Жан поль марат сочинение

Обновлено: 05.07.2024

1. Врачебная и научная деятельность

2. Просветительская деятельность

4. Борьба с жирондистами и террор

5. Убийство и посмертная судьба

21 сентября 1794 г. (любопытно, что уже после 9 термидора) тело его было перенесено в Пантеон, но 8 вантоза III г. удалено из него (1795); в тот же день бюст Марата золотой молодёжью был брошен в канализацию.

· Марат Ж. П. Памфлеты / Под общ. ред. Ф. Кон. — М.: Соцэкгиз, 1937. — 135 с.

· Марат Ж. П. Избранные произведений: В 3-х т. / [Отв. ред. акад. В. П. Волгин]. Сост.: Акад. В. П. Волгин и А. З. Манфред. Пер. С. Б. Кана. Коммент. В. М. Далина. — М.: Академия наук СССР, 1956.

· Т. 1: До революции. — 360 с.: п.

· Т. 2: От начала революции до Вареннского кризиса. — 316 с.: п.

· Т. 3: От бегства короля до падения монархии. / Пер. с коммент. В. М. Далина. — 420 с.: п.

· Левандовский А. П. Сердце моего Марата: Повесть о Жане Поле Марате. — М.: Политиздат, 1975. — 478 с. — (Пламенные революционеры).

· Валовой Д., Валовая М., Лапшина Г. Дерзновение. — М.: Молодая гвардия, 1989. — С. 60-78. — 314[6] с.

6.1. Иностранная литература

· Jean-Paul-Marat — Œuvres Politiques 1789—1793 (10 vol.), textes et guide de lecture établis par Jacques De Cock et Charlotte Goëtz, Pôle Nord, Bruxelles, 1989—1995.

· Marat corrigé par lui-même, Chantier Marat 1, Pôle Nord, Bruxelles, 1990.

· Marat en entier et plus que Marat, Vrais et faux journaux de Marat à la Bibliothèque de Lunel (Chantier Marat 5), Pôle Nord, Bruxelles, Montpellier: Centre d’Etude du XVIIIe siècle, 1995.

· Marat: Sur le Jugement du chef de l’Exécutif, Chantier Marat 6, Pôle Nord, Bruxelles, 1998.

· Marat en famille: la saga des Mara(t) (2 vol. Chantiers Marat 7-8), Pôle Nord, Bruxelles, 2001

· Plume de Marat — Plumes sur Marat, pour une bibliographie générale, Chantiers Marat 9-10), Pôle Nord, Bruxelles, 2 vol., 2006.

1. Rodgers, Betsy. Georgian Chronicle: Mrs Barbauld & her Family. London: Methuen & Co. Ltd. (1958), 44.

В наши дни многие народы ещё только мечтают о суверенитете, о правовом государстве, о демократических правах человека и гражданина, о личных и общественных свободах, о царстве разума и справедливости. Все эти священные принципы выдвинула Великая французская революция. Ради всего этого жили, страдали, боролись и умирали бессмертные друзья — монтаньяры.

Одним из них был Марат, он был воодушевлён благородной заботой о благе человечества и боролся ради того, чтобы людям жилось лучше. Вот почему Марат стал героем моей работы.

что в настоящее время в королевстве имеется пятнадцать миллионов человек, которые готовы погибнуть от

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

На страницах газеты последовательно отстаивает задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. Марат предсказывал измену революции со стороны Ж.Неккера, О.Мирабо, затем М.Ж.Лафайета и вёл против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностью позднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов, приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции.

Преследования властей, травля со стороны политических противников вынудили Марата в январе 1799 года уехать в Великобританию; вернувшись в мае того же года, он скрывался и издавал газету в подполье .

последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоёв. Этим он завоевал огромную популярность в массах.

Марат и М.Робеспьер, возглавлявшие якобинцев , руководили подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 года, свергнувшего власть Жиронды. Существует версия, будто в ночь с 1 на 2 июня он сам поднялся на каланчу, чтобы первым ударить в набат, призывавший к восстанию. Все решающие три дня Марат был в самой гуще событий. В Конвенте, в Коммуне, в Комитете общественной безопасности – он всюду вмешивался в ход борьбы, давал советы участникам восстания, направлял их деятельность, требуя доведения восстания до полной победы. Победа народного восстания 31 мая – 2 июня была великой победой Горы. Она была и великой победой Марата. На протяжении двух последних лет вместе со своими собратьями по оружию – якобинцами – Марат вел жестокую, беспощадную борьбу против Жиронды, которая превратилась в партию контрреволюции и национальной измены. Французский народ своими великими революционными действиями вновь подтверждал, что он идёт за

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

неустрашимой партией якобинцев и за самым любимым её вождём, которого называли уважительным и ласковым именем – Друг народа.

Тяжелая болезнь помешала Марату активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры. 13 июля 1793 года жизнь пламенного революционера трагически оборвалась: его кинжалом убила Шарлотта Корде, связанная с жирондистами.

Наследие Великой французской революции величественно и грандиозно ! Она дала миру комплекс идей общественного и человеческого прогресса, демократии.

Жизненный путь Марата стал примером для многих поколений революционных борцов.

Мне Марат понравился тем, что он был человечен, никого и ничего не боялся, настойчиво шёл своей дорогой, смело говоря, что ему подсказывала совесть .

Корнеев Андрей

Список литературы :

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1. Энциклопедический словарь. Том ХVIIIа. Санкт-Петербург 1896 г.

Типография Ефрона И.А. и Брокгауза Ф.А.

Личность Марата и становление его политических взглядов. Анализ феномена Жана-Поля Марата. История возникновения и эволюции понятия "революционный террор" в рамках смены политических взглядов Марата на протяжении этапов Великой французской революции.

Рубрика История и исторические личности
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 25.03.2015
Размер файла 58,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

Жан-Поль Марат и революционный террор

Студент 3 курса,

Исторического факультета, ИМО-1

Тимошков Никита Павлович

Кандидат исторических наук,

Доцент Бовыкин Дмитрий Юрьевич

Москва 2013

Глава 1. Формирование личности Марата

Глава 2. Марат в начальный период революции

Глава 3. Новые взгляды Марата. Монтаньяры против жирондистов

Для достижения цели, необходимо разрешение следующих задач:

А) Рассмотреть личность Марата, становление политических взглядов.

Б) Понять мотивы воззрений Марата.

Обзор источников

1. Марат Жан-Поль. Избранные произведения.

Яркая эмоциональная окраска произведений, тем не менее позволяют читателю не отвлекаться от сути суждений Марата, выстраивая из них логическую цепь. Литературный труд позволяет не только увидеть психологический портрет героя, понять его мировоззрение и рассмотреть его литературный талант, но и, благодаря биографическим отступлениям, связать воедино с происходящими событиями того времени.

2. Марат Жан-Поль. Памфлеты.

Памфлеты представляют собою первое на русском языке издание статей, брошюр и плакатов Друга народа за 1770 - 1793 гг. До сих пор Марат в исторической литературе изображался чудовищем, в лучшем случае его поведение оправдывали обстоятельствами и условиями войны; задача сборника дать его подлинный образ.

Обзор литературы

Большинство литературных произведений, исторических очерков и учебных пособий, посвященных Великой французской революции, так или иначе, ссылаются на высказывания Марата. Это неудивительно, ведь всеобъемлющее представление о революционных действия невозможно получить без изучения социально - психологического аспекта, который в полной мере отражен в произведениях Жан-Поля Марата.

Несомненно, объективный взгляд деятеля исторической науки оказал неоценимую помощь в написании данной работы.

Данная книга ценна подробным описанием событий того времени, автор не жалеет слов, описывая других революционных деятелей, их действия и окружающую их политическую ситуацию.

Данная работа Левандовского хороша тем, что наглядно раскрывает взаимодействия Марата со своими сподвижниками, их отношения, противоречия и взаимопомощь.

4. Художественная, справочная и современная литература

Валовой Д., Валовая М., Лапшина Г. Дерзновение. Книга посвящена известным общественным деятелям, которым, согласно ленинскому декрету, предполагалось поставить памятники по всему СССР. В том числе есть рассказ и о нашем герое.

Жан- Поль Марат оставил после себя великое культурное наследие, сам став памятником Великой французской революции.

Глава 1. Формирование личности Марата

Первая глава доклада отведена биографическим данным героя.

Жан Поль Марат - сын отца-художника и матери - врача родился 24 мая 1743 г. в маленьком городке Будри княжества Невшатель (Швейцария). Швейцария того времени страна самых демократических порядков в Европе. Во многом это связано с политикой нейтралитета по Вестфальскому миру 1649г, а также доктрина кальвинизма, в отличие от католицизма, поощряющая развитие науки и философии. Естественно такая обстановка не могла не отразится на молодом Марате. Удивительные способности мальчика проявлялись с детства: кроме явного увлечения немецкой философией, Марат занимается еще и волонтерством - помогает нищим и бродягам излечиваться от заболеваний. Именно тогда у Марата появилось заболевание в настоящее время известное как псориаз. Чтобы снять зуд и шелушение кожных покровов, Жан-Поль часто принимал ванну, это место в будущем и станет для него роковым.

Семья Марата была многочисленна- еще 6 детей, поэтому на наследство рассчитывать ему не приходилось. После смерти матери, будучи 16-летним подростком, Марат отправляется в Европу.

Будучи ярым поклонником Руссо, Марат восхищается английской моделью, хотя, конечно, видит неоспоримые, с его точки зрения недостатки. Вообще в Англии Жан-Поль, пристально понаблюдав за институтом конституционной монархии, сделал ряд выводов:

-В-третьих, исключительная сила общественного мнения, огромная роль средств массовой информации, плакаты, тайные политические кружки.

-В-пятых, Жан-Поль считал, что даже самый либерально-демократический строй не сможет принести счастья беднякам. Острые сословные противоречия останутся, нужно лишь по максимуму возможным сократить разницу.

Важным моментом является и то, что Марат лично наблюдал промышленный переворот в Англии в период его расцвета. Здесь начинает активно наблюдаться недовольство третьего сословия, создаются профсоюзы, но они не могут решить проблему бедности.

В 1775 году Эдинбургский университет присвоил Жан-Полю степень доктора медицины.

Следовательно, можно говорить, что Жан-Поль был не только человек демократических принципов, но и весьма честолюбивый и очень амбициозный человек. Впоследствии эти черты его характера отчетливо проявится в годы Великой Французской Революции, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Соответственно, можно согласиться с мнением Манфреда о гуманистичности Марата. Ярость, в последующем еще более разрастающаяся, вызвана в Марате, как ни странно, величайшим человеколюбием.

Глава 2. Марат в начальный период революции

Марат, также поддавшись настроениям народа, принимал активное участие в делах комитета своего округа, но уже с первых дней великого переворота совершенно правильно определил свое место. Через три дня после взятия Бастилии Марат просит средства на типографский станок для печатания газеты.

Революционная волна, тем временем, начинает постепенно спадать, происходят межсословные передряги. Антидемократическая политика крупной буржуазии, отделившейся от остальной части третьего сословия и превратившейся в третью силу, вызвала недовольство крестьянства, рабочих и революционно настроенной общественности. Произошло, то, что так боялся простой народ: верхушка общества стала преследовать свои собственные интересы.

Колоссальный успех газеты Марата, основывалось на чистой верности и искренности. Она магнитом притягивала читателей. По содержанию и по форме его статьи вовсе не стремились подделываться под житейскую банальщину, а напротив: всякий раз читатель должен был чувствовать , что публицист призывает его внимание к чему-то чрезвычайному, что это статья набатный колокол, предупреждающий о страшных опасностях.

Яркая эмоциональность Жана-Поля не была воспринята членами Национального учредительного собрания. Большинство считало, что сопротивление двора сломлено раз и навсегда и что впереди ясное, демократическое будущее Франции. Даже один из ближайших соратников Марата - Максимилиан Робеспьер склонен признать, что революция окончена. Но Жан-Поль решительно настаивает революция не закончена, а наступило всего лишь временное перемирие. А вскоре Марат уже становится полностью одержимым своими идеями.

Марат с яростью набрасывается на Байи, на Лафайета, на всех, кто тайным или явным попустительством помог королевскому бегству. Марат говорит, что теперь для спасения революции нужно срубить уже не пятьсот голов, как это было бы достаточно в 1790 г., а сто тысяч голов. Измена кругом, и ничего нельзя сделать другого, как физически уничтожить, растоптать контрреволюцию. Но победившая и правившая буржуазия оказала сопротивление. Выступление народных масс Парижа 17 июля 1791 г., направленное против короля и отчасти против Национального собрания, оставившего короля на престоле, окончилось расстрелом манифестантов.

Глава 3. Новые взгляды Марата. Монтаньяры против жирондистов

Суд над королем начавшийся в январе 1793 года, показал полную солидарность сенаторов в данной проблеме. Подавляющее число голосов (715 из 748), признали вину короля в заговоре против свободы, демократии и национальной безопасности. Однако степень наказания вызвали ожесточенные споры. Монтаньяры выступали за смертную казнь, жиронда - тюремное заключение. Победили в данном вопросе Монтаньяры, и 21 января 1793 года на гильотине Людовик XVI был обезглавлен, став вторым монархом в Европе (после Карла I), лишившимся жизни в результате революции.


Гравюра А. Туркати по рисунку Г. Симона.

Марат и Революция

Марат удивлялся, как могут не понять такое арифметически элементарное суждение: разумнее вовремя срубить нужное количество голов, чем потом рубить их тысячами. Ему были абсолютно чужды сомнения как в благотворности самой меры, так и в том, чьи именно головы заслуживают этой участи.

13 июля 1793 г. молодая девушка Шарлотта Корде вошла в комнату, где страдающий от боли Марат работал, сидя в ванне. Она убила его ударом ножа, который прятала под одеждой.

Шарлотта Корде, поразив Марата, надеялась уничтожить источник насилия и беззакония. Это он настойчиво провозглашал арифметику общественного спасения: нужно срочно обезглавить 500 человек, чтобы спасти 500 тысяч, посадить на кол 600 депутатов, чтобы спасти всю Францию, гильотинировать 200 тыс. человек, чтобы спасти революцию. Но лишь после убийства Марата этот метод получил широкое признание.

При огромном стечении народа, при участии Конвента, явившегося в полном составе, тело Марата было погребено в Тюильрийском саду, в искусственном гроте. В течение нескольких дней парижские секции и посланцы провинций продолжали траурные торжества, во время которых скорбные причитания сменялись призывами к мести. Одна депутация предложила бальзамировать тело Марата и доставить его поочередно во все департаменты, чтобы все французы могли оплакать Великого человека и получить новый импульс к свободе. Сердце Марата, заключенное в великолепную агатовую вазу, отделанную драгоценными камнями, было выставлено в Люксембургском саду на уличном алтаре.

Истерическая экзальтация распространилась в предместья. Женщины явились в муниципальный совет Парижа, чтобы принести клятву воспитать столько Маратов, сколько у них будет детей, и дать им новое Евангелие, коим явится собрание сочинений Друга Народа. На Карусельной площади был установлен монумент Марату возле которого круглосуточно стоял военный караул. Дети, родившиеся в 1793-1794 гг., получали имена Руссо-Марат, Брут-Марат, Марат-Ла-Монтань. Взрослые меняли свои имена. Мюрат, будущий знаменитый маршал Наполеона, а затем король Неаполитанский, попросил разрешения изменить свою фамилию на Марат. Города, предместья и деревни следовали возникшему движению. Гавр превратился в Гавр-Марат, Монмартр — в предместье Мон-Марат. Наконец, после падения Робеспьера, который препятствовал этому апогею посмертных почестей, прах Марата перенесли в Пантеон. Но здесь Марат не обрел вечного покоя. Не прошло и 5 месяцев, как Конвент декретировал, что никто не может быть удостоен почестей Пантеона ранее чем через10 лет после смерти. 26 февраля 1795 г. прах Марата перенесли на кладбище Сен-Женевьев.

Революция пожирала собственных детей, но это никак не облегчало страдания народа. Настроение парижских санкюлотов стало меняться. Теперь главные вдохновители террора вызывали всеобщее раздражение.

Научные достижения Марата оценивали профессионалы. Они знали их истинную цену. В этом и причина отказа Мадридской академии наук признать Марата достойным кандидатом на пост её президента. Те, кто выбирал Марата в Национальный Конвент, вряд ли могли понимать, что психические особенности, обнаруженные Маратом в борьбе с Академией, могут роковым образом повлиять на Революцию. Призывы Марата к народным расправам, многочисленные клеветнические обвинения вызывали, конечно, возмущение и слабые попытки применить закон для его наказания. Но в первый, эй-форический период революции (и не только французской) её умеренные лидеры испытывали отвращение к репрессиям. Провозглашенное братство казалось возможным и близким, и они боялись повредить ему излишней строгостью. Но революция склонялась к диктатуре и террору, мнения Марата получали все большее распространение, а кровавые меры, которые он предлагал, вызывали всё больший энтузиазм парижских низов.

Широкое распространение свойственного Марату (и не только ему) стиля мышления может быть понято как психическое заражение.

В 1793 г. главные силы Революции — санкюлоты предместий, революционные клубы и Парижская коммуна воспринимали события в полном соответствии с разоблачениями Марата. Он казался пророком и в качестве такового сделался предметом настоящего культа.

Марату не прошлось увидеть революционный террор на самом его пике, но именно аномальный стиль мышления, который он так успешно распространял, сделал террор возможным. Не случайно карательный отряд комиссара Каррье в Нанте, проводивший массовые расстрелы и утопления, именовался красной гвардией, или ротой Марата.

История — строгий учитель. Урок, плохо усвоенный в Париже, пришлось повторять в Москве.

1. Марат Ж.-П. Избранные произведения в 3-х томах. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1956.

2. Марат Ж.-П. Памфлеты. М., Гос. соц.-эконом. изд-во, 1937.

3. Блан Л. История Французской революции 1789 г. СПб., Изд-во Полякова, 1871-1909.

4. Минье. История Французской революции. СПб, 1906.

5. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику, т.1, изд. 4, Гос. изд-во, М.-Пг., 1923.

6. Брок. Французская революция в показаниях современников и мемуарах. СПб, 1892.

7. Тарле Е.В. Сочинения т. VI. М.: Изд-во АН СССР. 1959. с. 263-290.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: