Живучесть роли чацкого сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Судьба с детских лет заставила героя внимательно всматриваться в жизнь. Оставшийся сиротой, он более чуток к человеческому несчастью. Воспитанный Фамусовым как приёмный ребёнок, Александр сблизился со своей ровесницей – дочкой хозяина дома, которой выпала судьба тоже остаться без матери. Общие детские переживания героев, не знавших материнской ласки; совместные уроки в домашнем классе под руководством учителя-немца с указательным перстом сделали Чацкого и Софью близкими друг другу. К ним рано пришли симпатия и первая любовь.

Чацкий остался верен этому первому чувству юношеской любви. Он рассказывает в начале пьесы, как после трёхлетней разлуки торопился на встречу с Софьей, мчался без остановок, опрокидывался в снег с экипажем, лишь бы побыстрей увидеть ту, с которой связывает планы-мечты о женитьбе, семье, личном счастье.

Но Александру Андреевичу предстоит выступить не только в роли обманутого в своих надеждах несостоявшегося жениха. Грибоедов доверил ему другую роль, не сопоставимую с первой – дать в одном доме в один день бой, отголоски которого разойдутся по всей России, а не только по Москве. И в этой роли Чацкий великолепен. Он блестящий трибун-оратор, который не оставил камня на камне от спокойной самоуверенности фамусовского паноптикума, окостеневшего во взяточничестве и угодничестве.

Он не боится высмеивать, обвинять, общепринятый порядок. И с ним считаются, его уколов боятся, хотя оружие героя – только слово. Но писатель убеждает, что смелая обличительная речь – это тоже дело.

Роль Андрея Чацкого

Итак, основным поводом для приезда Чацкого в дом Фамусова являлась его страстная любовь к Софье, дочери Фамусова. Годы, проведённые вдали от музы своего сердца, не охладили пылкие чувства Чацкого. И его подстерегает ещё одно глубокое разочарование — его избранница влюбленна в Молчалина. Софья является жертвой среды, которая её породила и вырастила. В дальнейшем это приведёт её к катастрофе и бесполезному раскаянию.

Чацкий вступает в ожесточённое сражение с фамусовским обществом. В ходе развития произведения в словах главного героя всё отчётливее проступает прямая противоположность его мировоззрения взглядам фамусовской Москвы, устаревшим пережиткам прошлых веков. Чацкому противны деспотизм, лесть и бездонная пустота интересов консервативных представителей дворянства. Столкновение Чацкого — человека умного и целостного, готового бороться за идею — с лицемерным обществом было неизбежно.

Чацкий выступает за единение образованной интеллигенции с народом. Он стоит за развитие русской культуры, осваивающей все лучшие достижения европейской цивилизации. Всё это идёт в противовес фамусовскому обществу, рабски подражающему исключительно внешней культуре Запада, пренебрегающему родным языком и пренебрегающему людьми крестьянского происхождения. Чацкий твёрдо отстаивает свободу мнений, он считает что каждый волен открыто высказывать свои убеждения. Он резко против раболепства перед вышестоящими чинами.

Вариант 2

Александр Чацкий против крепостного права. Его цель изменить это общество и освободить русский народ. Чацкий не понимает того, как вообще можно продавать людей, ведь это вовсе не вещи. У каждого человека ведь есть свои цели и мечты.

Пример 1

Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии “Горе от ума” поднимает проблему конфликта одного молодого человека со старым консервативным устройством в обществе. Однако он был обречен на поражение.

Чацкий является представителем нового молодого поколения России, которое мыслит прогрессивно. А застарелое общество не готово ни к чему новому, оно боится перемен. Из-за того, что он один в этой борьбе, в принципе исход конфликта понятен. Не смотря на то, что Чацкий презирает устои старого общества, однако изгнание из него мучает молодого человека, ведь он вырос здесь, Фамусов даже бывало заменял ему отца. Однако изгнание Чацкого нельзя считать полной победой фамусовского общества. Юноша сам кричит: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. Он прекрасно понимает, что мир огромен и где-то он обязательно сможет найти единомышленников. Так же мы видим упоминания о брате Скалозуба и князе Федоре, которые тоже понемногу стремятся к новому. Конечно же таких людей со временем будет становиться все больше и больше. Поэтому, можно утверждать, что конфликт только зарождается. Просто Чацкий первым попадает на передовую, поэтому на него сыплются все шишки, ведь такие люди поначалу чудаки для всех, поэтому и являются жертвами. Однако эти проблемы не единственные, терзающие молодого человека. Он не раскусил Молчалина и не осознал отношение Софьи, в итоге испытал крах в любви. Он недооценил того, насколько сильно общество будет сопротивляться. Чацкий рассказывает свои теории и вдруг обнаруживает, что всем все равно. Они так и продолжают кружиться в вальсе. Поэтому так легко его и изгнали, просто навесили ярлык сумасшедшего с легкой подачи Софьи. Общество само поставило ему диагноз, само в это поверило. Никто даже и не задумывается о том, чтобы убедиться лично, правда ли Чацкий болен. Они просто жертвы слухов. Единственное, что сделал Чацкий – пошатнул устои, нанес брешь застарелому устройству системы. Теперь общество задумается о том, что не так и незыблемы их позиции. Они будут понимать, что Чацкий лишь первый, кто посягнул на законы, принятые уже давно.

Автор хочет показать, что со временем таких Чацких будет все больше и больше. Поначалу они будут чудаками, от них будет легко избавиться, однако по прошествии времени их станет больше, и тогда рухнет старая система. В прошлое будут уходить традиции и устои консервативного общества. Время неумолимо движется вперед, все новое всегда меняет старое.

Сочинение 3

Можно сказать о том, что данная комедия, написанная замечательным автором Грибоедовым, считается одной из значимых для всей литературы. В ней сочтены такие черты, которые относят к позднему классицизму, который находился на грани своего ухода. Также, в произведении можно наблюдать черты вновь появившихся художественных приемов, характерных для того времени, которые были частью романтизма и реализма. Именно поэтому и можно говорить о том, что образы героев отображены подобным образом. Если в период классицизма персонажи отображались как положительные и отрицательные, которые отражались ярко и конкретно, то произведения, написанные в более поздний период, содержат в себе героев другого плана. Они обладают рядом параметров, согласно которым их трудно отнести к какому-то конкретно классу. Этого и хотел добиться автор, ведь он использовал жанр реализма для того, чтобы раскрыть всю суть героев, которые были похожи на простых людей.

Читатель может узнать о Чацком еще до того, как он появляется в произведении. О нем в одном из разговоров вспоминает Лиза, которая отзывается о нем, как об очень умном и интересном человеке. Он действительно обладал интеллектом, что очень сильно выделяло его на фоне остальных персонажей. Если говорить о конфликте данного героя с другими персонажами, то стоит сказать, что он проявлял неоднозначность в своих поступках и решениях. Также, можно отметить и то, что иногда он был излишне вспыльчив и неусидчив. Помимо этого, он не был терпеливым человеком, что зачастую мешало ему принимать обдуманные решения. Произведение получилось ярким, интересным и поучительным.

Другие сочинения: ← Крылатые выражения и фразы героев и персонажей Горе от ума↑ ГрибоедовГоворящие фамилии и их значение в комедии Горе от ума →

Пример 2

Типичным представителем новых идей и взглядов на жизнь становится Александр Андреевич Чацкий. Он тоже дворянин, но со старым поколением его ментально уже ничего не связывает. Он так же готов служить Родине, но только не ради чинов, а ради блага ее. В нем есть любовь к русскому народу, но не к тому, что смешивает русский язык с нижегородским, а к истинному. Чацкий завуалированно выступает против рабства. Об этом нам говорят его монологи о свободе. Тема отмены крепостного права — главная на тайных собраниях новых дворян, поэтому все разговоры о свободе отсылают нас именно к этой теме.

Чацкий обрушивает на Фамусова и его гостей всю свою дерзость и смелость, изобличая их во всех грехах: в трусости, с лицемерии, в чинопочитании, в стремлении к обогащению, в бесхребетности, необразованности и неповоротливости.

Судьба с детских лет заставила героя внимательно всматриваться в жизнь. Оставшийся сиротой, он более чуток к человеческому несчастью. Воспитанный Фамусовым как приёмный ребёнок, Александр сблизился со своей ровесницей – дочкой хозяина дома, которой выпала судьба тоже остаться без матери. Общие детские переживания героев, не знавших материнской ласки; совместные уроки в домашнем классе под руководством учителя-немца с указательным перстом сделали Чацкого и Софью близкими друг другу. К ним рано пришли симпатия и первая любовь.

Чацкий остался верен этому первому чувству юношеской любви. Он рассказывает в начале пьесы, как после трёхлетней разлуки торопился на встречу с Софьей, мчался без остановок, опрокидывался в снег с экипажем, лишь бы побыстрей увидеть ту, с которой связывает планы-мечты о женитьбе, семье, личном счастье.

Но Александру Андреевичу предстоит выступить не только в роли обманутого в своих надеждах несостоявшегося жениха. Грибоедов доверил ему другую роль, не сопоставимую с первой – дать в одном доме в один день бой, отголоски которого разойдутся по всей России, а не только по Москве. И в этой роли Чацкий великолепен. Он блестящий трибун-оратор, который не оставил камня на камне от спокойной самоуверенности фамусовского паноптикума, окостеневшего во взяточничестве и угодничестве.

Он не боится высмеивать, обвинять, общепринятый порядок. И с ним считаются, его уколов боятся, хотя оружие героя – только слово. Но писатель убеждает, что смелая обличительная речь – это тоже дело.

Вариант 2

Александр Чацкий против крепостного права. Его цель изменить это общество и освободить русский народ. Чацкий не понимает того, как вообще можно продавать людей, ведь это вовсе не вещи. У каждого человека ведь есть свои цели и мечты.

Сочинение 3

Можно сказать о том, что данная комедия, написанная замечательным автором Грибоедовым, считается одной из значимых для всей литературы. В ней сочтены такие черты, которые относят к позднему классицизму, который находился на грани своего ухода. Также, в произведении можно наблюдать черты вновь появившихся художественных приемов, характерных для того времени, которые были частью романтизма и реализма. Именно поэтому и можно говорить о том, что образы героев отображены подобным образом. Если в период классицизма персонажи отображались как положительные и отрицательные, которые отражались ярко и конкретно, то произведения, написанные в более поздний период, содержат в себе героев другого плана. Они обладают рядом параметров, согласно которым их трудно отнести к какому-то конкретно классу. Этого и хотел добиться автор, ведь он использовал жанр реализма для того, чтобы раскрыть всю суть героев, которые были похожи на простых людей.

Читатель может узнать о Чацком еще до того, как он появляется в произведении. О нем в одном из разговоров вспоминает Лиза, которая отзывается о нем, как об очень умном и интересном человеке. Он действительно обладал интеллектом, что очень сильно выделяло его на фоне остальных персонажей. Если говорить о конфликте данного героя с другими персонажами, то стоит сказать, что он проявлял неоднозначность в своих поступках и решениях. Также, можно отметить и то, что иногда он был излишне вспыльчив и неусидчив. Помимо этого, он не был терпеливым человеком, что зачастую мешало ему принимать обдуманные решения. Произведение получилось ярким, интересным и поучительным.

Роль Чацкого в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

В данном произведении Акулина, это и есть Елизавета Муромская, она переоделась в крестьянку, для того чтобы познакомиться со своим будущим мужем. Главная героиня повести Елизавета

На картине Владимира Егоровича Маковского изображен летний день, два человека в лодке рыбачат. Один из них еще совсем маленький, второй старше, похож на дедушку. Они наслаждаются природой

Произведения Максима Горького дали ему величие в литературе и немалую популярность среди читателей. Именно его творческая деятельность оказалась явным предметом всеобщего обсуждения. Таким успехом у современников может похвастаться не каждый классик.

Иван Алексеевич Бунин является выдающимся писателем, которого волновала тема любви. Множество произведений он посвятил именно вопросам о том: что же значит это возвышенное чувство?

(Критический этюд)

Бенефис Монахова, ноябрь, 1871 г.

Несмотря на гений Пушкина, передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в прошлое. Гениальные создания его, продолжая служить образцами и источником искусству, – сами становятся историей. Мы изучили Онегина, его время и его среду, взвесили, определили значение этого типа, но не находим уже живых следов этой личности в современном веке, хотя создание этого типа останется неизгладимым в литературе. Даже позднейшие герои века, например, лермонтовский Печорин, представляя, как и Онегин, свою эпоху, каменеют, однако, в неподвижности, как статуи на могилах. Не говорим о явившихся позднее их более или менее ярких типах, которые при жизни авторов успели сойти в могилу, оставив по себе некоторые права на литературную память.

Критика не трогала комедию с однажды занятого ею места, как будто затрудняясь, куда ее поместить. Изустная оценка опередила печатную, как сама пьеса задолго опередила печать. Но грамотная масса оценила ее фактически. Сразу поняв ее красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишья, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения.

Но пьеса выдержала и это испытание – и не только не опошлилась, но сделалась как будто дороже для читателей, нашла себе в каждом из них покровителя, критика и друга, как басни Крылова, не утратившие своей литературной силы, перейдя из книги в живую речь.

Печатная критика всегда относилась с большею или меньшею строгостью только к сценическому исполнению пьесы, мало касаясь самой комедии или высказываясь в отрывочных, неполных и разноречивых отзывах. Решено раз всеми навсегда, что комедия образцовое произведение, – и на том все помирились.

Что делать актеру, вдумывающемуся в свою роль в этой пьесе? Положиться на один собственный суд – не достанет никакого самолюбия, а прислушаться за сорок лет к говору общественного мнения – нет возможности, не затерявшись в мелком анализе. Остается, из бесчисленного хора высказанных и высказывающихся мнений, остановиться на некоторых общих выводах, наичаще повторяемых, – и на них уже строить собственный план оценки.

Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного – Чацкого. Так все они начертаны верно и строго и так примелькались всем. Только о Чацком многие недоумевают: что он такое? Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде. Если было мало разногласия в понимании других лиц, то о Чацком, напротив, разноречия не кончились до сих пор и, может быть, не кончатся еще долго.

Другие, отдавая справедливость картине нравов, верности типов, дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой – моралью, которою пьеса до сих пор, как неистощимый колодезь, снабжает всякого на каждый обиходный шаг жизни.

Несмотря на то, всякий раз, однако, когда меняется персонал в ролях, и те и другие судьи идут в театр, и снова поднимаются оживленные толки об исполнении той или другой роли и о самых ролях, как будто в новой пьесе.

В пьесе "Горе от ума" А. С. Грибоедова Александр Андреевич Чацкий играет главную роль. Он же и является единственным положительным героем в комедии. А также именно ему посвящено название произведения "Горе от ума".Так почему же от "ума" герой терпит страдания? Во времена Александра Сергеевича Грибоедова комедии принято было заканчивать поражением пороков и прославлением добра. Но в конце пьесы именно Чацкий уезжает из косного "фамусовского общества".Но только на первый взгляд может показаться,что Чацкий побежден. Сразу хочется отметить, что роль Чацного в пьесе и "страдательная",и в то же время "победительная".

Чацкий,просвещенный человек, со счастливым умом отчетливо видит несовершенство общественного устройства.

Еще Александр Сергеевич Пушкин отметил, что первый признак умного человека -это знать, с кем говоришь и "не метать бисера перед свиньями".Но Чацкий не только умен, он полон энергии и готов,обличая пороки, бороться с ними. Именно его горячность и сыграет против него и побудит Софью пустить слух о его сумасшествии. Из-за "ума" Чацкого его не готово принять косное "фамусовское общество". В этом обществе не принято отличать пороки,здесь вса построено на этих самых "пороках". Это проявляется в отношении к службе, просвещению и книгам. Фамусов готов "сжечь все книги",так как не видит в них пользы. Наоборот, от "русских книг" ему "больно спится".

А его фраза :"Подписано, так с плеч долой" красочно демонстрирует отношение дворян к службе. Скалозуб честно признается, что "метит в генералы". Молчалин готов льстить всем подряд, даже "собачке дворника",чтобы получить одобрение хозяйки.Главная его цель-продвижение по службе,даже если для этого потребуется жениться на Софье. Чацкий же скептически относится к чинам."Чины людьми даются, а люди могут обмануться"-подводит итог собственным рассуждениям.

Таким образом, Чацкий, являясь представителем "века нынешнего" противопоставляется "фамусовскому общетсву",то есть "веку минувшему".Его не понимают и не принимают представители "фамусовского общества"и герой болезненно страдает от этого.

Читайте также: