Захаров р в сочинение танца

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация:
Книга известного балетмейстера, народного артиста СССР рассказывает о сложном процессе сочинения танца. Автор самым подробным образом рассматривает все этапы создания балета. При этом он опирается не только на свой собственный опыт, но и на опыт балетмейстеров прошлого и современных хореографов, активно ищущих новых путей развития искусства балета. Книга заинтересует педагогов и учащихся хореографических училищ, а также руководителей и участников самодеятельных хореографических коллективов

Надеюсь, что любая покупка книги у меня Вас приятно удивит и замотивирует на продолжение сотрудничества.

Порядок выполнения заказа:

После поступления заказа я связываюсь с клиентом по любому из указанных контактов. Важно, чтобы контакты были рабочими и достоверными. На электронную почту заказчика отправляется письмо с оформленным заказом и всеми необходимыми составляющими (лот, уточнение адреса и других данных для отправления, общая сумма с доставкой и реквизиты для оплаты, уточнение сроков оплаты для планирования пересылки).

Способ оплаты - полная предоплата (стоимость книг + расходы по упаковке и доставке). В каждом случае способ оплаты оговаривается с заказчиком индивидуально. В случаях отправления транспортными компаниями и курьерскими службами возможна оплата доставки при получении отправления.

После оплаты лота(ов), формируется отправление, затем клиенту обязательно предоставляется трек для отслеживания (отслеживание производится также и отправителем (в обязательном порядке) и информированием клиента о прибытии отправления в пункт назначения). После получения - обратная связь.

Фото лотов стоимостью до 300 рублей не предоставляется. Фото книг, состояние которых указано - новое и как новое, не предоставляются.

Фото остальных лотов предоставляется только после заказа по запросу. Спасибо за понимание.

Состояние книги, указанное в описании лота, соответствует действительному.

Цены на мои лоты фиксированы. Не тратьте время на предложение своих цен! Разумный размер скидки готов обсуждать только с постоянными клиентами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Хореографический факультет

Кафедра педагогики хореографии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Р. ЗАХАРОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ДРАМАТУРГИИ БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ

Выполнил студент :

305 БНХК группы 3 курса,

заочной формы обучения

Сафонова Александра Андреевна

Научный руководитель: Бриске И. Э

профессор кафедры искусства балетмейстера

Дата сдачи – 06.06.2018

Подпись зав. кафедрой –

Оценка_______________________

Пред. комиссии Дубских Т. М.

_______________ (подпись)

Челябинск 2018

Глава 1. Творческий почерк Р.В. Захарова 7

1.1. Р. Захаров – основоположник балетной режиссуры 7

1.2. Специфика драматургии в эпоху драмбалета 13

Глава 2. Специфика драматургии балетов Р.В. Захарова 18

Заключение 25 Список литературы 28

Актуальность исследования определена основной проблемой хореографического искусства на современном этапе, и связана с созданием хореографического произведения. В свою очередь, это сложный и трудоемкий процесс, предполагающий решение большого круга вопросов. Это и поиск музыки, и сочинение хореографического текста, и выстраивание драматургии. Балетмейстер должен владеть профессиональными секретами хореографического искусства, разбираться в смежных видах искусства, владеть минимальными знаниями режиссуры и психологии, умением создавать драматургию хореографического произведения. Однако многие молодые балетмейстеры не уделяют должного внимания проработке драматургической основы хореографического произведения, что в свою очередь негативно сказывается на восприятии хореографического произведения зрителем.

Р.В. Захаров начинал свой творческий путь в 20-30-е годы прошлого столетия, когда контуры будущего балета только начинали вырисовываться, а основы нового советского балета только начинали закладываться, когда активно шел поиск драматургических приемов соединения в балете танца, музыки, пластики и изобразительного решения спектакля.

Балетмейстерскую деятельность Захаров успешно сочетал с педагогической. В 1945-1947 гг. он руководил Московским хореографическим училищем, а с 1946 г. – кафедрой хореографии ГИТИСа, которую он же и организовал. Захарову удалось сплотить вокруг себя замечательных педагогов (Л. Лавровский, М. Семенова, Н. Тарасов, Т. Ткаченко, М. Васильева-Рождественская и мн. др.), которые издали свои научные, теоретические, педагогические труды, становившиеся главными учебными пособиями для профессионалов балета не только в СССР, но и за рубежом.

Проблематика данного исследования состоит в том, что в теории балетного искусства личный вклад Р.В. Захарова в развитие и становление драматургии балета исследован не достаточно. Практически единственным источником являются труды самого балетмейстера, в которых изложены принципы построения хореографического спектакля, приведены практические примеры методов сочинения танца, описывается собственный творческий путь:

Работе над хореографическим произведением также посвящены исследования В. Красовской, Е. Суриц, Ю. Чурко, Г. Челомбитько-Беляевой, Н. Мислер, И.В. Смирнова и др.

Цель данной работы - изучение вклада в развитие драматургии балетного спектакля выдающегося балетмейстера Р.В. Захарова.

Объект работы – процесс развития драматургии балетного спектакля.

Предмет работы – балетмейстерская деятельность Р.В. Захарова и его вклад в развитие драматургии балетного спектакля.

Задачи работы:

1. Провести анализ литературы по теме исследования;

2. Охарактеризовать творческий почерк Р.В. Захарова;

3. Рассмотреть Р. Захарова как основоположника балетной режиссуры;

4. Рассмотреть специфику драматургии в эпоху драмбалета;

5. Выявить специфические черты драматургии балетов Р.В. Захарова;

8. Сформулировать выводы исследовательской работы.

Специфике балета, образности его языка, синтезу отдельных искусств и балетного театра посвящены работы Ж.-Ж. Новерра, Ф. Лопухова, П. Карпа, Ю. Слонимского, В. Богданова-Березовского, Б. Асафьева, В. Ванслова, Ла Мери и других.

Методы исследования: анализ литературы, анализ практической деятельности балетмейстера, просмотр видеоматериалов.

Структура работы соответствует требованиям методических указаний, и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы (43 источника).

Во введении обосновывается актуальность работы, определяются цель и основные задачи работы, очерчиваются рамки объекта и предмета исследования, определяются методы исследования.

В первой главе анализируется творческий почерк балетмейстера Р.В. Захарова, где сам балетмейстер представляется основоположником балетной режиссуры. Также рассматривается специфика драматургии в эпоху драмбалета.

Глава 1. Творческий почерк Р.В. Захарова

1.1. Р. Захаров – основоположник балетной режиссуры

Есть художники, чьи произведения оставляют глубокий след не только в душе современника, чье творчество не только значительно само по себе, но, проверенное временем, выдержавшее строгую переоценку ценностей, служит последующим поколениям, запечатлевается в истории искусства. В их творчестве, как в фокусе, соединяются устремления многих поколений художников, поиски нового в искусстве, осуществляется художественный синтез всего накопленного до них и делается шаг вперед. Своей художественной деятельностью они во многом определяют дальнейшее развитие искусства, его национальную самобытность, его движение и перспективы.

В области балета к таким художникам смело можно отнести русского балетмейстера, режиссера и педагога Ростислава Захарова.

Ростислав Захаров – российский балетмейстер, хореограф, артист балета, педагог, театральный режиссер. Его по праву называют основателем драмбалета.

Являясь ярким представителем данного направления, хореограф соединил в своем творчестве достижения не только в балетном искусстве, но и в драматическом, музыкальном, изобразительном.

Захаров начал самостоятельную творческую жизнь в то время, когда молодое советское искусство требовало активного революционного вторжения художников в жизнь народа и всей страны.

Передовые революционные идеи нового мира требовали поиска и утверждения средств выразительности, наиболее полно раскрывающих богатство идей и отвечающих художественным запросам зрителя.

Опираясь на опыт своих предшественников и современников, развивая лучшие традиции национальной русской хореографии, Р. В. Захаров уже первым своим спектаклем поднимает балет на решение основной задачи всего советского искусства - задачи воспитания зрителей произведениями больших идей, яркой художественной формы, превращения его в искусство, понятное народу, выражающее духовное начало, обращенное к чувствам и разуму зрителей, искусство, соединяющее высокую технику исполнения с артистизмом и при этом сохраняющее национальный темперамент, характер, внутреннее наполнение.

Он стал пионером на пути сближения балетного театра с большой литературой, что потребовало поисков новой постановочной методики. Вооруженный глубокими знаниями системы Станиславского, хореограф создал такой балетный спектакль, где высокая танцевальная образность сочетается с большим актерским мастерством. В балетных постановках Захарова раскрылись исполнительские дарования Улановой, Семеновой, Лепешинской, Стручковой.

Создавая произведение, Р. В. Захаров опирался не на хореографический язык, а исходил из общей концепции. Это был новый метод, утверждаемый в советском балете, прочно привившийся на долгие годы, ставший руководящим, ведущим методом лучших балетмейстеров страны. Эта постановка осталась его лучшей работой.

На протяжении 1930–1950-х годов Захаров поставил еще ряд балетов, преимущественно на сюжеты литературных произведений.

Будучи сторонником хореографической драмы, он считал обязательным соблюдение законов драматургии при построении композиции каждого танцевального номера и спектакля в целом. Углубляя постановочную практику приемами режиссуры драматического театра, стремясь к жизненной правдивости и историчности балетного спектакля, к содержательности и идейной глубине сценария, к психологической обоснованности характеров, он уделял основное внимание убедительности и выразительности образа танцовщика-актера.

Теперь перед танцующим актером балетмейстер ставил задачу не просто правильно и красиво выполнять танцевальные движения, а выражать в них конкретную мысль, чувство, душевное состояние героя. Это, разумеется, заставило и артистов по-новому относиться к своему творчеству. Их работа над ролью стала более сложной и углубленной.

В своей книге Р.В. Захаров пишет о новом в то время для артистов балета способе работы над ролью, которая начиналась не в репетиционном зале, а в беседах артистов с балетмейстером об их задаче и образе, внутреннем мире и характере изображаемого героя.

Воплощая в своих постановках духовные идеалы эпохи, Захаров стремился расширить диапазон влияния классического балета, сделать его действительно массовым, демократическим искусством, где человеческая жизнь предстает в страстях и мыслях героев, увлечь зрителя, воспитать у него благородные, патриотические чувства.

Всю свою творческую жизнь он ведет последовательную борьбу за чистоту, красоту и содержательность нашего искусства, за обогащение классического танца элементами народного танцевального искусства, за выразительность языка балета.

Творчество Р. В. Захарова - это яркий пример гуманистической направленности балетного искусства. В каждом его спектакле последовательно развивается идея любви к Человеку, торжества Добра, Справедливости, Счастья.

Таким образом. Р.В. Захарова, по праву можно назвать основоположником балетной режиссуры. Среди основных черт его творчества можно назвать следующие:

- преобладание режиссуры над хореографией,

- все балеты конкретны,

- возрастание роли пантомимных сцен, соотношение пантомимы и танца,

1.2. Специфика драматургии в эпоху драмбалета

В советском балете 1930-50-х годов сложился определенный вид балета, опирающийся на литературный сценарий –драматический балет.

Драмматический балет (драмбалет, хореодрама) - жанр балетного спектакля, в котором элементы драматической игры превалируют над чисто хореографическими выразительными средствами, а танец используется не столько для демонстрации техники и физических возможностей исполнителя, сколько пытается выразить развитие событий и отношения между действующими лицами при помощи выразительной пантомимы - мимики и жестов [6, с. 405].

Драмбалет прочно опирался на литературный сюжет, и музыка при всем ее симфонизме, нередко подчинялась именно либретто. В итоге на сцене пытались, условно, танцевать жизнь, а не жить в танце. Хореография становилась слишком буквальной и пантомимной, ее можно было бы равнозначно заменить словами, и советские критики отмечали эту крайность.

Однако несмотря на существенные недостатки, именно в этот период балет становится одним из самых популярных видов искусства.

В жанре драмбалета работали В.И. Вайнонен, Р.В. Захаров, Л.М. Лавровский.

Наиболее известные драмбалеты:

- Бахчисарайский фонтан, 1934;

- Утраченные иллюзии, 1935;

- Медный всадник, 1949;

- Кавказский пленник, 1938;

- Ромео и Джульетта, 1940;

- Пламя Парижа, 1932;

Появлению такого направления в балете как драмбалет способствовал целый ряд причин. Самая значительная из них связана с новым этапом развития русского драматического театра, главным ориентиром которого на большую часть ХХ столетия стала система одного из основателей Московского Художественного театра, великого русского режиссёра К.С. Станиславского [27, с. 2].

Таким образом, подводя итог параграфа, среди отличительных черт драмбалета можно выделить:

- наличие четкой режиссерской концепции и последовательно развивающегося действия;

- литературная основа балетного спектакля;

- детально разрабатываются все массовые сцены;

- отказ от больших классических ансамблей;

- в постановке значительную роль играет режиссёр;

- обязательное окрашивание танца драматической игрой;

- чётко просматривается действие, которое развивается понятным для зрителя образом, понятен мотив поступков героев.

Балетмейстеры в по-новому ставили проблему действенного танца. Он стал в балете средством характеристики героев, передачи их чувств и настроений, средством создания новых хореографических произведений.

Разработка хореографической драмы стала делом жизни балетмейстера Р.В. Захарова.

Читайте также: