Сочинение богдан хмельницкий егэ

Обновлено: 04.07.2024

Хмельницкий приложил много усилий для организации украинского войска, установления дипломатических связей с другими странами, вел непримиримую борьбу с польской шляхтой. О Богдане Хмельницком очень много написано в нашей литературе. Это один из самых колоритных образов в истории Украины, который сделал много для того, чтобы страна была свободной и сильной, потому что в те времена крымские татары забирали в плен много украинцев.

Большая часть Украины зависела от польских панов, и Хмельницкий делал многое, чтобы страна была независимой.

Народ очень любил этого гетмана и воспел его подвиги в стихах, поэмах. Трудно найти в литературе фигуру, о которой написано так много.

О нем пишут писатели, историки, ибо этот человек сделал очень много, оставил значимый след в истории.

Один из самых известных романов о Хмельницком – это роман Павла Загребельного “Я, Богдан”. В этом романе читатель становится свидетелем того, как Хмельницкий из рядового казака вырос до гетмана, а народные массы стали видеть в Богдане олицетворение самих себя. Очень важным в этом уравнении (Богдан – народ) является мощно изображенный интеллект, мегамир чувств

Это человек действительно титанического ума и сердца. Величие Богдана в том, что он первым увидел свой народ в историческом контексте и одновременно осознал себя вписанным в бессмертие народа. Свое призвание Богдан видел не в том, чтобы только выигрывать битвы, а чтобы “выигрывать народную судьбу”. “Стать отцом вольности не на миг, не на день, а на века – вот над чем я думал в ту июньскую ночь…” – говорит Богдан в финале романа.

В тех размышлениях случаются временные противоречивые крайности (“Любил петь, хотя и знал, что пение является противоположностью мышления”, “народ никогда не знает, где его свобода. Дорог много, а свобода одна”. Художественную нагрузку, которую они несут, можно трактовать как попытку показать трудность, а порой и противоречивость путей, которыми следуют народы и их лидеры к познанию великих жизненных истин.

В думе “Хмельницкий и Барабаш” рассказывается о Хмельницком – выразителе интересов народа и Барабаше – выразителе интересов верхушки и средней украинской шляхты, которая выступала против освободительной войны и всеми средствами поддерживала феодальный строй польского государства.

Хмельницкий – патриот, он призывает “казакам казацкие порядки дать”, “ляхов в пень рубить”. Он на стороне угнетенных народных масс и осуждает предательскую политику Барабаша, который продался польскому королю Радиславу. Хмельницкий пытается сначала вернуть Барабаша на свою сторону. У Барабаша были королевские письма о предоставлении казакам вольностей.

Но эти письма он прятал и не хотел показывать казакам, стараясь держать их в повиновении. На призыв Богдана “казакам казацкие порядки давать, за веру христианскую единодушно стать” Барабаш отвечает: “Зачем нам казакам казацкие порядки давать? Или не лучше нам с ляхами, милостивыми господами?”. Не соглашается Барабаш вместе с Хмельницким бороться против польской шляхты.

Тогда ради Украины, ради народа Хмельницкий решает хитростью отнять у Барабаша королевские письма и поднять казачество на борьбу с поработителями.

В романе Н. Рыбака “Переяславская рада” главным образом является Богдан Хмельницкий. Решению двух основных задач посвятил великий гетман свою жизнь – освобождению Украины от чужеземного ига и объединению Украины с Россией. Об этом поется и в народной думе, которая представляет собой эпиграф к произведению: “Ой Хмельницкий Богдан, гетман, Добрый разум тебе достался, что от короля и султана, и от крымского хана ты отказался Но с Москвой навек объединился”.

Сейчас кое-кто упрекает Хмельницкому, что он сделал неправильно, заключив соглашение с Россией на Переяславской раде. Но Хмельницкий болел сердцем за судьбу Украины, заботился о том, чтобы ее не растерзали враги, чтобы польская шляхта не забрала у народа святое, что есть у человека – христианскую веру. В истории Украины фигура Богдана Хмельницкого неотделима от самых Святейших стремлений украинского народа к свободе, счастью, справедливости.

Именно с Богданом связано становление украинского государства, формирование украинской нации. Его вклад в историю родного народа заключается в освобождении приднестровских земель от ига польских магнатов, сохранении языка, культуры, строительстве украинского государства. Опытный воин и дипломат, выдающийся государственный деятель, один из образованнейших людей своего времени, Хмельницкий принадлежит к плеяде выдающихся фигур истории всех времен. Никто так, как он, не сумел почувствовать душу народа, его сокровенные стремления и думы.

И народ, который очень любил его за это, увековечил его образ в своих бессмертных думах и песнях: “Ой спасибо тебе, Хмель, И превеликое уважение, Что спас Украину от польского пана…”.

В своем творчестве народ оставил память об этом человеке, и еще многие поколения узнают о нем. Память о Хмельницком не умрет, пока живет украинский народ: “Полегла Богдана голова, Но слава его казацкая не умрет, не падет. О рыцарстве всякому расскажет”.

Сочинение на тему Богдан Хмельницкий в истории Украины

Богдан Хмельницкий в истории Украины
Богдан Хмельницкий - сын украинского шляхтича Михаила, который был урядником в городе Чигирине и недалеко от Чигирина имел небольшой хутор Суботов. Еще совсем молодым Богдан вступил в казацкое войско. Уже скоро все заметили, что из него будет храбрый и отважный казак-рыцарь и умный руководитель. Как казацкий старшина он участвовал в многочисленных сражениях с турками, а в битве под Цецорой (1620 года) сражался рядом со своим отцом. Отец погиб в той битве, а молодой Богдан попал в турецкий плен, где пробыл два года.
Выйдя из неволи, стал сотником Казацкого войска, и знали его запорожцы как отважного и умного мужчину. По неудачному казацком восстании в 1638 году Хмельницкий жил постоянно в Чигирине или в своем хуторе Субботове, успадкуваному от отца. И Чигиринский староста и надзиратели не доверяли ему и боялись его. Поэтому часто посылали его с казаками в степи уничтожать татарские отряды. Когда уже в 1647 году Хмельницкий двинулся с сотней казаков в степь, Чаплинский напал со своими гайдуками на Суботов.
Тогда Богдан Хмельницкий решил отомстить за свою обиду и за обиды народа не только Чаплинском, но и всем подобным господам, что вызывающе вели себя с народом. Он поехал на Сечь, созвал всех казаков, малыми отрядами находились в степях, и рассказал им о своей неправедной и ложь всего народа. В 1648 году он двинулся против польского войска и всей шляхты, которая была в Украине. Вскоре стали приставать к казакам молодые и старые, и Богдан уже имел при себе большое войско и начал побеждать поляков. Под Желтыми Водами разбил войско Стефана Потоцкого, а его самого взял в плен. Под Корсунем разбил главные польские силы и взял в плен обоих польских военачальников: Потоцкого и Калиновского. Паны и арендаторы, услышав о случившемся круг Желтых Вод и Корсуня, сами начали убегать из Украины, бежал также и князь Ярема Вишневецкий, жесточайший враг казаков.
Знаменательным событием в Украине было принятие решения Богданом Хмельницким о воссоединении Украины с Россией, которое состоялось в городе Переяславе 1654 года.
Гетман Хмельницкий имеет в украинской истории великую славу, потому что он первый решительно повел казаки к борьбе за свободу народа и родной земли.
О Хмельницком народ слагал песни, из которых многие до сих пор сохранилось. Его прославили некоторые наши писатели в стихах, в рассказах и повестях. В Киеве на площади перед храмом святой Софии, стоит красивый памятник Хмельницкому.

Ежесекундно на Планете вспыхивает и угасает искра человеческой жизни. Каждой искорке суждено гореть по-своему. Одна почти не заметна, что греет своим теплом семью и друзей, а другая разгорается таким костром, тепла от нее хватает целому народу.

Таким теплом согрело Украину жизнь Богдана Хмельницкого, чья любовь к родной земле проявилась в стремлении видеть ее свободной и в готовности отдать ей свой ум, талант полководца и политика, именно жизнь.

И самое ценное, что сделал Богдан для Украины, - это получил, хотя и не на долгое время, ее государственность, заставил другие страны считаться с ней.

Безграничной любовью одарил своего славного сына-рыцаря благодарен украинский народ. Вылилась эта любовь в многочисленных произведениях устного народного творчества, художественной литературе.

Не перечислить всех песен и дум о Богдана, в которых его фигура неотъемлемая от святых стремлений украинского народа к свободе, счастью, справедливости. Победа под Желтыми Водами, под Корсунем, Пилявцами, поход на Подолье, на Львов, осада Збаража получили свое отражение в народных песнях - "Песни о Хмельницкого", "Приуныла Украина", "Эй, не удивляйте, добрые люди", где Хмельницкий встает храбрым, смелым, верным казакам. Гетман заботится о них, ненавидит врагов и бьет их и на южных и западных рубежах. За это ему спасибо и низкий поклон:

Ой спасибо тебе, Хмеля,

И превеликое почет,

Что спас Украину

От польского пана.

Находчивость, сообразительность, организаторские способности Богдана воспетые в думах: "Хмельницкий и Барабаш", "Хмельницкий и Василий Молдавский", "Корсунская Победа". Здесь прославляется отец Зиновий Богдан, которой не дал на поругу своей христианской веры, своего народа. Свою силу он видит в единстве с народом:

Я ляхов не боюсь и понятия не имею -

За собой большую мощь я знаю.

Много сердец очаровал таинственный, загадочный и вместе с тем простой и откровенный Богдан Хмельницкий. Видимо, поэтому многие из писателей пытался разгадать тайну гетмана, создавая непохожие, порой весьма противоположные литературные образы этой исторической личности.

Каким же видится Богдан? Это мужественный и храбрый воин и тверда в своих намерениях и поступках человек, это и талантливый полководец и мудрый политик, это и широко образованный человек, и конечно же, безграничный патриот и государственник.

Каждую из этих граней разные писатели видели по-своему. В одних произведениях это образ уже зрелого и опытного человека, в других показано молодого и воспалительного Богдана, которому еще так далеко до гетманства.

Вот храбрый и отважный казак-рыцарь в чине писаря запорожского войска бьется с турками на страницах романа С. Черкасенко "Приключения молодого рыцаря". Это совсем молодая, но умная, образованная и бывалый человек, которая в своем возрасте уже понимает, как надо добывать волю: "Чтобы побороть господ, для этого надо всем по всей Украине единодушно стать. " Уже тогда вырисовывается умный стратег, который руководствовался девизом: "Опыт на войне не меньше весит, чем оружие. В глупого ватага гибнут тысячи там, где в разумного горстка звитяжить".

Это было время, когда Богдан Хмельницкий еще только проходил суровую жизненную науку и на собственном опыте убеждался в жестоких реалиях жизни.

В большинстве же произведений видим уже сформировавшуюся личность с богатым жизненным опытом. Назовем самые известные. Среди них "Князь Иеремия Вишневецкий" и "Гетман Иван Выговский" И. С. Нечуя-Левицкого, "Черная рада" П. Кулиша, "Переяславская рада" Н. Рыбака, "Я, Богдан" П. Загребельного, "Богдан Хмельницкий" П. Мериме.

Иван Франко воссоздал образ Хмельницкого как мудрого государственного деятеля, великого сына украинского народа, который поднял на священную всенародную войну всех, кто ненавидел кандалы. Прокочувався по Украине его пламенный призыв:

Згинем, братия, или вверх

Піднесем стяг свободы.

В романе "Я, Богдан" П. Загребельного, где повествование ведется от имени самого Хмельницкого, он предстает не только как выдающаяся историческая личность, но как человек - в славе и величии, в раздумьях и сомнениях. Выписывая психологический образ Богдана, писатель не скрывает ничего: ни славы, ни хулы, ни проигрышей. Много крови пролито народом, трудно добывалось свобода. Тревожит гетмана судьба Украины после его смерти, больно поражает продажность казацкой старшины.

Величие и трагедия Богдановой судьбы, как и всего украинского народа, объективно передал в своем рассказе французский писатель П. Мериме, в которого Хмельницкий изображен отважным, лукавым, с прирожденным талантом воина. Вся сила его заключается в непоколебимой преданности интересам народа. Он мечтал о независимой Украине и сумел на протяжении почти десяти лет удержать ее свободной от любого чужеземного гнета.

Личным примером Богдан Хмельницкий зажигал суровые казацкие сердца любовью к Украине, имел такую силу, которая притягивала к нему простых людей. Наверное, потому, что искал пользы и славы в первую очередь не для себя, а для своего народа.

Он любит и ценит духовные сокровища своего народа, тонко чувствует красоту народной песни, знает о силе ее воздействия на душу украинцев и именно поэтому становится на защиту Маруси в романе Л. Костенко "Маруся Чурай".

Хмельницкий - прирожденный дипломат, который умеет привлекать своих вчерашних врагов в союзники, когда возникает необходимость. Он договаривается с крымским ханом и татарами выступить вместе против ляхов.

Наиболее противоречивые мнения в деятельности гетмана вызвал союз с Москвой, заключенный в Переяславе 1654 года. Одними писателями этот шаг рассматривается как правильный, в частности Н. Рыбаком в "Переяславской Раде", другими - как предательство интересов Украины, что привело на долгие годы до ига (Т. Г. Шевченко "Разрытая могила").

И корить Хмельницкого больше, чем он сам себя, вряд ли кто смог, ведь гетман рассчитывал на военно-политический союз, честный, справедливый, и не надеялся на вероломности и коварство со стороны союзника, который довольно быстро превратил его народ на раба.

В декабре 1995 года прошло четыреста лет со дня смерти великого Хмельницкого. И сколько бы ни прошло веков, никогда не оставит сердца украинцев человек, который первым утвердила наше государство, начертила ей указатель до сегодняшнего суверенитета:

Данный период 1613-1682 гг. вошел в историю России как время правления первых представителей династии Романовых: Михаила Фёдоровича (1613-1645 гг.), Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), Фёдора Алексеевича (1676-1682 гг.).

Основные события


Смоленская война 1632 года.

В рамках этого периода произошли следующие события: заключение Столбовского мира со Швецией 1617 г., Деулинского перемирия с Речью Посполитой в 1618 г., Смоленская война 1632-1634 гг., Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., Русско-турецкая война 1676-1681 гг., отмена местничества в 1682 г., переход к подворному налогообложению.

В этот период также произошло воссоединение Левобережной Украины с Россией в 1654 г. Ключевую роль в этом событии сыграл казак Богдан Хмельницкий. Он возглавил национально-освободительное движение украинского народа против Речи Посполитой. Богдан Хмельницкий смог объединить вокруг себя запорожских казаков и крестьян и поднять восстание, которое велось под лозунгом освобождения от тройного гнёта. Во время восстания проявился его блестящий полководческий талант: например, в битве при Желтых Водах в 1648 г. В итоге, благодаря его обращению от лица своего народа к Алексею Михайловичу и согласию последнего, Левобережная Украина с Киевом отошла к России.

В это время России приходилось вести продолжительные войны и восстанавливать экономику. Важную роль в этом сыграл государственный деятель А. Д. Ордин-Нащокин. Он активно участвовал в переговорах с Речью Посполитой и в результате подписал от лица России в 1667 г. Андрусовское перемирие, по которому от Польши отторгались смоленские земли, и она признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Это событие явилось несомненным достижением русской дипломатии, поэтому Ордин-Нащокин был пожалован в бояре и поставлен во главе Посольского приказа. Кроме того, он был сторонником протекционизма в развитии ремесла и торговли, что отразилось в его Новоторговом Уставе 1667 г., который был принят с целью защиты отечественной промышленности.

В период 1613-1682 гг. произошла церковная реформа патриарха Никона. Причиной её проведения была необходимость унификации церковной службы и богослужебных книг. Реформа проводилась согласно греческим образцам: были введены троеперстное крестное знамение, поясные поклоны и т.д. Вследствие реформы возник церковный раскол: помимо официальной церкви появилось старообрядчество.

Также в этот период произошло одно из самых крупных крестьянских выступлений в России – восстание под предводительством С.Т. Разина 1670-1671 гг. Причиной его является скопление на Дону беглых крестьян, холопов, недовольных усилением крепостного права и ростом повинностей. Восстание было подавлено царскими войсками, а С. Разин казнён. Следствием этого выступления явилось отсутствие изменений в положении крестьянства. Их жизнь не была никак облегчена.

Вывод

13.02.2018 Поляки нашли украинского Гитлера

На Украине не раз предавали Россию и объединялись с ее врагами. Кто виноват?


Прибалтийский фронт

Историк Ирина Карацуба о реформе патриарха Никона в XVII веке и ее последствияхС другой стороны, среди казацкой старшины Украинского гетманства были различные группировки, ориентированные на Москву, Польшу, Швецию и Крым. Многие заслуженные полковники считали себя вправе претендовать на место гетмана, используя внутренние интриги и внешнюю поддержку. Все это привело к тому, что Выговский порвал с Москвой, не дождавшись от нее военной помощи в подавлении бунтов, призвал на помощь крымских татар, а в сентябре 1658 года заключил Гадячский договор с Речью Посполитой.
Чудновская катастрофа и РуинаНасколько значимым было сражение при Конотопе в 1659 году, юбилей которого официально праздновался на Украине при президенте Ющенко?
С военной точки зрения это была большая неудача московских войск, но она не помогла Выговскому удержаться у власти и не привела к сколь-либо значимым политическим результатам. Но сражение при Конотопе не идет ни в какое сравнение с Чудновской битвой 1660 года, когда почти все русское войско погибло или попало в плен. Катастрофа при Чуднове имела колоссальное историческое значение: Россия более чем на сто лет вынуждена была отказаться от Правобережной Украины.
Но ведь Чудновская катастрофа произошла из-за предательства нового гетмана Юрия Хмельницкого, заключившего сепаратное соглашение с поляками?
Это верно, и причиной тому была вторая Переяславская рада 1659 года, резко ограничившая украинскую автономию. Казацкая старшина пыталась пересмотреть ее положения, но встретила категорический отказ Москвы. В итоге это привело к переходу Юрия Хмельницкого на сторону Речи Посполитой. Впоследствии Москве все же удалось найти компромисс с Украиной и смягчить условия соглашения, но это случилось уже в 70-е годы XVII века, когда стороны научились договариваться и понимать друг друга.
2000.ua

После Переяславской рады Московское государство и Украинское гетманство еще долго притирались друг к другу. Я уже говорила, что в итоге обе стороны научились понимать друг друга и находить разумные компромиссы. Но прежде чем это случилось, им пришлось пройти через длительные и тяжелые испытания, в том числе через военные конфликты.
Беседовал Андрей Мозжухин

Читайте также: