Значение образа шинели в одноименной повести н в гоголя сочинение

Обновлено: 25.06.2024

Акакий Акакиевич жил очень просто, можно даже сказать бедно. Он был простым чиновником-переписчиком в департаменте, поэтому был вынужден экономить. При этом он сохранил сильнейшую страсть к своему делу и с удовольствием выводил буквы даже в свободное время.

Шинель — символ особый. Непростое значение этой вещи подчеркивается одноименным названием. Таким образом, автор подсказывает читателю, что шинель — это ключевой образ повести.

Вещь может многое сказать о своем владельце. Старая шинель Акакия Акакиевича была простенькой, старенькой, с заплатками. Это свидетельствовало о бедности человека.

То, как человек обращается вещью, свидетельствует об его характере. Когда шинель окончательно прохудилась, Акакий Акакиевич хотел ее починить, но мастер сказал, что никак нельзя. Обладатель не хотел сдаваться и пытался найти какой-то способ реставрации, но было уже невозможно. Это свидетельствовало о том, что Акакий Акакиевич имел привычку сильно привязываться к предметам, связывать их с приятными воспоминаниями и событиями. Это можно соединить с общей страстностью его натуры, выраженной в этой привязанности.

После чиновник узнал, что необходимо пошить новую шинель, поэтому очень экономил и много работал. Это говорит об его целеустремленности.

Вскоре денег на предмет хватило, а шинель была изготовлена. В этом моменте предмет получает очень важное значение — значение мечты, которую человек наконец-то получил, осуществил, причем большими успехами и стараниями. С этого самого момента шинель становится тождественной Акакию Акакиевичу.

Новую одежку замечают на работе. Мнение о нем как о человеке возросло, поэтому его пригласили на праздник. На этом мероприятии произошел важнейший эпизод. Когда Акакий Акакиевич собирался уходить, он увидел, что его шинель валяется на полу. Это говорит об обращении к человеку через обращение к его вещи.

Коллеги были такого же низкого мнения об Акакии Акакиевиче, как и прежде. Новая вещь и внешность никак не может повлиять на это отношение. Это зависит от внутренних качеств всего общества, которые зависят от эпохи.

Кража шинели обозначала кражу мечты, кражу индивидуальности Акакия Акакиевича. После этого он никак не мог существовать, поэтому и умер.

Значение образа шинели в повести Шинель

Несколько интересных сочинений

Все люди любят мультипликационные фильмы, будь-то взрослый или малыш. Тем более, сейчас множество различных фэнтези, аниме, и прочего вида фильмов. И я также не являюсь исключением

Антиутопия – это достаточно молодой жанр, который представляет читателю какой-то выдуманный мир или выдуманное общество (как правило – наше собственное будущее), которое рассматривается критически и имеет негативные черты

Мне нравятся аттракционы. Не скажу, что я их фанат, а моя мечта – съездить в какой-нибудь известный парк аттракционов, но я не откажусь, конечно, если меня туда позовут.

Владимир Владимирович Маяковский участвовал в таком литературном движении как футуризм. Маяковского считают чуть ли не единственным, кто добился успеха в этой стези.

Целыми днями в своем департаменте гоголевский герой Башмачников работает с утра до ночи, но не может себе ничего позволить. Поэтому-то шинель, которую он шьет у портного для себя, оказывается его самой главной жизненной целью. Но эта цель Акакия Акакиевича еще и показывает то, что человеку бывает для счастья нужно совсем немного.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Эта шинель дает Акакию Башмачникову силу к жизни, желание справляться со всеми трудностями. В нем начинает пробуждаться эмоции и чувства, словно Акакий Акакиевич начинает понемногу оживать. И хотя пока у него еще нет шинели, но вот эта мечта о ней пробуждает в нем желание жить. Казалось, что все теперь изменилось в жизни персонажа Акакия Башмачникова, что впереди его ждало что-то совершенно новое и неизведанное, то, что должно было принести ему огромнейшую радость. Впервые за много лет его всего существования, за которые он ничего не получал для себя, он сможет быть награжденным за все свои труды и старания. Ради новой шинели, которая ему просто была необходима, основной гоголевский персонаж готов пойти на любые жертвы.

Но герою совсем не трудно жертвовать собой, своей жизнью, потому что его поддерживала к жизни его духовное сознание, которое все время нашептывал о новой шинели. Интересно, как эта идея зарождается в голове у главного героя, и постепенно меняет его. У Акакия Башмачникова вдруг появляется характер, он сам стал общительнее и немного живее, а в поступках его пропадала нерешительность и сомнение. Он постоянно думал о своей шинели, как она будет выглядеть, какой у нее будет воротник. И порой в его голове рождались самые смелые мысли.

Но мечтать о кунице на шинельный воротник для Акакия Акакиевича было, конечно же, шагом решительным, потому что на нее у него не хватило бы средств, даже если бы он ничего не покупал и ни за что не платил всю свою жизнь. Удивительно, что даже мечты о простенькой, но новой шинели так резко могут поменять человека. Иногда герой даже представлял себя, чуть ли не значительным лицом, думая о том, как будет выглядеть его шинель.

И вот наступает торжественный и радостный день для Акакия Акакиевича, когда шинель уже полностью готова. Когда он обедал, то тоже впервые в жизни засмеялся, когда сравнивал старую свою шинель с той, которая теперь была пошита для него. И впервые он дома не стал работать, а немного полежал на кровати. Такого ранее никогда с ним не случалось. Он пошел в гости, чего ранее никогда не делал, а когда проходил мимо стеклянной витрины, то увидел веселую картину и даже улыбнулся этому. В гостях он решился, чтобы выпить немного шампанского. А на обратном пути даже поспешил за какой-то дамой, но потом решил оставить эту игру.

Переломный момент наступает тогда, когда он уже лишился своей шинели и это приводит к тому, что он не только чувствует себя ограбленным, но и уничтоженным и униженным. Он начинает бредить, заболевает. Смерть освобождает главного героя от страданий и унижений. Всю свою жизнь гоголевский герой боялся. Но после смерти он сам стал наводить страх и ужас на других. Особенно не давал он проходу на мосту тем, что носил шинели, и совсем неважно было, из чего была она сшита, ведь его интересовали лица важные и значительные, перед которыми он дрожал при жизни.

Мелкий чиновник, Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем повести Николая Васильевича Гоголя “Шинель”. Она была последним произведением в его цикле рассказов о “маленьком человеке”.
Башмачкин жил тускло и непримечательно. Его никто не видит, и не замечают даже сторожа. Его жизнь, как колесо: дом, работа, дом. Работа – смысл жизни, он даже берет бумаги домой, а если бумаг нет, он все равно занимается переписывание чего-то просто в удовольствие. И совсем ничего не происходит у Башмачкина в жизни до тех пор, пока он не понимает, что прохудилась шинель. Он идет к портному, но оказывается, что пошив новой вещи в лучшем случае будет стоить 80 рублей, при этом зарплата в год у него всего 400 рублей. Акакий решает отказывать себе во всем, чтобы накопить на новую шинель. Она становится для него целью в жизни. Ведь, когда закончится период тягот, связанных с голоданием и отказа во всем, он наконец-то увидит ее, свою обновку. Для Башмачкина шинель – символ новой жизни. Не смотря на то, что ходит он более легкой походкой, чтобы не снашивать ботинки, белье сдает реже в прачечную, чтобы не застирывалось, все это его не гнетет. Он живет в предвкушении. Иногда само ожидание настолько же приятно, как и заветная цель. Он ходит к портному и обсуждает, как будет выглядеть шинель, когда будет готова. Эти разговоры поддерживают его. Благодаря мыслям о шинели, у Акакия просыпаются какие-то мысли и чувства. Впервые за все годы его существования, он будет вознагражден. И вот приходит тот самый момент, шинель готова, и хотя на воротнике вместо куницы пришита кошка, она для Башмачкина самая лучшая. Он очень счастлив, сослуживцы стали замечать его, и хотя немного посмеивались над ним, ему было все равно, он был полностью в своем счастье. Однако длилось оно недолго. Ночью в переулке хулиганы украли шинель. Для Акакия это стало ударом, украли не просто вещь, украли смысл жизни. В итоге, не найдя помощи у служителей закона, он заболел и умер. Такое ощущение, что когда с него сняли шинель, ушла и его жизнь. За свое сокровище он готов мстить, и после смерти становится призраком, сдирающим на мосту с людей шинели.
Гоголь показал нам, насколько может быть дорога вещь, выстраданная человеком. Казалось бы, то, что доступно многим, может принести море радости одному неприметному человеку, наполнить его жизнь смыслом. Вот как обыденность для всех может стать мечтой для одного.

Пример 2

До того счастливого дня, когда шинель попала в руки главного героя, Гоголь описывает всю тяжесть жизни маленьких людей. Акакий Акакиевич, с трудом сводящий концы с концами, едва мог удовлетворить даже минимальные потребности. Его оскорбляли и унижали сослуживцы, к нему деспотично относилось начальство. В круговороте рутины и обыденности судьба дала ему шанс изменить свою жизнь. Появившаяся мысль о новой шинели стала для Башмачкина светом в конце тоннеля, началом другой жизни. Покупка новой части гардероба будто пробудила в главном герое что-то человеческое: у Акакия Акакиевича появилась жизненная цель в виде сбора денег для совершения заветной покупки. Ради нее он недоедал и экономил даже на гигиене, и этим автор показывает, как дорога для его героя эта вещь. Трудно не согласиться с ним: в шинели соединились все те качества жизни, которых не доставало Акакию для счастья, — уважение, признание и чувство единения с обществом. В обновке Башмачкин видел путь к социальному равенству, ведь в бездушном Петербурге людей судили только по одежке. Через внешний вид человек выражал не внутренний мир, а размер состояния, который был гораздо важнее для знакомства. Значит, в образе шинели автор выразил даже не жалкие мечты своего героя, а глобальную подмену понятий: важна была не личность, а ее одежда, не сущность, а видимость.

Но на следующий день главный герой был ограблен. Воры забрали новую шинель, которая была так непомерно дорога Акакию Акакиевичу. Её потеря стала трагедией для него, непонятого и обиженного. Душа Башмачкина после его гибели, свободная от унижений, теперь приводит в ужас жителей города, без разбору сдирая шинели с прохожих. Именно в этом заключается протест маленького человека против общества, важная роль в котором принадлежала шинели, пробудившей в главном герое человеческое достоинство.

Автор: Мария Гальчева

Автор: Самый Зелёный · Published 18.02.2022

Сочинение: Серебряный век русской поэзии

Автор: Самый Зелёный · Published 26.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 18.04.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

В “Шинели” развернулся общественно-нравственный мотив других, более ранних повестей Гоголя. Он заключается в мысли о богатствах человеческого духа, не уничтоженных, а лишь глубоко спрятавшихся в самой глубине существования людишек, искаженных дурным обществом. Гоголь руководствовался мыслью о том, что эти ценности духа, забитые пошлостью, могут, а следовательно, и должны воскреснуть и расцвести, пусть в каких-то неопределенных обстоятельствах.

Эта тема в “Шинели” выразилась особенно остро.
Основным образом повести Н. В.

Гоголя является фигура униженного, обделенного радостями жизни Акакия Акакиевича Башмачкина. В раскрытии характера этого героя важную функцию выполняет образ шинели. Шинель – это не просто предмет. Это цель, ради которой Башмачкин готов на самоограничение, на урезание средств, и без того очень ограниченных.

И получение от Петровича новой шинели – праздник для него, “торжественнейший день”.
Покупку шинели предваряет описание жизни Акакия Акакиевича. Здесь показана трагедия “маленького человека” в условиях большого города. В повести изображена его борьба за существование, лишения, невозможность

Рутинная работа Башмачкина в департаменте не может обеспечить самого малого и необходимого. Поэтому шинель олицетворяет для этого героя то, к чему он стремится. Но, кроме того, она показывает, как немного надо этому человеку.
Гоголь изображает в своей повести, как самая скромная, самая ничтожная улыбка судьбы приводит к тому, что в полуживом Акакии Акакиевиче начинает шевелиться и пробуждаться человеческое. У него еще нет шинели, а есть только мечта о ней. Но в Башмачкине уже что-то изменилось, потому что перед ним, впереди, какое-то событие.

Притом, это событие, несущее радость. В кои то веки что-то происходит для него, тогда как годами этот герой существовал не для себя, а для лишенного смысла труда, поглощавшего его бытие. Ради шинели Башмачкин идет на жертвы.

Акакию Акакиевичу не так трудно их нести, потому что он “питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”. Очень любопытно, что у этого героя обнаруживается идея, да еще и вечная! Гоголь замечает: “С этих пор как будто бы он женился…”. И далее автор описывает состояние Башмачкина: “Он сделался как-то живее, даже тверже характером…

С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность… Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник”.
Смелость мысли обновляющегося Акакия Акакиевича не идет далее куницы на воротник; но это не вызывает смех. Куница недоступна средствам Акакия Акакиевича; мечтать о ней – это значит мечтать о чем-то свойственном “значительным лицам”, с которыми ранее Акакию Акакиевичу и в голову не приходило равнять себя. Но обращает на себя внимание совсем другое. Всего лишь мечты о несчастной шинелишке на коленкоровой подкладке так разительно изменили Акакия Акакиевича.

Что же было бы с ним и со всеми забитыми, униженными и опустошенными, если бы им дали существование, достойное человека, дали цель, размах, мечту?
Наконец шинель готова, и Акакий Акакиевич шагнул еще на шаг вперед по пути воскресения в нем человека. Пусть “куницы не купил, потому что была точно дорога, а вместо ее выбрали кошку лучшую, какая только нашлась в лавке”. Все же событие совершилось.

И в Акакии Акакиевиче мы видим опять новое: он “даже засмеялся”, сравнивая старый капот с новой шинелью, “пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели”. И эмоции, и веселье, и сибаритство, и жизнь без писанья бумаг – всего этого не было ранее у Акакия Акакиевича. В душе этого героя зашевелились даже кое-какие игривые идеи: по дороге в гости он увидел в окне магазина игривую картину, “покачнул головой и усмехнулся”.

А на обратном пути, выпив в гостях шампанского, Акакий Акакиевич “даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения”.
Конечно, Акакий Акакиевич остается при всем этом Акакием Акакиевичем, и вспышки чего-то нового глохнут в нем. Но они есть, и именно они приведут к развязке повести. Переломный момент мы видим тогда, когда Акакий Акакиевич ограблен, унижен, уничтожен. Более того, он – на краю гроба, в бреду.

И вот тут-то оказывается, что в этом героишке таились действительно неожиданные вещи. Он знает, кто его убийца, и от его робкой покорности мало что осталось. Смерть освобождает в Башмачкине человека.
Акакий Акакиевич, всю жизнь испытавший страх и умерший более всего от страха, внушенного ему значительным лицом, теперь, после смерти, сам стал внушать страх другим. Он пугает множество людей, в том числе и носителей шинелей на бобрах, енотовых и медвежьих шуб, то есть именно значительных лиц. Все возмущение этого героя против той жизни, которой он жил, проявилось после его смерти. И ключевым здесь является образ шинели, приобретение которой позволило увидеть в Башмачкине человеческое начало.

Шинель явилась поводом к тому, чтобы проявился весь протест маленького человека против существующего порядка жизни. Можно сказать, что в повести есть жизнь до покупки шинели и после нее. В повести шинель имеет огромное значение.

Она олицетворяет, с одной стороны, предмет материально необходимый и, с другой, предмет, позволяющий возродить к жизни убитого действительностью человека.

Читайте также: