Жестокий талант или гений гуманности достоевский сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Русская литература внушала читателю, что никакими революциями, никаким социальным переустройством или усилиями политики человека не изменишь, он прежде всего должен измениться сам. В противовес Чаадаеву, Достоевский усматривает в чьей бы то ни было неспособности понять Россию знак ее особого величия. Она величественна именно тем, что недоступна для познания, которое мгновенной оказывается для нее слишком рациональным, сухим и бездушным.

Ореол загадочности вокруг ее исторической миссии служит для Достоевского скрытым свидетельством

божественного предназначения народа, самим своим существованием воплощающего идеал христианской добродетели. Развитие консервативной традиции, которую последовательно представляет Достоевский, отражается ходом его собственной мысли. Первоначально, в 1860 – е годы русская идея виделась им как синтез всех национальных идей, развиваемых в европейских государствах. Достоевского (видящего в нашем соплеменнике своего рода сверхчеловека, призванном служить миру образцом нравственной чистоты и христианской добродетели), таким образом, также вовсе не выглядят чем-то противоречащим друг другу.

понять их с точки зрения истории структурирования мировоззрений можно только оценив присущую им смежность. “Ф. Достоевский еще в 1871 г. высказал предположение, что социальное переустройство общества может обойтись народу в сто миллионов голов.
Революция в России началась восстанием 1917 г., затем развернулась в гражданской войне, индустриализации, коллективизации и в полном переустройстве общества. Народ за это время понес действительно крупные потери, особенно в начальный период революции и в период диктатуры Сталина. Cчитает: в принципе душу человека переделать можно.
Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, – так отмечает он в записных книжках.

Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция – взгляд прежде всего реалиста.
По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.

Достоевский ставит еще одну проблему – проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.
Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.
Достоевский вошел в литературу как гениальный художник-гуманист, исследователь человеческой души. Все романы Достоевского – социально-философские романы, в которых он ищет ответы на мучающие его вопросы. В своих произведениях писатель затрагивал очень значимые проблемы, и, когда читаешь его романы, невольно задумываешься над ними, пытаешься сам найти на них ответ.
Петербург Достоевского – это город, несущий только смерть. И что могут сделать те, кто живет в этом ужасном Петербурге, что они могут сделать против владельцев “роскошных палат”? И Достоевский, как писатель-психолог, пытается найти ответ на этот вопрос и на другие проблемы, волнующие его.

Пытается понять жизнь столичного “дна”, мир “униженных и оскорбленных”, мир “бедных людей”. Он осуждает и выступает против порядков общества, ведущих и толкающих этих людей на смерть, на разврат и убийства. И поэтому Петербург Достоевского не может быть иным, как жестоким и безжалостным.
Преступление – сама жизнь общества, где царит зловещая власть денег, где все продается и покупается и принимает приличную форму законного беззакония, – общества, где почти каждый стоит перед необходимостью “переступить” нормы морали, по-своему “переступили” их Раскольников, Лужин, Свидригайлов.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. “Живой процесс жизни” всегда опровергает идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута “живым процессом жизни” и идея Раскольникова: “Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое”.

Таким образом, в эпилоге линия событийной борьбы доведена до развязки, отношения Раскольникова с каторжными дошли до возможности трагического конца, идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление против нравственных норм жизни оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Исход: начать новую жизнь.
Достоевский пишет роман “Преступление и Наказание”. Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, всего бесчеловечного. Проблемы, которые Достоевский показал в своем произведении, очень многочисленны. Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое.

В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения.
Действие романа происходит жарким летом 1865 года. Петербург Достоевского – мрачный, сырой город, но все-таки прекрасный, который писатель любил своей мучительной любовью.
Достоевский с клинической точностью психиатра раскрывает психологическую нищету. Нищета порождает преступления, беспробудное пьянство, которое обесчеловечивает мужчину, и проституцию, которая обесчеловечивает женщину.
Таким образом, идейный смысл романа подчинен главной и единственной задаче – воскрешению Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей.
..
Размышляя об особенностях творчества Федора Михайловича Достоевского, критики отмечали необычайную веру писателя в человека, самого падшего, “забитого и опозоренного”, и глубокую убежденность, что любовь может возвысить человека и дать ему настоящую цель в жизни. Перейдя от теоретических размышлений к конкретному разбору романа “Преступление и наказание”, можно сказать, что именно эти идеи воплощены автором в произведении.

Василий Перов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872 год.Федор Достоевский: жестокий гений

11 ноября отметили 195-летие со дня рождения (1821-1881) Федора Михайловича Достоевского — русского писателя, мыслителя, философа и публициста. Это самый знаменитый, самый издаваемый и читаемый в мире русский писатель. При жизни же не без оснований считался самым беспокойным, порывистым, изменчивым и страстным литератором. Недаром о Достоевском говорили, что он “весь был борьба”, называли его “жестоким талантом”.

Этого писателя нельзя читать спокойно, без душевного страдания и напряжения, его жестокий реализм захватывает и пугает. Этот странный и гениальный человек перенес и выстрадал ранний литературный успех, смертный приговор и вывод на плац для расстрела, каторгу, солдатчину, нищету, тяжелейший труд литературного поденщика, страшную “падучую” болезнь — эпилепсию, скитание без денег за границей, бешеные проигрыши в рулетку, журнальную борьбу, непонимание, ненависть, клевету и новый небывалый успех у читателя.
Его романы “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы” и “Братья Карамазовы” включены в список 100 лучших книг всех времен 2002 года. Многие известные произведения Достоев­ского многократно экранизировались и инсценировались в театре.

Отрочество и юность
Биография Достоев­ского содержит множе­ство интересных фактов, неизвестных широкому кругу людей. К примеру, Федор Михайлович рос в достаточно зажиточной семье, его отец был обеспеченным человеком, работал врачом. Поскольку его работа приносила солидную прибыль, впоследствии семья Достоевских приобрела в свое распоряжение целое село.
Отучившись в Главном инженерном училище, Федор Достоевский в звании инженера-подпоручика отправился на службу. Уже тогда будущий писатель был увлечен литературой и посещал кружок, где имел возможность общаться с литераторами.
После выхода в отставку он пишет свой первый серьезный роман “Бедные люди”, который положительно оценили критики.
Интересен и тот факт, что, будучи арестованным по обвинению в заговоре против правительства, Федор Михайлович не был расстрелян, а сослан на четыре года на каторжные работы в Сибирь. Приговор смягчили с подачи императора Николая I, положительно отзывавшегося о творчестве писателя.
Родной брат Достоевского также был писателем и имел свой журнал, в котором и печатались первые романы Федора Михайловича. Спустя некоторое время после смерти брата Федор Достоевский открыл соб­ственное издание.

“Квазимодо” и его поклонницы
Достоевский считал себя некрасивым, похожим на Квазимодо, такие черты его характера, как вспыльчивость, раздражительность, обидчивость и ревность, мешали в налаживании отношений с женщинами. Парт­нерша ему нужна была такая, которая никогда бы ни в чем не перечила, говорила “хорошо”, “да, милый”, “ты всегда прав, любимый”, “ты самый замечательный”, то есть должна была боготворить его, несмотря на странности и грубость.
Первый раз он женился в 36 лет на Марии Исаевой, которая была вдовой знакомого чиновника из Семипалатинска. Мария происходила из семьи французского эмигранта, получила хорошее образование, была веселой, умной, доброй.
Многие исследователи биографии Достоевского утверждают, что совмест­ная жизнь у них не удалась. С одной стороны, Федор Михайлович изменял жене, с другой, ревновал. Достоев­ский писал о своем браке с Марией Исаевой: “Живем кое-как”. Позже Мария заболела чахоткой и скончалась. Достоевский до конца своих дней заботился о ее сыне Паше.
Для творческой работы Федор Михайлович нанимает себе в помощники стенографистку 19‑летнюю Анну Сниткину. Она оказалась настоящим подарком, так как в отличие от неуравновешенного, вспыльчивого Достоевского Анна Григорьевна была спокойной, милой, доброй. Достоевский делает ей предложение, и она дает согласие.
Молоденькой Анне пришлось пройти через многое: безумную ревность Феденьки, рождение и смерть детей, страшные приступы эпилепсии, страсть к рулетке. Она была для супруга ангелом-спасителем. Под ее влиянием писатель преобразился. Ему было 45 лет, а ей 20, но семейная жизнь удалась. Анна писала: “Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях”.
Они были идеальной парой. Анна Григорьевна сохранила верность мужу до конца своей жизни. А ведь в год смерти Федора Достоевского ей исполнилось лишь 35 лет, но она сочла свою жен­скую жизнь законченной и посвятила себя служению его имени.
Анна Григорьевна издала полное собрание сочинений мужа, собрала письма и заметки, заставила друзей написать его биографию, основала школу Достоевского в Старой Руссе, сама написала воспоминания. Все свободное время отдавала организации его литературного наследства.

Мистика или.
С Достоевским интересная история случилась на каторге. Об этом написал Шимон Токаржевский, который был там вместе с ним.
Достоевский прикормил пса, и пес этот к нему очень привязался. Однажды, когда Федор Михайлович заболел воспалением легких и оказался в тюремной больнице, ему прислали 3 рубля. По тем временам это были большие деньги (для сравнения: каторжников кормили на 30 копеек в месяц).
Какой-то мужик-уголовник, сговорившись с фельдшером, решил отравить Достоевского, а эти деньги украсть. Они подсыпали яд Достоев­скому в молоко. Но в тот момент, когда он собрался выпить его, вбежал пес, перевернул чашку, а то, что осталось, вылакал. Ну и сдох, естественно.
А один из каторжан потом сказал: “Видите, господа, как чудесное провидение свыше, по­средством немой твари, избавило от смерти правдивого человека”. Если бы не этот пес, то “Преступления и наказания”, “Идиота” и других романов не было бы.
****

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Достоевский не мог работать без крепкого чая. Когда ночами писал свои романы, на его письменном столе всегда стоял стакан чая, а в столовой держали горячим самовар.

Цитаты великого мыслителя

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
Жизнь задыхается без цели.
Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.
Душа исцеляется рядом с детьми.
Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.
Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

И это все о нем

Антуан де Сент-Экзюпери:
В пятнадцать лет я напал на Достоевского, и это было для меня истинным откровением: я сразу почувствовал, что прикоснулся к чему-то огромному, и бросился читать все, что он написал, книгу за книгой, как до того читал Бальзака.
***
Харуки Мураками:
Моя цель — “Братья Карамазовы”. Написать что-то подобное — вот пик, вершина. “Карамазовых” я прочел в возрасте 14-15 лет и с тех пор перечитывал четыре раза. Каждый раз это было прекрасно. В моем представлении это идеальное произведение.
***
Альберт Эйнштейн:
Достоевский дал мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс!

Николай Константинович Михайловский ( 1842 — 1904) ─ русский публицист, социолог, литературный критик, литературовед, переводчик, теоретик народничества.

Так, например, M. M. Бахтин пишет: "Эпитет "жестокий талант", данный Достоевскому Н. К. Михайловским, имеет под собой почву, хотя и не столь простую, как она представлялась Михайловскому". По мнению исследователя, моральные пытки, которым подвергает своих героев Достоевский, объясняются художественной доминантой в построении образа героя, необходимой для того, чтобы "добиться от них слова самосознания, доходящего до своих последних пределов" [Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 90.].

В анализируемой статье Михайловский обращается к творчеству Ф.М.Достоевского . Он продолжает традицию критиков-шестидесятников, выделявших в литературе в первую очередь нравственно-идеологический и общественно-политический аспекты. Поэтому прежде всего пытается оценить писателя как мыслителя и как личность, упрощая при этом художественную сторону его произведений. Такой подход определил отношение Михайловского к творчеству Ф. М. Достоевского.

Его оценка как писателя сложилась у Михайловского под сильным влиянием принципиально неприемлемых для него публицистических выступлений Достоевского в "Дневнике писателя". В статье "Жестокий талант" Михайловский несколько наивно отождествляет автора с его героями, причем не только с так называемыми героями-идеологами, но даже с Фомой Опискиным из "Села Степанчикова". Основанием для такого сопоставления часто служат совпадения некоторых публицистических идей Достоевского с отдельными репликами его героев. Михайловский совершенно не принимает Достоевского-мыслителя, и потому влияние его произведений стремится объяснить чисто эмоциональным воздействием, по его мнению, выходящим за пределы художественности. Этот эмоциональный эффект он сравнивает с ощущением зрителей "испанского боя быков".

В самом деле, ощущения страдания и жестокости вызывают реакцию в любом читателе, независимо от развитости или неразвитости в нем эстетического чувства. Само название статьи "Жестокий талант" парадоксально по сути своей, так как одна часть в нем как бы отрицает другую. Представления Михайловского традиционно-гуманистические: талант для него всегда должен заключать в себе доброе начало, а сочетание "жестокий талант" выражает как раз двойственную оценку Михайловским творчества Достоевского: ". тут нарушены все общепризнанные, и основательно общепризнанные, условия литературного творчества. Но ведь мы имеем дело с талантом, а талант имеет привилегию влагать душу живую во все, за что он принимается. Он так предъявит вам свое ненужное, невозможное, невероподобное, уродливое, фантастическое, что вы не оторветесь, и не до насмешки вам будет, потому что вы действительно перестрадаете предъявленное вам страдание".

4. Широкую известность Н. К. Михайловский приобрел в конце 60-х годов прошлого века, когда он вошел в редакцию "Отечественных записок" и опубликовал в этом журнале свои первые крупные работы. Один из руководителей журнала, видный публицист Г. З. Елисеев, в письме 1869 года к Некрасову проницательно заметил: "Михайловский, как видно по последним статьям его, оказывается даровитейшей личностью, и может быть даже надеждою литературы в будущем" [Лит. наследство. М., 1947. Т. 51--52. С. 250.].

В том же году Некрасов, почти никогда не ошибавшийся в оценке начинающих писателей, так характеризовал Михайловского: ". теперь ясно, что это самый даровитый человек из новых, и ему, без сомнения, предстоит хорошая будущность. Кроме несомненной талантливости, он человек со сведениями, очень энергичен и работящ" [Некрасов Н. А. Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1952. Т. 11. С. 147.].

Позднее, в 1873 году, Достоевский, познакомившись с далеко не хвалебными отзывами Михайловского о его произведениях, писал, что они "поразили его внимание" и он "всею душою убежден, что это один из самых искренних публицистов, какие только могут быть в Петербурге" [Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч : В 30 т. Л., 1980. Т. 21. С. 156--157.].

Отнюдь не склонный к сентиментальным излияниям M. E. Салтыков-Щедрин в 1885 году признавался в письме к Михайловскому, что он был для него "одним из симпатичнейших и любимейших людей. " [Салтыков-Щедрин M. E. Полн. собр. соч.: В 20 т. Л., 1977. Т. 20. С. 156--157.]

Салтыков-Щедрин, Некрасов, Елисеев ─ это люди, близко знавшие Михайловского и в значительной степени ─ его единомышленники. Но вот наступает XX век. Русское общество готовится отметить сорокалетний юбилей литературной деятельности Михайловского.

К этому времени многое в идеологии и практике "шестидесятников" и пришедших им на смену народников 70─80-х годов кажется наивным и устаревшим. И если в течение более трех десятилетий интеллигенция читала и перечитывала, изучала и комментировала его произведения или просто "шла за Михайловским", то теперь ему все чаще приходится читать и слышать критические замечания в свой адрес. "Дети", как это им и положено, начинают пересматривать взгляды своих "отцов" и весьма часто находят в них действительно слабые места, пробелы и крайности. Не избежал этой переоценки и Михайловский. Особенно задевали его сторонники почти всех направлений русского марксизма, хотя популярности Маркса в России, вольно или невольно, он способствовал сам.

Нашим урбанизированным современникам, у которых рацио часто преобладает над сердцем, Достоевский помогает обратиться к глубинам человечности, к миру вечных ценностей, и тем самым очиститься. А кто прочитает и поймёт писателя, тот будет дружить с его наследием всю жизнь.

Нашим урбанизированным современникам, у которых рацио часто преобладает над сердцем, Достоевский помогает обратиться к глубинам человечности, к миру вечных ценностей, и тем самым очиститься. А кто прочитает и поймёт писателя, тот будет дружить с его наследием всю жизнь.

Тайна человека стала главным предметом писательского исследования Достоевского. И в этом он достиг необычайных высот, проник в такие уголки сознания, которые не каждому и далеко не всегда открываются.
Мировоззрение писателя во многом сформировала каторга, куда его определили за участие в кружке петрашевцев. Оказавшись среди убийц, грабителей – с одной стороны и приговорённых за политические убеждения – с другой, Достоевский попытался пропустить судьбу каждого через себя, чтобы понять глубинные мотивы, побуждающие человека к тому или иному поступку.


Рисунки Достоевского.

Роману предшествует эпиграф из Евангелия о больном, которого исцелил Иисус Христос, и бесы, гнездившиеся в нём, низверглись в пропасть, а исцелённый от страшного недуга больной расположился у ног Иисусовых. Для писателя это глубочайший символ. Пророчества Достоевского не остановили развития грозных событий, но свидетельствуют о его прозорливости. Далеко не всегда люди внемлют своим провидцам – в этом и заключается их иррациональность. Но немногие задумываются о последствиях, извлекают уроки. Это писатель понимал и был убеждён, что если вера исчезнет и не будет слышна проповедь, общество превратится в страшное стадо и спасения у нас не будет даже от самих себя.

Достоевский вырос в религиозной семье, однако считал, что по-настоящему глубокая вера пришла к нему после ожидания казни, после сибирской каторги – после испытаний. Он пытался показать, что человек не хочет и не любит страдать, а стремится к счастью, радости, комфорту. Но страдание – то очистительное горнило, которое заставляет открыть глаза на действительно значительные ценности, на лучший мир. Поэтому нравственные начала писатель увязывал, особенно в зрелые годы, с верой, православием, Христом. Без этих основ человечество может заблудиться, свернуть на путь к страшному и непоправимому.

В то же время в произведениях Достоевского есть и полюс света, есть герои, которые его несут, хотя борьба с тьмой часто бывает… Таковы Сонечка Мармеладова, князь Мышкин, старец Зосима – один из высших образцов искренней, светлой, сердечной веры, которая так дорога писателю.

Достоевского как великого художника давно расхватали на цитаты. И не читая первоисточника, не вдумываясь в глубинный смысл его произведений, наши современники часто берут то, что им нравится, что видят или хотят увидеть сами. Кто-то пытается вычленить националистические и даже антисемитские идеи, кто-то замыкается на радикальных религиозных началах, создавая образ, который с писателем не вполне совпадает. Найти не то, что есть у Достоевского, а подтверждение, с опорой на авторитет гения, своим мыслям и ощущениям… Вот что ставят задачей иные деятели или политики, стремясь извлечь какую-то свою сиюминутную пользу.

Противостоять этому можно только с помощью самого Достоевского. Нужно просто вдумчиво и неспешно читать.

Тургенев в своем письме М.Е. Салтыкову-Щедрину 24 сентября (6 октября) 1882 г. пишет:

Однако только ли герой романа имеется в виду?

Иными словами, слухи все-таки ходили. Однако правда это или нет, никому доподлинно неизвестно - свечку никто не держал. Тот же Виталий Свинцов в своей статье продолжает:

Что касается И. Тургенева, то обвинение Достоевского в " ставрогинском грехе " можно назвать ответным ударом: известно, что в "Бесах" он угадывался под видом исписавшегося писателя Кармазинова.

Их отношения с Достоевским – это смесь уязвленного самолюбия, антипатии и взаимных упреков.

К концу их жизни перечень взаимных обид достиг того, чего достиг: оба изливали друг на друга тонны желчи.

Так как все же получилось, что два этих таланта, которым посчастливилось делить литературный Олимп в одно время, на дух не переносили друг друга?

История одной дружбы-ненависти

Касаемо XIX века очень метко говорит Набоков в своих лекциях:

Тургенев и Достоевский начали свою литературную деятельность примерно в одно и то же время. Первые их творческие опыты были приняты благосклонно, оба были представлены В.Г. Белинскому и какое-то время были если не дружны, то хотя бы относились друг к другу с симпатией.

Из письма Ф.М. Достоевского брату от 16 ноября 1845 года:

«На днях воротился из Парижа поэт Тургенев (ты, верно, слыхал) и с первого раза привязался ко мне такою привязанностию, такою дружбой, что Белинский объясняет ее тем, что Тургенев влюбился в меня. Но, брат, что это за человек?

Тем не менее, уже тогда тяжело представить себе людей, столь различных между собой.

И.С. Тургенев – аристократ, с прекрасными манерами, сдержанный и мягкий, умеющий нравиться и быстро заводить полезные знакомства.

Возможно, на этом факте внимания не заостряют, но диву даешься: Тургенев успел познакомиться с А.С. Пушкиным, несколько раз встречался с М.Ю. Лермонтовым и Н.В. Гоголем, вел обширную переписку практически со всеми литературными деятелями XIX века, и не только в России: М.Е. Салтыковым-Щедриным, А.А. Фетом, Н.А. Некрасовым, А.Н. Островским, С.Н. Тютчевым. Ну и добавим несколько его западных коллег: Виктор Гюго, Уильям Теккерей, Жорж Санд, Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Чарльз Диккенс, Проспер Мериме… В общем, проще назвать тех, с кем он не был знаком, чем наоборот.

А с другой стороны – Ф.М. Достоевский :

Зависть, зависть.

Итак, первое же произведение – и такая слава… Что ж, не все выносят ее бремя.

Очень скоро началась дружная травля Достоевского. Было ли это завистью, сложно сказать, но Тургенев с радостью присоединился ко всеобщей забаве:

«Ошеломленный неожиданным блистательным первым своим шагом на литературном поприще и засыпанный похвалами компетентных людей в литературе, он (Достоевский). не мог скрыть своей гордости перед другими молодыми литераторами.

С появлением молодых литераторов в кружке беда была попасть им на зубок, а Достоевский, как нарочно, давал к этому повод своею раздражительностью и высокомерным тоном, что он несравненно выше их по своему таланту.

Обиженный Достоевский уходит, хлопнув дверью. И очень скоро присоединяется к другому кружку, где его принимают более благосклонно. Как мы помним, история та закончилась печально – каторгой на четыре года.

К тому моменту, как Достоевский возвращается в Петербург, ситуация в стране (да и на литературном поприще) значительно меняется.

Роли поменялись , и как бы некрасиво это ни выглядело со стороны, но к моменту возвращения Достоевского с каторги, Тургенев на пару с Некрасовым пишут издевательский памфлет:

Тургенев живет за границей. Он сибаритствует, постоянно жалуется в письмах на лень-матушку и особо не торопится писать. Достоевский чувствует возмущение: он снова и снова вынужден просить, к тому же сюда примешивается денежный вопрос. За свою будущую работу Тургенев запросил 300 рублей, тогда как сам Достоевский едва ли получает 100.

И если изначально Достоевский чуть ли не силой вырывает ее у Тургенева, всячески уговаривая напечатать, то затем в его письмах проскальзывают презрительные нотки.

К тому же Достоевский должен Тургеневу обещанный гонорар, который выплачивает только через год. Что тоже не идет на пользу их отношениям.

Он пишет Тургеневу письмо с просьбой выслать 100 талеров. Тургенев просьбу выполняет, но высылает ровно половину суммы , которую Достоевский снова проигрывает.

Однако вернуть долг ему удается только через 11 лет (. ) – в 1876 г.

К тому же, нарочно или нет, но Тургенев требует от Достоевского не 50, а 100 талеров. И только благодаря второй жене Федора Михайловича, которая скрупулезно вела его бумаги, это недоразумение удалось уладить. Однако обиженной себя почувствовали обе стороны.

Роковая встреча

Наконец мы подходим к роковой встрече двух писателей в Бадене в 1867 г. Вряд ли эта встреча могла закончиться чем-то хорошим, потому что взаимных обид к этому моменту накопилось достаточно. Однако вполне возможно, что ситуация не получила бы такой огласки, не напиши Достоевский все, что думает, своему другу, - А.Н. Майкову.

«Откровенно Вам скажу: я и прежде не любил этого человека лично. Не люблю тоже его аристократически-фарсерское объятие, с которым он лезет целоваться, но подставляет Вам свою щеку. Генеральство ужасное; а главное, его книга "Дым" меня раздражила.

Ругал он Россию и русских безобразно, ужасно. Но вот что я заметил: все эти либералишки и прогрессисты, преимущественно школы еще Белинского, ругать Россию находят первым своим удовольствием и удовлетворением.

Заметил я, что Тургенев, например (равно как и все, долго не бывшие в России), решительно фактов не знают (хотя и читают газеты) и до того грубо потеряли всякое чутье России, таких обыкновенных фактов не понимают.

Собственно, с такими друзьями и врагов не надо: благодаря А.Н. Майкову разразился вскоре крупный литературный скандал.

Собственно, с этого момента и начинается взаимная… неприкрытая уже вражда.

Читайте также: