Зеленая лампа итоговое сочинение 2022

Обновлено: 02.07.2024

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Из комментариев ФИПИ

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

Преступление и наказание — вечная тема

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Из комментариев ФИПИ
  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Из комментариев ФИПИ
  • Какого человека можно назвать гражданином?
  • Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
  • Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
  • Что делает граждан одной страны счастливыми?
  • Может ли один человек повлиять на общество?
  • Чего не хватает нашему государству?
  • За что вы любите Россию?
  • Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021-2022! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉


Доброта и жестокость — аргумент

Стильтон предлагает Джон Иву следующее: снять квартиру в центре города и каждый день с пяти до двенадцати вечера поддерживать свет лампы с зеленым абажуром. В это время ему нельзя покидать квартиру. Свет зеленой лампы якобы должен послужить сигналом для важных людей. О настоящей цели Джон Иву знать не положено. За эти услуги Стильтон будет платить нищему ежемесячно немаленькую сумму денег. Джон Ив, конечно, удивлен, что богач хочет платить ему за такую небольшую работу, но с радостью принимает условия.

План Стильтона состоял в том, чтобы доказать, что бесцельное ожидание неизвестно чего способно свести с ума любого человека. По его мнению, Джон Ив должен в скором времени спиться от безделья. Каждый вечер богач приходил, чтобы посмотреть на свет зеленой лампы и потешался с того, какой дурак Джон Ив.

Джон Ив узнал о настоящей цели Стильтона еще живя на той квартире, но не стал мстить, потому что решил, что, несмотря на жестокие намерения, тот сделал ему добро. Врач даже помогает старику – дает ему работу в больнице. И просит только об одном: зажигать хотя бы спичку, спускаясь по тёмной лестнице. В этом высказывании скрыта основная мораль рассказа: человек сам решает, кем стать, важно уметь освещать себе дорогу.

Перемены в жизни человека — аргумент

В произведении Александра Грина “Зелёная лампа” рассказывается о молодом человеке, который смог самостоятельно изменить свою жизнь. Раньше Джон Ив был нищим человеком, которого однажды на улице встретил влиятельный мужчина. Стильтон предложил Джону задание, за выполнение которого молодой человек должен был получать денежное вознаграждение. Главный герой, недолго думая, согласился на столь выгодное предложение. Джон должен был ежедневно зажигать зелёную лампу в одной из квартир города. Богач хотел лишь посмеяться над нищим человеком, будучи уверенным, что вскоре Джон сопьется. Однако главный герой, не теряя времени, изучил огромное количество литературы, поступил в университет и стал уважаемым врачом. Так он смог самостоятельно построить свою жизнь, изменить положение в обществе. Джон Ив приложил огромные усилия, чтобы исполнить свою мечту и стать настоящим специалистом. На данном примере мы видим, что человек может творить свою судьбу сам, если очень сильно этого захочет и приложит достаточные усилия, главное, верить в себя и работать над достижением своих целей.

Проблема выбора жизненного пути — аргумент

В свою очередь автор отмечает нынешнее положение Мистера Стильтона, который из-за нескольких крупных проигрышей и вовсе разорился. Он стал нищим и окончательно потерял свою цель в жизни. Оба примера, противопоставляя друг друга, помогают нам понять существенные различия между стремлением к цели и полным её отсутствием. Первое помогает человеку стремиться ввысь, а второе заставляет падать на самое дно.

Может ли зло быть на благо? — аргумент

Стильтон считал, что бесцельное ожидание неизвестно чего способно свести с ума любого человека, но при этом он не предполагал, что благодаря своей шутке он принесёт не только пользу бедняку (Ив, изучая анатомию, стал врачом), но и вред самому себе (прожигая жизнь, стал банкротом). Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о том, что злая шутка может не только принести пользу одному, но и вред тому, кто потешался над жизнью другого.

Вряд ли можно найти писателя, который не писал о таких вечных категориях, как доброта и жестокость. Большинство конфликтов сводится к ним. Какой бы ни была проблема, ее можно решить с позиции или доброты, или жестокости.

В произведениях герои условно разделены на позитивных и негативных, в зависимости от их моральных приоритетов. Иногда мы видим их путь нравственного перерождения. На это влияют обстоятельства или другие люди. Цель автора в этом случае показать, что любой человек может измениться, но для этого нужен толчок.

Произведения о доброте и жестокости заставляют читателя задуматься о самом главном – о том, кто он сам: гуманист или злодей.

Стильтон предлагает Джон Иву следующее: снять квартиру в центре города и каждый день с пяти до двенадцати вечера поддерживать свет лампы с зеленым абажуром. В это время ему нельзя покидать квартиру. Свет зеленой лампы якобы должен послужить сигналом для важных людей. О настоящей цели Джон Иву знать не положено. За эти услуги Стильтон будет платить нищему ежемесячно немаленькую сумму денег. Джон Ив, конечно, удивлен, что богач хочет платить ему за такую небольшую работу, но с радостью принимает условия.

План Стильтона состоял в том, чтобы доказать, что бесцельное ожидание неизвестно чего способно свести с ума любого человека. По его мнению, Джон Ив должен в скором времени спиться от безделья. Каждый вечер богач приходил, чтобы посмотреть на свет зеленой лампы и потешался с того, какой дурак Джон Ив.

Джон Ив узнал о настоящей цели Стильтона еще живя на той квартире, но не стал мстить, потому что решил, что, несмотря на жестокие намерения, тот сделал ему добро. Врач даже помогает старику – дает ему работу в больнице. И просит только об одном: зажигать хотя бы спичку, спускаясь по тёмной лестнице. В этом высказывании скрыта основная мораль рассказа: человек сам решает, кем стать, важно уметь освещать себе дорогу.

В рассказе Александра Грина доброта победила жестокость: добрый человек реализовал себя, а жестокий осознал свою ошибку.

Главный герой Григорий Мелехов показан в начале романа добрым мальчиком. Ему не чуждо сочувствие даже к маленьким существам. Как-то раз он косил траву и случайно задел цыпленка. Григорий не мог простить себе то, что по неосторожности сделал. Он держал в руке маленькое существо, и его сердце страдало от невыносимой вины. Разве можно назвать такого человека жестоким?

Но шли годы, герой влюбился в прекрасную казачку Аксинью. Однако их любовь не принесла им счастья. Девушка была замужем за нелюбимым человеком. И в скором времени Григорию тоже пришлось жениться на нелюбимой девушке по желанию властного отца. Юноша пытался противиться нежеланному браку, но обстоятельства вынудили его согласиться. Возможно, другой человек на его месте смирился бы и продолжал жить добронравно. Но смирение не было свойственно темпераментному Григорию. Отсутствие счастья в личной жизни приводит его к ошибочным поступкам. Вначале он изменяет жене, а потом изменяет своим принципам. Он идет на войну, где испачкает руки в крови.

Автор показывает нам, что иногда человек становится жестоким из-за обстоятельств, однако надо уметь им противостоять.

Акакий Акакиевич живет в полном соответствии со своим именем – он не делает никому зла, но к нему окружающие люди часто жестоки. Из-за мягкого характера, неумения постоять за себя, над ним насмехаются коллеги. Он одинок, живет только любовью к работе. И хотя его обязанности не требуют мастерства – он переписывает документы, даже не внося изменений, но он к этому относится, как к искусству. Он красиво, с любовью, выводит каждую букву. Кому-то его существование может показаться бесцельным, но разве это причина для проявления жестокости? Но именно так и поступят по отношению к нему.

Автор показал, что за несправедливость всегда будет наказание. И если не накажет сам пострадавший, то будет наказание от Вселенной. Последним пострадал в повести генерал, который прогнал героя, и после этого случая он изменил отношение к людям, стал даже добрее. А это значит, что уроки призрака принесли не только страх, но и пользу для других людей.

Автор показывает, что строгость, граничащая с жестокостью, – плохой метод воспитания. Насилие и агрессия в семье приводят к трагическим последствиям. Например, так произошло в семье матери Ольги и Татьяны.

До замужества Полина вела светский способ жизни: часто бывала на балах, приемах. На одном из них она встретила прекрасного офицера и влюбилась бесповоротно. Но семья девушки была против, так как уже выбрала для нее другого жениха, более перспективного. Это был Дмитрий Ларин, замкнутый уездный помещик. Ему очень приглянулась красивая Полина, и он решил на ней жениться.

Так жестокость в одной семье привела к равнодушию в другой.

Однако не всегда обстоятельства разрушают душу человека, как в случае с Полиной. В противовес этому автор показывает другую героиню, няню Татьяны. Эта женщина в жизни видела мало добра, но ее сердце не ожесточилось. Возможно, потому что она нашла смысл жизнь в своей подопечной. Она любила девочку и опекала. В ответ Татьяна тоже была привязана к ней намного больше, чем к родной матери. Поэтому, познав несчастную любовь, Татьяна ищет утешения у нянечки.

Няня, как и мать Татьяны, тоже в юности подверглась жестокости в семье. Она вышла замуж за нелюбимого человека, но смогла с этим смириться. Ей помогли в этом ее высокие нравственные качества, которые она смогла развить и в Татьяне. Няня читала ей народные сказки, формируя любовь к родине, приучала жить в гармонии с природой. Благодаря этому, девушка выросла благородным человеком. И, наверное, поэтому смогла отказать ветреному Евгению и остаться верной своему супругу.

Автор учит, что только доброта может помочь преодолеть людям их трудности.

Кроме Ольги, к нему очень хорошо относится друг Андрей Штольц. Для него Илья – отдушина, ведь он никогда не завидует, не пытается обмануть. Обломов – это образец человека, которому не важна корысть, он не стремится кого-то обыграть в нечестной игре. Но такая честность и открытость приводит к нему мошенников, которые стараются его обмануть. Друг всегда старался помочь Илье, разоблачал хитрецов, но один раз не успел – и Обломов обанкротился. Андрей не отвернулся от него, потому что тоже был добрым и порядочным мужчиной. Хотя и женился на его бывшей возлюбленной Ольге. Но он сделал это открыто. Андрей понимал, что Илья не сможет сделать девушку счастливой из-за своей лени. Вряд ли такой поступок можно назвать жестоким, что понял и Обломов, поэтому был искренне рад за друга.

Андрей и Ольга до конца поддерживают Илью, а когда его не стало, берут на воспитание его сына. Доброта помогла герою, как бы там ни было. Но автор показывает, что если бы его доброта сопрягалась с деятельностью, то финал был бы другим.

Роман Ивана Гончарова нас учит не просто быть добрыми, но и не лениться делать добрые дела.

Так и вышло, никто не плакал о Паньке, а только потом любопытствовали, смеются ли над ним другие солдаты. Но вышло по-другому, он покорил их своей добротой и лаской. Суровые воины смогли лучше оценить доброту героя, чем его односельчане.

После войны Панька нанялся на службу к степным татарам стеречь их коней. В то время злодействовал один вор по имени Хабибула. Но богач Хан-Джангар сумел его поймать. Но отвезти на казнь он не мог его сразу, поэтому заставил Паньку его стеречь. Хабибула смирился со своей участью, но главный герой сказал, что отпустит его, так как верит в его перерождение, ведь у него такая душа, как и у всех, нужно просто захотеть делать добро. Когда приехал Хан-Джангар, то Панька честно сказал ему, что отпустил пленника, потому что не может видеть, как страдают другие, за них готов страдать он сам. И, к удивлению татар, хан не казнил Паньку, ведь подумал, что он праведный.

Главный герой рассказа – не дурачок, а образец добродетели, которую могут оценить только разумные люди, а не глупцы, что насмехались над его хорошими поступками.

Раскольников пройдет сложный путь к раскаянию и исправлению. В этом ему поможет главная героиня, которая победит его ожесточенность своей верой и настоящей добротой.

Есть в романе и другой пример жестокости и доброты в семье. Два брата – Николай и Павел Кирсановы.

Николай – преданный, спокойный семьянин. У него есть дети и возлюбленная Фенечка. Девушка имела простое происхождение, но это не остановило героя. Он – пример добродетельного человека, любящего семью.

Павел – антипод брата, жестокий тиран в их семье. Он укорял Николая за неправильный выбор невесты – простушки Фенечки, к которой относился презрительно. Павел игнорирует Фенечку и пытается помешать свадьбе.

Герой грубо обращается и с их гостем, Базаровым. Ему не нравится Евгений внешне. Так же он не разделяет его взгляды на жизнь – и это даже приводит к их поединку. Ведь юноша тоже не привык уступать. Евгений отрицает все общепринятые нормы, находясь под впечатлением нигилистических идей, в отличие от Павла, который был закостенелым консерватором.

Николай пытается помешать поединку брата и приятеля сына. Он не хочет конфликта, ведь это может привести к трагедии. Николай привык решать дела по-доброму, у него нет к кому-либо никакой ненависти. К Евгению он относится с пониманием, внимательно его выслушивает, и хотя вряд ли разделяет его идеи, не осуждает его. И поэтому автор вознаграждает его в романе семейным счастьем. А Павел наказан за свою жестокость. Он отправляется в изгнание, так как не смог ужиться даже с собственной семьей.

В произведении добрые герои получают вознаграждение, а жестокие получают заслуженное наказание.

Вначале автор показывает нам причины появления жестокости, которая погубит многих людей. Главная героиня Катерина Львовна была самой обычной женщиной, что подтверждается даже ее среднестатистической внешностью: она не была красавицей, но вполне милой. Замуж она вышла за престарелого купца не по любви, а по расчету. Вместе с ними жил отец мужа, который недолюбливал молодую хозяйку. Да и сам супруг не был к ней особенно ласков. Ее положение усугублялось тем, что она никак не могла подарить семье наследника. И хотя дело было явно не в ней, а в старом тучном муже, но обвиняли ее.

Итак, семейного счастья героиня не обрела, и занятия никакого себе придумать не сумела. Она весь день слонялась по прибранному слугами дому и скучала. А от скуки, как известно, происходит много бед.

Однажды она завела веселый разговор с молодым красивым приказчиком мужа Сергеем. Юноша был не промах, и сразу стал обхаживать хозяйку. Катерина пыталась вначале сопротивляться, но очень быстро сдалась и окунулась с головой в любовную игру с Сергеем. О ее амурных делах узнал свекор и решил их наказать. Катерина просила этого не делать вначале по-хорошему, но ничего у нее не вышло. Но отказываться от обретенного счастья женщина не хотела и отравила старика. И это было только начало ее злодеяний.

Автор показывает нам, что на путь жесткости людей часто приводят их беды, поиск счастья. Да, главная героиня заслуживала на счастье, но не обрела его в браке, да, ей было скучно, но должны ли были за это заплатить другие люди? И если свекра и мужа можно обвинить в том, что по их вине такой стала героиня, то как быть с невинным мальчиком? Ее любовь была эгоистичной и привела ее к жестокости. В конце очерка мы видим ее, идущую по дороге каторжников. В ее жизни не осталось смысла, так как возлюбленный оказался изменщиком. Катерине мерещатся тени убитых ею людей, но даже в последний миг она не раскаивается, а бросается в воду, забрав с собой соперницу.

Автор показал нам всю бессмысленность жестокости, пустоту жизни без настоящей любви к ближнему своему.

Стихотворения в прозе – это настоящий бриллиант в творчестве Тургенева. Небольшие по объему произведения создают невероятный простор для мысли.

Доброта не в том, чтобы напоказ делать добрые дела, ни в чем не чувствуя ущемления, а в том, когда человек готов поделиться с другим последним кусочком хлеба.

В одном королевстве жили король, у которого были три дочери. Решил монарх, что пора распределять наследство. И спросил, насколько сильно любит его каждая из них. Старшая и средняя дочь высказались красноречиво, заверив отца в своей огромной любви и преданности. Король был очень доволен, несмотря на то, что слова девушек были фальшивыми. А младшая дочь не умела льстить и сказала просто, что любит она его так, как велит ей долг. Рассердился на нее монарх и прогнал из королевства.

Спустя какое-то время разделил король Лир между двумя старшими дочерьми королевство, а сама стал жить у старшей. Однако очень скоро она показала свое истинное лицо, стала грубить королю. Тогда он поехал к средней дочери, но и она старалась указать ему, в чьих руках теперь власть. Так король наконец понял, что их обещания были пустыми и пожалел, что плохо поступил с младшей дочерью Корделией, поверив в ложь старших детей.

Корделия же стала королевой Франции и жила достойно. Отец боялся у нее даже просить прощения, ведь осознавал свою вину. Но девушка оказалась настолько благородной и любящей, что смогла простить обиду. В этом и состоит настоящая доброта.

К сожалению, пьеса оканчивается трагично: вследствие войны за трон гибнут все главные герои. Но король Лир понимает, что такое настоящая любовь дочери, а не пустые слова.

Доброта не требует взамен ничего, она бескорыстна, способна прощать – вот главный мотив этой пьесы.

Главный герой – Эбенезер Скрудж, основные черты которого – это черствость и скупость. Он живет только идеей обогащения, ему не важны даже родственные узы. Скрудж жестоко поступает с племянником, игнорируя каждый раз его попытки сблизиться.

Перед Рождеством Фред снова пригласил дядю к себе в гости, но тот отказался, назвав праздники глупой тратой денег. Он возвращается домой и вдруг случается странное – он видит призрак своего компаньона, который предупреждает его о том, к нему придут три духа Рождества.

Второй дух (нынешнего Рождества) показывает герою, как бедно живет семья его работника Боба Крэтчита. Ему становится жалко их больного ребенка Тима. Еще ему показывает дух дом племянника, который, несмотря на жестокость Скруджа, говорит о нем хорошо и предлагает гостям выпить за его здоровье. Главный герой по-другому стал смотреть на Фреда.

Третий дух (будущего Рождества) показал незавидное будущее Скруджа, чем напугал его. И после этого герой перерождается окончательно и решает жить иначе. Он навещает Фреда, помогает Тиму.

Автор показал, что перерождение человека возможно, для этого нужен небольшой толчок и желание человека стать лучше.

Вывод

Доброта и жестокость – основные моральные категории, от которых зависит мировоззрение человека и его поступки. Направленность на добро делает человека благонравным, на жестокость - создает злодея.

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Преступление и наказание — вечная тема

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Джон Ив простой работяга из Ирландии приехал в Лондон попытать здесь свое счастье. Но удача была не на его стороне, и ему пришлось слоняться по улицам. В один из таких дней у Джона случился обморок, именно в этот момент его и находит Стильтон. Ему приходит в голову пошутить над бродягой, что он в итоге и делает еще, не зная, что все может обернуться не так как он задумал.

Миллионер Стильтон возомнивший себя человеком, который может купить все что угодно, покупает главного героя для того чтобы он зажигал зеленую лампу в определённом месте и в определенное время, обещая тому, что скоро к нему придут люди, которые сделают его богатым. Стильтон, придумавший эту шутку, ожидал, что вскоре бродяга сойдет с ума или же просто сопьется, он принимает Джона лишь за игрушку в своих руках, даже не задумываясь, что это живой человек. Два года Джон Ив выполнял все то что ему было велено, но так и не дождавшись никого он решил что-то предпринять и он начал читать книги, что привело к тому что Джон поступил в медицинский колледж и стал врачом. А Стильтон в это время разорился.

Смысл рассказа Александра Грина — Зеленая лампа

Ищите нас здесь

Смысл названия произведения

Зеленую лампу по приказу богатого горожанина должен был каждый вечер зажигать главный герой рассказа.

Пожалуй, смысл – именно в зеленом цвете, и у него два объяснения:

  • В психологии зеленый цвет воспринимается как символ роста и жизни, процветания, воскрешения, открытости новому опыту, гармонии и безопасности;
  • Вполне возможно, что это еще и аллюзия на псевдоним автора.

Смысл произведения Александра Грина

Действие начинается в 1920-м году в центре Лондона. Богатый джентльмен Стильтон находит на улице бедно одетого молодого человека, который упал в обморок от недоедания. Юношу звали Джон Ив, он не помнит своих родителей, воспитывался в семье мельника, после перебрался в Лондон, где так и не нашел работу, а не так давно переболел воспалением легких.

Богатый Стильтон решил позабавиться и превратить бедного юношу в свою игрушку. Он предлагает ему десять фунтов, за которые Ив должен снять комнату на втором этаже в центре города так, чтобы окно выходило на улицу.

По вечерам с пяти часов вечера и до полуночи Джон должен будет зажигать на одном и том же окне лампу с зеленым абажуром. Все это время Джон не должен был никуда выходить и говорить с кем-либо. За это Стильтон будет высылать десять фунтов ежемесячно. А однажды в эту квартиру должны будут прийти люди, которые сделают Ива очень богатым человеком. Джон воспринял обеспеченного джентльмена как своего благодетеля.

На следующий день он снял комнату и поставил на подоконнике зеленую лампу. Стильтон приходил сюда несколько раз, водил друзей и посмеивался над наивным юношей, считая, что сделал человека игрушкой, и это удачная шутка.

Ищите нас здесь

Со временем Джон перестал сидеть дома при лампе по 7 часов. Возвращаясь домой, он услышал голос Стильтона, который говорил о том, что Ив – просто дурак, который все еще ждет чуда, а сам Стильтон почти разорен…Больше со Стильтоном мы не встречались до 1928 года, когда он попал в больницу для бедных. Тогда он был уже худым и усталым стариком. В хирургию он попал с травмой и воспалительным процессом. Чтобы сохранить жизнь, нужно было отрезать травмированную ногу.

Оперировал его серьезный молодой хирург, в котором старик узнал того, из которого когда-то решил сделать игрушку.

Стильтон рассказал своему спасителю о том, как разорился во время кризиса и стал бедняком.

Джон же первое время просто жег лампу, после от скуки стал читать все, что попадается ему под руку. Однажды ему под руку попался учебник анатомии, который открыл ему удивительный мир человеческого тела. Именно тогда он загорелся как та лампа, которую он жег каждый день, и решил стать врачом. Сначала он занимался самообразованием в библиотеке, а потом у него появился сосед по комнате — студент медицинского колледжа. Он помог Джону поступить и выучиться на хирурга.

Однажды Ив услышал на улице насмешки Стильтона и понял, что это была глупая шутка, даже хотел ударить его, но остановился, ведь понимал, что благодаря щедрости своего покровителя получил мечту и может ее исполнить.

Стильтон признался, что уже давно не подходил к тому окну, но ему кажется, что там до сих пор горит зеленая лампа, которая освещает ночь.

Смысл истории в том, что мы никогда не знаем, к чему приведет нелепое стечение обстоятельств. И те, кто пытаются самоутвердиться за наш счет, порой могут подтолкнуть нас к серьезным свершениям и успеху. Имея лишь зеленую лампу и небольшую сумму денег, бедный молодой человек приобрел мечту и стал успешным в своем деле. Шутка богатого человека дала нищему шанс на другую жизнь. Возможно, так с нами шутит и мироздание, просто мы не всегда понимаем сути происходящего. А нелепая зеленая лампа стала символом надежды не только для необеспеченного юноши, но и для всех его пациентов.

Смысл финала

В конце рассказа Ив предлагает своему пациенту после выздоровления работать в его больнице и регистрировать посетителей. С его стороны это не насмешка над разорившимся богачом, а возвращение надежды. Главный герой знает, что жизнь не заканчивается даже после самой страшной трагедии.

[Всего: 0 Среднее: 0]

Ищите нас здесь

Смотрите также:

Что нам необходимо для того, чтобы ощутить себя полностью счастливым, чтобы душа наполнилась солнечным светом, а сердце забилось в унисон радостной мелодии? У каждого человека понимание счастья свое, индивидуальное.

существо и наша естественная потребность в данном чувстве служит мотивом практически для всех совершаемых действий и поступков.

Однако, есть и общие понятия, без которых абсолютное счастье просто невозможно. Что же к ним относится? В первую очередь, это внутренняя гармония, умение прощать и жить с миром в душе любить, жертвовать, отдавая себя без ожидания благодарности – также является неотъемлемым условием простого, ничем не омраченного счастья. А еще человеку необходимо понимание друзей и близких людей. Смело делиться своими мыслями, раскрывая все грани собственной личности, не боясь показаться

при этом глупым или смешным, смотреть в любимые глаза и видеть в них свет поддержки и участия… Разве это не счастье?

Также для счастья необходима свобода во всех ее проявлениях. Свобода мыслей, свобода действий, свобода слова – является оплотом формирования и дальнейшего развития полноценной человеческой личности.

Счастье – это созидание, реализация внутреннего потенциала и выражение уникальных творческих которыми в той или иной сфере наделен каждый человек.

Счастье – это возможность близким людям, искренно и бескорыстно, следуя порывам своей души.

Но истинно счастлив тот человек, который видеть великое и прекрасное даже в мелочах. Выглянувшее из-за туч солнышко, безмятежное, мирное небо над головой, первый цветочек, пробивающийся сквозь заледенелую землю, чистая детская улыбка, ласковый взгляд любимых глаз – вот то, что позволяет каждому из нас ощутить себя счастливым независимо от обстоятельств и жизненных условий.

Такое хрупкое и такое уязвимое, но три этом, такое желанное счастье. Быть может, не стоит ждать милости свыше, не лучше создавать собственную реальность своими руками? Так что же нужно человеку для счастья? Наверное, умение видеть его в самых мельчайших проявлениях собирать счастье по песчинкам, ведь из капли соткан океан!

Читайте также: