Значение болезней гоголь сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа - вот девиз для нас всех, русских! П.Столыпин

Н.В. Гоголь. О значении болезней

. Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. Никогда еще телесные недуги не были так изнурительны. Часто бывает так тяжело, так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем составе тела, что рад бываешь, как бог знает чему, когда наконец оканчивается день и доберешься до постели. Часто, в душевном бессилии, восклицаешь: "Боже! где же наконец берег всего?" Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже себе внутрь - ничего уже не издает душа, кроме одних слез и благодарения. О! как нужны нам недуги!

Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только
одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не
будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть.
Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает
русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими
качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей.
Притом ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди
самих страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучшие прежних, и
я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет
значительнее прежнего. Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь
не занесся! каким бы значительным человеком вообразил себя! Но, слыша
ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот
труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую
так желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в
исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне богом таланты, и буду
осужден, как последний из преступников. Слыша все это, смиряюсь я всякую
минуту и не нахожу слов, как благодарить небесного промыслителя за мою
болезнь. Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен.
Молитесь богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и
вся глубина его высокого смысла.

Posted on Dec. 7th, 2007 at 12:18 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Урок подготовки к сочинению по прочитанному тексту (11 класс).

- проверка уровня выполнения заданий А29-А31, В1-В8;

- активизация знаний обучающихся о текстах-рассуждениях;

- развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков обучающихся;

- подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту.

- подготовка к успешной сдаче ЕГЭ.

- определить и сформулировать проблематику предложенного текста;

- выделять ведущие проблемы текста;

- комментировать поставленную проблему;

- определять и формулировать позицию автора текста;

- излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.

- портрет Н.В. Гоголя;

- сборник цитат и афоризмов.

1. Вступление, целеполагание .

- продолжить подготовку к написанию сочинения по предложенному тексту на ЕГЭ.

Выразительное чтение текста учителем .

(6) О! как нужны нам недуги! (7) Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть. (8) Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей. (9) Притом ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самих страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучшие прежних, и я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего.

(10) Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! (11) Каким бы значительным человеком не вообразил себя! (12) Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников.

(13) Слыша все это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить Небесного Промыслителя за мою болезнь.

(14) Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. (15) Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла.

(313 слов)
( Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями)

3. Сейчас вы выполняете проверочную работу по частям А и В (на работу отводится 10 минут). Не забывайте, что задание А28 поможет вам сформулировать авторскую позицию, а задание В8 поможет при написании комментария. (Приложение 1)

4. Анализ текста.

- О чем текст? Какова его тема?

Текст о болезнях, о значении болезней в жизни человека

Болезнь – 1. Нарушение нормальной жизнедеятельности организма, расстройство здоровья (о человеке). 2. Повреждение, разрушение (болезнь чего-либо) Хороший собиратель должен знать о болезнях бумаги. 3. Перен. Отклонение от нормы в чем-л.; отрицательное качество, свойство чего-л. Страдать болезнью непонимания.

( Словарь современного русского литературного языка в 20 томах)

- Какую проблему ставит Гоголь перед читателями? Как ее можно сформулировать?

Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) автор поднимает проблему … чего. сочувствия, сострадания, необходимости воспитания в себе этих душевных качеств.

2) второй путь формулировки проблемы – это постановка проблемных вопросов.

  1. Коснуться какой-либо проблемы.
  2. Уделить внимание какой-либо проблеме.
  3. Над какой-либо проблемой думать, работать.
  4. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
  5. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему .

В своем письме автор касается интересной проблемы: проблемы значения болезней в жизни человека.

- Какие проблемные вопросы можно сформулировать, исходя из текста? Давайте проанализируем по абзацам.

- - Для написания сочинения на экзамене требуется не только сформулировать проблему, поднятую автором, не только обрисовать круг проблемных вопросов, затронутых в тексте, но и ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ проблему.

- Существуют два способа комментария текста. Что необходимо комментировать при первом способе?

- Какой второй способ комментария?

Второй способ комментария проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть ее значимость, а затем – и выразить свое авторское отношение к ней.

  1. указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;
  2. обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;
  3. отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально

- Как можно прокомментировать поднятую автором проблему? Какой способ комментария лучше выбрать?

- Итак, мы сформулировали и прокомментировали проблему, поставленную автором текста, конкретизировали ее с помощью проблемных вопросов, сформулировали авторскую позицию. Что еще необходимо сделать?

Мы должны написать, согласны или нет с точкой зрения автора прочитанного текста и объяснить почему. Свой ответ необходимо аргументировать, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Необходимо помнить о структуре рассуждения:

- Что такое аргумент? Какие бывают аргументы?

- Что мы относим к сильным аргументам?

  1. Факты, события.
  2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы).
  3. Статистические данные.
  4. Свидетельства очевидцев.
  5. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.
  6. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.
  7. Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

- Перед Вами на столах цитаты. Как вы думаете, какая цитата может вам помочь в аргументации?

* Болезнью шутит тот, кто ран не ведал (Шекспир)

* Если болезнь появилась от злоупотребления нашими телесными и духовными желаниями, то это благо – благо потому, что она останавливает наши страсти (Пр. Серафим Саровский)

* Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха (М. Монтень)

* Болезнь – время, которое дается для того, чтобы сделать выводы (Луиза Виилма)

Обоснование будет более убедительным, если приводить примеры из жизни или литературы. Иногда яркий пример может заменить аргумент

- Согласны ли вы с авторской позицией? Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы за и против вы можете привести?

Как ведет себя во время болезни Андрей Болконский? Во время болезни продолжается его духовный путь, он ищет последнюю истину, которая примирила бы его со смертью. Именно болезнь дает ему возможность переосмыслить многое в проходящей жизни, он приходит к высшей истине – истине христианской всепоглощающей любви. Он думает:

Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту. Удачи!

Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; В1-В8; С1

(6) О! как нужны нам недуги! (7) Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть. (8) Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей. (9) Притом ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самих страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучшие прежних, и я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего.

(10) Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! (11) Каким бы значительным человеком не вообразил себя! (12) Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников.

(13) Слыша все это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить Небесного Промыслителя за мою болезнь.

(14) Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. (15) Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла.

(313 слов)
( Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями)

А29. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?

  1. Всякий недуг – это наказание.
  2. Всякий недуг имеет смысл и значение.
  3. Всякую болезнь необходимо принимать покорно.
  4. Болезнь делает человека лучше.

А30. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

  1. рассуждение
  2. повествование
  3. повествование и описание
  4. рассуждение и описание

А31. В каких предложениях употребляются синонимы? Укажите номер правильного ответа.

Ответы к заданиям В1-В2 запишите словами.

В1. Из предложения 5 выпишите глагол, образованный приставочно-суффиксальным способом. (оглянешься)

В2. Из предложений 10-12 выпишите деепричастие. (слыша)

В3. Из предложения 13 выпишите подчинительное(-ые) словосочетание(-я) со связью примыкание. ( слыша, смиряюсь)

В4. Среди предложений 1-5 найдите предложение с составным именным сказуемым. Напишите номер этого предложения. (2)

В5. Среди предложений 7-10 найдите предложение с уточняющим членом. Напишите номер этого предложения. (9)

В6. Среди предложений 5-9 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(8).

В7. Среди предложений 6-9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. (6)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-А31, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

…Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. Никогда еще телесные недуги не были так изнурительны. Часто бывает так тяжело, так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем составе тела, что рад бываешь, как Бог знает чему, когда наконец оканчивается день и доберешься до постели. Часто, в душевном бессилии, восклицаешь: “Боже! где же наконец берег всего?” Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже себе внутрь — ничего уже не издает душа, кроме одних слез и благодарения.

О! как нужны нам недуги! Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть. Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей.

Притом ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самих страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучшие прежних, и я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего. Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! каким бы значительным человеком вообразил себя! Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников…

Слыша все это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить небесного Промыслителя за мою болезнь. Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла.

Зачем человеку нужны болезни? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Н. Гоголь.

Не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, в болезнях есть особенный смысл.

". Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. Никогда еще телесные недуги не были так изнурительны. Часто бывает так тяжело, так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем составе тела, что рад бываешь, как Бог знает чему, когда наконец оканчивается день и доберешься до постели. Часто, в душевном бессилии, восклицаешь: "Боже! где же наконец берег всего?" Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже себе внутрь - ничего уже не издает душа, кроме одних слез и благодарения.

Николай Гоголь. Значение болезней

О! как нужны нам недуги! Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть. Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей.

  • Библейский взгляд на причины и сущность болезней - протоиерей Леонид Грилихес
  • Святоотеческое отношение к болезни - Юрий Максимов
  • "Я к врачам обращаться не стану?" - иерей Сергий Филимонов
  • Болезнь как лекарство, болезнь как школа - протоиерей Сергий Николаев
  • Режим - протоиерей Сергий Николаев
  • О путях формирования болезней - Николай Гурьев
  • Ответы священника: что делать, когда болеют дети? - иерей Алексей Грачев
  • В вашей семье больной - протоиерей Сергий Николаев
  • Доктора и лекарства - протоиерей Сергий Николаев
  • Значение болезней - Николай Гоголь
  • Почему "много скорбей у праведного"? - Юрий Максимов
  • "Мама, как прекрасно, что я все-таки живу!" (Почему болеют дети) - Дмитрий Семеник
  • Почему болеют дети? - Оксана Федотова
  • Что ответить Стиву Джобсу, или Снова о слезинке ребенка - Александр Ткаченко
  • Дети с синдромом Дауна могут дать очень много любви, добра, света, покоя - иерей Петр Коломейцев
  • "Жизнь ребенка держится на ниточке" - беседа с акушером-гинекологом Николаем Ячменевым
  • Реабилитация детей с ДЦП - Елена Семенова, Екатерина Клочкова, Александра Коршикова-Морозова, Анна Трухачева, Елена Заблоцкис
  • Как не надо говорить с мамами детей-инвалидов - Екатерина Савостьянова
  • Все ли наши несчастья от личных грехов и почему страдают дети - Петр Добросельский
  • О "невинных" страданиях - профессор Алексей Осипов
  • Свой диагноз – "лимфома" – я воспринял более или менее спокойно - диакон Михаил Асмус
  • Чем глубже скорбь. - Наталья Сухинина
  • Уныние - это грех. Христианин должен быть оптимистом! - Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
  • О посте, исповеди, подготовке к причащению в паломничестве и псевдоправославии - епископ Егорьевский Марк

Притом ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самих страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучшие прежних, и я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего. Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! каким бы значительным человеком вообразил себя! Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников.

Слыша все это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить небесного Промыслителя за мою болезнь. Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла".

В 1846 году Гоголь написал статью «Значение болезней". В ней много автобиографического. В начала 1840-х годов Гоголь постоянно болел, о чем неоднократно писал в письмах к разным лицам. 20 февраля 1046 года Гоголь писал П. А. Плетневу из Рима: «Тяжки, тяжки мне были последние времена, и весь минувший год так был тяжел, что н дивлюсь теперь, как вынес его. Болезненные состояния до такой степени (в конце прошлого года и даже в начале нынешнего) были невыносимы, что повеситься или утопиться казалось как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение. А между тем Бог так был милостив ко мне в это время, как никогда дотоле" (т.9, с.324-325). Слова этого письма перекликаются с началом статьи:

"Часто бывает так тяжело, так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем составе тела, что рад бываешь, как Бог знает чему, когда наконец оканчивается день и доберешься до постели ‹…›. Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже себе внутрь – ничего уже не издает душа, кроме одних слез и благодарения. О ! Как нужны нам недуги" (т.6, с.18).

Однако Гоголь пытался отыскать смысл в своей болезни. 0 се бе он писал в статье "Значение болезней": ". Самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей" (т.6, с.18). Отыскать этот смысл посланных Богом страданий он желал и своему другу Н. И. Языкову в письме от 15 февраля 1844 года: «Спрашивает ли кто-нибудь из нас, что значат сии случающиеся препятствия и несчастья, для чего они случаются. Часто мы должны бы просить не об отвращении от нас несчастий, но о прозрении, о проразумении тайного их смысла и о просветлении очей наших" (т.9, с.223) . Гоголю помогали в уразумении смысла его скорбей и болезней тво рения святых отцов Православной Церкви, которые он читал и пере писывал. В его выписках, найденных после смерти, мы находим слова св. Иоанна Златоуста: «Тленное дано нам тело не удя того, чтобы мы страданиями его увлекались к нечестию, напротив, для того, чтобы мы пользовались им ко благочестию. Эта тленность, эта смертность тела послужит для нас, если мы только поведем себя внимательно, источником славы и сообщит нам в оный день великое дерзновение, впрочем, не только в оный день, но и в настоящей жизни" (т.8, с.512), и еще: «Бедствия посылаются за грех челове ку" (т.8, с.553).

Ю. Барабаш в книге "Гоголь. Загадка "Прощальной повести". указывает и на другую причину, побуждавшую Гоголя с благодарностью переносить болезни – "для Гоголя значение болезней ‹…› заключается еще и в том, что перенесенные страдания и наступающее вслед за ними духовное просветление становятся мощным твор ческим импульсом" . Гоголь писал в статье о том, что "ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самых страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно луч шие прежних. " (т.6, с.18).

Все это давало Гоголю возможность видеть в своих болезнях милость Божию и за все благодарить Творца. Поэтому в конце статьи это настроение и вылилось ь радостные строки: «Слыша все это смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить небесного Промыслителя за мою болезнь" (т.6, с.18).

Читайте также: