Загрязнение воздуха улан удэ сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Город Улан-Удэ ежегодно включается в приоритетный список городов России с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Мониторинг состояния атмосферного воздуха производится Бурятским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Исходя из данных мониторинга, значительное увеличение концентраций бензапирена (вещество первого класса опасности, обладает канцерогенным и мутагенным свойствами) в атмосфере наблюдается в отопительный период, начиная с сентября по апрель, достигая максимума в январе. Основными источниками поступления бензапирена в атмосферный воздух являются предприятия теплоэнергетики, котельные, печи частного сектора, автотранспорт и лесные пожары.

Сложившаяся ситуация не может не вызывать обеспокоенность как горожан, органов власти всех уровней, так и общественных организаций. Только в течение 2018 года проводились совещания на площадках Роспотребнадзора по Республике Бурятия, Росприроднадзора по Республике Бурятия, Общероссийского народного фронта в Республике Бурятия.

Влияние на высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе многофакторно.

Так, само расположение г. Улан-Удэ в Иволгино-Удинской межгорной впадине затрудняет циркуляцию воздуха, образуются длительные застои воздуха, что приводит к накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.

Кроме того, по данным Сводного проекта предельно-допустимых выбросов г. Улан-Удэ, в атмосферу города попадают вещества из 3467 промышленных источников загрязнения атмосферы. Самыми значимыми предприятиями г. Улан-Удэ с точки зрения выбросов загрязняющих веществ, являются Улан-Удэнская ТЭЦ-1 (вклад данного предприятия в суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников составляет более 33%), Улан-Удэнская ТЭЦ-2 (вклад - почти 19%), Улан-Удэнский энергетический комплекс (вклад отопительных котельных энергетического комплекса, расположенных на 30 площадках в черте г.Улан-Удэ, в суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников составляет около 17,5%.), ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" (вклад более 5%), ЗАО "Улан-Удэстальмост" (вклад 4,4%), Улан-Удэнский локомотиворемонтный завод (вклад 2,1% ).

За последние десять лет уровень автомобилизации в городе возрос многократно в основном за счет личного автотранспорта горожан, что, в свою очередь, привело к исчерпанию пропускной способности существующих магистралей, сверхнормативному времени поездок, их низкой комфортности, большой экологической нагрузке на селитебные территории. На сегодняшний день автомобильные выхлопы составляют больше половины всех вредных выбросов в атмосферу Улан-Удэ.

Федеральный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха в г. Улан-Удэ осуществляет Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия в отношении объектов Федерального экологического надзора. Перечень таких объектов определяется приказом Минприроды России. В указанный перечень входят крупные предприятия и промышленные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Региональный государственный экологический надзор на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляет Бурприроднадзор. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями в области экологического контроля.

Вместе с тем, органы местного самоуправления принимают ряд мер в пределах своих полномочий, в том числе направленных на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха.

В городе разработана и поэтапно реализуется Схема теплоснабжения города, которой предусмотрена технически и экономически обоснованная схема поэтапной централизации отопления домов г. Улан-Удэ. Реализация схемы позволит уменьшить количество источников автономного теплоснабжения, закрыть отдельные котельные.

В городе разработана муниципальная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории г. Улан-Удэ. Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры, снизить объем потребления энергетических ресурсов, используемых для отопления.

Для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта необходимо увеличение пропускной способности автомобильных дорог, строительство путепроводов и мостов, соединяющих изолированные участки транспортной сети города. Так, в городе разрабатывается проектная документация по строительству третьего моста.

Наиболее актуальным для города Улан-Удэ мероприятием является завершение строительства Улан-Удэнской ТЭЦ-2. Планируемые мероприятия по завершению строительства ТЭЦ-2 предусматривают устройство двух энергоблоков по 115 МВт с пылеугольными котлами высокого давления и теплофикационными паровыми турбинами. Кроме того, планируется строительство тепломагистрали №7 для выдачи тепловой мощности потребителям восточной и юго-восточной части г.Улан-Удэ с закрытием ряда котельных, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на экологическую ситуацию в данных районах города.

В Улан-Удэ придумали, как решить проблему грязного воздуха

Власти Бурятии совместно с учеными подготовили проект комплексного плана по снижению выброса в атмосферу вредных веществ.


Улан-Удэ находится в Иволгино-Удинской межгорной котловине на месте слияния рек Селенга и Уда. Такое расположение города затрудняет циркуляцию воздуха, приводит к накоплению загрязняющих веществ.

«Город расположен в котловине – с двух сторон борты.

Летом жители Улан-Удэ часто страдают из-за запаха дыма после лесных пожаров.

Еще одна естественная проблема грязного воздуха Улан-Удэ – пыль.

Влияние на чистоту воздуха оказывает и сибирский антициклон – над Сибирью он стоит почти весь зимний сезон. С антициклоном всегда связана малооблачная и морозная погода. Из-за отсутствия ветра образуется смог, который не рассеивается.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭНЕРГЕТИКА


Решением проблемы может стать полный ввод в эксплуатацию ТЭЦ-2, отмечают эксперты. Сейчас станция функционирует в режиме котельной и обеспечивает 30% от общего централизованного теплоснабжения Улан-Удэ. Полная же реализация программы ТЭЦ-2, по данным Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии, позволит закрыть 52 котельных и снизить вредные выбросы в атмосферу в 45 раз. Проблема в дороговизне: стоимость реализации оценивается в 33 млрд рублей.

Вклад в загрязнение воздуха вносят и промышленные предприятия: в их числе локомотивовагоноремонтный, стекольный, авиационный, асфальтовые заводы, предприятия строительной и пищевой промышленности, машиностроительные предприятия.

Большую проблему также представляют собой малые котельные – по данным властей, они расположены на 38 площадках в черте города. Суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников теплоснабжения составляет около 17,5%.


ПЕЧНОЕ ОТОПЛЕНИЕ

То, чем отличается проблема грязного воздуха в Улан-Удэ от других сибирских городов – смог от печей в частных домах.

По данным Минприроды региона, в Улан-Удэ более 45 тыс. домов. И в качестве источника тепла в 77,7% случаев используются печи, в 22,3% – котлы, из которых половину составляют самодельные агрегаты.

Почти 82% частного сектора используют в качестве топлива дрова, 17% – уголь. Газ, жидкое топливо, топливные брикеты и электрообогрев применяются менее чем в 1% автономных источников тепла.

Эксперты считают, что частном секторе в крупных городах при печном отоплении смог формируется гораздо чаще, чем в случае работы ТЭЦ.

ПРОБЛЕМА ЧАСТНОГО СЕКТОРА

По территории Бурятия почти равна Германии, это 2,05% территории России. Живут в регионе меньше 1 млн человек, причем почти половина живут в Улан-Удэ. И доля городского населения стремительно растет.

Как отметил Евгений Кислов, частный сектор вокруг Улан-Удэ застраивается стихийно, причем в основном заселяются склоны долины.

По словам специалиста, люди отдают предпочтение частным домам в том числе и по социальным причинам.

Также эксперт отмечает, что частное отопление в городе – скорее вынужденная мера, альтернатив нет: город не газифицирован, а тарифы на электроэнергию высокие – 2,828 руб. за 1 кВт/ч. (в соседней Иркутской области – 0,7 руб. за 1 кВт/ч).


Частный сектор в городском пространстве не должен восприниматься отрицательно, но должен быть организован более упорядоченно, уверен урбанист, архитектурный дизайнер Александр Василюха.

По словам урбаниста, при росте частного сектора неизбежно снижается рентабельность прокладки туда инженерных сетей. Соответственно, цены на воду, электричества, канализацию, будут расти, так как потребителей очень мало.


В 2021 году в Улан-Удэ начались дополнительные исследования атмосферного воздуха.

Был заключен муниципальный контракт с Байкальcким институтом природопользования СО РАН контракт на разработку комплекса мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов от стационарных источников в г. Улан-Удэ. Институт начал определение модельных территорий, где внедрят технические решения для снижения загрязнения атмосферного воздуха (использование бездымного топлива, древесных пеллет и брикет, фильтров для очистки газов, отопление электричеством и т.д.).

Также, по словам специалиста, снижения выбросов позволяет добиться перевод на газовое отопление.

Однако Улан-Удэ в ближайшей перспективе вряд ли грозит газификация. Восточная Сибирь не обозначена на карте газификации регионов России в период до 2025 год. Даже при самом оптимистичном сценарии перспективы газификации макрорегиона могут сдвинуться на 2025-2027 годы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки РБ.

Подготовил: Мункуев Бато Бадмажапович,

ученик 9 класса

Руководитель: Дылгырова Тамара Дагбаевна

2. Теоретическая часть.

2.1Загрязнение атмосферного воздуха выхлопами газа автомобильного транспорта

2.2 Основные загрязняющие вещества от выхлопов газов автомобильного транспорта

2.3 Специфика влияния автомобильного транспорта на окружающую среду

3. Практическая часть.

5. Список литературы.

1. Введение.

Человек - не что иное, как сумма следующих факторов: родителей и кормилицы, места и времени, воздуха и погоды, света и звука, пищи и одеяния; воля же его есть необходимое следствие всех этих причин.

Проблема загрязнения окружающей среды очень актуальна в наше время. Природная среда подвергается антропогенному воздействию, в результате чего загрязняются воздух, почва, вода. Это приводит к ухудшению здоровья человека.

В природе все процессы взаимосвязаны, и в конечном счете, варварское отношение человека к природе является губительным для него самого. Из-за ухудшения экологической обстановки повышается уровень заболеваемости, ухудшается самочувствие и качество жизни человека, уменьшается продолжительность жизни, увеличивается смертность.

Территория подвергается загрязнению продуктами сгорания от выхлопных газов, а так же резиновой и асбестовой пыли. Загрязнение воздуха влияет на здоровье взрослых и детей. В запыленности воздуха главная роль принадлежит автотранспорту. Резиновая и асбестовая пыль представляет большую опасность для здоровья человека. Асбест плохо выводится из организма, поэтому процесс его воздействия на внутренние органы, лёгкие, слизистую оболочку очень длителен, может достигать 10-15 лет, и до конца ещё не изучен.

Объект исследования : процесс загрязнения воздуха выхлопными газами в поселке Стеклозавод за сутки.

Цель: исследование проблемы загрязнения воздуха вблизи поселка Стеклозавод выхлопными газами.

1. Выявить основные загрязняющие вещества от автомобильного транспорта.

2. Рассмотреть специфику влияния автомобильного транспорта на окружающую среду, на здоровье человека.

3. Проанализировать уровень загрязнения атмосферного воздуха в поселке Стеклозавод.

4. Обозначить способы снижения выбросов и токсичности выхлопных газов;

5. На основе изученных вопросов сделать вывод о негативном влиянии выхлопных газов на здоровье человека.

2. Теоретическая часть.

2. 1. Загрязнение атмосферного воздуха выхлопами газа автомобильного транспорта

Начало второй половины XX столетия ознаменовалось интенсивным процессом автомобилизации общества. Развитие автомобильного транспорта предопределило две четко выраженные и противоречивые тенденции. С одной стороны, достигнутый уровень автомобилизации, отражая технико-экономический потенциал развития общества, способствовал удовлетворению социальных потребностей населения, а с другой – обусловил увеличение масштаба негативного воздействия на общество и окружающую среду, приводя к нарушению экологического равновесия на уровне биосферных процессов.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на качество городской среды и здоровье населения.

Изучение негативных последствий развития автотранспортного комплекса позволяет определить два пути воздействия автомобильного транспорта на природную среду с учетом его недостаточно высокого уровня эколого-технологического совершенства. Во-первых, автотранспорт потребляет значительное количество природных материалов и сырья и, прежде всего, невозобновляемых и дефицитных энергоносителей, таких, например, как нефть, а во-вторых – загрязняет окружающую среду.

2.2. Основные загрязняющие вещества от выхлопов газа автомобильного транспорта

Вследствие загрязнения среды обитания вредными веществами отработавших газов двигателей внутреннего сгорания зоной экологического бедствия для населения становятся целые регионы, в особенности крупные города. Проблема дальнейшего снижения вредных выбросов двигателей все более обостряется ввиду непрерывного увеличения парка эксплуатируемых автотранспортных средств, уплотнения автотранспортных потоков, нестабильности показателей самих мероприятий по снижению вредных веществ в процессе эксплуатации.

Общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферный воздух на территории Российской Федерации от выхлопов газа автомобильного транспорта, в 2000 г. составило 11 824,2 тыс. т.

Принцип работы автомобильных двигателей основан на превращении химической энергии жидких и газообразных топлив нефтяного происхождения в тепловую, а затем – в механическую энергию. Жидкие топлива в основном состоят из углеводородов, газообразные, наряду с углеводородами, содержат негорючие газы, такие как азот и углекислый газ. При сгорании топлива в цилиндрах двигателей образуются нетоксичные (водяной пар, углекислый газ) и токсичные вещества. Последние являются продуктами сгорания или побочных реакций, протекающих при высоких температурах. К ним относятся оксид углерода СО, углеводороды CmHn, оксиды азота (NO и NO 2 ) обычно обозначаемые NOX. Кроме перечисленных веществ вредное воздействие на организм человека оказывают выделяемые при работе двигателей соединения свинца, канцерогенные вещества, сажа и альдегиды. В таблице 1 приведены основные компоненты выхлопных газов. Таблица 1.

Основные компоненты выхлопных газов

Содержание компонента, об. доли, %

Загрязнение воздуха автомобильным транспортом происходит в результате сжигания топлива. Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его технического состояния.

Отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4-5 лет. По химическому составу и свойствам, а также характеру воздействия на организм человека их объединяют в группы.

Вторая группа. К этой группе относят только одно вещество – оксид углерода, или угарный газ (СО). Продукт неполного сгорания нефтяных видов топлива, он не имеет цвета и запаха, легче воздуха. В кислороде и на воздухе оксид углерода горит голубоватым пламенем, выделяя много теплоты и превращаясь в углекислый газ. Оксид углерода обладает выраженным отравляющим действием. Оно обусловлено его способностью вступать в реакцию с гемоглобином крови, приводя к образованию карбоксигемоглобина, который не связывает кислород. Вследствие этого нарушается газообмен в организме, появляется кислородное голодание и нарушается функционирование всех систем организма. Отравлению угарным газом часто подвержены водители автотранспортных средств при ночевках в кабине с работающим двигателем или при прогреве двигателя в закрытом гараже.

Третья группа. В ее составе оксиды азота, главным образом, NO – оксид азота и NO 2 – диоксид азота. Оксид азота – бесцветный газ, не взаимодействует с водой и мало растворим в ней, не вступает в реакции с растворами кислот и щелочей. Легко окисляется кислородом воздуха и образует диоксид азота. При обычных атмосферных условиях NO полностью превращается в NO 2 – газ бурого цвета с характерным запахом. Он тяжелее воздуха, поэтому собирается в углублениях, канавах и представляет большую опасность при техническом обслуживании транспортных средств.

Четвертая группа. В эту наиболее многочисленную по составу группу входят различные углеводороды– этан, метан, бензол, ацетилен и др. токсичные вещества. В отработавших газах содержатся углеводороды различных гомологических рядов: парафиновые (алканы), нафтеновые (цикланы) и ароматические (бензольные), всего около 160 компонентов. Они образуются в результате неполного сгорания топлива в двигателе.

Главным токсичным компонентом смога является озон. К фотооксидантам также относятся угарный газ, соединения азота, перекиси и др. Фотооксиданты биологически активны, оказывают вредное воздействие на живые организмы, ведут к росту легочных и бронхиальных заболеваний людей, разрушают резиновые изделия, ускоряют коррозию металлов, ухудшают условия видимости.

Пятая группа. Ее составляют альдегиды – органические соединения, содержащие альдегидную группу , связанную с углеводородным радикалом.

В отработавших газах присутствуют в основном формальдегид, акролеин и уксусный альдегид. Наибольшее количество альдегидов образуется на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда температуры сгорания в двигателе невысокие.

Шестая группа. В нее входят взвешенные твердые вещества (сажа и другие дисперсные частицы (продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар и др.)), которые состоят из мелкодисперсных частиц ,способные находиться во взвешенном состоянии в течение суток. Они состоят из разных материалов, включая неорганическую золу, кислые сульфаты или нитраты, дым, содержащий полициклические ароматические углеводороды, тонкодисперсную пыль, остатки свинца и асбеста.

В России внимание этой проблеме начинает уделяться только сейчас. На сети мониторинга загрязнения атмосферы в России измеряются концентрации лишь суммы взвешенных веществ. Для развития сети станций, измеряющих концентрации мелкодисперсных взвешенных частиц диаметром менее 10 мкм недостаточно финансовых ресурсов.

Сажа – частицы твердого углерода черного цвета, образующиеся при неполном сгорании и термическом разложении углеводородов топлива. Она не представляет непосредственной опасности для здоровья человека, но может раздражать дыхательные пути. Создавая дымный шлейф за транспортным средством, сажа ухудшает видимость на дорогах. Наибольший вред сажи проявляется в адсорбировании на ее поверхности бенз(а)пирена, который в этом случае оказывает более сильное негативное воздействие на организм человека, чем в чистом виде. Поэтому уменьшение ее выбросов – весьма актуальная задача, от решения которой зависят как экологические показатели воздушного бассейна, так и развитие дизельного транспорта в целом. В настоящее время для очистки отработавших газов дизелей от сажевых (твердых) частиц во многих странах находят применение сажевые фильтры.

Седьмая группа. Представляет собой сернистые соединения – такие неорганические газы, как сернистый ангидрид, сероводород. Сернистые соединения обладают резким запахом, тяжелее воздуха, растворяются в воде. Они оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки горла, носа, глаз человека, могут привести к нарушению углеводного и белкового обмена и угнетению окислительных процессов, при высокой концентрации (свыше 0,01 %) – к отравлению организма.

Восьмая группа. Компоненты этой группы – свинец и его соединения. Свинец и его соединения вместе с отработавшими газами выбрасываются в окружающее пространство и оседают вблизи дорог.

В придорожном пространстве примерно 50 % выбросов свинца в виде микрочастиц сразу распределяются на прилегающей поверхности. Остальное количество в течение нескольких часов находится в воздухе в виде аэрозолей, а затем также осаждается на землю вблизи дорог. Накопление свинца в придорожной полосе приводит к загрязнению экосистем и делает близлежащие почвы непригодными к сельскохозяйственному использованию.

Негативное воздействие на экосистемы оказывают не только рассмотренные компоненты отработавших газов двигателей, выделенные в восемь групп, но и сами углеводородные топлива, масла и смазки. Обладая большой способностью к испарению, особенно при повышении температуры, пары топлив и масел распространяются в воздухе и отрицательно влияют на атмосферный воздух.

2.3 Специфика влияния автомобильного транспорта на окружающую среду

Необходимым условием успешного развития одной из важнейших составляющих материально-технической базы любого общества является автодорожный комплекс. Во всем мире автомобильный транспорт приобретает все более интенсивное развитие: по объему перевозок он в четыре раза превосходит все остальные виды транспорта, вместе взятые. Однако, наряду с очевидными преимуществами, процесс развития автодорожного комплекса сопровождается возрастающим негативным воздействием на окружающую среду.

Специфика источников загрязнения (автомобилей) проявляется:

- в высоких темпах роста численности автомобилей;

- в их пространственной рассредоточенности (автомобили распределяются по территории и создают общий повышенный фон загрязнения);

- в непосредственной близости к жилым районам (автомобили заполняют все местные проезды и дворы жилой застройки);

- в более высокой токсичности выбросов автотранспорта;

- в сложности технической реализации средств защиты от загрязнений на подвижных источниках;

- в низком расположении источника загрязнения от земной поверхности, в результате чего отработавшие газы автомобилей скапливаются в зоне дыхания людей (приземном слое) и слабее рассеиваются естественным образом (даже при ветре) по сравнению с промышленными выбросами, которые, как правило, осуществляются через дымовые и вентиляционные трубы значительной высоты.

Перечисленные особенности подвижных источников приводят к тому, что автотранспорт создает в городах обширные зоны с устойчивым превышением санитарно-гигиенических нормативов загрязнения воздуха.

Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т. кислорода, выбрасывая при этом с отработавшими газами примерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Снижению токсичности и нейтрализации отработавших газов уделяется основное внимание, и в этом направлении ведется постоянный поиск эффективных технических решений.

Испарения бензина имеют место при работе двигателя и в нерабочем состоянии. Внутренняя полость бензобака автомобиля всегда сообщается с атмосферой для поддержания давления внутри бака на уровне атмосферного по мере выработки бензина, что является необходимым условием нормальной работы всей системы питания двигателя, но в то же время создает условия для испарения легких фракций бензина и загрязнения ими воздуха.

3. Практическая часть.

Были проведены опыт и наблюдения:

Опыт 1.Определение содержания свинца в снеге .

Материалы и оборудование: пробы снега с различного расстояния от дороги, пробирки, дистиллированная вода, воронки, фильтровальная бумага, хромат калия или раствор сероводорода.

Растопили пробы снега из разных мест при комнатной температуре. Определили рН талой воды в пробах с помощью индикаторной бумаги, сравните ее цвет с цветовой шкалой. Если значение рН больше 7,0, то снег щелочной и скорее всего загрязнен оксидами металлов или автомобильными выхлопами. Если значение рН ниже 7,0, то снег кислый.


Между тем, как утверждают китайские исследователи, экстремальный зимний смог в городе Ухань мог сыграть определяющую роль в возникновении пневмонии. Летом 2019 года там уже проходили публичные акции протеста из-за низкого качества воздуха.

Дымный Улан-Удэ

Жители столицы Бурятии каждую зиму задыхаются от удушливого смога. При этом каждый раз ситуация, кажется, только усугубляется. Зимой соцсети были буквально завалены жалобами на едкий дым, окутавший город. Кто-то по традиции грешил на частные дома, кто-то – на ТЭЦ, кто-то – на местные предприятия.

Тем временем углём и дровами в Улан-Удэ отапливается несколько десятков тысяч домов. При их горении образуются канцерогены. Поскольку город расположен в Иволгино-Удинской межгорной впадине, циркуляция воздуха затруднена. Из-за этих особенностей ландшафта вредные вещества скапливаются в приземном слое атмосферы, а при высокой влажности и вовсе образуется смог.

Задымлённость ухудшает течение коронавируса

Многие жители частных домов сегодня используют самодельные печи и котлы, которые не обеспечивают полное сгорание топлива из-за различных эксплуатационных ограничений. Это тоже не лучшим образом сказывается на состоянии воздуха. К примеру, использование угля приводит к выбросам серы и других токсичных загрязнителей. Даже при хорошем сгорании эти загрязняющие вещества не разрушаются. Они оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и способствуют развитию онкологических заболеваний.

Хоть Бурятстат и не приводит последних данных по заболеваемости населения республики болезнями органов дыхания, в динамике с 2016 по 2018 год заметен значительный рост этого показателя. В 2018 году от новообразований органов дыхания в Бурятии скончался 401 человек, от различных видов пневмоний – 156, от других хронических обструктивных заболеваний лёгких ушли из жизни 386 жителей Бурятии, от астмы – 19.

Кроме того, загрязненный воздух повышает риск смерти при коронавирусе, считают эксперты. Постоянное вдыхание опасных частиц ослабляет иммунитет, ухудшает состояние легких и приводит к более тяжелым симптомам болезни.


Грязный воздух влияет на распространение вирусов

Антон Зарбуев, главный врач Республиканского клинического противотуберкулёзного диспансера:


– Коронавирус, охвативший множество стран, поражает в первую очередь людей с ослабленным иммунитетом. Это люди, страдающие сопутствующими хроническими заболеваниями, получающие гормональную терапию. В зоне риска также страдающие сахарным диабетом, хроническими заболеваниями ЖКТ, ВИЧ-инфицированные, больные туберкулёзом, бронхиальной астмой.

В большинстве случаев в мире умирают лица пожилого возраста и те, кто страдает хроническими болезнями, в том числе лёгких. В Бурятии в советское время был достаточно распространён туберкулёз. В этом было влияние сильной загрязнённости воздуха – тогда работало множество заводов и фабрик, достаточно много мелких котельных. Мы входили в число самых загрязнённых городов Советского Союза. Особенно остро проблема стояла в Советском районе бурятской столицы, находящемся в низине, где застаивается воздух и больше транспорта.

В первую очередь углекислый газ, окись азота и другие вредные вещества влияют на органы дыхания, могут вызывать онкозаболевания. Особенно насыщен ими воздух в районе Центрального рынка, поэтому в советское время в том районе заболеваемость туберкулёзом всегда была выше, чем в других районах города.

Тем не менее коронавирус – такая же вирусная инфекция, как и другие, и в скором времени ожидается спад пандемии. От простого гриппа в мире ежегодно умирает около 800 тысяч человек, от туберкулёза – около 1 миллиона 800 человек. В связи с коронавирусом нашему диспансеру пришлось минимизировать мероприятия декадника, посвящённого Всемирному дню борьбы с туберкулёзом, но мы обязательно возобновим их, как только ситуация стабилизируется!

Какие районы Улан-Удэ задыхаются больше остальных?


– Расположение Улан-Удэ в Иволгино-Удинской межгорной впадине затрудняет циркуляцию воздуха, образуются его длительные застои, что приводит к накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы. Если в центре города загрязнение атмосферного воздуха обуславливается в большей степени выбросами от автотранспорта, то, например, такие наиболее загрязненные районы города, как Левый Берег и Комушка, задыхаются от выбросов печного отопления индивидуальной застройки. С учётом розы ветров в зимний период с этих районов дым скапливается в жилых благоустроенных районах, которые по иронии судьбы платят за центральное отопление – более экологичный вариант. Частная застройка в Улан-Удэ с каждым годом всё плотнее подходит к многоэтажным домам. Из-за печного отопления в холодное время года дышать становится просто невозможно. Кроме того, в связи с ростом многоэтажного строительства увеличилась нагрузка на ТЭЦ – это тоже неблагоприятные для окружающей среды выбросы. Также в городе стало больше населения и, соответственно, автотранспорта. В воздухе, которым мы дышим, целый набор вредных химических веществ: диоксид азота, углерода и углеводорода и др. Как вариант решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха – это газификация. Также необходимо решать вопрос рационального использования земель – не выделять их в таком количестве под ИЖС. Могло бы помочь также снижение тарифов на электроэнергию, что позволит населению перейти на использование электрокотельных.

По данным сводного проекта предельно допустимых выбросов в Улан-Удэ, самыми значимыми предприятиями с точки зрения выбросов загрязняющих веществ являются:

Читайте также: