Женские образы в поэзии и прозе лермонтова сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Похожие сочинения

Библиографическая ссылка

Тема любви становится центральной в ранней лирике М. Ю. Лермонтова. Поэт раскрывает ее своеобразно. Для Лермонтова любовь связана с изменой, клеветой, даже злобой. Его лирический герой безумно одинок, он отчужден от мира, от светского общества. Этому человеку кажется, что он может обрести гармонию, если найдет любимую, “родную душу”. Увы! Не такова возлюбленная героя. Вместо счастья она причиняет ему множество страданий и боли. Вот что читаем мы, например, в стихотворении “Я не унижусь пред тобою”:
— Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать
Чтобы твою младую руку —
Безумец! — лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!
Герой жестоко обманут.
В ответ на свою горячую, искреннюю любовь он получил предательство. Возлюбленная, прекрасная, как ангел, оказалось коварной изменщицей. И в лирике Лермонтова много женских образов, подобных ей. Вот что пишет поэт к “Н.И.”:
Я не достоин может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Эта обманщица не столь коварна.
Лишь часто новым впечатленьям
Душа вверяется твоя.
— говорит о возлюбленной герой. Если женщина в поэзии Лермонтова не легковерна и не коварна, то она бесчувственна и холодна. О такой пишет поэт в “Сонете”:
Я знаю, ты любовь мою не презираешь;
Но холодно ее молениям внимаешь;
Так мраморный кумир на берегу морском
Стоит, — у ног его волна кипит, клокочет,
А он, бесчувственным исполнен божеством,
Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет.
Почему же возлюбленная героя так нехороша? Я думаю, главная вина здесь лежит на светском обществе. Это оно портит нравы, опустошает душу. Не случайно поэт вопрошает в стихотворении “Как луч зари, как розы Леля”:
Но свет чего не уничтожит?
Возлюбленная в этом произведении идеальна, у нее масса достоинств:
Как луч зари, как розы Леля,
Прекрасен цвет ее ланит,
Как у мадонны Рафаэля
Ее молчанье говорит.
Инверсии, высокая лексика, изысканные сравнения в этом стихотворении создают величественный образ героини. В то же время очень приятна ее естественность, которая интересно сочетается с особой женской таинственностью, так неотразимо притягивающей мужчин. Герой желал бы возлюбленной счастья, но нет: оно не живет в этом обществе, здесь в него лишь играют, как, впрочем, и в любовь, и во все другие чувства. Несчастный романтик бежит из такой обстановки в мир своей мечты или в воспоминания. Совершенством является его первая любовь, которую он никогда не забудет:
И деву чудную любил я, как любить
Не мог еще с тех пор, не стану, может быть.
Перед чем преклоняется лирический герой? Ведь он понимает, что “дева чудная” — всего лишь образ, созданный его воображением, далекий от реальности. Да, это так, но без подобных грез нет жизни. Что тогда остается? Пустота? Лучше уж быть мечтателем, чем циником. Постепенно мироощущение поэта меняется, он начинает по-другому относиться к любви. И образ возлюбленной в его лирике становится иным, более светлым. Теперь абсолютно всё пленяет героя в девушке: голос “звонкий и ласковый”, глаза “лазурно — глубокие”, а главное простота и открытость, сердечность. Вот так влюбленный реагирует на эти качества:
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
У другой возлюбленной больше величавости, но она также искренна, чиста душою. Оттого и восхитительна ее песня:
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли — все ее движенья,
Иль молвит слово — все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.
Поэт воспевает прекрасных женщин, которым также, как и ему, чужды “светские цепи” и “блеск утомительный бала”, которые естественны даже “среди ледяного, среди беспощадного света”. Вот так он характеризует М. А. Щербатову:
Как ночи Украйны,
В мерцании звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных
Прозрачны и сини,
Как небо тех стран, ее глазки,
Как ветер пустыни,
И нежат и жгут ее ласки.
Эта женщина привлекает поэта глубиной своих чувств, умением по-настоящему верить, надеяться, любить:
От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром,
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.
Лирический герой развивается вместе с автором. Он становится более опытным и мудрым, и эти качества помогают ему выбирать более достойных возлюбленных, хотя по-прежнему понять женскую суть этому человеку сложно. О противоречивости любимой рассказывает стихотворение “К портрету”:
Таит молодое чело
По воле — и радость и горе.
В глазах — как на небе светло,
В душе ее темно, как в море!
То истиной душит в ней всё,
То все в ней притворно и ложно!
Понять невозможно ее,
Зато не любить невозможно.
Эволюция образа возлюбленной в лирике Лермонтова свидетельствует о развитии личности поэта, а также о том, что женская душа — это вечная тайна, и мужчина всегда будет стремиться ее постичь.

По характеру дарования М.Ю.Лермонтов, как и А.С.Пушкин, был прежде всего поэтом-лириком. Лирические стихотворения занимают центральное место в его литературном наследии. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания Лермонтова, факты личной биографии и “биографии” его современников.
Основная особенность лермонтовской лирики – ее протестующий, бунтарский и одновременно трагический характер. Источник трагического бунтарства – конфликт свободной личности в несвободном мире. Лермонтов не мог найти ни в поколении своем, ни в обществе, ни даже в любви опоры идеалам. Поэтому в стихах Лермонтова неизменно звучит тема несостоявшейся любви.
Любовь, по Лермонтову, – чувство, которое рождается вместе с человеком и по накалу несопоставимое ни с каким другим. В стихотворении “1831-го, июня 11 дня” есть примечательные строки:
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
При такой силе и напряженности чувств любовь поэта не могла не принести ему страданий, не могла не быть безответной, потому что соответствовать порывам его души было почти невозможно. Лермонтову трагически недоставало взаимности. Он не мог найти родственную душу.
В одном из ранних стихотворений “Она не гордой красотою…” поэт создал идеальный образ возлюбленной. Произведение условно можно разделить на две смысловые части. В первой перечисляются те качества внешности, которых у любимой женщины нет:
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее – не стан богини,
И грудь волною не встает…
Нагнетание отрицаний в описании облика героини сразу заставляет вспомнить строки из “Евгения Онегина” Пушкина, посвященные Татьяне Лариной. Лермонтов использует тот же прием контраста: неяркая внешность – внутренняя красота. Поэту важно показать, что возлюбленная – реальная, земная женщина. Она не вызывает псевдоромантических бурных восторгов, не становится идолом:
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
В этом плане интересен и эпитет, с которого начинается стихотворение. Героиня “прельщает” “не гордой красотой”. “Гордая красота” — значит “недоступная”. Возлюбленной поэта противопоставлены те высокомерные холодные красавицы, которые позволяют себя любить, но сами не способны на глубокие ответные чувства.
Вторая часть стихотворения повествует об истинных достоинствах женщины. Противительные союзы и повторы указательных местоимений подчеркивают те качества, совокупность которых придает женщине неповторимое очарование:
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Антитеза “гордая красота” — “чудная простота” — выражает главную мысль стихотворения: только естественное, не пораженное тщеславием создание может вызвать искреннюю и чистую любовь. Но это чувство в “холодном” мире расчета, фальши и лицемерия приходится таить от завистников и недоброжелателей.
В цикле стихотворений, обращенных к Наталии Ивановой, Лермонтов продолжает развивать мотив любви, соединенной с протестом против окружающей пошлости. В душе любимой поэт ищет готовности противостоять презренной “толпе”. Разуверившись в способности возлюбленной выдержать нравственные испытания, Лермонтов обрывает мучительный для него роман. Он пишет стихотворение “Я не унижусь пред тобою…”, в котором решительно объявляет о разрыве:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Стихотворение наполнено упреками:
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
“Ангел” превратился в “демона”, поэт разочаровался в той, которая так “нежно обещала” стать для него вдохновением, вечной музой. В стихотворении поэт не воссоздает портрет возлюбленной. Он только с горечью восклицает:
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам…
На первый план выступает нравственная проблема обмана, измены. Возлюбленная способна нарушить клятвы, причинить зло. Горький риторический вопрос завершает стихотворение. В этих строчках появляется последний, “страшный” штрих в нравственном облике когда-то любимой женщины:
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил.
Почти во всех последующих стихотворениях Лермонтов продолжает создавать образ возлюбленной, обманувшей надежды, отвергнувшей “навек” чувство, вызвавшей “горечь слез”, подарившей “отраву поцелуя”. Поэт обнажает раны своего сердца, нанесенные “волшебными глазами”. Самым выдающимся образцом русской любовной лирики стало стихотворение “Нищий”. В нем возлюбленная соединяет бессердечность с жестокостью. Ее образ получил поэтически емкое воплощение:
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Итак, тоску, чувство одиночества – вот что в стихах Лермонтова о любви переживает лирический герой. Возлюбленная тяжко ранит его чуткое сердце. Поэт ищет, но не находит земного, человеческого счастья и в одном из произведений сделал горькое обобщение: “Любовь не красит жизнь мою…”

Образ возлюбленной в лирике М. Ю. Лермонтова.

Лермонтов М. Ю.

Сочинение по произведению на тему: Образ возлюбленной в лирике М. Ю. Лермонтова.

Подобные записи

В каждой из историй-фрагментов, на которые разбито повествование, Печорин сталкивается с женщинами, которые оказывают влияние на его судьбу. Каждый из этих образов уникален и многогранен, все они по-своему изменяют что-то в герое или его мировоззрении. Через взаимодействие с ними, Лермонтов позволяет своему персонажу раскрываться перед читателями с разных сторон.

Введение

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Значение женских образов

В книге Михаила Юрьевича изображено 4 дамы, которые повлияли на судьбу молодого человека:

  • Бэла;
  • девушка из Тамани;
  • княжна Мэри;
  • Вера.

Каждая героиня по-своему несчастна, виновником чего являлся Григорий Александрович Печорин. Именно этот главный герой объединяет всех остальных персонажей. Характеристика героинь романа заслуживает особого внимания.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало. Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Общим явлением в развитии европейских литератур первых десятилетий XIX ст. было стремление осмыслить и отобразить социально-психологический тип современника, для которого характерен разлад с обществом и с самим собой, сознание интеллектуального и нравственного превосходства, отчуждение, противостояние среде, чувство неудовлетворенности, душевная усталость, скептицизм.

Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче русская хандра Им овладела понемногу…

Мне нравились его черты. Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий охлажденный ум.

Он даже вступает в спор о герое с воображаемым читателем:

Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем?…

Усложненность принципа создания образа, противоречивость созданного характера нередко приводили к разному его истолкованию. Неудовлетворенный упрощенным воcприятием романа читателями Лермонтов в предисловии ко второму изданию намекал на необходимость учитывать не только видимое, но и скрытый смысл действий, слов и мельчайших деталей: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения…

При изучении романа Лермонтова можно успешно сочетать две задачи: рассмотрение вопросов, связанных с идейной направленностью и поэтикой произведения, и развитие навыков анализа художественного текста. Рационально поставленные задания для самостоятельной работы с текстом или для обсуждения отдельных вопросов в классе помогут не только глубоко понять смысл всего романа и особенности отдельных образов, но и увидеть своеобразие индивидуальной творческой манеры Лермонтова, понять скрытый смысл мельчайших деталей текста.

Лекционный материал будет легче усваиваться, если провести предварительную самостоятельную работу с текстом. Первым может быть задание:

1. Отобрать фрагменты текста, дающие представление о Максиме Максимовиче как рассказчике.

2. Проследить, как личные свойства рассказчика сказываются на формировании читательского представления о Печорине.

Такие наблюдения подготовят учащихся к восприятию лекционного материала.

— «А все, чай, французы ввели моду скучать? — спрашивает Максим Максимыч.

— Ага, вот что. — отвечал он, — да ведь они всегда были отъявленные пьяницы?

Эпизод о гибели Бэлы может быть плодотворно использован для проведения работы с текстом в классе. Цель такой работы — составить представление о внутреннем состоянии героя. Это будет способствовать пониманию образа в целом и осмыслению значимости мельчайших деталей. Еще Белинский о. Стараясь заметить и осмыслить различные авторские приемы формирования читательского восприятия описанных событий и действий героев, учащиеся будут совершенствовать умение анализировать художественный текст.

Рассказ Максима Максимыча о поведении и состоянии Печорина в рассматриваемом эпизоде может быть воспринят по-разному. В процессе обсуждения будут высказаны взаимоисключающие точки зрения об отношении героя к происходящему. Задача учителя состоит не в том, чтобы привести учащихся к определенному выводу, каждый из них составит свое мнение. Важно добиться, чтобы суждения были аргументированы и не игнорировалось бы то, что противоречит сложившемуся мнению. При этом даже ошибочное мнение будет уточняться в ходе анализа произведения.

— А что Печорин? — спросил я.

— Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка; только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле: я видел, что это ему будет неприятно…

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…

Княжна Лиговская

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту. Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Молоденькая Мери


Женские образы в романе представляет хорошенькая, стройная, с бархатными глазами княжна Лиговская. Это гордая и прекрасная русская дворянка, которую мать научила изысканно наряжаться. Именно Печорин увидел в девушке необычную натуру. Вот её описание: «На ней было закрытое платье, лёгкая шёлковая косынка вилась вокруг её шеи. Ботинки стягивали у щиколотки сухощавые ножки так мило, что даже не посвящённый в таинства красоты непременно бы удивился. Лёгкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее, но понятное взору «.

Героиня была завидной и богатой невестой. Мужское внимание избаловало девочку, она стала заносчивой и вела себя несносно. Как и все образованные дворянки, Мери говорила по-французски, играла на пианино и прекрасно пела. Вот другие черты характера юной княжны:

  • нежная;
  • умная;
  • с чувством юмора;
  • гордая;
  • романтичная;
  • кокетливая;
  • капризная.

Печорин любил манипулировать людьми: он вынуждал их делать то, чего хотел сам, возбуждал в них любовь и ненависть. Так случилось и к молоденькой Мери. Героев познакомил Грушницкий. Этого юнкера Григорий не любил из-за его заносчивости и решил ему насолить. Герой решил влюбить в себя девушку, проявляя к ней равнодушие. Печорин не искал встреч с княжной, а она злилась.

Однажды на балу к Мери приставал пьяный капитан, а Григорий Александрович вовремя заступился. С тех пор он заслужил благосклонность у девушки и стал частым гостем в доме Лиговских. Печорин стал героем романа Мери. Какой-то внутренний инстинкт заставлял его иногда унижать девушку. Он подчинил её себе, потому что чувствовал в героине душевную чистоту и силу.

Княжна первой призналась Григорию в любви, что тогда было недопустимым для девушки из дворянской семьи. А тот просто поиграл её чувствами. Это принесло Мери только переживания и страдания.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

Княжна Мери

Мери Лиговская — молодая аристократка, воспитанная в светском обществе.Она хорошо образованна, умна. Вокруг неё всегда толпа поклонников, но сердце Мэри свободно, пока на её жизненном пути не появляется Печорин, для которого юная неопытная девушка становится игрушкой от скуки. Печорину ничего не стоит влюбить в себя княжну. Любовь преображает девушку, пробуждая лучшие качества её сердца, с неё слетает светский лоск, перед нами открывается живая душа, способная на сильные чувства. Она искренне благодарна герою за помощь на балу, она со слезами на глазах слушает слова о его печальной участи быть непонятым и одиноким в толпе.

княжна мери


Мери сама признается в любви к Печорину, пренебрегая условностями света. При последней встрече вид в страдающей девушки вызывает жалость героя. Чтобы положить конец её надеждам, он признается в том, что для него все было игрой. Её гордости нанесен сокрушительный удар, и всю силу своего неразделенного чувства она превращает в ненависть. Сможет ли Мери ещё раз полюбить с такой же силой? Не очерствеет ли её душа? Не станет ли холодным и безразличным её сердце?

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

О княжне Мери герой также пишет в своём дневнике. И уже в первой записи он отмечает в характеристике девушки, что она очень хороша собой и совсем молоденькая. Глаза её не имели блеска, потому что глубокий взгляд и бархатистость глазам придавали длинные и густые ресницы. Печорин, как ценитель женской красоты, успел отметить даже прелесть ножки, чуть видневшейся из-под юбки.

Действительно, Бэла полюбила Печорина горячо, страстно, самоотверженно, но она была истинной дочерью гор и по собственной воле не стала бы ради любви предавать родных, причинять им боль. После похищения, оказавшись в доме Печорина, она гневно смотрит на того, кто против её воли требует от неё любви. Девушка способна голодать, отвергать подарки и ласковые ухаживания человека, по вине которого она принесла позор семье и разлучена с родными, хотя позже признается, что он понравился ей с первого взгляда.

Судьба оказалась безжалостна к Бэле: любовь принесла ей не только страдания, но и раннюю смерть. Девушка стойко, с достоинством приняла эти испытания, не упрекала никого, хотя очень мучилась от боли, жара и не хотела умирать. Перед смертью она вспомнила о доме, близких и дорогих людях, так как оставалась в душе верной своей семье и родине.

Зоя, добрый день.

И при первом прочтении "Героя нашего времени" и при перечитывании, именно на эту часть - отношение Печорина к женщинам - больше всего обращал внимание. Характер его более всего, наверное, проявляется в этом отношении.

Он будто бы выбирал "жертв" своих, чтобы ощутить вкус побед или превосходства или "подпитаться" чувствами страдания. Даже не знаю как четче обозначить его мотивы, может быть даже не до конца осознаваемые им самим.

И хоть любовь его к Вере была искренна, Печорин не готов был отдать за нее самое главное для него - свободу. Но, что есть эта свобода? И свобода ли это? Вы очень четко называете это явление в своей статье другим словом, верным - эгоизм. Свобода и эгоизм, наверное, не синонимы.

Конечно, такие люди, как Печорин, могут выглядеть необыкновенными, оригинальными, яркими, казаться героями, но сущность их - повышенная эгоистичность, которая не оставляет место ни любви настоящей, ни милости, ни чему другому, истинно высокому человеческому.

И вот, что еще подумал. А многие герои нашего нынешнего времени не от того ли корня происходят? И не столь ли обширен список их побед на любовных фронтах?

Лермонтов показал сердцевину "героизма" не только своей эпохи, но многих эпох, где "герой" лишь блестит красиво, а внутри смердит. И лучше всех это могут увидеть те, кто в отличие от такого "героя" искренне и преданно его любят. Ведь любят искренне не за что-то, а просто так.

Ну, а женские (разные) характеры и Веры, и Мэри, и Белы показаны прекрасно Лермонтовым и Вы хорошо описали их в своей статье.

Большое спасибо, Зоя. Великолепная статья: четкая, краткая, вразумляющая.

С прошедшими и наступающими праздниками, коим богат январь. Удач, добра и всех благ Вам.

Здравствуйте, Игорь!
Как точно Вы всё сказали: и про самовлюблённость "героев" времени, и про самоотверженную, бескорыстную любовь женщин, изображённых Лермонтовым.
И про наши январские "каникулы", во время которых ОТДОХНУТЬ так и не удалось!
Однако, грех роптать, ведь впечатлений много!
Спасибо Вам. И удачи!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Сочинение на тему женские образы в романе Герой нашего времени

20.02.2017 admin-ege-oge Русский язык, Сочинения на тему. Сочинение на тему женские образы в романе "Герой нашего времени" .entry-footer -->

Все поэты во все времена воспевали женщин, им слагали гимны, посвящали стихи, во имя женщин шли на подвиг. Женщин называют прекрасной половиной человечества. Они могут вдохновить на подвиг и толкнуть на преступление. В русской литературе создано много женских образов, ярких и запоминающихся. Они привлекают нас своей поэтичностью, добротой, нежностью и чистотой. Это и пушкинская Татьяна, и тургеневские девушки, и некрасовские героини, и многие другие женщины. У каждой из них свой мир, сложный или простой, но обязательно неповторимый.

Немного похожа на Бэлу другая девушка — юная контрабандистка. Но так кажется только на первый взгляд. Эта схожесть девушек в том, что обе они не из круга Печорина, не барышни светского общества, поэтому кажутся ему очаровательными и загадочными. В девушке-контрабандистке есть что-то неизведанное, таинственное, к чему так стремится Печорин в надежде избавиться от скуки. Она, как лодочка в море, про которую поет песню.

И наконец, Вера, которую Печорин любит. За что? Он сам говорит, что она — единственная женщина, которая смогла понять его и принять со всеми достоинствами и недостатками. Да, Вера сумела полюбить Печорина таким, каков он есть. Но взаимоотношения Печорина и Веры гораздо сложнее, чем взаимоотношения Печорина и Бэлы или Печорина и Мери. Лермонтовский герой — натура двойственная и противоречивая. С одной стороны, он устал любить, разуверился в женщинах и теперь требует только любви для себя. Вера дает ему эту любовь. С другой стороны, Печорин — эгоист, охотник за приключениями, для которого главное — добиться поставленной цели. Вера замужем, и ему интересно добиться любви замужней женщины.

Печорин искренне страдает, когда получает от Веры последнее письмо. Он загоняет лошадь и плачет на мокрой земле. Но чувства его мимолетны. Еще мгновение — и перед нами снова холодный, расчетливый человек, у которого рассудок берет верх.

Читайте также: