Жилищные проблемы в казахстане сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Приключенческо-студенческий романтизм советской молодежи, покоряющей целинные земли, закончился во времена развала страны, обещавшей к 2000 году квартиру каждому советскому гражданину.

! А где?

"Мы будем жить с тобой в маленькой хижине на берегу очень быстрой реки. " Вячеслав Бутусов

Приключенческо-студенческий романтизм советской молодежи, покоряющей целинные земли, закончился во времена развала страны, обещавшей к 2000 году квартиру каждому советскому гражданину. Время прошло, проблема осталась.

Несмотря на экономический рост Казахстана и стратегию развития, внедренную президентом республики некоторые "проблемные вопросы" до сих пор остаются камнем преткновения двух сторон: государства и людей в нем живущих.

Даже если абстрагироваться от подводных течений и не внедряться вглубь сложных процессов, на поверхности останется остро стоящая для многих жилищная проблема.

На чем стоим и что стоим?

- Министерство финансов Казахстана, казахстанская ипотечная компания и 11 коммерческих банков второго уровня подписали меморандум о сотрудничестве по реализации государственной программы развития жилищного строительства на 2005-2007 годы, - напомнил мне в беседе один из представителей местного банка. - Это специальная программа казахстанской ипотечной компании, которая будет финансировать жилье эконом-класса. Согласно проекту новой жилищной программы стоимость квадратного метра не должна превышать $350. Пока цифра не пересматривалась, но по предварительным прогнозам специалистов Департамента архитектуры и строительства Костанайской области 350 у.е. за квадратный метр нового жилья - отнюдь не предел.

Но и такая, казалось бы, умеренная плата за новое, а главное "свое" жилье, по карману далеко не всем. Сегодня теоретически попадая "в рамки" госпрограммы, я и моя молодая семья, практически не может позволить себе ни госкредита на жилье, ни кредита, любезно предоставленного банком.

Некоторые аналитики считают происходящее сегодня на рынке жилья "мыльным пузырем", который вот-вот лопнет.

- Проблема еще и в том, - говорит историк-политолог Элина Зурапова, - что кривую цен на недвижимость, резко ползущую вверх, люди воспринимают не вполне адекватно, хотя и резонно внимая пословице "держать нос по ветру". Они с бешеной скоростью продают и сдают свои "хрущевки", потом покупают квартиры "чуть лучше" - добавляя к своим накоплениям деньги банковского кредита, и считают, что жизнь удалась. Однако никого не удивляет тот факт, что качество жилья со временем не улучшилось, новых домов в Костанае практически нет, а то, что сейчас строится - это дома, так называемого "элит-класса", квадратный метр пространства в которых по карману отнюдь не среднестатистическому костанайцу.

Как воздух приносит деньги

"Летели качели Без пассажиров, Без постороннего усилия Сами по себе…"

И вот он - ранее неизвестный городу рынок. Те, кому повезло чуть больше, чем остальным и помимо собственного жилья есть дополнительно-стоящее (в смысле, стоит и пустует) - открывают свои агентства по недвижимости.

Две "бабушкины квартирки" начинают приносить деньги, причем, что называется на пустом месте. Достаточно скромная однокомнатная квартира в центре города за сутки обойдется вам от двух до пяти тысяч тенге.

Если вы намерены снимать жилье, то придется откладывать, как минимум одну зарплату (если вы живете вдвоем) на то, чтобы эту жилплощадь "прокормить". Та же пресловутая "малометражка" будет стоить вам, как минимум 30-40 тысяч тенге в месяц и седых волос (с внезапно потёкшими трубами, перегоревшими проводами в подъезде и вечно заклинивающимся между этажами лифтом).

Вопрос становится ребром: где жить? Анализ цен на недвижимость Костанайской области дал неутешительные для большинства населения результаты. Средняя стоимость однокомнатной квартиры в центре города сегодня варьируется от 12 до 24 тысяч долларов. Однако это не самые лучшие квартиры и не в самых лучших домах, разумеется. Небольшой дом в пригороде обойдется вам не меньше 30-40 тысяч в той же валюте. Для сравнения, трехкомнатную квартиру в Челябинске вы можете приобрести за 25-30 тысяч у.е.

Далее, хочется верить, цены стабилизируются. Как прокомментировал ситуацию представитель местного банка, рост цен на недвижимость сегодня вполне оправдан. Почему то ни у кого не вызвал недоумения "период 90-х", повлекший за собой резкий обвал цен на недвижимое имущество, "сегодня просто настало время перемен!". Китайский народ, наверное, был бы напуган таким заявлением.

Чья крыша-то?

А вот это уже вопрос некорректный. Сегодня, не побоюсь этого глагола, купить квартиру по силам большой семье с совокупным бюджетом, удовлетворяющим запросы банка, способной один раз в месяц отдавать ему 40-50 тысяч тенге. И еще, как минимум лет десять жить в ожидании чуда - стать полноправным хозяином многострадальной жилплощади.

Неофициальный опрос населения выявил интересный процент людей (чуть меньше половины опрошенных), которые вполне серьезно берут кредиты на жилье сроком на 20-30 лет в надежде, что …банк лопнет! Остальные надеются на (какое-то чудо), понижение процентных ставок банком или дальнейшую перепродажу имущества на более выгодных условиях (все тот же рост цен).

Так что же творится с процентными ставками? В Казахстане уровень инфляции на порядок ниже наших соседей по СНГ (в сравнении с той же Россией), однако, ставки вознаграждения банку остаются достаточно высокими.

С чем это связано? Одни объясняют сложившуюся ситуацию отсутствием рынка, вложив иной смысл в поговорку "мал золотник да дорог" (мол, достойных заемщиков не хватает, вот вам и процентная ставка!). Другие считают, что только со временем банками и государством будут созданы более выгодные (читай, приемлемые) условия кредитования страждущего населения.

"Несмотря на все плюсы ипотечного кредитования граждан, этот вид покупки жилища все-таки считается привилегией состоятельных людей", - считает банкир Ерлан Орынбаев. Он же в беседе привел пример достаточно точно обрисовавший существующую проблему. Так, его друг, проживающий в Соединенных Штатах Америки, смог купить себе двухуровневый коттедж на лазурном берегу моря за 250 тысяч американских долларов. Примерно столько же стоят загородные коттеджи в Костанае и обыкновенные частные дома под Алматы. Крутого же особняка в черте южной столице меньше чем за полмиллиона уже днем с огнем не сыскать.

Покупка жилья для многих сегодня является одним из главных вопросов существования. Несмотря на преграды и величину риска, многие молодые семьи только благодаря ипотечному кредитованию и стартовавшей жилищной программе смогли и смогут в ближайшем будущем обеспечить себя такой долгожданной крышей над головой.

А уж где жить в "маленькой хижине" или "роскошном замке" дело выбора и времени.

По прогнозам тех же банкиров рост цен на недвижимость и общий экономических рост республики непременно повлечет за собой и рост материального благосостояния каждого гражданина Казахстана в отдельности…

Глава I. Новая жилищная политика в Республики Казахстан.

1.Жилищная проблема в Республики Казахстан.

2.Новое жилищное законодательство в Республики Казахстан
: источники, состав и порядок

Список использованной литературы

В В Е Д Е Н И Е

Приватизация государственного жилищного фонда, нестабильность цен,
снижение вследствие инфляции покупательных способностей населения
существенного изменили ситуацию в жилищной сфере Республики Казахстан.
Поворот в жилищной политике, обусловленный новыми рыночными
отношениями, состоит в переходе в основном от прежней практики
распределения жилья, построенного за счет бюджетных ассигнований, к
зарабатыванию его самими гражданами, в поэтапном переводе жилищной сфери в
режим бездотационного функционирования. Но в обоих случаях государство
должно обеспечить социальную защиту определенных категорий граждан,
особенно малоимущих слоев населения.
При активной государственной поддержке жилищное строительство могло бы
стать начальной точкой оздоровления и роста экономики, увлекая за собой
широкий спектр других отраслей. Это способствовало бы финансовой
стабилизации, создавая у населения стимулы к накоплению, сдерживанию роста
безработицы за счет организации в строительстве новых рабочих мест.
В настоящее время требуется проведение принципиально новой жилищной
политики и превращение ее в один из приоритетов общества. Необходимо
создать реальную возможность строительства или приобретение жилья семьям со
средними и частично низкими доходами. Без существенного повышения доли
частного жилищного сектора не сформировать важнейшие составляющие рыночной
экономики - рынок жилья и рынок труда.
Все эти факторы обусловили выбор темы дипломной работы и послужили
основанием для ее написания.
В основу работы были положены Указ Президента Республики Казахстан от
6 сентября 1993 года "О новой жилищной политике", Государственная программа
новой жилищной политики и механизмы ее реализации, разработанная во
исполнение постановления Президента Республики Казахстан от 15 июля 1992
года "О мерах по реализации стратегии становления и развития Казахстана как
суверенного государства", а также Закон Республики Казахстан "О жилищных
отношениях" принятый 16 апреля 1997 года.
В ходе написания работы были изучены и другие законодательные и
нормативные акты имеющие прямое и косвенное отношение к теме исследования,
а также учебная и специальная литература ( монографии, брошюры, статьи).
Работа состоит из ведения, трех глав и заключения.

Глава I. Новая жилищная политика в Республики Казахстан.
1.Жилищная проблема в Республики Казахстан.

В Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 года
закреплено создание в Республике Казахстан всех условий для обеспечения
граждан жильем. Жилищная проблема была и остается одной из самых острых
социальных проблем современности. Еще Ф. Энгельс, выступая на могиле К.
Маркса в знаменитой своей речи отметил "Прежде чем что-либо производить,
люди должны иметь пищу, одежду и жилище. "1
Справедливости ради следует отметить, что государство СССР с первых
дней своего зарождения считало своей главной задачей обеспечить каждую
семью отдельным жильем. Даже на знаменах Октябрьской революции было
начертано обещание решить жилищную проблему. И хотелось бы подчеркнуть, что
в этом направлении предпринимались различные жилищные программы, начиная с
времен Н.С. Хрущева и кончая программой "Жилье-91". Были установлены
нормированные ставки оплаты жилья и коммунальных услуг, которые, однако
изначально не покрывали затрат на содержание жилищно-коммунального
хозяйства. С ростом инфляции, возрастанием стоимости основных фондов в
жилищно-коммунальном хозяйстве, повышением качества жилья, сооружением
дорогостоящих систем канализации, водо-энергоснабжения, дефицит затрат, на
содержание жилья все в большей степени приходилось покрывать за счет
бюджета.
Справедливости ради следует отметить, что расходы по оплате жилья и
коммунальных услуг составляли в бюджете семьи сравнительно небольшой
процент и были вполне доступны людям с невысоким уровнем доходов.
Государство на жилье не наживалось, а разорялось. Квартплата была
самая низкая в мире. От государственной квартиры никто и никогда не
отказывался, потому что плата за нее была доступна каждой семье. Нельзя
также отрицать и то, что основной упор делался на бесплатное предоставление
жилья за счет государства нуждающимся в улучшении жилищных условий без
учета состава семьи и ее материального достатка. Ставка на уравниловку
привела к тому, что несмотря на бурный рост жилищного строительства,
индустриальные методы его ведения, очередь граждан на получение бесплатного
жилья двигалась медленно, а намечаемые сроки решения жилищной проблемы и
обеспечения каждой семьи отдельной квартирой неоднократно переносились.
Ощутимый урон жилищному хозяйству нанесла Великая Отечественная война 1941-
1945 гг. и необходимость восстановления разрушенного народного хозяйства.
В конце 50-х годов постепенно пришли к сознанию того, что только за
счет государства жилищную проблему не решить, необходимо активно подключить
к строительству жилья сбережения самих граждан. Происходит заметное
оживление жилищно-строительной кооперации. Появляется все большее
количество жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и соответственно
утверждается Советом Министров Казахской ССР 19 апреля 1965 года № 295
"Примерный Устав жилищно-строительного кооператива".1
В 70-80-е годы в Республике было немало случаев сознательного
отступление от требований советских жилищных законов со стороны ряда
руководителей, которые злоупотребляя служебным положением, грубо нарушали
порядок предоставление жилья, в обход очередности и без учета реальной
нуждаемости обеспечивали квартирами свои семьи, родственников, приятелей и
земляков. В сфере распределения и использования жилья
нередкими были случаи протекционизма и коррупции, что не только серьезно
удлиняло сроки предоставления жилищ нуждающимся гражданам, по много лет
стоящим в квартирных очередях, но и нанесло огромный нравственный ущерб
авторитету соответствующих органов, вере в социальную справедливость.. Хотя
были разработаны и приняты " Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Казахской ССР"
утвержденный Советом Министров Казахской ССР и Казсовпрофом 14 сентября
1984 года1 и многие другие нормативные акты,2 радикально решить жилищную
проблему даже в начале 90-х годов ХХ века не удалось.
С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы
потребности в жилье удовлетворялись не за счет общественных фондов
потребления, а за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности
граждан. В этих целях были развернуты приватизация жилищного фонда, выдача
гражданами, нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездных субсидий
на строительство или приобретение жилья, выпускались жилищные купоны
удостоверяющие право граждан на приобретение квартиры в собственность. Так,
13 сентября 1991 года было утверждено Постановлением Президента Казахской
ССР "Положение о купоном механизме приватизации государственной
собственности в Казахской ССР", а 24 января 1992 года Кабинетом Министров
Республики Казахстан утверждено "Положение о приватизации государственного
жилищного фонда в Республики Казахстан".
Эти положения определили правовые основы, порядок, правила и процедуры
приватизации жилых помещений и распространялись только на квартиры ( дома)
государственного жилищного фонда.
Под приватизацией государственного жилищного фонда понималась
бесплатная передача и продажа в собственность граждан на добровольной
основе занимаемых ими жилых помещений.
6 сентября 1993 года Указом Президента Республики Казахстан утверждена
"Государственная программа новой жилищной политики и механизмы ее
реализации", которая была разработана во исполнение постановления
Президента Республики Казахстан от 15 июля 1992 года "О мерах по реализации
стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства".
Все эти меры направлены на то, чтобы сколотить широкий социальный слой
частных собственников жилья, создать рынок жилья преодолеть отрицательные
последствия уравниловки в деле обеспечения граждан жильем.
Но как показывает практика, к созданию рынка жилья мы оказались столь
же неподготовленными, как и к созданию рынка труда и капиталов.
Государственная программа жилищного строительства свернута, объемы ввода
жилья в эксплуатацию резко сократились, стоимость жилья многократно
возросла ( особенно в бывшей столице Алматы), очередь на получение
государственного и муниципального жилья практически не движется. В этой
области, как и во многих других, наблюдается имущественное и социальное
расслоение общества.
Таким образом, на нынешнем этапе решения жилищной проблемы наметились
как положительные, так и отрицательные тенденции. Положительные
усматриваются в том, что расширены возможности граждан, по распоряжению
полученным ( приватизированным или купленным) жильем. В частности, граждане
имеют право отчуждать, передавать наследникам и т.д. Отрицательные -
состоят в том, что перспективы получения жилья для подавляющего большинства
очередников становится все более призрачной, а кредиты явно не покрывают
затраты на приобретение жилья в собственность и вопрос об их возврате
усугубляется растущей инфляцией. Множится число преступлений, совершаемых
на почве квартирного бизнеса.
К этому следует добавить также растущую изо дня в день оплату жилья,
электроэнергии, телефона, коммунальных услуг, которые возросли в тысячи раз
и большинству людей становятся труднодоступными, особенно в связи с
задержкой выплаты пенсий, пособий и заработной платы.
В нынешних непростых условиях все ветви власти должны осознать, что
без широкой государственной поддержки обеспечение граждан жильем становится
для миллионов людей неразрешимой проблемой.
Не менее важно восстановить государственное управление системой
жилищно-коммунального хозяйства, учет граждан, нуждающихся в жилье, понять,
наконец что без дотаций из государственного и местного бюджета, обуздания
монополистов, обеспечивающих население водой, энергоресурсами, отвечающих
за санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие городов и
населенных пунктов, оказание коммунальных услуг, система жилищно-
коммунального хозяйства придет в окончательный упадок. Надо учесть при
этом, что основная масса жилья была построена 20-30 лет назад и нуждается в
серьезной реставрации, а многие здания вообще не отвечают современным
требованиям благоустройства и здорового быта.
2.Новое жилищное законодательство в Республики Казахстан:
источники, состав и порядок
Впервые кодификация жилищного законодательства в бывшем СССР была
проведена в первой половине восьмидесятых годов, а точнее 24 июня 1981
года Верховный Совет СССР принял Основы жилищного законодательства Союза
ССР и союзных республик.1 А чуть позже 30 июня 1983 года Верховный Совет
Казахской ССР принял на базе Основ первый Жилищный кодекс Казахской ССР2 ,
который вступил в силу с 1 января 1984 года. Затем в 1992 году 1 июля был
принят новый жилищный кодекс Республики Казахстан.3
С тех пор произошли коренные изменения, обусловленные главным образом
распадом СССР и образованием независимых суверенных государств и переводом
экономики на рельсы рыночного хозяйства. В результате всего этого и Основы
жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищный кодекс
Казахской ССР утратили роль базовых законодательных актов в области
жилищного права и в настоящее время не применяются, т.к. были рассчитаны на
принципиально иной социально-экономический, политический и духовный строй
общества. К тому же эти законы пришли в противоречия с законодательными
актами принятыми позднее.
В настоящее время основными или базовыми законодательными актами в
области жилищного законодательства являются Конституция Республики
Казахстан принятая 30 августа 1995 года ( ст.25,26) и Закон Республики
Казахстан "О жилищных отношениях" принятый 16 апреля 1997 года,4 а также
нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан, принятого 27 декабря 1994
года ( общая часть) и иное законодательство, издаваемое в соответствии с
ними.
В области регулирования жилищных отношений видная роль отводится указу
Президента Республики Казахстан "О новой жилищной политике" от 6 сентября
1993 года № 1344, постановлению Правительства Республики Казахстан от 4
октября 1995 года № 1299 "О мерах по развитию жилищно-коммунального
хозяйства республики", постановлению Правительства Республики Казахстан от
27 мая 1996 года № 647 "О мерах по развитию потребительских кооперативов
собственников квартир и нежилых помещений в жилых домах" и постановлению
Правительства Республики Казахстан "О переходе на новые принципы оплаты
содержания жилья и жилищно-коммунальных услуг" от 12 апреля 1996 года №
437.
Наряду с законами, указами Президента и постановлениями Правительства
к источникам жилищного законодательства относятся акты государственных
комитетов, министерств и ведомств, в том числе и тех, которые ныне свое
существования прекратили. Так, продолжает действовать Инструкция о порядке
обмена жилыми помещениями утвержденная Постановлением Совета Министров
Казахской ССР в 1985 году,1 а также Инструкция о порядке сохранения за
гражданами, временно отсутствующими по условиям и характеру работы, жилого
помещения в месте постоянного жительства ( Инструкция о порядке
бронирования жилого помещения), утвержденная Советом Министров Казахской
ССР от 17 января 1985 года.2 Но, разумеется все они действуют лишь в части,
не противоречащей позднее принятым законам и иным нормативным актам.
Некоторые нормативные акты, регулирующие жилищные отношения,
принимаются на региональном уровне - местными представительными
и исполнительными органами. Так 30 апреля 1996 года принято решение Акима
г.Алматы "О создании кооперативов собственников квартир" в Алматы.1
Наконец, к вспомогательным источникам жилищного законодательства
надлежит отнести руководящие разъяснения Пленума Верховного . продолжение

Жилищная проблема была и остается одной из самых острых социальных проблем современности. Еще Ф. Энгельс, в знаменитой своей речи отметил “Прежде чем что- либо производить, люди должны иметь пищу, одежду и жилище…” [1]. На нынешнем этапе решения жилищной проблемы наметились как положительные, так и отрицательные тенденции. Положительные усматриваются в том, что расширены возможности граждан, по распоряжению полученным ( приватизированным или купленным) жильем. В частности, граждане имеют право отчуждать, передавать наследникам и т.д. Отрицательные — состоят в том, что перспективы получения жилья для подавляющего большинства очередников становится все более призрачной, а кредиты явно не покрывают затраты на приобретение жилья в собственность и вопрос об их возврате усугубляется растущей инфляцией. Множится число преступлений, совершаемых на почве квартирного бизнеса. К этому следует добавить также растущую изо дня в день оплату жилья, электроэнергии, телефона, коммунальных услуг, которые возросли в тысячи раз и большинству людей становятся труднодоступными, особенно в связи с задержкой выплаты пенсий, пособий и заработной платы. В нынешних непростых условиях все ветви власти должны осознать, что без широкой государственной поддержки обеспечение граждан жильем становится для миллионов людей неразрешимой проблемой. Не менее важно восстановить государственное управление системой жилищно- коммунального хозяйства, учет граждан, нуждающихся в жилье, понять, наконец, что без дотаций из государственного и местного бюджета, обуздания монополистов, обеспечивающих население водой, энергоресурсами, отвечающих за санитарно- эпидемиологическое и экологическое благополучие городов и населенных пунктов, оказание коммунальных услуг, система жилищно-коммунального хозяйства придет в окончательный упадок. Надо учесть при этом, что основная масса жилья была построена 20-30 лет назад и нуждается в серьезной реставрации, а многие здания вообще не отвечают современным требованиям благоустройства и здорового быта. В течение нескольких лет объем вводимого жилья в республике Казахстан составлял примерно 0,5% от имеющегося жилищного фонда и равняется площади ветхих и аварийных домостроений. При таких темпах обновления жилищного фонда имелась реальная угроза его безнадежного старения, и, если учесть, что большая часть жилья находится в сейсмически опасных зонах, то последствия такой политики в жилищном строительстве могли быть катастрофическими. 265 № 1 (74) 2010 Спад инвестиционной активности в строительной отрасли болезненно отразился на экономическом положении многих подрядных организаций. В результате численность, занятых в строительном секторе продолжает сокращаться. Очевидно, что в такой ситуации многократно повысилась значимость реального запуска новых механизмов привлечения внебюджетных средств в строительный сектор, в том числе, за счет ипотечного жилищного кредитования, поскольку оно действительно может помочь остановить распад строительной отрасли, улучшить показатели занятости, решить целый ряд проблем социального характера. Уровни и структура спроса и предложения, а также ценообразование на жилую недвижимость имели в Казахстане ряд особенностей, которые необходимо было иметь в виду при оценке перспектив формирования рынка ипотечного кредитования. В целом по республике уровень спроса на жилье являлся низким. Это касалось подавляющего большинства городов и всей сельской местности. Едва ли не единственными центрами, где спрос на жилую недвижимость более или менее сформирован, были две столицы — Астана и Алматы, где по-прежнему сконцентрированы не только бизнес- элита республики, но и большое количество чиновников, включая зарубежных, а также те города, где, в основном, сосредоточены действующие предприятия добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности. Спрос населения на жилье, во многом, определяется демографическими показателями, такими как темпы образования новых семей, уровень миграции, количество сложных домохозяйств и др. В Казахстане наблюдаются тенденции уменьшения общего коэффициента рождаемости, увеличение общего коэффициента смертности и, соответственно, уменьшение общего коэффициента естественного прироста, хотя с 1999 года наблюдается обратная тенденция. Перенос столицы из Алматы в Астану повлек за собой весьма значительные колебания спроса, а вместе с ним и цен на недвижимость. В Алматы, ввиду значительного оттока населения, цены на недвижимость, как жилую, так и коммерческую. Если рассмотреть положение в областных центрах, то здесь наблюдалась следующая ситуация. Как уже указывалось выше, был относительно высок спрос на местных рынках жилья в обеих столицах, а также тех городах, где, в основном, сосредоточены действующие предприятия добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности, где относительно высок уровень оплаты труда: Кустанай, Атырау, Павлодар, Усть- Каменогорск. И наоборот, в тех городах, где уровень безработицы относительно высок, наблюдался относительно низкий спрос на жилье. Увеличился спрос на индивидуальное жилье (загородные комфортабельные дома), перестроенные укрупненные квартиры в многоквартирных домах. С повышением стоимости коммунальных услуг также намечается тенденция увеличения спроса на квартиры с минимальным набором удобств (для низкодоходных семей). Что касается предложения жилья, то на территории всей республики наблюдалась примерно одинаковая картина. Подавляющее большинство жилья предлагалось на вторичном рынке, в то время как рынок нового жилищного строительства был развит крайне слабо. Ситуация в строительном секторе значительно ухудшилась за последние годы ввиду отсутствия достаточного платежеспособного спроса. Одной из тенденций было неуклонное сужение предложения на первичном рынке из-за катастрофического падения объемов нового строительства. Таким образом, на общем неблагоприятном фоне в строительном секторе, данные статистики показывали две тенденции, которые можно было назвать положительными. Первая из них — постоянный рост удельного веса жилья, которое строилось в 266 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы негосударственном секторе, т.е. повышение значимости частных, и, прежде всего, индивидуальных застройщиков. Вторая положительная тенденция, хотя она была намного менее значима по сравнению с первой, — увеличение среднего размера строящихся квартир. Это указывало на то, что частный сектор, за счет которого такое увеличение произошло, располагал наилучшей, с точки зрения ликвидности, частью жилой недвижимости, которая, в принципе, могла быть включена в экономический оборот. Для более глубокого анализа возможностей роста объемов жилищного кредитования в ближайшей перспективе необходимо было определить, во-первых, доступность жилья и жилищных кредитов для населения, и, во-вторых, потенциальный платежеспособный спрос на них. В целом, платежеспособный спрос на жилищные ипотечные кредиты в сложившихся в Казахстане условиях оставался относительно небольшим. Однако, во-первых, он был достаточен для начала практического освоения и развития механизмов ипотечного кредитования различными государственными и коммерческими структурами, заинтересованными в развитии национальных рынков недвижимости. Во-вторых, низкая доступность ипотечных кредитов для населения определяется, главным образом, низкими доходами домохозяйств и высокими процентными ставками, что исправимо в результате проведения грамотной экономической политики. Таким образом, в сфере жилищной политики государства необходимо: — внесение необходимых изменений и дополнений в систему правовых норм, имеющих отношение к жилищной сфере; — реформирование системы финансирования жилищного строительства и жилищно- коммунального хозяйства, демонополизация; — разработка комплекса мер по снижению стоимости строительства жилья и удешевления его для населения; — создание системы льгот участникам процесса жилищного строительства и эксплуатации с целью вовлечения в этот процесс максимального количества граждан и юридических лиц; — осуществление мер по расширению арендного сектора в жилищной сфере; модернизация базы стройиндустрии; — разработка упрощенной процедуры выделения и регистрации — земельных участков для жилищного строительства; — комплексное развитие в районах жилой застройки социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; — создание эффективных организационных структур для осуществления жилищной политики государства; — развитие инфраструктуры рынка жилья и недвижимости в целом

Zakon.kz

Zakon.kz

Сапар Жандаев спешит домой. В небольшой, но уютной квартире его ждет семья. Он - обладатель собственных квадратных метров в столице.

– Получается, мы платим на 23 года первые 8 лет по 18 тысяч, остальные 15 лет по 8 тысяч тенге. Где-то около 20-19 тысяч долларов выходит однокомнатная квартира. Дай бог и на этом спасибо. А то сколько семей без квартир ходит.

Астана. Июнь 2014. Сотни астанчан ринулись за льготным жильём. Толпы желающих штурмовали центры обслуживания.

При распределении квартир учитывали всё: количество детей, отсутствие жилья, прописку, и даже возраст. Конечно, немаловажен доход семьи. И вот наконец акимат распределил заветные квадраты.

– Уже было объявление, на 672 квартир – это 7 домов. Мы с акиматом соответствующее соглашение заключили и ожидается, что до конца 2014 года эти квартиры будут сданы в эксплуатацию. Некоторые до конца 14 года, некоторые в начале 15.

– Всё жилье, которое построил фонд недвижимости должно отправляться в первую очередь в акимат. Акимат их реализует среди очередников. Те квартиры, которые не реализованы акиматом, передаются обратно нам. Мы её реализуем согласно нашей программе через интернет. Кто претендент? Мы говорим самое главное – платежеспособность.

Казалось бы отличные условия. Для фонда недвижимости даже неважно, что у вас уже есть квартира. Ведь многие хотят улучшить свои жилищные условия. И люди ринулись было за арендным жильём.

– Доступное жилье не должно быть совсем дешевое жилье. Для того, чтобы строить объекты предусмотрена нормальная стоимость, которая определяется проектными документами. Тем более, что фонд недвижимости строит объекты 3 класса. Если акиматы строят социальное жилье, мы строим жилье эконом-класса.

- Почему я не прошла - мои баллы были одинаковыми с баллами вкладчиков, которые прошли по конкурсу, т.е. получили одобрение комиссии. Просто они подали заявку на день, на час, на минуту раньше.

- В прошлом пуле участвовали все люди с регионов и для жителей Астаны было очень трудно пройти. В следующем пуле я уверена, что должна пройти. У меня как бы все баллы уже есть.

Кварталы социального жилья для Астаны стали привычным явлением. Здесь создаются комфортные условия – есть свои школы, детсады и магазины. Но социальное жильё в столице остаётся недоступным.

- Фактически на сегодняшний момент жилье строится, но не в тех объёмах. Простые наши люди смогут получить жилье, которые стоят в очередях, только через 56 лет. Так дело не пойдет. Эту программу надо пересматривать.

Жилищная политика независимого Казахстана

Квартирный вопрос был не менее актуальным и 25 лет назад, когда казахстанцы переживали первые шаги становления своего нового независимого государства.

Указ стал катализатором для множества новых начинаний в разных государственных структурах. В целях государственного регулирования строительного комплекса вместо Комитета РК по архитектуре и строительству было объявлено о создании Министерства строительства, жилья и застройки территорий. На новое Министерство, в свою очередь, возлагались новые обязанности создания государственных компаний с функциями коммерческих застройщиков, для организации строительства жилья на конкурсной основе. Оценкой недвижимости должна была заняться специальная государственная компания.

Вместе с тем коммерческими застройками могли заниматься не только государственные компании, но и предприятия других форм собственности, при соблюдении главного условия: получения лицензии и выполнения правил, установленных Министерством строительства, жилья и застройки территорий.

У Кабинета Министров появилась новая функция – он стал учредителем Государственного банка жилищного строительства (Жилстройбанка), включая его филиалы.

Бюджетом начального финансирования жилищной сферы распоряжался координационный совет фонда преобразования экономики, который должен был решить вопрос о выделении в 1993 году 10 млрд. рублей на формирование уставного фонда банка жилищного строительства. А впоследствии ежегодно выделять 2 млрд. рублей на пополнение уставного фонда банка жилищного строительства из средств республиканского бюджета.

Кроме того предусматривалось ежегодное выделение фиксированных процентов фонда преобразования экономики, в том числе на модернизацию стройиндустрии, в качестве долгосрочных кредитных ресурсов, а также создания новых строительных объектов. Фонд занятости выделял 15% для формирования общественных работ, создания дополнительных или поддержания уже существующих рабочих мест, связанных со строительством жилья, его ремонтом, а также с эксплуатацией объектов инфраструктуры.

Изменения закрепленных, привычных установок в сознании населения требовали проведения крупной информационно-пропагандисткой работы. Для снижения возможного недовольства населения, которые могло быть вызвано необходимостью предоставления платы за жилье, СМИ должно было разъяснять выгоды и преимущества новой жилищной политики. Кроме того система консультативных служб должна была оказывать помощь населению в объяснении различных пунктов нового указа, а также в поиске специальных квот и программ, облегчающих получение жилья разными слоями населения. Например, семьи, стоявшие в очереди 10 и более лет, получали следующие льготы: государством безвозмездно выделялись дотации в размере 20% от стоимости жилья, а также был предоставлен кредит с не более 5% ставкой годовых.

Вместе с тем программы не должны были приносить ущерб государству. Обязательной целью новой жилищной политики являлась самоокупаемость, поэтому стало важно создать конкурентную среду в жилищном бизнесе. Для этот расширялся весь строительный рынок в Казахстане. В жилищную сферу стали привлекаться средства физических и юридических лиц, иностранных инвесторов и кредиторов. Также повышались цены за жилищно-коммунальные услуги.

Ситуация, разворачивавшаяся 25 лет назад, свидетельствует о том, что переход от советской системы к условиям нового независимого Казахстана требовал структурных изменений в жилищной политике и строительной сфере. Указ от 6 сентября 1993 года создал юридическую базу для решения многих проблем своего времени.

Читайте также: