Сочинение на тему аманат

Обновлено: 19.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИНСТИТУТ АМАНАТСТВА НА КАВКАЗЕ: ПОНЯТИЕ,

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ

асп. 1 года обуч., СОИГСИ, г. Владикавказ

(науч. рук.: Кобахидзе Е.И., д.и.н., доц.

СОИГСИ, г. Владикавказ)

В конце XVIII в. начался период фактического поглощения Северного Кавказа и насильственного утверждения имперских порядков. Внедрение Российской империи в политическое и социокультурное пространство Северного Кавказа трансформировало многие традиционные институты регулирования социальной жизни местных народов, при этом нередко используя некоторые из них для внеполитического влияния на местные сообщества. Одним из таких институтов стал институт аманатства, широко привлекаемый администрацией в отношениях с традиционными элитами.

Проблема аманатства интересна сама по себе, но, к сожалению, совершенно недостаточно изучена в литературе о Кавказе. Исключение составляют отдельные работы, посвященные бытованию института аманатства у ряда кавказских народов (Г. Кокиев, М. Канделаки, Е. Битова и др.). Обобщая работы исследователей по проблеме, можно сказать, что аманатство – это явление общекавказского масштаба, отмечаемое как на Северном Кавказе (в Дагестане, Ингушетии, Балкарии, Кабарде, Осетии), так и в Закавказье (азербайджанцы, грузины). Более того, ареал распространения этого института гораздо шире географических границ Кавказа: он существовал у арабов, персов, крымских татар, украинцев и др.

Что же вынуждало горца покинуть свой родной кров и идти в аманаты? В большинстве случаев основной причиной аманатства является убийство со своим неизбежным и тяжелым последствием – кровной местью. Фиксируются еще такие причины, как клевета, кража, нанесение оскорбления, нарушение брачного запрета – все это квалифицируется как неподчинение внутреннему порядку, установленному в общине [1, с. 20].

Таким образом, основной смысл аманатства поначалу сводился к принятию покровительства чужого социума, что делает этот институт специфической разновидностью искусственного родства, истоки которого следует искать в недрах поздних родовых общин. Его социальные функции в подобной форме бытования заключались в регулировании хозяйственно-экономических и социальных связей и отношений между принимающим социумом и той группой или индивидом, которые брались под его покровительство (см.: [1, с. 13]).

Однако аманатство практиковалось и в качестве регулятора политических отношений как между самими кавказскими народами, так и между ними и российской администрацией. Бурная внутриполитическая жизнь на Кавказе актуализировала такую форму аманатства, как заложничество. Практику использования аманатов в качестве заложников широко применял Шамиль. В указанном значении рассматриваемый термин неоднократно фигурирует и на страницах периодической печати XIX в. У грузинских горцев в указанном значении термин не фиксируется.

Аманаты от северокавказских горцев содержались в Терках, Святом Кресте, Кизляре, Моздоке, Астрахани: в Терках в начале XVIII в. аманатов было 14 человек, в Святом Кресте в 1733 г. – 18 человек, в Кизляре в 1760 г. – 20 человек [3, с. 193], все в возрасте от 3 до 26 лет. Горским аманатам выдавалось жалование, размер которого был обусловлен социальным происхождением аманата.

Сроком пребывания в аманатах формально считался один год, по истечении которого аманат подлежал освобождению, а его место – замещению новым аманатом. Однако освобождение аманата к формально установленному сроку почти никогда не происходило. Многие горские аманаты содержались настолько долго, что успевали окончательно обрусеть, и навсегда оставались в России. Те же, которые по освобождению возвращались на родину, продолжали пророссийскую агитацию [3, с. 195].

Ко времени окончания Кавказской войны и наступлением нового этапа российско-северокавказских отношений в административно-правовой и социокультурной сферах запускается интеграционный механизм, что ведет к изживанию института аманатства, переставшего уже играть роль важного регулятора социально-экономических и политических отношений на Кавказе.

Канделаки М.Б. Из общественного быта горцев грузин – институт аманатства. Тбилиси, 1987.

АКАК . Т. III .

Кокиев Г.А. Методы колониальной политики царской России на Северном Кавказе в XVIII в. // Изв. ЮОНИИК. Сталинир, 1933. Вып. I. (Отдельный оттиск)

Битова Е.Г. Балкарская знать в условиях включения в административно-политическую систему Российской империи // Исторический вестник Института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН. Нальчик, 2005. Вып. II . С. 141-165.


Чаще всего аманатом служит какая-нибудь вещь, имеющая ценность, будь то деньги, драгоценности или другое имущество. Но нередко аманатом могут стать тайна или секрет человека, которыми он поделился с другим человеком.

От Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

إِذَا حَدَّثَ الرَّجُلُ الحَدِيثَ ثُمَّ التَفَتَ فَهِيَ أَمَانَةٌ

По различным причинам человек делится с родными, близкими, друзьями, приятелями и даже с первым встречным своими самыми сокровенными мыслями. Когда человек разбрасывается в прямом смысле этого слова своими секретами, он и не думает, что эта информация через некоторое время может стать достоянием общественности. Это происходит, потому что каждый человек по своей натуре доверчив. Кто-то доверяет всем подряд, а кто-то верит только своим близким людям, и то не всегда и не всем. В любом случае человек, раскрыв свою тайну кому-то, оказывает ему безграничное доверие.

Если вам доверили тайну, она является аманатом, который вам отдали на хранение. Следовательно, вы должны беречь эту тайну, как зеницу ока.

Тот, кто является для всех нас примером – Пророк Мухаммад ﷺ – никогда не позволял себе нарушать аманат, всегда возвращал доверенное и никогда не раскрывал тайны тех, кто доверился ему, ведь он является обладателем всех благородных качеств.

Мухаммаду ﷺ в Мекке безгранично доверяли не только его последователи, родные и близкие, но даже его идеологические противники, которые находились с ним практически в состоянии войны.

Несмотря на то, что язычники Мекки не приняли пророчества Мухаммада ﷺ , они не нашли человека, которому могли бы доверить свои ценные вещи, и предпочитали оставлять своё добро на хранение именно ему, а не друг другу. Когда Посланник Аллаха ﷺ собирался совершить хиджру (переселение из Мекки в Медину), у него всё ещё находились некоторые вещи язычников, оставленные на хранение. Мекканские язычники готовили покушение на Мухаммада, и в то же время их вещи находились у него.

Не зря они так безгранично доверяли Пророку ﷺ , ведь они знали, что их вещи находятся в безопасности и он в любом случае вернёт их своим владельцам. Всё так и случилось. Отправляясь в путь, Посланник Аллаха уполномочил Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) вернуть хозяевам их имущество.


А что представляет собой тайна? Чужая тайна?

Практически каждый человек имеет секреты, которые он хотел бы хранить в тайне от всех или почти от всех за исключением определённого круга лиц. Иногда человек добровольно рассказывает нам свои тайны, иногда мы узнаём о них случайно. Но вне зависимости от того, как нам стало известно о них, эта информация остаётся чужой тайной, на разглашение которой мы не имеем права.

К великому сожалению, мы не всегда можем хранить чужие секреты, а порою мы не умеем делать это. Некоторые люди хронически не способны сохранить тайну и просто не могут ничего с собой поделать. Эти люди необдуманно выдают и чужие, и свои тайны. Они делают это автоматически, а после часто сожалеют о содеянном. Что поделаешь, они просто не умеют вести себя согласно предписаниям нашей религии.

С точки зрения Ислама категорически запрещено раскрывать любую тайну, особенно если это может нанести кому-либо вред. Раскрыть секрет того или иного человека разрешается лишь тогда, когда человек уже умер, но даже после его смерти нельзя рассказывать о том, что может унизить или опозорить его.

Если человек рассказал вам о сокровенном и доверил вам свою тайну или вы где-то услышали её, подслушали или случайно узнали, будьте добры, держите эту тайну при себе, как ценную вещь, отданную вам на хранение, ибо за её разглашение вы будете спрошены в Судный день.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَأَوْفُوا بِالْعَهْدِ ۖ إِنَّ الْعَهْدَ كَانَ مَسْئُولًا

Всевышний Аллах спросит об исполнении обещания в День Суда, и если человек исполнил взятые на себя обязательства, то Аллах вознаградит его, а если нарушил, то Аллах накажет его.

Как мы упомянули выше, чужие тайны являются доверенными нам аманатами. А если человек не хранит аманат, то это является признаком лицемера, ибо он предаёт того, кто ему доверился.

От Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا ، وَمَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنَ النِّفَاقِ حَتَّى يَدَعَهَا : إِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ ، وَإِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ ، وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ

Одним из важнейших адабов поведения в семье и в обществе является умение хранить тайны. Неумение держать язык за зубами является скверной чертой характера, и не менее скверной является откровенность с такими людьми.

Основной причиной того, что человек нарушает обещание и не умеет хранить доверенные ему тайны (аманат), является слабость его веры, а также отсутствие богобоязненности и дружба с теми, кто не соблюдает чужие права.

Каждый мусульманин должен отречься от этой лицемерной черты, и для этого ему следует стараться укреплять свою веру, быть богобоязненным и остерегаться дружбы с теми, кто не соблюдает чужие права.

Аманат — заклад, вещь, отдаваемая на хранение. Также аманатом является выполнение человеком взятых обязательств. Например, совершение поклонения Всевышнему — аманат, так как Создатель обязывает людей поклоняться Ему, и выполнение этого требования является выполнением самого главного аманата.

То есть, человек по своей воле взял на себя обязанность по выполнению требований Всевышнего. Мусульманин, в соответствии со сказанным, соблюдает требования аманата, потому что верующий человек стремится выполнить свои обязанности перед Всевышним Аллахом, по отношению к Пророку (мир ему и благословение), по отношению к родителям, единоверцам, родственникам, семье и так далее.

Согласно требованию аманата, мусульманин должен полностью выполнять свои обязанности на работе и в обучении. Если он студент и школьник, то обязан хорошо учиться.

Следует отметить, что соблюдение норм гигиены тела, контроль за своим здоровьем, физическая культура, употребление только дозволенной, здоровой пищи является аманатом по отношению к своему телесному существу. Более того, из этого следует, что соблюдение требований аманата является основой высокой духовности и нравственной силы мусульманина.

Поэтому, мусульманин должен контролировать свою речь и стараться говорить то, что приближает его к Создателю.

Каждый человек будет спрошен за свои деяния. Кроме того, человек отвечает и за свою паству, то есть за духовное и материальное благополучие, поступки вверенных ему или близких людей. И это тоже напрямую связано с выполнением обязательств, то есть аманатом.

Даже, совершая по приказу Всевышнего Аллаха хиджру (переселение) из Мекки в Медину, наш Пророк (мир ему и благословение) поручил Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) передать мушрикам их вещи, которые они в свое время дали ему на хранение.

То есть, нет сомнения в том, что оберегающие аманат в Ахирате удостоятся милости Всевышнего Аллаха и войдут в джаннат, величина которого равна небесам и земле, и который уготован для истинно богобоязненных рабов Всевышнего.

С точки зрения религии, вероломством является поступок, противоречащий требованиям Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение).

Если даже чрезмерный интерес и любопытство к чужому дому, без разрешения на то хозяина, является непристойным поступком, то, что говорить о нездоровом созерцании женщин на наших улицах, которые порой и сами не знают меры и пристойности!

Разве нельзя, допустим, чистоту и прозрачность питьевой воды сравнить с чем-либо нравственно-облагораживающим общество или фольклорно-этнографическим, нежели с женщиной в одном нижнем белье, предлагающей вам такую, образно сказать, воду?! Неужели, если питьевую воду будет подавать женщина, одетая в национальный костюм, да с народной пословицей, то такая вода не будет пользоваться спросом? Да она станет медом для тех, кто понимает истинные ценности.

Аманат — один благородных признаков имана (богобоязненности). Вероломство — признак нифака (двуличия).

Мусульманин должен быть чист и свободен от вероломства и лицемерия. Ибо не пристало ему промышлять грязным обманом и питаться нечистотами.

И да наставит нас Всевышний на пути аманата и оградит от вероломства. Аминь!

Кавказское аманатство. Забытый социальный институт

Всё это, конечно, никакого отношения к аманатству как дипломатическому, политическому и социальному институту не имеет.

Само аманатство было известно издревле. Не стоит путать его с банальным грабительским набегом с последующим угоном людей в плен с целью перепродажи или обмена. И, конечно, никаким изобретением русских аманатство не было в принципе. Его практиковали в Испании и Османской империи, в Австрии и Италии, в Древней Руси и Золотой Орде и т.д.

Аманатство на Кавказе – необходимый компромисс



Народы Кавказа

Всё это богатство было в постоянном движении. Союзы создавались и рушились, одни ханства или княжества возвеличивались, облагая данью соседей, другие мгновенно исчезали. При этом княжеские и ханские семьи были чрезвычайно перемешаны. К примеру, знаменитая дербентская воительница Тути-Бике, будучи выданная замуж собственным братом за своего союзника Фат-али-хана, вскоре оказалась перед страшным выбором, т.к. брат и муж начали враждовать. Когда войско брата Тути-Бике Амир Гамза оказалось у стен Дербента, она встала на сторону мужа и возглавила оборону города, воюя, по сути, с собственной родной кровью.



Алексей Петрович Ермолов

Принято считать, что именно Алексей Петрович Ермолов стал основным инициатором аманатства и чуть ли не его автором. Как уже стало ясно, автором он не мог быть в принципе, а то, что он в своей энергичности ловко сочетал жёсткость военную и дипломатическую, – правда. Беря в аманаты людей, Ермолов ставил твёрдые, но оправданные и вполне реализуемые условия. Часто эти условия лишь были повторением ранее заключённых договоров.

И точно не нужно думать, что Ермолов практиковал аманатство в одиночку или насаждал этот институт в русской армии. Аманатов в виде князей брал, к примеру, генерал Иван Петрович Дельпоццо в Кабарде. Князья эти, кстати, пользовались большой свободой, пока не составили вооружённый заговор. Лишь после этого князей посадили в Кизлярскую крепость. К тому же Дельпоццо в своё время сам был заложником на Кавказе, но далеко не на договорных основаниях, а на ниве наживы.

Брал в аманаты противников и грузинский князь генерал Егор (Георгий) Евсеевич Эристов-Ксанский. Устав от набегов из-за Терека и пустых обещаний их более не проводить, тогда ещё полковник Эристов не просто провёл жёсткую военную экспедицию, но и взял с собой нескольких знатных чеченцев в качестве гарантий исполнения обещанного мирного сосуществования.

Бывали и несколько курьёзные случаи. Перед знаменитым походом в Хевсурию (Хевсурети, область на северо-востоке современной Грузии) в 1813-м году генерал-лейтенант Фёдор Фёдорович Симанович решил гарантировать верность пшавов (считается этнографической группой грузин при различных версиях происхождения). Проведя должную разведку социального устройства, Симанович отказался брать в аманаты каких-либо старейшин, а взял в аманаты… пшавский скот в несколько десятков тысяч голов. Скотину стали выпасать русские войска, а пшавы из неблагонадёжных поданных превратились в лучших проводников и лазутчиков.

Как содержали аманатов

Аманатов обычно содержали в крепостях (Георгиевская, Кизлярская, Нальчикская, Астраханская и т.д.), хотя было множество исключений. Естественно, такое содержание рисует картину какого-то каменистого зиндана или каземата графа Монте-Кристо, но опять-таки обывательское воображение будет лгать.


Более того, существовала даже определённая инструкция обращения с аманатами. Надлежало

Образованные аманаты могли вести свободную переписку, имели право выписывать нужные книги. Обеденный стол аманата никогда не уступал трапезе коменданта крепости, а порой и превосходил её. К услугам аманатов всегда были предоставлены лекари и прочий необходимый персонал.

Всё содержание аманатов ложилось на казну Российской империи. Одни жили на уровне офицерства, а вот другие благодаря всё тем же политическим и дипломатическим коллизиям Кавказа жили как настоящие принцы. К примеру, после того как генерал Павел Дмитриевич Цицианов склонил Карабахское ханство со столицей в Шуше к вступлению в российское подданство, он принял присягу от самого владетеля ханства Ибрагим-хана. В то же время внук правителя был взят в аманаты с ежегодным содержанием мальчика, по разным данным, от тысячи до 10 тысяч рублей.

Аманатские школы как путь в жизнь

Чаще всего аманатами становились дети кавказских владетелей. По мере замирения Кавказа и умножения земель империи аманатов становилось всё больше. К тому же, естественно, никто из русских офицеров, принимая аманатов, даже не помышлял как-либо карать детей за грехи родителей. Некоторые общины были столь разобщёнными, что за раз отдавали до десятерых мальчишек. С одной стороны, ничего путного ватага мальчиков, предоставленных самим себе, придумать не сможет, с другой стороны, империя получила прекрасный ресурс воспитания у горских детей имперского чувства принадлежности.


Осознание этих фактов и создало особое явление – аманатские школы. В этих школах аманатов учили русскому языку, математике, географии и прочим наукам. Обучение и содержание учеников, естественно, шло за счёт казны империи. Многие горские мальчишки, открывшие для себе целый мир, проявляли просто поразительные способности. Некоторые уже к концу первого года вполне внятно и расторопно читали книги на русском языке.

Выдающиеся аманаты Кавказа

Аманатов, ставших блестящими офицерами в русской армии, множество. Так, Асламурза Есиев, родившийся в 1836-м году, был взят в аманаты в 9-летнем возрасте. Вскоре мальчик попал в Петербург, где был зачислен во Второй кадетский корпус. В 1853-м году начал службу в Елисаветградском гусарском полку. После шести лет исправной службы был вынужден выйти в отставку по семейным обстоятельствам.

Есиев вернулся на службу в 1864-м году в должности командира 2-й сотни Терско-Горского иррегулярного полка. К началу Русско-турецкой войны 1877-1879 годов Асламурза уже командовал Осетинским дивизионом вышеозначенного полка, отличившись в составе Дунайской армии. После войны вошёл в отряд генерала Скобелева в Туркестане и т.д.



Асламурза Есиев

Бывший аманат Асламурза вышел в отставку в звании подполковника, гордо неся на груди орден Св. Владимира 4-й степени, орден Св. Анны 2-й степени, орден Св. Станислава 2-й и 3-ей степени. Последние дни жизни Есиев провёл в селе Карца, занимаясь мирным земледелием, садоводством и пчеловодством.



Асламбек Туганов

Самый высокопоставленный и самый несчастный аманат Кавказа

Самым знаменитым и одновременно несчастным аманатом был сын Шамиля – Джамалуддин. В аманаты 10-летний Джамалуддин попал во время боёв за аул Ахульго, когда Шамиль послал его к генералу Павлу Граббе, чтобы оттянуть неизбежный штурм, грозивший ему и его мюридам гибелью. В итоге Шамиль бежал, а Граббе остался с малолетним Джамалуддином на руках.

Мальчика быстро отослали в Петербург, где сам Николай I взял над ним шефство, в каком-то смысле даже заменив ему отца. Джамалуддина зачислили в Александровский сиротский кадетский корпус для дворянских детей, потерявших родителей. Император принимал в судьбе мальчика самое активное участие, подолгу беседовал с ним и принимал в любое время. Мальчик обладал острым умом и живостью характера. Он интересовался решительно всем, открывая для себя всё новые науки и аспекты жизни. В 1849-м году Джамалуддин в чине корнета был отправлен во Владимирский 13-й уланский полк. Во время службы он влюбился в дочь генерала Петра Оленина Елизавету, одновременно твёрдо решив принять крещение. Будущее профессионального офицера казалось безоблачным.



Джамалуддин, сын Шамиля

Всё это время Шамиль продолжал переговоры, стараясь вернуть сына. Для этих целей он даже взял в заложники князя и генерала Илико Орбелиани. Правда, выставленные Шамилем требования были столь утопическими, что сам Орбелиани отказался от свободы на таких условиях. После этой неудачи Шамиль совершил дерзкий набег на Кахетию, захватив множество заложников, в том числе знатных персон княжеской фамилии Чавчавадзе. Среди пленных были женщины с годовалыми детьми на руках. Император оказался в сложной ситуации. С одной стороны, он совсем не хотел отдавать любимого им Джамалуддина, а с другой — не мог бросить на произвол судьбы заложников Шамиля.

Джамалуддин в то время был откомандирован в Польшу в чине поручика. Он и не знал, какая беда его ожидает, продолжая мечтать о браке с Елизаветой и читать труды по математике, которой он увлёкся ещё в кадетском корпусе. Вскоре его вызвали в штаб в Варшаве, обрисовав ситуацию. Джамалуддин был ошарашен. Его жизнь, новый мир, офицерская служба, любимая женщины – всё это рушилось на глазах. Он долго колебался, но был вынужден дать согласие.

Многие близкие Шамилю люди отмечали необыкновенный ум и образованность Джамалуддина, но уже спустя несколько дней после жаркой встречи чувствовалось растущее напряжение между отцом и сыном. Джамалуддин уговаривал отца примириться с Российской империей, крайне хвалебно отзывался о Николае I и восхищался русской армией, чем, конечно, вызывал неприязнь отца. А как ответственный офицер Джамалуддин не мог чахнуть без дела, поэтому провёл инспекцию аулов, административного устройства и самих войск Шамиля. После этого он обрушился с крайне резкой критикой всего, что он видел. Это ещё более оттолкнуло сына от отца.

Правда, на некоторое время Джамалуддину удалось умерить пыл Шамиля, наладить ему связь с наместником на Кавказе генералом Александром Барятинским. Начался массовый обмен пленными, а Джамалуддину поручили привести в порядок административные дела в Северо-Кавказском имамате. Но откровенно пророссийская ориентация сына всё более злила Шамиля. Несмотря на безусловные успехи Джамалуддина, от него отстранились братья, с ним не общались соплеменники, его сторонились наибы.



Мавзолей Джамалуддина в селе Карата

Последней каплей для могущественного имама была попытка тайной встречи Джамалуддина со своей возлюбленной Елизаветой. Эту встречу Шамиль смог сорвать. Имам сразу же после этого женил сына против его воли на дочери своего наиба Талхига Шалинского, что окончательно надломило бесконечно одинокого Джамалуддина.

Молодой человек начал мучиться от болей в груди и кашля, ходил по аулу словно бессловесный призрак, будто ожидая трагического конца. Шамиль, заметив это, всё же любя сына, отправил его в высокогорный аул Карата (ныне село в Дагестане), климат которого считался целебным. Но молодой человек продолжал гаснуть, не видя смысла в продолжении жизни. Шамиль был вынужден вступить в переговоры с Барятинским, чтобы он прислал к Джамалуддину русского врача. Барятинский отправил полкового доктора Пиотровского.

Пиотровский диагностировал у Джамалуддина чахотку и упадок жизненных сил. Все необходимые лекарства врач оставил вместе с нужными рекомендациями. Но лечение не пошло сломленному Джамалуддину на пользу. 26 июня 1858 года самый известный и образованный для своего времени аманат скончался в ауле Карата. Клевреты сразу распространили слух, что русский врач отравил несчастного, что, конечно, не имело под собой никаких оснований и даже какой-либо логики.

Ныне мавзолей Джамалуддина, аманата и офицера русской армии, находится всё в том же селе Карата.

Читайте также: