Вступление сочинение по литературе

Обновлено: 05.07.2024

КАК НАПИСАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?

Поговорим о вариантах вступительной части. Итак, как начать сочинение? Вступительная часть может быть как стандартной, так и оригинальной (если мы хотим получить дополнительный балл за оригинальность, что предусмотрено критериями оценки сочинения в вузе ).

В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов:

  • ключевых слов темы (цитаты),
  • общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,
  • главного вопроса темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом

Рассмотрим несколько примеров с учетом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные на всех этапах итогового сочинения 2014-2015 г., можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема- номинативное предложение.

Ключевые слова темы

Природа и человек…

Общие рассуждения о предмете речи

Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа - мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа –друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа - мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Так чему же может научиться человек у природы?

Примечание. Можно ли начинать сочинение по теме-вопросу сразу с предложенного вопроса? Теоретически да, а практически нежелательно, потому что за вопросом должен следовать ответ – тезис, а это уже элемент основной части. Таким образом, у нас пропадает полноценное вступление, что может быть расценено как ошибка в построении текста.

В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, общие рассуждения и вопрос. Вопрос, естественно, формулируем уже сами, опираясь на смысл утверждения.

Здесь над подстерегает опасность - задать вопрос не по теме. Чтобы ее избежать, вспоминаем, что наша тема - это утверждение, и поэтому логичнее всего будет спросить, почему это высказывание справедливо, почему именно так, а не иначе.

Ключевые слова темы

Общие рассуждения о предмете речи

За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям?

Примечание. Можно ли начать сочинение с предложенной в качестве темы цитаты? Конечно, да. В этом случае заменяем ключевые слова на цитату, далее действуем аналогично.

Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова

В этом случае действуем уже знакомым путем: ключевые слова-общие рассуждения-вопрос.

Ключевые слова темы

Родители и дети…

Общие рассуждения о предмете речи

Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

Теперь пришло время поговорить об оригинальности. Ведь дополнительный балл при поступлении лишним не будет. Откуда же взять эту самую оригинальность? Это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Можно рассказать в качестве вступления о неком случае, который навел на размышления по заданной теме. Здесь важно, чтобы заключение перекликалось с вступительной частью. Так у нас получится так называемая кольцевая композиция сочинения.

Рассказ о случае, который навел на размышления по данной теме

Несколько дней назад я проезжал мимо старого яблоневого сада на окраине города. Этот сад я помню с детства: зимой мы с родителями ходили на лыжах меж посеребренных снегом деревьев, в мае слушали здесь чарующее соловьиное пение. И вот теперь сад вырубают. Город растет, и здесь собираются строить очередной жилой комплекс. Конечно, людям нужно где-то жить, нужно строить новые дома. Но мне стало невыразимо жаль, что погибнет прекрасный сад, что не будет он больше никогда и никого радовать весенним цветением и летним урожаем душистых сочных яблок. Этот случай заставил меня задуматься об отношении человека к миру природы.

Вечером я возвращаюсь домой по темной улице. В окнах домов горит приветливо свет. Глядя на эти освещенные окна, я невольно задумываюсь о тех, кто живет там. Быть может, за этим окном собралась к ужину счастливая семья, а может быть, там живет одинокий пожилой человек. Когда-то он был он был молод и у него была семья, но потом пришла война и отняла у него близких, нанесла тяжелые раны. Сегодня никто о нем не вспоминает, никому нет дело до его подвигов и горестей. Почему так случилось? Должны ли мы хранить память о прошлом и думать о тех, кто дал нам будущее?

Сегодня, перебирая вещи в шкафу, я наткнулся на шкатулку со старыми письмами, который писал мой дед с фронта. Он не вернулся домой, и эти письма да пожелтевшие фотографии – единственная память о нем. И вот я читаю письма человека, которого никогда не видел, но благодаря которому сейчас живу на свете. Перебирая ветхие листочки, я думаю о тех, кто отдал свою жизнь ради нас, о той страшной цене, которую они заплатили за наше сегодняшнее счастье.

Примечание. Каким бы путем мы ни пошли, помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?

Тезис - это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.

КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:

  • связь тезиса и темы,
  • особенности формулировки самого тезиса.

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.

Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время.

Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки.

Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

(Во вступительной части задаем вопросы: почему "война" - это самое печальное слово, почему это святое слово?)

Тема - номинативное предложение (ключевые слова)

Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

(Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны?

Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

Формулировка тезиса традиционная

Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.

Прямое выражение главной мысли

Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.

Формулировка тезиса оригинальная

Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.

Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).

Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.

Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.

Пример из жизни

Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.

Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей.

Аналогия (сравнение с миром природы)

Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.

КАК ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТЫ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ?

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературы.

Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Обращение к произведению

Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)

Промежуточный вывод в конце аргумента

Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

МОЖНО ЛИ ПРИВОДИТЬ АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?

КАК НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

Что касается нестандартных способов завершить сочинение, то здесь выбор не так велик:

Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

КАК СДЕЛАТЬ СВЯЗКИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СОЧИНЕНИЯ?

Для этого в начале каждого абзаца помещаем краткое изложение содержания предыдущего абзаца, после чего следует новая мысль.

Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли.

Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы? Увы, мы часто бываем жестоки и безответственны по отношению к природе.

Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.

День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу.

КАК ПРОВЕРИТЬ СВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА НАЛИЧИЕ ОШИБОК?

Итак, итоговое сочинение написано на черновике. Вот, казалось бы, и все, можно переписывать набело. Но не спешим это делать: пройдена только половина пути. Теперь предстоит преодолеть вторую, не менее ответственную. Это проверка и редактирование текста. Как это сделать?

Вначале следует проверить содержание. Делаем это в несколько этапов:

Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.

Вот наконец проверка завершена. Осталось дело за малым – подсчитать количество слов . Учитываются все слова, в т.ч. предлоги, союзы и частицы. Проще говоря, то, что пишется отдельно, и считается отдельным словом. Это не относится к цифрам, например году (1890)! Слово с дефисным написанием рассматривается как одно. Что делать, если получилось меньше 250? Придется увеличивать объем до необходимого минимума, иначе работу не засчитают.

Вступление и заключение – это обрамление текста. Так же, как и любая картина смотрится без рамы незаконченной, куцей, сочинение будет неполным без этих композиционных элементов. Значит, писать вступление однозначно надо и проще всего сделать это с помощью речевых клише. То есть каких-то готовых формул, которые предлагаются учителями или бродят с сайта на сайт в Интернете, типа:

Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди…

(Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися…

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с…

Если вы совсем не представляете, как начать рассуждение, то можете, конечно, воспользоваться и этими подсказками.

НО! Помните, любое использование штампа, речевого клише говорит о неоригинальности вашего сочинения, а значит, их использование не повысит ваши шансы на успех ни при сдаче ОГЭ, ЕГЭ или итогового сочинения, ни при написании любой другой письменной работы. К примеру, сочинения для вступительного испытания.

Какой выход? Стараться рассуждать самостоятельно и тренироваться в применении разных видов вступлений. Расположу их по степени сложности.

Проще всего начинать любое рассуждение с вопроса. Задавая его, вы начинаете раскручивать, развивать свою мысль. Чем оригинальнее вопрос, тем интереснее получается вступление.

Можно начать с чего-то простого:

Что такое любовь? Для меня это чувство, которое невозможно победить. Она неподвластна ни возрасту, ни пространствам, разделяющим людей…

Почему любовь дает нам крылья и одновременно способна убить? Это секрет, который можно разгадать, только испытав ее. Тайну этого чувства познают и герои…

Очень выигрышно смотрится, когда использованный афоризм, пословица, поговорка, действительно, использованы к месту, а не притянуты за уши только потому, что вы их знаете. Удобно использовать этот прием, если тема вашего сочинения представляет собой недлинную цитату известного автора, которую можно сделать отправной точкой рассуждения.

"Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека". Кто сейчас, в век смартфонов и искусственного интеллекта, будет спорить с этим утверждением, высказанным классиком русской литературы Антоном Павловичем Чеховым более века назад? Думаю, никто…

Прием заключается в выборе конкретного понятия, которое отражает главную идею сочинения или творческой работы. Например: мечта, дружба, целеустремлённость, сила духа. Оно может содержаться в названии, которое дано в задании, или быть определено вами как ключевое, исходя из предложенного текста, идеи произведения, которое анализируется и т.д. С его определения, то есть пояснения, и начинается рассуждение.

Пример 1: в сочинении ЕГЭ по русскому языку вам дан текст про войну, показаны отважные действия солдат. Ключевым понятием может стать смелость, или героизм, или подвиг.

Смелость – это то, что позволяет человеку действовать без оглядки на свои страхи. На войне это качество характера поможет сохранить собственную жизнь и спасти от гибели других. Описывая отважные поступки героев, автор предложенного текста поднимает проблему…

Взаимопонимание… Как часто его не хватает между друзьями, возлюбленными, членами одной семьи. Между близкими людьми растет отчуждение, возникают конфликты, и все это – из-за нежелания понять друг друга.

Это один из самых оригинальных и универсальных видов вступления. Рождается он благодаря фантазии и ассоциациям. Размышляя над темой сочинения, представляйте ее образно. Задавайте себе вопросы: как можно изобразить любовь к природе? Какого цвета может быть одиночество? Похож ли человек, легко меняющий свое мнение, на флюгер, реагирующий на каждый порыв ветра? Как выглядит жизненный путь? Записывайте все приходящие вам в голову ассоциации и образы, раскрывайте их, играйте с ними.

Река истории бесконечна. Она состоит из миллионов капель-микрособытий, сливающихся воедино и направляющих человеческие судьбы. А каждое крупное событие, будь то война или революция, новое открытие или основание города, - это водоворот или подводное течение. Оно способно разрушить жизнь человека или же задать ей новое направление.

Стаккато в музыке (итал. staccato — отрывисто) — это штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Если провести аналогию с литературой – это отрывистые, короткие слова или фразы, которые динамично описывают происходящее. Этот прием используется в лирике, любят его и журналисты. И ничто не мешает применить его вам в сочинении.

Пример: в сочинении ЕГЭ по русскому языку дан текст о негативном воздействии человека на природу. Можно начать с описания страшных последствий загрязнения с помощью коротких лаконичных фраз.

Острова из мусора. Пленка мазута у берегов. Отравленные воды озер и рек. Такова печальная картина негативного воздействия человека на природу. И год от года ситуация ухудшается. Об этой проблеме в предложенном для анализа тексте говорит и…

Введение в сочинении – небольшая по объёму, но важная часть структуры сочинения, влияющая на общую оценку всей работы.

Из множества видов введений можно подобрать самое подходящее по смыслу и написать красивое сочинение, соответствующее всем необходимым требованиям.

Введение в сочинении

В данной статье описаны все возможные виды введений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.

Что такое введение в сочинении?

Введение – краткое ознакомительное вступление к сочинению.

Писать введение одновременно и легко, и сложно.

Это связано с тем, что у эксперта, проверяющего сочинение на ЕГЭ, нет критериев для проверки введения.

Поэтому некоторые выпускники начинают сочинение сразу с формулировки проблемы, но это неверный путь к хорошей оценке сочинения.

Важно!

Следует помнить, что хорошее вступление может сразу выделить сочинение из массы других, проверяемых экспертом.

Задача введения в сочинении

Задача введения – подвести читателя к проблеме текста, которую необходимо прокомментировать.

Введение может содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором, может сообщать об основной проблеме текста или определять круг проблем, затронутых автором.

При написании введения логичнее вести мысль от общих рассуждений по теме к частному случаю, описанному в тексте, так как в смысловом плане введение должно как бы перекидывать мостик от вступительных предложений, заканчивающихся формулировкой проблемы, к основной части, где эта проблема будет рассмотрена с разных сторон.

Объём введения в сочинении

Введение в сочинении по объему должно быть небольшим (2 — 3 развернутых предложения или 4 — 5 коротких).

Будет хорошо, если вступление по объему примерно будет таким же, как заключение.

Вступление и заключение отзеркаливают по содержанию друг друга с точностью до наоборот, но по объему должны совпадать.

В сочинениях можно использовать различные виды введений.

Виды введений в сочинении

В зависимости от темы текста, по которому пишется сочинение, а также творческих способностей выпускника можно использовать различные виды введений.

1) Вопросно-ответное единство

Такое введение напоминает по форме диалог и сразу обращает на себя внимание энергичным началом.

2) Цепочка вопросительных предложений

Пишется в начале сочинения и имеет цель зафиксировать внимание читателя на ключевых понятиях исходного текста.

Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении предложенного на экзамене текста.

3) Назывные предложения

Предложения, которыми открывается сочинение, могут содержать основные понятия или имя героя, о котором повествуется в тексте.

Детство… Беззаботная радостная пора! Пора невероятных открытий и весёлых игр.

Такие мысли приходят в голову, когда читаешь текст Д.А. Гранина, в котором писатель размышляет над проблемой оценки окружающего мира ребёнком.

4) Риторический вопрос

Представляющий собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.

Такой вид введения рекомендуется в самых сложных случаях, когда выпускник имеет трудности с формулированием проблемы текста.

Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье.

5) Цитаты из текста или по теме текста

Использование цитат позволяет выпускнику показать умение вчитываться в текст, понимать его и находить интересные выражения автора текста, относящиеся к рассматриваемой проблеме.

6) Лирическое вступление

Это размышление, высказывание, выражающее чувственное отношение к изображаемому.

Красота природы нашей страны удивляет своей неброской чистотой и скромностью. Бывая в лесу в любое время года, я вспоминаю строки русского поэта Николая Рыленкова:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце…

7) Краткая справка о писателе

Это информация об авторе, по тексту которого пишется сочинение.

Такое введение используют когда тема сочинения связана с жизнью и/или творчеством автора текста.

Василя Владимировича Быкова часто называют писателем одной темы. Он участвовал в Великой Отечественной войне и остался в памяти многих любителей книг о войне как автор героических произведений. Повести и рассказы Василя Быкова насыщены жестокой правдой тех трагических лет, он не боялся отходить от идеологических ярлыков, за что подвергался гонениям и травле.

8) Определение темы текста

В некоторых случаях, основная проблема текста вытекает из его темы, и тогда уместно использовать данный вид введения.

9) Сравнение прошлого и настоящего

Здесь используется сравнение понятий между собой, описание их сходства и/или отличий, если таковые имеются.

В текстах, проблема которых связана с противоположными понятиями, приём использования сравнения позволит уже в начале сочинения заявить о вдумчивом прочтении текста и выделит такое сочинение из ряда других.

10) Заголовок

Данный вид введения позволяет посредством придуманного выпускником заголовка назвать основную проблему текста, выделенную в названии сочинения.

11) Связь с современностью

Такое введение добавит сочинению актуальность, публицистичность и покажет активную жизненную позицию автора сочинения.

Это описание обстоятельств и того, какое влияние они оказывают.

Мы живём в мире мегаполисов и машин. В погоне за успехом, карьерой нам некогда вглядеться в окружающий нас мир. Мы торопимся, нам надо всё успеть… И только оказавшись в лесу, когда золото берёз не спеша выстилает перед тобой тропинку или, или на берегу озера, когда бесконечная рябь воды от легкого ветерка настраивает нас на лирический лад, мы вдруг замечаем ту красоту русской природы, о которой говорит в тексте К.Г.Паустовский.

12) Личные впечатления

Краткий рассказ о своих чувствах выпускника его жизненном опыте, связанным с темой, проблемой или основными понятиями текста.

13) Историческая характеристика эпохи

Это анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей, свойственных определенному периоду.

Данное введение возможно, если тема текста связана с описанием какого-либо исторического факта или конкретного исторического времени.

Важно!

В заключение еще раз напоминаем о важности написания вступительной части сочинения.

Предложенные виды введений с примерами можно взять за образец в написании собственного сочинения.

Еще со школьной скамьи мы прекрасно помним тех, кому сочинения давались с такой легкостью, словно рассказать анекдот в компании друзей. Кстати, заходите в группу, чтобы похвастаться бонусами и скидками друзьям.

А если хотите, чтобы вашу работу хотя бы изредка приводили в пример, вот несколько дельных рекомендаций о том, как правильно написать красивое сочинение (эссе) по русской (или другой) литературе по произведению.

Темы сочинения

Сочинения по литературе основываются на текстах авторов 19 — 20 веков. Примерные темы:

Требования к сочинению ЕГЭ по литературе

Главное требование предъявляется к объему сочинения: работа должна быть не меньше 200 слов. Оптимальное количество слов для раскрытия темы — 250-300.

Среди других критериев работы выделим следующие:

  • работа должна опираться на текст-источник;
  • необходимо представить анализ текста и собственное понимание проблемы, которая в нем изложена;
  • в сочинении должны присутствовать аргументы;
  • главное условие высокого балла — грамотный текст без орфографических и пунктуационных ошибок.

Структура написания сочинения по литературе

Как и любое другое сочинение или эссе, творческая работа по литературе состоит из нескольких элементов:

  • вступление;
  • определение проблемы, ее актуальность;
  • формулировка собственной позиции;
  • аргументы, которые ее подтверждают;
  • выводы.

Структура итогового сочинения по литературе должна быть четкой. Не делайте слишком большие абзацы, но и не разбивайте текст на множество мелких отрывков.

Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план

Перед тем как написать итоговое сочинение, нужно четко продумать, по какому плану это делать, чтобы поток мыслей выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.

Сразу после получения темы сочинения в голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.

Итак, тщательно продумайте, что хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.

Как написать вступление к сочинению по литературе


Вступление, или самая сложная часть

Во вступительной части информацию необходимо писать так, словно ее будет читать человек, совершенно не знакомый с проблемой. Здесь нужно раскрыть тему, проблематику и актуальность сочинения.

В этом помогут вопросы, которые вы можете поставить перед собой:

  • По какому произведению пишете сочинение/эссе?
  • Что вы знаете об авторе произведения?
  • Каков жанр произведения (комедия, драма, роман и пр.)? Какие аспекты вы хотели бы раскрыть в своей работе?

Как написать сочинение-рассуждение: приступаем к основной части

Здесь необходимо осветить мысли, которые вызвало произведение, эмоции к выбранному персонажу или его обстоятельствам.

Каждую идею придется подкреплять примерами из оригинального текста произведения. Если вы говорите, что проблема войны волнует героя, значит, нужно привести примеры, в которых это волнение передается читателю.

Не стесняйтесь давать собственную оценку персонажу или обстоятельствам, в которых он оказался. Это делает любое сочинение ярче, сильнее, а его автора наделяет авторитетом и экспертностью.

Основная часть – это по большей части ваши собственные рассуждения о том, что вас волнует во всей истории. Покажите здесь эволюцию своей мысли, с какого момента в произведении она зародилась, как эволюционировала и к какому выводу в итоге подтолкнула.

Как написать заключение в сочинении по литературе


Осталось чуть-чуть, и идеальное сочинение у вас в кармане

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Шаблоны и примеры правильной структуры как один гласят о том, что в заключении должно следовать подведение итогов.

Многие начинают сочинение не со вступительной или основной части, а именно с заключения. Говорят, что после составления кратких тезисов гораздо легче последовательно описать свои рассуждения.

Итак, в заключительной части нужно самому себе ответить на вопрос, который вы поставили во вступительной части. Это своего рода краткая теорема, выведенная из всего длительного доказательства, приведенного в предыдущих частях сочинения.

Как писать аргументы в сочинении?

Чтобы доказать собственную позицию, нужно обратиться либо к тексту произведения, которое выступает основой для сочинения, либо использовать высказывания авторитетных критиков. Первый путь более простой, т. к. запомнить критические обзоры длинного списка литературы для сочинения ЕГЭ непросто.

Совет: читая произведения, сразу отмечайте те отрывки, которые выступят в роли аргументов по разным темам.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Список литературы для сочинения

Чаще всего сочинение пишут на основе произведений 19 — первой половины 20 века. Поэтому рекомендуем перечитать классику:

А вот несколько примеров того как правильно написать хорошее сочинение/эссе.

Пример сочинения/эссе 1


Пример сочинения/эссе 2


После того как закончите с этой частью, обязательно просмотрите всю работу на соответствие первоначально составленному плану. Если сочинение выстроено в продуманной заранее последовательности – все удалось!

Читайте также: