Завистлив горд и зол сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Софья Фамусова — центральная героиня комедии А.С.Грибоедова ”Горе от ума”. Образ девушки является самым противоречивым и сложным в произведении.

Софью невозможно отнести ни к “веку минувшему”, ни к “веку нынешнему”. В ее образе присутствуют черты, которые роднят ее с Чацким: пылкость натуры, способность к самостоятельным суждениям, независимость от мнения света. Однако в то же время она является неотъемлемой частью фамусовского общества. И это, в первую очередь, подтверждает сделанный ею выбор в пользу Молчалина. Девушка поступает, как ей кажется разумно, отдавая предпочтение тихому робкому Алексею. Расчетливость Софьи заключена не в выборе богатого знатного жениха, а в том, чтобы найти избранника, которым она смогла бы повелевать также, как это делает, к примеру, Тугоуховская. У Фамусовой сильный страстный характер, что и предопределяет ее выбор.

Основным мотивом, которым руководствовалась девушка в своих поступках, была любовь к Молчалину. Ради нее она готова была забыть о мнении света, и даже, скорее всего, решиться пойти против воли отца. В чувствах к Молчалину проявилась вся глубина и сила натуры Софьи. К сожалению, ее избранник оказывается подлецом. Сцена, когда выясняется обман Молчалина, наполнена драматизмом. Однако и здесь Софья не теряет самообладания и решительности, она гонит от себя Молчалина. В сложившемся положении она винит только себя, что опять же говорит о твёрдости и силе ее характера.

Странным видится отношение Софьи к Чацкому. Герои вместе росли, когда-то их связывала дружба, родство душ. Однако приезду Андрея девушка не рада, все ее мысли заняты Молчалиным, а к главному герою за три года разлуки она успела охладеть. Возможно, Софья руководствуется обидой, которую ей нанес Чацкий своим отъездом. Девушка замечает, что, “если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?”. Фамусова зло отзывается о Чацком, ее речи, обращенные к старому другу, язвительны и остры. Именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Почему она так поступает? И здесь Фамусова руководствуется чувствами к Молчалину, она хочет защитить любимого ею человека.

В рецензии к комедии А.С.Пушкин замечает, что “Софья начертана неясно”. И действительно, трудно понять характер Фамусовой. Ее образ в комедии неотделим от любви к Молчалину: все ее действия, слова и поступки продиктованы любовью. Софья обладает живым умом, пылкостью и силой натуры. Однако большое влияние на нее оказывает среда, в которой девушка выросла, и частью которой является.

Популярные сочинения

II. Главная часть

2. Отношение Софьи к Молчалину. С первых же страниц мы узнаём, что Софья любит Молчалина.

б) на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентименталь­ные романы: как и в них, она влюбляется в человека незамет­ного, который ей не ровня;

в) сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем.

Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве му­жа.

Софья: характеристика и образ героини в комедии а.с. грибоедова “горе от ума”

В чем беда и вина Софьи в

Особое место среди персонажей комедии занимает дочь Фамусова – молодая и неглупая девушка Софья. Ею одновременно увлечены и прямолинейный Чацкий, и коварный Молчалин. Девушка отдает предпочтение последнему, так как он мог бы стать для нее мужем-слугой, что было новомодно в московском обществе тех времен. Молчалин был из тех людей, которые молчаливо и беспрекословно выполняют волю хозяев жизни, преследую свои цели. В принципе, такой тихий, мягкий и безропотный человек, как Молчалин ее вполне устраивал.

Она согласна стать женой такого незначительного в обществе человека, как Молчалин, лишь бы это было по любви. При этом она довольно открыто проявляет свои чувства к нему, и даже признается в них сначала Лизе, а потом Чацкому. Обоим непонятно, как такая тонкая девушка как Софья могла предпочесть такого недостойного человека, как Молчалин. Все раскрывается, когда герои становятся участниками разоблачительной сцены, в которой Молчалин приударяет за Лизой и признается, что ухаживает за Софьей только корысти ради. В этой ситуации Софья ведет себя с большим достоинством. Она понимает, что такое жалкое существо, как Молчалин не стоит ни ее упреков, ни слез.


Пример сочинения 2

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только пред­почла Чацкому бездушного подлого Молчалина, но и пустила слух о безумии любящего ее человека?

Софья не умеет думать — вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь она строит по общепринятым образцам

Софья зачитывается сентиментальными романами о неравной любви бедного и безродного юноши и богатой знатной де­вушки. Так же, как и Татьяна Ларина, Софья чувствует себя героиней романа. Хуже другое — Софья не видит различия между романтиче­ским вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки.


Пример сочинения
"Драма Софьи"

Как и другие девушки ее круга, Софья воспи­тала свой вкус и черпала большинство представ­лений об окружающем из сентиментальных ро­манов. Софья росла вместе с Чацким, и это породило их детскую дружбу, которая (прежде всего со сто­роны Чацкого) незаметно переросла в любовь. Чацкий считает Софью своей единомышленни­цей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Его чувство по-настоящему искреннее и горячее. Возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой и при первом же свидании объясняется ей в любви.

Любовь к друго­му помешала Софье понять Чацкого, независимо от ее отношения порадоваться встрече с другом детства и остановиться перед возможностью оск­вернить дружбу. Но, когда девушка узнает истин­ное лицо Молчалина, она ведет себя достойно и вызывает уважение. Она оказывается выше, луч­ше всех тех, кто находится рядом, лучше их свой­ствами души, тонкостью ума, благородством на­туры, а это опасно в ее среде, и ее дальнейшая жизнь, по-видимому, окажется нелегкой.

Софья и Чацкий – две противоположности, которые позволяют с разных сторон посмотреть на эту историю и раскрыть ее. Они оба очень разные, словно черное и белое, Чацкий в этой пьесе представлен как сторона добра, всего правильного и положительного, а Софья – как человек, который способен на подлость, с мелкой душой.

Если рассмотреть образ Софьи: она молода, неопытна, по-своему умна, но этот ум лишен какого-то конкретного направления, он не нашел себя и вряд ли найдет в Фамусовском обществе, где процветает консерватизм и преклонение перед вышестоящими.

Когда Софья была маленькой и подростком – она дружила с Чацким, они хорошо понимали друг друга, это еще раз доказывает, что ее испортила среда. Что изначально она не была такой изворотливой, лицемерной, лживой и пустой.

Обычно революционеры вроде Чацкого – увлекают девушек, но они хотят спокойной семейной жизни. К тому же, к тому времени она уже не была тем восторженным ребенком, которого знал Чацкий.

Она – типичная приспособленка, ребячество уступило место холодному расчету и перестав быть ребенком, которому от природы свойственна искренность чувств, она просто приспособилась жить в том окружении, которое. Как она знала, будет с ней всегда.

Встретившись с Чацким, она тем более поняла, что он ей однозначно не так удобен как Молчалин, она успела отвыкнуть от него и сделав свой выбор, она перечеркнула не только все их прошлые отношения, но и все возможные будущие.

Он идеалист, в первую очередь он идеализирует Софью, которая не подавала ему ни разу никакой надежды, постоянно пытаясь уйти от него, но он, влюбленный, думал, что это она не всерьез. Он постоянно попадает в какие-то истории, его в конечном итоге обсуждает все общество из-за его поведения, Софья распускает слух о его сумасшествии, но если бы не его непохожесть на других, возможно бы ему никто не поверил.

«…Спешу к вам, голову сломя. И как вас нахожу? в каком-то строгом чине! Вот полчаса холодности терплю!

Несмотря на все это, Александр Чацкий – самый настоящий положительный герой в самом лучшем смысле этого слова. Он олицетворяет рыцаря, несущего свет в захламленное и темное Фамусовское общество и борящегося с несправедливостью мира, правда пока на словах, но он пока и слишком молод, в будущем скорее всего он себя еще проявит.

Автор, где только возможно противоставляет его всем остальным героям, особенно безликому Молчалину, он как бы показывает, что этот герой – не только не похож на всех остальных – он стоит на ступень выше по развитию, он та самая – белая ворона, которую общество, чаще всего гораздо более недалекое, темное и бескультурное – выталкивает из своих рядов, чтобы не переживать по-поводу своих собственных недостатков.

Если подвести итог: Софья – недалекая девушка с мелкой, лицемерной душой, без хороших манер, вежливости и даже без определенных приличий.

Чацкий – положительный, добрый, интеллигентный и правдивый герой, искренний и неподкупный.

Но стала бы Софья такой, если бы ее не испортило общество, в котором она жила. Остался бы честным Чацкий, если бы не покидал это общество и не испытывал с его стороны никакого влияния?

Наше окружение очень много значит в становлении нашей личности, формировании нашего характера, определении наших поступков. Грибоедов подчеркивает, что не занимаясь саморазвитием, не пытаясь стать личностью, а просто плывя по течению – можно закостенеть в не совсем правильных взглядах, а покинув место, где рос – измениться до неузнаваемости.

Фамусовское общество не признает никакой лирики, никаких порывов. Никакого полета ума, оно считает, что нужно жить только по правилам, которые чаще всего глупы и не дают развиваться.

Чацкий категорически не согласен с мнением этого общества, но и высказывается он переходя на личности.

Но все же есть что-то, в чем оба главных героя по-своему правы и не правы. Софья права в своей любви к Молчалину, но не права в отношении к Чацкому, она даже идет на предательство по отношению к нему. Она права в неприятии сарказма в отношении своей семьи и окружения, но не права в полном принятии условий и правил поведения в этой среде.

« Он не в своем уме….

Через описание Молчалина, она презрительно отзывается о Чацком, хотя только он один и не фальшив в этой среде.

Просто не прогибаются под него и стараются вести себя правильнее и честнее, чем то общество. В котором они живут. А подобных Софье людей – очень много, но только благодаря тому, что на свете есть люди, которые похожи на Александра Чацкого – они существуют в рамках, не заполонили собой весь мир и хотя бы иногда задумываются о своем поведении и невольно корректируют его в лучшую сторону. Жаль, что это не произошло в этой пьесе, но это произведение сильно именно тем, что на фоне Фамусовского общества и Софьи – Чацкий показан в его еще более героическом свете, а именно за такими героями читателям хочется следовать.


Задания Д3 C3 № 31

Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

София, потом Г. N.

Ах! этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!

Вы в размышленьи.

Как его нашли по возвращеньи?

Он не в своём уме.

Ужли с ума сошёл?

Не то, чтобы совсем.

Однако есть приметы?

(смотрит на него пристально)

Как можно, в эти леты!

Как быть! (В сторону.)

Готов он верить!

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

С ума сошёл. Ей кажется. вот на!

Недаром? Стало быть. с чего взяла она!

Не я сказал, другие говорят.

А ты расславить это рад?

Пойду осведомлюсь; чай, кто-нибудь да знает.

Г. D., потом Загорецкий.

Услышит вздор и тотчас повторяет! Ты знаешь ли об Чацком?

А, знаю, помню, слышал,

Как мне не знать? Примерный случай вышел;

Его в безумные упрятал дядя-плут.

Схватили, в жёлтый дом и на цепь посадили.

Помилуй, он сейчас здесь в комнате был, тут.

Так с цепи, стало быть, спустили.

Ну, милый друг, с тобой не надобно газет,

Пойду-ка я, расправлю крылья,

У всех повыспрошу; однако, чур! секрет.

— . А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?

— Не твоё дело, — отвечал я нахмурясь, — кто бы ни была эта Маша. Не требую ни твоего мнения, ни твоих догадок.

— Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! — продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, — но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.

— Что это, сударь, значит? Изволь объясниться,

— С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг. Кровь моя закипела.

— А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая своё негодование.

— А потому, — отвечал он с адской усмешкою, — что знаю по опыту её нрав и обычай.

— Ты лжёшь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжёшь самым бесстыдным образом.

Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

М. Ю. Лермонтов

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,

Цепи пошлые разбив,

Набегает жизни новой

И звучит свежо и юно

Новых сил могучий строй,

Как натянутые струны

Между небом и землёй.

А. К. Толстой


Задания Д1 C1 № 29

1.1.1. Как характеризует Софию решение представить Чацкого сумасшедшим?

1.2.1. С какой целью поэт в одной пейзажной зарисовке соединил приметы весны и лета?


Задание 5 № 32

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.2. В чём своеобразие любовной лирики М. Ю. Лермонтова?

5.4. Почему Василий Тёркин из одноимённой поэмы А. Т. Твардовского стал поистине народным героем?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Комментарии к сочинениям

5.2. В чём своеобразие любовной лирики М. Ю. Лермонтова?

Любовная тема в лирике любого поэта занимает особенное место. Это связано с тем, что слишком многое оказывается биографичным.

Любовь для Лермонтова — особое, ни с чем не сравнимое чувство, потому для нее отведено особенное место в творческих исканиях. При этом оно всегда неразделенное или утраченное. Для поэта характерным и традиционным становится мотив неверной любви, разлуки по вине любимой, но оказавшейся недостойной высоких и светлых чувств женщины. Разлад между действительностью и мечтой, характерный для романтического направления в лирике, оказывается убийственным для божественного чувства, разрушает его без остатка.

5.4. Почему Василий Тёркин из одноимённой поэмы А. Т. Твардовского стал поистине народным героем?

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Читайте также: