Сочинение воля неволя и свобода в пьесе гроза

Обновлено: 04.07.2024

Свобода-это широкое понятие, которое можно рассматривать с разных позиций. Это может быть физическая свобода, духовная, свобода личности или выбора. Я считаю, что свобода личности важнее остальных. Ведь это возможность делать выбор, мыслить, поступать так, как велит сердце. Но если человек волен делать выбор, он должен нести за него ответственность. Подтверждением этому служит немало примеров из художественной литературы и жизни.

Но героиня жаждала свободы и любви. Именно поэтому девушка влюбляется в Бориса молодого, образованного, обходительного человека, оказывающего ей нежные знаки внимания. Желание любви у Катерины тесно переплетается с желанием свободы: от семейного гнета, безвольного мужа и несправедливой свекрови. Изменив супругу, героиня мучается, страдает. После признания в содеянном Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. И находясь в безвыходной ситуации, бросается в реку. Выбор Катерины- трагедия.

Катерина была непокорной и свободолюбивой натурой, но она не пожелала бороться за свои убеждения, свободу. Девушка сдалась и проиграла этот бой, оставив Кабаниху и других представителей тирании и дальше господствовать в затерянном городке. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что свобода –это ценность, за которую необходимо бороться, преодолевая трудности, но оставаясь верным убеждениям и своему зову сердца.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского “гроза” тема неволи?

В своем сочинении-рассуждении отметьте, что в пьесе “Гроза” анти­теза свободы и неволи становится важнейшей тематической оппозицией. При этом традиционный мотив неволи получает новое наполнение. Сво­бода воспринимается главной героиней произведения А. Н. Островско­го с общественной, личностной, бытийной точки зрения. Эта категория ассоциативно связана с характером Катерины.

Неволя – это то, что ей чуждо.

Подчеркните, что муж героини Тихон полностью

зависим от воли матери (“Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!”), хоть и решается в финале на открытый протест. Борис вторит: “Не по своей воле я еду”, подчеркивая несамостоятельность своих решений. И только Катерина от­крыто заявляет: “Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись…”

Проанализируйте, как неволя становится олицетворением бытового уклада города Калинова. Механик-самоучка Кулигин в своем рассказе о нравах волжского купеческого городка акцентирует внимание Бори­са на несвободе здешней жизни: “И что слез льется

По себе може­те судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного и пьянства!

И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог!”

Рассмотрите, как соблюдение правил Домостроя лишает семейный уклад свободы. Дикой отнимает свободу у своего племянника и домашних (“Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю”), Кабаниха – у невестки и сына.

Катерина стремится к свободе проявле­ния чувств (прощание с Тихоном), мыслей, суждений (“Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”), поступков (готовность бежать с любимым на край света). Наконец, высшее проявление свободной воли – лишение героиней себя жизни.

Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, укажите, что купеческая жена Катерина Кабанова страдает прежде всего от несво­боды. В родительском доме она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. И как некрасовская Матрена Тимофеевна, попала “с девичьей холи в ад”.

Жизнь по домостроевским принципам, полное подчинение свекрови и мужу делает само существование героини невозможным.

В заключение подчеркните, что сам строй бытия Кабановых и Диких чужд свободолюбивой натуре Катерины. В поисках освобождения от се­мейных уз она пускается в отношения с чужаком Борисом. А когда воз­можности бегства из этого мира неволи оказываются исчерпаны, героиня бросается в реку, освобождая себя от калиновского окружения.

Слово "неволя" имеет несколько смыслов. Это как заключение тела в оковы, так и душевная несвобода. Что сильнее гнетёт человека: отсутствие свободы тела или духа?

Противопоставление свободы и неволи- основная тема пьесы Островского "Гроза". Тема неволи раскрыта в ней с нескольких сторон. В первую очередь, это неволя целого города. Калинов находится под гнетом "отцов" города- Дикого и Кабанихи. Тираны невежественны и алчны, но никакой управы на них нет. Калинов- это патриархальное, консервативное общество, где власть у богатых купцов, "темное царство". В нем нет места прогрессу и свободному разуму. Дикой держит в страхе всех вокруг, он жутко бранится, не гнушается рукоприкладства. Тиран отнимает свободу и у своего племянника, Бориса.

Кабаниха полностью подчинила себе домочадцев. Сын Тихон не в состоянии противоречить матери, даже когда хочет, подчинен её авторитету. Дочь Варвара обманывает мать, так как не может сказать правду- жить не по материнскому завету ей не дадут.

Другим аспектом неволи в пьесе является стеснённое состояние Катерины. По сути её бытие находится во власти Кабанихи. И хотя кажется, что ум и душа должны принадлежать ей, в этом мало толку для Катерины. Она не может выразить себя в рамках такого существования. Муж Тихон никогда не станет её полноценным соратником в жизни и опорой, так как себе не принадлежит. Свекровь Катерину морально угнетает.

Влюбившись в Бориса, будучи натурой страстной, эмоциональной, но при этом порядочной и благородной, Катерина изо всех сил борется с собой. Героиня не даёт во

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 3 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 1 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 13 из 14

1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию, сфор­му­ли­ро­ва­на соб­ствен­ная точ­ка зре­ния; вы­дви­ну­тые те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны; фак­ти­че­ские ошиб­ки и неточ­но­сти от­сут­ству­ют.
2. В текст со­чи­не­ния вклю­ча­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия, но они не ис­поль­зу­ют­ся для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Во-пер­вых, необ­хо­ди­мо пра­виль­но опре­де­лять жанр ана­ли­зи­ру­е­мо­го про­из­ве­де­ния. Во-вто­рых, при ана­ли­зе дра­ма­тур­ги­че­ско­го про­из­ве­де­ния сто­ит ис­поль­зо­вать по­ня­тие "кон­фликт", тер­ми­ны, обо­зна­ча­ю­щие ком­по­зи­ци­он­ные эле­мен­ты (экс­по­зи­ция, куль­ми­на­ция, раз­вяз­ка) и др.
3. Текст рас­смат­ри­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся обос­но­ван­но и до­ста­точ­но раз­но­сто­ронне (есть ци­та­ты с ком­мен­та­ри­я­ми к ним, крат­кий пе­ре­сказ со­дер­жа­ния, необ­хо­ди­мый для до­ка­за­тель­ства суж­де­ний, при­сут­ству­ет об­ра­ще­ние к мик­ро­те­мам тек­ста и их ин­тер­пре­та­ция, со­дер­жат­ся раз­но­го ро­да ссыл­ки на изоб­ра­жен­ное в про­из­ве­де­нии).
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. До­пу­ще­на 1 ре­че­вая ошиб­ка.

Цыкунова Виктория Анатольевна

Как известно. существует несколько видов анализа художественного текста. Мотивный анализ показался нам наиболее интересным, так ка дает возможность учащимся проявить творческую инициативу, продемонстрировав уровень начитанности. Такая работа способствует развитию критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

ВложениеРазмер
rabota_s_tekstom_dramy_a.doc 55.5 КБ
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.doc 56 КБ
roditelskiy_dom.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ты про меня , маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна , ничего я из себя не доказываю.

Далее она отстаивает свое право на уважение .

- Да хоть и к слову , за что ж ты меня обижаешься ? …

В последней сцене забитый ,подневольный Тихон кричит :
-Маменька ,вы ее погубили ! Вы ,вы ,вы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

7. «И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по.

11. «Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убеж.

12. «А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и пута.

Краткое описание документа:

В пьесе Александра Николаевича Островского употребляются слова-символы. Главным, безусловно, является символ-понятие "гроза". Однако данная презентация, являющаяся исследованием, прослеживает другое символическое понятие "воля-неволя".

Презентация состоит из 24 слайдов, каждый из которых дает выдержку-цитату из драмы Островского, а также собственное объяснение понятия. Цитаты помогут преподавателю быстрее ориентрироваться в тексте пьесы, в слайде указано действие и явление, в котором встречается это слово, после чего в нескольких словах идет трактовка этого многозначного слова, исходя из контекста.

Презентация рекомендована для работы на факультативных занятиях учащихся 10 классов, а также в качестве опоры для собственного исследования или проектной работы.

Читайте также: