Сочинение каша из топора

Обновлено: 05.07.2024

Жанровая направленность произведения представляет собой фольклорную бытовую сказку, являющуюся творением устного народного творчества, вымышленным по содержанию и прозаическим в соответствии с формой.

Основная тема произведения заключается в возможности проявления догадки, смекалки и находчивости, помогающих в различных жизненных ситуациях.

Сюжетная линия сказки разворачивается в ситуации, в которой оказывается ее главный герой, представленный в образе обыкновенного солдата, встретившегося с ленивой и жадной старухой, характеризующейся глупостью и отсутствием смекалки, отказавшейся накормить постояльца. Солдат отличается умом и сообразительностью, выйдя из этого положения достойно, перехитрив злую бабку путем якобы сваренной из топора каши.

В процессе приготовления блюда солдат при помощи хитрости выманивает у старухи и крупу, и соль, и масло, поэтому каша получается на редкость вкусная и наваристая.

Композиционная структура сказки представляется трехчастной в виде зачина, в котором солдат встречается со старухой, основной части, заключающейся в процессе варки каши из топора, и концовки, выражающейся в уходе сытого и довольного солдата от старухи вместе со своим топором.

Отличительной особенностью произведения является использование в сказе простого народного разговорного языка, характеризующегося образностью и красочными оттенками языковых выражений. Основная часть повествования строится с помощью диалогов с применением просторечной лексики.

Средствами художественной выразительности в сказке являются многочисленные эпитеты, употребление восклицательной интонации и устаревших выражений и словосочетаний.

Своеобразие произведения заключается в его парадоксальном названии, привлекающим читательскую аудиторию.

Смысловая нагрузка сказки выражается в ее познавательности, воспитательных функциях, а также в эстетической ценности произведения, знакомящего маленьких читателей с традициями русского фольклора и народного быта, тем самым приобщая любителей литературы к устному народному творчеству, развивая воображение и речь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Каша из топора

Популярные сегодня темы

В лесу легко заблудиться, особенно если мы не следуем по обозначенным туристическим маршрутам. Очень часто это происходит с грибниками, которые, предложив поискать лесные сокровища, не обращают внимания на характерные элементы местности.

Трагедия создана в середине 5 века до н.э. Эсхил опирался на миф о Прометее, который участвовал в борьбе Олимпийцев с Титанами

Пословицы к произведению

В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.

Жадность всякому горю начало.

Скупой платит дважды.

Главные герои

Солдат — сильный мужчина на службе у царя.

Бабка — старая, жадная женщина с плохим характером.

Краткое содержание и сюжет

Шёл солдат со службы домой и устал по дороге. Ему сильно хотелось есть, а у самого ничего нет. Подходя к деревне постучался в первую избушку, отдохнуть попросился, да попросить еды. Жила там старуха, отдохнуть пустила, но пожалела она солдату еды и сказала, что у самой ничего нет. Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Старушка дала ему котелок, а солдат помыл и положил топор в котелок на огонь, стал помешивать. Попробовал, говорит соли не хватает. Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует и попросил горсточку крупы. Старуха бежит, несет мешочек крупы. Затем солдат попросил масла — старуха и масло принесла. Сварил солдат кашу, сели они со старухой есть. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем? А солдат положил топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его ещё по дороге доварит и тогда съест. Так, солдат поел каши и ушёл с топором.

План пересказа

  • Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
  • Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
  • Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
  • Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
  • Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
  • Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.

Основная мысль

Жадность всегда наказуема, а накормить защитника Отечества святое дело.

Понравившийся эпизод

Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.

Что понравилось

Смекалка умного солдата, который смог перехитрить жадную старуху. Ему удалось не только поесть вкусной каши с маслом, но и забрать с собой топор.

Чему учит сказка

Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.

Новые слова и выражения

Побывка — кратковременный отпуск у солдат.

Варево — нечто вареное, суп, каша.

Пословицы к произведению

В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.

Жадность всякому горю начало.

История создания


Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.

Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.

В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.

Краткое содержание

Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.

Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.

Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.

Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.

Жанровое своеобразие

Тема произведения — хитрость солдата, который смог из обыкновенного предмета сварить кашу. А идею, что в жизни всегда помогают находчивость и смекалка, прекрасно отображают пословицы и поговорки, которые есть у русского народа:

  • Находчивый и 100 голов прокормить сможет, а вот глупец даже себя не прокормит.
  • Скупой всегда живёт плохо: скупой ведь боится, что к нему гость зайти может.

Идея этой народной сказки раскрывается по сюжету произведения через:

  1. Язык сказки.
  2. Композицию.
  3. Сюжет.
  4. Характеристику героев.
  5. Средства выразительности.

Когда дети читают это произведение вместе со взрослыми, делают его разбор, лучше понимается сюжет, осознаётся, какие качества проявляются у солдата в самой обыденной ситуации.

Популярные сегодня темы

На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.

Русский язык — это очень красивый язык, который беспрерывно совершенствовался. Такие поэты, как Александр Сергеевич Пушкин или Михаил Лермонтов они влияли на него и украшали красивыми словами

Встреча Нового года для каждого из нас является самым желанным и незабываемым днем, потому что мы надеемся, что в следующем году осуществятся все наши мечты.

Сказка ложь, да в ней намек

В общем, сказка, как особый в очередной раз доказала свою уникальность. Какое еще литературное произведение может заключить в столь простую форму столь глубокое содержание?

Что делать после увольнения в запас?

Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку…

Анализ сказки

Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.

В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:

  • Хороша!
  • Пустите отдохнуть дорожного человека!
  • Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.

удержать при себе навсегда («

сделать искусственно добрее, веселее, расположеннее, разговорчивее, щедрее,

чтобы сделать его слабее и тем самым – перестать бояться,

чтобы свалить на него чужую вину,

лишить памяти и затем внушить свою оложную версию событий,

лишить репутации в социуме и обрести над ним полную власть.

О стратегиях старухи мы поговорили. Нам помог выяснить их – замечательный теневой анализ сказки.

Стартегии старухи-ведьмы оказались совсем неуспешны. Ведь без чарочки топор в её руках – бесполезная штука, а от чарочки солдат – отказался.

Но мы ещё не выяснили одну замечательную стратегию солдата. Вот о ней – поговорим напоследок.

Шёл на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивлённая старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а ещё и топор с собой унёс!

Замечательная сказка. Какой хитрый был солдат, что выманил от жадной старухи все необходимые продукты для приготовления вкуснейшей каши. А жадная старуха даже не догадалась, что её обхитрили. Она ела кашу и нахваливала её, и всё удивлялась, какая вкусная каша из топора. Мне глупую старуху не жалко, потому что она жадная. А солдат молодец, хитроумен и находчив.

В этой сказке заключена великая народная мудрость - из любой ситуации всегда есть выход, поэтому никогда не нужно унывать, достаточно проявить смекалку и все пойдет. как по маслу.
Солдат, сваривший кашу из топора, сам, очевидно, не ожидал, что все сложится так удачно. Свою авантюру он задумывал без таких далеко идущих целей как наесться от пуза да еще и топором разжиться.
Кроме того, сказка учит, что жадность и скупость должны быть наказаны: в конце концов гость, в русской традиции, - человек почитаемый, важный, дорогой и уважаемый, недаром в нашем народе всегда гостей встречали по пословице: что есть в печи на стол мечи..

Небольшая русская народная сказка "Каша из топора" учит нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивым и относиться к временным невзгодам с юмором. То есть по сути учит нас позитивному взгляду на мир. Солдат остановился у жадной старушки, которая не хотела его кормить. Он это понял и используя свою смекалку выкрутился из сложной ситуации с честью и с прибылью - мало того, что поел, так и еще и топор унес. Вот и вторая мораль - скупой платит дважды. Старушка не только накормила солдата, хотя и не собиралась, но и топора лишилась. Ну и наконец последнее что мне бросилось в глаза, это умение управлять людьми. Заинтересуй чем-нибудь человека, и он не обратит внимание на очевидное, будучи поглощен заманчивой идеей.

В сказке прослеживаются два разных характера. Старуха – это образ ленивого человека, который всегда жадничает и думает только о себе. Солдат – умный человек и смекалистый. Он быстро ориентируется в ситуации и находить выход из любой проблемы. Язык сказки разговорный, русский. Он максимально прост, но есть устаревшие выражения. Автор сказки (сам народ) поддерживает добро, веру, смекалку. Сказка Каша из топора учит нас быть уверенными в себе, искать выход и справляться со всеми невзгодами.

2. Жанр произведения

– это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки — обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.

3. Тема произведения

– Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.

4. Идея произведения

– Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:

    Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

5. Идея раскрывается через:

А. Сюжет.

Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!

Б. Композиция.

Зачин. «

Основная часть,

в которой рассказывается, как солдат кашу варил.

Концовка. «

В. Характеристика действующих лиц

Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).

Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).

Г. Язык сказки

близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика
отворила, варево.
Присутствуют эпитеты
добрый (человек), добрая (каша).
Часто употребляется восклицательная интонация
Пустите отдохнуть дорожного человека!/Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/Ох, и каша хороша!/Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/
6. Автор

на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата —
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения.

Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.

Они лежат на поверхности и не заметить их трудно.

Дошёл до деревни солдат, постучал в крайнюю

избу. Нет ли покушать?

Уважаемый читатель! Разве ты ещё не испугался? Не увидел сюжет фильма Хичкока? Ведь эта история о том, как служивый солдат разгадал, обезоружил и обезвредил серийную убийцу! Жуткую бабу – крестьянку-людоедку.

Примечателен и верен тот факт, что обитала она в крайней избе – подальше от деревни, поближе к дороге, по которой ходят беззащитные люди, чужаки.

Более того – обезоруживает её, этот мотив есть и в Каше из Топора.

Эти сказки – таким образом, апология, оправдание, высокое прославление профессии Воин.

А то ведь солдат не все любят, не всегда у них и хорошая репутация…

На них косо смотрят, когда они приходят домой с войны, боятся, не могут и не хотят найти им мирное занятие.

Что делать после увольнения в запас?

Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку…

Вот мы и подошли к главному теневому архетипу этой сказки!

Этот архетип – трагический. Слижком уж часто слабые и трусливые женщины пытаются укротить и перестать бояться мужчину и получить над ним власть, опаивая его алкоголем.

Опоить дюжего солдатину, чтобы фактически съесть его – это максимально яркий архетип. Сильнейший инвариант. В реальной жизни у него есть с десяток более мягких и ослабленных вариантов.

Анализ сказки

Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.

В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:


  • Хороша!
  • Пустите отдохнуть дорожного человека!
  • Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.

Возможно, что отказ от чарки прозвучал ещё раньше – в самом начале их общения и в очень твёрдой и однозначной форме – ещё на пороге, где старуха встречала гостя.

Этот сюжет учит нас правильным стратегиям:

    Будь бдителен! Сначала осмотрись в доме – что за люди.

Не становись рабом тяги к алкоголю,

Ценен тот факт,что солдат вряд ли был трезвенником. Иначе цены его стойкости не было бы вовсе. Что за подвиг – отказаться от сигареты, когда ты не куришь.

удержать при себе навсегда («

сделать искусственно добрее, веселее, расположеннее, разговорчивее, щедрее,

чтобы сделать его слабее и тем самым – перестать бояться,

чтобы свалить на него чужую вину,

лишить памяти и затем внушить свою оложную версию событий,

лишить репутации в социуме и обрести над ним полную власть.

О стратегиях старухи мы поговорили. Нам помог выяснить их – замечательный теневой анализ сказки.

Стартегии старухи-ведьмы оказались совсем неуспешны. Ведь без чарочки топор в её руках – бесполезная штука, а от чарочки солдат – отказался.

Но мы ещё не выяснили одну замечательную стратегию солдата. Вот о ней – поговорим напоследок.

Да тем же, чем другой Герой – Остап Бендер загипнотизировал другую людоедку – Эллочку. Тем, что ей было интересно. (Эллочке было интересно слушать разговоры о том, какая она светская львица и о том, что нынче в моде в лучших домах Европы). Тем временем Бендер забирал стул.

Солдат устроил перед старухой немного другое шоу – кулинарное.

Вот что такое – клиентоориентированность! Чем можно отвлечь и завлечь глупую людоедку? Только тем, что ей самой интересно! На чём одном она и зациклена, причём почти не скрывает этого.

На теме еды – вот на чём!

Вот поэтому хитрый солдат и показал вечно голодной обжоре – кулинарное шоу.

Если бы он стал увлечённо рассказывать ей, отвлекая внимание, про то, как он отдыхал в Турции, старуха отнюдь не впала бы в транс.

Так ведут себя охранники, милиционеры и психиатры с буйными скагндалистами и пьяными посетителями ночных клубов.

Настраиваются на ритм, поддакивают, кивают, подают эхо-реплики, а потом – медленно выводят, связывают, отбирают, или просто ускользают сами от опасности быть рядом с таким человеком.

Старуха настроилась на тему еды – вот солдат и не сбивал её с её любимого ритма.

Не растерявшийся служивый предложил бабушке сварить кашу из того, что есть, — из топора. Та от неожиданности не нашлась, что ответить. По мере приготовления блюда интерес старухи к будущему блюду все возрастал, а солдату, не на шутку увлеченному процессом варки, все время чего-то недоставало для вкуса. Так бабка и сдала все свои припасы: соль, крупу, масло.

Каша удалась на славу, только вот топор не доварился. Но солдат обещал довести его до готовности на следующем привале. Жадность была разоблачена, а солдат не только получил желаемое (поел задаром), но еще и топор с собой прихватил.

История создания

Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.

Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.

В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.

Создатели популярного мультфильма о Маше и Медведе переделали сказочную историю в соответствии с модными веяниями современности. В нем, рассказывая сказку, Маша учит детей правильно питаться.

Жанровое своеобразие

Тема произведения — хитрость солдата, который смог из обыкновенного предмета сварить кашу. А идею, что в жизни всегда помогают находчивость и смекалка, прекрасно отображают пословицы и поговорки, которые есть у русского народа:

  • Находчивый и 100 голов прокормить сможет, а вот глупец даже себя не прокормит.
  • Скупой всегда живёт плохо: скупой ведь боится, что к нему гость зайти может.

Идея этой народной сказки раскрывается по сюжету произведения через:

  1. Язык сказки.
  2. Композицию.
  3. Сюжет.
  4. Характеристику героев.
  5. Средства выразительности.

Когда дети читают это произведение вместе со взрослыми, делают его разбор, лучше понимается сюжет, осознаётся, какие качества проявляются у солдата в самой обыденной ситуации.

Сказка ложь, да в ней намек

В общем, сказка, как особый в очередной раз доказала свою уникальность. Какое еще литературное произведение может заключить в столь простую форму столь глубокое содержание?

Обучить выразительному чтению сказки по ролям и умению передавать голосом характер героев; учить выделять главную мысль произведения; воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, гостеприимство, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа; развивать и обогащать словарный запас, память и творческие способности.

Оборудование: плакат с толкованием слов, раздаточный материал к пословицам, магнитофон.

Предварительно класс был поделен на 3 команды. В качестве домашнего задания необходимо было подготовить инсценировку сказки “Каждый свое получил” и вспомнить волшебные слова из разных сказок.

1. Организационный момент.

А как люди знакомятся?

А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.

А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказка входит в дом”)

Итак, мы отправляемся в сказку.

Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем какая строчка в нем самая важная.

Если очень захотеть В сказке можно очутиться. У героев старых сказок Можем мы всю жизнь учиться! Как прекрасно добрым быть, Как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда!

Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!

3. Проверка домашнего задания.

Вы любите сказки?

А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный читатель. В сказках всегда происходят чудеса. А чтобы начались чудеса нужно произнести волшебные слова. (Вспоминаем слова-заклинания из разных сказок)

А теперь давайте посчитаем слова. Открывается запись на доске.

По щучьему велению По моему хотению. Сказка начнись!

Каждая команда считает количество слов.

Сколько слов вы насчитали?

А кто не только посчитал, но и успел понять о чем речь?

Молодцы! Вы доказали, что читаете много. Только тот, кто читает много, читает быстро.

А теперь закроем глаза и повторяем за мной таинственным голосом эти волшебные слова.

4. Первичное чтение сказки учителем и беседа.

Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

Назовите героев сказки.

Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?

5. Словарная работа.

Сегодня к нам на урок попали три слова из толкового словаря.

Находчивый – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.

Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий лишних расходов.

Хитрый – изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями.

Эти слова обозначают качества характера.

А к какому герою они подходят?

7. Работа в группах.

Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)

Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

Доброе дело без награды не останется.

По адресу ли приехали пословицы?

А теперь давайте пофантазируем и представим старуху доброй, приветливой хозяйкой. Как бы тогда изменилась сказка?

8. Инсценирование сказки.

Сказки переходят из одной страны в другую и очень похожи. Сегодня ребята инсценировали для нас эстонскую сказку “Каждый свое получил”. Эту сказку мы выбрали не случайно. Посмотрите и подумайте, чем она схожа с русской народной сказкой “Каша из топора”

Итак, дети, сегодня мы познакомились со сказками разных народов и увидели, что всюду смеются над ленивыми, глупыми, жадными и везде побеждает добро, смелость, находчивость.

10. Домашнее задание.

Найти сказку, схожую со сказкой “Каша из топора”.

Главные герои сказки — солдат и старуха. Солдат пришел на постой к старухе и попросил поесть. Старуха поначалу пыталась притвориться глухой, но у нее ничего не вышло. Тогда она сказала, что не из чего ей еду варить.

На это солдат предложил старухе сварить кашу из топора. Старухе стало любопытно, как это из топора можно кашу сварить? Она дала солдату топор, и тот поставил топор в горшке вариться.

Через какое-то время солдат попробовал варево и сказал, что надо немного крупы к топору добавить. Старуха принесла ему крупы. Потом таким же образом в кашу добавили масла, и когда все было готово, солдат сказал старухе достать соль и хлеб. Они сели есть кашу.

Поев каши, старуха спросила у солдата, когда же они будут есть топор? Солдат ответил, что топор не доварился, и он его позже доварит. После этого солдат положил топор в ранец и отправился в другую деревню.

Таково краткое содержание сказки.

Сказка учить не теряться в затруднительных ситуациях и проявлять смекалку.

Краткое содержание

Старый солдат шёл на побывку домой. Но в дороге он устал и сильно захотел есть. Но вот только беда: у него никакой пищи с собой не было. А была уже ночь. Вскоре показалась деревня, и главный герой решил постучать в первую же избушку. В доме жила старуха, которая его пустила на ночлег. Но солдат попросил у неё сначала попить, а затем спросил, не накормит ли она его.

Но хозяйка избушки оказалась жадной, она пожалела для солдата еду, сказав, что у неё самой ничего нет. А герой-то оказался смекалистым. Он увидел под кроватью старухи топор и предложил из него сварить кашу. Она не поняла хитрость старого солдата, поэтому сначала дала ему котелок. Он положил в него топор и поставил на огонь. Время от времени он помешивал воду в котелке.

Пробовал-пробовал солдат, и сказал старухе, что каша-то вкусная получается, но вот только не хватает соли. Та сбегала и принесла соль. Через время вояка опять стал пробовать и сообщил старухе, что каша была намного лучше, если бы в неё положить горсть крупы, и опять старуха ничего не заподозрила и принесла мешочек крупы. Стал солдат дальше варить, всё время пробует и просит у хозяйки теперь немного масла. Она и масло принесла. Так и сварил солдат кашу.

А она вкусная получилась, рассыпчатая, с маслом. Сели герои кашу есть, а старуха всё время удивляется, как же так из топора можно было такую вкусную кашу сварить. А потом ещё и спрашивает, когда же уже топор они есть будут. Но и здесь главный герой не растерялся, положил он топор себе в ранец и сказал, что тот ещё не доварился, поэтому он забирает его с собой, чтобы в дороге доварить и съесть. Так поел солдат каши и ушёл с топором!

Читайте также: