Сочинение по теме музыкального воспитания

Обновлено: 07.07.2024

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения - по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что ":внимание маленького ребенка - это капризное "существо". Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка - если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник". [7;50]

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Это эссе о влиянии музыки на успешность развития ребенка дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.

ВложениеРазмер
statya_znachenie_i_posledstviya_zanyatiy.docx 37.87 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

«ЗНАЧЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАНЯТИЙ

Музыка повсюду с нами, в разные моменты жизни, в горести и в радости, оказывает огромное воздействие на духовный мир: заставляет грустить, плакать, переживать, радоваться, испытывать счастье, вызывает желание быть лучше, добрее.

Такое воздействие музыка оказывает не только на взрослых, но и на детей

Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее (музыку) активным помощником эстетического воспитания.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее.

Ребенок в 2-3 года не очень хорошо говорит, действия его ограничены, но эмоций он испытывает порой больше, чем некоторые взрослые. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально- психических состояний человека.

Основы музыкальной культуры дошкольников закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней, развитие ребенка идет по качественно иному пути. Благодаря музыкальным занятиям, где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных инструментах), дети получают различные знания и умения.

Умственные - дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, то есть знания о временах года, природе, о праздниках и бытовых буднях людей.

Нравственно - волевые - воспитывают любовь к Родине, формируют навыки культурного поведения, воспитывают умение слушать, петь, плясать в коллективе, целеустремленно заниматься, преодолевать трудности.

Физические - во время танцев и игр формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические - формируют умение слушать и понимать музыку, чувствовать ее.

Певческие навыки - формируют чистоту интонирования, дыхание, дикцию.

В дошкольном детстве происходит и коммуникативное развитие. Безусловно, музыкальная деятельность, как и другие виды деятельности, дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса; способствуют становлению характера, норм поведения; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывают любовь к музыкальному искусству, эстетическое отношение к окружающему.

Пальчиковые - игры , позволяющие развивать мелкую моторику рук (игры подбираю по тематике занятия). Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление).

Музыкальные игры - танцы, которые дают возможность разрядиться.

Игры на детских музыкальных инструментах, которые позволяют повысить свою самооценку, сформировать и развить навыки сольного выступления и выступления совместной игры.

Песни-инсценировки , потешки, сюжет которых можно разыграть и получается музыкальный мини-спектакль.

Содержание музыкальных занятий для детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразным и насыщенным: не только пение песен и ведение хороводов, но и игра на инструментах, пальчиковые игры, слушание (в записи и исполняемые мной) популярной классической музыки, изучение основ элементарной музыкальной грамотности и др.

Слушание - изучение классической музыки. Согласно исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физиологические процессы нашего организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Это мой любимый вид музыкальной деятельности. Какие дети благодарные слушатели! Как я люблю наблюдать за изменением эмоций на их личиках! Иногда, их глаза наполняются слезами, т.к. в основе эмоционально-эстетического восприятия музыки лежит переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним. При слушании музыки у ребенка возникают положительные и отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. Понятно, что переживание произведения для каждого ребенка индивидуально и может иметь различные эмоциональные оттенки.

Очень важно, начиная с малых форм музыкальных произведений и, постепенно усложняя их, правильно подвести ребенка к прослушиванию. По своему опыту могу сказать: музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик.

Главное, чтобы у детей не пропадало ощущение, что эта игра, что это интересно, занятно и любопытно.

Еще один вид музыкальной деятельности на музыкальных занятиях – музыкально-ритмические движения . Танцы, танцевальные упражнения - физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Нельзя не сказать о благотворном воздействии на ребенка такого вида деятельности, как пение.

В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные проявления детского музыкального творчества , которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах

Для каждого возраста существует свой путь вхождения в музыкальное искусство, требующий особых методических приемов, условий, атмосферы.

На четвертом - пятом году жизни более отчетливо начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка: интерес к определенным видам музыкальной деятельности, эмоциональные реакции, переживание музыки, более глубокие оценки. Ребенок может музицировать более сознательно.

С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке, начало музыкального вкуса. Дети могут уже более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкальной выразительности, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

По мере того как ребенок взрослеет, потребность в музыке может усиливаться, но только если обеспечиваются соответствующие условия. При правильном педагогическом руководстве - применение игровых приемов, кратких образных рассказов, наглядных пособий, обыгрывание проблемных ситуаций, выразительном, ярком исполнении произведения, т.е. разносторонней организации музыкальной деятельности, - к шести годам у ребенка можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

. Итак, какое же значение имеет музыкальное воспитание для дошкольников? Значение очень огромно. Музыка открывает ребенку мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства. А с развитием общей музыкальности у ребят-дошколят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника, создают необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Музыкальные занятия, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывают любовь к музыкальному искусству, эстетическое отношение к окружающему.

Вы представляете себе жизнь без музыки? Вы можете себе представить мир молчащим, без звуков музыки, без звуков пения? Разве может ребёнок получить полноценное развитие как личность, если он ни разу не соприкоснётся с миром музыки?

Современные родители стараются научить ребёнка иностранным языкам, отправляют его на модные спортивные секции – фигурное катание, большой теннис, и, конечно же, покупают им различные гаджеты, беспокоясь о том, что их любимое чадо вдруг чего – то недополучит в современном и жестоком мире. Не все родители помнят, что основное в воспитании детей — формирование человеческой души. Бездуховный человек, то есть человек, лишенный духовности, пуст. Он не в состоянии дарить себе и людям радость и любовь.

Музыкальное воспитание еще никогда не было столь нужным, как сегодня, в современных реалиях. Когда дети познают мир через глухую неодушевленную технику, не догадываясь о существовании духовной сферы. Но, как известно, человек — это не тело, не его телесная оболочка! Человек — это, прежде всего, дух! Красоту мира трудно постичь тем, кто в детстве не привык видеть оттенки прекрасного в каждом проявлении жизни. И именно музыка способна открывать все глубины человеческой души и духовности, наполнять эти уголки, делать человека счастливым независимо от наличия материальных благ. Музыка — неотъемлемая часть в жизни каждого человека, и поэтому она является мощнейшим средством воздействия на человека — его душевное состояние, настроение, чувства. И оттого, кстати, какую именно музыку начинает слушать новорожденный ребёнок, зависит то, какая энергетика формируется вокруг него — положительная светлая или отрицательная темная.

Самый счастливый и плодотворный период общения с музыкой – это дошкольный возраст. В период от рождения до школы ребёнок соприкасается с музыкой через простейшие практические навыки во всех видах музыкальной деятельности. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные проявления детского музыкального творчества, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Многочисленные исследования педагогов и психологов доказали, что регулярные занятия этим искусством с самого раннего возраста играют немаловажную роль в общем развитии детей. Способность внимательно слушать и слышать, чувствовать, видеть, красиво говорить, двигаться, способность к обучению, концентрация внимания – это далеко не весь перечень того, что развивают занятия.

Музыкальное воспитание расширяет и систематизирует жизненный опыт малыша, учит его сопереживанию, нравственности, самовыражению, готовит к восприятию художественного образа через звуки. Чем раньше малыш начнёт свои первые музыкальные шаги, научится извлекать звуки и выработает навыки пения, тем раньше он почувствует в себе уверенность, тем успешней будет его социализация. Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки. И всё же задатки музыкальных способностей есть у всех детей, главное вовремя начать развивать их.

Я считаю себя успешным человеком, потому что мои творческие начинания поддержали педагоги ещё в детском саду. Они так тонко и профессионально делали свою работу, что моя любовь к музыке, которые они привили мне, помогла мне реализовать себя.

Моя профессия – музыкальный руководитель. Это звание, которое я несу с достоинством, потому что меня ведёт Её Величество Музыка! И через музыку я даю детям возможность услышать и увидеть всю красоту мироздания и приоткрыть дверцу в загадочный таинственный мир.

Теперь я своим мастерством и профессионализмом щедро делюсь с малышами. Мы с ними весело поём, играем на музыкальных инструментах, зажигательно танцуем, занимаемся актёрским мастерством. Я горжусь своими талантливыми воспитанниками и результатами свой работы.

Я – счастливый человек, и желаю, чтобы мои воспитанники также нашли себя в любимом деле, чтобы у них сформировались все стороны личности: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Это позволит им в дальнейшем самостоятельно действовать в соответствии с законами природы и общества, т.е. ребенок станет успешным и счастливым. Ведь только у счастливого человека живёт гармония внутри. Ведь только счастливый человек может сделать счастливыми других…

Пластинина Светлана Владимировна,


Музыка — единственное искусство,

проникающее в сердце человеческое так глубоко,

что может изображать переживания этих душ.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение.

Музыка-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека в особенности личности ребенка.” Людям нужны все виды музыки — от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песни до бетховенских сонат…” – писал Д. Д. Шостакович. [1, с. 57]Музыкальное воспитание связывается с общими культурными и нравственными вопросами. Учеными доказано, чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует. Классика благотворно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека. Так же доказано, что классическое произведение может управлять человеческим настроением.

Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать её содержание, развить фантазию и воображение. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания — это Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. П. Печко, Белинский, Н. Шацкая, Б. М. Теплов и др.Большое значение развитию слуха, как основы воспитания любви к музыке придавала Е. Водовозова (ученица Ушинского). Без музыки она не мыслила работы с детьми. Главную задачу общего музыкального воспитания Н. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку, получающих истинную радость от общения с ней. В связи с этим первостепенной задачей следует считать интенсивное развитие музыкального восприятия у детей. Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и спецификой этого вида искусства. Музыку называют “зеркалом души человеческой”, ”эмоциональным познанием”. Б. М. Теплов писал: ”музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение — это как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.

У каждого есть слух, его просто нужно развить. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое. Дети способны слушать, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные музыкальные явления уже с раннего дошкольного возраста. Яркие художественные произведения, выражающие мир глубоких чувств способны вызвать эмоциональный отклик маленького человека. Воздействуя на эстетическую сторону души, в дальнейшем становятся источником и средством воспитания.

По выражению Д. Шостаковича: “Музыка – прекрасный своеобразный язык, который сочетает в себе выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм”. Каждый ребенок по-своему проявляет интерес к музыке. Отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, произведениям. Как дети учатся читать, писать, рисовать, так постепенно учатся узнавать оценивать музыку, внимательно слушать отмечать динамическое развитие образов. Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными. Восприятие музыки тесно связано с умственным процессом т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности, заставляет мыслить, фантазировать. Музыкальные занятия познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру. Роль музыки в формировании духовного облика личности ребенка уникальна: в воспитании эмоций, чувств. Вкусов, убеждений в мировоззренческом и нравственном становлении человека, она во многом незаменима, поскольку влияет на самые тонкие душевные струны.

Читайте также: