Приватизация в россии сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Но это мнение ошибочно. Проблема изменения экономической системы назревало еще в конце 60х годов. Но все попытки реформировать систему были обречены на провал. Ведь для каких-либо изменений надо было реформировать полностью весь бюрократический аппарат. А этого не мог( или не хотел) делать никто. Эти мизерные попытки продолжались до тех пор, пока к власти не пришел в 1985 году М.С. Горбачев. Это был энергичный реформатор, но именно его необдуманность решений привела к провалу перестройки.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.

Глава 1. Понятие приватизации.

У приватизации существует два хорошо известных определения:

1) Приватизация- процесс продажи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества(активов) госпредприятий. Синонимом этого определения в некотором смысле является разгосударствление или денационализация. Однако это определение используется в большинстве своем для стран Запада и не берется за основу российскими реформаторами как метод приватизационной программы. Хотя такой процесс и наблюдался во время первого этапа перестройки в 1987-1988 годах. Однако для России, да и для других стран, рассматривающих приватизацию как важнейший элемент системных преобразований, такого определения недостаточно. Второе определение выглядит так:

2) Приватизация — системообразующее явление, для которого характерны два параллельных процесса: с одной стороны- постепенное самоустранение государства от тех функций регулятора отношений собственности, которые не свойственны ему в рамках рыночно- конкурентного хозяйства, т.е. идет процесс сужения возможностей государства как субъекта имущественных правоотношений; с другой стороны идет процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и структур, без которых невозможна в полной мере реализация системы частной собственности. Причем последний процесс является второстепенным и происходит вслед за самоустранением государства. В качестве примера можно привести множество корпораций, образовавшихся в самом начале приватизации, которые почти ничем не отличались от своих государственных предшественников.

Исходя из второго определения становятся понятны и ключевые этапы приватизационной программы.

Глава 2. Этапы приватизации.

Приватизация делится на три этапа.

1 этап- это так называемая техническая приватизация, успех которой полностью предопределен балансом интересов в обществе. При этом начинается спонтанный процесс приватизации, причем как в легальных, так и в нелегальных формах. Поэтому первичная приватизация просто узаконивает бывшие при командной экономики нелегальными права собственности. Импульсом к началу этой приватизации является политическая воля государственной власти.

Самым важным для этого этапа становится очень быстрое количественное увеличение частных предприятий и структур регулирования прав частной собственности. Признаком завершения первого этапа является уменьшение интенсивности роста количества предприятий и появления качественных сдвигах в сформировавшихся институтах частной собственности.

Второй этап состоит из двух параллельных процессов: интенсивное перераспределение прав частной собственности после первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны государства в этот процесс. Признаком завершения второго этапа является определенная стабилизация систем

новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.

На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности. Для этого необходим полностью завершенный комплекс других элементов. Третий этап является последним в программе приватизации, после которого происходит полный переход к рыночной экономике.

Глава 3. Цели приватизации.

Общая цель приватизации- обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных:

1) — Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности;

2) — Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы;

3) — Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

Из этого вытекает и основной показатель эффективности приватизации: создание условий для экономической реализации новой системы прав собственности, ориентированной на эффективность системы хозяйства как в целом, так и на микроуровне.

РАЗДЕЛ I I. РОССИЙСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ.

Глава 1. Этап внеэкономического закрепления новых прав собственности.

Если период 1985-1989гг. можно охарактеризовать как годы внешних изменений без затрагивания основных вопросов экономической системы, то 1990-1991гг.- период более систематических преобразований, период заметного сдвига в идеологических подходах к вопросу собственности. Однако годом старта крупномасштабной реформы экономической системы на основе разработанного приватизационного законодательства стал 1992 год. Годы 1993-1994 стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований, а годы 1995-1996 — годами второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных, внутриструктурных, а не количественных изменениях.

Программа приватизации, разработанная в 1992 году, стала основополагающим документом для осуществления масштабной приватизации в 1992-1994 годах и одновременно компромиссом между платной для активной части и безвозмездной(ваучеры выдавались всем) для остальной части населения. Этот компромисс обусловил многие недостатки российской приватизационной модели, следствием которых стали многие противоречия на стыке первого и второго этапов приватизации:

противоречие между формально устраненной диспропорцией разных типов собственности и реально сохранявшемся доминировании государства как регулятора отношений прав собственности ;

противоречие между однозначной необходимостью остановки спонтанного процесса приватизации и реальной ролью спонтанной приватизации как подготовительной фазы для реализации приватизационных программ;

историческое и логическое противоречия между предпосылками и итогами приватизации в переходной экономике;

противоречие в рамках соответствующей политики государства, когда одни и те же органы выступают одновременно как законодатели легальных операций и инициаторами спонтанного процесса с присутствующими нелегальными отношениями

противоречие между сохраняющимся хаотическим вмешательством государства в экономику и сферу отношений собственности и растущей потребностью в целенаправленном регулировании экономики государством.

Однако все: и критики, и сторонники чековой модели, срок действия которой истек 30 июня 1994 года, — признают количественный успех программы массовой приватизации. Итоги же за рамками количественных оценок до сих пор являются причиной количественных оценок до сих пор являются причиной дискуссий аналитиков. Бесспорно одно: на решение о начале массовой приватизации реформаторов побудили во-первых, низкая платежеспособность населения, во-вторых, нулевой интерес иностранных инвесторов, в-третьих, необходимость максимальных темпов легального процесса для остановки спонтанного процесса, и ряд менее важных причин.

Каков же главный итог массовой приватизации в России? Для этого важно знать, что с окончанием массовой приватизации заканчивается и первый этап приватизационной программы. Если говорить о перспективах развития новой системы прав собственности, то важнейшим итогом стало формирование новых правовых и экономических механизмов и институциональных структур.

В частности, это :

корпоративный сектор экономики (28000 акционерных обществ);

биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг (капитализация в марте 1996г. Составила 12 миллиардов долларов с большим резервом роста);

социальный слой, который можно назвать слоем собственников(40 миллионов акционеров по итогам массовой приватизации);

Если говорить об основных нерешенных задачах в рамках массовой приватизации, то это

реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций.

Глава 2. Этап пост-чековой(денежной) приватизации.

Если этап первичной приватизации в России в 19992-1994г

повлек за собой быстрое наращивание критической массы то ситуации в приватизации второй половины 1994-начала 1996 годов можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы и бесконечный поток деклараций не имел под собой никакой экономической базы. В целом в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Это объясняется тем, что основной целью приватизации 1995 года было финансирование бюджетного дефицита. А компромисса между инвестиционными капиталовложениями и поступлениями в бюджет не бывает. Первоначально сумма доходов федерального бюджета. Первоначально сумма доходов федерального бюджета от приватизации была определена в размере 8,7 триллионов рублей, но позже с учетом реальных показателей законом от 27 декабря 1995 года была уменьшена до 5 триллионов рублей. Для оценки эффективности работы приватизационной модели на протяжении почти всего 1995 года следует привести такой привести такой пример: в 1995г. В бюджет было собрано 7,3 триллиона рублей от приватизации в России, причем 80% этой цифры было получено за два последних месяца, когда на практике использовался метод залоговых аукционов. Полученный годовой доход в 1,1 триллион рублей от стандартных методов продаж(15% всего дохода) свидетельствует о крайне низкой эффективности массовых аукционов и конкурсов для пополнения бюджета. Для 1995 года было характерно и применение новых методов приватизации. Указ Президента РФ 478 от 11 мая 1995 года содержал поручение правительству разработать процедуру передачи в залог и доверительное управление юридическим лицам акций АО, находящихся в госсобственности. Был использован на практике опыт передачи частным учреждениям в траст пакетов акций, находящихся в федеральном ведении.

Итак, основным итогом денежного этапа приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.

Глава 3. Конечный этап приватизации.

Этот этап начался в 1996 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечным его итогом является появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. С появлением в правительстве молодых реформаторов Немцова и Сысуева в приватизационной программе, как и следовало ожидать, мало что изменилось. Происходят последние (однако самые долгие) изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности. Однако еще рано говорить о итогах приватизации в России, но ясно одно: Россия рано или поздно станет страной с рыночной экономической системой.

Я выбрал данную тему, потому что считаю, что в настоящее время она очень актуальна. Приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок. Я считаю необходимым изучить и проанализировать допущенные ошибки.

Первые опыты приватизации в России проводились ещё Петром I. По его указу на льготных условиях были отданы в частные руки несколько десятков предприятий. Мотивами, побудившими его к этому, были развитие предпринимательского духа в обществе и привлечение частного капитала. Это и являлось одной из главных целей на начальном этапе приватизации в России.

Приватизация — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Основной причиной приватизации отдельных отраслей или предприятий является необходимость значительного повышения их экономической эффективности. А основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение им политически значимой функции, которая в контексте конкретного региона расценивается как слишком важная для того, чтобы поставить ее в зависимость от случайностей рынка.

Приватизация является особой, но не единственной формой преобразования собственности. Возможно, перераспределение прав собственности без перераспределения экономической власти. Саму приватизацию можно проводить радикально, подчиняя решению политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической эффективности. В переходной экономике России, например, наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную.

Основные этапы и формы приватизации в современной экономике будут рассмотрены в этой работе. Ни одна теория не интересна без практики, поэтому рассмотрим пример приватизации в России.

Цель моего исследования — ознакомление с методологическими принципами, формами, особенностями приватизации в современной российской экономике, нахождение путей совершенствования отношений собственности на средства производства в России.

Для достижения поставленной цели должны быть выполнены

1. Изучение и анализ хода и итогов приватизации в России.

2. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России

3. Нахождение путей решения данной проблемы

1. Формы приватизации собственности

Как показывает мировой опыт, возможны следующие формы приватизации собственности: массовая (ваучерная) приватизация с равным доступом для всех граждан, массовая (ваучерная) приватизация со значительными льготами для инсайдеров, выкуп предприятий администрацией и персоналом, продажа аутсайдерам, прямая продажа, льготное кредитование, через процедуру банкротства, передача акций социальным фондам. Каждый из перечисленных видов приватизации может выступать в качестве как основного, так и вспомогательного метода.

Собственность и социально-экономический строй общества

. собственности, т.к. рыночная экономика есть взаимодействие многообразных форм и отношений собственности. Речь идет о проблемах разгосударствления и приватизации . собственности как экономической категории Собственность это основа экономической системы. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических . макроэкономического регулирования - они решают социально значимые для всего общества .

В ходе приватизационного процесса в России в период рыночных реформ использовался самый разнообразный инструментарий продажи (передачи) государственного имущества частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам).

Основными методами российской приватизации, носившими характер стандартных процедур, стали, с одной стороны, коммерческий конкурс и аукцион, с другой стороны, корпоратизация, т.е. создание акционерных обществ (АО), а также выкуп ранее арендованного имущества.

Конкурс и аукцион применялись для приватизации небольших предприятий, а также имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных, действующих государственных и муниципальных предприятий, незавершенных строительством объектов.

  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (вместо не оправдавших себя инвестиционных конкурсов, которые были отменены, как таковые);
  • продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
  • выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;
  • преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

— отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

Понятие и способы приватизации по законодательству России и зарубежных стран

2. Основные этапы приватизации в Российской Федерации

Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие основные этапы:

1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

2. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим документом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для активной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моделью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная методика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий в ходе технической приватизации, проблемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демонополизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п..

Как известно, стержнем российской приватизационной программы стала модель массовой приватизации, которая объединила широкомасштабную корпоратизацию (сторона предложения) и распределение приватизационных чеков среди граждан России (сторона спроса).

Роль крупных предприятий в экономике россии и проблема их эффективности

. государственной поддержки предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. 2 Специфика предприятий и их роль в экономике Во всех развитых индустриальных странах сфера бизнеса играет важную роль в .

Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги.

Бесплатность ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов — крупных промышленных предприятий. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

3. Основные особенности российского процесса приватизации

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

  1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической
  2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
  3. проведение особого ваучерного этапа приватизации.

В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).

Отсутствие опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный курс проведения способствовали возникновению определенных негативных моментов процесса приватизации.

Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Экономические реформы в России 1992-1997 годов

. СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть гос. имущества России перешла в частную собственность. Приватизация . денег 1992 г. В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента .

Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы:

Примеры похожих учебных работ

Понятие и способы приватизации по законодательству России и зарубежных стран

. научные труды Алексеева С.С., Бевзюка Е.С., Бухтоярова Н.И., Габдрахмановой Л.Г., Салиевой Р.Н., Ерофеева Б.В., Братковской Л.Б., Кашаповой А.А. и др. Научная новизна исследования предопределена самой постановкой проблемы . С современных . экономику .

Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике .

. государственного сектора с учетом проводимых в национальной экономике структур­ных сдвигов; б) трансформация государственной собственности (раз­государствление); в) приватизация, означающая сокращение масштабов государственного сектора за счет .

Особенности производства по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров, связанных .

. спор приватизация экономический суд Глава 1. Содержание и причины экономических споров, . приняло решение об изменении . и сократить административное бремя государства для повышения эффективности всей хозяйственной системы. На микроэкономическом уровне задача .

Контрольная работа: Акции и их виды

. если дивиденды по обыкновенным акциям превышают объявленную по привилегированным акциям сумму (на практике большинство при­вилегированных акций этим качеством не обладают); конвертируемые акции 2. Стоимостная характеристика акций. Вопрос оценки .

Приватизация и национализация природа и современные тенденции в мировой экономике

. национализации собственности; рассмотреть процесс приватизации в мировой экономике; проанализировать процессы приватизации и национализации . экономическое содержание приватизации, как системы отношений по изменению формы собственности на средства .

Собственность: экономическое содержание и юридические формы

. собственности в современной российской экономике; 4. определение на основе наметившихся тенденций перспектив развития собственности. 1. ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ Собственность . Ведь всякое производство материальных благ есть по существу не что иное, как .

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рыночной системе приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Приватизация_на_современном_этапе.pptx

Тема: Особенности современного этапа приватизации в Российской Федерации.

Собственность-система производственных отношений в процессе воспроизводства средств производства и предметов потребления.

Формы собственности в РФ:

    • Государственная
    • Муниципальная
    • Частная
    • Собственность общественных организаций

    Приватизация (от латинского privatus- частный) – это отдельный случай разгосударствления, поскольку означает превращение государственной собственности в частную, посредством передачи или продажи государственной собственности в частные руки.

    История приватизации в РФ, цели её проведения

    В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рыночной системе приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

    Первым нормативным актом в этой области стал закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", принятый 3 июля 1991 г. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.

    Указ президента РФ Бориса Ельцина "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

      • Первый этап приватизации – ваучерный (чековый) 1992-1994
      • Второй этап приватизации – денежный 1994-1997
      • Третий этап приватизации – точечный 1997-2002
      • Современный этап приватизации

      Итоги приватизации 1992-2003

      Ваучерный этап приватизации

      Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

      Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

      За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации. К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

      Денежный этап приватизации

      На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

      Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились.

      Точечный этап приватизации

      На третьем этапе Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

      Итоги приватизации 1992-2003 годов

      За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

      Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

      Современный этап приватизации

      На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

      Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 года являлась собственником имущества 3517 ФГУПов (федеральные государственные унитарные предприятия), акционером 2950 АО.

      27 ноября 2010 года правительство России утвердило "Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг."

      Цели и задачи приватизации федерального имущества в 2011-2013 годах

      На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

      Поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики должно достигаться путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти.

      С учетом приоритетов экономического развития Российской Федерации основными задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2011-2013 годах являются:

        • создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий;
        • сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов;
        • улучшение корпоративного управления;
        • стимулирование развития фондового рынка;
        • формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики;
        • формирование доходов федерального бюджета.

        План приватизации крупных активов на 2012-2013 годы и на период до 2016 года

        В июне 2012 года правительство РФ утвердило окончательный план приватизации крупных активов на 2012‑2013 годы и на период до 2016 года.

        Кабинет министров принял решение приватизировать процентов акций:

        Доходы РФ от приватизации на современном этапе крупнейших активов

        В 2012 году доходы бюджета РФ от приватизации составили 201,5 миллиарда рублей, было продано 273 пакета акций акционерных обществ, включенных в программу приватизации.

        Согласно оценке главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, доходы РФ от приватизации крупнейших активов в 2013 году могут составить 320 миллиардов рублей.

        По прогнозам Минэкономразвития, Россия от приватизации государственных активов с 2012 до 2016 года включительно может получить 3,128 триллиона рублей.

        Гост

        ГОСТ

        Приватизация – это один из способов преобразования собственности, суть которого состоит в обеспечении частичной или полной передачи-продажи государственной и муниципальной собственности частным владельцам.

        Причины возникновения проблем в сфере приватизации в России

        Приватизация стала результатом реформ политического и экономического характера, проводимых на территории России после смены политического строя. Реформы этого периода российской истории отличались своей стремительностью и непродуманностью. В итоге приватизация осуществлялась под воздействием политических разногласий, отсутствия единого подхода к ее осуществлению.

        Источником проблем проведения приватизации в России осталось целый ряд причин, к числу которых можно отнести следующие:

        • во-первых, сжатые сроки осуществления реформы, приведшие к ошибкам и злоупотреблениям в этой сфере;
        • во-вторых, стремление чиновников нажиться на процессе приватизации, в связи с его недостаточной урегулированностью с точки зрения законодательства;
        • в-третьих, общий хаотичный характер развития экономики страны в этот период;
        • в-четвертых, отсутствие рыночного механизма оценки государственной и муниципальной собственности, следствием чего стала продажа имущества по заниженным ценам;
        • в-пятых, отсутствие сдерживающих механизмов контроля исполнения приватизации государственного и муниципального имущества.

        Даже на сегодняшний день механизм осуществления приватизации государственного и муниципального имущества отличается рядом несовершенств, ведущих к возникновению проблем в этой области.

        Характеристика проблем осуществления приватизации в России

        К числу одной из наиболее значимых проблем осуществления приватизации на территории России относятся несовершенство нормативно-правовой базы, призванное урегулировать этот процесс. Изначально решения о порядке проведения приватизация государственного и муниципального имущества принимались в спешке и, следовательно, содержали множество неурегулированных вопросов. Постепенно государством предпринимались меры по совершенствованию законодательства в сфере приватизации, однако и сегодня остаются неразрешенные проблемы в этой области.

        Готовые работы на аналогичную тему

        Длительность процесса приватизации привела к огромному количеству злоупотреблений в данной области, многие чиновники, причастные к процессу приватизации, получили за бесценок огромные богатства государства в свои руки. Именно полученный в несправедливом порядке государственный капитал во многом сформировал основу осуществления современного крупного бизнеса.

        Также проблемой приватизации предприятий являлось отсутствие возможности одновременной приватизации земельных участков, на которых расположены эти предприятия. В результате новые собственники предприятий ставились в условия необходимости аренды земли, занятых предприятиями, зачастую по недоступным им ценам.

        К числу проблем приватизации в России можно отнести низкий уровень контроля за осуществлением процесса приватизации. Эта проблема обусловлена различными причинами, к числу которых можно отнести беспринципность чиновников, недостаточную правовую урегулировать процесса приватизации, незаинтересованность государства в осуществлении контроля и так далее.

        В составе проблем приватизации можно отметить проблемы отвлеченности ресурсов из традиционных сфер экономики на формирование новых институтов, дезорганизации процесса приватизации, роста интенсивности перераспределительных процессов.

        Пути решения существующих проблем в сфере приватизации

        Одним из основных направлений решения проблем приватизации на современном этапе развития российского общества является совершенствование нормативно-правовой базы, призванной обеспечить прозрачность данного процесса для общества. Население должно быть информировано об объектах государственной и муниципальной собственности, передаваемых в ходе приватизации частным собственникам, об их выкупной стоимости, иных значимых аспектах приватизации.

        Обеспечение открытости процесса приватизации позволяет населению отслеживать динамику этого процесса, контролирующим органам предотвращать злоупотребления в данной сфере, выступать сдерживающим фактором по отношению к поведению ответственных лиц.

        В настоящее время активно решаются проблемы приватизации предприятий одновременно с теми земельными участками, на территории которых они осуществляют свою деятельность. Эта мера направлена на повышение стоимости и инвестиционной привлекательности приватизируемых предприятий. Реализация данной меры обеспечивает формирование единых объектов недвижимости, обеспечивающих эффективное использование имущества. С этой целью земельные участки предполагается включать в уставные капиталы формируемых акционерных обществ, либо продавать их по нормативной цене уже существующим обществам.

        Также одним из направлений решения проблемы приватизации на современном этапе развития российского общества выступает совершенствование земельного законодательства, устранение препятствий на пути легального и законодательно оформленного рыночного оборота земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости.

        Еще одним перспективным направлением решения проблемы приватизации является формирование условий для осуществления государственного контроля, направленного на предотвращение злоупотреблений в сфере приватизации. Государственным властям следует отойти от принципа привилегированности при осуществлении приватизации, когда преимущественное положение получают компании, пользующиеся государственной поддержкой. Такая политика государства не способствует развитию частной предпринимательской инициативы.

        Государство должно устанавливать жесткие требования к претендентам на приватизацию объектов государственной и муниципальной собственности, обеспечивая тем самым эффективное последующее использование этих объектов на благо общества.

        Читайте также: