Проблема авторского идеала в чеховских рассказах сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Антон Павлович Чехов - талантливейший русский писатель, который смог в своих произведениях раскрыть и показать русский менталитет, указать на важные моменты нашего исторического развития. в полной мере проблематика произведений раскрылась в его коротких рассказах, с которыми знаком любой школьник. Вспомним некоторое из них.

Рассказ "Хамелеон" повествует об эпизоде с бродячей собакой, о которой одни говорили, что она генеральская, а другие что просто уличная. Очумелов, главный герой, менял свое мнение в зависимости от мнения толпы. Чехов ставит перед читателями важные проблемы: подхалимства, чинопочитания, зависимости от чужого мнения и власти. когда прочитаешь рассказ, то становится понятен смысл названия. Очумелов, как хамелеон, меняет "окрас", пытаясь приспособиться к ситуации и выгадать себе пользу.

Проблема чинопочитания явно звучит и в произведении "Толстый и тонкий". Главные герои, друзья детства, после многих лет разлуки случайно встречаются. Казалось бы радостная встреча, но она оказалась омрачена тем самым чинопочитанием. Тонкий оказывает ниже по чину перед Толстым. Теперь все их веселое и беззаботное детство перечеркнуто "табелем о рангах". Тонкий тут же раскланивается перед Толстым, стараясь во всем ему угодить.

"Футлярность" - еще одна важная проблема в творчестве Чехова. Вспомним его рассказ "Ионыч". Главный герой - молодой врач Старцев Дмитрий Ионович приезжает работать в земскую больницу. Познакомившись с жителями города, Старцев понимает, что все они никак не пытаются возвысить идеалы, что их устраивает обыденность и повседневность. Старцев же, в свою очередь, стремится к духовному развитию, к многозначительным разговорам. К сожалению, после невзаимной любви Старцев стал потихоньку превращаться в Ионыча, все глубже уходя в свой "футляр". Через несколько лет он будет рад тому, что не женился, будет вечерами пересчитывать деньги и окончательно превратится в обывателя этого города.

Рассказ "Злоумышленник" мало кого оставит равнодушным. главный герой Григорьев Денис - обычный работяга из крестьян. Он попадает под следствие из-за того, что откручивал гайки с железнодорожного полотна. Делал это Денис не со злого умысла, а только лишь для рыбалки, чтобы соорудить грузило для удочки. Казалось бы это не самое жестокое преступление, но следователь добивается его ареста. Когда читаешь рассказ, становится жалко Григорьева. ведь из-за своей неграмотности, неумения точно выражать свои мысли, его бедноты он и попадет в тюрьму. Чехов формулирует серьезную проблему для своего века: безграмотность крестьян и их нищенское существование. также здесь прослеживается проблема непонимания власти и народа, нежелание власти сотрудничать с обычными людьми.

"Краткость - сестра таланта" - так сказал Чехов. В своих коротких рассказах Чехов смог уместить все свои мысли о народе, личности, государстве, образовании и многом другом.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблематика рассказов Чехова

Популярные сегодня темы

Человек в футляре' - произведение, написанное Антоном Павловичем Чеховым в мае 1898 года. Рассказ впервые увидел свет в журнале 'Русская мысль'. Произведение написано понятным языком и разделён на маленькие фрагменты

В мире существует бесчисленное множество различных праздников: 8 марта, 23 февраля, День Святого Валентина, День Победы и много других. Но мне особенно нравится другой праздник – День Рождения. Для меня он самый долгожданный и любимый

Пожалуй, осень является самым красивым и живописным временем года. Ведь именно осенью происходят большие перемены в природе. Недаром это прекрасное время года так любили описывать русские поэты

Я рос в очень бедной в семье. Кроме младшей школы, у нас больше общеобразовательных организаций не было. Я был самым старшим ребенком в семье и в деревне считался грамотеем

Мышкин выступает главным героем произведения, который возвращается домой после лечения за границей в клинике для душевнобольных.

В русской культуре положение Чехова — этого, по словам Л. Толстого, Пушкина в прозе — поистине уникально. Как Пушкин синтезирует традиции XVIII в. и открывает большой мегацикл отечественной литературной классики, так и Чехов завершает собой век классического искусства, осуществляя над ним критическую рефлексию, полемически отталкиваясь от классического наследия, прокладывая пути литературному модернизму. Особенность положения Чехова как художника во многом определяется его отношением к идеалу, выработанному предшествующей традицией русской классической словесности.

Таким образом, важнейшая проблема, которая встает в школьном преподавании Чехова, — это соотношение голосов, точек зрения и ценностных кругозоров автора и героев. Но все это может быть прослежено лишь в ходе нарратологического анализа, ставящего своей целью уяснение взаимосвязи акта повествования и субъектной организации художественного целого, или, иначе говоря, рассказываемого события и события самого рассказывания. Вопрос этот далеко не праздный, особенно применительно к повествовательной технике чеховских произведений.

Список литературы

Булгаков С. Н. Чехов как мыслитель // Соч. : в 2 т. Т. 2. М., 1993.

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. Л., 1972— 1990.

Лесков Н. С. Легендарные характеры. М., 1989.

Одесская М. Были ли идеалы у господина Чехова? // Вестн. РГГУ. Сер. Журналистика. Лит. критика. 2008. № 11. С. 219— 228.

Переписка А. П. Чехова : в 2 т. Т. 1. М., 1984.

Пушкин А. С. Полное собрание сочинений : в 10 т. 4-е изд. Т. 7. Л., 1978.

Скабичевский А. М. Есть ли у г-на А. Чехова идеалы? // А. П. Чехов: pro et contra. СПб., 2002.

Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Сочинения : в 18 т. М., 1977— 1988.

Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971. С. 266.

Чудаков А. П. Мир Чехова : возникновение и утверждение. М., 1986.

Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард. 2- е изд., испр., расшир. СПб., 1998.

4 Иные точки зрения представлены в исследованиях: [Федоров, 182— 186; Джексон, 125— 130; Тамарченко, 37— 53].

В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.

Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.

В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу "среда заела". Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе "Ионыч" как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.

Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — "обретение": жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.

В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: ". Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости". В это время герой знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.

На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в "футляр", отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое "он втянулся незаметно, мало-помалу", становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.

На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а "выезжает" уже "не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".

Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.

Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.

Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: "Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!"

Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание "дьячковского сына" обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.

Рассказ "Ионыч" — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было "светлый огонек" и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как "среда заела человека", но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.

В рассказе "Ионыч" звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!

Рассказы А. П. Чехова показывают типичные бытовые сюжеты и судьбы героев с иронией, они дают возможность почувствовать их скрытую глубину и истину. Писатель раскрывает серьезные вопросы в небольшой форме. Чехов вводит в литературу понятие "футлярность". Указывает на неспособность человека выйти за рамки обычного образа жизни, отступить от стереотипного мышления, которое диктуют окружающие, попробовать что-то новое. Эту проблему поднимает автор, потому как многие его герои не способны пожертвовать собственным душевным спокойствием, испытывают постоянное раздражение, ощущение разрушенной жизни. Проблема "футлярности" объединяет три произведения: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Эти произведения показывают читателю, насколько человек, боящийся нового, способен обмануть себя.

Рассказы этой серии посвящены проблеме власти, собственности и семьи. Персонажи, заключенные в свои собственные футляры, одержимы идеями, которые полностью подчиняют их своей воле. Беликов испытывает страх тревожной, раздражающей и пугающей своей непредсказуемостью жизни. Стремление достичь своей цели всеми возможными средствами уродует Николая Ивановича из рассказа "Крыжовник". Сомнения в том, что любовь принесет благополучие Анне Алексеевне и никоим образом не нарушит ее семейного покоя, подавляет Алехина. Беликов из произведения "Человек в футляре" стереотипно мыслит, боится отказаться от правил и осуждает все новаторское. "Футлярность" этого персонажа можно увидеть и во внешнем облике. Реальность раздражает и пугает его. В рассказе" Крыжовник " Чехов поднимает тему духовного опустошения и бессмысленного следования своей одержимости. Тема семьи и взаимоотношений раскрывается писателем в рассказе "О любви", в котором герои притупляют свои чувства к другим. Анна Алексеевна боится разрушить несуществующее семейное благополучие, а ее возлюбленный Алехин не уверен, что способен предложить ей достойную жизнь, и только тогда, когда приходит пора расставаться они понимают, как ничтожно все, что мешает им любить. Герои "Малой трилогии" слишком поздно осознают безнадежность "футлярной жизни". Чехов предлагает читателям отбросить все стереотипы, рискнуть и следовать своему собственному счастью.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: