Жизненный путь мцыри сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Каждый писатель настойчиво ищет в окружающей жизни того героя, который стал бы его идеалом, воплотив лучшие черты передовых людей своего времени; Каких же героев могла породить мрачная действительность 30-х годов XIX века, эпоха "голубых мундиров"? Бездушных людей, "приличьем стянутых масок", которые уютно и легко чувствуют себя в атмосфере всероссийского маскарада, заставляющего каждого скрывать свои истинные взгляды и чувства. Или во всем разочаровавшихся и разуверившихся, скептически настроенных, разучившихся любить и ненавидеть пассивных созерцателей жизни, подобных героям "Думы". Неудивительно, что в поисках идеального героя Лермонтов обращается к литературе романтизма, продолжающей байроновские традиции и популярной в то время в России.

В романтическом образе Мцыри поэт воплотил свою мечту об "огненной душе", "исполинской натуре", свой идеал героя, видевшего смысл жизни в борьбе. Характерная для романтических произведений композиция поэмы ограничила рассказ о всей жизни героя одной небольшой главой. Внешние обстоятельства жизни Мцыри лишь слегка приоткрывают его душу и только намечают характер. Рассказ о "мучительном недуге" пленного ребенка, его физической слабости заставляет обратить внимание на его недетскую выносливость, гордость и одиночество среди монахов. Полностью характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет почти всю поэму.

Взволнованный монолог умирающего юноши вводит читателя в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Мцыри воспринимает жизнь в монастыре, как плен. Это размеренное, тусклое существование не может дать герою счастья, так как первым его условием является воля. Значит, монастырская жизнь не смогла убить в Мцыри его стремлений и порывов, наоборот, она разожгла в нем "пламенную страсть", которая звала его "в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы". Эта страсть не кажется преувеличенной, ненатуральной, потому что юноша, попав в ненормальные жизненные условия, был лишен всего самого дорогого, без чего человек не может быть счастливым.

. Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!

Главная причина побега Мцыри — стремление обрести утраченную родину — не является единственной. Он хочет узнать, что такое настоящая жизнь, "прекрасна ли земля", "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы", то есть задается философскими вопросами бытия. Кроме того, Мцыри стремится познать самого себя, ибо спокойное и безопасное течение жизни среди монастырских стен не может дать ему ответа на этот вопрос. И только дни, проведенные на воле, несмотря на подстерегающие героя опасности, дали ему полноту ощущения и понимания жизни.

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, что человек рожден свободным, что он "быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Исключительность, сила духа, неистовость чувств Мцыри заставляют его смело идти навстречу своей мечте через трудности и соблазны.

Открывшийся мир ошеломил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой. Но этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. За три дня Мцыри пришлось испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом. Эти трудности и опасности символизируют те жизненные препятствия, которые встают на пути каждого человека, испытывая его физические и духовные силы. "Могучий дух" Мцыри помогает ему преодолеть физическую слабость. Особенно ярко раскрывается это в битве с барсом, которая стала его самым жестоким испытанием. Хрупкий и слабый, он становится богатырем. Им владеет не страх, а жажда победы, которая и помогает ему одолеть опасного противника, ощутить сладость битвы и восторг победы.

Жизнь, окружающая Мцыри, постоянно ставит его перед выбором, предлагая возможные пути. Встреча с грузинкой сулит ему радости любви;, спокойное и безмятежное человеческое счастье. Но у героя другая цель, более высокая и прекрасная. Ради ее достижения он находит в себе силы преодолеть "сладкую тоску".

Каким же страшным ударом стало для Мцыри его последнее открытие, когда он понял, что, заблудившись, вновь вернулся, теперь уже навсегда, к своей прежней тюрьме. Здесь им впервые овладевает отчаяние, так как он осознал безнадежность своего положения, когда "на родину следа не проложить уж никогда".

И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал.

В горячечном бреду Мцыри возникает образ рыбки, которая шепчет ему о блаженстве покоя и сна, сладости небытия. Но, в сущности, это тот же отказ от настоящей жизни, полной и радостей, и страданий, который проповедовала монастырская братия. А такой путь неприемлем для Мцыри. Даже в свой предсмертный час он сохранил исполинскую мощь духа, не изменил себе, своей мечте о родине и свободе.

Невольно задаешься вопросом: почему же Мцыри, обладавший волей, отвагой, целеустремленностью, выносливостью, все же не смог "пройти в родимую страну"? Что помешало ему? Над этим вопросом задумывается и сам герой. Он не щадит себя, называя "цветком темничным", а свою "пламенную страсть" "жаром бессильным и пустым". Но, думается, герой не прав в своем резком самоосуждении. У него были все качества, необходимые для победы, но обстоятельства, в которых он оказался, лишили его связи с близкими людьми, обрекли на одиночество, не дали практического опыта, знания жизни. На первый взгляд, кажется, что Мцыри потерпел поражение под ударом судьбы. Но уже одно то, что он не побоялся бросить вызов року, обрекшему его на монастырское существование, и сумел прожить несколько дней именно так, как хотел — в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью, — говорит о том, что в поединке с судьбой он одержал нравственную победу.

Значит, смысл жизни и подвига Мцыри — в преодолении духовной тюрьмы, в том, что через всю свою короткую жизнь он сумел пронести могучую страсть к борьбе и свободе. Романтический герой Мцыри стал не только "любимым идеалом" Лермонтова — он заставлял его современников отказаться от пассивности, апатии и безразличия, утверждал смысл жизни в борьбе за достижение высоких и гуманных целей. Подвиг Мцыри внушает читателю мысль о необходимости изменить жизнь к лучшему, отважиться на "решительный шаг", попытаться стать хозяином, а не рабом своей судьбы.

(383 слова) Человек должен самостоятельно определять свое направление в жизни, иначе он не удовлетворит свои духовные и материальные потребности. Невозможно быть счастливым, повинуясь чужой указке. И невозможно быть ответственным за свой выбор, если путь прокладывает кто-то другой. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать примеры из литературы.

Таким образом, выбор жизненного пути — это личное дело каждого из нас. Необходимо самостоятельно определять направление жизни и следовать за внутренним голосом. Только тогда человек сможет воплотить свои мечты и стать счастливым. А ведь это и есть главная цель личности. Мы приходим в этот мир, чтобы радоваться и обрести себя в раскрытии собственной индивидуальности.

Автор: Самый Зелёный · Published 06.02.2019

Итоговое сочинение: Не дай вам Бог жить в эпоху перемен

Автор: Самый Зелёный · Published 05.11.2020

Итоговое сочинение: Почему важно не забывать уроки войны?

Автор: Самый Зелёный · Published 27.09.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.

Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.

Элементы автобиографии

Поэма М.Ю. Лермонтова

Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу . Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности. Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри. Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.

Жизненный путь Мцыри

Эпизод из поэмы

Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.

Томясь в унынии, Мцыри предпринимает попытки сбежать и найти свой родной аул, но его намерениям не суждено было сбыться.

Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.

Характеристика личностных качеств

Мцыри стал монахом по стечению обстоятельств. До шести лет он не был полон желания посвятить свою жизнь служению Богу, да и в частности, он и ничего не знал о христианстве. Лишь после того, как он попал в монастырь, он был окрещен.

Талантливый автор-классик Михаил Юрьевич Лермонтов сумел мастерски описать портрет Печорина в повести “Герой нашего времени”. Предлагаем ознакомиться с ним на нашем сайте.

Подобно всем романтическим героям, Мцыри находится в особом родстве с природой, в частности с горами Кавказа.

Жизнь в монастыре, замкнутым голыми холодными стенами, действует на него удручающее. Лермонтов не рассказывает подробно об отношении к Мцыри других монахов, но, исходя их общего настроения, можно предположить, что оно не выходило за рамки приличия – монахи были добры к чужестранцу, росшему в стенах их монастыря, но понять его душевное стенание были не в силе.

Гроза в поэме

Сочинение Образ главного героя Мцыри

Эту романтическую поэму под названием “Мцыри”. Лермонтов написал в 1839 году. В произведении идет речь о жизненных испытаниях молодого юноши, которому тяжело смириться с невольной жизнью. Молодой человек воспитывался в монастыре, и как то однажды герой захотел бросить вызов несправедливости. Лермонтов рассказывает в этом произведении о смысле жизни, о человеческих правах и жестокости. Этой поэмой писатель поддакивает читателей идти до конца к собственным целям, добиваться справедливости, многообразными способами. Главным герой стал узником, но это произошло не по собственной воле. Герой жил с постоянными мыслями о побеге, мужчина прожил во дворце много лет. Мцыри часто представлял себе как будет возвращаться на родину, герой также вспоминал об отце и матери, это значит что больше не увидит родственников. Вскоре герою удалось сбежать из дворца темной ночью.

На третий день Мцыри нашли обессиленного и принесли в обитель. За эти три которые мужчина провел в свободе, герой обрел счастье и успел, насладился этой свободой. Мцыри это время ждал чтобы сбылась долгожданная мечта о свободе. Главный герой любовался красотой природы, и воздухом свободы, за время свободы герой испытал много эмоций чем за жизнь в неволе. Лермонтов раскрыл героя примером мужества, отваги и свободы. Мцыри прожил собственную жизнь в монастыре в неволе, при этом не видел трудности внешнего мира, однако не растерялся в сражении с барсом, этой храброй битве герой раскрыл собственную сущность. Герой словно похож на звереныша, который вырос в неволе и не развил собственный природный инстинкт.

Когда герой сражался со зверем при этом не чувствовал боли, и не испытывал чувство страха. Главное, что доказывает сильный характер героя, перед битвой Мцыри даже не думал о том, чтобы уйти или скрыться, герой настроил себя на бой и на победу. Раненый мужчина, приближался к поискам собственной родины, превозмогая боль, пока уже не останется без сил. Из главных событий в этом произведение для Мцыри, это то как герой встретил молодую, привлекательную грузинку. Влюбился и часто любовался красотой девушки. И этому герой сильно рад, что испытал это чистое чувство любви. Герой рад был пойти за возлюбленной, но цель, к которой шел герой, казалась, так близка. И собрав собственную силу духа в руки, мужчина пошел дальше по темной чаще леса. “ Когда же я очнулся вновь, и отлила от сердца кровь. Любимая была уж далеко; И шла, хоть тише, — но легко, стройна под ношею. Как тополь, царь ее полей!”.

Внезапно герой оказался возле монастыря, от которого постоянно стремился сбежать, находясь в тяжёлом состоянии. После этих приключений Мцыри рассказывает монаху о собственных чувствах, который происходили за стенами монастыря. Лермонтов описывает такие моменты, о которых обыкновенный человек, живущий, на воле даже не замечает. Однако если не смотреть на трагичный исход, герой не капли не пожалел о том, что сбежал. Для Мцыри жизнь в монастыре, казалась пленом. Спокойная и размеренная жизнь стала для него мучением, но в герое душе горел огонь храбрости, могущества, который двигал на подвиги. Еще юношей герой был сильным и непокорным характером, сложившийся по стечению обстоятельств. Отец стал для героя примером подражания, который воевал. Мцыри думал об отце так словно отец жив. Главный герой еще в семь лет чувствовал храбрость гордость и непокорность, и смерти не боялся. Чувствуя себя неважно из-за болезни, не произнес ни звука, терпел.

После таких мучений главный герой обрел свободу для души. Познал великолепие Кавказа, и восхищался необъятными просторами и неописуемой красотой этого места. Мцыри проявил собственные способности, которые бы не пригодились в монастыре. Герой ощущал эмоции, из-за которых и стал необычайно счастлив. Умер Мцыри из-за получения ран, когда сражался в неравном бою и в котором герой победил.

Заключение

Когда Мцыри был маленьким мальчиком, один русский генерал захватил его в плен. Он увез мальчишку далеко от родины, но не смог сломить его. В дальней дороге Мцыри заболел. Он был настолько слаб, что генерал принял его за умиравшего и отдал на восстановление или же погребение в один грузинский монастырь. Мальчик, вероятно, потерял всех своих родных на войне, а сам стал пленником. Для ребенка это было невыносимо.

Тем не менее, один из монахов не отходил от него ни на шаг и смог выходить Мцыри, вырвав его из страшных лап смерти. Все это время мальчик жил в монастыре, там же он и обучался и готовился стать монахом. Но душа юноши не лежала к такому будущему, он не был готов отдаться на милость Божию. В нем все еще жил бунтарь, тот, который отказывался принимать действительность и мечтательно поглядывал в сторону родных краев.

Мцыри решается на побег и выбирает для этого самый лучший момент – грозу. Это время полного смирения монахов, когда они, стоя на коленях, не смеют поднять взгляд с пола. Юноша убегает и оставляет монастырь у себя за спиной. Три дня монахи искали своего воспитанника, им улыбнулась удача, и они смогли найти его. Вот только Мцыри был похож на все то же бездыханное тело, каким его привезли в монастырь еще в ребячестве.

Монахи, предчувствуя его скорую кончину, зовут к юноше его учителя и наставника, который выходил мальчика в то время, когда он попал в этот монастырь. Старый монах хочет, чтобы Мцыри исповедался и покаялся в своих прегрешениях. Но молодой человек не хочет лицемерно врать перед смертью. Он решается сказать правду, не склонить низко голову для покаяния, а поднять ее так высоко, как только может.

В своем рассказе Мцыри вспоминает, что ему никогда не было комфортно в монастыре. Эти стены всегда давили на него. Он чувствовал себя, как птица в клетке. Этот монастырь стал для него персональной тюрьмой. Мцыри смог почувствовать себя живым только за этими угрюмыми стенами. Когда юноша убежал, там, на свободе, он раскрылся, как совершенно иной человек. Мцыри не был спокойным и послушным мальчиком, в нем всегда бушевала горячая и гордая кровь.

Он ринулся навстречу ветру и вкусил кусочек запретного с детства плода – свободу. Наконец-то он оказался в своем родном мире. На природе характер Мцыри раскрывается с другой стороны. Юноша, который много лет просидел взаперти, очень тонко чувствует мир природы. Удивительно, что он понимает, о чем шепчет трава и поют птицы, хотя давно уже этого не слышал и не помнит их гласа. Он романтичен и способен на безумные поступки. Мцыри не похож на всех остальных монахов.

Молодой парень четко видит цель и упорно двигается к ней вперед. Все, о чем он мечтал – это вернуться на родину. Наверняка Мцыри понимает, что дома его никто не ждет, тем не менее, он готов преодолеть все препятствия, чтобы увидеть родные места. На его пути встречаются разные испытания. Первое приходит к нему в виде прекрасной девушки. Он влюбляется в нее с первого взгляда и уже готов идти за ней, но вдруг вспоминает об истинной цели своего побега и отбрасывает мысль о любви.

Второе испытание – барс. И этот поединок остается за Мцыри. Он побеждает в неравном бою с барсом и рвется вперед. И последнее – темный лес. Мцыри долго блудил в нем, его начало охватывать отчаяние, но молодой гордый дух все также остался несломленным. И только смерть может освободить юношу от скитаний. Он встречает ее как старую подругу и отдается на ее милость. Последнее желание Мцыри – быть захороненным за пределами стен монастыря, там, где живет свобода.

Образ Мцыри – это один из самых ярких романтических персонажей русской литературы. Его стойкий и сильный характер вызывает восхищение.

Читайте также: