Засчитают ли аргумент без автора итоговое сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2021-2022 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.

Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Детально о подготовке к итоговому сочинению 2021-2022 по всем направлениям

Детальный разбор направлений 2021-2022

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?

При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?

Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен:"ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).

В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).

→ в формулировке проблемы цитата, как правило, не нужна. Фактической ошибкой будет включение в кавычки вопроса, которого НЕ БЫЛО в тексте (Автор задает вопрос: "Как родители влияют на детей?")
→ в комментарии цитаты нужны, но не допускается чрезмерное цитирование (длинное предложение разбиваем на короткие фрагменты, в цитате достаточно 2-4 слов);
→ никогда не меняем в цитате ни слова, ни окончания, ни знаки препинания;
в позиции автора можно процитировать фрагмент текста (предложение лучше сократить), можно сформулировать мысль своими словами;
→ не цитируем прозу в аргументации;
→ стихи в аргументации обязательно цитируем, достаточно одной строчки.

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ЦИТАТЫ.

Первый случай.
Если цитата оформлена как прямая речь:

Иногда цитата является частью предложения. В этом случае она тоже выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы:

Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте пропуска ставится многоточие.

Четвертый случай.
Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты в кавычки не заключаются, если они пишутся с соблюдением стихотворных строк:

Вопрос: за какие ошибки не снижают баллы?

ОШИБКИ БЕЗ ПОТЕРИ БАЛЛОВ

Ошибки графические (не учитываются при проверке) - это разновидность ошибок, связанных с графикой, то есть с написанием слова, и возникающих не в результате незнания или нарушения правил, а из-за невнимательности.

Графическими ошибками являются описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Не учитываются при проверке сочинения описки: неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных описок обычно относят:

- пропуски букв: . весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте;
- перестановки букв, напр.: . новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
- замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
- Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях (следует: даже).

СМАТРЕТЬ (орфографическая ошибка, к7)
ЧУСТВО (орфографическая ошибка, к7)
ЗАДУМЫВАЮСЯ (грамматическая, к9)
роман Л.Н.Толстова (грамматическая и фактическая, к9 и к12)

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

- В переносе слов.
- Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
- В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
- При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
- В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
- Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
- На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить).

- Тире в неполном предложении.
- Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
- Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
- Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
- В передаче авторской пунктуации.

Вопрос: Снизят ли баллы, если в сочинении приводить аргументы не из классической литературы по школьной программе, а из каких-нибудь сказок или современных книг?

литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).

Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор).
Итак, в инструкции не указано, что существуют литературные произведения, которые при проверке вам могут не засчитать за пример из литературы. В разъяснениях РЦОК упоминается, что примером из литературы может быть любое произведение, опубликованное на русском языке, если вы указали автора и название.

Литературные сказки, фантастика, литература для подростков, литература из школьной программы — пожалуйста, используйте, выбор очень велик.

Указание на то, что произведение должно быть общеизвестным, даёт эксперту право не засчитывать аргумент, пример к которому основан на НЕИЗВЕСТНОЙ проверяющему сочинение или на НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ книге (тогда на апелляцию можно принести книгу, показать, какой эпизод вы упоминаете в сочинении, и вернуть потерянный балл).

Но даже если выбран пример на основе классики, аргумент не будет засчитан, если он не служит убедительным доказательством вашего мнения.

«Я согласна с мнением автора, что Нечаев правильно поступил, что не позволил убить зайца, у которого не было ног. А Зубаткин – это человек с холодным каменным сердцем, у которого нет чувств, ему было все равно, кого убивать. Человек должен быть на равных с животными.

За этот "аргумент" эксперт не поставит баллы по К4, потому что не сформулировано мнение автора сочинения (доказывается мнение автора текста), нет тезиса, обоснованием которого служит пример, и нет, собственно, примера из текста (есть только упоминание одного из событий известного рассказа И.С.Тургенева).


Вопрос: правда ли, что за сочинение можно получить 0 баллов? Проверяется ли при этом тестовая часть, или сразу ставится "2"?

За что можно получить 0 баллов.

Естественно, за сочинение поставят 0 баллов из 24 первичных, если на бланке сочинения нет работы. На проверке тестовой части это не отразится, результаты за экзамен будут получены.

1) выпускник не стал писать сочинение. Так бывает, сочинение пишут не все. Для того чтобы перейти порог, достаточно выполнить тестовую часть (порог для получения аттестата — 24 итоговых балла из 100, для поступления в вуз — 36 баллов, то есть достаточно набрать 12 или 18 первичных баллов, чтобы закончить школу или поступить туда, где нет конкурса)

2) выпускник написал сочинение на черновике, но не успел приступить к работе с чистовиком. К сожалению. на экзамене такие ситуации бывают. Помним: ЕГЭ по русскому длится всего три с половиной часа, за это время нужно решить тест, написать сочинение и заполнить бланки. Не хватает времени — не пишите на на черновике всё сочинение (набросайте только план), а после этого работайте сразу на бланке №2.

3) выпускник написал сочинение не на том бланке (если на первом бланке для сочинения нет записей, второй бланк не проверяется). Так может случиться, поэтому будьте внимательны и не путайте бланки.

Но можно получить 0 баллов и в том случае, если сочинение написано. 0 ставится за написанную работу в том случае, если она:

1) так или иначе подписана. Если в вашем сочинении (в чистовике) появится замысловатый узор, цветочек, номер телефона, упоминание о том, в какой школе вы учитесь или как связаться с вашим папой — работа проверяться не будет. Строго 0 баллов.

2) написана не по теме. Самое замечательное сочинение соседа или выученный на всякий случай вариант "про войну" оценят на 0 баллов, если вам достался текст не как у соседа и не про войну.

3) "представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев". Обратите внимание — появление ЛЮБОГО собственного высказывания (например, "в наши дни часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как. " "автор предложенного текста заставляет задуматься о . ", "я согласен с автором в том, что. ") вынудит эксперта проверять работу.

4) содержит менее 70 слов (под "словом" при проверке подразумевается каждое отдельно написанное слово, предлоги и союзы тоже считаются. Не учитываются цитаты из текста, предложения, взятые из задания 25 и полностью переписанная информация об авторе).

Желаем вам написать сочинение на максимальный балл и не оказаться в числе тех, кто получит за эту часть работы 0 баллов!

Многие учителя и репетиторы утверждают, что пример из литературы в сочинении ЕГЭ должен присутствовать обязательно. В противном случае нельзя получить максимальный балл по критерию 4. Так ли это? Давайте разбираться.

Требования к заданию 27 гласят: при написании сочинения необходимо сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора.

Критерий 4, который касается собственной позиции, может быть засчитан в случае, если "отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано".

О чём это говорит? О том, что вы должны согласиться или не согласиться с автором. Написать своё мнение , а потом обосновать его.

Как обосновать? Обосновать - значит подкрепить своё мнение доводами (мыслями), то есть написать, почему вы рассуждаете именно так, а не по-другому.

Можно привести пример из жизни .

Я согласен с позицией автора. Действительно, каждый из нас сталкивается с ситуациями, в которых сложно отбросить страх, но это необходимо, иначе могут пострадать другие люди. Например, мой сосед Николай однажды спас людей из горящего дома, несмотря на грозящую ему опасность. Мужчина не стал ждать пожарных и ринулся в огонь. Если бы Николай поддался своему страху, то могли пострадать маленькие дети.

Литературный аргумент также можно написать в сочинении.

Я согласна с позицией А.П. Чехова. Неправильные жизненные ценности приводят к потере нравственности. Например, в произведении А.С. Грибоедова “Горе от ума” Фамусов на первое место для себя ставит низкопоклонничество и чинопочитание. Для героя это является средством продвижения по службе. Фамусов настолько убежден в правильности своих взглядов,что советует всем придерживаться их. Этот пример доказывает, что неправильно выбранные приоритеты приводят к духовному падению.

Выпускнику не запрещено и обращение к ряду подобных произведений. Например, на военную тематику. Кроме того, экзаменуемый может вспомнить эпизод из кино или какие-либо исторические события . Даже выдуманная история , сложившаяся у тёти или соседки тоже подойдёт, если эта история соотносится с вашей позицией и поставленной проблемой.

А можно просто порассуждать и высказать свою точку зрения. Вот фрагмент сочинения, за который эксперт поставил максимум баллов по критерию 4:

Я согласна с мнением автора. Действительно, война беспощадна. Она становится виновницей миллионов смертей. Она разрушает судьбы и стирает с лица земли города.

Вы можете выбирать, как писать: с аргументом или с цепочкой умозаключений.

Читайте также: