Значение прокуратуры в жизни общества сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Такие слова как законность и правопорядок мы в последнее время часто слышим по радио и телевидению, потому что как основа нормальной жизни общества и его членов законность является важнейшим составным элементом правового государства. Соблюдение законов каждым из нас является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания.

Одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов занимает прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п. В первую очередь прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Адвокатурой называют добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг. Адвокатура выполняет правоохранительные функции, однако, она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: в уголовном процессе он - защитник, т.е. защищает, а в гражданском судопроизводстве он – представитель, т.е. представляет интересы той или иной стороны. В своих ходатайствах они обращают внимание на грубые нарушения законности, допущенные сотрудниками милиции или следователями, адвокаты способствуют не только устранению ошибок по конкретному делу, но и улучшению стиля работы правоохранительных органов. Адвокатской деятельностью является юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе физическим и юридическим лицам путем правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, предоставления иных видов юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации.

Предмет прокурорского надзора

Надзор за единообразным и точным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.

Почему так важно создать режим законности в государстве? Ответ один: только при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.

Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.

Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов, составляющих содержание законности.

К чему это приводит на практике? Когда надо усилить борьбу с каким-либо нарушением закона, сразу же становится вопрос об изменении действующего закона или о внесении в него дополнений. Закон “совершенствуется”, а положение с его соблюдением не изменяется.

Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть действие органов исполнительной власти, является непременным условием соблюдения законов.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Это также является составным элементом понятия законности.

Наконец, государство устанавливает различного рода ответственность за допущенное нарушение закона в зависимости от степени опасности нарушения. Ответственность может быть уголовной, административной, материальной или дисциплинарной, но она должна неотвратимо наступить. Известно, что безнаказанность ведет к совершению еще более опасных нарушений закона.

Таким образом, содержание понятия законности образуется из следующих элементов А) законы и подзаконные акты Б) исполнение законов и подзаконных актов, то есть проведение их в жизнь В) надзор за точным и единообразным исполнением законов Г) ответственность за допущенное нарушение закона.
Поэтому, когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы власти и управления должны разработать меры в направлениях совершенствования законодательства, усиления деятельности органов исполнительной власти, активизации прокурорского надзора, усилении ответственности за допущенное нарушение закона. Только комплексный подход к решению этих проблем позволит успешно создать режим законности в государстве.

Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем государстве—это организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым своих обязанностей, который способствует росту активности граждан и в то же время удерживает их от беззакония и произвола.

Забота государства, его законодательных и исполнительных органов по укреплению законности проявляется в следующем:

в совершенствовании действующего законодательства и расширении сферы правового регулирования в соответствии с уровнем развития правового государства.

в совершенствовании гарантий законности, как общегосударственных, так и правовых.

в принятии мер по совершенствованию деятельности органов суда, прокуратуры, внутренних дел и иных правоохранительных органов.

в мобилизации широкой общественности на борьбу с преступностью и иными правонарушениями, на преодоление других негативных явлений.

Все это вместе взятое должно способствовать процессу формирования правового государства, обеспечения верховенства закона. Ни один государственный орган, коллектив или общественная организация, ни одно должностное лицо или гражданин, какое бы положение в обществе они не занимали, не освобождается от обязанности подчиняться закону.

Принятая в республике в 1994 г. Конституция создала необходимую социальную базу для дальнейшего развития и совершенствования права по основным его отраслям, что, несомненно, будет способствовать укреплению законности и правопорядка в стране. Справедливости ради стоит отметить, что не все принятые и принимаемые нормативные акты отвечают требованиям жизни, в некоторых из них есть противоречия с другими, разноречия, разночтения в одних и тех же актах. Отдельные законы принимаются в спешке, без глубокой научной проработки. Однако это не исключает той большой законодательной деятельности, которая проводится.

Перестройка работы судов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, которой сейчас заняты органы законодательной и исполнительной власти, направлена на то, чтобы была надежно обеспечена охрана интересов государства, органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, и, прежде всего, прав и законных интересов граждан. Деятельность этих органов должна быть организована таким образом, чтобы каждое совершенное преступление было раскрыто, чтобы по нему было произведено полное, объективное и всесторонне расследование, чтобы ни одно виновное лицо не избежало законного наказания и, в то же время, чтобы ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено.

Органам прокуратуры принадлежит важнейшее место в системе государственных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в стране. Между тем на состоянии законности отразились децентрализация прокурорского надзора, оказание на прокуроров влияния местными органами государственной власти и управления, должностных лиц. Многие прокуроры не смогли противостоять этим влияниям и принимали незаконные и необоснованные решения как в сфере общего надзора, так и в уголовном и гражданском судопроизводстве. Снижение профессионализма следователей, прокуроров и судей влечет неэффективность их деятельности, не отвечающей требованиям времени и задачам по построению в РБ правового государства.

Деятельность органов прокуратуры будет по-настоящему эффективной, когда она будет осуществляться в условиях гласности и демократии. Практика показывает, какими крупными издержками оборачивается недооценка глубинных связей законности в сочетании с гласностью и демократией в деятельности правоохранительных органов.

Полномочия прокуроров и прокуратуры

На высшем юридическом уровне статус, функции и структура прокуратуры закреплены в главе 7 раздела VI Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996 г.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры в РБ является Закон о прокуратуре от 29 января 1993 г. с изменениями и дополнениями.

Согласно Конституции, единую централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором (ст. 126). Подробности организации системы прокурорских органов закреплены в Законе о прокуратуре.

Согласно закону, прокуратура Республики Беларусь состоит из республиканской прокуратуры, являющейся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратур областей и приравненной к ним прокуратуры города Минска. Кроме того к ней относятся прокуратуры городов (районов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, которые могут назначаться и распускаться по представлению Генерального прокурора. К ним относятся военная, транспортная, природоохранительная прокуратуры и прокуратура по надзору за исправительно-трудовыми учреждениями. По своему статусу специализированные прокуратуры приравниваются к прокуратурам областей, районов (городов) или межрайонных прокуратур (ст. 12).

Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.

Как уже говорилось, возглавляет систему прокурорских органов республики Генеральный прокурор. Он управляет всей деятельностью аппарата прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он также имеет право на издание ведомственных нормативно-правовых актов—приказов, указаний, распоряжений,—а также утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками прокурорских органов.

Приказ Генерального прокурора РБ руководящего характера определяет стратегическую линию по осуществлению надзора за исполнением законов в определенной отрасли надзора или в каком-либо направлении деятельности органов прокуратуры.

На сегодняшний день, прокуратура является едва ли не единственным органом государственной власти, куда человек может обращаться с разными своими бедами и проблемами. Можно сделать вывод, что нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней реалиями современного этапа развития общества и России, а также соответствует стоящим перед ней задачам… Читать ещё >

Прокуратура РФ ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Значительный масштаб незаконного нормотворчества в определенной мере был связан с интенсивным обновлением федерального законодательства. Однако проблема приведения региональных законов в соответствие с федеральными является одной из постоянных составляющих прокурорской деятельности.

Важным элементом правозащитной функции прокуратуры является работа с письмами и заявлениями граждан, которые обращаются в прокуратуру за помощью в восстановлении нарушенных прав. Прокурорами ежегодно рассматриваются и разрешаются около полутора миллионов обращений граждан, почти миллион граждан принимается на личном приеме.

Прокурорам и всех уровней выявляются в год около 500 тысяч нарушений законности в различных сферах общественной жизни, при этом по актам прокурорского надзора восстанавливаются нарушенные права, а виновные привлекаются к ответственности. (9)

День работников прокуратуры Российской Федерации отмечается с 1996 г. по Указу Президента Российской Федерации от 29.

Итак, на основе всего вышесказанного, мне представляется своеобразным сделать следующий вывод, касающийся прокуратуры. Итак, необходимо отметить, что главным в работе прокуратуры является ее так называемая правозащитная функция. Самыми главными полномочиями прокуратуры на сегодняшний день остаются надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также защита законных интересов государства.

На сегодняшний день, прокуратура является едва ли не единственным органом государственной власти, куда человек может обращаться с разными своими бедами и проблемами. Можно сделать вывод, что нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней реалиями современного этапа развития общества и России, а также соответствует стоящим перед ней задачам. Однако, необходимо заметить, что система органов прокуратуры нуждается в некотором совершенствовании. Ведь, бесспорным является тот факт, что сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться, прежде всего, с учетом исторических ценностей и хода построения правового государства.

Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации"/Под ред. Ю. И. Скуратова ("https://referat.bookap.info", 18).

Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. — М.: Издательство БЕК, 1995.

День работника прокуратуры РФ//

Карачева Е. Сам себе комитет от 06.

Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в РФ. Общая часть: учебное пособие.

Прокуратура Российской Федерации//

Прокуратура Российской Федерации //

Скуратова Ю.И., Семенова В. М. Правоохранительные органы Российской Федерации.

М.: Юрид. лит., 1998.

Чувилева А. А. Прокурорский надзор в Российской Федерации. — М.: Юристъ, 1999.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Настоящий успех - это

своей жизни в работе,

которую ты любишь

А от кого в мирное время должен защищать прокурор, ведь нет никакого видимого противника? Что защищает прокурор? Какова его роль в современном обществе? Насколько востребована эта профессия? В чём её смысл? Эти вопросы возникают передо мной сейчас, когда я решила, что хочу получить высшее юридическое образование и осуществить давнюю мечту – стать прокурором.

Откуда у меня это стремление к профессии, к которой моя семья не имеет никакого отношения? А во мне с детства живёт стремление рассудить по справедливости. И по мере взросления оно от меня не уходит, а крепнет. Вот откуда мой выбор!

Что я знаю о профессии прокурора? Конечно, основные знания об этом я получаю их кинофильмов и телепередач, в которых часто многое приукрашено и недостоверно. Но есть и другие источники информации (справочники, специальная литература), которые дают более полное представление об этой профессии. Прочитав немало различной литературы, пообщавшись при проведении мероприятий с работниками Дальнереченской межрайонной прокуратуры, я пришла к следующим выводам.

Во-первых, в России прокурор – должностное лицо, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора и поддержание государственного обвинения в уголовном процессе. Иными словами, прокурор делает так, чтобы принятый Государственной Думой закон исполнялся. Это значит ещё, что профессионализм работника прокуратуры заключается во владении всей глубиной юридического материала, в чёткой гражданской позиции, твёрдой и безусловной бескомпромиссности.

Во-вторых, для меня интересна история появления этой профессии. Должность прокурора появилась в России много веков назад, ещё во времена царя-реформатора Петра I . Прокуратура была учреждена тремя петровскими указами 1722 года.

Защищая и охраняя права гражданские, Петр I, наряду с другими задачами, возлагал решение этой проблемы на прокуратуру как орган надзора.

В конце 90-х годов XX века в результате законодательных преобразований Прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась как самостоятельный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти. И только Закон – его оружие. По моему глубокому убеждению, настоящий прокурорский работник должен обладать сильной волей, чтобы противостоять любому влиянию или силовому воздействию.

Наконец, прокурор постоянно находится в ситуациях, требующих немедленного реагирования и нестандартного мышления, с чем связан дефицит личного времени, а также серьёзное нервное напряжение, постоянный стресс. Я понимаю, что, если выбирать этот род деятельности,- значит нужно отдать профессии всю себя, без остатка. В наше время, когда престиж любой профессии определяется финансовым содержанием, есть люди, которые думают не о достатке, а о том, чтобы работа доставляла моральное удовлетворение, ощущение, что каждый день прожит не зря и принёс кому-то пользу.

Для большинства юридических профессий свойственна высокая эмоциональность. Человек, служащий в этой сфере, должен обладать такими качествами, как честность, порядочность, самодисциплина и, конечно же, ответственность.

Знакомясь с особенностями этой профессии, я всё больше и больше убеждаюсь в правильности своего выбора, меня очень привлекает эта важная и сложная, интересная и ответственная работа. Я считаю, у меня есть все качества для освоения этой профессии. Трудности профессии также привлекают меня и дают морально-нравственную мотивацию к саморазвитию. Я хочу помогать людям и постоянно чувствовать, что нужна им.

В десятом классе сделала окончательный выбор будущей профессии. Сейчас готовлюсь к поступлению в Уральский государственный юридический университет в городе Екатеринбурге, буду сдавать ЕГЭ по истории и обществознанию, к которым сейчас усиленно готовлюсь. После окончания высшего учебного заведения с готовностью пойду служить в органы прокуратуры Российской Федерации.

289 лет Прокуратуре России

Сегодня — День прокуратуры. Самое время вспомнить историю ее становления и поговорить о роли прокурора в современном обществе.

Произвол чиновников стал силой, способной помешать императору в достижении поставленных целей. Кроме того, постоянным бичом русской бюрократической машины были взяточничество и казнокрадство (по-современному — коррупция). Петр всеми силами пытался бороться с этим злом, часто не останавливаясь перед жесточайшими мерами, поскольку видел в нем угрозу устоям государственности.

В этих условиях в России и зародилась прокуратура . Это был новый для государства институт. Прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному государственному вопросу — это являлось признаком, отличающим надзор от всех иных видов государственной деятельности.

Уникальность, особый государственный статус прокуратуры сохраняется. Будучи законодательно независимой от органов государственной власти и должностных лиц при осуществлении надзорных полномочий, сама не являясь органом управления, прокуратура, обладая широчайшей информацией о состоянии законности во всех сферах общественных отношений, и сегодня способна оказывать существенное влияние на все ветви власти. Прежде всего максимальной публичностью своей деятельности, постоянным информированием о состоянии законности на поднадзорной территории, а также конкретными значимыми актами прокурорского реагирования; анализом действующих законов на предмет коррупционности, инициированием принятия новых правовых актов.

Предназначение современной прокуратуры — показывать государству и обществу правовой путь устранения нарушений закона, вовремя ставить вопрос об ответственности виновных лиц.

Федеральным законом прокурору фактически предписано мыслить в масштабе страны, заранее предвидеть возможные нарушения закона и их последствия и, озвучивая все это в прокурорских документах, участвовать таким образом в управлении государством. Сложная роль! При этом важно сконцентрировать усилия на главном, не разменять серьезные государственные полномочия на частные вопросы, которые и без прокурора в состоянии решить власть, контролирующие органы, общественные демократические институты.

Главная задача российской прокуратуры остается прежней — борьба с коррупцией. Именно она, по признанию высших должностных лиц нашего государства, в настоящий момент препятствует установлению режима законности и движению вперед. Коррупция , как раковая опухоль, проникает во все сферы общественных отношений и тем самым напрямую угрожает основам конституционного строя.

Степень развития коррупции напрямую зависит от открытости государства перед обществом, от развития его демократических институтов, публичного обсуждения законопроектов, реальной ответственности чиновников (независимо от ранга) и от эффективной работы всей правоохранительной системы. По своей сущности коррупция является противоправной формой взаимодействия представителей власти с физическими или юридическими лицами в целях решения государственными (муниципальными) служащими вопреки закону и интересам службы в пользу этих лиц вопросов экономического и иного характера за материальное вознаграждение.

При этом материальное вознаграждение следует понимать в широком смысле, поскольку, например, вместо передачи служащему за его действие (бездействие) денег или иного имущества другая сторона коррупционных отношений может выполнить для него либо по его указанию для других лиц определенную работу или оказать услугу.

При этом в какую бы форму вознаграждение не было облечено, оно всегда для чиновника будет выражаться в выгоде материального характера.

Коррупционные отношения возникают на различных уровнях власти, и, безусловно, чем выше должность, тем более значимый вопрос в интересах другой стороны может быть решён, что предполагает более высокую степень общественной опасности таких отношений.

Самое страшное заключается в том, что в этом случае параллельно с правом существует сформированное в умах людей и принятое обществом ненормативное правило, согласно которому для законного разрешения любого вопроса с участием государства необходимо этот вопрос предварительно в неофициальном порядке за определённое вознаграждение решить с тем государственным (муниципальным) служащим, который и так обязан его решать в силу закона и в соответствии с занимаемой должностью.

Именно поэтому в современной России прокурор обязан максимальное внимание уделять профилактике правонарушений , разъяснению закона, правовому просвещению с целью преодоления правового нигилизма, воспитания уважения к закону. Богатейший опыт такой работы накоплен у прокуратуры Тюменской области .

Такая деятельность прокурора напрямую связана с состоянием правопорядка : лучше профилактика — меньше преступность, а это в итоге и является главной задачей всей правоохранительной системы любого государства .

История (как, впрочем, и мода) повторяется! Важно ее знать и вовремя извлекать уроки!

Читайте также: