Сочинение о войне быков

Обновлено: 05.07.2024

(2)Перед тем он, разорвав гимнастёрку, пробрался сквозь чащу живой изгороди, в которой с самого начала этого погожего апрельского утра гудели, летали пчёлы, и, окинув быстрым взглядом редкую цепочку людей, бежавших к окраинным домикам, замахал руками и сквозь выстрелы крикнул:

— Принять влево, на кирху!

(3)Потом пригнулся, боднул воздух головой и, выронив пистолет, уткнулся лицом в тёплую мякоть земли.

(4)Сержант Лемешенко в это время, размахивая автоматом, устало трусил вдоль колючей, аккуратно постриженной зелёной стены ограды и едва не наскочил на своего распростёртого взводного. (5)Сперва он удивился, что тот так некстати споткнулся, потом ему всё стало ясно. (6)Лейтенант навсегда застыл, прильнув русоволосой головой к рыхлой земле, поджав под себя левую ногу, вытянув правую, и несколько потревоженных пчёл суетились над его неподвижной пропотевшей спиной…

(7)Лемешенко вбежал в довольно широкий заасфальтированный двор, на котором разместилось какое-то низкое строение, видно гараж. (8)Вслед за сержантом вбежали сюда его подчинённые: Ахметов, Натужный, Тарасов, последним трусил Бабич.

— (9)Лейтенанта убило! — крикнул им сержант, высматривая проход.

(10)В это время откуда-то сверху и близко прогрохотала очередь, и пули оставили на асфальте россыпь свежих следов.

(11)Пулемёты били по стене, по шиферной крыше гаража, бойцы распластались под деревьями на травке и отвечали короткими очередями. (12)Натужный выпустил с полдиска и утих: стрелять было некуда, немцы спрятались возле церкви, и их огонь с каждой минутой усиливался.

(16)Сержант хотел было приказать кому-нибудь посмотреть, что случилось с этим увальнем, но в это время слева замелькали фигуры автоматчиков их взвода: они высыпали откуда-то довольно густо и дружно ударили из автоматов по площади. (17)Лемешенко не подумал даже, а скорее почувствовал, что время двигаться дальше, в сторону церкви, и, махнув рукой, чтобы обратить внимание на тех, кто был слева, рванулся вперёд. (18)Через несколько шагов он упал под вязом, дал две короткие очереди, кто-то глухо шмякнулся рядом, сержант не увидел кто, но почувствовал, что это Натужный. (19)Слева не утихали очереди — это продвигались в глубь парка его автоматчики.

(22)Пробежав ещё несколько шагов, он упал на старательно подметённую, пропахшую сыростью землю; вязы уже остались сзади, рядом скромно желтели первые весенние цветы. (23)Парк окончился, дальше, за зелёной проволочной сеткой, раскинулась блестящая от солнца площадь, вымощенная мелкими квадратами сизой брусчатки. (24)В конце площади, возле церкви, суетились несколько немцев в касках.

(26)Автоматчики, не очень слаженно стреляя, выбегали из-за деревьев и залегали под оградой. (27)Дальше бежать было невозможно, и сержанта очень беспокоило, как выбраться из этого опутанного проволокой парка. (28)Наконец его будто осенило, он выхватил из кармана гранату и повернулся, чтобы крикнуть остальным. (29)Но что кричать в этом грохоте! (30)Единственно возможной командой тут был собственный пример — надёжный командирский приказ: делай как я. (31)Лемешенко вырвал из запала чеку и бросил гранату под сетку ограды.

(32)Дыра получилась небольшая и неровная. (33)Разорвав на плече гимнастёрку, сержант протиснулся сквозь сетку, оглянулся — следом, пригнувшись, бежал Ахметов, вскакивал с пулемётом Натужный, рядом прогремели ещё разрывы гранат. (34)Тогда он, уже не останавливаясь, изо всех сил рванулся вперёд, отчаянно стуча резиновыми подошвами по скользкой брусчатке площади.

(35)И вдруг случилось что-то непонятное. (36)Площадь покачнулась, одним краем вздыбилась куда-то вверх и больно ударила его в бок и лицо. (37)Он почувствовал, как коротко и звонко брякнули о твёрдые камни его медали, близко, возле самого лица брызнули и застыли в пыли капли чьей-то крови.

(38)Потом он повернулся на бок, всем телом чувствуя неподатливую жёсткость камней, откуда-то из синего неба взглянули в его лицо испуганные глаза Ахметова, но сразу же исчезли. (39)Ещё какое-то время сквозь гул стрельбы он чувствовал рядом сдавленное дыхание, гулкий топот ног, а потом всё это поплыло дальше, к церкви, где, не утихая, гремели выстрелы.

(42)После короткого провала в сознании он снова пришёл в себя и увидел небо, которое почему-то лежало внизу, словно отражалось в огромном озере, а сверху на его спину навалилась площадь с редкими телами прилипших к ней бойцов.

(43)Он повернулся, пытаясь увидеть кого-нибудь живого, — площадь и небо качались, а когда остановились, он узнал церковь, недавно атакованную без него. (44)Теперь там уже не было слышно выстрелов, но из ворот почему-то выбегали автоматчики и бежали за угол. (45)Закинув голову, сержант всматривался, стараясь увидеть Натужного или Ахметова, но их не было. (46)Зато он увидел увальня Бабича и бежавшего впереди всех новичка Тарасова. (47)Пригнувшись, этот молодой боец ловко перебегал улицу, затем остановился, решительно замахал кому-то и исчез, маленький и тщедушный рядом с высоченным зданием кирки. (48)За ним побежали бойцы, и площадь опустела.

(49)Сержант облегчённо вздохнул и как-то сразу успокоился и затих. (50)К победе пошли другие…

*Василь Владимирович Быков (1924-2003) — белорусский советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Пример сочинения ЕГЭ – 2021 по проблеме №4: Проблема героизма на войне

Вот уже несколько десятилетий прошло со времен Великой Отечественной войны, но до сих пор мы помним тот бессмертный подвиг, который совершил русский народ во имя нашего светлого будущего. Так в чем же проявляется героизм человека на войне? Об этом рассуждает белорусский советский писатель Василь Владимирович Быков.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают читателю понять, что настоящий подвиг на войне предполагает готовность жертвовать собой, своей жизнью, стремление сделать все возможное ради общего блага.

Позиция автора такова: героизм человека на войне проявляется в его поступках, желании любыми способами добиться победы над врагом, борьбе за родину до последних минут жизни.

Нельзя не согласиться с мнением писателя. Безусловно, если бы во время Великой Отечественной войны люди не совершали подвиги, не имели стойкости духа, мужества, бесстрашия, то вряд ли успех был бы на нашей стороне. К примеру, Александр Матросов своей грудью закрыл амбразуру немецкого дзота, дав возможность бойцам взвода совершить атаку опорного пункта. Он отдал жизнь за жизнь других, за светлое будущее страны, хотя ему было всего девятнадцать лет. Это настоящий герой.

Таким образом, мы пришли к выводу, что герои войны были смелыми, самоотверженными людьми, они были преданными своей стране, не боялись потерять жизнь ради победы.

В середине 70-х годов – литература о войне вышла на новый этап своего развития. Во­енные события стали все чаще осмысливаться как одно из зве­ньев в общей исторической цепи,а военные коллизии служили толчком к размышлению над проблемами бытия, давали воз­можность заострить важнейшие для жизни современного чело­века вопросы войны и мира, жизни и смерти, исторической памяти, нравственного выбора. Таким образом, военная проза, как и вся литература, подошла к новому уровню философского осмысления жизни.

Отмеченную тенденцию можно увидеть

на примере творче­ства В. Быкова.В 60-е – 80-е годы появился ряд повестей писа­теля (“Обелиск”, “Сотников”, “Волчья стая”, “Пойти и не вер­нуться”, “Круглянский мост”), в которых раскрылась особен­ность художника: он исследует не батальную сторону войны, а возможности духачеловека на войне. Для его произведения ха­рактерны пограничные ситуации, когда человек находится на грани жизни и смерти, на пределе своих сил и возможностей, поставлен перед необходимостью выбора. Причем, чаше всего В. Быков показывает обыкновенного, ничем внешне не выде­ляющегося человека, который оказывается

Углубленный анализ психологии человека в критической ситуации, причины выбора, делающего одного ге­роем, а другого – предателем, интересуют писателя.

Ощущаемая всей литературой потребность целостного взгля­да на историю привела В. Быкова к созданию романа “Знак беды”(1986). В произведении соединились две тематические вет­ви нашей литературы – “военная” и “деревенская”, которые, по словам А. Адамовича, “нащупали нерв народной жизни” (см. также романы Ф. Абрамова “Братья и сестры”, “Две зимы и три лета”). Обращение к событиям революции и коллективизации позволило понять судьбу Степаниды, стремившейся всегда жить по совести, по справедливости, и, с другой стороны, объяс­нить причины предательства бывшего “активиста” Колоденка, который хотел только одного: выслужиться.

В повести В. Быкова “Карьер” сюжетное действие также раз­ворачивается в двух временных планах, на этот раз прошлом и нынешнем. Герой повести Агеев раскапывает карьер, на краю которого он был расстрелян фашистами и чудом остался жив, и одновременно с этим идут “раскопки” в его памяти, идет нравственный судгероя над собой. Обратившись к теме подпо­лья, автор использует приемы сюжетного заострения.Агеев заг­нан в угол: его часть разбита, он ранен и оказался на оккупи­рованной территории, в доме бывшей попадьи Барановской, попал под подозрение и оккупантов, и подпольщиков. В этой ситуации, требующей немедленного действия, герой делает вы­бор: стремится доказать свою невиновность, но теряет при этом любимую девушку.

Выстраданная всем горьким опытом Агеева мысль о ценности человеческой жизни тем более актуальна се­годня, что мы не можем не осознавать реальной опасности уничтожения рода человеческого.

О гуманистическом характере нашей литературы говорят произведения, рассказывающие о судьбе женщины и ребенкана войне. С женщиной и ребенком связана вера в продолжение жизни, в будущее, поэтому трагедия войны особенно ярко об­нажается через изображение тех испытаний, которые выпали на их долю.

7 готовых индивидуальных сочинений по тексту В. В. Быкову (как-то Анатолий Бочаров высказал предположение…), для варианта №9 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем для текста:

  • Почему важно в литературных произведениях говорить правду о войне?
  • Насколько значим личный опыт автора для написания произведений о войне?
  • Как соотносятся литература и человеческая память?
  • Можно ли говорить о том. что наступил период усталости военной прозы?
  • В чем ценность литературных произведений о войне?

Готовое сочинение №1

Насколько важно в художественных произведениях говорить правду о войне? Возможно ли допускать домыслы и ложь? Именно эти вопросы возникают при чтении текста.

Раскрывая проблему, автор опирается собственные рассуждения, приводит яркие примеры. Соглашаясь с мнением критика Анатолия Бочарова о том, что наступает период усталости военной прозы, он всё же подчёркивает, что никогда не померкнут в сокровищнице нашей литературы замечательные по мастерству и правдивости произведения, принадлежащие перу Юрия Бондарева, Григория Бакланова и других военных писателей. Это говорит о том, что правдивые произведения о войне никогда не утратят своего значения. Автор подчёркивает, что люди по праву хотят знать о войне полнее, больше, особенно о том, что лежит за пределами их жизненного или военного опыта. Отсюда следует вывод о том, что в военной прозе больше ценится не художественное мастерство, а точность факта, документальность, правдивое отражение событий, происходивших на войне. Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли об огромной ответственности тех, кто пишет о войне.

Авторская позиция заключается в следующем: в литературных произведениях о войне нужно говорить только правду, избегая домыслов и лжи. Это сокровенная, священная тема, раскрывать которую необходимо, осознавая свою великую ответственность перед павшими и живыми, перед предыдущими и последующими поколениями. Слишком много жертв было в годы войны.

Мне близка позиция автора. Действительно, тема Великой Отечественной войны имеет большое значения для укрепления нашей исторической памяти, для воспитания новых поколений в духе патриотизма, поэтому художники слова, обращаясь к этой теме, должны избегать лжи и фальши, относиться ответственно к этой сокровенной теме.

В заключение подчеркну, что тема войны всегда будет волновать людей, ведь это связано с исторической памятью, с нашим долгом перед теми, кто завоевал нам мир.

Готовое сочинение №2

Может ли хороший писатель позволить себе исказить действительность? Если он пишет не фантастический роман, а произведение о войне, то это недопустимо. В.В. Быков поднимает проблему значимости личного опыта автора для создания текстов о войне.

Таким образом, вовсе не обязательно иметь личный опыт для написания произведений о войне. Кроме того, в них абсолютно не важны мастерство изложения и красота слога. Писатель, который берётся за такой нелёгкий труд, должен превыше всего ставить правду.

Готовое сочинение №4

В нашей стране создавалось, да и создается огромное количество произведений, посвящённых Великой Отечественной войне. Среди этого многообразия есть ряд книг, написанных авторами, которые сами были участниками военных действий. Мне кажется, основная проблема текста Василя Быкова — это отражение в военной прозе личного опыта, который позволяет изобразить события с максимальной точностью и правдивостью.

Писатель говорит об этом, приводя в пример книги, созданные писателями-фронтовиками, например Константином Симоновым или Евгением Носовым. Он считает, что при всём разнообразии жанров в произведениях этих литераторов отразилась в первую очередь неприкрытая правда жизни, то, чему они были свидетелями, то, в чем сами принимали участие. Это дает возможность сохранить фактическую точность. Мы словно бы видим всё описанное в книге своими собственными глазами. Однако не всему, что происходило тогда, эти авторы были свидетелями — они не могут на собственном опыте ничего написать о том, что происходило в штабах и в ставке, поскольку никто из них не был представителем командования, генералом. Тогда, по мнению Василя Быкова, на помощь приходят мемуары крупных военачальников, хотя среди этих книг воспоминаний есть не только хорошие, честные, но и написанные так, что по-настоящему что-то почерпнуть из них невозможно. Эти авторы, которых не хочет называть писатель, но к которым он относится безо всякого уважения, видят свою цель не в том, чтобы рассказать правду об этой ужасной войне, а в том, чтобы выставить себя героем. Они просто стараются придать художественность небольшому количеству фактов, вместо того чтобы рассказать всё так, как оно и было.

Автор уверен, что главное в военной прозе — это факт, это собственное непосредственное восприятие участника событий. Хотя он и согласен, что фактически точным и выразительным может быть книга и того писателя, который сам не был участником войны, но который может писать честно, не гоняясь за особыми художественными достоинствами, а видя главную цель в правде жизни.

Готовое сочинение №5

Почему в произведениях военной прозы дороже всего правда? Вот проблема, которую ставит в тексте В. В. Быков.

Готовое сочинение №6

Какими должны быть произведения о войне? Обязательно ли в них должна быть военная правда? Допустимо ли в произведениях о войне использовать художественный вымысел? На эти вопросы отвечает в тексте В.В. Быков.

В тексте наблюдается предельно ясная авторская позиция: в произведениях, посвященных страшным военным событиям, не должно быть художественного вымысла, дающего преступно неверное представление о войне, в них должна быть только правда, помогающая осмыслить дух войны.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что в произведениях о войне недопустимо использовать вымысел и ложь, главное в таких произведениях – правда, позволяющая увидеть сущность войны.

Готовое сочинение №7

Способен ли уважающий себя писатель написать неправду в своих произведениях? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Василь Владимирович Быков — белорусский советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Автор, рассуждая над вопросом, говорит о том, что правда есть неотъемлемая, важная часть такого рода литературы, как военная проза. Чтобы научиться ценить мирное небо над головой поколение, рождённое поле войны, должно видеть всю полноту картины минувших страшных дней. Так читатель понимает, военная проза — это особая часть литературы, которая не термит неправды.

Писатель обращает наше внимание на то, что, к сожалению, в некоторых произведениях авторы позволяют себе допускать неточности, а иногда и вовсе писать неправду.

Из-за того, что некоторые из них сами лично не сталкивались с событиями войны, их работы похожи на вымысел. Действительно, допускать ошибки или сознательно искажать истину о событиях войны не допустимо.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что уважающий себя писатель не посмеет написать неправду в своих произведениях, будет тщательно собирать информацию, чтобы потомки видели достоверную картину мира.

Таким образом, писатель обязан с полной ответственностью подходить к написанию произведений о войне и во главу угла ставить правду, избегая неточности и сочинительства.

Полный тест ЕГЭ 2021 Быкова В.В о военной литературе:

(1)Как-то Анатолий Бочаров высказал предположение о наступившем периоде усталости нашей военной прозы. (2)Не стану по примеру некоторых специалистов этого рода литературы опровергать видного критика и теоретика советской литературы, немало сделавшего и для осмысления военной прозы: вполне возможно, он прав. (З)Как и всякое живое дело, военная проза в своём развитии не может избежать определённых спадов. (4)Но вряд ли когда-либо померкнут в её сокровищнице замечательные по мастерству и правдивости произведения, принадлежащие перу Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Константина Симонова, Владимира Богомолова, Константина Воробьёва, Юрия Гончарова, Евгения Носова, Сергея Крутилина и других. (5)Написанные, казалось бы, об одном и том же, о человеке на войне, эти произведения несут в себе неиссякаемое разнообразие — жанровое, тематическое, стилевое, различие личностно-авторского отношения к войне и её непростым проблемам. (6)Но, разумеется, самое ценное в них — правда пережитого, достоверность подробностей и психологии, неизменность гуманистического отношения к человеку самой трудной судьбы — солдату на самой большой и самой кровавой войне.

(7)0 войне написано много во всех жанрах литературы, на 77 языках народов нашей страны, разумеется, с различной степенью мастерства, умельства, талантливости.

(8)Что до меня как читателя (да, я думаю, и до большинства читателей, воевавших и невоевавших), то, может быть, для нас дороже всего в этих книгах не мастерство изложения, не красочность слога, но — правда. (9)3а тысячелетия земной истории о войне на всех языках мира написано много неправды, красивых сказок и прямой лжи. (10)Говорить неправду о ней не только безнравственно, но и преступно как по отношению к миллионам её жертв, так и по отношению к будущему. (И)Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились и какой ценой досталось им это избавление.

(12) Что касается читателя, то ему интересно знать всё: от переживаний солдата в передовом окопе до работы крупных штабов и ставки по руководству войсками.

(13) Литература многое сделала для раскрытия психологии рядового бойца и младшего офицера переднего края, но по причине отсутствия прежде всего личного опыта у её авторов она оказалась некомпетентной до всего, что касается крупных штабов, объединений, ставки.

(14) Этот пробел в значительной мере восполняют военные мемуары, принадлежащие перу генералов, крупных военачальников, у которых немало честных и хороших книг.

(16) В самом деле, часто трудно добраться до сути через аккуратный штакетник 1 округлых стереотипных фраз или задним числом сочинённых подробностей, заимствованных из фронтовой печати тривиальных примеров и бесконечных страниц разговоров.

(17)Да, люди по праву хотят знать о войне полнее, больше, особенно о том, что лежит за пределами их жизненного или военного опыта. (18)Но когда я читаю длинные главы, описывающие в подробностях жесты, выражения, всё те же разговоры генералов, маршалов, исторических лиц, сокровенные раздумья о собственных военных просчётах бывшего наркома обороны, я с недоумением обращаюсь к имени автора на обложке и спрашиваю себя: откуда всё это? (19)Из каких документов, по чьим свидетельствам? (20)Ах, это авторский домысел, стало быть, сочинённость, выдумка, но тогда, извините, тогда мне это неинтересно.

(32)Виктор Астафьев прав: память человеческая избирательна и любит приятное. (33)К старости всё трудное видится в ином свете, нежели в том, что освещал муки, кровь и страдания в годы военной молодости. (34)3адним числом кому не хочется видеть себя героем? (35)Это понятно и извинительно для всякого стареющего человека, но не для литературы. (З6)Литература не имеет права на старость и должна всё помнить в подробностях, в первозданности, не упускать ничего.

(По В. В. Быкову*)

* Василь Владимирович Быков (1924-2003) — белорусский советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Почему важно сохранять историческую память? Именно этот вопрос волнует советского белорусского писателя Василя Быкова, участника Великой Отечественной войны.

Раскрывая проблему исторической памяти, автор знакомит нас с двумя героями, свидетелями давно минувшей войны. Одна из них – пожилая женщина из лесной белорусской деревушки. Когда-то она, молодая девушка, собрала под своей крышей осиротевших на войне ребятишек и вырастила их. Не случайно автор рассказывает об этой женщине, совершившей неприметный подвиг. Всё дальше уходит от нас война, но память о ней жива в сознании тех, кто был её очевидцем. Но всё-таки человеческая память имеет пределы. Редеют ряды ветеранов, которые могли бы подробно и в деталях рассказать о минувших событиях.

Второй пример, который приводит автор, чтобы полнее раскрыть проблему сохранения исторической памяти, связан с именем бывшего командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, который прошёл войну от первого дня до последнего. Заслугой этого человека автор считает тот факт, что ветеран, обладая уникальной памятью, записал тысячи страниц воспоминаний о былом. Автор убеждён, что каждый, кто прошёл войну, кто пережил её на оккупированной территории, должен передать свои воспоминания следующим поколениям.
Василь Быков убеждён, что нужно сохранять историческую память, нельзя забывать о важных исторических событиях, особенно о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Невозможно не согласиться с мнением писателя, так как уроки войны должны быть усвоены, нельзя, чтобы подобная трагедия повторилась. Наш долг – изучать свою историю, чтить своих предков, защищавших Родину и подаривших нам мирное небо над головой.

Таким образом, сохранение исторической памяти является важнейшей нравственной задачей нашего общества. От этого зависит и наше будущее.

Текст В. В. Быкова:

(1)В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина. (2)У неё добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. (З)Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей.

Аватар

В середине 70-х годов — литература о войне вышла на новый этап своего развития. Во­енные события стали все чаще осмысливаться как одно из зве­ньев в общей исторической цепи,а военные коллизии служили толчком к размышлению над проблемами бытия, давали воз­можность заострить важнейшие для жизни современного чело­века вопросы войны и мира, жизни и смерти, исторической памяти, нравственного выбора. Таким образом, военная проза, как и вся литература, подошла к новому уровню философского осмысления жизни.

О гуманистическом характере нашей литературы говорят произведения, рассказывающие о судьбе женщины и ребенкана войне. С женщиной и ребенком связана вера в продолжение жизни, в будущее, поэтому трагедия войны особенно ярко об­нажается через изображение тех испытаний, которые выпали на их долю.

Аватар

Нужно ли хранить в памяти события Великой Отечественной войны? Это главная проблема, которая находится в центре внимания текста В. В. Быкова.

Проблему автор раскрывает на примере девушки, которая приютила детей, потерявших родных на войне. И этот факт нельзя оставлять без внимания. Он служит хорошим примером душевной доброты в самых тяжёлых ситуациях. Также писатель отмечает командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, который видел всю войну.

Он, обладая хорошей памятью, написал о войне более тысячи страниц. Но этот документ не нашёл ещё своего издателя, чтобы передать все народу. Но ведь память человека ограниченна в своих возможностях, и то, что было памятно, забывается со временем, и уже требуются усилия, чтобы это вспомнить. В. В. Быков подчёркивает, что редеют ряды тех, кто мог бы со знанием дела и подробностями рассказать людям о войне.

Автор говорит нам о том, что долг всех тех, кто пережил Великую Отечественную войну, передать пройденное ими в эти годы, и в этом им должны помочь люди, к которых есть возможность сообщить эту информацию в письменной форме. Таким образом, автор пытается донести мысль о том, что каждый должен знать и помнить это великое событие, которое, несомненно, преподало истории и человечеству ряд уроков.

Мысль писателя мне близка, я тоже считаю, что все письма, фотографии, рукописи, оставшиеся с того времени, - это историческое сокровище, которое нельзя забывать.

Аватар

В.Быков начал войну семнадцатилетним юношей. После окончания Саратовского пехотного училища он воевал командиром взвода. Приходилось и наступать, и отступать, и обороняться, окружать и выходить из окружения. В 1944 г. Семья получила извещение, что командир взвода В. Быков погиб смертью храбрых в бою. Но взводный выжил и воевал дальше в Румынии, Венгрии, Австрии, был награжден. 19 июня 1945 года ему исполнился 21 год.

Спустя годы В. Быков снова вернулся на войну, чтобы увидеть её, как прежде – в упор: вокруг себя и в своем герое. Чтобы услышать тяжелое дыхание человека, бегущего рядом вверх по склону высоты в атаку, склониться над молодым лейтенантом, умирающим в одиночестве посреди голого поля, увидеть звезды в небе со дна окопа… . Он предпочел остаться на войне во имя тех, кого уже давно нет, но кто продолжает жить в памяти солдата, в памяти народа.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удалось с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. Этот герой не содержал ни чего, что отделяло бы его от других, обозначало бы его превосходство. Он сознавал себя частицей защищающегося народа. Война представала тягчайшим бременем, общей бедой и несчастьем, страшным ударом по всему нормальному и человеческому, и этот удар нужно было отразить. Но сделать это очень трудно, и потому в повестях Быкова так велика тяжесть войны. И тем дороже выдвинутый этой прозой герой – человек, не убирающий плеча из-под общей ноши, не отворачивающий лица от правды, человек, выстаивающий до конца.

Читайте также: