Зависть нежелание добра другому а одному лишь себе сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Досада по чужому добру или благу Нежелание добра другому, а одному лишь себе Завидовать Досадовать на чужую удачу Болеть чужим здоровьем В.И. Даль Зависть." — Транскрипт:

1 Досада по чужому добру или благу Нежелание добра другому, а одному лишь себе Завидовать Досадовать на чужую удачу Болеть чужим здоровьем В.И. Даль Зависть

2 (1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?(2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду? (4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся! (6) На последнем слове вы нашли с завяза…ыми глазами спрята…ую другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. (9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. (10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезне…ого чувства зависти: развивайте в себе собстве…ые, индивидуальные скло…ости, собстве…ую неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. (11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой. (12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. (13) Завидуете - значит не нашли себя. (Д. Лихачев)

3 Какова основная мысль текста? К чему призывает автор? Основная мысль выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной необходимости Человек, познай самого себя!

4 Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим. Рассел Бертран Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные. Б. Спиноза Афоризмы

5 Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим. Рассел Бертран Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные. Б. Спиноза

6 Народная мудрость Белая зависть от частого использования чернеет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Тире между подлежащем и сказуемым.

Знать: условия постановки тире между подлежащем и сказуемым.

Уметь: правильно определять постановку тире между подлежащем и сказуемым, объяснять пунктограмму.

Учебник Русский язык 8 класс под редакцией Т.А. Ладыженская;

Учебник Русский язык 8 класс под редакцией Т.А. Ладыженская.

Русский язык орфография и пунктуация Д.Э.Розенталь и И.Б. Голуб.

Эскиз оформления доски:

Двадцать седьмое октября.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Удивлениепуть к познанию.

2. [ сущ.И.п. + союз + сущ. И.п. ] ( как, словно, будто, точно, вроде как, все равно что)

3.[ Подлежащее + НЕ + сказуемое ]

4.[ Подлежащее +,/ вводное слово/, + сказуемое ]

5.[ Подлежащее + частица + сказуемое ] (только, лишь, вряд ли и др.)

6.[ Подлежащее + наречие + сказуемое ]

7.[ Сказуемое + подлежащее ]

8.[ Подлежащее + Имя прилагательное ]

Совесть есть внутр енн ее сознание добра и зла. 2. Жалостьсострадание , сочу в ствие при чужой беде; печаль , грусть . 3. Ложь - пр е ступление против ист и ны т я желый грех. 4. Доброта как деятельная способность делать добро – высшее совершенство человека. 5. Добрый человек – это прямой, простой, бесхитрос т ный и доброжелательный человек . 6. Твердое сознание долга есть основа характера. 7. Долг – твердая обяза нн ость человека перед Богом, государством, обществом, семьей, родственниками, друзьями. 8. Завистьн еж елание добра другому, а одному лишь себе. 9. Зло есть отрицание добра, приносимого в мир Богом, противостояние истине , добру , благу .

Эскиз оформления тетради:

Двадцать седьмое октября.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Удивлениепуть к познанию.

2. [ сущ.И.п. + союз + сущ. И.п. ] ( как, словно, будто, точно, вроде как, все равно что)

3.[ Подлежащее + НЕ + сказуемое ]

4.[ Подлежащее +,/ вводное слово/, + сказуемое ]

5.[ Подлежащее + частица + сказуемое ] (только, лишь, вряд ли и др.)

6.[ Подлежащее + наречие + сказуемое ]

7.[ Сказуемое + подлежащее ]

8.[ Подлежащее + Имя прилагательное ]

Совесть есть внутр енн ее сознание добра и зла. 2. Жалостьсострадание , сочу в ствие при чужой беде; печаль , грусть . 3. Ложь - пр е ступление против ист и ны т я желый грех. 4. Доброта как деятельная способность делать добро – высшее совершенство человека. 5. Добрый человек – это прямой, простой, бесхитрос т ный и доброжелательный человек . 6. Твердое сознание долга есть основа характера. 7. Долг – твердая обяза нн ость человека перед Богом, государством, обществом, семьей, родственниками, друзьями. 8. Завистьн еж елание добра другому, а одному лишь себе. 9. Зло есть отрицание добра, приносимого в мир Богом, противостояние истине , добру , благу .

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Арина Александровна, сейчас урок русского языка.

Подготовка к восприятию нового.

Ученик: для того, чтобы познать что-либо, нужно удивиться, получить, какую-то интересную информацию, которая вас поразила.

Учитель: да, действительно, вы правы. Какая пунктограмма здесь присутствует?

Учитель: Назовите определение.

Ученик: тире – знак препинания.

Учитель: от какого другого знака, его нужно отличать?

Ученик: от дефиса. Дефис – знак орфографического написания.

Учитель: Да, вы не путайте эти знаки, тире – знак препинания (пунктуационный), дефис – знак орфографического написания.

Учитель: Тема урока ясна. Чему должны будем научиться?

Ученик: слышать пунктограмму в речи, уметь грамотно записать предложение с тире, обосновывая постановку или отсутствие знака.

Учитель: Записываем число, классная работа, сегодняшнюю тему и предложение выделив подлежащее и сказуемое.

Учитель: Какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вам известны?

Ученик: Тире в простом предложении ставиться, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

Объяснение нового материала.

Учитель: Открываем учебник на странице 57 и составляем таблицу более схематично.

2.[ сущ.И.п. - это + сущ.И.п. ] (это, вот).

2. [ сущ.И.п. + союз + сущ. И.п. ] ( как, словно, будто, точно, вроде как, все равно что)

3.[ Подлежащее + НЕ + сказуемое ]

4.[ Подлежащее +,/ вводное слово/, + сказуемое ]

5.[ Подлежащее + частица + сказуемое ] (только, лишь, вряд ли и др.)

6.[ Подлежащее + наречие + сказуемое ]

7.[ Сказуемое + подлежащее ]

8.[ Подлежащее + Имя прилагательное ]

V. Закрепление материала.

А) Учитель: Открываем упражнение №120 и по цепочки двое письменно объясняем орфограммы и употребление тире. Читаем предложение и объясняем.

Нет, н е т олько (отрицание) во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и н ая ву (нареч.). Тут главное (сущ. И.п.) – уметь (инф.) вовремя (нареч.) отвернуться. Тут самое главное (сущ. И.п.) – не ранить (инф.) сердце ребенка, чтобы (союз) он н е у видел (глагол, не употр. без не), как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (М.Шолохов).

Благодарность н е е сть (глаг.) право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать (инф.) благодарности – глупость (И.п.), не быть (глаг. инф.) благодарным – подлость (сущ. И.п.). (В. Ключевский.)

Б) Учитель: Замечательно, а сейчас попробуем сами расставить тире в тексте. Делаем упражнение № 115. Нужно списать, ставя где надо, разделительные тире и пропущенные запятые. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Совесть есть внутр енн ее сознание добра и зла. 2. Жалостьсострадание , сочу в ствие при чужой беде; печаль , грусть( сущ. в И.п.). 3. Ложь - пр е ступление (пере) против ист и ны (непров.) т я желый грех (тяжесть)(сущ. В И.п.). 4. Доброта как деятельная способность делать добро – высшее совершенство человека.(сущ. В И.п.) 5. Добрый человек – это прямой, простой, бесхитрос т ный и доброжелательный человек (сущ. В И.п.). 6. Твердое сознание долга есть основа характера. 7. Долг – твердая обяза нн ость человека перед Богом, государством, обществом, семьей, родственниками, друзьями (сущ. И.п. и инф). 8. Завистьн еж елание (отсут. желания) добра другому, а одному лишь себе. 9. Зло есть отрицание добра, приносимого в мир Богом, противостояние истине , добру , благу .

Учитель: отлично, вы все усвоили. Подведем итог нашего разговора.

VI . Подведение итогов урока.

- Почему урок о постановке тире между подлежащим и сказуемым можно было начать с предложений, осложнённых обобщающим словом, или предложений с прямой речью?

– Сегодня нам предстоит познакомиться со статьей Д.С.Лихачева “Про зависть” и проанализировать ее, то есть сделать комплексный анализ текста.

Цель нашего урока — подготовиться к сочинению-рассуждению по тексту Д.С.Лихачёва. (Слайд 2)

Какие задачи нам предстоит решить? (Слайд 3)

– формулировать основную проблему текста и комментировать её;

– определять позицию автора и отражать её в сочинении;

– излагать собственное мнение по проблеме с привлечением 2 аргументов.

Вспомним план написания сочинения-рассуждения. (Слайд 4)

1. Проблематика текста (Основные вопросы, поставленные в тексте, требующие изучения, разрешения)
2.Комментарий проблемы (Толкование, разъяснение основного вопроса исходного текста)
3. Позиция автора (Отношение автора к поднятой теме, проблемам, героям)
4. Собственная позиция
5-6 Аргументы.
7. Вывод.

Откройте тетради, напишите число, классная работа, тему сегодняшнего урока:

Комплексный анализ текста. Д.С.Лихачев. Письмо пятнадцатое. Про зависть

Слово учителя. Обобщение выступлений.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга, почетный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо. Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877 (1984).

Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классикой филологической науки. Он автор более 500 научных работ и около 600 публикаций по самому широкому кругу проблем изучения истории, литературы, культуры и защиты памятников культурно-исторического наследия России.

Наиболее значительные его труды: “Человек в литературе Древней Руси” (1958), “Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого” (1962), “Текстология” (1962), “Поэтика древнерусской литературы” (1967), “Эпохи и стили” (1973), “Великое наследие” (1975), “Поэзия садов” (1982), “Письма о добром и прекрасном” (1985), сборник статей “Прошлое — будущему” (1985).

Его тексты совершены в эстетическом и нравственном отношении, помогают решать вопросы в воспитании и духовности ребенка.

III. Работа с текстом

3.1. Словарная работа.

– Итак, возвращаемся к теме урока. Обратите внимание на заголовок письма: “Про зависть”. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите “зависть”, “завидовать”? (Слайд 6)

Заглянем в словарь В.И.Даля: (справка учащегося) (Слайд 7)

1) досада по чужому добру или благу;
2) нежелание добра другому, а одному лишь себе.

1) досадовать на чужую удачу;
2) болеть чужим здоровьем.

– А в “Толковом словаре русского языка” Ожегова дается такое определение зависти: “Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого”: (справка учащегося) (Слайд 8)

Запишем в тетрадь это определение.

Прочитайте высказывания выдающихся людей. (Слайд 9)

  1. Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон).
  2. Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций
  3. Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)
  4. Зависть – подруга пустых душ. (Пиндар)
  5. Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)
  6. Зависть – враг счастливых. (Эпиктет)
  7. “Зависть есть скорбь о благополучии ближнего”. (Св. Григорий Богослов)

Запишите понравившееся высказывание.

Объектом зависти может стать все, что угодно. Для мужчин важны карьера, благосостояние, поэтому они чаще завидуют продвижению по службе, более высокой зарплате, новому автомобилю сослуживца. Женщины скорее позавидуют красивой коже, безупречной фигуре, талантливым и послушным детям, внимательному мужу. Школьники завидуют тем, кому задают меньше уроков, кого выделяют учителя. Малыши – красивым и ярким игрушкам, которые есть у друзей по садику. В подростковом возрасте объектом зависти может стать влюбленность подружки, внимание одноклассников. Так или иначе, предметом зависти становится то, чего нам больше всего не хватает для счастья.

Вывод (делают учащиеся): Зависть — одно из самых сильных человеческих чувств. Зависть — это ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

3.2. Знакомство с текстом Д.С.Лихачёва.

– А как формулирует понятие зависти академик Д.С.Лихачёв, один из самых образованных людей нашей страны? Всю свою долгую жизнь учёный занимался изучением культуры и русской литературы, а в последние годы– вопросами этики, духовности народа, особенностями его менталитета.

(Чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником).

Про зависть

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12)Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13)Завидуете — значит не нашли себя.

3.3. Определяем и комментируем тему, проблематику и идею текста.

– Какие варианты названия вы могли бы предложить? (др. не может быть, так как в заглавии автор указывает тему)

Итак, тема указана в заглавии “Про зависть”, причем Д.С. Лихачев использует разговорную предложную форму про. (Запись в тетрадях)

– Что волнует автора? Какова проблематика текста?

Прежде чем вы приступите к формулировке проблемы, небольшая справка (Слайд 10):

  • которая стала объектом раздумий автора,
  • над которой он в основном размышляет,
  • к которой он неоднократно возвращается.

– Постарайтесь сформулировать и записать проблему.

(В Письме пятнадцатом “Про зависть” Лихачев поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека (Запись в тетрадях)

3.4. Комментарий проблемы текста.

Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.

– Какие вопросы можно осветить в комментарии? (Слайд 11)

Почему автор предпочёл именно эту проблему?

Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?

К какой категории относится избранная автором проблема?

Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?

Как характеризует автора выбор данной проблемы?

– Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва.

А) К какой категории можно отнести проблему?

Дадим определение проблемы ( важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, опасная)

Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения?

(В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.)

Б) Почему всегда существует опасная близость зависти для любого человека? Зависть присуща всем людям или только некоторым?

В) В чем разрушающая сила этого чувства для завистника?

Г) Когда оно овладевает человеком? (Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие; завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче).

3.5. Как можно охарактеризовать идею текста?

Главная мысль проблемного очерка выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда не будете завидовать. (Запись в тетради)

– К чему призывает нас Лихачев?

Человек познай самого себя, – вот к чему призывает нас Лихачев. Если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься, что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую эти таланты, которые дарованы мне, верю ли я в себя, могу ли я свободно о независимо сотрудничать с успешными людьми, чтобы не стать самому чужим. (Запись в тетрадях)

Итак, тема, проблематика и идея определены. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

3.6. Определяем позицию автора (Слайд 12)

Авторская позиция может быть выражена:

– чётко, прямо, непосредственно;
– в названии текста;
– риторические вопросы;
– в отдельных предложениях;
– риторические восклицания;
– через ряд аргументов;
– порядок слов;
– лексические повторы;
– оценочная лексика;
– модальные слова и частицы, вводные конструкции.

Беседа по вопросам

1. В каком стиле написан текст? Назовите особенности этого стиля в тексте.

(Прежде всего: почему автор избирает именно публицистический стиль речи? С какой целью? Известно, что важнейшая функция публицистического стиля – воздействующая: текст написан таким стилем, который вызывает определенную реакцию у адресата)

2. Каков жанр? Докажите. (Жанр проблемный очерк, где главное – отношение к данному вопросу)

3. Что можно сказать о типе речи? Определите его признаки. (Проблемный очерк строится по типу рассуждения)

4. Какова роль вступления в форме риторических вопросов? (В роли вступления в тексте “работает” цепочка риторических вопросов. Таким способом автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса. Вслед за риторическими вопросами автор четко ставит задачу, используя глаголы в повелительном наклонении, побуждает к действию, прибегает к сравнению.)

5. Каков способ связи предложений в тексте: связь цепная или параллельная? (Параллельный способ связи доминирует в тексте)

6. Какие предложения доминируют в тексте: простые или сложные, полные или неполные? Почему автор предпочитает именно такие синтаксические конструкции? (Рассуждения автора, диалог с воображаемым собеседником (аудиторией) логичны и убедительны благодаря простым синтаксическим конструкциям – сложноподчиненные и бессоюзные предложения в сочетании с разговорными конструкциями.)

7. Охарактеризуйте лексику: книжная или разговорная? Приведите примеры. Есть ли в тексте эмоционально окрашенные слова? (Выражению авторской позиции служит книжная лексика с сочетанием с разговорной, оценочной: ужасное чувство, близость зависти, болезненное чувство, обжигающая опасность зависти. Из средств связи наиболее часто– лексический повтор.)

8. Какие части речи доминируют в тексте? Помогают ли они выразить авторскую позицию? (Задаче воздействия и убеждения служит морфология: использование в основном глаголов в форме 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, выражающие прямое побуждение к действию, желание помочь, дать совет.)

9. Какие языковые средства наиболее ярко выражают позицию автора? (Наиболее ярко используется анафора – повторяющиеся слова и словосочетания в начале предложения и абзаца, оценочные эпитеты: “ужасное чувство”, “болезненное чувство ”– выражают авторскую обеспокоенность, взволнованность. Лексические повторы и однокоренные слова позволяют увидеть авторское отношение к проблеме. Метафора “обжигающая опасность зависти” призвана остановить человека, пробудить в нём чувство осторожности, говорит о желании автора, чтобы человек был самим собой.)

10. Дайте характеристику вступления и заключения. (Вступление – тезис – автор указывает на проблему, используя риторические вопросы нацеливает на обсуждение важного вопроса; далее приводит аргументы и примеры, побуждает к действию, дает конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт “как жить”; в заключение делает вывод: Завидуете — значит не нашли себя.)

Помогает ли такая композиция понять авторскую позицию? (Слайд 13)


(Цель Д.С.Лихачёва — заставить читателя обратить внимание на проблему зависти в нашей жизни. Уже в самом начале текста учёный использует ряд риторических вопросов, которые нацеливают читателя на обсуждение важной для всех проблемы. Далее автор чётко ставит задачу убедить воображаемого собеседника в том, что зависть подстерегает того, кто не защищён, у кого нет собственного “я”, чёткой жизненной позиции. Академик Лихачёв призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей.)

(Запись в тетради)

Физкультпауза

3.7. Аргументация собственного мнения по проблеме.

Действительно, зависть — вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество (Слайд 14)

Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается…

Также можно привести пример…

Сложно не согласиться с Лихачёвым, но можно привести достаточно много доказательств, что не все люди завистливы. Например,…

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

– Зависть всегда приводила к захвату чужих земель, под каким бы предлогом ни велись завоевательные войны (из истории)

– Давайте проследим, когда же появилась зависть? Возьмем греческую мифологию.

Зависть – дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру – крылатую и ясноокую Победу.

Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд.

Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.

Зависть улыбается только когда видит чужие несчастья и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя.

– Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (Каин и Авель).

Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не была оценено по достоинству.

На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей.

В христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Она противопоставляется христианским добродетелям — великодушию, благожелательству и состраданию. Смертные грехи в христианстве:

Обжорство | Похоть | Алчность | Зависть | Уныние | Гнев | Гордыня.

Данная тема очень трудная и неоднозначная.

А) В каких же произведениях мы можем найти примеры зависти?

(А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”: Сальери совершает преступление, так как жажда первенства сильнее; “Капитанская дочка”: недовольство у Швабрина против Гринева; М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”: зависть Грушницкого Печорину, который готов совершить откровенное убийство, не зарядив его пистолет), Л.Н.Толстой “Война и мир” : зависть безродного Долохова Пьеру Безухову, И.С.Тургенев “Отцы и дети”: чувство собственного достоинства и спокойствие Базарова– пища для зависти Павла Петровича Кирсанова и др.)

– Вы помните, что свое мнение нужно формулировать этически корректно. Что это значит?

– А вам я хочу выразить свои пожелания словами Омара Хайяма: (Слайд 15)

Не завидуй тому, кто силён и богат,
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.

Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. Это может быть: (Слайд 16)

Общий вывод

  • Ответ на вопрос, поставленный во вступлении
  • Рассуждение о том, какое значение будет иметь для автора сочинения прочитанный текст.
  • Расширение проблемы. Новый вопрос.

IV. Рефлексия.

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (см. рабочий лист урока)

Учащиеся озвучивают свои варианты предложений.

V. Домашнее задание

Написать сочинение– рассуждение по данному тексту, используя эскизы, которые вы сделали в классе и клише

VI. Подведение итогов.

Сегодня на занятии мы вспомнили типологические особенности публицистического стиля, текста– рассуждения, познакомились со способами и приемами логического разворачивания основной мысли текста-рассуждения, продолжили работу по многоаспектному анализу текста, научились видеть смысловую целостность текста, все это поможет нам при выполнении заданий по анализу текста -рассуждения на ЕГЭ.

Спасибо за урок! (Слайд 17)

1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове / Э.Борохов. М.: АСТ, 2000.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. СПб.: Динамит, 1996.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном // Д.С. Лихачев. М.: Детская литература, 1990.
4. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 307–308.

Зависть - это одно из самых плохих качеств человека. Она непременно губит личность, доброту и мировоззрение человека, порождая хаос и грубость. Зависть живет где - то внутри и каждый раз извивается червяком, завидев красивую одежду или новую машину.

Зависть не только рушит внутренний мир человека, но и убивает отношения. При чем совершенно не важно, какие это отношения: двух сестер, лучших подруг или даже матери и дочери. Зависть появляется каждый раз, когда человеку чего - то не хватает. Обычно она проявляется еще в детстве, но со временем растет и пытается захватить человека. Зависть толкает людей на плохие поступки: на кражу, предательство, коварные замыслы.

Это чувство живет в каждом из нас. Просто кто - то держит зависть под контролем, зажимая ее в кулак и не давая ей выбраться, а кто - то дает ей прорваться на свободу. Так что безусловно можно сказать, что зависть - это плохо. От этого качества нужно избавляться, ведь оно тянет на дурные поступки. К сожалению, сделать это не так - то просто. Зависть почти невозможно убить, но можно сделать так, чтобы она не родилась. Для этого нужно всего лишь с детства прививать ребенку такие качества как доброта и щедрость, объяснять, что такое добро, а что такое зло. Тогда зависть не успеет зародиться и сформироваться.

Возьмем в пример двух моих одноклассниц: Сашу и Диану. Диана - добрая девочка из обеспеченной семьи, она всегда улыбается и имеет множество друзей. И Саша ей вечно завидует. Сама девочка никогда не была ни показателем доброты, ни щедрости, она всегда ходила с угрюмым лицом. Так что конечно, никто не хотел дружить с Сашей. В конце концов, зависть девочки вышла из - под контроля, и она сумела разрушить отношения Дианы и ее друзей. И это не принесло счастья никому: ни Саше, ни всем остальным. Из этого можно сделать вывод, что зависть не только уничтожает человека, но и лишает его счастья. Ведь Саша могла отказаться от этого качества и просто попробовать подружиться со всеми. Но вместо этого она пошла на поводу у зависти.

Подводя итог, необходимо сказать, что зависть неспроста считается одним из 7 смертельных грехов. Ведь она убивает все самое лучшее в человеке. Просто зависть, в отличие от оружия, делает это медленно и порой даже незаметно для окружающих. Поэтому нужно учиться контролировать свои эмоции. И зависть, в том числе. Нужно просто помнить, что мы творим счастье своими собственными руками.

Сочинение про Зависть

Зависть очень скверное чувство. Оно часто зарождается в детстве либо развивается позже в результате недостатка воспитания в сочетании с особенностями характера. Как правило, человек чего-то недополучил. Зависть и жадность часто идут рука об руку. Завидуют тому, чего сами не имеют: всеобщему вниманию к какой-либо личности, его таланту, здоровью, материальным ценностям, успехам в учебе, на работе.

Завидовать можно по-разному – с добрым отношением и со злом. В народе говорят – завидую по-хорошему. Здесь дело в восхищении чьими-то успехами, когда человек радуется за кого-то. Сам не может этого достичь, потому что не хватает знаний или умения. Но он гордится достижениями другого, ставит его всем в пример, счастлив знакомством с ним.

В семье растет ребенок. Малышу противопоставляют кого-то – ты плохой, а он хороший. Ребенок живет в худшем окружении, чем его сверстники. Или ситуация - не может, либо не хочет чего-то достичь, а у другого все получается. Из таких мелочей может возникнуть зависть. Надо иметь большую силу воли и стойкость, чтобы преодолеть опасное чувство. Хорошо, если родители либо сам человек спохватится вовремя. В противном случае в нем укоренится ЗАВИСТЬ. Исключение родителями ситуаций, вызывающих зависть, достойное объяснение провоцирующих моментов должно быть немаловажным элементом воспитания.

Лучше завидовать по-доброму. Превозносить заслуги достойных, стремиться к подражанию этим людям, с детства воспитывать стремление к идеалам. Тогда и жгучей зависти не будет, и настроение отличное у всех, и вокруг светло и прекрасно.

3 вариант

Когда мне было семь лет, я впервые столкнулась с завистью к себе. У меня было много друзей. И одна девочка этому сильно завидовала, что даже пошла на подлый поступок, наговорив про меня разные гадости моим подружкам, чтобы они со мной больше не дружили. Конечно, потом все выяснилось, и мы помирились. Но она тогда была очень довольна, когда со мной просто перестали общаться подруги.

Еще эта же девочка здорово расстраивалась, когда видела на мне новые вещи, даже скрыть не могла свою зависть и злость. И поэтому она просто переставала со мной общаться на какой-то период времени.

Как страшно! Ведь это все происходило, когда нам было всего по семь лет! А что же дальше стало с этой девочкой? Как же ей живется теперь, повзрослевши. Это я столкнулась с проявлениями лютой зависти, которая рождает в человеке ненависть и способность навредить. По-моему, люди, которые живут именно с таким чувством, постепенно идут к саморазрушению. Такая зависть однозначно будет мешать добиваться собственных успехов во всем.

А, немного повзрослев, я поймала себя на мысли, что тоже испытываю зависть к своей сестре, которая учится отлично, занимается вокалом и достигает в этом успехов, хорошо выглядит и одевается со вкусом. На тот момент я была полной для своих лет, ничем не увлекалась и учебой не могла похвастаться. Я долго переживала, завидуя успехам сестры. Пока не взялась за себя основательно. Записалась в бассейн, стала правильно питаться, отказавшись от вредной еды, напряглась в учебе. Через некоторое время мне удалось добиться желаемых результатов: похудела и стала носить модные вещи, преуспела в плавании и в учебе подтянулась. Вот так и меня посетило это чувство зависти, но, правда, в другом виде, толкнувшем к изменению себя.

Вокруг нас много встречается людей, которые не только не радуются успехам и достижениям их близких и друзей, но и жутко завидуют им. Из-за этого даже перестают общаться между собой родственники, потому что никак не могут побороть в себе жуткую зависть.

А хотелось бы, чтобы если зависть и появлялась у кого-то, то пусть бы она привела только к хорошему, как это случилось со мной. Тогда стремление стать лучше будет брать верх над завистливой подлостью. И все люди будут успешнее и добрее друг к другу.

4, 9, 10, 11 класс ЕГЭ ОГЭ 15.3

Среди всех человеческих негативных качеств нет более распространенного, чем зависть. Так или иначе с этим чувством сталкивался каждый из нас. Чувство досады, вызванное успехом или благом другого человека, зарождается внутри и постепенно разрастается, поглощая весь внутренний мир.

Психологи определяют два вида зависти: черную и белую. Черная по своему действию абсолютно губительна, заставляя ее испытывающего быть одержимым чужими жизнями. Мировоззрение такого человека искажается, он забывает о собственных достижениях и постоянно сравнивает себя с окружающими, при этом никогда не в свою пользу. Видя только внешнюю сторону, он игнорирует долгий и тяжелый путь, который, как правило, сопровождает каждого на пути к триумфу. Забывая о чувстве благодарности и довольствии имеющимся, страдающий обрекает себя на пожизненную неудовлетворенность, ничего не будет приносить ему радости, кроме неудач источника зависти.

Белая же зависть, также называемая конструктивной, может служить стимулом для повода пересмотреть свою жизнь, начать работать над собой и добиться того же. Пожалуй, ее даже не стоит называть завистью. Скорее, речь идет о восхищении, желании подражать, не разрушая объект обожания. Таким образом, она выступает как трамплин, стимулируя нас, заставляя понять, что мы хотим и прыгнуть выше привычного. Белая зависть, пусть и не такая разрушающая как черная, сама по себе не сделает нас счастливее. Только вместе с активными действиями и ответственностью за свои поступки, мы сможем использовать ее энергию в позитивном русле.

Я часто завидую своим одноклассникам, когда им удается учиться лучше, чем мне и когда их хвалят учителя. Но я не позволяю негативу взять надо мной вверх, вместо этого я стараюсь на них равняться. Часто я прошу их поделиться секретами эффективной учебы и объяснить тему, которую я не совсем понимаю. Когда же у них возникает вопрос, я всегда стараюсь прийти на помощь, если я разбираюсь в предмете.

Зависть — сильная энергия. И если ее не взять под контроль, то она может сбить с ног как набегающая сильная волна. Если же получится ее оседлать, то она поможет развить чувство здоровой конкуренции, пробудить азарт и лучше осознать наши желания. Зависть это чувство, которое не стоит игнорировать и стыдиться, наоборот, если мы признаемся себе в нем, то сможем с его помощью совершенствоваться в школьные годы и в дальнейшей жизни.

Зависть

Несколько интересных сочинений

Что же такое общение? Я думаю, что общение - установление контакта с людьми. Человеку, по моему мнению, жизненно необходимо общаться с другими людьми

Язык — фундамент, на котором стоит культура народа. Он помогает отражать особенности жизни народа, поэтому люди смело отмечают, что человек, говорящий на родном языке, относится к конкретному народу

Кутузов всегда говорил о российских воинах Бородинской битвы, как о храбрых, мужественных и верных защитниках своей страны, своей семьи. Я могу сказать, что именно такие главные качества солдат и являются основной победоносной силой нашей армии.

Главным героем рассказа является Полушкин – простой работящий человек с добрым характером. В деревне, где он живет, люди не воспринимают его всерьез и посмеиваются, а жена называет бесполезным в домашних делах.

Николай Иванович, сосед Маргариты с нижнего этажа, стал очередной невольной жертвой пребывания в Москве Воланда и его свиты.

Ответ справочной службы русского языка

Если на стыке основ образуется удвоенная согласная, то это удвоение должно сохраняться, чтобы, как писал М. В. Ломоносов, не закрывать следы произвождения и сложения речений. Ясность структуры слова особенно важна для терминов. Соединение основ фальш- и шток- должно образовывать слово фальшшток. Написание фальшток может быть воспринято как соединение основ фальш- и ток-. Конечно, удвоение ш не характерно для русского языка, поэтому у пишущего может возникнуть желание разделить части дефисом. Если бы существовала устойчивая традиция дефисного написания, то слово могло бы претендовать на включение в словарь с дефисом, как исключения из правила. Но в отсутствие такой традиции предпочтительно написание по правилу.

Добрый день! Подскажите, как правильно сократить слово "статьи" (например, статьи 285, 286, 290, 291 Уголовного кодекса РФ): "ст.ст." или "ст.". Аналогичный вопрос по поводу сокращения слов "пункты" ("п.п.", "пп." или "п."?) и "подпункты" ("подп.", "пп." или "пп.пп."?). Заранее благодарен!

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте, еще раз! Был вопрос: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, имеет ли право на существование словосочетание "союз спасения"? Как-то меня от него коробит. Союз людей, союз декабристов. Ответ справочной службы русского языка Такое сочетание существует (как историческое наименование), хотя в современном русском языке выглядит устаревшим.дей, союз декабристов. Наверное меня не так поняли. Смысл вопроса: Можно ли так сочетать подобные слова?

Ответ справочной службы русского языка

Можно, в знач. "союз, созданный с какой-либо целью", хотя такое употребление не характерно для современного русского литературного языка.

Здравствуйте, употребляется ли наречие степени немножко/немного с другими наречиями? Можно ли сказать "немножко далеко", "немножко долго" или это неправильное сочетание? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление возможно, однако характерно для разговорной речи.

Подскажите, пожалуйста, грамотно ли употреблять слово порядка в значении около, примерно? Порядка 30 человек, порядка 30 миллионов.

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление грамотно, при этом оно характерно для разговорной речи.

Добрый день. Третий раз попытаюсь задать вопрос, очень важно получить ваш ответ. Подскажите, пожалуйста, правильно ли в данном случае употреблено не. "Зависть не желание добра другому, а одному лишь себе". Дело в том, что это пример домашнего задания из учебника по русскому языку за 8 класс, авторы Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Пример взят из словаря Даля, где предложение выглядит так "Зависть - нежеланье добра другому, а одному лишь себе". И дети списывают из ГДЗ задание со слитным написанием не, но ведь здесь есть противопоставление и мы можем изменить фразу так "Зависть - желание добра не другому, а одному лишь себе". Корректно ли давать такое задание школьникам? И все-таки в этом случае требуется раздельное написание не без тире? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Это предложение неполное, в нем пропущены некоторые слова, которые восстанавливаются исходя из контекста, что характерно для разговорной речи, при этом можно написать и осмыслить фразу по-разному: Зависть не желание (не является желанием) добра другому, а (желание добра) одному лишь себе. Зависть - нежелание добра другому, а (желание добра) одному лишь себе. В случае со словарем Даля, когда речь идет о дефиниции слова зависть, корректным будет слитное написание, однако вне такого контекста возможен и вариант раздельного написания.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как в данном случае пишется "не характерно" – слитно или раздельно: "Во втором куплете исполнитель спел весьма экспрессивно, не характерно для себя"?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно слитное написание.

Здравствуйте! Третий раз аытаюсь задать вопрос, видимо, сайт глючит, так как ответа я так и не нашёл. Суть вопроса: В последнее время участилось использование глаголов в форме множественного числа настоящего времени в смысле повелительного наклонения. Например: "Берём ручки, пишем" вместо "возьмите ручки, пишите". "Заходим в аудиторию и садимся на стулья", вместо "Зайдите в аудиторию, садитесь на стулья". Можете пояснить, допустимая ли это форма? Или это массовая безграмотность, особенно, если это происходит не в разговоре, а в официальных письмах. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление характерно для разговорной речи. В стилистически нейтральных текстах, в деловой и официальной речи не следует использовать форму множественного числа настоящего времени в значении повелительного наклонения.

Добрый день. Обратил внимание на то, что на сайтах салонах красоты и т.п. употребляется "работаем на материалах". Корректно ли такое употребление, если речь идет не идет о том на чем они стоят? Или это уже устоявшиеся словосочетание?

Ответ справочной службы русского языка

Это выражение характерно для профессиональной речи. Его не следует употреблять в текстах, адресованных широкому кругу лиц,

Подскажите, как правильно написать "(не)характерно" в вопросе: Что (не) характерно для стационарных телефонов? Не могу понять, какая это часть речи и, соответственно, каким правилом руководствоваться. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Это прилагательное. Написание зависит от значения. Если отрицается характерность, то прилагательное с не следует писать раздельно, если утверждается нехарактерность, то слитно.

Скажите, пожалуста, как правильно сказать:
город Санкт-Петербург или без слова город (город Санкт-Петербург или просто Санкт-Петербург)?

Ответ справочной службы русского языка

В живой речи слово город здесь будет лишним. Сочетание город Санкт-Петербург характерно для канцелярского языка.

Здравствуйте!
Ответьте, пожалуйста, почему в слове "май", по справочным источникам, корнем является "май", а окончание нулевое? Ведь "й" замещается в косвенных падежах: маЙ-маЮ-маЕМ-маЯМ, что характерно для окончаний. Часть слова "МА-" остаётся неизменной во всех случаях, что является корневым признаком. Поскольку у этого слова нулевое окончание, то оно остаётся неизменным и при склонении в данном случае. Получается парадокс: при склонении "май" часть корня ("Й") изменяется, а нулевое окончание остаётся неизменным. Возможно ли такое? Или , всё-таки, корнем является "МА-", а "Й" - это окончание? Конечно, можно провести аналогию со словами с корнями "РАСТ-" - "РАЩ-" (чередование согласных в родственных корнях), но в этих словах окончания выражены, наглядны и изменяемы. Помогите разобраться. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: согласный [j] и гласный [э], [о], [у], [а]. В форме маю согласный [j], являющийся частью корня, остается, окончание в этой форме – [у]. Аналогично: ма[jэ]м, ма[jа]м.

Ответ справочной службы русского языка

1. Верно: привести в соответствие чему-либо и (согласно рекомендациям ряда справочников) с чем-либо.

2. Существительные мужского рода – названия рыб ( лосось, осетр, лещ, карась и т. д.), как правило, употребляются как одушевленные существительные.

Ответ справочной службы русского языка

Склонять приложение в этом случае не нужно, но, конечно, назвать такое употребление стилистически нейтральным нельзя.

Читайте также: