛФК, способствующих укреплению здоровья людей с ограниченными возможностями здоровья посредством двигательной активности.

Цель: АФК, это часть физической культуры, применяющей определенный комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Так как главная цель адаптивной культуры состоит в развитии организма с отклонениями, находящегося в болезненном состоянии.

Основной целью АФК является улучшение и гармонизация всех сторон и свойств человека с отклонениями (например: физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических и т. и.), реабилитация, и социализация его личности с поддержкой физических упражнений и медицинских факторов.

В нее входит несколько основных положений, важных для людей с отклонениями, например: физическая и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при использовании методов адаптивной физкультуры или адаптивного спорта, должны проходить строго оборудованных центрах (реабилитационные центры, физкультурно-спортивные клубы для инвалидов, физкультурно-спортивные организации).

Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:

· профилактическая – предотвращение осложнений, нежелательных исходов болезни;

· коррекционно-компенсаторная – максимально доступная компенсация анатомо-физиологических расстройств;

· образовательная – предоставление информации о собственном организме, о состоянии здоровья;

· воспитательная – обеспечение личностного роста;

· лечебно-восстановительная – восстановление здоровья;

· рекреационно-оздоровительная – обеспечение полезного отдыха;

· гедонистическая – получение удовольствия от жизни;

· спортивная – участие в спортивных состязаниях;

· профессионально-подготовительная – приспособление больного к работе в определенной профессии;

· социально-интегративная – внедрение в социокультурную среду;

· коммуникативная – налаживание полноценного общения с окружающими.

Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.

Социальные принципы :

· гуманистическая ориентированность – создание равноправных, но в то же время индивидуальных условий для каждого пациента;

· социальная интеграция – включение индивида в культурную, трудовую, повседневную общественную жизнь;

· непрерывность деятельности в рамках физкультуры – она должна продолжаться в течение всей жизни;

· приоритет микросоциума – первостепенное влияние семьи на формирование личности человека.

Общие методические принципы :

· научность – обучение основам научных знаний в рамках АФК;

· наглядность – вовлечение в обучающий и тренировочный процесс всех органов чувств;

· доступность – соблюдение меры, предотвращение перегрузок;

· прочность – длительное хранение полученной информации;

· сознательность – осознанное стремление к физическому развитию и получению необходимых знаний;

· последовательность и систематичность – поэтапное обучение и внедрение теории в практическую сферу.

Специальные методические принципы:

· диагностирование – всесторонняя оценка имеющегося дефекта;

· индивидуальность подхода – учет особенностей течения болезни у конкретного лица;

· коррекционно-развивающая ориентация – предполагает стремление к умственному и физическому развитию пациента;

· компенсаторная направленность – максимально возможное возмещение утраченной человеком способности;

· возрастная специфика – особенности подходов АФК в зависимости от возрастной группы;

· адекватность, оптимизация, изменчивость воздействия – соответствие выбранных методик состоянию больного, их коррекция при изменяющихся условиях.

Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:

- Обучение теории. Включает освоение пациентом знаний о структуре, функции человеческого тела, об особенностях его болезни и физических способностях. При этом важно подобрать такой способ донесения информации, который будет доступен для человека с определенными отклонениями. Например, если больной слеп, то обучение проводится на слух или с привлечением тактильного способа восприятия: можно дать ему изучить макет человеческого скелета, мышечной системы. При обучении глухих пациентов используют сурдоперевод, показ информационных слайдов.

- Развитие практических, прикладных, аспектов адаптивной физической культуры. Постепенно от теории переходят к практике, помогая больному освоить доступные физические навыки, а также некоторые виды профессиональной деятельности. Используют стандартные или авторские методики, которые, как правило, имеют узкую направленность.

Лечебная физкультура зародилась еще в глубокой древности, когда была проведена четкая связь между количеством и качеством двигательной активности и состоянием здоровья человека. При этом практикующие лекари старались определить, какие именно движения будут полезны, а какие навредят больному в том или ином состоянии. В правильном физическом воспитании длительное время медики видели один из основных источников здоровья, крепкого тела и хорошего самочувствия.

Поскольку медицинские исследования постоянно продолжаются, лечебная физкультура тоже совершенствуется год от года; появляются новые фирмы, возникают более эффективные комплексы упражнений, специально подобранные для конкретных случаев.

Утренняя гимнастика – это минимальная нагрузка, полезная для каждого, так что она практически не имеет противопоказаний. К плюсам утренней гимнастики относится следующее:

• стимуляция обмена веществ;

• положительное влияние на кровеносную систему;

• положительное влияние на фигуру и вес.

Большинство людей могут самостоятельно подобрать комплекс упражнений ЛФК для утренней гимнастики. Однако если человек восстанавливается после операции, проходит курс реабилитации после лечения, или же у него присутствует серьезное хроническое заболевание, необходимо, либо приостановить тренировки, либо проконсультироваться у лечащего врача по поводу противопоказаний.

Лечебная гимнастика основана в первую очередь на правильном дыхании, которое необходимо для того, чтобы упражнения лечебной физкультуры оказывали должное действие на организм. Это действие может быть общеукрепляющим или же направленными на решение определенной проблемы, например, восстановления полноценного функционирования опорно-двигательного аппарата, отдельных систем внутренних органов.

Лечебная гимнастика может быть реализована в следующих формах:

Такая гимнастика рекомендована как средство реабилитации пациентов с ограничением движений, например, после операции.

Комплексы упражнений выполняются под руководством инструктора в группе пациентов со схожими проблемами или с одинаковыми заболеваниями. Преимущество групповой терапии состоит также в том, что занятия в группе создают определенный эмоциональный фон, ускоряющий процесс выздоровления.

Как известно, лечебной гимнастикой можно заниматься и дома – достаточно освоить требуемый комплекс ЛФК и повторять его регулярно в домашних условиях. Самостоятельные занятия помогают закрепить достигнутый ранее результат и добиться существенного улучшения состояния здоровья.

В каждом занятии лечебной гимнастикой можно выделить вводную, основную и заключительную части. Вводная часть, или разминка, подготавливает тело к дальнейшей нагрузке и состоит из элементарных упражнений. Основная часть занимает большую часть времени; ее состав зависит от того, на что конкретно направлены упражнения ЛФК. Заключительная часть – это упражнения, которые оказывают меньшую нагрузку на организм, чем упражнения основной части, расслабляют тело и восстанавливают дыхание.

Дозированная ходьба является разновидностью лечебной гимнастики, которая наиболее естественна для организма человека. Она часто актуальна на этапах реабилитации после различных заболеваний, травм и операций.

Лечебное плавание – форма ЛФК, которая может быть рекомендована при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, для стабилизации нервно-психического состояния, а также в качестве профилактической меры или как средство реабилитации. Подобную терапию проходят под руководством специалиста, поскольку разные стили плавания имеют определенные показания и противопоказания. К примеру, при сколиозе рекомендованным стилем является грудной брасс, который противопоказан при наличии у человека межпозвонковой грыжи.

Стиль плавания, частота и длительность сеансов подбираются индивидуально исходя из состояния пациента.

Так же, как и в случае с лечебной гимнастикой, занятия плаванием могут проходить в индивидуальной, групповой и самостоятельной форме. При этом групповые занятия обычно проходят в группах с малой численностью, не более 7 человек. Лечебное плавание может сочетаться с другими видами двигательной активности.

Гидрокинезотерапия – своего рода комбинация лечебной гимнастики и силовых тренировок. Особенности этого вида лечебной физкультуры заключаются в следующем:

• Когда занятия проводятся в воде, большинство движений становятся проще в исполнении; вода поддерживает человека, позволяя ему выполнить те упражнения ЛФК, которые на берегу могут вызвать сложности. Этот момент очень важен для тех больных, у которых присутствуют любые патологии и нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

• Теплая вода бассейна, в котором проводятся занятия, оказывает положительное воздействие на мышцы, предотвращая слишком сильное напряжение. Устраняется скованность мышц, частично уходит боль, которая для многих является серьезным барьером в проведении тренировок.

• Во время того, когда человек находится в воде, ее давление стимулирует кровообращение, что в свою очередь положительно влияет на обмен веществ и состояние сердечно-сосудистой системы, а также на снабжение кислородом всех тканей организма.

• Массаж является важной частью реабилитации. Сам по себе он не способен натренировать тело, сделать его более выносливым, как это делают занятия лечебной физкультурой, однако его сочетание с ЛФК позволяет повысить эффективность упражнений, ведь благодаря массажу приходят в норму обменные процессы. Кроме того, массаж помогает снять напряжение в мышцах.

• Во время массажа температура кожи и мышц, расположенных на участке, с которым работает массажист, повышается, за счет чего пациент может ощутить тепло и расслабление. Активизация обменных процессов ускоряет заживление тканей, что очень важно в послеоперационном периоде.

• Часто комбинация ЛФК- массаж используется для пациентов с болезнями суставов, так как правильно подобранные упражнения ЛФК избавляют от боли.

Я провел социологический опрос. В ходе изучения данной темы меня заинтересовал вопрос, а что знают мои ровесники об адаптивной физической культуре и лечебной физкультуре.

Адаптивная физическая культура как интегративная наука. Определение понятия, целей, задач, видов и функций адаптивной физической культуры. Современные теории и принципы данного вида физкультуры. Основные компоненты адаптивной физической культуры.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.12.2016
Размер файла 37,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Таврическая академия

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики АФК, физической реабилитации и оздоровительных технологий

на тему: АДАПТИВНА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Выполнила: Велиева Ленура Муслимовна

Проверила: Коваль С.Я.

2. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ НАУКА

3. ТЕОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

4. ЦЕЛИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

5. ЗАДАЧИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

6. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ (ВИДЫ) АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

7. ФУНКЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

8. ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, это является неверным суждение функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является АФК.

Пи этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем АФК приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов - новаторов.

Первое и основное направление АФК-- восстановление здоровья больного посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого -- развитие компенсаторных и заместительных приспособлений.

адаптивный физический культура интегративный

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Адаптивная -- это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления -- методологический фундамент адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура (АФК) - как вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Предмет: принципы, методы и методические приемы обучения двигательным действиям при занятиях АФК.

2. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ НАУКА

АФК интегрирует в себе как минимум три крупных области знания - физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику - и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику ФК, теорию и методику отдельных ВС и их групп, теорию и методику ФВ, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д.

Необходимость объединения в единый исследовательский коллектив представителей ФК, медицины, коррекционной педагогике приводит к различным трактовкам сущности АФК, что предопределяет научными предпочтениями научных работников, их предшествующим опытом работы.

Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности АФК и ЛФК или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. АФК представляет собой значительно более емкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом эмоциями, чувствами, а не только их лечениес помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ АФК, фундаментализация образования в этой области.

3. ТЕОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Теория АФК как наука исследует содержание, структуру, функции АФК, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) АФК, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Одной из главных проблем теории АФК является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни данной категории населения страны, преодоление психологических комплексов с помощью средств и методов АФК.

Теория АФК должна раскрыть ее сложные взаимосвязи с другими областями науки и практики общества - здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, ФК и др., а также разработать технологии формирования готовности общества к принятию инвалидов как равноправных его членов, обладающих самоценностью и огромным творческим потенциалом в самых различных видах человеческой деятельности.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

4. ЦЕЛИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Цель АФК как вида ФК - максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста).

Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека.

Поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляют каждому инвалиду шансы реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их.

5. ЗАДАЧИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

Адаптивная физическая культура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Адаптивная физкультура формирует у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье:

- осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

- компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

- желание улучшать свои личностные качества;

- стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

В целом, считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся - лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др

· улучшение исходов травмы (болезни), в том числе профилактика осложнений;

· направленность всех реабилитационных мероприятий на сохранение жизни больного;

· предупреждение инвалидности или смягчение ее проявлений;

· возвращение человека к активной жизни, трудовой и профессиональной деятельности;

· возвращение в общество профессиональных кадров;

· значительный экономический эффект для общества -- вклад кадров, возвращенных в строй, плюс устранение затрат.

Вторая группа - образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи - наиболее традиционные для ФК.

В адаптивном физическом воспитании следует рассматривать образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи

К образовательным задачам АФВ относятся те, которые направлены на формирование, закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых инвалиду.

1. Формирование понятия о здоровом образе жизни

2. Формирование навыков здорового образа жизни

3. Формирование представления о структуре собственного тела и его двигательных возможностях

4. Формирования понятия физической культуры как феномена общей культуры человека

5. Формирование адекватной возрасту двигательной базы

Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя:

· создание условий для правильного физического развития;

· коррекцию особенностей соматического состояния (коррекция акта дыхания, нарушений сердечно-сосудистой системы).

· Формирование положительных компенсаций

· Коррекция дефектов развития

Воспитательные задачи предполагают выработку определённых характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности, активности, смелости и т.д.), обеспечивают стимуляцию психического развития и формирование личности инвалида. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта. Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и мнением о невозможности их полноценного приспособления к самостоятельной жизни.

В АФВ инвалидов выявляется ряд специальных коррекционных задач, имеющих самостоятельное значение, но тесно взаимосвязаных:

1. Коррекции нарушений. Задача предполагает создание адекватной двигательной базы и развитие жизненно важных двигательных навыков.

2. Формирование компенсаций. Задача предполагает создание определенных двигательных стереотипов и аналогий, обеспечивающих возможности формирования позы и наличие базовых двигательных навыков (при отсутствии конечности, недостаточном её развитии или деформации и т.д.).

3. Социализация. Задача предполагает обеспечение создания условий для развития социально-бытовых навыков через формирование двигательного действия.

4. Адаптация - задача развития основных физических качеств, формирование компенсаторных механизмов переносимости физической нагрузки.

5. Интеграция - создание условий для эффективного взаимодействия с социумом.

6. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ (ВИДЫ) АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Исходя из потребностей лиц с отклонение в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие компоненты (виды) АФК.

- адаптивное физическое воспитание (образование). Направлено на формирование комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

- адаптивный спорт, направлен прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры;

Адаптивная двигательная реакция - компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

Адаптивная физическая реабилитация - компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с отклонении в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК - компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Экстремальные виды двигательной активности - компонент (вид) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с отклонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

7. ФУНКЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Все функции АФК реализуются через деятельность: движение - двигательные действия (физические упражнения) - двигательная активность - двигательная (физкультурная) деятельность, в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы, но ограниченные влиянием той или иной патологии. Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий ФУ, где осуществляются педагогические функции, и вступает в различные социальные отношения с другими институтами, общественными явлениями и процессами, формирующие социальные функции.

Во избежание разномасштабности рассмотрения функций в АФК выделены группы функций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий ФУ, и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те, которые имеют приоритетное значение данной категории лиц.


Что же лучше и в чем разница

ЛФК относится к медицинской дисциплине. И здесь ключевое слово — лечебная, потому что основной упор идет на лечение, немедикаментозное восстановление и профилактику двигательных функций, улучшение работы отдельных систем и органов, нервной системы. По сути, это комплекс упражнений, направленный на решение конкретной задачи, например, увеличение подвижности сустава, изменение формы стопы (плоскостопие), нарушение осанки. Специалисты ЛФК работают с детьми, ориентируясь на индивидуальную программу развития, что позволяет к каждому подобрать соответствующий комплекс.

Специалисты АФК также работают на основе диагностических программ, которые оценивают двигательные возможности ребенка. Но данное направление относится к педагогической дисциплине; в отличие от ЛФК, она затрагивает не только проблемы двигательного восстановления, но и вопросы социализации, коммуникации, восприятия себя и других.

Однако некоторые частные задачи АФК, безусловно, имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, и при выборе реабилитационной программы всегда следует ориентироваться на компетентное мнение специалистов, а не только на собственные пожелания.

Справочно:


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Определение реабилитации

Под реабилитацией подразумевают восстановление здоровья, физических функций и трудоспособности, утраченных в результате заболеваний, травм или вредных факторов окружающей среды.

Различают 5 видов реабилитации:

— Медицинскую — представляет собой комплекс лечебных и профилактических средств, восстанавливающих здоровье человека. Это лечебные мероприятия, которые проводят врачи, младший и средний медперсонал, пока пациент находится под их наблюдением в ЛПУ.
— Физическую — восстанавливает здоровье с помощью физических упражнений, природных факторов и др. Проводят ее врачи ЛФК, физиотерапевты, массажисты.
— Психологическую — помогает поддержать психологическое состояние пациента, сформировать у него позитивный настрой к лечению и выздоровлению. Проводят ее психологи и психотерапевты.
— Трудовую — направлена на подготовку пациента к трудовой деятельности с учетом его физических и умственных возможностей.
— Бытовую — помогает пациенту стать социально полноценным, т.е. способным самостоятельно себя обслуживать в быту. Ее обеспечивают органы соцзащиты.

Физическая реабилитация

Цель реабилитации — с помощью комплекса специальных средств восстановить нарушенные функции организма, быстрее вернуть пациенту утраченное здоровье, возможность трудиться и участвовать в общественной жизни. Если это невозможно — развить компенсаторные функции и помочь приспособиться к новым условиям.

История развития физической реабилитации

Реабилитацию для восстановления утраченных физических функций организма начали активно использовать с начала ХХ века.

Первая причина — это вспышка полиомиелита в США в 1916 году. Лечение этого заболевания сопровождалось длительным постельным режимом, который приводил к физической слабости, атрофии мышц и ограничению движений даже после выздоровления. Тогда для борьбы с этими осложнениями врачи начали использовать физические упражнения и массаж.

Также развитию физической реабилитации способствовали две мировые войны. Во время них резко выросло число инвалидов среди мужчин трудоспособного возраста, бывших военных. Поэтому физическую реабилитацию начали активно внедрять практически во всех армиях, которые участвовали в войнах.

Постепенно реабилитацию начали использовать в мирное время. В начале 50–хх годов прошлого столетия английские врачи Карл и Берта Бобат разработали методику восстановления пациентов с неврологическими расстройствами — Бобат–терапию. Она доказала свою эффективность в лечении ДЦП, последствий травм, инсультов и продолжает активно использоваться в наше время.

Сегодня проблемы реабилитации стоят не менее остро — вместе с техническим прогрессом растет уровень травматизации. Это ведет к росту инвалидности и большим экономическим потерям, поэтому интерес к реабилитации продолжает расти. Использование ее средств на ранних этапах лечения позволяет вернуть пациентам физическую полноценность и обеспечить им независимость.

Задачи и принципы физической реабилитации

Главная задача реабилитации — как можно полнее восстановить функции организма и его физическую активность.

К частным задачам физического восстановления относятся:

– возвращение пациенту возможности передвигаться, выполнять бытовые обязанности и самому себя обслуживать;
– восстановление утраченных трудовых навыков;
– предотвращение развития осложнений, которые ведут к утрате работоспособности;
– замедление прогресса заболевания.

Физические функции могут восстановиться в результате медицинской реабилитации, под действием лекарств. Но врачебный опыт доказывает, что в комплексе с физической реабилитацией это происходит быстрее, т.к. они взаимно дополняют друг друга.

Методы физической реабилитации

У лекарств узкий спектр механизма действия, поэтому они воздействуют всего на 1–2 звена развития болезни А физические упражнения и факторы среды действуют более широко — влияют на дыхательную, сердечно–сосудистую, опорно–двигательную и другие системы организма.

Без физического аспекта восстановления процесс выздоровления может затянуться, увеличатся сроки постельного режима и нетрудоспособности.

Для достижения максимальной эффективности физическую реабилитацию важно проводить с соблюдением шести ее основных принципов:

1. Начинать реабилитацию как можно раньше.

Реабилитационные меры должны быть включены в процесс лечения сразу — это поможет предотвратить необратимые изменения и развитие инвалидности.

2. Комплексно использовать лечебные методы.

В ходе реабилитации должны участвовать разные специалисты: врачи ЛФК, массажисты, физиотерапевты, психологи, терапевты, травматологи и др.

3. Составлять индивидуальную программу для каждого пациента.

Необходимо учитывать физиологические и другие особенности каждого пациента. Подробнее правила составления программы реабилитации мы рассмотрим ниже.

4. Соблюдать непрерывность и преемственность реабилитации.

Перерыв на любом этапе программы может спровоцировать ухудшение состояния пациента и потерю достигнутого результата.

5. Мероприятия по реабилитации должны быть социально направленными.

Восстановление утраченных физических функций проходит эффективнее, когда пациент занимается не один, чувствует поддержку врачей и членов своей семьи.

6. Следить за адекватностью физических нагрузок и эффективностью реабилитации.

Чрезмерные, несвоевременные нагрузки могут ухудшить самочувствие больного, а недостаточные наоборот — не дать никакого результата.

Правила составления программы реабилитации

Качество и скорость восстановления пациента напрямую зависит от профессиональных и педагогических навыков врача — насколько ему удастся правильно оценить состояние пациента, составить для него адекватную программу, а главное — мотивировать ее выполнять.

Перед тем, как приступить к составлению и внедрению программы реабилитации, врач:

— Выясняет характер и степень нарушенных функций;
— Устанавливает возможность полного или частичного восстановления;
— Определяет прогноз развития приспособительных и компенсаторных механизмов пациента;
— Оценивает физические возможности организма.

Чтобы составить максимально эффективную программу реабилитации, врачу важно соблюдать следующие правила:

Персонально подходить к каждому пациенту. Для двух разных пациентов с одинаковым диагнозом нельзя использовать одну и ту же программу реабилитации, т.к. для одного она может быть слишком легкой, а для другого — невыполнимой, из–за разности пола, возраста, физических возможностей и степени тяжести заболевания.

Мотивировать пациента активно и сознательно участвовать в процессе выздоровления. Если пациент не верит в положительный исход заболевания и не хочет выполнять рекомендации врачей, то эффективность реабилитации сводится к нулю, какие бы квалифицированные специалисты с ним не работали.

Постепенно увеличивать физическую нагрузку. Количество упражнений, их интенсивность, число подходов и сложность должны постепенно нарастать, как внутри каждого занятия, так и в ходе всей программы, иначе результата не будет.

Систематичность. Процесс реабилитации может длится месяцы и даже годы, поэтому только систематическое применение ее средств может дать стойкий, положительный результат.

Цикличность. Важно чередовать физическую нагрузку с отдыхом.

Очередность. Упражнения должны последовательно воздействовать на разные группы мышц.

Разнообразие. Важно регулярно дополнять комплексы упражнений новыми элементами. Не менее 10–15% упражнений всегда должны быть новыми, остальные 85–90% повторяются для закрепления результата.

Суть программы реабилитации заключается в повторяющейся и адекватно растущей физической нагрузке во время каждой тренировки. Она способствует восстановлению нарушенных функций организма, его приспособлению к меняющимся условиям среды, улучшению двигательных навыков, а также развитию силы, выносливости, гибкости и т.д.

Что относится к методам физической реабилитации

Рассмотрим подробно, какие методы помогают врачам в восстановлении физических возможностей пациентов и улучшении их состояния.

Лечебная физкультура (ЛФК)

Физические упражнения — это мощный стимулятор жизненных функций организма. Они направленно действуют на органы и ткани, способствуют активации обмена веществ, улучшению кровообращения, уменьшению застойных явлений и повышению настроения.

Эффективность физических упражнений зависит от соблюдения правильной техники их выполнения, поэтому пациенты должны тренироваться под контролем методиста лечебной физкультуры.

ЛФК — это основное средство физической реабилитации и подробнее узнать о ней можно здесь.

Лечебный массаж

Различают классический (ручной), аппаратный, ножной, комбинированный массаж. Классический пользуется большей популярностью, по сравнению с остальными, т.к:

– у него есть разнообразные приемы (растирание, поглаживание, постукивание, давление и т.д.);
– он позволяет менять дозировку и зрительно оценивать правильность проведения и эффект от процедуры;
– его можно делать не только в условиях стационара или массажного кабинета, а также дома, в ванной, в бане;
– можно освоить самомассаж.

Средства физической реабилитации

Только во время классического массажа специалист может руками почувствовать изменения в массируемых тканях и воздействовать строго на определенные точки.

Эффекты от массажа:

— усиление обменных процессов, крово– и лимфообращения;
— уменьшение боли;
— ускорение процессов заживления, например, образование костной мозоли при переломе;
— снятие напряжения и спазма;
— предотвращение развития контрактур и ограничения подвижности в суставах.

Физиотерапия

Метод основан на применении с целью лечения физических факторов: электрического и магнитного полей, токов разной частоты, вибрации, ультразвука, УФО, воды, тепла, воздушного давления и др.

Физические факторы оказывают местное (через кожу и слизистую оболочку) и общее лечебное действие на организм. Они хорошо снимают боль, воспаление и спазм, тонизируют, успокаивают и способствуют повышению иммунитета.

Механотерапия

Занятия на тренажерах помогают дозировать нагрузку, развивать мышечную силу и выносливость. Особенно популярны тренажеры для подвесной терапии. Они помогают выявить и устранить участки нервно–мышечного напряжения, нормализовать двигательную функцию и снять боль.

Трудотерапия

Этот вид реабилитации еще называют эрготерапией. Она занимается трудовой и социальной адаптацией людей, которые частично или полностью утратили физические способности — трудовые и бытовые навыки.

Специалисты нашей клиники окажут вам помощь в восстановлении после травм и заболеваний с помощью самых эффективных средств физической реабилитации: лечебной физкультуры, массажа и механотерапии.

Показания для реабилитации

Теперь остановимся подробнее на состояниях и заболеваниях, при которых пациенты должны пройти реабилитацию для полного выздоровления.

При травмах костей, суставов, связок и сухожилий

Травма — это повреждение в результате физического, химического или механического воздействия. Она бывает с повреждением тканей (открытая) или без (закрытая).

В зависимости от причины, травмы бывают:
– бытовые;
– производственные;
– уличные;
– транспортные;
– спортивные;
– военные.

По виду повреждения травмы делятся на:

– ушибы;
– вывихи;
– переломы;
– разрывы;
– растяжения.

Повреждения опорно–двигательного аппарата при травмах вызывают нарушения двигательных функций и приводят к серьезным патологическим сдвигам во всем организме — сбоям в работе нервной, сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем.

Длительное нахождение в вынужденном положении и отсутствие адекватной двигательной активности со временем приводит к развитию слабости мышц, нарушению чувствительности и подвижности, появлению контрактур. Также развиваются нарушения в работе внутренних органов: запоры, отеки, тромбоз, застойные явления в легких и др.

Реабилитацию пациентов с травмами важно проводить с соблюдением принципов восстановления — начинать мероприятия как можно раньше, комплексно, с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента.

Главная роль отводится лечебному массажу, физиотерапии и физическим упражнениям.

При нарушениях осанки и сколиозах

Нарушения осанки (патологические лордозы и кифозы, сутулость) — это не заболевания. Но без своевременной коррекции они приводят к нарушению подвижности грудной клетки, смещению внутренних органов, ухудшению поддерживающей функции позвоночника и развитию хронических заболеваний.

Для коррекции нарушений осанки назначают физические упражнения для тренировки мышц спины, что улучшает их питание и развивает подвижность позвоночника. Узнать подробнее о нарушениях осанки и их профилактике можно здесь.

Сколиоз — это заболевание позвоночника, которое сопровождается его деформацией и скручиванием вокруг своей оси. Его лечение — процесс сложный. Правильно подобранный комплекс средств ЛФК играет в нем ведущую роль. Узнать о них подробнее можно здесь.

При деформациях стоп

Под реабилитацией при плоскостопии, варусной и вальгусной установки стоп понимают исправление деформации, коррекцию уплощенных сводов, укрепление мышц голени и стопы.

К важным составляющим реабилитационной программы относятся физиотерапия, массаж, физические упражнения, ношение ортопедических стелек. Больше информации на эту тему здесь.

При болезнях суставов

Основные проявления артритов и артрозов — боль, хруст, скованность движений в пораженном суставе, вплоть до полной его неподвижности. Часто в воспалительный процесс вовлекаются связки, что еще больше усугубляет физическое и психологическое состояние пациента.

Для данной группы пациентов рекомендованы занятия на тренажерах, физиотерапия, массаж, физические упражнения. Комплексы составляют так, чтобы улучшить растяжимость связок, укрепить мышцы и развить подвижность пораженного сустава.

При болезнях сердца и сосудов

Самая частая причина инвалидности — заболевания сердечно–сосудистой системы. Они ухудшают физическое состояние пациента, качество его жизни и повышают риск смерти.

Развитию этой группы заболеваний способствует низкая двигательная активность, поэтому регулярные физические тренировки — действенный способ их профилактики и предупреждения осложнений.

Эффекты от физических упражнений:

– улучшение питания миокарда;
– укрепление сердечной мышцы и сосудистой стенки;
– развитие компенсаторных возможностей организма;
– повышение работоспособности и выносливости сердца.

Регулярные занятия способствуют улучшению физического самочувствия пациентов — уменьшаются отеки и одышка, нормализуются давление и частота пульса.

При заболеваниях органов пищеварения

Гастриты, язвенная болезнь, панкреатиты, холециститы относятся к одним из самых частых заболеваний, поражающих людей трудоспособного возраста.

В состав реабилитационных мероприятий обязательно входят физические упражнения, массаж, физиотерапия. Они способствуют нормализации обмена веществ, улучшению секреторной, моторной, всасывающей и выделительной функций пищеварительного тракта.

После хирургических операций

Хирургические операции сопровождаются рассечением кожи, мышц, сосудов и нервов. Это вызывает сильные боли после окончания действия наркоза. Из–за длительного постельного режима после операции могут развиться пневмония, ателектаз (спадение) легких, тромбоз вен, нарушение моторики кишечника. Для предотвращения этих осложнений пациентам в раннем послеоперационном периоде показана ЛФК, а также массаж и физиотерапия.

После родов

Послеродовый период длится 1,5–2 месяца с момента рождения ребенка. В этот период матка сокращается до нормальных размеров, а смещенные ею органы брюшной полости и малого таза возвращаются на свои места. Комплексы упражнений помогают укрепить ослабленные мышцы, нормализовать работу кишечника и мочевого пузыря, а также улучшить лактацию.

Подробнее познакомиться с частыми осложнениями этого периода можно в наших статьях: диастаз мышц живота и слабость мышц тазового дна.

Особенности восстановления спортсменов

Для спортсменов травмы — это невозможность тренироваться и вынужденный отказ от привычного образа жизни. За долгие годы регулярных тренировок у них вырабатываются условно–рефлекторные связи, которые разрушаются в результате нарушения привычного режима.

Пропуск соревнований, страх утратить спортивную форму и больше не вернуться к карьере — эти и другие отрицательные эмоции ухудшают психологический настрой и приводят к еще большему функциональному расстройству спортсменов.

Реабилитацию спортсменов проводят так, чтобы после нее они вновь могли переносить большие физические нагрузки, а не просто восстановить трудовые и бытовые навыки. Чем больше средств используют специалисты для восстановления спортсменов, тем эффективнее и быстрее оно происходит.

Заключение

Выздоровление еще не значит полное восстановление физического и психоэмоционального состояния пациента. Часто после травм и заболеваний остаются последствия, которые мешают ему вернуться к нормальной жизни. Ограничение подвижности, нарушение чувствительности, боль — эти симптомы могут стать причиной длительной утраты трудоспособности и даже инвалидности, поэтому каждый пациент должен пройти реабилитацию.

Читайте также: