Жизнь коротка искусство вечно сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Согласно античному афоризму, "жизнь коротка- искусство вечно". В данном высказывании поднимается проблема постоянной значимости искусства в жизни. Согласно афоризму, искусство будет существовать постоянно, несмотря на десятки сменившихся поколений.Нельзя не согласиться с высказыванием.Действительно, искусство будет сопровождать человека всегда и всюду, несмотря на события, которые происходят.

Искусство-это практическая деятельность человека, направленная на создание эстетических ценностей. Главным предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими людьми.Видами искусства являются театр, живопись, архитектура, кино, скульптура и т.д.

Известно немало примеров "вечности" искусства. В Москве в 1856 году была создана Третьяковская галерея, которая работает и по сей день.

В ней собраны лучшие произведения живописи, которые были созданы задолго до открытия самой галереи. Это и портреты личностей, сыгравших большую роль в истории нашей страны, и иконы Святых, и картины природы. Все они до сих пор пользуются популярностью среди людей.

Искусство не забывалось и в годы Великой Отечественной войны. Именно в этот период в родном Ленинграде создавал свою седьмую симфонию Д.Д.Шостакович. Когда город уже был оккупирован немцами, Шостакович закончил свою работу. Летом 1942 года в Ленинградской филармонии состоялся концерт.Симфония транслировалась по радио, и её услышали все жители Ленинграда. Она вселила в людей уверенность и надежду на победу над врагом.

Эти примеры являются доказательством того, что несмотря на трудности, искусство будет вечно жить в сердцах людей.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В Ars longa, vita brevis. Гиппократ

Распространенное латинское изречение Ars longa, vita brevis или Vita brevis, ars longa чаще всего переводят как Жизнь коротка, искусство вечно .

Солнце. Антология философских камней (? - как корректно перевести?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England. Language: Latin, English, Greek. Dimensions in mm: 150 x 100 (140 x 75). Paper codex. The British Library. Sloane 1171, f. 100v. Sun.

Встречаются варианты:
Искусство - продолжительно, жизнь - коротка.
Искусство долговечно, жизнь коротка.
Искусство долговременно, жизнь коротка.
Искусство долго - жизнь кратка.
Жизнь коротка, наука обширна.
Жизнь коротка, искусство обширно.
Искусство долговечно, а жизнь (человека) коротка.

Но, это неверное понимание фразы, по крайней мере, не совсем верное.

Предпочитаю перевод:
Путь искусства долог, а жизнь коротка - он точнее передает смысл.

Можно также:
Путь науки долог, жизнь коротка.
Жизнь коротка, наука необъятна.
Область науки безгранична, а жизнь коротка.


2.

Солнце и дракон. Антология философских камней (?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. BL Sloane 1171, ff. 100v-101. Sun and dragon. Ink drawing with washes of the sun and a dragon, in the Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England.



Асклепий в поездке на острове Кос. Гиппократ слева. Античная мозаика. Асклепион. Остров Кос / Kos, Asclepeion. "Kos, Asclepeion: Asclepius (in the center) visits Kos, left Hippocrates, right some person from Kos". via .

В оригинале мысль Гиппократа звучит так: Жизнь коротка, путь искусства долог (другой перевод: наука необъятна), случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно / лат. Vita brevis, ars vero longa, occasio autem praeceps, experientia fallax, judicium difficile / греч. Ὁ βίος βραχύς, ἡ δὲ τέχνη μακρή, ὁ δὲ καιρὸς ὀξύς, ἡ δὲ πεῖρα σφαλερή, ἡ δὲ κρίσις χαλεπή..

Фауст
Но я хочу!

Мефистофель
Я понимаю это;
Боюсь я за одно, в одном лишь мой протест:
Ars longa, vita brevis est.

Фауст
А я осилю все.

Мефистофель
Похвально.
Но жизнь, к несчастью, коротка,
А путь до совершенства дальний,
Нужна помощника рука.

Слова древнегреческого врача - о краткости отдельной жизни; лишь научные знания, передаваемые из поколения в поколение, продлевают эту жизнь. За плечами Гиппократа было больше десяти поколений асклепиадов, профессиональных жрецов медицины. А после Гиппократа прошло уже 2,5 тысячи лет.

Как бы то ни было, во всех возможных вариантах перевода Vita brevis, ars longa вопросов по поводу того, что жизнь коротка не возникает. Ибо, жизнь коротка, наука и искусство безграничны, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно.

Источники, литература , примечания:

Гиппократ. Афоризмы, I, 1; перевод с греческого проф. В.И.Руднева, с. 696 //Гиппократ. Избранные книги. М., 1936 / Цитата из "Законы" - там же, с.94.
Руднев Владимир Иванович (1870-1951) - первый и единственный переводчик Гиппократа на русский язык. Хотя, может быть сейчас и появились новые переводы.
Латинско-русский словарь. Составитель А.М.Малинин. Ответственный редактор А.Н.Попов. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва, 1952. Стр. 760.
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912. - Искусство долго — жизнь кратка.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998. - Искусство долговечно, а жизнь (человека) коротка.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений // Автор-составитель Вадим Серов // Буква Ж // Жизнь коротка, искусство вечно . То же самое содержимое копируется на множестве сайтов, в том числе:

Сегодня на уроке мы познакомились с афоризмами и высказываниями античных философов. Среди них имеется и высказывание, которое звучит как: Жизнь коротка, а искусство вечно. Над этой философской мыслю нам и предстоит порассуждать в нашем эссе, пытаясь понять, насколько верной была мысль древних мудрецов.

Жизнь коротка, а искусство вечно: эссе

Когда я познакомилась с высказыванием античных философов, мне сразу захотелось порассуждать в своем так ли это на самом деле. Неужели и правда жизнь человека заканчивается с его смертью, в то время как искусство продолжает жить?

В целом высказывание: жизнь коротка, а искусство вечно, правильное, и оно актуально и в наше время. Достаточно вспомнить мировые памятники культуры и архитектуры, известные старинные храмы и замки. А чего только стоят знаменитые пирамиды Египта, которые тысячелетиями вызывают восхищение и столь же привлекательны для туристов в наше время. Примером вечного искусства могут быть и картины художников. Та же Улыбка Моны Лизы, Черный квадрат и это самая малость из известных шедевров, которые позволяют утверждать, что искусство все-таки вечно.

С произведениями литературы немного сложнее. Ведь те работы, что в свое время были настоящими бестселлерами, в наше время теряют свою популярность, но между тем, и они продолжают жить. Среди них имеются творения , Достоевского, Булгакова, Шекспира, Сервантеса и других мировых классиков, чьи работы читают до сих пор, а главное, поднятые проблемы авторами проблемы, до сих пор актуальны. Получается, что и литературное искусство также вечно, о чем говорит вторая часть античной мысли.

Возвращаясь к первой части высказывания, которая утверждает, что жизнь коротка, можно с уверенностью сказать, что выражение правильное. Ведь жизнь человека имеет свое окончание. Кто-то может прожить и до ста лет, а кто-то умирает в самом расцвете своих лет. Но между тем, и за это непродолжительное время можно оставить глубокий след, как это сделали известные писатели. Казалось бы, жизнь коротка, но есть одно но. У любого творения, будь это литературное произведение, памятник архитектуры, картина, музыка или творение иного вида искусства, имеется свой автор, который успел за свою жизнь создать прекрасное и вечное. Он вкладывал в это часть своей души, и вместе со своим произведением искусства оставил после себя вечную память. Человек будет жить, пока в сердцах людей о нем сохраняется память, поэтому может и коротка наша жизнь, но память о человеке вечна.

А какую оценку поставите вы?

Сочинение на тему: дело, которому я хочу посвятить свою жизнь Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Н.А. Бердяев

Смотреть что такое "Жизнь коротка, искусство вечно" в других словарях:

ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ - термин, обозначающий причастность к вечному Божественному бытию; бесконечное существование, жизнь как не имеющая конца длительность; понятие, выражающее религ. и религиозно философские представления о высшей цели бытия человека, о его конечных… … Православная энциклопедия

Гиппократ - и корпус Гиппократа Итак, Гиппократ герой основатель научной медицины. К сожалению, мы очень мало знаем о его жизни. Он жил во второй половине V в. и первые десятилетия IV в. до н.э. (460 370 гг., датировка приблизительная). Гиппократ был… … Западная философия от истоков до наших дней

Азерб. Vaqif İbrahimoğlu (Gasanov) … Википедия

Искусство обобщать жизненный опыт и оформлять его в виде афоризмов. Возникает как дидактический жанр, в виде поучений, предназначенных для юношества. Древнейшие памятники афористики – древнеегипетские и древнееврейские. Широко распространена на… … Литературная энциклопедия

Харитон Платонович Платонов Харитонъ Платоновичъ Платоновъ … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Печников. Геннадий Печников Имя при рождении: Геннадий Михайлович Печников Дата рождения: 8 сентября 1926(1926 09 08) (86 лет) … Википедия

Эту страницу предлагается объединить с Жизнь коротка, искусство долговечно … Википедия

Греч. Ἱπποκράτης … Википедия

Пенис бревис - вита лонга - Ирон.: у кого короткий пенис, у того долгая жизнь. Передел. лат. пословица Panis brevis ars longa жизнь (буквально: хлеб) коротка искусство вечно (буквально: долго, длинно) … Словарь русского арго

Смысл данного высказывания заключается в том, что произведения искусства по истечении определенного времени становятся частью культуры общества и продолжают существовать даже после смерти их создателя. Сам этот афоризм, впервые высказанный древнегреческим врачом Гиппократом, является наилучшим тому доказательством: хотя его создателя уже нет в живых вот уже две с половиной тысячи лет, его крылатое выражение продолжает жить до сих пор.

Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что человеческая жизнь ограничена определенным сроком, в то время как результат его творческой деятельности продолжает свое существование независимо от него. Человечество будет продолжать творить столько, сколько будет существовать. Если отталкиваться от оптимистичной мысли, что этот процесс будет вечным, то и искусство, соответственно, будет продолжать существовать вечно.

В курсе обществознания искусство – это образное осмысление действительности, процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к творцу) мира. Существует несколько видов искусства: изобразительное (живопись, скульптура, кино), зрелищные (театр, опера) и выразительные (архитектура, музыка, хореография). Оно является неотъемлемой частью человеческой культуры – деятельности человека в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопления человеком и социумом в целом навыков и умений. Понятие культуры часто ассоциируется с цивилизацией. Таким образом культура существует, пока есть цивилизация. Однако даже после гибели цивилизации предметы искусства продолжают свое существование, как и любое материальное тело.

Обратимся к примерам из истории. Сорок тысяч лет назад на территории Европы жили кроманьонцы – предки современных людей. Они оставили после себя множество следов: скелеты, орудия труда, кости животных, которых они ели. Но одним из главных достижений древних людей является искусство – наскальные изображения сцен охоты и животных, людей, отпечатки ладоней. Обитатели пещер уже давно канули в Лету, никто не знает, как их звали и на каком языке они говорили, откуда пришли и куда ушли. Только рисунки – всё, что от них осталось, только по ним мы можем судить, какими они были – как они думали, о чем мечтали и чем интересовались.

Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что искусство действительно будет жить вечно. Человеческая жизнь по меркам Вселенной является всего лишь кратким мигом, в то время как результаты его творческой деятельности продолжат свое существование, если даже люди исчезнут с лица Земли.

Сегодня на уроке мы познакомились с афоризмами и высказываниями античных философов. Среди них имеется и высказывание, которое звучит как: Жизнь коротка, а искусство вечно. Над этой философской мыслю нам и предстоит порассуждать в нашем эссе, пытаясь понять, насколько верной была мысль древних мудрецов.

Жизнь коротка, а искусство вечно: эссе

Когда я познакомилась с высказыванием античных философов, мне сразу захотелось порассуждать в своем сочинении так ли это на самом деле. Неужели и правда жизнь человека заканчивается с его смертью, в то время как искусство продолжает жить?

В целом высказывание: жизнь коротка, а искусство вечно, правильное, и оно актуально и в наше время. Достаточно вспомнить мировые памятники культуры и архитектуры, известные старинные храмы и замки. А чего только стоят знаменитые пирамиды Египта, которые тысячелетиями вызывают восхищение и столь же привлекательны для туристов в наше время. Примером вечного искусства могут быть и картины художников. Та же Улыбка Моны Лизы, Черный квадрат и это самая малость из известных шедевров, которые позволяют утверждать, что искусство все-таки вечно.


С произведениями литературы немного сложнее. Ведь те работы, что в свое время были настоящими бестселлерами, в наше время теряют свою популярность, но между тем, и они продолжают жить. Среди них имеются творения Пушкина, Достоевского, Лермонтова, Булгакова, Шекспира, Сервантеса и других мировых классиков, чьи работы читают до сих пор, а главное, поднятые проблемы авторами проблемы, до сих пор актуальны. Получается, что и литературное искусство также вечно, о чем говорит вторая часть античной мысли.

Возвращаясь к первой части высказывания, которая утверждает, что жизнь коротка, можно с уверенностью сказать, что выражение правильное. Ведь жизнь человека имеет свое окончание. Кто-то может прожить и до ста лет, а кто-то умирает в самом расцвете своих лет. Но между тем, и за это непродолжительное время можно оставить глубокий след, как это сделали известные писатели. Казалось бы, жизнь коротка, но есть одно но. У любого творения, будь это литературное произведение, памятник архитектуры, картина, музыка или творение иного вида искусства, имеется свой автор, который успел за свою жизнь создать прекрасное и вечное. Он вкладывал в это часть своей души, и вместе со своим произведением искусства оставил после себя вечную память. Человек будет жить, пока в сердцах людей о нем сохраняется память, поэтому может и коротка наша жизнь, но память о человеке вечна.

А какую оценку поставите вы?

Жизнь коротка, искусство вечно

С латинского: Vita brevis, ars longa

[вита брэвис, аре лонга].

Из известного изречения, которое принадлежит великому древнегреческому мыслителю, естествоиспытателю, великому врачу, основоположнику современной медицинской этики Гиппократу

В оригинале мысль Гиппократа звучит так: Жизнь коротка, путь искусства долог

Обычно употребляется в смысле: художник, творец умирает, а плоды его рук, творения его духа, ума, искусства живут вечно, и тем самым они хранят память (напоминают) о человеке, их сотворившем; мастер живет в своих творениях.

Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

(1904—1936): «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.

Цитируется как призыв к достойной, деятельной жизни.

Жизнь начинается после сорока

С английского: Life Begins at Forty.

Название книги (1932) Уолтера Питкина

Популярности выражения способствовала американская певица София Такер, которая исполняла песню с таким же названием (премьера песни—1937).

Жизнь после жизни

С английского: Life after Life.

Из названия книги (1975) американского врача-реаниматолога Реймонда Моуди

Иносказательно: 1. О гипотезе загробного существования. 2. О продолжении жизни в тех или иных формах (делах, произведениях искусства и т. д.).

Жизнь прекрасна и удивительна

Не для вас / уделить ли нам?!

Жизнь прекрасна / и / удивительна.

Жизнь пропадает в заботах о хлебе

Иносказательно: выражение сожаления о времени, которое уходит на решение материальных задач, о его нехватке на творчество, воплощение мечты.

Жил честно, целый век трудился / и умер гол, как гол родился

Эпитафия на памятнике русского поэта-баснописца Ивана Хемницера (1745—1784), которая принадлежит перу поэта Василия Васильевича Капниста

(1758—1823). Он лишь несколько переделал автоэпитафию, которую написал в свое время сам
Иван Иванович Хемницер:
Жив честным образом, он весь свой век трудился,

Но умер так же наг, как был, когда родился.

Иносказательно: 1. О нестяжателе, бессребренике, жившем духовными интересами. 2. О бедняке, который так и не смог за всю свою жизнь хоть сколько-нибудь разбогатеть.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

Иносказательно: 1. О зависимости человека от общественного мнения. 2. О гражданской ответственности человека.

Жить вообще вредно

Первоисточник — фраза польского писателя Станислава Ежи Леца

Жить значит мыслить

С латинского: Vivere estcogitare

[вивэрэ эст когитарэ].

Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона

Смысл выражения: достойная человека жизнь — это прежде всего его духовная, интеллектуальная жизнь.

Жить не по лжи

Название написанной в виде обращения к советской интеллигенции и молодежи статьи (12 февраля 1974 г.) писателя Александра Исаевича Солженицына

(р. 1918), ставшей одной из основных причин его высылки из СССР (1974).

Иносказательно: жить, сообразуясь с чувством собственного достоинства, с принципами правды и справедливости.


Сегодня на уроке мы познакомились с афоризмами и высказываниями античных философов. Среди них имеется и высказывание, которое звучит как: Жизнь коротка, а искусство вечно. Над этой философской мыслю нам и предстоит порассуждать в нашем эссе, пытаясь понять, насколько верной была мысль древних мудрецов.

Жизнь коротка, а искусство вечно: эссе

Когда я познакомилась с высказыванием античных философов, мне сразу захотелось порассуждать в своем сочинении так ли это на самом деле. Неужели и правда жизнь человека заканчивается с его смертью, в то время как искусство продолжает жить?

В целом высказывание: жизнь коротка, а искусство вечно, правильное, и оно актуально и в наше время. Достаточно вспомнить мировые памятники культуры и архитектуры, известные старинные храмы и замки. А чего только стоят знаменитые пирамиды Египта, которые тысячелетиями вызывают восхищение и столь же привлекательны для туристов в наше время. Примером вечного искусства могут быть и картины художников. Та же Улыбка Моны Лизы, Черный квадрат и это самая малость из известных шедевров, которые позволяют утверждать, что искусство все-таки вечно.


С произведениями литературы немного сложнее. Ведь те работы, что в свое время были настоящими бестселлерами, в наше время теряют свою популярность, но между тем, и они продолжают жить. Среди них имеются творения Пушкина, Достоевского, Лермонтова, Булгакова, Шекспира, Сервантеса и других мировых классиков, чьи работы читают до сих пор, а главное, поднятые проблемы авторами проблемы, до сих пор актуальны. Получается, что и литературное искусство также вечно, о чем говорит вторая часть античной мысли.

Возвращаясь к первой части высказывания, которая утверждает, что жизнь коротка, можно с уверенностью сказать, что выражение правильное. Ведь жизнь человека имеет свое окончание. Кто-то может прожить и до ста лет, а кто-то умирает в самом расцвете своих лет. Но между тем, и за это непродолжительное время можно оставить глубокий след, как это сделали известные писатели. Казалось бы, жизнь коротка, но есть одно но. У любого творения, будь это литературное произведение, памятник архитектуры, картина, музыка или творение иного вида искусства, имеется свой автор, который успел за свою жизнь создать прекрасное и вечное. Он вкладывал в это часть своей души, и вместе со своим произведением искусства оставил после себя вечную память. Человек будет жить, пока в сердцах людей о нем сохраняется память, поэтому может и коротка наша жизнь, но память о человеке вечна.

А какую оценку поставите вы?

Жизнь коротка, искусство вечно

Алхимик спросил, не хочу ли я выпить. На самом деле я хотел, но, сколько я ни старался, я не мог заставить себя смотреть на жидкость непонятного цвета в бутыли. А золото, которым алхимики платили налоги, странно пахло и непонятным образом скрипело. Поэтому я отказался.

Я вытащил королевский указ и положил на стол между нами. Сын короля умирал. Его не могли спасти ни доктора, ни астрологи, ни ведьмы, ни прочие мудрые люди страны. Король позвал алхимиков, и один из них пришёл. У алхимика тоже ничего не вышло. Однако он проговорился, что в гильдии есть и другие алхимики — великие алхимики, знающие гораздо больше, чем он. Король потребовал, чтобы все лучшие алхимики гильдии явились во дворец и попытались спасти жизнь его сына. А гильдия алхимиков отказалась, заявив, что не может прервать свою работу.

Так я очутился здесь. Я должен был вторично передать приказ короля — более официально и менее вежливо.

Алхимик сделал вид, что читает пергамент. Я был уверен, что он притворяется — его глаза всё время оставались неподвижны. Наконец он дал мне тот же ответ, который получил и королевский курьер: гильдия алхимиков не может прервать свою работу.

— Почему потеря пары недель для вашей работы важнее, чем жизнь принца?! — заорал я и посмотрел прямо в эти жутковатые неподвижные глаза.

Алхимик молчал слишком долго. Я даже забеспокоился, не сломал ли я его — может, это на самом деле какой-то очень сложный механизм, а я крикнул слишком громко и какая-то шестерёнка неудачно сдвинулась. Наконец он спросил:

— Сколько времени тебе нужно было бы изучать архитектуру, чтобы построить такой же замок, как этот?

— Я не архитектор, — ответил я. — Я — воин.

— Я знаю. Так сколько тебе пришлось бы учиться, чтобы стать архитектором?

— Десять лет? — предположил я. — Двадцать?

— А почему? Существуют книги по архитектуре, некоторые из них написаны людьми, намного более великими, чем создатель этого замка. В некоторых из них — пятьсот страниц, в других — тысяча. Ты настолько медленно читаешь, что на тысячу страниц тебе потребуется десять лет?

— Нельзя понять архитектуру, всего лишь прочитав книгу.

— Потому что… невозможно… — когда алхимик задавал первый вопрос, я разозлился, однако теперь меня всерьёз заинтересовала эта тема. Во всяком случае, это было действительно любопытно. Почему великий архитектор не может записать свои знания в книгу? И почему я не могу прочесть её и стать таким же великим архитектором?

— Потому что нужно всё это запомнить, — наконец ответил я.

— Не обязательно. Когда ты строишь замок, ты можешь носить книгу с собой.

— Это не поможет. Знания… не будут упорядочены в моей голове должным образом. Я захочу построить стену и не буду даже знать, что я должен учитывать при постройке стены. Мне придётся постоянно перелистывать всю книгу целиком.

— Ты — воин, — повторил алхимик. — Ты читал записки Цезаря?

— Я знаю их почти наизусть.

— Ты умеешь командовать войсками как Цезарь?

Я понял, к чему он клонит. Цезарь написал о войне всё, что только можно. Я прочитал это всё. Но я не Цезарь. Проблема не только в том, чтобы заучить книги.

— Знания, — заговорил алхимик, — передать сложнее, чем кажется. Можно записать структуру определённой арки или тактические соображения, лежащие в основе той или иной стратегии. Но есть навыки более высокого уровня, для которых у нас даже нет названий и которые мы не можем оценить. Цезарь мог оглядеть поле боя и точно определить, что в этом месте строй противника прорвать нельзя, а в том — можно. Витрувий мог представить громадную базилику целиком, со всеми её стенами и колоннами. Мы называем это мудростью. Нельзя сказать, что ей нельзя научиться, но ей нельзя научить. Понимаешь?

Я понимал. Если бы Цезарь обучал меня несколько лет, я бы, скорее всего, впитал какие-то из его навыков чтения поля боя. Я научился бы хотя бы смутно видеть суть его гениальности. Но он не смог бы мне просто всё это рассказать. Дело было не в секрете, который он прятал от других, чтобы оставаться самым лучшим. Речь шла о силе, которая принадлежала лишь ему одному, и её можно было передать лишь частично.

— Вообразим, — продолжил алхимик, — что ты захотел построить что-нибудь совершенно простое. Например, крестьянскую хижину. Сколько времени тебе пришлось бы изучать архитектуру под началом Витрувия, чтобы это сделать?

Теперь мне уже не хотелось говорить, что я не знаю. Я просто предположил:

— Предположим, ты хочешь построить что-то посложнее. Например, акведук, во всём подобный тем, что строили римляне. Сколько?

— Какое-нибудь грандиозное здание, например, дворец или храм?

— Самое величественное здание в мире. Собор святого Петра, Пантеон, Шартрский собор, или что-нибудь новое, что сочетает лучшие черты всех этих храмов?

— Откуда я знаю? Лет двадцать? Тридцать?

— Если я скажу, что тебе понадобится двести лет, ты поверишь?

— Нет. Человек живёт лет семьдесят. Если бы, чтобы построить собор святого Петра, нужно было изучать архитектуру больше семидесяти лет, его бы никто не построил.

— Таким образом, — сказал алхимик, — мы обнаружили кое-что удивительное. Искусство архитектуры ограничено человеческой жизнью. Чтобы спроектировать величайшие здания из всех возможных, придётся изучать архитектуру семьдесят лет. Бог провёл черту на песке и навеки закрыл нам путь к ещё более грандиозным творениям.

Я на секунду задумался.

— Кажется, это не так. Каждый год придумывают что-нибудь новое. Парящие контрфорсы, витражи, стрельчатые арки. У римлян ничего этого не было. Мы не просто изучаем работы Витрувия, мы двигаем архитектуру дальше. Возможно, для изобретения контрфорса потребовалась сотня лет, но когда его изобрели, другим архитекторам уже нужны лишь недели, чтобы его изучить и понять, как его правильно использовать в своих зданиях. Архитектура развивается не только от архитектора к архитектору. но и от цивилизации к цивилизации.

— Ты владеешь математикой? — спросил алхимик.

Я покачал головой.

— Тогда я попробую объяснить на словах, хотя правильнее было бы записать уравнение. Первый параметр — скорость, с которой ученик усваивает уже открытые знания по архитектуре. Второй параметр — скорость, с которой мастер изобретает новое. Третий параметр обозначает, в какой степени нужно достичь границ знания, чтобы изобрести новое: при нуле все могут что-нибудь открыть, независимо от того, сколько они знают, при единице нужно сначала освоить все ранее открытые факты. Четвёртый — потенциал для специализации: при единице невозможно понять часть, не поняв целое, при нуле можно делить изучаемую область сколько угодно. Пятый…

— Кажется, замена математики на слова не делает её понятней.

— У первого ученика нет мастера, и ему придётся всё открывать самому. Он исследует 70 лет и записывает свою мудрость в книгу перед смертью. Второй ученик читает эту книгу и за 7 лет учится 70 годам исследований. После этого он исследует что-то новое 63 года и пишет книгу, в которой содержится 133 года исследований. Третий ученик читает эту книгу 13,3 года, затем самостоятельно исследует новое 66,7 лет, и получается 200 лет исследований. И так далее, и так далее. Проходит много поколений, уже накоплено 690 лет исследований, и ученику нужно 69 лет, чтобы их освоить. У него остаётся лишь один год, чтобы открыть что-то новое, и оставить мир с 691 годом исследований. И так прогресс продолжает медленно ползти. Он постоянно увеличивается, но так никогда и не дойдёт до 700 лет архитектурных исследований.

— Такого не может быть, — возразил я. Частично, потому что такого действительно не могло быть, а частично, потому что описанная картина напугала меня сильнее, чем я был готов признать.

— В архитектуре — да. Архитектору не обязательно осваивать абсолютно всё, чтобы открыть что-то новое. И можно делить вопросы между людьми: я могу работать над стенами, пока ты работаешь над окнами. Такое может быть только в случае Искусства столь идеального, столь всеобъемлющего, что ищущий обязан познать всё, что открыли ранее, если он хочет узнать хоть что-нибудь.

— И в этом случае невозможно накопить больше 700 лет знаний.

— Можно поступить умнее. Мы представили, что каждый мастер записывает свои знания в книгу для ученика, который придёт после него, и каждый ученик читает записанное со скоростью в десять раз большей, чем нужна мастеру для открытия нового. Однако что если мы добавим посредника, редактора, который читает книгу не для того, чтобы выучить её содержимое, а чтобы понять, как переписать её более понятно? Кого-то, чья работа заключается в том, чтобы придумывать идеальные аналогии, умные подсказки, новые способы рисовать графики и диаграммы. Когда он освоит заметки мастера, он создаст из них учебник, который можно прочесть за одну двадцатую того времени, которое потребовалось мастеру, чтобы открыть это знание.

— Таким образом мы сможем удвоить максимально возможное количество исследований. Получится 1400 лет.

— Это непросто. Помни, у редакторов те же проблемы, что и у учеников: они могут писать учебник лишь о тех знаниях, которые сами уже поняли. Мы добавляем к задаче множество новых людей и многие поколения работы. Однако в конце мы действительно сможем накопить 1400 лет знания. Что если хочется большего?

— Гм. Можно… можно добавить больше слоёв редакторов. Редакторы редакторов, которые сделают учебники поистине идеальными.

— Наверное, ты пытаешься сказать, что такая редактура станет Искусством.

По голосу алхимика было совершенно понятно, что последнее слово начинается с заглавной буквы.

— У каждого Искусства своя структура. Архитектура, если её изучать достаточно времени, позволяет накопить семь сотен лет собранного знания. Сколько лет способны накопить редакторы и учителя? Должен ли некий первый редактор потратить семьдесят лет на освоение принципов редактуры, которые он передаст своему ученику, который продвинет искусство ещё на шестьдесят три года, которые он передаст дальше? Будет ли 1400-летний редактор непредставимым мастером, способным строить настоящие базилики редактуры, мастером-учителем, способным переформулировать любое понятие так, что оно станет интуитивным и легко запоминаемым?

— Я передумал. Налей мне.

— Ты говоришь о бесконечной последовательности, — сказал я, осушив бокал.

Алхимик жестом позвал меня за собой. По тёмным коридорам мы вышли во внутренний двор, залитый светом полной луны. Мне потребовалась секунда, чтобы понять, что я вижу. Затем тёмные фигуры обрели форму. Обелиски, покрытые иероглифами. Сад обелисков.

Поэтому они задумались, нет ли способа обмануть смерть. Полученный ответ одновременно обнадёживал и обескураживал. Овладев тайнами высокой химии можно было создать элексир, дарующий бессмертие. Однако эта работа сама по себе требовала гораздо больше знания, чем мог накопить человек. Уроборос является символом алхимиков, потому что наша задача замыкается сама на себя. Чтобы стать бессмертным, нужно сначала стать бессмертным.

И нам остался лишь медленный путь — идти к цели поколение за поколением, так же, как архитекторы работают над величайшими базиликами. Египет пал, но мы не пали. Рим ушёл в прошлое, но мы остались. Несколько родов, потомки древних жреческих семей Гиераконполя и Мемфиса, продолжают свою работу. Остановка привела бы к тому, что процесс, требующий четырёх тысяч лет постепенного асимтотического приближения к цели, пришлось бы начинать с начала, ведь, тексты, конечно, полезны, но обучать алхимика могут лишь настоящие учителя, обучавшиеся у учителей учителей, которые в свою очередь учились у учителей учителей учителей. О неверном шаге страшно даже подумать. Однако любая победа — единственный флакон Эликсира, единственный кусочек Камня — навсегда покончит с этим кошмаром. Мы станем бессмертными, превратимся в философов, чей жизненный срок наконец будет соответствовать глубинам тайн Природы.

Вот в чём состоит миссия нашей гильдии. Немногие из нас, прошедшие все экзамены, занимаются алхимическими исследованиями, двигающими вперёд Великое Делание. Другие учатся, чтобы стать учителями или учителями учителей. Провалившие экзамен остаются в гильдии в другом качестве и управляют её мирскими делами. Кто-то рыщет по деревням в поисках талантов, которые способны пройти обучение и стать подмастерьями. Другие заведуют нашими финансами. А наименее способные, вроде меня, тратят время на разговоры с другими людьми, пытаясь убедить их в важности нашей миссии. Ещё несколько веков, и у нас будет Камень. Я удовлетворил твоё любопытство?

— Полностью, если не считать изначального вопроса. Вы настолько заняты, что не можете уделить принцу пару недель?

— Бог устроил так, что Великое Делание непросто. Мы сделали всё, что в наших силах, чтобы обучить наших алхимиков, наших учителей, наших учителей учителей и так далее. Но в итоге обнаружилось, что способности человеческие заканчиваются там же, где начинается возможность успеха. По воле своей Он бросает нас в жернова асимптоты.

— Всё равно непонятно.

— Ты помнишь про архитектора, который учится в десять раз быстрее, чем нужно на исследования и при этом не может накопить больше, чем 700 лет знаний? У пятидесятого алхимика будет 696 лет обучения и он сможет потратить на собственные исследования лишь пять месяцев. Сотый алхимик получит 699,98 лет обучения и сможет потратить на исследования лишь день перед смертью. До этого мы ещё не дошли, но мы уже зашли довольно далеко. У нас нет Камня, но есть зелья, которые гарантируют определённый жизненный срок, чтобы никто не умер раньше времени. Последние несколько поколений на смертном одре говорили, что они почти чувствуют Камень, что нужно подумать лишь несколько часов ещё и мы его получим. Говорят, мой дед, умирая, понял рецепт Камня. Он начал диктовать, но его глаза закрылись навеки раньше, чем он успел закончить перечень ингридиентов.

— Ты просишь нас прервать работу на пару недель, чтобы спасти жизнь принца. Но такая остановка отбросит нас на поколения назад. Мы зашли слишком далеко, и сейчас ценны лишь несколько последних часов в жизни алхимика. Мы не можем уделить принцу часы. Даже секунды не можем.

— А ваши учителя… или учителя учителей?

— Они владеют алхимией в какой-то степени, но у них такая же ситуация. Наши учебники переписывались годами, и сейчас они настолько идеальны, что лишь в последние дни своей жизни учитель становится способен написать что-то лучше. А наши учителя учителей достигли такого мастерства, что лишь в последние дни своей жизни они способны создать учителя лучше, чем те, что уже существуют.

— И в системе нет вообще никакого запаса прочности?

— Только я и подобные мне. Те, кто признан неподходящими для исследований и обречены на мирские дела. Мы уже посылали вам одного такого. Он не справился. Больше нам дать некого.

— Короля это не обрадует. И принц умрёт.

— Все умирают, — ответил алхимик. — Если принц не умрёт в этом году, он умрёт в следующем. Или пятьдесят лет спустя. Вопрос не в том, когда мы умрём, а в том, что наши жизни добавят к Великому Деланию. Ртуть испаряется и исчезает. Но если её смешать с азотной кислотой, то, что останется, будет существовать вечно. Жизни тех, кто не является частью какого-либо Делания, значат для меня меньше, чем для них самих значит один день. Те же, кто двигает Делание, ценнее золота. Так и скажи королю.

— Тогда ты должен его научить, — сказал алхимик. — Как я научил тебя, а мои учителя научили меня, а их учителя научили их, и так далее до первых философов Египта.

С этими словами он посмотрел на меня, и в черноте его слишком неподвижных зрачков я узрел само Время.

Примеры

Илья Ильф (1897 – 1937) и Евгений Петров (1903 – 1942)

Чайковский Пётр Ильич

Читайте также: