Литература это совесть общества его душа сочинение

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сабадаш Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

Введение.

II . Основная часть.

1.О любви к Отечеству (образ земли русской в древнерусской литературе)

Именно такие произведения, по мнению писателя, формируют единственное правильное отношение к своей Родине: сыны Отечества должны с заботой, любовью и уважением относиться к родной Земле, как к своей матери. На их плечи ложится нелегкая задача: любой ценой сохранять мир и защищать Отчизну от врагов. Именно отношением к своей Родине и проверяется человек, так как Родина - это святыня.

2.О любви к человеку.

Милосердие, любовь к ближнему сострадание - все это качества духовно развитого и нравственно зрелого человека. Лишь настоящие, искренние чувства смогут сохранить мир на земле.

Любовь искренняя, любовь милосердная, любовь всепрощающая - вот главный нерв жизни человека. А обрести ее - значит постичь истину.

3.О постижении истины

Познать себя, свое собственное предназначение, жить по законам правды, познать истину, заключенную в понятии всепрощающей любви - вот, что на протяжении всей истории существования человечества тревожило душу русского человека. Душа не может довольствоваться лишь материальными благами, гармонию она испытывает в ином.

Только простив Анатоля Курагина и Наташу, Андрей Болконский, герой Л.Н.Толстой, обрел мир в душе и познал, что такое любовь. Лев Мышкин, герой Ф.М,Достоевского, в конце романа станет единственным, кто готов будет понять и простить запутавшегося в своих страстях Парфена Рогожина .

Не об этом же нам говорит на страницах своих произведений

III. Заключение.

Литература – это совесть общества — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Вопросы нравственности, борьбы добра со злом – вечны. В любой литературе мы найдем произведения, в которых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета, Фауста и других героев мировой литературы.

Проблемы нравственности и духовности, добра и зла волновали и русских писателей. Надо было быть очень смелым человеком, чтобы говорить так, как это сделал неизвестный автор “Слова о полку Игореве”; как делал это один из первых русских проповедников киево-печерский игумен Феодосий, за что навлек на себя княжеский гнев. В последующие времена передовые русские писатели продолжали осознавать себя независимыми от воли князей и царей. Они понимали свою ответственность перед народом и отечественной историей, ощущали себя более высокими по своему призванию, чем сильные мира сего.

Стоит вспомнить Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого, Достоевского, многие другие имена русских писателей нового времени.

В нынешнее время, когда мы только-только вступили в XXI век, когда в повседневной жизни буквально на каждом шагу приходится сталкиваться с аморальностью и бездуховностью, нам как никогда прежде нужно со всей ответственностью обратиться к урокам нравственности.

В книгах замечательного писателя Ч. Айтматова герои всегда ищут свое место в жизни. Они способны “изо дня в день восходить к сияющему совершенству духа”. Например, в романе “Плаха” писатель попытался “отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе с ним прошел через духовные пространства и поднялся на более высокую ступень”.

Главный герой произведения – сын священника Авдий Каллистратов. По словам духовных наставников семинарии, он еретик. Авдий стремится к тому, чтобы нести доброту и справедливость в мир, полный жестокости и равнодушия.

Он верит, что может оказать влияние на юнцов, собирающих анашу, очистить их души от черствости и безразличия к самим себе и тем, кто находится рядом с ними. Авдий стремится к любви и правде и совсем не догадывается, какая бездна безнравственности, жестокости и ненависти откроется перед ним.

Встреча героя с собирателями анаши становится своеобразной проверкой сил и возможностей. Авдий как может старается донести им светлые идеи справедливости. Но этих идей не могут понять ни главарь “анашистов” Гришан, ни его напарники.

Они собирают коноплю ради денег, а остальное для них не важно. Они считают Авдия сумасшедшим “попом-перепопом”, чужим в их кругу.

Авдий наивно полагает, что главным оружием в борьбе за человеческие души, за нравственность в отношениях между людьми является слово. Но постепенно выясняется, что “анашисты” и обер-кандаловцы говорят с ним на разных языках. В результате анашисты выбрасывают его из вагона поезда, а обер-кандаловцы распинают на саксауле.

С наивной верой в возможность очищения мира от зла и безнравственности искренним душевным словом Авдий взошел на свою плаху.

Что заставляет человека сворачивать с правильного пути? В чем кроются причины перемен, происходящих с ним? К большому сожалению, на подобные вопросы литература не может дать однозначного ответа.

Литературное произведение лишь представляет типичные проявления нравственных болезней времени. Главный же выбор остается за нами – реальными людьми, живущими в реальном времени.

Нравственные проблемы являются своего рода вторым оборотом ключа в повестях В. Быкова, который открывает дверь в произведение, при “первом обороте” представляющее собой незначительный военный эпизод. Больше всего писателя интересуют обстоятельства, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а исключительно своими нравственными принципами. Ивановский, Мороз, Сотников, Степанида и Петрок – вот далеко не полный перечень героев В. Быкова, которые оказываются в ситуации нравственного выбора и с честью выходят из нее. Погибает Алесь Мороз.

Но перед смертью он “сделал больше, чем если бы убил сто немцев”. Гибель Сотникова оказывается почетнее жизни, купленной Рыбаком. Погибают Степанида и Петрок, до последней минуты своей жизни отстаивая свои личные нравственные принципы.

“Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека”, – говорил Р. Эмерсон. Когда мы совершенствуем себя, мы тем самым совершенствуем и окружающий нас мир. И мне кажется, что только путем нравственного развития человеческое общество сможет достигнуть вершин совершенства.


Анатолий Бибилов принял участие в отчетной коллегии Администрации г. Цхинвал



Общество



Бынаты хицауы æхсæв


Победа российской дипломатии

В мире



Совещание по вопросам готовности к приему беженцев из Донецкой Народной Республики


Обращение Президента Анатолия Бибилова к народу Республики Южная Осетия

Диаспоры



Предложили присвоить звание Героя России Лазарю Дзотову


Публикации



Фотогалерея


Никто не забыт, ничто не забыто!


С Крещением Господним!


Торжественная церемония открытия Республиканской елки

Видео


Заседание Совета безопасности


Новогоднее обращение к народу Республики Южная Осетия


Итоговая пресс-конференция Президента Анатолия Бибилова

Инфографика


Великая Отечественная война



В районах Южной Осетии: Объекты строительства в рамках реализации инвестпрограммы на 2019-2020гг.

Литература – это совесть и душа общества


В преддверии дня рождения выдающегося осетинского писателя Коста Хетагурова, мы продолжаем публикации, связанные с литературой или непосредственно с писателями и поэтами Осетии.

Мы общались с прославленными мастерами пера, с начинающим поэтом, поговорили о влиянии книг на общество в целом. Сейчас же хочется поговорить о людях, которые через свою работу несут свет и просвещение в еще несформировавшиеся умы юных граждан нашей страны, а именно – учителях литературы.

Литература – явление общественное

Не зря литературу называли благородным призванием именно тогда, когда она служит миру, который жаждет просвещения и блага. Всегда так и было, именно литература была живым организмом знаний, к которому тянулось общество в поисках необходимой информации.

Литература – это совесть общества, его душа

Часто благодаря литературе человек понимал, чего ему не хватает в повседневной жизни, ведь в правильных книгах авторы умело преподают урок, ненавязчиво указывают на важнейшие человеческие ценности, играют огромную роль в нравственном воспитании.

Какое же место занимает литература в жизни югоосетинского читателя?

По словам Элеоноры Бедоевой в Республике Южная Осетия всегда было читающее общество, поколения 70-80 годов увлеченно читали различные новинки зарубежной и русской литературы.

Как отметила филолог, югоосетинский читатель отличает прекрасное от безобразного, нравственное от безнравственного. И сегодня читатель способен воспринимать литературу любого уровня.

Влияние Интернета на популярность чтения

Стоит отметить, что сегодня количество людей, которые систематически, а также, что немаловажно, с удовольствием читают художественные книги, по определенным причинам уменьшается. Казалось бы, век новых информационных технологий, где каждый имеет возможность получить безграничный доступ к любым книгам, популярность чтения должна расти, но…

В каком-то смысле, это действительно так. Еще в 20-e г. литературовед Ю. Тынянов выдвинул термин "литературный факт", обозначив им некие формы быта (напр. переписка), человеческих отношений ( герой против общества), которые, существуя всегда, вдруг в определенный момент попадают на страницы книг, становясь центральной темой\схемой и определяя тем самым исторический и пси. Читать далее

цікавлять механізми, які ще не вивчалися вченими. шукаю джерела для поглибленого вивчення. · 22 февр 2018

Не читала предыдущие комментарии, так что если мысль повторится, то премного извиняюсь. На самом деле, может показаться, что этот тезис одновременно истинен и одновременно ложен, и поэтому можно сказать, что эти слова не имеют смысла, но это не так. Если рассмотреть с одного "ракурса" этот вопрос, то можно рассудить, что не вся литература направлена на раскрытие. Читать далее

Читайте также: