Записки из подполья сочинение егэ

Обновлено: 03.07.2024

Буквально на днях закончил чтение данного произведения и сегодня решил немного поговорить про его смыслы, мотивы. Начнем с того, что сам Достоевский в период своей молодости находился в заключении. Время, которое он смог там провести и люди, на которых он смог посмотреть со стороны и с которыми смог пообщаться, во многом легли в основу сюжета. Сам же Федор Михайлович в данной работе словно шагнул за некую линию. Именно эту работу можно назвать поворотной для личности писателя. Давайте коротко пройдемся и поговорим про "Записки" чуть подробнее.

О создании в подполье.

Замысел о написание данного произведения возник у Достоевского в 1864 году и именно тогда Федор Михайлович и начал работу. Работа над данным произведением не задалась с самого начала. Желая написать хорошее произведение для себя и читателей, он натыкался на серость и отчаянье внутри своей работы. Сами "Записки" оставляли после себя гнетущие ощущения. Издано произведение было в марте 1864 года. Опубликованная версия подверглась большой цензуре, из-за чего сам Достоевский негодовал и жаловался на уничтожение подноготной сюжета.

О чем написано в "Записках".

Главный герой записок очень самовлюблен. Он зол, обижен на мир, с ненавистью и призрением смотрит на окружающих, считая их дураками. Можно сказать, что образ Раскольникова во многом опирался на данного героя, но в отличии от более честного, но заплутавшего Родиона, здесь перед нами стоит его альтер эго.

Он получили наследство, уволился с работы. Ему 40 лет, и, по его мнению, вся основная жизнь уже подошла к концу. Он пытается проанализировать ее и понять, был ли он прав и кем он является в этом мире. Главный герой в начале повествования рассуждает на тему свободы воли, делает акцент на Шопенгауэра. он считает себя достойным, умным, во многом властным. На основании концепции "воли", герой принимает решение разорвать все связи с обществом, которое он так ненавидит, которое считает глупым, уединившись в своей квартире.

Во второй части повествование переходит из философских рассуждений к более активным действиям. Сам Достоевский писал о таком решении, выражая мнение о правильности данного решения, хотя сам до конца не выражая полной уверенности, поскольку раньше не писал что-то настолько длинное, ограничиваясь короткими историями.

Так же во второй части герой повествует о двух важных событиях в своей жизни, которые и определили его отношение к миру. Первая рассказывает о конфликте с офицером в трактире, а вторая рассказывает о его встрече с друзьями по учебе. Встретившись с ними он не пытается завести беседу, а лишь стоит в стороне и кичиться своим превосходством.

Итог и немного о концепции.

В основу данного произведения легла актуальная и загоревшаяся в 19 веке проблема экзистенциализма. Раскрывая внутренние проблемы человека, его сопоставление с обществом и внутренними эмоциями. Очень сильно просачивающийся символизм подполья с жизнью вне общества, людей, не находивших себя в обществе уйти в свой панцирь, свое подполье.

Вопрос о сравнение человека и общества, спор о правильности, морали, самокопания. Поиск человека в истине и его скитание стали тем, на чем в будущем будет базироваться вся проза Достоевского.

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на мой канал, здесь будет еще много интересных статей и топов. Будем читать и познавать вместе!

Существует мнение, что в “Записках из подполья”

недостаточна дистанция, “которая должна отделять автора от героя” . И все же нельзя забывать, что повествование в произведении ведется от имени не автора, а некоего вымышленного персонажа (его иногда называют Парадоксалист), который является не простым рупором идей писателя, но объектом изображения. Его уродливая и болезненно ущемленная психология тщательно изучается в самых различных ситуациях (иногда даже заведомо экспериментальных) для выяснения тех пределов, до которых может дойти его мрачный пессимизм, его способность совершить подлый поступок. Поэтому видное место в “Записках…”

занимает история доверчивой и беззащитной Лизы, человека очень трудной судьбы, которую Парадоксалист сознательно подвергает моральному унижению.

Герои Чернышевского стараются выйти из “подвала” и помогают другим подняться к широкой и светлой жизни. Герой “Записок…” вовсе не стремится покинуть свое тесное, душное и замкнутое “подполье”. Идея хрустального дворца (из Четвертого сна Веры Павловны) представляется ему совершенно невозможной, ибо человечество обязательно разрушит его из нежелания подчиняться каким бы то ни было приказам, установлениям, правилам, стесняющим свободную волю людей. Сложная философская проблема “свобода и необходимость” всегда вызывала пристальное внимание Достоевского.

Герой “Записок…” разрывает все связи с людьми, обрекая себя на полную изоляцию. Но он сам же глубоко страдает от своего одиночества. Под маской гордого индивидуалиста скрывается внутренне слабый и измученный вечными сомнениями человек, жаждущий страдания и любви.

Повествование от первого лица уже было использовано Достоевским в его первом романе ” Бедные люди “. Но там сочетание писем Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой создавало впечатление диалога. “Записки из подполья” – монолог, главным содержанием которого является напряженный и болезненный самоанализ. Сложнейшие интеллектуальные искания героя-индивидуалиста, его духовное потрясение, трагическое ощущение оторванности от простых истин добра и справедливости – все это подводило Достоевского к одному из центральных его произведений – роману ” Преступление и наказание “.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В повести “Записки из подполья” Ф. М. Достоевский поставил важный вопрос о взаимоотношениях отдельной личности и окружающего мира. Писатель выражает свои мысли и чувства по этому поводу от лица подпольного человека, не называя даже его имени. Такой художественный прием говорит о собирательном образе, автор описывает не конкретного героя, а некий тип людей. Подпольный человек замкнут, озлоблен, он намеренно порвал связь с внешним миром, не может реализовать себя, где не видит живой жизни, а ощущает лишь ее фальшь, глупость, растление. Воля, свобода, независимость — вот главные достоинства, которые позволяют человеку оставаться личностью, не становиться “фортепьянной клавишей” или “органным штифтиком”, то есть существом мертвым, механическим. Но окружающие уже подчинились законам необходимости и выгоды, согласно которым дважды два — четыре. Герой “Записок. ” не хочет смириться с общепризнанными правилами; по его мнению, человек должен свободно отдаваться своим желаниям и капризам, а не подчинять себя выгоде или математическому расчету. Такая жизненная позиция не получает ни сочувствия, ни понимания других, напротив, заставляет “подпольщика” уйти в себя, озлобляет, раздражает его, обостряет тщеславие и гордость. Для более полного раскрытия образа главного героя Достоевский органично вводит в повествование вторую часть — о глубоких противоречиях в человеческой душе. Автор очень ярко и выразительно описывает состояние героя, оттенки и движения его души. Сумбурность идей подпольного человека доведена до крайности, особенно показательна в этом отношении его история с Лизаветой. Некрасовские строки, взятые писателем в качестве эпиграфа, настраивают читателя на определенное восприятие темы любви в произведении. К искренним и глубоким чувствам герой относится как к чему-то скучному и фальшивому. Познакомившись с Лизаветой, принимается красочно расписывать весь ужас ее положения, но затем он, доводящий все до крайности, озлобляется на откровение девушки и предстает перед нами во всем своем парадоксе: с одной стороны, сначала искреннее отношение к Лизе, с другой — грубость уже после объяснения. Душа подпольного человека исковеркана, надломлена его же противоречивым существованием, герой не может адекватно реагировать на происходящее. Но желание изложить свои мысли, поступки на бумаге, тем самым осмыслив, проанализировав их, позволяют говорить об определенных изменениях в сознании героя. Незавершенность “Записок” оставляет читателю надежду на возможное перерождение и очищение души главного героя.

Жанр произведения определяется в виде литературной исповеди в сочетании с философской прозой, главной тематикой которой становится проблема лишних людей, представленная в виде авторских размышлений.

Повествование в произведении осуществляется от имени бывшего чиновника, проживающего в Петербурге в период девятнадцатого века.

Композиционная структура повести состоит из десяти небольших по объему глав, первая из которых лишена сюжетного повествования, а представляет собой философские размышления главного героя о позитивизме, материализме, утопического социализме, а также жизненную авторскую позицию, при этом по объему данная часть занимает почти одну треть от всего содержания произведения. Остальные главы повести являются иллюстрацией к рассуждениям героя в виде описания отрывков его жизни, наиболее запомнившихся ему. К ним относятся его юношество, мнимая стычка с офицером, случай на неудавшемся обеде с однокурсниками, а также кульминация повести в виде общения героя и обитательницы публичного дома, представленной в образе Лизы.

Главным героем повести является сорокалетний мужчина, представленный в образе коллежского асессора, вышедшего в отставку по причине получения небольшого наследства, проживающего в дрянном, скверном закутке на самой окраине города.

Герой изображается как усредненный член общества, отличающийся жизненной потерянностью, терзаемый душевными муками.

Второстепенным, но все же ярким персонажем произведения представляется несчастная Лиза, которая в молодости попадает в публичный дом, но остается при этом чистым, простым и наивным человеком.

Отличительной особенностью повести является характерный речевой стиль при частом применении автором междометий и экспрессивных выражений, раскрывающих полную картину характерных качеств героя, а также его душевного настроения.

Своеобразие произведения заключается в использовании образа подполья, который является символом пространственного приема изоляции, проявляющегося в отрезанности персонажа от окружающих людей, подчеркнутого применением метафоры.

Смысл повести состоит в необходимости определения пределов свободы человеческой воли, а также в изображении испытаний его душевных порывов, которые приводя к разорванности человека с окружающим миром, представляя его так называемую неопровержимую свободу.

2 вариант

В произведении, Достоевский, описывает первые проявления уникальности жизнедеятельности и мышления человека. Раскрываются внутренние переживания человека, значение его как личности в глазах общества и собственных. Затрагиваются острые темы ценности жизни и существования в социуме. Произведение написано в стиле заметок в личном дневнике героя.

В произведении просматриваются символические образы подобия подполья, как образ душевного убежища человека, куда он прячется от проблем общества и несогласия мировоззрения этого общества. Это убежище характеризует некое подобие собственного пространства, где человек сбрасывает маску безразличия и становится самим собой без лишнего пафоса.

Рассказ ведется от лица мужчины средних лет, который вышел в отставку с армейского чина по выслуге лет. Проводит анализ своих решений и поступков в течение службы и после выхода на пенсию. Ему очень неприятно его поведение и характер, с которым он себя характеризует как трусость и слабость противостояния действительности. Вот по этой причине главный герой придумывает себе убежище, как отдушину где можно привести чувства в порядок и обрести равновесие.

В произведении присутствуют моменты падения из крайности в крайность главного героя. Там где, по его мышлению, с ним поступили не правильно, он начинает раздумывать о планах мести. Довести до конца своих замыслов герою не удается, его останавливает частичка хорошего человека, которая не хотела покидать его не при каких обстоятельствах.

В какой-то момент жизни, герой начинает возвышать себя в обществе, принижая остальных. Говоря о себе как о чем-то большем чем остальные и то, что его жизнь значима для общества, чем остальные жизни. Это чувство затуманивает разум героя, что очень видно по поступкам к окружающим. Он олицетворение чего-то большего, чего-то божественного.

Как итог всего происходящего он ловит себя на мысли что все каким либо образом равнее перед каждым, и олицетворение себя как бога суждение не правильное. Из-за этого он еще больше усугубляет свое внутреннее настроение и становится еще более замкнутым человеком и уходит все глубже в свое убежище.

Читайте также: