Виктор конецкий тамара сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Глава первая, год 1942

Тамара Яременко, пятнадцати лет, полурусская-полуукраинка, родившаяся в Киеве и потерявшая мать во время бомбардировки Нежина, добралась до Ленинграда к тетке по отцу.

Тамара была девочка высокого роста и выглядела старше своих лет. Тетку Анну Николаевну она никогда раньше не видела, и отношения у них сложились тяжелые. Анна Николаевна хотела спасти от гибели десятилетнюю дочь Катю, ради нее шла на любые жертвы, а Тамара, свалившаяся на голову в самое страшное время, вынуждала к заботам о себе.

Но Тамаре некуда было ехать. Да и Ленинград был окружен.

Ранним утром четвертого января сорок второго года Тамара стояла в очереди к булочной на площади Труда.

Тамара стояла теперь возле самой булочной. Стекло в двери было выбито и заколочено досками. На шляпке каждого гвоздя нарос иней. Из булочной слышался глухой топот от переминания многих ног по простывшему полу. Слева от дверей стоял ремесленник — мальчишка лет пятнадцати, в рваном форменном ватнике, с замотанной полотенцем шеей, в натянутой на уши кепке. Он прислонился к стене, глаза его полузакрылись, как у спящей птицы, синее лицо не выражало ничего. Он несколько раз совался к дверям, но его отталкивали. И он стоял возле стены, не понимая, что надо занять очередь в конце, потому что приходят все новые люди, и они не пустят его впереди себя, хотя он пришел раньше их.

Город медленно выползал из тьмы, но не просыпался, потому что и не спал. Город и днем и ночью хранил в себе оцепенелость. Простор площади волнился сугробами. Между сугробами извивалась очередь в булочную. С крыш курилась снежная пыль. И все это было беззвучно. Как будто город стоял на дне мертвого моря. Густо заиндевелые деревья, разрушенные здания, мосты, набережные, очередь в булочную — все это было затоплено студеным морем.

Ремесленник открыл глаза и сказал шепотом:

— Граждане, я вчера здесь, в булочной, карточки потерял, пустите, граждане, не вру, граждане, помираю.

Никто ему не ответил.

Дверь отворилась, и кто-то сказал:

В булочной пар от дыхания витал над огоньками коптилок. Коптилки горели возле продавщиц. За спинами продавщиц на полках лежали буханки. Длинные ножи, одним концом прикрепленные к прилавку, поднимались над очередной буханкой, опускались на нее, зажимали и медленно проходили насквозь. И края разреза лоснились от нажима ножа. А вокруг было, как в храме, приглушенно. И все смотрели на хлеб, на нож, на весы, на руки продавщиц, на крошки, на кучки карточных талонов и на ножницы, которые быстрым зигзагом выхватывали из карточек талоны.

Тамара получила хлеб на один день, потому что на завтра не давали. Норма могла вот-вот измениться. И никто не знал, в какую сторону.

Тронуть добавок она не решилась. Положила хлеб на ладонь левой руки и прикрыла его сверху правой.

До дома близко — три квартала, и хлеб не должен был замерзнуть. Она открыла ногой дверь из булочной, потом просунула в щель голову, потом плечо, потом шагнула в умятый снег, блестевший от утреннего солнца. И сразу черная очередь, белые сугробы и фонарный столб помчались мимо нее в сверкающее утреннее небо. Ремесленник толкнул Тамару, прыгнул на нее, вырвал хлеб, закусил его и скорчился на снегу, поджимая коленки к самой голове.

Очередь медленно приблизилась к ремесленнику, и он исчез под валенками, сапогами, калошами и ботинками. Люди из очереди держались за плечи друг друга. Ремесленник не отбивался, только старался прятать лицо в снег, чтобы можно было глотать хлеб. Потом закричал.

Ремесленник пошевелился и сел на снегу. Кровь каплями падала изо рта на сизый ватник. Кепку его втоптали в снег, и бледные волосы мальчишки шевелил ветер. Но его широкое во лбу и узкое в подбородке, с морщинистой кожей, лицо было смиренным.

Бухнул снаряд, и звук разрыва среди оцепенелой тишины прозвучал как нечто живое.

Тамара поднялась на третий этаж, ощупью, в темноте, миновала коридор и наконец отворила дверь комнаты. Окна комнаты выходили в узкий дворовый колодец, и потому стекла уцелели. Две кровати молчали в углах, заваленные мягким барахлом.

Анна Николаевна и Катя спали.

Ученик 3. Виктор Викторович Конецкий - советский, российский писатель, сценарист, художник, капитан дальнего плавания - родился в Ленинграде в семье следователя. Детские и юношеские годы его были связаны с Адмиралтейским каналом в исторической части Санкт-Петербурга.

Летом 1941 года он с матерью и братом находился на Украине, где и встретил начало Великой Отечественной войны. В августе Конецкие смогли добраться до Ленинграда, а потом вокруг города сомкнулось кольцо окружения. Самую тяжелую зиму 1941—1942 они провели в блокадном Ленинграде. В марте 1942 Конецкие были эвакуированы по льду Ладожского озера на Большую Землю и далее в Ташкент, где и находились до осени 1944 года.

- В книгу «Кто смотрит на облака «входят 10 самостоятельных новелл, условно связанных общими героями . Каждая из глав датирована : первая -1942 – последняя – 1966 голом. Кроме того, глава , как вы заметили . названа именем героев.

Беседа по первичному восприятию текста.

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Менялись ли они по мере прочтения?

Анализ рассказа.

Беседа по вопросам:

-Кто такая Тамара? Сколько ей лет? Как она оказалась в Ленинграде?

-Какой вам представляется очередь за хлебом?

-Что с ним произошло? (Потерял карточки.)

-Как и за какой проступок наказала очередь ремесленника? (жестоко избила мальчика за то, что он вырвал из рук девочки хлеб и вгрызся в него зубами.)

-Что вынудило его совершить такой поступок? (Отчаяние, голод, безумство.)

-Кого он напоминает? (Голодного зверя)

-Как можно охарактеризовать поведение очереди? Почему люди себя так ведут? (Люди ведут себя так жестоко, потому что голод притупляет все остальные человеческие чувства. У всех одна цель – хлеб).

-Как вы оцениваете её поступок?

-Как монолог Тамары помогает раскрыть ее душевное состояние ? Каков он? (Это внутренний монолог, живой).

-Как этот монолог характеризует состояние героини? Какова его роль в рассказе ? (роль внутреннего монолога помогает раскрыть и раскрывает состояние героя).

-Как развиваются дальнейшие события? (Краткий пересказ)

-Так как же, ребята, жили люди в блокадном Ленинграде?

(Люди находились на грани жизни и смерти, все боролись за выживание, старались выстоять в этой войне, не теряя мужество. Даже среди общего бедствия находились люди, которые могли оказать посильную помощь ближнему или совершать благородные поступки).

- Какое было детство у детей? (Детства не было, была единственная цель – выжить любым способом).

4. Историческая справка (выступление подготовленных учеников).

Ученик 1. 24 января 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронтов было предпринято наступление, в результате которого была полностью снята блокада.(Слайд 16)

В городе к этому времени остались в живых 560 тыс. жителей - в 5 раз меньше, чем в начале блокады. 872 дня и ночи продолжалась самая кровопролитная и героическая осада в истории человечества

VI . Итоги урока.

1.Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. Несмотря на чудовищные условия существования, многие люди выжили благодаря своему мужеству, стойкости, любви к Родине и стремлению победить врага.

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но, съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

необходимые войне.

- Чем проникнуты строки данного стихотворения?

(Они проникнуты решимостью преодолеть все тяготы войны ради победы)

Заключительное слово учителя

- С момента окончания войны прошло 75 лет! За это время многое изменилось: мир, страна, мировоззрение людей…Но одно не изменилось и не должно меняться – это память.

Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть! Альберт Лиханов

- Ребята, что объединяет все произведения, написанные о войне? (Тема памяти о трагических событиях в истории нашей страны).

- Зачем они детально воспроизводят на страницах книг трагические картины того времени, не лучше ли забыть о плохом и помнить только хорошее? Почему Лиханов даёт завет не забывать? (В этих словах призыв– никогда не забывать войну и сохранять мир, самое дорогое и святое. Как важно нам помнить это сегодня, в наше напряженное время. Мы должны делать все, чтобы никогда не повторились ужасы войны).

- Какие выводы вы для себя сделали. Какие уроки извлекли?

VII.Рефлексия.

- Было ли тебе интересно на уроке? Что запомнилось больше всего?

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Оборудование: портрет, тексты, рисунки, наглядный материал.

I. Введение в тему:

Вспомните рассказы В. Катаева, Екимова, с которыми вы познакомились. В каждом из них вы встретились с персонажами, которые испытали на себе последствия войны. Что может угрожать мирным людям в ситуации вооруженного конфликта?

(На доске запись: “Угроза мирным людям в ситуации вооруженного конфликта”)

– Бомбежка, обстрел, ранение, плен, голод, холод и другие. Многое из названного может угрожать жизни мирных людей.

На доске записываем слово “с м е р т ь”.

Подберите антонимы к слову “с м е р т ь”.

Пишем “ж и з н ь”.

А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина.
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.

Прочитайте четверостишия, записанные на доске. Есть ли в них строки, слова, детали, вызывающие ассоциации с понятиями “жизнь – смерть”?

(Обратите внимание на противопоставления: город – дремучий иней, трамвайные линии – полозья; тишина-жалоба-скрип полозьев; Невский проспект – по нему скрипят полозья; смешные детские санки – на них возят умерших и больных.)

– Эти стихотворные строчки – своеобразный эпиграф нашего урока.

– Какой теме посвящено произведение, которое мы сегодня будем рассматривать?

(Это фрагмент книги Виктора Конецкого “Кто смотрит на облака”, в котором описан всего лишь один день из жизни 15-летней девочки Тамары, оказавшейся в блокадном Ленинграде.)

– Кто такой Виктор Конецкий?

К сегодняшней встрече вами прочитан рассказ В. Конецкого “Тамара”. – Менялись ли ваши чувства по мере знакомства с текстом рассказа? Постарайтесь максимально точно подобрать слова, называющие оттенки испытываемых вами чувств.

Групповая работа.

Общее задание. Найдите в тексте детали, в которых воплощаются мотивы жизни – смерти.

При этом каждая из групп будет анализировать лишь какую-то часть произведения, выделяя детали, делающие очевидными соотношение мотивов жизни – смерти.

Группа 1 анализирует текст от начала отрывка до слов “. Следующие двадцать. ”;

Группа 2 – от слов “. В булочной пар от дыхания витал над огоньками коптилок. ” до слов “. И не знала, ночь сейчас или день. ”;

Группа 3 – от слов “. Арка почтамта, замерзшие часы. ” до конца отрывка.

Понятно ли вам слово “мотив”? (См. в словарь.) В каком значении употребляется это слово в вашем задании?

IV. Подведение итогов работы групп:

При подведении результатов работы в группах детали, найденные в тексте, могут быть сгруппированы следующим образом и представлены приблизительно такими парами:

Жизнь
звук
движение
тепло
еда
сочувствие
надежда
доверчивость
Смерть
отсутствие звука
обездвиженность
холод
голод
безразличие
безнадежность
враждебность

А теперь подберем синонимы, позволяющие найти более точные слова для названия пар:

безразличие-равнодушие, безучастность, бесчувствие, апатия, вялость, нечувствительность; безнадежность-безысходность, безвыходность, беспросветность, отчаяние; враждебность-неприязненность, недружелюбность, недоброжелательность, агрессивность.

V. Подведение итогов. (Выступления лидеров групп):

VI. Аналитическая работа.

– Обратитесь к монологу Тамары. Каков он? (Это внутренний монолог; живой, своеобразный “поток сознания”.) Проследите, как в тексте монолога переплетаются мотивные линии. (Хотя монолог Тамары и путанный, но переходы от мыслей о смерти к мыслям о жизни прослеживаются четко.) Как этот монолог характеризует состояние героини? Какова его роль в рассказе? Вспомните известные вам произведения, где роль внутреннего монолога была бы столь же существенна.

(Рассказ В.Солоухина “Мститель”.)

– Однорукий, спасший Тамару от верной смерти, устраивает ее работать почтальоном (вспомните, на “живой” машине была надпись “Почта” .

С образом почты связаны детали (движение, тепло), в которых воплощен мотив жизни. Какое значение приобретает образ почты? (Почта и символически, и в прямом смысле слова становится спасением Тамары: там она спасается от холода, встречает Однорукого, получает работу – разносить письма, а значит и получает рабочую карточку.)

– Почему Однорукий, отдавая Тамаре корреспонденцию, говорит:”Если ты бросишь сумку – то станешь подлецом и умрешь подлецом”? Что для людей в блокадном городе значила почта?

Задание. Посмотрите на предложение, записанное на доске “Угроза мирным людям в ситуации вооруженного конфликта”.замените его таким образом, чтобы оно приобрело противоположное значение. (Получится “Защита мирных жителей в ситуации вооруженного конфликта”.)

– Что означает слово “защита”?

Вывод: Какие последствия может испытывать мирное население в ситуации вооруженного конфликта?

(1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности. (3)И в первую очередь уже погибших друзей.

(4) 3десь, возле памятника Крузенштерну, я последний раз в жизни видел Славу.

— (11)Ты бы хоть воротник опустил, — сказал я.

—(12)У меня недавно было воспаление среднего уха, старик, —сказал он.

(13)Мы не виделись несколько лет. (14)Я служил на Севере, а он — на Балтике. (15)Я плавал на аварийно-спасательных кораблях и должен был уметь спасать подводные лодки. (16)А он плавал на подводных лодках.

(17) 3дорово! — сказал я.

(18) 3дорово! — сказал он.

(19)И мы пошли в маленькую забегаловку в подвале поговорить.

(20)Я уговаривал его бросить подводные лодки. (21)Нельзя существовать в условиях частых и резких изменений давления воздуха, если у тебя болят уши.

— (22)Потерплю, — сказал Славка. — (23)Я уже привык к лодкам. (24)Я люблю их.

(25)Через несколько месяцев он погиб вместе со своим экипажем.

(26)Оставшись без командира, он принял на себя командование затонувшей подводной лодкой. (27)И двое суток провёл на грунте, борясь за спасение корабля. (28)Когда сверху приказали покинуть лодку, он ответил, что они боятся выходить наверх: у них неформенные козырьки на фуражках, а наверху много начальства. (29)Там действительно собралось много начальства. (30)И это были последние слова Славы, потому что он-то знал, что уже никто не может выйти из лодки. (31)Но вокруг него в отсеке были люди, и старший помощник командира считал необходимым острить, чтобы поддержать в них волю. (32)Шторм оборвал аварийный буй, через который осуществлялась связь, и больше Слава ничего не смог сказать.

(ЗЗ)Когда лодку подняли, старшего помощника нашли на самой нижней ступеньке трапа к выходному люку. (34)Его

подчинённые были впереди него. (35)Он выполнил свой долг морского офицера до самого конца. (Зб)Если бы им и удалось покинуть лодку, он вышел бы последним. (37)Они погибли от отравления. (38)Кислородная маска с лица Славы была сорвана, он умер с открытым лицом, закусив рукав своего ватника.

* Виктор Викторович Конецкий (1929—2002 гг.) — прозаик, сценарист, капитан дальнего плавания.

Какими качествами должен обладать настоящий военный, офицер? Именно над этим вопросом предлагает задуматься писатель и прозаик В. Конецкий, поднимая проблему верности долгу.

Писатель рассказывает о том, как однажды, оставшись без командира, юноша принимает на себя командование подводной лодкой. Когда команда корабля оказалась в опасности, он делал все, чтобы спасти корабль, до последнего поддерживал волю в членах своего экипажа. Этот подвиг В. Конецкий вспоминает одновременно и с грустью, и с восхищением. Слава погиб смертью Героя, с честью исполнившим свой долг до конца. Это был настоящий офицер.

Позиция прозаика ясна: человек должен быть верен своему долгу, обязан хранить его в любых ситуациях и при любых обстоятельствах, как это удалось сделать Славе.

В заключение хочу отметить, что быть верным долгу значит сохранять честь и достоинство в самых сложных ситуациях, не предавать собственных идеалов, всегда поступать по совести. На мой взгляд, это главные качества настоящего человека.

Глава первая, год 1942

Тамара Яременко, пятнадцати лет, полурусская-полуукраинка, родившаяся в Киеве и потерявшая мать во время бомбардировки Нежина, добралась до Ленинграда к тетке по отцу.

Тамара была девочка высокого роста и выглядела старше своих лет. Тетку Анну Николаевну она никогда раньше не видела, и отношения у них сложились тяжелые. Анна Николаевна хотела спасти от гибели десятилетнюю дочь Катю, ради нее шла на любые жертвы, а Тамара, свалившаяся на голову в самое страшное время, вынуждала к заботам о себе.

Но Тамаре некуда было ехать. Да и Ленинград был окружен.

Ранним утром четвертого января сорок второго года Тамара стояла в очереди к булочной на площади Труда.

Тамара стояла теперь возле самой булочной. Стекло в двери было выбито и заколочено досками. На шляпке каждого гвоздя нарос иней. Из булочной слышался глухой топот от переминания многих ног по простывшему полу. Слева от дверей стоял ремесленник — мальчишка лет пятнадцати, в рваном форменном ватнике, с замотанной полотенцем шеей, в натянутой на уши кепке. Он прислонился к стене, глаза его полузакрылись, как у спящей птицы, синее лицо не выражало ничего. Он несколько раз совался к дверям, но его отталкивали. И он стоял возле стены, не понимая, что надо занять очередь в конце, потому что приходят все новые люди, и они не пустят его впереди себя, хотя он пришел раньше их.

Город медленно выползал из тьмы, но не просыпался, потому что и не спал. Город и днем и ночью хранил в себе оцепенелость. Простор площади волнился сугробами. Между сугробами извивалась очередь в булочную. С крыш курилась снежная пыль. И все это было беззвучно. Как будто город стоял на дне мертвого моря. Густо заиндевелые деревья, разрушенные здания, мосты, набережные, очередь в булочную — все это было затоплено студеным морем.

Ремесленник открыл глаза и сказал шепотом:

— Граждане, я вчера здесь, в булочной, карточки потерял, пустите, граждане, не вру, граждане, помираю.

Никто ему не ответил.

Дверь отворилась, и кто-то сказал:

В булочной пар от дыхания витал над огоньками коптилок. Коптилки горели возле продавщиц. За спинами продавщиц на полках лежали буханки. Длинные ножи, одним концом прикрепленные к прилавку, поднимались над очередной буханкой, опускались на нее, зажимали и медленно проходили насквозь. И края разреза лоснились от нажима ножа. А вокруг было, как в храме, приглушенно. И все смотрели на хлеб, на нож, на весы, на руки продавщиц, на крошки, на кучки карточных талонов и на ножницы, которые быстрым зигзагом выхватывали из карточек талоны.

Тамара получила хлеб на один день, потому что на завтра не давали. Норма могла вот-вот измениться. И никто не знал, в какую сторону.

Тронуть добавок она не решилась. Положила хлеб на ладонь левой руки и прикрыла его сверху правой.

До дома близко — три квартала, и хлеб не должен был замерзнуть. Она открыла ногой дверь из булочной, потом просунула в щель голову, потом плечо, потом шагнула в умятый снег, блестевший от утреннего солнца. И сразу черная очередь, белые сугробы и фонарный столб помчались мимо нее в сверкающее утреннее небо. Ремесленник толкнул Тамару, прыгнул на нее, вырвал хлеб, закусил его и скорчился на снегу, поджимая коленки к самой голове.

Очередь медленно приблизилась к ремесленнику, и он исчез под валенками, сапогами, калошами и ботинками. Люди из очереди держались за плечи друг друга. Ремесленник не отбивался, только старался прятать лицо в снег, чтобы можно было глотать хлеб. Потом закричал.

Ремесленник пошевелился и сел на снегу. Кровь каплями падала изо рта на сизый ватник. Кепку его втоптали в снег, и бледные волосы мальчишки шевелил ветер. Но его широкое во лбу и узкое в подбородке, с морщинистой кожей, лицо было смиренным.

Бухнул снаряд, и звук разрыва среди оцепенелой тишины прозвучал как нечто живое.

Тамара поднялась на третий этаж, ощупью, в темноте, миновала коридор и наконец отворила дверь комнаты. Окна комнаты выходили в узкий дворовый колодец, и потому стекла уцелели. Две кровати молчали в углах, заваленные мягким барахлом.

Анна Николаевна и Катя спали.

— Нашла место спать! — громко сказал кто-то. — От какого райкома?

Человек был высокий, в белом полушубке, один рукав засунут под ремень.

— Я приезжая, я тут не помешаю, честное слово. Я карточки потеряла, — сказала Тамара.

— Комсомолка? Тебя, черт побери, спрашивают!

— Да. Только я с войны взносы не платила…

— Безобразие, — сказал однорукий. — Распущенность. Секли тебя мало в раннем детстве. Секли или нет?

— Не знаю, — сказала Тамара.

— Пороли тебя или нет в детстве?

— Не знаю. Не выгоняйте меня, я не буду ничего плохого…

Он взял ее рукой за воротник, приподнял, встряхнул, потом проволок в вестибюль и вытолкнул через тяжелые двойные двери на улицу. И она сразу села в снег.

Однорукий опять схватил ее за воротник и поднял на ноги.

Желтая арка почтамта и большие синие часы. Черные матросы из патруля с оранжевыми автоматами на груди. Сверкающий снег и падающий с проводов сверкающий иней. И где-то недалеко — бум! — в простывший камень ударило горячее, острое и тяжелое.

— Шагай, шагай, — говорил однорукий. — Ты не такая дохлая, как думаешь. В тебе полно жизни. Я тебя отогрею и пошлю работать. Ты пойдешь разносить корреспонденцию. Видишь, дверь под лестницей? Жить под лестницей спокойнее в такое время. Самое крепкое на свете — то, по чему людишки поднимаются вверх. Садись к печке и теперь можешь спать. А через два часа ты пойдешь на работу.

Она села на койку к печке, и на миг ей почудились вечерние облака за Днепром и низко летящие над водой птицы. А потом она канула в сон. И проснулась, когда однорукий опять тряс ее за шиворот. Она не сразу вспомнила, как попала сюда.

— Очухайся, — сказал однорукий. — Чего ты зовешь маму? Я снял пену уже четвертый раз… Ты варила клей? Видишь, он кипит бурно, а пена не выделяется. Будем снимать? Веселенькое получится дело, если склеются кишки! Особенно мне будет плохо.

— Почему? — спросила Тамара.

— Не ставьте за дверь, дяденька, — сказала Тамара. — Унесут коты.

— Начатки логического мышления к тебе уже вернулись, — сказал однорукий. — Теперь осталось вернуть память: последнего кота здесь съели месяца два назад. И не пей холодной воды после моего студня. Кипяточком побалуемся, а холодного не вздумай пить. И учти, пить будет хотеться здорово.

— Честное комсомольское, не буду.

— Меня Валерий Иванович зовут. Тебе сколько лет?

— Скоро будет шестнадцать.

— Я думал, больше… Пойдешь для начала здесь, близко, по набережной. Вот, видишь эту сумку? Ее носила Оля. Тебе придется быть достойной ее светлой памяти. На дворников только не надейся. Сволота наши дворники оказались. Ночевать придешь сюда. Как зовут?

Он принес студень и вывалил его из кастрюльки на тарелку, посолил и разрезал вилкой на доли. Это был прекрасный студень. Он был вкуснее всего на свете, хотя в нем вообще не было ни вкуса, ни запаха. И жевать его было совсем нельзя: он сразу проскальзывал в горло. Потом они напились кипятку, и однорукий сказал:

— Если ты бросишь сумку или письма, то станешь подлецом и умрешь подлецом. Если ты разнесешь их по адресам, комсомол будет гордиться тобой.

И она ощутила тяжесть почтовой сумки на своем плече и решила, что если есть Бог, то он хороший.

Читайте также: