Значение античной философии в жизни современного человека сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Каждый человек когда-нибудь в жизни задается вопросом: «Что такое философия? Современная форма философии значительно отличается от более ранних форм. Одним из ее главных достижений является цивилизованный подход к анализу процессов в обществе и изменение принципа мировоззрения, согласно которому понимание мира происходит с включением в него человека.

Наука и культура развиваются параллельно, взаимодействуя, взаимно обуславливая и дополняя друг друга, проявляясь одна в другой и одна через другую. Их взаимодействие способствует появлению новых образцов культуры и стереотипов взаимодействия человека, общества и природы.

В современном мире информационные технологии оказывают значительное влияние на основные сферы жизни общества.Целью данной работы является роли Интернета в жизни современного человека.Поставленные задачи данной работы позволят определить значимость информационных ресурсов интернет – пространства для страны в целом и для отдельных категорий пользователей сети в частности.

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (которая охватывает все науки, виды искусства, религию и, разумеется, философию) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и, прежде всего, от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости.

На сегодняшний день, знания в жизни современных людей и общества в целом играют большую роль. Ценность знаний возросла как никогда ранее. Самые востребованные работы на сегодняшний день связанны со знаниями, а соответственно и умственной работой. Физический трут тоже ценен, но не в той мере как умственный.

И в самом деле, знания в жизни человека играют значимую роль.Какую же роль играет знание как в системе ценностей человека и обществе в целом?

Марксом и Ф. Энгельсом, написанной в 1845– 1846 гг., было предоставлено следующую периодизацию исторического процесса развития общества, которая отражала, последовательно сменяя друг друга, доминирующие формы собственности

Актуальность данной темы заключается в том, что достижения последних философов и современные подходы к роли философии в жизни человека определили основы развития человеческой цивилизации. Также связанные с ним многочисленные этические проблемы философии и будущем человека, которые должны быть решены, принимая во внимание уровень современной философии.

По своей структуре данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается Создание текста как процесс. Во второй главе анализируется работа с текстом в эфире и логика речи. В третьей главе рассматривается авторская позиция в преподнесении текста в информационном и художественном жанрах. В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.

В конце VI века до нашей эры наступило бедственное положение в греческой рабовладельческой демократии. Кризис, случившийся из-за неразрешенных проблем, бед, политических военных конфликтов, неустойчивой политики, только усилился после смерти Александра Македонского. Он нашел отражение в духовенстве и отразился на философской концепции в целом.


Идеология античной философии и стадии ее становления

Античная философская концепция греческой эпохи началась в тот период, когда власть Александра Македонского завершилась. Многие представители не сразу перешли от традиционной древнегреческой классики изучения научных вопросов к этическим.

По сути, снижение интереса ко многим стандартным, философским, острым вопросам началось с появлением разных прикладных наук и активной изобретательской деятельностью. Многим философам, живущим в эпоху эллинизма, а также в последующие периоды, выдалось детально исследовать этику, и именно это обстоятельство позволило им оценить философскую концепцию своего времени и сделать существенный вклад в ее становление.

Особенности античной философии

Интерес к античной философии показал, что философия – это осознанная деятельность человека на определенной стадии развития, когда формируется культурное общество. Разные аспекты и масштабы философского поиска определили последующее формирование и развитие цивилизованного общества, что объясняется, в первую очередь, различными особенностями.

С одной стороны, появление идеологии о значении мира, взаимосвязи природы и постижения, имела немаловажное значение для развития культуры и человеческого общества в целом. Возникла необходимость познать действительность, которая окружала цивилизацию человечества. В ней проживали люди для определения целей и смысла своего существования и бытия, а также для поиска приемлемых форм общественных отношений и связи с окружающей действительностью. Само бытие людей и их поведение ставило перед философами много вопросов, а ответы на них предопределяли значение человеческой жизни, бытия и его последующее формирование.


С другой стороны, философская концепция заключалась в важной сфере умственной деятельности цивилизации. Познавать ее было престижно, и многие одаренные и творческие люди становились философами, что содействовало увеличению в философской науке самых талантливых умов той эпохи. В этот период времени философы были свободны в отношении своих философских мыслей и убеждений.

Отличительной чертой античной философии была и отсутствующая политическая, социальная и религиозная направленность мировоззрения. Эта направленность подавляла бы взгляды философов античного времени. Как правило, в античную эпоху религия выражалась как язычество, многобожие, ибо существовал политеизм.

Таким образом, перечисленные вышн особенности способствовали развитию античной философии, что в итоге существенно повлияло на формирование всех областей деятельности.

Понятие о кинизме


Еще один философ – Диоген Синопский (ок. 400-325 гг. до н. э.) тоже занимался кинизмом. Его взгляды были сосредоточены на поиске настоящего предопределения человека. Под предназначением он подразумевал отрешение от предубеждения, капризов, общественных предрассудков и стереотипов. С позиции взглядов Диогена Синопского, человек часто имеет то, что ему нужно, для существования и бытия. Но свободен человек лишь тогда, когда освобожден от различных потребностей.

По мнению философа, практически все науки, включая физику, астрономию, математику, философию, являются ненужными для человека, для его поиска своего настоящего предназначения. С точки зрения киника Диогена, важным является аскеза, ведущая к добродетели, то есть необходимо тренировать душу и тело, которые способны противодействовать неблагоприятным периодам жизни. К идеалам кинической жизни и образа жизни являются принципы самодостаточности, безучастия и равнодушия.

Однако другой философ этого направления, Кратет (III век до н. э.), считал, что человек обязан быть вне политики. По его мнению, для киника не существует настоящей отчизны. Из этого отметим, что, несмотря на значительные различия своих школ, киники и киренаики были схожи только в тотальном космополитизме. По причине того, что подобные взгляды кинизма приводили человека к животному состоянию, школа этого направления быстро прекратила свое существование, так как кинизм во всем отвергал важность существования наук, в частности, и философскую концепцию.


Понятие об эпикуреизме

Основоположником философского направления эпикуреизма называют Эпикура (341-270 г. до н. э.).

Эпикуреизм можно охарактеризовать следующими философскими мыслями:

  • действительность поддается пониманию человеческим разумом;
  • счастливые моменты заключаются в избавлении от мучения и тревожности;
  • для счастья человеку ничто не нужно, нужен только он сам;
  • человек – самодостаточная личность, поэтому государство, роскошь и Боги для него являются лишними.

Эпикуром было провозглашено равноправие всего человечества. По его мнению, все люди – рабы. Будь это варвары либо греки, все они равны между собой. В подтверждении своего убеждения школа Эпикура распахнула двери всем желающим к исследованию и получению необходимых знаний. Однако доступ был запрещен безродному люду, рабам и женщинам.

Философская школа Эпикура разделила свое просвещение на насколько направлений – логику, физику и этику:

  • логика исследует каноны, в соответствии с которыми человек способен изучить окружающую действительность;
  • физика исследует бытие;
  • этика выявляет таинственность счастья и стремлений в жизни человечества.

По мнению Эпикура, ощущения человека никогда не подведут. Все они являются объективными и настоящими, поскольку благодаря ощущениям человек познает окружающий мир. Философ утверждал, что все ощущения являются пассивными приемниками объективных образов вещей.


По мнению Эпикура, физика является базой этики. Базу физики философ представлял в следующем понимании: действительность является вечной, поскольку ничего не может возродиться из ничего. Вся действительность образуется из нескольких элементов: тел и пустоты. Действительность является бесконечной в пространстве и количестве тел, ее составляющих элементов; тела бывают элементарными и сложными.

Этика Эпикура подразумевает этику гедонизма. С позиции философа, удовольствие определяется как спокойствие, или предельное пространство счастья. Настоящее наслаждение заключается в отсутствии телесных терзаний, в невозмутимости человеческой души. Если детально разбирать взгляды философа, то счастливые моменты в жизни состоят не в физическом наслаждении, а только в рассуждениях об умеренности наслаждений.

Эпикуром были выделены следующие виды наслаждения:

  • Естественные и особенные;
  • Естественные, но не самые важные;
  • Удовольствия не естественные и не важные.

Причем он утверждает, что к самым достижимым относятся наслаждения естественные и особо важные.

Что касается политической жизни, философ утверждает, что она является преимущественно неестественной, поскольку приводит к бесконечным беспокойствам, создает препятствия для достижения человеком собственного счастья. Поэтому можно отметить, что Эпикур является одним из тех представителей кинизма, который придерживается античного космополитизма.


Понятие о стоицизме

Основоположником философской концепции стоицизма считают Зенона Китионского (332-262 до н. э.). Он зачитывал научные публикации в расписной стое – длинной галерее-портике с рядом колонн и со стеной по одной из длинных сторон, на которой были расположены картины.

Выделяются несколько периодов философского мировоззрения стоицизма:

Зенон Китионский разделил единое знание на несколько разделов: логику, физику и этику. Он сравнивал логику с оградой сада, физику – с кустарниками и деревьями, растущими внутри, а этику называл самой целью создания сада. Цель стоицизма заключается в отработке критериев истины. Ощущения Зенон определил как основу человеческого познания.

Философы в научных трудах определяют несколько особенностей бытия:

  • пассивный – материя;
  • активный – божественный разум, логос.


На основании стоицизма, в действительности все появляется из активного принципа бытия, то есть логоса, но его невозможно отделить от материи. Если не существует материи без формы, то логос – это все, с большим количеством существующих вещей. Физика стоицизма взаимосвязана с финализмом, состоящим в определении, что преобладающее выполнено наилучшим вариантом. Причем стоики утверждали, что окружающая действительность весьма скоро будет очищена, а потом вновь возрождена. Итог: все повторяется бесконечно.

Этика стоицизма наиболее интересна для философского мировоззрения. Философы разных направлений считают, что цель бытия заключается, преимущественно, в достижении счастья. Для философов-стоиков счастье заключается в подчинении природе.

Стоики выстраивают свои доводы о важности безучастного равнодушия человека к ситуациям, произошедшим в цивилизации. Счастливые моменты в жизни не зависят от ситуаций, как утверждали многие философы, а значит, человечество захвачено не только одними физическими мучениями, заболеваниями, потрясениями. Но и в этой ситуации люди способны обрести счастье. По мнению стоиков, многие люди не ориентированы на моральное поведение.

Философы выставляли свои предложения о понятии долга как достижимого для осознания и реализации многих людей. Так как все люди могут достигнуть добродетели (философы отвергали разделение по сословным особенностям), они объявили свободу не социальным, а интеллектуальным определением. Как считали стоики, свободным является только мудрый человек, а рабом – невежественный человек, поскольку он заблуждается из-за многих жизненных обстоятельств.


Самая главная зависимость – страсть, желание обладать другим человеком. По мнению стоиков, такой индивид наделен слабым разумом, поскольку мудрый человек может удерживать свои эмоции, не воплощая их в жизнь, а слабый – нет. Это положение считается доказательством апатии.

Понятие о скептицизме

Философское направление определил Пиррон (360-270 гг. до н. э.). В основу понятия скептицизма вошло утверждение о том, что счастье возможно без истины и каких-либо ценностей, которые всего только отражают мирскую суету.

Это мировоззрение является уже не греческим, а восточным, поскольку с идеологией мирской суеты философ познакомился на Востоке, будучи участником походов Александра Македонского. Направление скептицизма создавалось как альтернатива классическому образу жизни греков среди разрушающихся традиций и жизненных ценностей.

По мнению Пиррона, для достижения счастья любой человек обязан найти ответ на несколько важных вопросов:

  • Каковы вещи по природе?
  • Какое должно быть человеческое отношение к ним?
  • Какие они будут и как надо к ним относиться?


Философ ответил на подобные вопросы именно так:

  • Все вещи являются одинаковыми и равноценными, неразделимыми и даже непостоянными. По этой причине невозможно отделить истину ото лжи.
  • Важно не склоняться к какому-либо определенному мнению и воздерживаться от суждений о вещах. Это понятие было заимствовано скептиками у стоиков, так как они тоже так считали, что важно воздерживаться от мышлений.
  • Счастье возможно получить при условии наличия апатии и непоколебимости. По мнению Пиррона, цель человека заключается не в абсолютном небытии человека, а в осознании божества природы, которая лишена объективной цены вещей.

Понятие о неоплатонизме

К самому последнему философскому направлению греческой античности относится неоплатонизм. К образованию этого направления причастен философ Плотин (205-270 гг. до н. э.).

В школе Плотина не преследовались различные стремления просвещать ученых, а была совсем иная цель – передать суету окружения мира, научить понимать божественное. У философа была одна мечта – создать свой город под названием Платонополис, в котором будут жить философы. К сожалению, его мечта осталась неосуществимой.


Плотин считал, что на земле все остается таковым лишь по причине единства. Другими словами, если лишить все существование, то нужно избавиться от всего единого. По мнению философа, есть высшая сущность, которая и определяется понятием безграничного единого. И для этого Единого невозможно найти определенную характеристику, поскольку все характерности являются конечными.

Для Плотина Единое – не жизнь, не бытие, и даже ни мысль. Единое – это самопродуцирующаяся активность, в которой существуют и воля и бытие. Единое не создает вещи. Они образуются из него словно свет, который исходит от огня. Поэтому Единое всегда будет одинаковым.

У Единого достаточно часто преобладают несколько видом активной деятельности:

  • активность, которая исходит от Единого, поэтому она и оказывается началом всего;
  • активность создания самого себя.

В философских убеждениях Плотина Единое является первой характерной чертой бытия, а уже затем берет свое духовное наивысшее начало, в которое вошел платоновский мир идей. Третьим убеждением для Плотина стала Душа человека, происходящая из Духа. По его мнению, Душа – это не всего лишь чистое мышление, а в целом обеспечение всего живого жизненной силою. Благодаря Душе человек живет, поскольку она и есть начало всего важного для него. С точки философской мысли Плотина, Душа понимается как чистая и как креативная сила.

Существенные изменения в определении своих задач философской концепции нашли свое отражение в нескольких направлениях:

  • Кинизме;
  • Скептизизме;
  • Эпикуреизме;
  • Стоицизме;
  • Неоплатонизме.


Эти направления философских взглядов исследуются в разных научных трудах ученых и философов. Все они являются убеждениями философов античной эпохи, затрагивающих человека и отношение к действительности, отношение к себе и природе.

Античная философия: её основные идеи и роль в мировой культуре

Содержание

Античная философия: её основные идеи и роль в мировой культуре 1

1.Периоды развития античной философии 5

2. Взгляды римских стоиков. Развитие идей античной философии 9

3. Роль античной философии в мировой культуре 10

Список использованной литературы 14

Введение

В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии. Как об основополагающей, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, а философию можно по части отнести к науке, т. к. она имеет дело с понятиями, законами, принципами и теориями, которая ответила бы полностью на все вопросы и философия не исключение.

Философия - это наука о всеобщем. Можно еще сказать, что философия есть наука о мире в целом. Но то целое, которым занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Философия, помимо всего прочего, в отличие от духовного мира человека, отождествляет мысль, образ и действие. Человек действует, реализуя свое миропонимание. В своих действия человек символизирует философию, которая воплощается, преобразуется в объекты, в творения человека. Каждый человек, народ, цивилизация реализует свои философские ценности, например стремление к нравственности, справедливости, добру, красоте, свободе, совершенству.

Наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Античная философия входит в философию как историческая часть, один из этапов философии, который длился примерно с VII в. до н.э. (начиная с милетской школы) до феодальной эпохи (средневековье) V вв. н.э.

Философия выросла из мифов, которые повествовали о происхождении и творении мира, в которых широко использовались антропо- и зооморфные образы без какой-либо четкой рациональной мотивировки. По мере усиления рациональных мотивировок из мифологии стала образовываться философия. Античная философия разделяется на три периода развития: древне-греческий (VII-V вв. до н.э.), классический (со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э.) и эллино-римский (поздняя античность: с IV в. до н.э. по V в. н.э.). В античную философию входят такие школы и учения как: Платона, Аристотеля, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. 1

Цель написания данной контрольной работы - это дать представление об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.

1. Дать представление о классическом этапе античной философии.

2. Охарактеризовать учение об идеях, утопию Платона.

3. Рассказать о критике теории идеи и метафизике Аристотеля.

4. Дать понятие об эллино-римском периоде античной философии, его основных философских школах (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники).

5. Сделать выводы о ценности, ошибках, соответствия или несоответствия реальному миру выше приведенных учений и школ, влияния их на современную философию.

1.Периоды развития античной философии

Рассмотрим первый период античной философии, который называют классическим этапом. Он длился со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов - Сократа, Платона.

Даже те, кто очень мало слышал и знает о философии, в том числе, античной, тем не менее, хоть раз в жизни слышал такое имя, как - Платон (427-347 гг. до н.э.). Это выдающийся мыслитель античности. Он воспринял сократовский метод спора, доведя его до совершенства, и учение об общечеловеческой истине использовал для решения основных проблем бытия: как устроен мир, каковы причины развития и т.д. От Платона берет начало термин диалектика (от dialegomai - беседую), а также главное философское направление - идеализм. 2

Платон рассматривал двояко соотношение друг с другом вещи и идеи: как переход от вещей к идее и как переход от идеи к вещам.

Он считал, что идеи объективны, т.е. был объективным идеалистом. Платон не только убежден в объективности идей, но даже считает, что они могут существовать (на небе) и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их. В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая идея представляет собой вечный образец того, что производит природа. Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле.

Платон соглашался с Гераклитом, что в нашем мире все течет и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги. Мир идей был нужен Платону для обоснования возможности познания вещей в мире. Он соединил диалектику Гераклита с понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита, выделил чувственный и постигаемый миры, Платон придал первому свойство становления, а второму - подлинного существования. 4

Платон мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. Платоновская космогоническая картина подвела своеобразный итог натурфилософии природы в IV в. до н.э. По Платону, мировая душа в своем исходном состоянии делится на стихии - огонь, воздух, землю; в центре Космоса - Земля. Космос - это одаренное разумом живое существо. Структура мира по его учению - это божественный разум, мировая душа и мировое тело. Все происходящее, временное, равно как само время, есть образ вечного, идей.

В качестве недостатков учения об идеях Платона можно сказать, что он рассматривает теории идеи в отрыве от всякого их и научного, и вообще реально-жизненного назначения. Его упрекали в том, что он проповедовал учение об абсолютной изолированности мира идей по отношению к миру вещей. Проводя свою теорию идей, Платон доходит до того, что рассматривает идеи как некоего рода мифы. Но, тем не менее, мифология эта у него всегда продумана и далека от наивной веры в народные сказки; даже боги у него нарисованы в виде логически продуманных и научно обоснованных идей. Т. е. можно сказать, что у него надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.

Утопия Платона заключается в том, что, веруя в человеческий разум, уповая на всемогущую силу идеального мира и имея наивную убежденность о достаточности правильно созерцать идеи, можно добиться того, что уже вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главе проектированного им идеального государства стоят не кто иные, как именно философы, которые созерцают свои вечные идеи и на основании этого созерцания управляют всем государством.

Аристотель выступил против вывода Платона, о том, что понятия - не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира.

Главным для Эпикура было практическое значение философии - прикладная философия. Он считал, что атомы различаются не только по величине и форме, но и по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм. 5

Эпикур, сохранив основную предпосылку киренаиков, что главная цель человека - наслаждение, существенно преобразовал их систему. Если те понимали наслаждение как деятельность, то он отдал предпочтение наслаждению покоем, так как считал, что динамические наслаждения предварительно несут страдания от предшествующего желания, а статические удовольствия - нет (они некое состояние равновесия). Считая, что стимулом динамических удовольствий является желания, делил желания на естественные (необходимее и не необходимые) и вздорные. И задавался при этом вопросом, а все ли желания следует исполнять Для него чувства - источник счастья. При оценке удовольствия он отказался от критерия интенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критерии удовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, а следовательно стремиться надо именно к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий.

Принцип удовольствия, по нему, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, как у Сократа, Платона, Аристотеля. В этом его главное отличие от них, но при этом, он все же считал (в соответствии с общегреческим представлением о человеке), что наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом. 6

2. Взгляды римских стоиков. Развитие идей античной философии

Постепенно все большее влияние стали приобретать отрицавшие возможность что-либо доказать - скептики. Главным аргументом античных скептиков являлось существование разных точек зрения по различным вопросам, а какая из них является истинной, определить невозможно. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений.

Из воздерживания от суждений следует невозмутимость, потому что мы не можем знать, что произойдет в следующий момент. Из известных скептиков выделяется Пиррон (ок. 360 - ок. 280 гг. до н.э.). Для скептиков также, как и для стоиков, важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие), но ими она обретается не через знание, а через отказ от него.

3. Роль античной философии в мировой культуре

Античная проблематика стала проблематикой всей европейской философии на тысячелетия. Просуществовав в Древнем Риме, как повтор греческих образцов в различных формах неоплатонизма, эпикурейства, стоицизма и аристотелизма, она легла в основу христианского мировоззрения и она же составила главную проблему рационализма и классической философии.

В самом античном мире гносеология содействовала развитию математики. Хотя занятия мыслителей были шире, чем вмещает современная философия. Фактически, философия вмещала в себя все науки, все искусства, мифологию, религию и практическую мораль. Вероятно, эта традиция привела к сегодняшнему западному подходу к научным званиям. Ученый из любой области науки воспринимается как философ.

Но главное заключается в том, что греческий миф о единстве и целостности бытия определил структуру, направленность и проблемы европейской философии. Попытка совместить этику, ценностные установки, политическую теорию и естествознание привела к созданию сложных элитарных систем. Эмпирическое знание об изменчивости и теоретическое желание ухватить неизменную сущность вещи соединенные с той или иной формой социально-этического проекта влияли на терминологию, восприятие мира. Это создавало противоречия в гносеологических рекомендациях.

Эти противоречия сгладила эпоха средневековья. Схоласты не имели нужды доказывать бренность этого мира и имели жесткое абсолютное основание для своих теорий. Этим основанием было бытие Бога. 8

Но как только научный прогресс привел к возникновению эмпирического знания и эмпирической философии, а идея Бога утратила свою абсолютность, философия вернулась к проблемам, с которыми столкнулись Сократ, Платон, Аристотель и их последователи. Попытки Канта отделить вещь саму по себе от явлений, аналогичны подходу Аристотеля к познавательным процессам, когда последний отделял сущность от существования.

Диалектика Гегеля впитала в себя проблематику Гераклита, чтобы через законы развития опровергнуть тезис Канта о пределах познания.

Субъективизм, экзистенциализм, феноменология, материалистическая диалектика и другие современные философские школы, так или иначе, повторяют идеи, которые на заре человечества появились в учениях греческих мудрецов.

Поэтому история античной философии остается актуальной, а процессы возникновения тех или иных теорий многое могут подсказать современному ученому и философу. 9

Заключение

Античная философия - совокупность философских учений древнегреческого и древнеримском рабовладельческих обществ, начиная с 7 в. до н.э. вплоть до начала 6 в. н.э. Она состоит из трех периодов: древнегреческого, классического и эллино-римского. В своей контрольной работе, я рассмотрела более подробно два из них, а именно классический и эллино-римский. Особенность античной философии - выстраивание в кристаллизированную форму материализма и идеализма.

Утопия Платона заключается в том, что, имея веру в человеческий разум, наивную убежденность о достаточности правильно созерцать идеи, уповая на всемогущую силу идеального мира, можно добиться того, что вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главу проектированного им утопического государства он ставил философов, управляющих всем государством.

Из недостатков учения Платона можно выделить рассмотрение теории идеи в отрыве от всякого их научного назначения, рассмотрение идеи как мифа, но надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.

Ценность учения Платона заключается в создании концепции существования, помимо чувственного мира, мира сверхчувственного; создании всеобщей закономерности вещей. На современную философию он оказал большое влияние как создатель философского направления - идеализма.

Аристотелизм был самой настоящей революцией в отношении платонизма, признававшего существование обособленного мира идей. Также Аристотель был самым глубоким и самым тонким отождествителем формы и материи, соединившим мир идеальных сущностей и вещей, считая все, находящееся за явлениями чувственного мира, за физикой - метафизикой.

Главным для Эпикура было практическое значение философии - прикладная философия.

Список использованной литературы

Антология мировой философии. М., том 1, 2001, 254 стр.

Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2007, 62 стр.

Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 2007, 89 стр.

Спиркин А.С. Философия. М., 2001, 74 стр.

Рассел Б. История западноевропейской философии. Р/Д, 2005, 68 стр.

Антология кинизма: Философия неприятия и протеста/ Под ред. И. Нахова. - М.: ТЕРРА, 2001, 47 стр.

Аристотель. Политика.// Аристотель. Сочинения. М., 1984. т. 4, 189 стр.

Аристотель. Научные труды. Том 3. М, 2004, 265 стр.

Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М, 2006, 82 стр.

Гасперус А.В. Платоновские учения в античной философии. СПб, 2008, 41 стр.

1 Антология мировой философии. М., том 1, 2001, 148 стр.

2 Спиркин А.С. Философия. М., 2001, 80 стр.

3 Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2007, 62 стр.

4 Гасперус А.В. Платоновские учения в античной философии. СПб, 2008, 41 стр.

5 Спиркин А.С. Философия. М., 2001, 74 стр.

6 Антология кинизма: Философия неприятия и протеста/ Под ред. И. Нахова. - М.: ТЕРРА, 2001, 47 стр.

7 Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 2007, 89 стр.

8 Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М, 2006, 82 стр.

9 Антология мировой философии. М., том 1, 2001, 254 стр.

Похожие документы:

Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель

. о её роли и месте в культуре. Традиция . Особенности античной философии и её фундаментальные проблемы. Античная философия — философия античности, . мудрого человека. Основные идеи: В целом . и содержание основных процессов глобализации мировой экономики. .

Методические рекомендации по философии для студентов рниму выпуск 10. Москва

Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа

. античная философия".) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных . их роль в развитии античной философии. . философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три идеи философии .

С. А. Чернов Начала философии

1. Особенности древнегреческой мифологии и возникновение философии. Милетская школа. Проблема первоначала. Философия Гераклита. Стихийная диалектика Гераклита. Религиозные представления древних греков

Философия Древней Греции оказала значительное влияние в античный период. В этот период возникало множество различных философских школ и направлений. Идеи философов Древней Греции были фундаментом, основой для дальнейшего развития философских учений. В данной работе требуется рассмотреть актуальны ли эти идеи и в наши дни. Это вопрос я буду рассматривать на примере Аристотеля.

Аристотель – это философ натуралист классического периода, в котором считали несостоятельность материалистического взгляда на мир. Он был учеником Платона, но в отличие от него считал, что мир существует только один, но в нём представлены как идейные, так и вещные начала, также, что вещи реально существуют и представляют собой единство материи и формы.

Аристотель писал трактаты, и он был действительно плодовитым писателем. Он написал несколько трактатов по этике, он писал о политике, он впервые кодифицировал правила логики, он исследовал природу и даже части животных, и его метафизика является в значительной степени теологией. Его мысль, и особенно физика, безраздельно царили в западном мире в течение многих веков после его смерти.

Несмотря на то, что Аристотель был натуралистом, много его работ посвящены политике. Теория государства в отличие от теории Платона приближена к реальности и не похожа на утопию. Я считаю, что эти учения актуальны и сегодня, так как некоторые идеи не зависят от взглядов и условий античного времени. В трактате представлено много мыслей о природе, человеке, семье, государстве и т.д. Аристотель выступал за один из устоев античного времени – рабство. Он считал рабовладение естественным состоянием организации общества. Но он не утверждал, что люди не равны от природы. Раб, в его понимании, – это тот, кто обслуживает какую-либо технику, будь это ткацкие челноки или программированный компьютер. Сейчас рабом можно назвать промышленных работников, обслуживающий персонал. То есть рабство – это не лишение прав и свобод человека, а его деятельность, которой должен кто-то заниматься. Аристотель вносит в слово раб другой отличный от нашего обыденного понимания смысл. Эту формулировку легко можно применить в современном мире. Чтобы отказаться от рабства, нужно создать такую технику, которая работала бы без человека. Поэтому нужно отказаться от искусства накопления, так как оно противно самой природе и вовлекает всё больше людей в рабство, а это не способствует благой мысли.

В одной из своих книг Аристотель выделяет царскую власть, тиранию, аристократию, олигархию, политию и демократию. Последнюю форму правления мыслитель не считает идеальной, так как это власть бедного большинства. А лучшее устройство там, где преобладает средний класс и частная собственность. Философ в своих трудах вводит разделение исполнительной, законодательной и судебной власти и проводит анализ причин смен форм государственного устройства. Основные причины – неравенство людей. Отсюда гражданские войны и революции. Также Аристотель говорит, что счастье государства заключается в счастье граждан, а оно возможно благодаря внешним, физическим и духовным благам. Государство играет огромную роль в жизни людей, поэтому оно должно их воспитывать и обучать. Мыслитель предлагает два вида воспитания для свободных и для рабов. Это так же можно интерпретировать на современный язык, как гуманитарное и техническое обучение. Все эти идеи можно проследить в современном государстве, они легли в основу многим сегодняшним представлениям и понятиям о политике, о государственном устройстве.

Это лишь малая часть всех идей философа, но уже по ним можно сказать, что эти фундаментальные учения вполне имеют жизнь в современном мире. Очень много схожих идей, мыслей, черт, несмотря на огромную разницу во времени. Учения Аристотеля были и будут оставаться актуальными и значимыми для философии, ботаники, биологии, политики и т.д.

Читайте также: