Правда евгения и правда петра в поэме медный всадник сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Нева вздувалась и ревела,

И вдруг, как зверь остервенясь,

Котлом клокоча и клубясь — На город кинулась.

Между тем ветер утих, и вода стала убывать. Река ещё волновалась, но открылась мостовая, и Евгений не мог удержаться и, рискуя погибнуть, переправился с беззаботным перевозчиком через все еще пенившуюся и бурлившую Неву на другой берег.

Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной…

Не закончив своих угроз, Евгений стремглав пустился бежать. Он понял всю дерзость своих поступков, в его душе заговорили упреки совести, и его смятенному воображению представилось,
… что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось …
Он бросился бежать, и всю ночь ему казалось, будто Петр преследует его, будто
Простерши руку к вышине,

За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне …

С этой ночи ему совестно было взглянуть на памятник Петру. Когда ему приходилось проходить по площади, он волновался, опускал смущенные глаза и снимал изношенный картуз. Вскоре Евгения нашли мертвым на маленьком островке, на взморье у порога принесенного туда волнами разрушенного домика Параши, и здесь же предали погребению.

Таким образом, Евгений является одной из жертв петровского дела — основания новой столицы на берегу моря, а Пётр Великий — косвенным виновником его гибели. Пушкин сочувствует своему герою. Поэту жаль этого человека, все счастье которого рухнуло вместе с гибелью невесты.

Пушкин с нежностью описывает скромную, но горячую любовь Евгения, так как не всякий способен так любить, не всякий умрет от горя на пороге хижины, в которой когда-то жила дорогая ему девушка.

Но, от души сочувствуя горю своего бедного героя, Пушкин всецело становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразования. Он раскрывает всё ничтожество Евгения, мелочность тех интересов, которыми он живёт. Какая поразительная разница между идеалами двух людей!

И когда Евгений осмеливается упрекать самодержавного властелина в деспотизме, Пушкин наглядно указывает на всю дерзость подобного поступка и заставляет Евгения сознать свою вину: Евгений, несмотря на свою недалекость и ограниченность, чувствует, что позволил себе нечто ужасное, и сам себе выносит приговор.

Данное произведение Пушкина можно ассоциировать как памятник Петру Первому. Поэма написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году. К огромной печали произведение увидело свет только после смерти великого поэта из-за запрета власти. Есть предположение, что эта поэма могла быть лишь стартом объемного произведения Александра Пушкина. Но это не является достоверным фактом.

Также в сравнении с другими произведениями Александра Сергеевича Пушкина здесь использована игра на эмоциях. Слова, которые используются для вызова различных впечатлений читателя – они оказывают помощь в понимании читателем несчастий главных героев.

Лично я не разделяю решения Петра построить город на болоте. Он думал только о славе государства, а о судьбе простых людей забывал.

Главным героем является молодой человек по имени Евгений. Он является чиновником, который желает только вести размеренное существование. Его невестой является самая простая девушка, которая зовется Парашей. Но счастью не удается произойти. Наводнение 1824 года уносит жизнь Параши, а жених спасается, сидя на статуе льва. Молодой человек печалится до безумства, которое вызвано тем, что он осознает, что не властен над стихийными бедствиями и природой Питера. Он производит гнев на Петра Первого. Это приводит к тому, что у героя начинаются галлюцинации. Статуя всадника преследует его по городу. Евгений умирает из-за психических проблем.

В книге имеется две истины: с точки зрения колокольни простого человека и государственного.

Мне понравилось данное произведение.

Отзыв 2

В своем произведении русский поэт показывает последствия деятельности великого Петра I. С личностью этого человека связаны многие реформы в жизни русского общества. Имя Петра I вошло в историю развития государства российского. Он очень многое сделал для процветания и усиления авторитета России. Однако были в его политике и ошибки. Да кто без них обходится!

Поэма изображает судьбу мелкого чиновника Евгения. Автор не дает подробного описания внешности героя, не описывает его деятельности, даже не сообщает его фамилии. Думаю, Пушкин делает это преднамеренно. Таким приемом он подчеркивает простоту и обыденность образа Евгения. Он рядовой горожанин, каких в городе на Неве многие тысячи. Изображается судьба простого человека, испытавшего всю несправедливость авторитарной системы, на которой было основано русское общество времен Петра I.

Евгению пришлось испытать на себе всю мощь власти, чьи дела и идеи не всегда были на пользу отдельно взятой личности. За глобальными проектами не всегда учитывались чаяния маленького человека, узнаваемого в образе Евгения.

На страницах поэмы изображено страшное наводнение 1824 года. Оно, словно громадный ком горя, прокатилось по улицам спящего города. Евгений потерял свою невесту, жившую с матерью в маленьком домике на берегу. Трагизм его положения становится очевиден тогда, когда он сходит с ума от горя. Евгений идет к памятнику, воздвигнутому в честь Петра I, и грозит ему кулаком. Казалось бы, безобидная сцена. Однако этот жест сумасшедшего героя можно расценивать как протест простого народа против бесчеловечных решений.

Следующая сцена показывает несокрушимость силы власти, которой Евгений не может противостоять. Не случайно поэма заканчивается смертью Евгения, за которым гонится всадник на медном коне.

Валерий Брюсов — Медный Всадник

В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблен в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастия и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нем виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

В каких произведениях русской литературы ото­бражено противостояние личности и государства

Подумайте, в каких произведениях русской литературы ото­бражено противостояние личности и государства и что сбли­жает эти произведения с рассказом Солженицына?

Здесь искали:

  • приведите примеры из литературы фильмов рассказов как человек противостоял стихиям благодаря психической подъготовлености
  • произведения отечественной литературы где показано столкновение личности и власти

Образ Евгения в произведении дан довольно расплывчато, почти никакой информации о молодом человеке мы не знаем. Однако небольшое описание его жизни и положения в обществе все же есть. Фамилия Евгения не указана, но известно, что он живет в Петербурге и происходит от знатного боярского рода. Правда, это не помогло ему найти хорошую работу на основании своей родословной. Евгений служит мелким чиновником, поэтому у него не слишком высокий заработок. Этот факт не мешает ему быть трудолюбивым и исполнительным по отношению к своим обязанностям.

Своего жилья у Евгения нет, поэтому он вынужден снимать комнату в одном из районов Петербурга — Коломне. Денег ему едва хватает на оплату аренды, а о большем и говорить не приходится. У главного героя все же есть одна мечта, связанная с его любимой девушкой, Парашей. Он хочет жениться на ней, создать крепкую семью, завести детей. Евгения не останавливает осознание того, что и у него, и у его возлюбленной не так много денежных средств. Он продолжает усердно работать, но одно несчастье вмиг разрушает все его планы на безоблачную жизнь со своей будущей семьей. Потоп уносит с собой единственного дорогого ему человека, Парашу. Эта ситуация выбивает Евгения из колеи, он больше не способен жить, как прежде. Обезумев от горя, он скитается по Петербургу, так как родной дом теперь не сможет унять душевную боль, поселившуюся в его сердце.

Найдя памятник Петру Первому, Евгений начинает бранить его (самого императора), обвиняя в гибели своей девушки и ее матери. В один миг главному герою начинает казаться, что памятник оживает и сам Петр на коне гонится за ним всю ночь. В данной ситуации сказываются тревога и стресс, накопленные вследствие тяжелого эмоционального потрясения, перенесенного героем совсем недавно.

Автор: Анастасия Кутковецкая
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Нева вздувалась и ревела,

И вдруг, как зверь остервенясь,

Котлом клокоча и клубясь — На город кинулась.

Между тем ветер утих, и вода стала убывать. Река ещё волновалась, но открылась мостовая, и Евгений не мог удержаться и, рискуя погибнуть, переправился с беззаботным перевозчиком через все еще пенившуюся и бурлившую Неву на другой берег.

Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной…

Не закончив своих угроз, Евгений стремглав пустился бежать. Он понял всю дерзость своих поступков, в его душе заговорили упреки совести, и его смятенному воображению представилось, … что грозного царя, Мгновенно гневом возгоря, Лицо тихонько обращалось … Он бросился бежать, и всю ночь ему казалось, будто Петр преследует его, будто Простерши руку к вышине,

За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне …

С этой ночи ему совестно было взглянуть на памятник Петру. Когда ему приходилось проходить по площади, он волновался, опускал смущенные глаза и снимал изношенный картуз. Вскоре Евгения нашли мертвым на маленьком островке, на взморье у порога принесенного туда волнами разрушенного домика Параши, и здесь же предали погребению.

Таким образом, Евгений является одной из жертв петровского дела — основания новой столицы на берегу моря, а Пётр Великий — косвенным виновником его гибели. Пушкин сочувствует своему герою. Поэту жаль этого человека, все счастье которого рухнуло вместе с гибелью невесты.

Пушкин с нежностью описывает скромную, но горячую любовь Евгения, так как не всякий способен так любить, не всякий умрет от горя на пороге хижины, в которой когда-то жила дорогая ему девушка.

Но, от души сочувствуя горю своего бедного героя, Пушкин всецело становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразования. Он раскрывает всё ничтожество Евгения, мелочность тех интересов, которыми он живёт. Какая поразительная разница между идеалами двух людей!

И когда Евгений осмеливается упрекать самодержавного властелина в деспотизме, Пушкин наглядно указывает на всю дерзость подобного поступка и заставляет Евгения сознать свою вину: Евгений, несмотря на свою недалекость и ограниченность, чувствует, что позволил себе нечто ужасное, и сам себе выносит приговор.

В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблен в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастия и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нем виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

На берегу пустынных волн
Стоял Он, дум великих поли. [3]
Петр не произносит ни слова, он только думает свои думы, – и вот, словно чудом, возникает

юный град,
Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блат.
Пушкин усиливает впечатление чудесного, делая ряд параллелей того, что было и что стало:

Высшей силы это обожествление Петра достигает в тех стихах, где Пушкин, забыв на время своего Евгения, сам задумывается над смыслом подвига, совершенного Петром:

Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши временаОно, быть может, и блистало…
Не довольствуясь тем, Пушкин постарался совершенно обезличить своего героя. В ранних редакциях повести Евгений – еще довольно живое лицо. Пушкин говорит определенно и подробно и о его житейском положении, и о его душевной жизни, и о его внешнем облике. Вот несколько таких набросков:

Характерно также, что первоначальный герой повести представлялся Пушкину лицом гораздо более значительным, нежели позднейший Евгений. Одно время Пушкин думал даже сделать из него если не поэта, то человека, как-то интересующегося литературой. В черновых набросках читаем:

Мой чиновник
Был сочинитель и любовник,Как все, он вел себя не строго,Как мы, писал стихами много.
Вместо этого, в окончательной редакции, Пушкин заставляет Евгения мечтать:

Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег…
Где уже думать о сочинительстве человеку, который сам сознается, что ему недостает ума!

Вошел в свой мирный кабинет. –

Вошел и отпер свой чердак.

Вздохнув, он осмотрел чулан,
Постелю, пыльный чемодан.И стол, бумагами покрытый,И шкап, со всем его добром;Нашел в порядке все: потом,Дымком своей сигары сытый,Разделся сам и лег в постель,Под заслуженную шинель.
Ото всех этих сведений в окончательной редакции сохранилось только глухое упоминание:

Живет в Коломне… –

да два сухих стиха:

Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Даже в перебеленной рукописи, представленной на цензуру государю, оставалось еще подробное описание мечтаний Евгения, вводившее читателя в его внутренний мир и в его личную жизнь:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
Две части повести изображают два мятежа против самовластия: мятеж стихий и мятеж человека.

Описывая наводнение, Пушкин сравнивает его то с военными действиями, то с нападением разбойников:

И обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,Над возмущенною Невою,Стоит с простертою рукоюКумир на бронзовом коне.
В первоначальном наброске этого места у Пушкина было:

…насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,Нева обратно повлеклась,Своим любуясь возмущеньемИ покидая с небреженьемСвою добычу…(Так) грабежом отягощенны,Боясь погони, утомленны,Спешат разбойники домой,Добычу по пути роняя.
Всего через день уже исчезли следы недавнего мятежа:

Но бедный, бедный мой Евгений! [11]

Кумир на бронзовом коне.

Характерны выражения, какими описывает Пушкин состояние Евгения в эту минуту:

Поэма поднимает проблемы взаимоотношений государства,
власти и личности, несовместимости подчас их интересов.
Она стала итогом размышлений поэта о личности Петра I,
о русской истории и государ­стве, о месте в нём человека.
В этом произведении органично сочетаются повествование
о судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего
во время наводнения, Евгения (частная тема) и
историко-философские размышления о государстве,
становле­ние которого связано с личностью и
деятельностью Петра (историческая).

Ничтожный герой и герой великий, герой прозаический
и герой эпический, частный человек - и олицетворение
государственной мощи:
на этих конфликтных полюсах держится пушкинская повесть.

В поэме два плана и оба истинные.
Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния
Петра Великого, и страдания Евгения.
Поэту был близок мир Петра, была дорога и понятна
его мечта – "ногою твердою стать при море" .
Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было
заплачено за это торжество, какой ценой был куплен
стройный вид военной столицы.
Поэтому в поэме есть истинная глубина,
высокая человечность и суровая правда.
Кто же все-таки виноват – великое государство,
которое потеряло интерес к частной личности, или
"маленький человек" , который перестал
интересоваться величием истории, выпал из неё?
Читательское восприятие поэмы оказывается крайне
противоречивым, а Пушкин обосновал трагическое
право империи со всей её государственной мощью
распоряжаться жизнью частного человека.
Но очевидно и то, что для самого поэта в "Медном
всаднике","правильный путь состоит не в том,
чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том,
чтобы "приподняться над жестоким веком",
сохранив в себе гуманность, человеческое
достоинство и уважение к жизни других людей.

Прав Пушкин Александр Сергеевич, написавший гениальное произведение.
А ставить школьникам такие вопросы могут только учителя-начётники.

Если б Пушкин ставил вопросы, которые имели бы однозначные выводы, кто б стал его читать двести лет спустя?
Спор, условно говоря, Петра и Евгения - вечный. Этот конфликт будет существовать всегда и везде, где живут люди, ибо они, с одной стороны, существа мыслящие, а с другой - коллективные. Поэтому конфликт между личным и общественным есть, был и будет. Кардинально решить его можно или уединившись, уйдя от общества и ведя жизнь отшельника, или добровольно полностью подчинив себя обществу, общине - это вариант монастыря.
Спор этот может проявляться с разной степенью остроты, но уйти от него вообще невозможно. Правду можно найти только в некотором разумном компромиссе.

Первая часть рассказывает про Петра l. Он выступает великим и сильным человеком. Который мечтает построить большой город на болоте. При этом совсем не думая про жителей. И ровно через 100 лет на этой территории уже стоял большой и славный город. Город стал лицом страны. Все мечтали жить именно в Петербурге. Петербург процветал, но Пушкину не нравилось одно. Что людей делят на богатых и бедных. Для него это город контраст. Где богатый живут легко, а вот обыкновенные люди сводят концы с концами.

После наводнения главный персонаж начинает проклинать медного Петра. Ведь он построил город на берегах речки, которая часто затопляет берега. Но сам Петр не думал об этом. Он хотел только славы для себя. И когда он увидел весь ужас наводнения. Евгений начал терять свой разум. Он объявил войну памятнику Петру l. Долго он воевал с ним. И когда ему началось казаться, что памятник преследует его, веся сила протеста исчезла. Боялся проходить возле медного Петра. Особенно боялся глаза вверх поднимать. Недолго мучился Евгений, через несколько недель он умер.

Вывод поэта печален. Человек всегда будет бороться с властью. Но финал всем известный, простой человек мало сможет сделать против власти. Именно Александр Сергеевич Пушкин стал первым в литературе, кто показал трагичность конфликтов.

Сочинение по произведению Медный всадник

В произведении описана проблема взаимоотношений государства и личности человека, которую поэт пытался решить, это проблема основная часть сущности исканий Пушкина. Поэт был убежден в том, что человек может быть частью великого государства и в то же время может быть абсолютно свободен от гнета государственного правления. Решая эту проблему Александр Сергеевич, старался наладить гармонию между личностью и государством.

Сюжет этой поэмы считается вполне традиционным. Пушкин представляет читателям Евгения, очень скромного человека, который был чиновником. Он был одним из тех дворян, предки которого значились в истории. Евгений жил совсем скромно, где-то служил, что-то ел и в мечтах, у него была, свадьба со своей любимой женщиной.

Медный всадник, это поэма, которая повествует о существовании двух миров. Частная жизнь и жизнь государства, каждая из которых существует благодаря своим законам и распорядкам.

Мир, в котором жил герой произведения был мечтой о теплой и семейной жизни. А миром государства управлял Петр, который хотел подчинить своей воли весь мир. Этих два мира противопоставлены друг другу, и каждый из них несет разрушение другому. Так, к примеру, Петр, назло бедному соседу рыбаку, закладывает свой город, пытаясь уничтожить то, что так дорого бедному соседу.

По мнению Пушкина А.С. между государством и человеком должна царить любовь, именно поэтому он считал что государство и люди должны дополнять друг друга добром, а не разрушать. Этот конфликт двух миров автор разрушает с помощью изменения мировоззрения главного героя поэма (Евгения), меня полностью его взгляды на жизнь, которая никак не была связанна с ним.

На протяжении всей своей жизни Александр Сергеевич Пушкин, высказывал свои идеалы в стихотворной форме. Он был смел в своих высказываниях, он выступал против крепостного права, он вставал на защиту декабристов. Конечно именно поэтому жизнь поэта, казалось непростой, да и самому Пушкину не хотелось спокойствия, он считал своим предназначением открыть всему миру правду.

Похожие материалы:

Противостояние

Центр поэмы — могучий образ Петра Великого. Задуманное им преобразование России требовало напряженного труда всех слоев населения. Крестьянство страдало от тяжелого физического труда, поборов. Дворянское сословие переживало кризис власти. Царь Петр противостоял всенародному сопротивлению. Реформы были необходимым условием движения вперед, но цена их была слишком велика.

Поэма отражает неоднозначное отношение народа к северной столице. Город, возведенный на костях, поражает великолепием. Описание Петербурга построено на контрасте. А. С. Пушкин, признавая значение города, его неповторимую красоту, рисует нищету, болезни простого люда, создававшего дворцы.

Отношение государства

Основная проблематика поэмы — это противостояние беспомощной личности со всесильным государством. В этом произведении писатель проводит рассуждение о роли одного человека в судьбе всей страны. В этом сравнении и определено основное отличие. У Евгения есть душа, и он может мечтать, переживать, мучиться. Государь заботится о судьбах простого народа, в частности, о главном персонаже, который когда-то будет проживать в Петербурге. А мысли Евгения — только о своей жизни. Но, невзирая на это, именно ему больше всего симпатизирует читатель, его образ позволяет вызвать живое участие.

Правда, на протяжении поэмы у Евгения происходят некоторые духовные перерождения:


Стихия, обрушившаяся на жизнь Евгения, сделала из него героя, но после он тронулся рассудком (не секрет, что это один из основных атрибутов главного действующего лица романтической поэмы).

Он бездумно идет по улицам Питера, ставшего для него враждебным, и начинает слышать шум Невы. Это также отображает бунт ничтожного человека, который переполнял сердце Евгения. Природный катаклизм пробудил в его душе то, что писатель считал главным для всех людей, — память. Именно воспоминания о случившемся потопе подтолкнули героя на Сенатскую площадь, где он встретился с монументом Петра.

Он в конце концов осознает, в чем состоит причина всех его мучений и печалей. Евгений узнал, кто виновен в его бедствиях, и начинает угрожать памятнику — в этой сцене он чувствует только ненависть к великому реформатору и пытается ему отомстить.

Последствия бунта

Духовная эволюция Евгения одновременно порождает и естественность бунта. Классик показывает и трансформацию героя. Внутренний протест приподнял его к новой, переполненной драматизмом жизни, в дальнейшем она заканчивается скорой смертью.

Внутренний протест Пушкин описывает так:

Необходимо сказать, что ни разу в этом эпизоде писатель не назвал своего персонажа по имени — он опять стал безликим, таким, как и весь народ. В этом случае можно увидеть противостояние деспотичного государя и Человека, у которого есть душа и воспоминания. В протесте героя отображена угроза для всего самодержавного строя, возможность народной кары. Однако оживший памятник наказывает Евгения. В этом состоит основная трагедия в произведении Пушкина.

Читайте также: