Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Возможен ли вариант воспитания в себе совести? Имеет ли непосредственное влияние степень цивилизованности людей на возникновение у них совести? Эти крайне важные вопросы, касающиеся граждан современного общества, заинтересовали Фазиля Искандера. Прозаик и поэт российского происхождения посвятил свои размышления теме возникновения и воспитания совести.

С целью акцентирования внимания читателя на столь серьезной проблеме, Фазиль Искандер своими высказываниями провозглашает, на первый взгляд, парадоксальные мысли, связанные с существованием

Совесть в качестве нравственного мерила, казалось бы, в подобной ситуации обречена на смерть, аналогично участи динозавра. Хотя ей свойственно выживать, несмотря ни на какие предсказания, потому что это “высшее свойство…души”.

Какова причина такого положения дел? Озадачившись вопросом, волнующим его, Ф. Искандер ведет свои размышления о возникновении совести у порабощенных народов: исключительно в тех случаях, когда совесть, проснувшись, возмущается насилием, тогда можно надеяться на приход долгожданной свободы. Далее, в ходе

своих рассуждений, автор задается вопросом: “зависит ли совесть…от степени цивилизованности” человека?

Его ответ однозначен: нет, на степень совестливости не имеет непосредственного влияния степень цивилизованности.

В чем все-таки состоит понятие “сердцевина” совести? Источник совести, по мнению автора, кроется в воспитании, то есть правильному, совестливому поведению со временем свойственно под влиянием общепринятых норм превращаться в привычку человека. Невозможно опровергнуть этот вывод знаменитого писателя: совесть считается нравственным качеством человека, возникающим в результате правильного воспитания.

Тема, связанная с поиском способов воспитания в ребенке совести, затронута В. П. Астафьевым, написавшим рассказ “Конь с розовой гривой”. Герою произведения удалось только тогда прийти к осознанию безнравственности собственного обмана, когда со стороны бабушки, простой деревенской женщины посредством проявления доброты и мудрости, был показан пример мальчику совестливости, которая является высшим свойством человеческой души.

(1)Мы живём в век кризиса мировой совести. (2)Именно этим объясняется мировое неблагополучие.

(3)Но откуда взялась человеческая совесть? (4)Если исходить из эволюционного предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому как более сильные животные побеждают менее сильных и, овладев самкой, дают в конечном итоге более сильное потомство, то мы, сохраняя ясность мысли, упираемся в тупик.

(5)Практика нашей сегодняшней жизни и жизни в обозримой истории человечества показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. (6)Бессовестность обычно нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к неожиданному нападению, потому что её внимание, как правило, сосредоточено на самой себе, то есть на носителе собственной совести. (7)Наша совесть прежде всего сторожит нас самих.

(8)Но, несмотря на все победы бессовестности, совесть продолжает всё-таки жить в сердцах всех народов как высшее свойство человеческой души. (9)Если бы совесть имела земное происхождение, она давно бы вымерла, как динозавры.

(10)Некоторые мыслители, а чаще — политические злодеи, пытались доказать, что совесть — архаический предрассудок или имеет классовый или расовый характер. (11)Народы, принявшие подобные учения, как правило, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы. (12)Однако в конце концов они неизменно разваливались и побеждались. (13)Думаю, что совесть порабощённых народов к этому времени успевала повернуться к этому миру и возмутиться. (14)Человек с возмущённой совестью делается в конечном итоге сильнее освобождённого от совести при прочих равных условиях. (15)Он понимает, пусть даже подсознательно, что он защищает порядок вещей, выше которого нет ничего на земле.

(16)Совестливый человек вообще отличается необыкновенной быстротой осознания собственной несправедливости и, наоборот, замедленно осознаёт проявление бессовестности другим, потому что она исходит из собственной психологии и пытается найти скрытые пружины в бессовестном поступке, которые как бы объяснят кажущуюся бессовестность.

(17)Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (18)Я думаю — не зависит. (19)Я встречал в абхазских деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живших по законам самой утончённой совести. (20)И встречал людей высокообразованных и при этом проявляющих самую дикую бессовестность.

(21)Совесть, как музыкальный слух, даётся от рождения. (22)Культура, я думаю, прочищает этот слух, делает человека, можно сказать, этически грамотней, но природную силу слуха не увеличивает.

(23)Можно ли представить мир в далёком будущем юридически настолько изощрённым, что совести нечего будет делать, ибо всякий бессовестный поступок будет караться законом? (24)Нет, мир никогда не будет столь юридически изощрённым, чтобы уследить за каждым бессовестным поступком. (25)Всегда будут тысячи случаев, когда человек правильно может решить вопрос только сам, прислушиваясь к голосу совести, или не решать его, заглушая этот голос. (26)Совесть будет нужна всегда.

(27)Можно ли воспитать совесть? (28)Практически — можно. (29)Строго теоретически — сомнительно. (30)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (31)Если человек со слабо выраженной совестью, предположим, попадает в коллектив, которым дорожит по своим профессиональным склонностям, и видит, что в этом коллективе господствуют совестливые отношения, он заставляет себя придерживаться уровня этих отношений. (32)В данном случае можно сказать, что он боится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (33)Это уже воспитание, то есть осознание границ нравственности, пусть даже механическое. (34)Его правильное поведение становится привычкой, правда, скорее всего до первого большого соблазна.

(По Ф. Искандеру)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока

Методический комментарий:

Хочу рассказать об одном из вариантов решения сложной и фундаментальной проблемы реализации личностно ориентированного обучения. Напомню основные позиции личностно ориентированного обучения:

Ученик – субъект обучения.

Образовательный процесс - процесс взаимодействия субъектов, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассниками, текстом и его автором.

Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей.

Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса основывается на глубоком знании и грамотном использовании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности.

Ученику предоставляется свобода выбора цели, содержания, способов учения.

Меняется структура урока . Появляется потребность в уроках исследованиях, уроках-практикумах, уроках-дискуссиях. Меняется критерий ценности учителя - он тоже самоценен как явление.

Учитель и ученик образуют систему отношений, где каждый выступает как источник импульсов для личностного саморазвития.

Личностно ориентированное обучение – это адаптивная система , в которой через организацию единой для всех (в рамках урока), но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе его личностных проявлений:

познавательных интересов, потребностей,

возможностей, личностно значимых и жизненных установок

Личностно ориентированная среда – это развивающая речевая среда , основой которой является текст.

Обязательные условия работы на уроке – предоставление ученику возможности выбора (цели урока, текста, заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т.п.), ориентация на диалог и полилог, создание атмосферы доброжелательности , когда поощряется самостоятельность, инициатива, творчество.

Личностная направленность обучения русскому языку на основе работы с текстом, как показала практика, становится эффективной, если она строится с учётом возрастных, психологических, индивидуальных возможностей школьников , через активизацию их эмоций, интеллектуального интереса, мотивацию, а также через изучение и учёт учебных переживаний.

Существует мнение, что такой подход к ученику и к урокам развития речи не содержит ничего нового, что образование традиционно ориентировалось на личность, что достаточно методик, ориентированных на разноуровневый, дифференцированный и индивидуальный подходы. Но все они исходят из того, что личность активно формируется под влиянием обучающих воздействий (преобладает такая ценность обучения, как знания), во-вторых, из необходимости распределять детей в группы и работать с группой, а не с каждым отдельно. Субъекность, смыслотворчество, критичность и другие, собственно личностные качества при этом не рассматриваются как самоценные.

Развитие речи необходимо понимать не традиционно узко – как обучение сочинениям и изложениям, а как выработку умений осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях. При этом важно соблюдать принцип системности в обучении . Без этого невозможно построить ни одну технологию.

Опыт работы по представленной методике формирования творческой личности показывает, что можно добиться существенных позитивных изменений: возрастает читательская активность учеников , их стремление к диалогу с авторами, учителем, одноклассниками, желание обогатить свою речь, научиться образно и точно выражать свои мысли и чувства, собственное отношение к обсуждаемой теме.

Главным результатом выполнения всех типов упражнений должно быть овладение умением осуществлять:

Понимание замысла текста;

Восстановление конситуации создания текста;

Объяснение приёмов и средств , которыми автор достигает реализации своего замысла;

Объяснения влияния грамматических и стилистических средств выразительности на оформление текста;

Сочинение собственных текстов , адекватных заданной речевой ситуации.

Произведения для обсуждения и анализа:

Публицистика:

Текст для анализа и сочинения-рассуждения

Исходный текст

Откуда взялась человеческая совесть? Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, бессовестные побеждают совестливых. Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению – ведь она сторожит не врага, а нас самих. И тем не менее она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.

Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоевывали другие народы. Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. А человек с возмущенной совестью становится сильнее негодяя.

Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми, то есть бессовестность проявляют с большими паузами и под мощным прикрытием пропаганды.

Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? Вряд ли. Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утонченной совести. И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадет в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.

А самое опасное для страны – это государственная бессовестность. На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от своих гражданских обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжет. Народ отвечает на новую ложь соответственно. И так до бесконечности, до анархии и бунта…

Но эта тема не уложилась у меня в одну только прозу:

Совесть есть, друзья,

И реальность совести есть Бог.

Задания группам

Группа 1. Лирика 19-20 веков

Установите родственные связи стихотворения А. Твардовского с лирическими произведениями поэтами 19-20 веков. Как вы объясните присутствие в этих стихотворениях темы мучительной бессонницы? Как эта тема помогает понять идею каждого произведения?

Охарактеризуйте лирического героя одного из прочитанных вами стихотворений.

Почему совесть Раскольникова с особой силой говорит во сне?

Почему во сне Пилат постоянно переигрывает ситуацию выбора, сделанного однажды?

Почему нет прощения барону Майгелю и Алоизию Магарычу, но прощены Фрида и Понтий Пилат?

Почему роман Булгакова не мог быть опубликован до 1984 года?

Группа 5. Публицистика 8о-х годов 20 века.

Кого обвиняют авторы в совершившихся и совершающихся злодеяниях? Близка ли вам гражданская позиция этих строк?

Группа 6. Речеведческий анализ текста

Определите тему предложенного текста. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Свой ответ аргументируйте, опираясь на те сведения, которые были получены на уроке.

Из работ учеников

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель.

О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья! (Дмитриева Дарья)

Высоконравственные люди способны и в других побудить желание жить, соблюдая высокие законы. Крестьянин-праведник Платон Каратаев не только жил в ладу с миром и людьми, но и сумел воскресить зашедшего в духовный тупик Пьера Безухова, оставшись для него навсегда олицетворением духа простоты и правды.

Нравственные проблемы, затронутые Фазилем Искандером, не перестанут быть актуальными никогда, потому что совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, которое побуждает к истине и добру.

(Косолапов Никита, 11-Б)

Важно сказать о том, что своим стабильным существованием государство обязано совести и что самая большая опасность для страны – государственная бессовестность. В ответ на ложь государства недовольства народа растет, приводя к бунту и анархии. Какой разумный гражданин будет выполнять свои обязанности, когда государство обманывает своих граждан?

Разговор о совести чрезвычайно актуален. Об этом написаны романы Достоевского и Толстого, Булгакова и Солженицына… Совесть – это неотъемлемая часть души человека, не зависящая от цивилизации и воспитываемая самим человеком. Совесть – это основа стабильности государства, основа жизни каждого человека. (Байцерова Юлия, 11-Б)

Совесть — это основное чувство человека, к которому он должен всегда прислушиваться. Это важное человеческое качество, которое объединяет в себе доброту и искренность.

5 сочинений про Совесть для школьников

Что такое Совесть – сочинение

Это и называется муками совести. В таких случаях человек понимает, что поступил неправильно и жалеет об этом. Получается, что совесть – это в некоторой степени сожаление.

Откуда же она возникает? Дело в том, что в каждом с малых лет заложены понятия о добре и зле, о справедливости и бесчестности. Всякий раз, когда личность поступает так, как не следовало, есть вероятность того, что спустя время, ее совесть проснется и начнет мучить ее.

Хоть, конечно же, не найдется того, кто ни разу не испытывал мук совести. Скорее всего, каждый хоть раз играл в футбол вместо того, чтобы готовиться к урокам, а потом, когда получал двойку за ответ, вырывал страницу из дневника и прятал, а потом его мучила совесть.

Практически каждый случайно разбивал мамину дорогую вазу во время игры, и практически каждый однажды боялся и отступал подальше, когда видел, что другому нужна помощь.

Муки совести возможны во всех этих случаях. И не только. Однажды, когда я гостил в деревне у бабушки, туда приехал мой дядя. Когда я увидел у него большой и красивый значок в виде корабля, мне очень захотелось, чтобы и у меня такой был.

И вот, когда мне уже надо было уезжать, а дядя еще оставался, я ночью подошел к его шкафу, отцепил значок и тайно увез с собой в город.

Но он не принес мне счастья. Глядя на него, я каждый раз вспоминал о том, что практически совершил кражу. Ведь я взял у человека вещь без спросу.

Конечно же, несколько ночей я мучился, а потом позвонил дяде в Тамбов и объяснил ситуацию, попросил прощения. Он простил и даже подарил мне этот значок. Теперь я могу не возвращать его. Муки совести сразу же пропали.

Но этот случай я запомнил и больше не позволяю себе такого.

Сочинение на тему Совесть

Счастлив тот, кто дружен со своей совестью, живет в миру с собой. Это значит, что человек старается не совершать подлых поступков, которые бы камнем ложились на его душу. Ведь совесть – это своеобразный внутренний судья, моральный и нравственный контролер, который позволяет или запрещает человеку совершать тот или иной поступок.

Совесть – некий внутренний голос человека, который всегда подскажет, как поступить правильно даже в самой сложной ситуации. Он помогает отделить плохое от хорошего, и не совершить заведомо дурной поступок, который может принести страдание другим людям. Вот поэтому так важно прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Говорят, именно совесть не дает спать по ночам, если человек поступил неправильно в какой-то ситуации. Чтобы внутренние терзания не растянулись по времени, необходимо постараться как можно скорее загладить свою вину.

Если же человек заглушает в себе совесть, старается не прислушиваться к внутреннему голосу, не обращать на него внимание, то он становится беспринципным, жестоким, черствым. Однако от совести своей не убежишь, люди это поняли еще давным-давно. Она является частичкой души человеческой, которую, как известно, никуда не денешь.

Совесть – олицетворение самых лучших качеств человека. Это прекрасная смесь добра, справедливости, нравственности, милосердия, порядочности, честности. Это верный друг и помощник, который всегда подскажет правильный путь, поможет развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.

Что я понимаю под словом Совесть

Иногда совесть помогает понять, правильно ли человек поступает в той или иной ситуации. Многие люди совершают не совсем достойные и правильные поступки, и совсем не замечают того, что делают своими поступками другому человеку больно или обидно. И при этом даже не чувствует состраданию к тому человеку, которого обидел.

А теперь давайте разберемся, из чего же она появляется? Наверное, каждому человеку в детстве читают много разных сказок, где обязательно присутствуют добро и зло. И постепенно это откладывается в каждом человеке. Вот только не всегда можно разобраться в каком случае они сделали добро, а в каком навредили другому человеку.

Кроме этого многие надеются на то, что если человек и сделал что-то плохое, то пусть не сразу, но через некоторое время его все-таки будут мучить угрызения совести. Его можно даже назвать будильником, который рано или поздно зазвенит и даст знать о том, что вы совершили неправильный поступок.

Конечно, среди обычных людей имеются и те, кто никого никогда не обижал и всегда совершал только положительные эмоции не только к себе, но и к другим людям. В этом случае они всегда спят спокойно, и их не мучает совесть. И эти люди могут сказать о том, что их совесть чиста.

Вот только таких людей, наверное нет и никогда не было. Не всем нравится учить уроки и вместо этого они лучше поиграют в футбол или любую другую игру, а потом, когда получат двойку, то начинают корить себя за это и даже ругают. Также есть и такие кто разбивал дома какую-нибудь вещь и для того чтобы их не наругали сразу прятали и им приходилось врать родителям.

А потом поэтому поводу они очень сильно переживали, беспокоились и не находили себе места. Но в итоге через некоторое время они признаются и их не ругают только потому, что прошло много времени, а также родители были рады, что вы признались самостоятельно и не стали их обманывать.

Мне нравится бывать у бабушки в деревне и там у меня очень много друзей, с которыми я играю в разные игры. И вот однажды я увидела у одного из них красивую куклу, и мне захотелось ее заполучить.

Когда я поехала домой, то положила куклу к себе в сумку. Вот только никакого счастья она мне не принесла, потому что как только я вижу эту куклу, то сразу же вспоминаю поступок, который совершила и меня мучает совесть.

Эссе про Совесть с примерами

Что такое совесть? Давайте попробуем разобраться в значении этого понятия. На мой взгляд, совесть — естественное моральное сознание человека, способность признать свою неправоту. Она может остановить человека от совершения плохого поступка или будет мучать его за содеянное. Я считаю, что у каждого человека есть совесть, но далеко не каждый умеет к ней прислушиваться.

В Мише проснулась совесть, и мальчик решил загладить свою вину и помог вручить подарок учительнице.

Он постоянно думает о том, что сделал, ему стыдно, эти муки становятся для него худшим наказанием. Можно сделать вывод, что у героя все-таки есть совесть, которая приводит его к раскаянию.

Таким образом, совесть – это главный нравственный закон внутри человека, который уберегает от принятия неправильного решения.

Сочинение-рассуждение про Совесть

Совесть – страшное существо, от которого тебе никогда не будет покоя. Так я думаю.

Я думаю, что частично совесть – это выученные в детстве правила. Они так глубоко вошли в наше сознание и подсознание! Их нам прямо озвучивали родители, эти правила мы встречаем в книжках, в сказках. Это о том, что нужно быть честным, помогать людям… Думаю, что совесть у нас и у африканских народов всё-таки несколько отличается.

Для некоторых нормально съесть человека и не переживать, а думать, наоборот, что помогли ему. А тут на ногу в толпе человеку наступишь, а после спать не можешь – совесть мучает. Себя ругаешь, типа, что я такой неуклюжий…

Говорят, ещё, что мы можем убедить других людей, даже себя в чём-то, привести много-много аргументов, что мы поступили правильно, а вот со своей совестью нельзя договориться. Она знает, как нужно!

Я читал рассказ Веллера о том, как один человек взял на себя вину за общее преступление, которое можно было легко скрыть. Но человека, будто бы, совесть замучила… И он хотел других тоже подставить, а они на него всю вину скинули. Тут мысль о том, чтобы не путать голос совести со своей мнительностью и подобным.

Ещё совесть – это о понимании, что не только нашими отношениями или деньгами ограничивается этот мир. Я часто думаю, что лучше я не ввяжусь во что-то, зато совесть чиста будет. Тратить свои силы, пытаясь себя, свою совесть убедить в чём-то? Плохо спать по ночам от кошмаров? Нет уж, никакие блага этого не стоят.

Главное всё-таки – гармония с собой, спокойствие, счастье. А отсюда и здоровье! А ноющая совесть – только подтачивает твой фундамент, поэтому лучше не рисковать своим эмоциональным состоянием, но и не надумывать себе ничего на пустом месте.

Читайте также: