Звуковой образ в пьесе вишневый сад и его смысловая значимость сочинение

Обновлено: 05.07.2024

мне сказали что там 3 звука. .
спасибо за 2 ответа, а 3 звуком значит получается звук топора, что это значит?

бьют часы в начале и конце пьесы - время идет и жизнь проходит и нет возврата к прошлому (дворянство умирает) Звук топора - смерть сада - смерть дворянства

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

В последнем действии вновь появляется звук лопнувшей струны. Данный звук звучит перед последним звуком топора. Беда уже случилась, на этот раз данный звуковой образ символизирует неизбежность трагедии, смену помещичьей России Россией капиталистической.

Наблюдаются в пьесе и другие звуковые образы: пение птиц в саду, игра пастуха на свирели, скрип сапог Епиходова, сыгранная Епиходовым на гитаре грустная песня, звук брошенных Варей ключей, хохот и громкий топот купившего имение Лопахина.

Скрип сапог Епиходова отражает, с одной стороны, его внутреннею скованность, а с другой – претензию на свою значимость.

Нужно сказать, что музыкальными звуками и шумовыми эффектами третий акт богат.

Принято считать, что звук лопнувшей струны символизирует грядущую гибель вишневого сада, прощание героев с прошлым, которое уходит безвозвратно.

И ещё один звуковой символ – стук топора по дереву, который также повторяется дважды в четвертом акте пьесы.

Первый раз этот стук раздается в самом начале акта, как бы подчеркивая решительность, деловую хватку Лопахина.

Однако философская глубина чеховского подтекста, если вспомнить высказывание о звуке лопнувшей струны Б.В. Катаева, позволяет предположить, что этот звук и стук топора по дереву в финале пьесы имеют более глубокую трактовку. Они свидетельствуют о конфликте поколений, о трагедии непонимания людей друг другом, об отсутствии в жизни гармонии и любви, о бесприютности и отсутствии корней, привязывающих человека к дому, к родине, к памяти предков.

1,9. Катаев В.Б. Перечитывая классику. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. Издательство Московского университета. 2002.

Чистова Татьяна Викторовна

Целью данного исследования является попытка выяснить художественно-функциональное значение звуков в тексте чеховского произведения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Увидеть связь предметного мира (звук издается предметом – инструментом) и мира человеческого (в пьесе предметы оживают).

2. Показать роль звука в раскрытии конфликта пьесы и характеров персонажей пьесы.

3. Проследить за сменой настроений в каждом акте пьесы и его отдельных мизансценах.

4. Обратить особое внимание не только на наличие звука, но и на его отсутствие.

5. Сопоставить звук лопнувшей струны как центрального звука пьесы и судьбу сада как символа веры и соборности.

Основное содержание работы составляет комментирование текста с точки зрения выбранной темы.

ВложениеРазмер
Звук играет огромную роль как в жизни человека, так и в создании художественного пространства литературного произведения, которо 88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ципленкова Анна Александровна,

МБОУ МПЛ г. Димитровграда

Руководитель: Чистова Т.В.

Целью данного исследования является попытка выяснить художественно-функциональное значение звуков в тексте чеховского произведения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Увидеть связь предметного мира (звук издается предметом – инструментом) и мира человеческого (в пьесе предметы оживают).
  2. Показать роль звука в раскрытии конфликта пьесы и характеров персонажей пьесы.
  3. Проследить за сменой настроений в каждом акте пьесы и его отдельных мизансценах.
  4. Обратить особое внимание не только на наличие звука, но и на его отсутствие.
  5. Сопоставить звук лопнувшей струны как центрального звука пьесы и судьбу сада как символа веры и соборности.

Основное содержание работы составляет комментирование текста с точки зрения выбранной темы.

II. Основное содержание

Кульминационным центром данного действия, несомненно, является предложение Лопахина о спасении вишневого сада, которое не принимается его современными владельцами, которое они, конечно же, ни понять, ни принять никак не могут. Они вообще, как мы поняли уже это раньше, не способны принимать решения.

И после этой сцены снова слышится звон ключей, причем он становится сильней и неприятней, так как сочетается со скрипом замков старинного (старого!) шкафа, который отпирает Варя и достает из его ящиков телеграммы из Парижа. Еще одно напоминание о долгах и бессмысленности существования Раневской.

Звуковое пространство первого действия подготавливает зрителей к пониманию основного конфликта пьесы, развивает мотивы растерянности всех персонажей комедии.

Трофимов демонстрирует перед Аней чудеса ораторской речи, он произносит длительный монолог, делая только одну паузу в самом начале, как будто набирает воздуха и дальше говорит опять что-то высокопарное и бессмысленное, что может произвести впечатление только на такую юную девочку, как Аня. И эта небольшая пауза позволяет Чехову разоблачить Трофимова, отказав ему в том прекрасном будущем, которое он рисует.

Второе действие непосредственно подводит зрителей к кульминации действия и пониманию никчемности, неприспособленности, ощущению временности как старых, так и новых хозяев вишневого сада.

Есть еще один звук, сопровождающий эту сцену, - звук игры в бильярд.

Звуковой фон третьего действия позволяет сделать о неоднозначном отношении автора к главному конфликту пьесы, напряжении постепенно нарастает на протяжении всего действия, а в конце действия происходит его спад в связи с решением основного конфликта пьесы.

Да, конечно, выход находится, и все более или менее встает на свои места. Читатель понимает, что заслуги героев пьесы в этом нет. Все произошло как-то случайно: Лопахин неожиданно для самого себя купил поместье. И конфликт разрешился. Разрыв струны неслучайно показан именно после отъезда – это показывает разрыв связей с миром дома и имения, они будто бы оживают и больше не принадлежат никому, не отождествляются ни с кем, кроме Фирса, который остается навсегда частью вишневого сада и дома.

1) звук - один из инструментов авторского отношения к героям и основному конфликту пьесы;

2) звук характеризует персонажей пьесы;

3) звуковое пространство, созданное автором, позволяет ему поддерживать напряжение конфликта с первого до последнего акта пьесы;

3) звук – символ граница между мирами и временами;

4) звук лопнувшей струны – центральный звук пьесы, объединяющий героев, отражающий ненужность, странность всех героев пьесы, а не только старой России, их безнадёжность, этот звук непосредственно передает философское и общечеловеческое звучание пьесы ; весь звуковой фон пьесы так или иначе связан сл звуком лопнувшей струны: сначала подготавливает его появление в пьесе, а затем постоянно напоминает о нем, как о моменте истины в жизни любого человека.

Оценить 3397 0

Чехова как художника нельзя уже

сравнивать с прежними русскими

писателями - с Тургеневым,

Достоевским или со мною. У Чехова

своя собственная форма, как у

импрессионистов. Смотришь, как

будто человек без всякого

разбора мажет красками, какие

попадаются ему под руку, и

никакого отношения между собой

эти мазки не имеют. Но отойдешь

на некоторое расстояние,

посмотришь, и в общем

получается цельное впечатление.

Современникам пьесы Чехова казались необычными. Они резко отличались от привычных драматических форм. В них не было казавшихся необходимыми завязки, кульминации и, строго говоря, драматического действия как такового. Сам Чехов писал о своих пьесах: “Люди только обедают, носят пиджаки, а в это время решаются их судьбы, разбиваются их жизни”. В чеховских пьесах есть подтекст, который приобретает особую художественную значимость

Но у вишневого сада в пьесе есть и символическое значение. Благодаря тому, как персонажи пьесы относятся к саду, раскрывается их ощущение времени, их восприятие жизни. Для Любови Раневской сад -- это ее прошлое, счастливое детство и горькое воспоминание об утонувшем сыне, гибель которого она воспринимает как наказание за свою безрассудную страсть. Все мысли и чувства Раневской связаны с прошлым. Она никак не может взять в толк, что нужно изменить свои привычки, так как обстоятельства теперь другие. Она не богатая барыня, помещица, а разорившаяся сумасбродка, у которой скоро не будет ни родового гнезда, ни вишневого сада, если она не предпримет никаких решительных действий.

Таким образом, можно заметить, что образ вишневого сада имеет вполне символичное значение. Он является одним из центральных образов произведения. Каждый герой относится к саду по-своему: для кого-то это воспоминая о детстве, для кого-то просто место для отдыха, а для кого-то средство для заработка денег.

3.1 Идейные особенности

Отсутствие связи с революционными силами в стране помешали Чехову воспроизвести точно процесс исторической борьбы. Изображая Раневских и Гаевых лишь безвольными, слабыми, уступающими без сопротивления дорогу новым силам, он вызывал невольно сочувствие к ним у определенной части зрителей, и тем самым ослаблял удар по паразитирующим классам.

3.2 Жанровые особенности

3.3 Композиционные особенности

В комедии четыре действия, при этом нет деления на сцены. События происходят в течение нескольких месяцев (с мая по октябрь). Первое действие является экспозицией. Здесь представлена общая характеристика персонажей, их взаимоотношения, связи, а также здесь мы узнаем всю предысторию вопроса (причины разорения имения).

3.4 Герои и их роли

Читайте также: