Жестокая реальность в романе приваловские миллионы сочинение
Обновлено: 02.07.2024
Boroznova A.M. 1 , Verevkina I.N. 2
1 Student, 2 senior teacher,
Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University
TYPES OF “BUSINESS PEOPLE” IN MAMIN-SIBIRYAK’S NOVEL “PRIVALOVSKY MILLIONS”
Abstract
In article definition of the concept “businessman” is given, the types of “business people” presented in Mamin-Sibiryak’s novel “Privalovsky millions” are also defined and considered.
Keywords: Mamin-Sibiryak, “Privalovsky millions”, businessman.
Уже в XIX веке зарождающийся класс буржуазии ясно осознавал и понимал, что в таком деле, как предпринимательство, купцу необходимо обладать деловыми качествами, если он ставит себе цель стать владельцем капиталов и частных предприятий.
Большинство героев романа являются представителями купеческой среды. Согласно толковому словарю И.С.Ожегова, купец – это владелец частного торгового предприятия[5, 277].
Чтобы стать владельцем капиталов и частных предприятий, безусловно, необходимо обладать деловыми качествами.
Русская литература подарила читателям немало ярких образов, и деловой человек занимает в их ряду не последнее место. Образ делового человека, предприимчивого дельца, умело ведущего свои дела, встречается в целом ряде художественных произведений таких авторов как Гоголь, Гончаров, Некрасов, Островский, Тургенев, Толстой, Чехов.
При создании художественных образов Мамин-Сибиряк использует не только портретные описания героев, но и дает им различные характеристики.
Люди дела не лишены диалектики души, так как их деятельность требует особого отношения не только к делу, но и к тому какими средствами оно будет осуществляться.
Сергей Привалов не случайно является центральным персонажем романа. Привалов натура сложная и противоречивая, с одной стороны, это поистине деловой человек, знающий и любящий своё мельничное дело, с другой стороны, человек пытающийся изменить существующую систему, где капиталы одних строятся на тяжёлом и неблагодарном труде других.
Мамину близок и дорог тип общественного деятеля, который ставит перед собою высокие общественные задачи и способен в решении этих задач сблизиться с народом [3, 70-71].
Писателю удалось показать и буржуазное хищничество во всём его безобразии. Он безжалостно срывал маску внешней культуры с дельцов, которые во имя грубой наживы и личного благополучия цинично продают всё: знания, убеждения, честь своей семьи. [3, 75].
Мысли Ляховского и Половодова, опекунов Шатровских заводов, сосредоточены только на умножении своих доходов. Совместные действия Ляховского и Половодова – сила страшная и непреклонная. Они не стесняют себя в выборе средств. Например, Половодов, земский деятель и славянофил, член опекунского совета Шатровских заводов, при внешней маске примерного семьянина и доброго хозяина, по существу является интриганом и авантюристом. Для него ничего не стоит использовать жену и Зосю Ляховскую для достижения своих корыстных целей. В итоге все поступки Половодова приводят к тому, что он становится международным преступником.
Вероятно, на том этапе развития общества идеи социальной справедливости не получили поддержки, поэтому автор не увидел их дальнейшего развития.
Реалистичность творчества Мамина-Сибиряка глубоко проявилась в его картинах пореформенной уральско-заводской жизни. В своих автобиографических заметках писатель так говорит о замысле “Приваловских миллионов”, которые сначала виделись ему как трилогия: “Приваловские миллионы” представляют только последний, заключительный роман из тех трех, которыми автор предполагал в исторической последовательности очертить преемственное развитие типов уральских заводчиков.
В первом романе выступал основатель и родоначальник всей
фамилии Тит Привалов, один из тех удивительных типов “первых уральских заводчиков”, коих создал XVIII век на Урале: ум, железная воля, самодурство, жестокость, дикое великодушие – одним словом, добро и зло в этих людях перемешалось самым удивительным образом.
Этот первый роман должен был закончиться пугачевщиной, которая захватила уральские заводы. Во втором романе, действие которого относится к сороковым годам настоящего столетия, фигурируют выродившиеся наследники; это время беспримерной по своей чудовищности роскоши, мотовства и всяческого безобразия, не сдерживаемых ничем. В этих рамках должен
В третьем романе, который напечатан,- “Приваловские миллионы”, выведен последний из Приваловых, человек, который несет в своей крови тяжелое наследство и который под влиянием образования постоянно борется с унаследованными пороками. В общем, он повторяет “раздвоенных” русских людей, у которых хорошие намерения и заветные мечты постоянно идут вразрез с практикой. Таким образом, эта приваловская эпопея должна была захватить собой полный цикл развития приваловского типа…” Наследник приваловских миллионов, Сергей Привалов и сам говорит о “вырождении самых крепких семей” вследствие установившейся “системы паразитизма”: большинство уральских заводчиков не бывает на своих заводах, передав ведение дел в третьи, четвертые руки: управителям, поверенным.
Ему видится в недалеком будущем “безземельный пролетариат, который будет похуже всякого крепостного права”. Небезразлично для него – “чьим трудом создавались заводы и на чьей земле”. В качестве наследника он обязан, по его словам, не только выплатить лежащий на заводах государственный долг, он чувствует себя историческим должником перед теми, кто работали на заводах полтораста лет.
И от заводов он не желает отказываться лишь потому, что с их доходов будет уплачивать долг своим “историческим кредиторам”.
Такое искреннее, наивное намерение, хотя и по-человечески понятное ему, ставит в тупик старика Бахарева, друга покойного отца Сергея Привалова. Бахарев – натура крупная, волевая, широкая в промышленном деле, но, как говорит его дочь в разговоре с Сергеем Приваловым,- для отца золотопромышленность освещена гуляевскими и приваловскими преданиями, и наконец, сам он фанатик своего дела, на которое смотрит как на священнодействие, а не как на источник личного обогащения.
В этом типе промышленника, соединяющего в себе деловой размах с нравственной основой, есть то характерно национальное, что известно нам по таким историческим именам, как Мамонтов, Третьяков, Бахрушин и др.
Видим мы в “Приваловских миллионах” и “дельцов самой последней формации” – Ляховского, Половодова. Главное, всепоглощающее для них – жажда наживы, ради которой они готовы на все: Половодов “выбирает” свою жену в любовницы Привалова, чтобы из этого извлечь выгоды. Предметом продажи становится и дочь Ляховского, красавица Зося, замужество которой за нелюбимого Привалова должно было спасти отца от финансового краха. Ляховский, наживший свое состояние в Сибири “какими-то темными путями”, обладает удивительной способностью “сразу определять людей и пользоваться ими, как игрок пользуется шахматами в своих ходах”.
Когда-то сделавший “первый крупный шаг” на Урале с помощью Бахарева, Ляховский с ледяной вежливостью отказывает ему в кредите, когда тот, разоренный, обращается к нему. Наследие Ляховского -“- не только в расчетливости Зоей, но и в ее моральной вседозволенности. С восторгом хохочет она над домашним представлением “богослужения”, которое устроили ее поклонники, и “не понимает” Привалова, с возмущением увидевшего у себя в доме это кощунство.
Подобный “прогресс” повсюду вносится ляховскими-половодовыми. И искусство они хотели бы обратить в подобные спектакли (“искусство прогрессирует” – патетически восклицает Половодов).
Космополитические веяния видятся художнику как зло с далеко идущими последствиями.
-
Мамин-Сибиряк Д. Н. Золото: Роман / Вступ. ст. М. П. Лобанова,- М.: Сов. Россия, 1987.-272 с.
Аннотация: Перу выдающегося русского писателя-демократа второй половины XIX в. Д. Н. Мамина-Сибиряка принадлежит цикл крупных ^романов, впервые раскрывших читателю огромный пласт русской жизни,- горнозаводского Урала (“Горное гнездо”, “Приваловские миллионы”, “Дикое счастье” и др.), а также большое число повестей, рассказов, очерков.
Роман “Золото” посвящен жизни, труду уральских золотоискателей в пореформенное время. Богатство бытовых, жизненных картин, приисково-уральский колорит, захватывающее развитие сюжета, драматические судьбы людей – все это придает замечательному роману большую социально-психологическую и историческую содержательность.
Определение понятия
Ежедневно человек совершает разные действия, некоторые из которых повторяются изо дня в день. Большинство людей стараются изменить жизнь к лучшему, но сталкиваются с многочисленными проблемами. Это и есть жестокая реальность. Человек сталкивается с ней на протяжении всей жизни. Нередко мечты и реальность противоположны. Именно это и создаёт недосягаемость идеальной жизни. Поэтому люди расценивают это как препятствие судьбы или жестокую реальность.
Человек разумное существо, ему свойственно мечтать и идеализировать. Порой фантазии способны сильно искажать реальность. Когда это происходит, человек спускается на землю и видит, что в жизни дела обстоят намного хуже. В этот момент возникает мысль, о том, что миром царит несправедливость и жестокость. На первый взгляд, может показаться, что так оно и есть. Но в большинстве случаев человек просто сильно завышает планку. Он мечтает о несбыточном, ставит перед собой непосильные цели, завышает самооценку.
Человек не хочет признаться, что предъявил к действительности завышенные требования. Ему кажется, что она проявляет свою враждебность. Затем он испытывает недовольство, полностью разочаровывается в своих идеалах и делает вывод, что виноват во всём окружающий мир. Для подготовки к написанию итогового сочинения рекомендуется обратиться к литературным аргументам, что значительно облегчит описание темы.
Популярные сочинения
Литературные аргументы
Как правило, жестокостью действительности называют некоторое несоответствие некоторого жизненного момента с его представлением. Если такое происходит, человек не находит логического объяснения происходящему, и незаслуженно обвиняет окружающий мир в своих злоключениях. Так как люди не готовы принять действительность как таковую, предать мечту они тоже не в силах.
Прекрасными аргументами могут стать некоторые литературные произведения русских авторов:
Человеку свойственно мечтать и стараться воплотить свою мечту, насколько это возможно. К сожалению, не всегда итог зависит от него. Кто-то ставит для себя мысленные преграды, а для кого-то всё решает его судьба или окружающее общество.
Борьба и стремление к достижению цели
Жестокая действительность может по-разному воздействовать на человека. В одном случае она способна довести его до отчаяния, отбить желание жить, толкает на неудачные и необдуманные поступки. В другом — она может вдохновить на борьбу, вселить в человека стремление, которое в своё время подтолкнёт его к достижению желанной цели. И даже если она не несёт в себе благих последствий.
Борьба за достижение цели в литературных источниках:
- Ф. Достоевский. Преступление и наказание. Свою безумную теорию о сильных и слабых людях начитанный студент почерпнул из окружающей действительности. Главной её мыслью означало то, что сильный человек может совершать невероятные поступки, а слабый будет всю жизнь подчиняться и бедствовать. Реальность не даёт Раскольникову покоя, он постоянно думает о своей теории, пока не решается проверить к кому же принадлежит он сам. Криминальный характер преступления не пугает его. Студент провозглашает себя сильным, поэтому решается на крайний поступок. Но, убийство не доказывает его принадлежность к этой категории людей. Для Раскольникова сильный поступок становится для него обузой и предметом сильных душевных страданий.
- А. Куприн. Олеся. Мечтательная девушка Олеся и Иван страстно влюбляются друг в друга. Вопреки судьбе она позволяет продолжаться их страстному роману легко и непринуждённо. Олеся принимает решение принять тот образ жизни, который нравится её любимому. Она начинает посещать церковь, где её жестоко избивают прихожанки. Непонимание и предрассудки общества не дают им быть вместе. Хотя девушка понимает сразу, что их взаимоотношения обречены, она даёт шанс самообману и разрушительным иллюзиям. Жестокая реальность в этом случае, полностью разрушает сладостные мечты героини.
Часто мечты и жизни разбиваются о жестокую действительность. Но обрести счастье, любовь или власть, это считается нормальной человеческой целью. Чтобы достичь её, человек использует различные методы, которые нередко можно назвать необъяснимыми и непредсказуемыми.
Примеры трагических судеб
Случается, когда мечте и реальности совсем не по пути. Если человек сталкивается с этим, ему сложно выбрать правильный шаг. Принять жестокую действительность, непонимания общества и отступиться от мечты сложно. Поэтому некоторые герои, не обладающие сильными характерными качествами, оказываются более уязвимыми, и их жизнь заканчивается очень плачевно.
Примеры трагических судеб в литературе:
- А. Островский. Гроза. Мечты Катерины, казалось бы, реальны. Девушка желает быть счастливой и свободной. Но семейная жизнь в жестокой реальности противоположна её пониманию. Свекровь постоянно тиранит её, супруг не отстаивает права своей жены. Катерина стремится найти счастье на стороне с другим мужчиной. Но, порочащая связь не даёт её совести покоя. Мечты и реальность в её случае несовместимы. Поэтому девушка решает покончить жизнь самоубийством.
- Н. В. Гоголь. Невский проспект. Главный герой Пискарёв всем сердцем влюбляется в прекрасную незнакомку. Он преследует её и уже готов с ней познакомиться. В последний момент его постигает горькое разочарование, она приводит его в дом терпимости. Пискарёв разочарован, он со всех сил старается вытеснить образ прекрасной девушки из своих мыслей. Но всё тщетно. Тогда бедный художник твёрдо решает помочь и освободить её от порочной жизни. Придя в дом разврата, он преподносит проповедь о морали и смысле бытия. В ответ Пискарёв был жестоко осмеян. В этом случае жизненный идеал столкнулся с жестокой реальностью. Главный герой не смог победить разочарование. Он свёл счёты с жизнью. Причиной же его конца стали высокие требования к действительности, вследствие чего его мечта была разбита.
Жизнь регулярно преподносит человеку ситуации, в которых он испытывает страдание и боль — не только физическую, но и моральную. Но не стоит думать, что реальность будет жестока всегда.
Нужно верить в то, что завтра будет лучше. И не делать опрометчивых решений. Следует помнить, что после одной тяжёлой жизненной ситуации жизнь не должна заканчиваться.
Как бы человек ни старался уходить от реальности в своих мечтах, он должен отдавать себе отчёт. Чем недоступнее его мечта, тем действительная реальность будет казаться ему несправедливее. Человеку нужно смириться с тем, что суровая действительность неизбежна. Она всегда будет преследовать его. Поэтому нужно пересмотреть свои приоритеты и жизненные ценности, а испытания, посланные на протяжении всей жизни, переживать с достоинством.
Среди всего этого благополучия, заметными персонажами книги стали Ляховский и Половодов – опекуны Сергея Привалова. Цель у этих людей одна — приумножить свой доход, за счёт мошенничества и в этом они преуспели. Со стороны автора, идёт описание характеров этих людей, которые друг от друга отличаются.
Ляховский – крупный промышленник смешон и жалок, и вся его жизнь подчинена капризам дочери, которая сорит деньгами и ищет подходящую партию для замужества.
Двое этих людей готовы на всё ради достижения корыстных целей. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Окутанный ложью и душевно опустошённый Привалов вступает в порочный круг жизни: проводит вечера за карточным столом, пьёт, неудачно женится, теряет своё наследство и вместе с ним надежду на уплату исторического долга. Все его благие намерения идут прахом.
1. История создания произведения.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения и его смысл.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица, что делает картину объективной и более достоверной.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Помимо этого внешнего конфликта, в романе есть и другое противопоставление, касающееся отношений между рабочими и хозяевами заводов. Автор показывает, что рабочий класс оказывается под большим давлением и гнетом их начальства, во-первых, и опекунского управления, во-вторых. Д.Н. Мамин-Сибиряк выражает свою позицию относительно данного конфликта: симпатия автора на стороне рабочего населения.
7. Система образов произведения.
8. Композиция произведения.
Композиционно роман делится на 5 частей.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Для Д.Н. Мамина-Сибиряка важным было показать Россию по пути к капитализму. Сделал писатель это одним из первых, что было новаторством в литературе.
10. Отзыв о произведении.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Приваловские миллионы — Д. Н. Мамин-Сибиряк
Покойный отец Сергея Александр Привалов когда-то работал с Бахаревым на
приисках. Он был известным заводовладельцем, однако, живя на широкую ногу, расточал накопленные предками богатства. Спасла его женитьба на дочери знаменитого золотопромышленника Гуляева Варваре — будущей матери Сергея.
Марья Степановна и в бахаревском доме продолжала свято чтить обряды
Рос в этой семье и Сергей: когда у него умерла мать, Привалов-старший попросил Бахарева позаботиться о своем сыне. Жизнь в доме Приваловых была невыносимой: бесконечные оргии, цыганские гуляния и пьянство мужа довели несчастную мать Сергея до сумасшествия, а потом и до могилы. Вдовец женился на цыганке Стеше, от которой у него родилось два сына — Иван и Тит. Но Стеша завела любовника — Сашку Холостова и в сговоре с ним убила Привалова, представив это несчастным случаем.
Когда Сергею исполнилось пятнадцать, его вместе с Костей отправили учиться в Петербург.
И вот спустя пятнадцать лет Сергей снова в родном городе. Баха-ревы принимают его как родного сына, да и сам он, хотя и остановился в гостинице, чувствует себя у них легко и спокойно, словно вернувшись домой после долгого путешествия. Бахарев надеется, что Сергей Александрович пойдет по его стопам и станет золотопромышленником, но это не для Привалова: ему больше по душе мельничное дело, и он не годится на роль продолжателя традиции.
Дочь Бахарева Надежда поражает Привалова с первого взгляда — не столько красотой, сколько особой духовной силой. Однако сама девушка остается безучастной к жениху: ей претит навязанная роль невесты миллионера Между тем сваха Хиония Алексеевна, строя насчет Привалова собственные планы, поселяет его в своем домике: она еще не уверена, кого будет за него сватать, но само соседство обладателя миллионов приводит мадам Заплатину в восторг . Одно удивляет многоопытную сваху: почему Привалов зачастил к Бахаревым и ни разу не заедет к другим своим опекунам, Половодову и Ляховскому, тем более что у Ляховского есть красавица дочь. Привалов и впрямь не сразу решается съездить к опекунам, хотя и хочет освободиться от опеки; но каждый раз он, сам того не замечая, оказывается в доме Бахаревых и по-дружески беседует с Надеждой Васильевной, скрывая свое чувство и не стремясь жениться.
Этот козырь и разыгрывает Половодов, используя в качестве приманки собственную жену, Антониду Ивановну.
Костя упрекает Сергея за непростительное легкомыслие: если бы он в свое время поехал в Петербург, все было бы спасено. Правда, поверенный убежден, что можно будет поймать Половодова за руку, уличив его в мошенничестве и растратах.
Доктор предписывает Лоскутову покой, свежий воздух, умеренную физическую работу, а все это можно найти в Гарчиках, где у Привалова мельница. И Сергей Александрович с радостью соглашается поселить там Лоскутова с Надеждой и их дочкой, благо есть подходящий флигелек. Надежда Васильевна, хотя и смущается от этого предложения, точно боится сблизиться с Приваловым, прекрасно чувствует себя в деревне: она и ухаживает за больным, уже начинающим сходить с ума Лоскутовым, и понемногу помогает роженицам, и обучает местных ребятишек.
Через год после этого Привалов, к полному ужасу старого Бахаре-ва, продает Шатровские заводы. А из Парижа приходит весть, что Половодов под угрозой разоблачения застрелился. Зося подает на развод, и доктор едет к ней за границу. Василий Назарыч Бахарев не теряет надежды породниться с фамилией Приваловых, выкупить заводы и сделать счастливыми и Сергея Александровича, которого он любит как сына, и старшую дочь. Бахарев приезжает к Надежде и видит, как она довольна своим положением, трудовой, почти бедной обстановкой, рабочей жизнью.
Краткие содержания произведений — мамин-сибирякд.н. — приваловские миллионы
И вот спустя пятнадцать лет Сергей снова в родном городе. Баха-ревы принимают его как родного сына, да и сам он, хотя и остановился в гостинице, чувствует себя у них легко и спокойно, словно вернувшись домой после долгого путешествияБахарев надеется, что Сергей Александрович пойдет по его стопам и станет золотопромышленником, но это не для Привалова: ему больше по душе мельничное дело, и он не годится на роль продолжателя традиции.
Дочь Бахарева Надежда поражает Привалова с первого взгляда — не столько красотой, сколько особой духовной силой. Однако сама девушка остается безучастной к жениху: ей претит навязанная роль невесты миллионера Между тем сваха Хиония Алексеевна, строя насчет Привалова собственные планы, поселяет его в своем домике: она еще не уверена, кого будет за него сватать, но само соседство обладателя миллионов приводит мадам Заплатину в восторг (пусть даже от миллионов остались лишь Шатровские заводы). Одно удивляет многоопытную сваху: почему Привалов зачастил к Бахаревым и ни разу не заедет к другим своим опекунам, Половодову и Ляховскому, тем более что у Ляховского есть красавица дочь. Привалов и впрямь не сразу решается съездить к опекунам, хотя и хочет освободиться от опеки; но каждый раз он, сам того не замечая, оказывается в доме Бахаревых и по-дружески беседует с Надеждой Васильевной, скрывая свое чувство и не стремясь жениться.
Доктор предписывает Лоскутову покой, свежий воздух, умеренную физическую работу, а все это можно найти в Гарчиках, где у Привалова мельница. И Сергей Александрович с радостью соглашается поселить там Лоскутова с Надеждой и их дочкой, благо есть подходящий флигелек. Надежда Васильевна, хотя и смущается от этого предложения, точно боится сблизиться с Приваловым, прекрасно чувствует себя в деревне: она и ухаживает за больным, уже начинающим сходить с ума Лоскутовым, и понемногу помогает роженицам, и обучает местных ребятишек.
Мамин-сибиряк Дн Приваловские Миллионы, Д Н Мамин-сибиряк Приваловские Миллионы, К М Виланд История Абдеритов, Арчибальд Кронин Замок Броуди, Николай Лесков На Ножах, Кормак Маккарти Кони, Кони
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Роман сложный и по истории написания, и по сюжетным линиям.
Д. Мамин-Сибиряк более 10 лет писал это произведение, менял многое, включая название, но идея осталась единая – это меркантильность, жажда наживы, желание овладеть чужими деньгами и стать в одночасье богатым.
Богатство и капитализм – ключевая проблематика текста.
В эпоху 30-х гг. 19 века подобные проблемы в литературе мало рассматривались, можно лишь вспомнить роман Чернышевского и романы Тургенева, написанные несколько позже. Капитализм у автора интерпретируется как возможность улучшить жизнь всех слове населения, но богатые хотят, чтобы бедные работали больше за малые деньги, а у бедных нет си, потому что оплат низкая, отдых мал.
Роман имеет 5 частей, множество сюжетных линий. Помимо основной линии – миллионы Привалова, есть также линия, связанная с развитием массового движения рабочего класса.
Антитеза пронизывает всю сюжетную линию, связанную с взаимодействием рабочих и хозяев завода.
В романе рассказано, что рабочие испытывают давление не только со стороны хозяев заводов, но и со стороны опекунского совета, то есть малограмотные люди, работающие более 12 часов, не могут вовремя получить выходной и заработанную плату, от которой зависит пропитание и жизнь семьи.
Симпатия автора явно на стороне рабочего класса.
Роман раскрыл сущность капиталистического общества, проблемы взаимодействия зажиточных предпринимателей и простого рабочего класса.
Привалов был богат, но пытался совершать благие дела, в результате он не помог ни рабочим, ни себе, хищники за миллионами были сильнее его духовных устремлений и капиталистических навыков видении бизнеса.
Привалов строил заводы ради рабочего класса, но не ради миллионов, ему была интересна идея развития производства в России, обогащения экономики, процветания страны. Гуманизм и идеализм героя столкнулся с реальными проблемами в стране, когда многие думают только о прибыли личном.
Таким образом, сюжетная линия о рабочем классе показывает особую проблематику взаимодействия различных групп в социуме – социальный конфликт основывается на неравноправии и лживости хозяев завода.
Читайте также: