Жизненные испытания базарова в романе отцы и дети сочинение

Обновлено: 01.05.2024

Я считаю, что для Базарова его любовь стала, действительно, испытанием. Он её так воспринимал.

Но я не считаю, что герой прав. Некоторые учёные готовы отказаться от всего ради своей работы. Например, я слышал, что один учёный даже в очереди находил возможность читать важные статьи. В общем, использовал каждую минуту на пользу дела. А от художественной литературы совсем отказался… Но это не совсем было ему приятно, во-первых, а во-вторых, его мозг слишком стал ограниченным. Он слишком зациклился на своей работе, поэтому стал допускать ошибки, не видел всей картины.

Испытание любовью к Одинцовой для Базарова понимают немного не так, как я. Считается, что Евгений Васильевич устоял перед соблазном, но я думаю, что он проявил ненужное упрямство. Это чувство, так как он не давал ему проявиться, мучило его почти физически. Можно заставлять себя не есть, но так ли это нужно? Ведь мысли будут только о еде тогда…

В сцене объяснения, которое всё-таки состоялось между Евгением и Анной, показано ,что он почти пугает её своей страстью. Любовь приносит и ему самому боль, мучает.

Думаю, что любовь это не огонь-вода, тем более, не трубы медные. С любовью (тоже без фанатизма) Евгений Базаров принёс бы человечеству больше пользы…

Но всё получилось, как написано в романе. Базаров страдал, Одинцова – тоже. Испытание стало практически пыткой.

Мне кажется, что если б Базарову дали ещё один шанс, то он бы поступил по-другому. Ведь он уже признался Анне в любви. Нужен был лишь ещё один шаг. По крайней мере, я так считаю.

Сочинение Испытание любовью Базарова

Базаров не стесняется своих взглядов, имеет крепкие аргументы и охотно вступает в спор с человеком любого статуса и чина. Он не боится и власти, ведь отрицает и её. Приверженец логики и науки, он отвергает все, что считает иррациональным: религию, социальную стратификацию, эстетику, человеческие страсти, в том числе и любовь. С юных лет он увлекается медициной и иными естественными дисциплинами, потому видит в любви лишь физиологический аспект: существование духовной близости он не признаёт. До судьбоносной встречи с Одинцовой он испытывает лишь физическое влечение к женщинам. Однако знакомство с овдовевшей и прекрасной Анной Сергеевной открывает новую главу в его жизни.

С первого взгляда её внешность привлекла внимание Базарова. Познакомившись с ней поближе, он увидел её интеллект, оценил силу характера и тактичность, а также заботу о младшей сестре. Они начинают проводить большое количество времени вместе, Базаров начинает чувствовать неизвестное до сего момента притяжение. Его мысли полностью занимает Одинцова, интерес к ней выходит за грани физического. Всё это вызывает у прежде рационального Евгения некоторое замешательство, и даже раздражение, ведь он не понимает природу чувств к этой женщине.

Каким бы твёрдым ни был характер Евгения Базарова, он ломается о решающее испытание любовью. Герой отважно отстаивал свои нигилистические взгляды, но своей судьбой лишь доказал отсутствие в них истины. Через эту сюжетную линию И.С. Тургенев хотел показать, что любовь не есть только физическое влечение, но духовное стремление двух человек друг к другу, и что никакая логика не может быть властной над этим сильнейшим чувством.

Также читают:

Картинка к сочинению Испытание любовью Базарова

Популярные сегодня темы

Главного героя замечательной повести В. Г. Короленко зовут Васей. Все события в книги повествуется от имени этого ребенка. Вася всегда был одинок, потому что никто не одаривал его лаской и заботой

Островский Александр Николаевич. Помимо того, что он великий и любимый многими писатель, создатель множества пьес, которые ставятся в театре и в наши дни, так ещё и создатель нового театра, человек

Каждый из нас обладает своей определенной комбинацией тех или иных качеств, которые характеризуют нас с одной или другой стороны. Именно этот набор черт характера может в какой-то мере предугадать наши действия

В основу романа Иван Сергеевич Тургенева "Отцы и дети" лёг принцип троичности. Он выражен в трёх испытаниях Евгения Базарова: испытании дуэлью, любовью и смертью. В процессе завершения каждого из этапов главный герой утрачивал признаки нигилиста, которые он рьяно хотел в себе видеть.

Первое испытание вытекает из одного из главных конфликтов романа - конфликта идеологий. Антипод Базарова, Павел Кирсанов, вызывает главного героя на дуэль, а юноша отвечает тому согласием. Именно в этот момент начинает испытание Базарова и это испытание не доступно взгляду поверхностного читателя: терзания происходят внутри юноши, что раскрывает его внутренний конфликт. С одной стороны, Базаров – врач, он давал клятву Гиппократа, что будет спать жизнь и здоровье людей, а не стрелять в тех, чьё мировоззрение имеет отличный вид. Но с другой стороны, Базаров критичен и резок, поэтому так легко и поспешно принимает вызов, хотя прекрасно осознает абсурдность сего положения. Из испытания он выходит и не победителем и не проигравшим: вроде он жив, а его противник ранен, но внутренней победы нет, так изначально идея дуэли была не больше чем импульсивность и абсурд.

Анна Одинцова представляла для Базарова куда большую опасность, чем Павел Кирсанов. Он, считая себя нигилистом, не верил в дружбу и любовь, но молодая вдова пробудила в юноше любовь. Появление этого чувства поставило под сомнение его жизненные принципы. Вначале Базаров пытался отвергнуть возникшую любовь, но позже сломался и принял её. На этом этапе значимую роль сыграла сама Одинцова, которая в отличие от юноши была истинным нигилистом, в связи с чем равнодушно отвергла его. Испытание любовью подорвало базаровский нигилизм, в результате чего юноша стал внутренне другим человеком, да и внешне сменил своё окружение.

Последнее испытание, которое выпало на долю Базарова, было испытание смертью. Он, вернувшись в родной дом к любящим родителям, стал заниматься врачевым делом. Оно хоть немного избавляло его скучную серую жизнь от тоски. Однако герой не мог оставаться в таком состоянии неопределённости долгое время, ему нужен был некий толчок к развитию. И таким событием стало глупое и нелепое заражение тифом через порез пальца. Тургенев убивает Базарова, потому что у героя нет ни надежды, ни веры, ни желания к изменению и развитию. Герою нет места в том обществе.

Эти испытания помогают раскрыть внутренний конфликт главного героя. С развитием сюжета Базаров всё чаще усомнялся в собственных же убеждениях, изменял своим же принципам. Таким образом, испытания помогли более ярко нарисовать динамичную картину образа Базарова.

Совершенно ясно, что Базаров по своим политическим и философским взглядам, по своему поведению, по всему своему облику – единственный представитель “детей” в романе. Он изображен Тургеневым в динамике, в столкновениях с другими героями. Характер Базарова сложен и противоречив, его взгляды претерпевают существенные изменения под влиянием различных причин. Столкнув своего героя с серьезными жизненными испытаниями, Тургенев заставил его поступиться рядом убеждений, прийти к скептицизму и пессимизму.

Проследим эту сложную эволюцию

В первой половине романа Базаров из всех коллизий (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием, Ситниковым ) выходит победителем. В IV главе Базаров с чувством своего превосходства смеется над “старенькими романтиками”, над показным англоманством Павла Петровича (“В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо – английские рукомойники, то есть прогресс!”), и читатель чувствует, что он прав в том. В VI главе Базаров выходит победителем из спора с Павлом Петровичем о науке, поучает уму-разуму Аркадия.

VII главе он смеется над “таинственными отношениями между мужчиной и женщиной”, ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.

И IX главе он быстро находит общий язык с Фенечкой и Дуняшей; критикует хозяйство Николая Петровича (“Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли…”), иронизирует по поводу того, что “в сорок четыре года человек, в…м уезде – играет “а виолончели!”. В X главе развивается одна из самых значительных коллизий романа, которую автор называет “схваткой” между Павлом Петровичем и Базаровым. В этой главе Базаров формулирует свой нигилистический тезис: “В теперешнее время полезнее всего отрицание-мы отрицаем”, и на вопрос Павла Петровича: “Все?”-отвечает категорически: “Все”.

Базаров уверен в своей правоте, в своей силе. Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой, одним словом, все то, во что верили либералы – “отцы”.

Было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, не признает ничего. Наоборот, вопросы, которых он касается здесь, подвергаются его глубокому критическому пересмотру с позиций естественника-материалиста: отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением людей, которые говорят дело (“Тамошние ученые дельный народ”, – говорит Базаров в VI главе о немцах); отрицая обожествление природы “отцами”, Базаров склонен рассматривать ее как мастерскую, а человека как работника в ней. Таким образом, у читателя создается определенное впечатление о силе Базарова, о его превосходстве над другими героями романа.

Правда, уже в XI главе Тургенев как бы ставит под сомнение целесообразность базаровского отрицания природы: “Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу. “Но отвергать поэзию? – подумал он опять, – не сочувствовать художеству, природе. ” И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе”. Все эти размышления Николая Петровича навеяны предшествующим разговором с Базаровым. Стоило Николаю Петровичу лишь воскресить в своей памяти базаровское отрицание природы, как Тургенев тотчас же со всем мастерством, на какое только он был способен, представил читателю чудесную, поэтическую картинку природы: “Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки.

Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и иад нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою”.

После такого в высшей. мере художественного, эмоционального описания природы, преисполненного поэзии и жизни, невольно задумаешься над тем, прав ли Базаров в своем отрицании природы или неправ? И когда Николай Петрович подумал: “Как хорошо, боже мой! …и любимые стихи пришли было ему на уста…”, симпатия читателя с ним, а не с Базаровым. Любопытно заметить, что в “Отцах и детях” вообще очень мало описаний природы.

Мы привели из них одно, которое н данном случае выполняет определенную полемическую функцию; если природа так прекрасна, то какой смысл в отрицании ее Базаровым?

Эта легкая и тонкая проверка целесообразности базаровского отрицания представляется нам своеобразной поэтической разведкой писателя, определенным намеком на будущие испытания, которые предстоят герою в основной интриге романа. В XII и XIII главах Базаров снова возвышается в глазах читателя, так как в сравнении с карикатурными нигилистами Ситниковым и Кукшиной он выигрывает во всем – и в силе, и в честности, и в последовательности своих убеждений. И только в XIV главе романа (знакомство Базарова с Одинцовой) Тургенев показывает, как в герое медленна назревают перемены, сопровождаемые внутренней борьбой.

Образ Евгения Базарова


Образ Евгения Базарова

История создания

Иван Тургенев


Иван Тургенев

Сам роман был создан быстро, в сравнении с тем, с какой скоростью Тургенев работал над другими произведениями. От идеи до первой публикации прошло меньше двух лет. План книги писатель составил в Париже, куда приехал осенью 1860 года. Там же Тургенев начал работать над текстом. Автор планировал закончить работу к весне того же года, чтобы привезти в Россию готовый к публикации текст, но творческий процесс застопорился. Зима ушла на то, чтобы написать первые главы, а к весне 1861-го роман был закончен только наполовину. Тургенев писал в письме:

Евгений Базаров


Евгений Базаров

В этой окончательной версии образ Базарова делается менее отталкивающим, автор избавляет героя от некоторых неприглядных черт, и на этом эволюция персонажа заканчивается. Сам Тургенев так описывал Базарова в списке действующих лиц, когда составлял предварительный портрет героя:

Большой Бейсуг

Параллели между сюжетами двух романов на этом не кончаются: у каждого Евгения свой младший друг; в обоих романах по соседству живут две сестры-помещицы; очень непростым отношениям между Базаровым и Анной Сергеевной как бы соответствует несостоявшаяся любовь между Онегиным и Татьяной, а роман Ленского с Ольгой, конечно же, закончился бы так же, как роман Аркадия с Катей, останься Ленский в живых.

Кстати, в обоих романах есть дуэль, на которой тот, для кого дуэль — нелепый предрассудок, ранит того, для кого дуэль — дело чести. Вообще для обоих Евгениев характерно пренебрежительное отношение к нормам, которые считаются общепринятыми в окружающей среде. Наконец, основное действие обоих романов происходит в деревне, куда герои приезжают из столицы. И еще: и Онегин, и Базаров всегда одиноки.

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

Не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается? Но если это не так, если базаровский дух заразит целые поколения русской интеллигенции — что тогда? Тургенев не нашел ответа на этот вопрос. На него ответила история…

похожие материалы

Биография

Евгений Базаров


Евгений Базаров

Евгений Базаров в гостях у Кирсановых


Евгений Базаров в гостях у Кирсановых

Павел Кирсанов — гордый аристократ, приверженец либеральных идей, офицер в отставке. За плечами у героя трагическая любовь, которая приключилась с ним в годы юности. В Фенечке, дочери экономки и любовнице своего брата Николая, он видит некую княгиню Р., бывшую возлюбленную. Неприятная ситуация с Фенечкой становится поводом для дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым. Последний, оставшись с Фенечкой один на один, целует девушку, чему Павел Кирсанов оказывается возмущенным свидетелем.

Павел Кирсанов и Николай Кирсанов


Павел Кирсанов и Николай Кирсанов

Евгений Базаров придерживается революционных и демократических взглядов, окружение либералов-Кирсановых герою идейно чуждо. С Павлом Петровичем герой постоянно спорит об искусстве, природе, человеческих отношениях, дворянстве, — персонажи ни в чем не находят общего языка. Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, богатую вдову, ему приходится пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих чувств.

Но взаимопонимания Евгений не находит. Анна считает, что безмятежное спокойствие — главное в жизни. Волнения не нужны героине, Анна относится к Базарову с некоторой симпатией, но на признание не отвечает, чтобы не тревожиться.

Анна Одинцова


Анна Одинцова

Побывав в имении Одинцовой, Базаров вместе с Аркадием на три дня едет к родителям, а оттуда назад в имение Кирсановых. Как раз в это время происходит сцена заигрывания с Фенечкой, после которой Павел Петрович и Базаров стреляются на дуэли.

После этих событий герой решает посвятить жизнь медицинской практике. Отношение к труду у Евгения было таково, что сидеть без дела он не мог. Только труд оправдывал существование. Базаров возвращается в имение матери, где принимается лечить каждого, кому необходима медицинская помощь.

Аркадий Кирсанов


Аркадий Кирсанов

Проводя аутопсию человека, умершего из-за тифа, герой нечаянно ранит себя и через некоторое время умирает из-за заражения крови. После смерти героя над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят религиозный обряд — штрих, завершающий трагическую судьбу героя.

Внешность героя Тургенев описывает следующим образом: у Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, нос заострен книзу, глаза большие, зеленоватого оттенка, висячие бакенбарды песочного цвета.

Внешность Евгения Базарова


Внешность Евгения Базарова

Смысл жизни герой видит в том, чтобы расчистить место в обществе для ростков нового, однако скатывается в полное отрицание культурного и исторического прошлого человечества, заявляя, что искусство Рафаэля не стоит ломаного гроша, а обществу нужны исключительно мясники и сапожники.

Базаров и вопрос о смысле жизни

Базаров и вопрос о смысле жизни.

Образ и экранизации

Виктор Авдюшко в роли Евгения Базарова


Виктор Авдюшко в роли Евгения Базарова

Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером Авдотьей Смирновой, которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил Александр Устюгов. С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

Интересные факты

Владимир Богин в роли Евгения Базарова


Владимир Богин в роли Евгения Базарова

Александр Устюгов в роли Евгения Базарова


Александр Устюгов в роли Евгения Базарова

Цитаты

ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ – ЧЕЛОВЕК НОВОГО ВРЕМЕНИ

Всякий человек сам себя воспитывать должен.

Роман Тургенева “Отцы и дети” создавался в 60-х годах XIX века. Это время и отражено в романе. Как это происходило и в общественной жизни той эпохи, в романе развивается конфликт между разночинной и либеральной дворянской идеологией. Разночинцы-демократы – это молодежь того времени, которая должна была прийти не смену старшему поколению дворян. Они несли в себе зачатки революционной идеологии. Недаром Тургенев так сказал о своем герое: “…и если он называется нигилистом,

то надо читать: революционером”. Базаров – типичный представитель молодежи, отстаивающий позицию разночинцев-демократов. Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласия между либералами и демократами, – отношение к реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории – явились предметом горячих споров в романе. Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений общественной мысли 60-х годов, но и характерные особенности ее выражения.

Образ Базарова наиболее полно раскрывается через взаимоотношения этого человека с другими героями романа. Действие романа происходит

в родовом поместье Кирсановых. Именно сюда привозит погостить Базарова его ученик Аркадий Кирсанов. Отец и дядя Кирсанова – аристократы, которые отстаивают либеральные взгляды. Уже с первых строк мы видим, что конфликт неминуем. Особенно ожесточенные споры возникают между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. В этих спорах сталкиваются две различные позиции, две точки зрения: Базарова и Кирсанова. Базаров считает себя нигилистом, его главная идея: “В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем, чтобы как-то наладить в обществе порядок”. Но Базаров, как и другие разночинцы-демократы, не имеет какой-либо определенной позитивной, созидательной программы. Необходим ответ на вопрос, что будет построено на развалинах старого мира. По этому поводу у Базарова нет никаких определенных планов, и поэтому сама судьба лишает его будущего. В этом трагизм героя. В спорах о русском народе правда, безусловно, на стороне Базарова. Базаров говорит на равных с мужиками, его речь близка к народной. Есть все основания думать, что герой хорошо понимает народ и знаком с его нуждами. Да и сами люди тоже тянутся к Базарову. Дуняша, Петр, Фе-нечка – все они принимали Евгения за своего человека. Это впечатление усиливает тот факт, что Базаров не праздный гуляка, который приехал просто погостить. Он в имении работает: проводит опыты, занимается естествознанием, даже микроскоп с собой привез. Его поведение, речь, манера разговаривать, одежда – все это выделяет его из среды потомственных аристократов вроде Кирсановых.

Во взглядах и рассуждениях Базарова много противоречий. Он полагает, что читать Пушкина вредно и что это “никуда не годится”, “пора бросить эту ерунду”, что играть на виолончели мужчине “смешно”, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”.

Но Базаров – личность более сложная и противоречивая, чем это можно вывести только из его взглядов и споров. На первый взгляд Базаров лишен всяких чувств, у него трезвый, холодный взгляд на вещи. Он придерживается материалистических взглядов, в отличие от идеалиста Кирсанова. Базаров отрицает и преклонение перед красотой природы: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Но ведь Базаров сам не раз любовался природой. Противоречие у Базарова можно заметить и во взглядах на искусство. Он рекомендовал “не говорить красиво” и высказывался в адрес Рафаэля, что тот “гроша медного не стоит”. А перед смертью этот же человек скажет: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Истинный Базаров скорее всего второй. А его “нигилизм” и отрицание всего прекрасного не более чем маска. Я не берусь оспаривать его взгляды и опровергать их, но замечу, что этот человек вместе с тем способен глубоко чувствовать природу, понимать поэзию и любить. Несмотря на его слова: “Мы, физиологи, знаем, .какие это отношения” (имеются в виду взгляды Базарова на отношения между мужчиной и женщиной) и “свободно мыслят между женщин только уроды”, Базаров способен на искренние чувства. Он глубоко любит Одинцову и тем самым перечеркивает свои грубые слова. Одинцову писатель изобразил как женщину незаурядную, умную, пытливую, внешне привлекательную, даже красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь “нигилиста”. Базаров глубоко переживает отказ Анны Сергеевны. У него уже нет того оптимизма и той уверенности, которыми он так гордился. Потеря любимой женщины заставила его многое понять и взглянуть на мир другими глазами. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется ему теперь чем-то ничтожным в бесконечном пространстве и времени. Базаров изменился, это видят даже глубоко любящие его родители, но не могут понять причину. В это время он принимает нелепый вызов Павла Петровича на дуэль, но и это не спасает его от душевной травмы.

В романе Базаров одинок, и в этом еще одна его трагедия. У него есть ученики, – правильнее будет сказать, были. Аркадий увлекся его взглядами, только отдавая дань молодости. В конечном результате он остался верен аристократическим взглядам, заложенным в него с детства. В конце романа он женится и начинает по-новому вести хозяйство. Ситников и Кукшина – это скорее пародия на демократов, чем настоящие демократы. Одни только родители любят своего сына таким, какой он есть.

В конце романа Базаров умирает. Такой финал был неизбежен. Перед смертью Базаров переосмысливает свою жизнь и находит, что он ненужный человек для России.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о судьбе Евгения Базарова.

– Проследим, как меняется его мировоззрение.

– Поймём, в чем трагедия этого героя.


А в чём же трагичность Базарова? И почему Тургенев говорит, что его герой обречён на погибель? Ведь многие поклонники Базарова злились на писателя за смерть любимого героя. И утверждали, что, если бы не эта нелепая случайность, Базаров непременно стал бы великим человеком. Кто в этом споре прав, писатель или поклонники?

Проверка на прочность этой позиции начинается не в Марьино, а в городе, куда Базаров отправляется вместе с Аркадием Кирсановым.

В первых главах романа можно очароваться силой Базарова, его энергией, жаждой деятельности и уверенностью в себе. Но с началом этой поездки всё отчётливее прослеживается мысль о несостоятельности идей нигилизма. И характер Базарова сильнее раскрывается в столкновении с другими героями романа.

Такое потребительское отношение к людям отвращает от идей нигилизма гораздо сильнее, чем громкие высказывания Базарова об искусстве, любви и авторитетах. Идейные союзники Базарова жалки и так же ему чужды, как идейные противники аристократы Кирсановы. Встреча с ними даёт понять, что Базаров одинок.

Карикатурность сторонников Базарова не смущает. Кризис мировоззрения провоцирует в нём встреча не с ними, а с Анной Сергеевфной Одинцовой. Испытание любовью разрушает выстроенную Базаровым картину мира.


Любовь разрушает все искусственные построения Базарова, освобождая его истинную, природную натуру. Но почему любовь Базарова осталась безответной? Многие критики ищут ответ на этот вопрос в характере Одинцовой. Анну Сергеевну обвиняют в холодности и аристократизме. В том, что она предпочла комфорт чувству к великому человеку. А то и в пустом кокетстве – ей захотелось увидеть у своих ног сильную, интересную, непохожую на других личность. Но только ли в этом дело?

Отвергнутый Базаров пытается с головой уйти в работу. Но это уже не тот целостный, категоричный и крайне самоуверенный человек, которого мы видели в начале романа. Базаров начинает философствовать, задумываться о жизни, судьбе, предназначении и месте человека во вселенной.

В последних главах романа слов о пользе общества не звучит:

Иначе Базаров теперь относится и к народу. В первых главах, споря с Павлом Кирсановым, Базаров утверждал, что понимает и знает народ. В последних главах он уже называет русского мужика таинственным незнакомцем, который сам себя не понимает.

Трагический разлад с собой усиливается нарастающим чувством одиночества. Базаров одинаково далёк и от народа, и от аристократии, и от новоявленных нигилистов. Ему тоскливо в родном доме. Скучная жизнь родителей Базарову претит, между сыном и родителями нет взаимопонимания и духовного родства. Базаров расстаётся и со своим единственным другом Аркадием.

Одиночество Базарова становится тотальным. К концу романа у Базарова разорваны все связи, соединяющие его с другими людьми и самой жизнью. Базаров теперь не видит в ней ни смысла, ни цели. Он угасает. Это проявляется даже внешне:


Что замечательного может быть в смерти? Именно смерть раскрыла истинную натуру Базарова, освободив её от рамок нигилизма. Базаров проявляет мужество и необычайную силу духа, глядя в глаза смерти. Он не пытается обманывать себя и других. Вместе с тем он проявляет трогательную заботу о родителях. Он больше не отрицает своей любви к Одинцовой, не считает любовь слабостью и не злится на себя за неё. Базаров признаёт своё поражение перед жизнью.

Базаров уходит как герой, хоть и побеждённый герой. Но вместе с тем он и жертва. Жертва собственного разума, жертва идей и искусственных теорий, отрицающих саму жизнь. Всё искусственное, наносное разрушается. В вечности остаётся только вечное: любовь, семья, красота, природа.

Читайте также: