Задание 25 напишите сочинение по прочитанному тексту

Обновлено: 05.07.2024

По мнению школьников, сдающих ЕГЭ по русскому языку, наибольшую трудность представляет написание сочинения по предложенному тексту.
Читая эту публикацию, Вы сможете понять, 1) какой по содержанию и объему исходный текст ждать на экзамене в 2022 году, 2) каково экзаменационное задание к сочинению по тексту, 3) как может выглядеть написанное на максимальный балл сочинение, 4) по каким критериям оценивают сочинение эксперты.
Исходный текст.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.


Проблема.
Какую ценность имеют вещи из нашего прошлого? Источником каких переживаний и воспоминаний эти вещи становятся? Как мы должны относиться к предметам, которые являются ценностью потому, что связаны с прошлым наших близких? Эти вопросы важны для Дины Рубиной - автора текста.
Комментарий. Предварительная связь примеров-иллюстраций.
Дина Рубина подходит к проблеме вещей из прошлого эмоционально, рисуя переживания героини, внезапно увидевшей гобелен из своего детства. Этот гобелен пробуждает воспоминания в душе героини, и перед нами, читателями, проходят картины из жизни взрослеющей девочки, девушки, женщины.
Комментарий. Непосредственная связь примеров-иллюстраций.
Я бы обратил внимание на два зеркальных эпизода из текста.
Комментарий. Первый пример-иллюстрация и пояснение к нему (пояснение выделено).
В первом - в порыве подросткового протеста девушка срывает со стены гобелен и называет его "пошлостью", прислушавшись к словам “соученицы”: “У вас не ковёр, а гобелен с уточками. Вся эта мещанская пошлость была в моде лет десять назад.” Позже девушка всё же соглашается с матерью в том, что “пошлость” не в стареньком, давно вышедшем из моды гобелене, а в том, что при взгляде на вещи люди бездумно следуют общепринятым потребительским ценностям.
Комментарий. Второй пример-иллюстрация и пояснение к нему (пояснение выделено).
Во втором эпизоде (прошло несколько десятилетий) мы видим, что героиня сама стала матерью: у неё дочь-подросток. Девочка не может понять мать и выражает не протест, а “безразличие” к чувствам матери, пробуждённым видом гобелена из детства: “О Го-осподи-и! — дочь вздохнула, закатила глаза, пошла ставить чайник”.
Комментарий. Смысловая связь между примерами.
Эти два эпизода нужны автору, чтобы показать множество граней нашего отношения к вещам из прошлого.
Комментарий. Анализ связи между примерами.
Во-первых, вещь может иметь материальную ценность, быть статусной и модной. Это точка зрения “соученицы” героини. Во-вторых, вещь может обладать нематериальной, но важнейшей ценностью, основанной лишь на связи с драгоценными переживаниями из прошлого. Именно этот аспект нашего отношения к вещам близок героине Дины Рубиной, и героиня пытается поделиться им со своей дочерью, наталкиваясь на непонимание.
Позиция автора.
Автор убеждает нас в том, что вещи, вышедшие из прошлого, обладают огромной ценностью и становятся источником сильных переживаний. В этих вещах отражена история нашей жизни или жизни близких нам людей. Мы должны с уважением относиться как к таким вещам, так и к воспоминаниям, связанным с этими вещами.
Согласие либо несогласие с автором.
Нельзя не согласиться с Диной Рубиной: история её героини жизненна и убедительна.
Обоснование.
Я вспоминаю книгу Довлатова "Чемодан". Она состоит из цикла историй, выстроенных вокруг какой-то вещи, найденной героем в забытом чемодане. Общение с каждой вещью пробуждает в герое бурю эмоций и картины прошлого.
Читатель “Мертвых душ” Гоголя осознает и обратную сторону обсуждаемой нами проблемы: чрезмерная привязанность человека к вещи грозит омертвлением души, духовной гибелью. Плюшкин – яркий пример.
Теперь я понимаю, что ценностью является не сама вещь, а воспоминания и чувства, которые она пробуждает.

Объем сочинения — 401 слов, согласно word count в документах Гугл.

Ниже кратко (!) о критериях оценки сочинения, которые используют проверяющие работу эксперты (в скобках указано возможное количество баллов по критерию).
К1. Формулировка проблем исходного текста (0, 1).
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (0 – пересказ, непонимание текста, комментарий иной проблемы, комментарий без опоры на текст, нет примеров из текста; максимальный балл — 6, максимальный балл будет выставлен, если приведены 2 примера-иллюстрации, если даны пояснения к каждому примеру, если указана и проанализирована смысловая связь между примерами).
К3. Отражение позиции автора исходного текста (0, 1).
К4. Отношение к позиции автора исходного текста и обоснование его (0, 1).
К5. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения (0, 1, 2). Коммуникативный замысел, логические ошибки, абзацное членение текста.
К6. Точность и выразительность речи (0, 1, 2). Высший балл, если по 10 критерию (речевые нормы) тоже высший балл.
К7. Орфографические нормы (0 – 5 и более ошибок, 1 – 3-4 ошибки, 2 – 1-2 ошибки, 3 – нет ошибок).
К8. Пунктуационные нормы (0 – 6 и более ошибок, 1 – 4-5 ошибок, 2 – 1-3 ошибки, 3 – нет ошибок).
К9. Грамматические нормы (0 – 3 и более ошибок, 1 – 1-2 ошибки, 2 – нет ошибок).
К10. Речевые нормы (0 – 4 и более ошибок, 1 – 2-3 ошибки, 2 – не более 1 ошибки).
К11. Этические нормы (0, 1).
К12. Фактологическая точность (0, 1).
Максимальный балл за сочинение - 25.

Я много лет готовлю школьников к ЕГЭ по русскому языку. Как правило, мои ученики сдают ЕГЭ на высокие баллы.
Готовьтесь к сочинению — и у Вас обязательно всё получится!
Приглашаю учеников 10 и 11 классов на занятия по подготовке к ЕГЭ. Условия: дистанционно для группы из двух учеников, продолжительность 120 минут, стоимость одного занятия для ученика - 2500. Записаться Вы можете с помощью формы ниже. Оставляйте телефон, пожалуйста. Обращайтесь, если нужна помощь!

В качестве первоисточника, на основе которого выпускник должен создать свое сочинение, как правило, предлагается художественно-публицистический текст. Анализ такого текста предполагает знание, в том числе, и понятий из теории литературы, поэтому в дальнейшем при описании работы над сочинением мы будем ориентироваться на литературоведческие источники. Думаю, что для учителей-филологов это нормально – интегрировать знания из области литературы в область русского языка и наоборот; да и в самом сочинении на ЕГЭ необходимо доказать свою точку зрения, основываясь на прочитанных литературных произведениях.

По замыслу разработчиков ЕГЭ, сочинение по заданию 25 должно представлять собой размышления выпускника в свободной форме, то есть эссе. Эссе – это очень распространенная сегодня, но в то же время очень сложная форма письменной работы, не каждому экзаменуемому она по силам, поэтому необходимо учитывать, что, возможно, при обучении сочинению где-то придется прибегать к определенной шаблонности. Кроме того, важным композиционным элементом сочинения должен стать текст-рассуждение, который строится по строгим правилам, и эти правила ученик должен четко знать.

Обратимся к тексту задания №25 экзаменационной работы ЕГЭ.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста (1).

Прокомментируйте сформулированную проблему (2). Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) (3). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) (4).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  1. Проблема (1).
  2. Комментарий /2 иллюстрации/ (2).
  3. Авторская позиция (3).
  4. Собственное мнение + 2 аргумента, подтверждающих его, (4).
  5. Заключение.

Как видно из плана, в тексте будущего сочинения должно быть хотя бы пять абзацев.

В начале 10 класса (а именно тогда, как правило, учителя приступают к обучению сочинению) можно раздать ученикам подсказки-клише – целые предложения или их части, которыми можно пользоваться при создании текста. Конечно, от шаблонности сегодня призывают отказаться. Да, сочинение должно представлять собой эссе со свободной композицией; но думается, что сильный ученик сумеет выйти за предложенные рамки, а слабый все-таки научится писать хотя бы по шаблону.

Зная примерную композицию, ученик приступает к работе над текстом. Для облегчения его задачи ему предлагается на листе А4 нарисовать опорную схему (опорный конспект), по которой потом выпускник создает собственный текст. Как выглядит эта схема, можно увидеть в Приложении 1. Прокомментируем ее.

“В художественно-публицистических произведениях ведущая роль принадлежит автору, который рассказывает, рассуждает, ведёт читателя от одного факта к другому, знакомит с явлениями, анализирует и разъясняет явления или проблемы. Важно понять, о чём текст и с какой целью автор использует тот или иной приём” [6]. Анализируя любой текст, выпускник должен для себя ответить на 3 (три!) вопроса: о чем? зачем? как? Отвечая на вопрос “О чем этот текст?”, ученик определяет тему текста. Вопрос “Зачем автор написал этот текст?” поможет понять идею текста (в учебно-справочном пособии по литературе И.О.Родина читаем: “Идея художественного произведения – обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение [4] (курсив мой – М.Х.).”), а также выйти на авторскую позицию. Вопрос “Как написан этот текст?”, по сути, является “мостиком” к комментарию, с которым очень часто выпускники не справляются.

С проблематикой связана и идея произведения, а также авторская позиция, которую должен найти выпускник в тексте. Снова обратимся к справочной литературе: “Идея произведения – главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора (курсив мой – М.Х.) к действительности и выступающая через всю систему образов” [3]. М.Б.Ладыгин дает такое определение: “Художественная идея – главная обобщающая мысль или система мыслей в литературном произведении” [2]. И продолжает: “В одних идея формулируется непосредственно автором, звучит определенно и однозначно. в других – логично вытекает из всего хода повествования. наконец, случается, что автор, уклоняясь от однозначного ответа, не только предоставляет читателю право самостоятельного суждения, но допускает известные расхождения в формулировке идеи” [2]. Что это значит? Детям можно объяснить так: если проблема – это основной вопрос произведения, то идея – это авторский ответ на этот вопрос, хотя совсем не обязательно, что ответ этот будет четко сформулирован самим автором. Иногда автор только направляет нас, помогая принять правильное решение, в этом случае его позицию нужно уметь прочитать “между строк”.

“Изображая людей и жизненные явления, писатель выражает своё отношение (курсив мой – М.Х.) к ним и стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя” [5]. Но авторская позиция, кстати, не обязательно требует полной солидарности с ним, на это указывает и формулировка задания №25: “Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста”. Можно не соглашаться с автором, можно не принимать его позицию, но при условии, что эта позиция правильно понимается и объективно воспринимается. Как ее найти, особенно если она “между строк” текста? Известно много способов выражения авторской позиции: прямо, в конкретном предложении текста; через героя-резонера в литературном произведении; в названии; в эпиграфе; в характеристике персонажей и их поступков; в описании пейзажа, портрета, интерьера и т.д. При регулярных упражнениях, как правило, для выпускников найти авторскую позицию в тексте не составляет труда.

Думаю, понятно, почему так важно научить детей давать ответы на вопросы “о чем?” и “зачем?”, так как именно через них ученик находит проблему текста. Отмечу также, что при поиске проблемы ученику может помочь формулировка задания 20 (о том, как именно, речь пойдет ниже). Остался вопрос “как?”, который, было сказано выше, является “мостиком” между проблемой и комментарием.

Начнем с определения: “Комментарий — толкование, разъяснение смысла какого-либо произведения или отдельных его мест и фраз и т. д. Часто комментарий или комментарии печатаются в виде примечаний, сообщающих дополнительные сведения о произведении, истории его написания, изданиях в разные годы. В комментариях приводятся также сведения об упоминающихся в произведении исторических событиях и других фактах, о лицах, собственных именах, географических понятиях и т. д. Комментарии помогают глубже изучить произведение, составить ясное представление о нём, точнее понять его смысл (курсив мой – М.Х.).” [5] В 2016 году в задание №25 была внесена корректировка: “Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста”. Если до 2016 года экзаменуемому достаточно было прокомментировать нравственную суть проблемы, ее остроту, противоречивый характер, опираясь на свои знания и жизненный опыт, то теперь нужно показать, как проблема ставится в конкретном тексте с привлечением конкретного языкового материала. “Комментарий может развёртываться по двум линиям: 1) от проблемы к исходному тексту; 2) от исходного текста к проблеме.” [6] Помочь в создании комментария может текст рецензии из задания 24, ведь средства выразительности речи, создающие художественные образы, безусловно, привлекают внимание читателя к проблеме текста. “. Уже при первом прочтении нужно обратить внимание не только на содержание текста, но и на художественные образы текста. Художественные образы в публицистике не украшение, они неразрывно слиты с размышлениями. Вымысел в публицистическом стиле тесно соединён с фактами, а художественные образы соседствуют с размышлениями автора.” [6]

Но здесь нужно избежать ошибки, о которой пишет руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по русскому языку И.П.Цыбулько: “. Участник экзамена пишет не о том, о чём говорится в тексте, а о том, о чём он может написать. Такое отклонение от проблемы исходного текста особенно характерно для работ, где автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие, метафору), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста.” [6] Недостаточно также, по мнению И.П.Цыбулько, связать “лексико-грамматической связью ключевые слова исходного текста, оставляя в стороне нравственную суть проблемы, её противоречивый характер, драматическую остроту.” [6] Отмечая примеры-иллюстрации из текста, выпускник должен помнить о постоянных “зачем?” и “почему?”, имеющих отношение к проблеме. Например, если говорит ученик о том, что автор использует в тексте эпитет, то обязательно поясняет, почему именно этот эпитет, какое отношение он имеет к проблеме, зачем его использует автор. Заметим в скобках, что сильный ученик при написании комментария может воспользоваться и текстом с ответом задания 21 (функционально-смысловые типы речи), 22 (средства выразительности речи, лексическое значение слов), 23 (способы связи предложений в тексте) при условии, что будет помнить о “зачем?” и “почему?”.

Определив проблему, прокомментировав ее, отметив авторскую позицию, перейдем к собственному мнению. Опять (да простят нас противники шаблонности) детей лучше научить, что с автором лучше согласиться. А далее важно избежать ошибки, допускаемой многими учениками: они сразу переходят к литературе, стремятся указать, как проблема анализируемого текста представлена в том или ином литературном произведении (“Данная проблема представлена во многих произведениях классической литературы. Например. ”). Это неправильно, так как выпускник должен знать, как строится аргументация: авторская позиция и согласие с ней – это тезис, который нужно доказать, и связь тезиса с доказательством очень легко объединить в сложноподчиненное предложение с союзом “потому что”. А собственно литературный пример – это иллюстрация к “потому что”.

Допустим, в тексте выпускник увидел проблемный вопрос: “Что такое настоящая красота?”. Автор текста считает, что настоящая красота – это красота внутренняя, красота души и сердца. Выпускник соглашается с автором, а далее приводит довод, почему он с автором согласен: да, именно внутренняя красота настоящая, потому что доброта, чуткость, отзывчивость делают человека по-настоящему прекрасным. А далее уже он приводит иллюстрацию: например, в романе-эпопее Л.Н.Толстого “Война и мир” любимая героиня автора – Наташа Ростова – некрасива, и эта некрасивость неоднократно подчеркивается (“некрасивая, с большим ртом. ”). Зато Наташа живая, добрая, отзывчивая, и смысл ее жизни – любовь. Именно за это ее и ценит Толстой – за ее внутреннюю красоту.

Точно таким же образом, то есть через “потому что” нужно связать и второй довод с иллюстрацией – примером из жизни. Заметим, что некоторые коллеги настраивают своих учеников приводить в качестве аргументов только примеры-иллюстрации из литературных произведений, это допускается. Мы не против жизненных аргументов, настаиваем только на том, чтобы иллюстрация из жизни представляла собой какой-то общеизвестный факт, а не была связана лично с выпускником. Добавим, что, по мнению И.П.Цыбулько, “небольшой читательский опыт”, т.е. незнание литературных произведений, приводит к низкому качеству работ по критерию “К4” (“Аргументация собственного мнения”): “аргументируя собственное мнение по проблеме, они (экзаменуемые – М.Х.) чаще приводят примеры из жизни, чем вспоминают прочитанное произведение, в котором поднимается та или иная проблема. Случается, что именно неспособность найти литературные аргументы оказывается решающим фактором при формулировке экзаменуемым проблемы исходного текста; это нередко приводит к обнулению по первым четырём критериям, поскольку сформулированная в итоге проблема в авторском тексте не представлена.” [6]

Учитывая все вышеизложенные особенности, которые выпускнику необходимо учитывать при создании собственного текста сочинения №25, приведем пример работы над текстом из варианта ЕГЭ №107 досрочного периода 2016 г. (Приложение 2)

О чем предложенный текст? О разговоре, который произошел между рассказчиком (фактической ошибкой будет называть его Паустовским. ) и сельским аптекарем Лазарем Борисовичем. Почему этот разговор так важен? Зачем Паустовский пересказывает нам его? Он заставил будущего писателя задуматься о том, каким должен быть настоящий писатель. Как видно, легко ответив на два вопроса, мы вышли на проблему текста. Далее важно прокомментировать проблему, избегая “подводных камней”, обозначенных выше.

Как может помочь при создании комментария текст рецензии из задания 24? Разворачиваем комментарий от проблемы к исходному тексту: что важно для настоящего писателя? Умение размышлять над жизнью. Рассказчик из текста “приятный юноша”, но не любит размышлять. И это может помешать ему стать писателем. А кроме умения размышлять? Жизненный опыт, блестяще сформулированный Паустовским в виде метафоры: “Чтобы жизнь пропитала вас!” Эти средства выразительности, безусловно, помогают автору привлечь внимание читателя к проблеме, а находим мы их в тексте рецензии: противопоставление – прием В (предложение 12), метафора – троп Б (предложение 39). Но важно научить выпускника логично связывать эти средства выразительности с проблемой текста.

Интересно, что авторская позиция состоит из двух частей, что очень удобно для аргументации. Подбираем довод для первой части высказывания (“настоящий писатель должен быть настоящим тружеником”): только трудолюбивые и целеустремленные люди могут создать совершенное произведение. Пример-иллюстрация – Л.Н.Толстой, который много раз вносил правки в рукопись романа “Война и мир”, добиваясь идеала (жизненный аргумент). Доказываем вторую часть авторской позиции (“настоящий писатель должен знать и понимать жизнь во всех ее проявлениях”): без знания жизни невозможно правдиво изобразить ее, тронуть душу читателя. Пример-иллюстрация – роман в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин” (литературный аргумент). Что могло определить несостоявшуюся судьбу Ленского? Знание жизни. Либо он познал бы жизнь и стал бы великим поэтом, либо ограничился бы мирком любви к Ольге и повторил бы жизненный путь ее отца.

Таким образом, проанализировав текст и записав все выводы в опорную схему, получаем такой вид (Приложение 3). Теперь задача экзаменуемого – облечь эту схему в словесную форму. Представим себя на месте выпускника – вот, что получается (Приложение 4). Сочинение написано по предложенному плану. Но в доказательной части два аргумента логично разнесены по абзацам, поэтому микротем получилось не 5, а 6, что допустимо: количество абзацев в сочинении зависит от пишущего, точнее, от его коммуникативного замысла.

В Приложении 5 приведены сочинения №25 по предложенному тексту, написанные учениками 10 класса “А” Гимназии №1592 им. Героя РФ Чернышёва Е.Н. Отделения 2043. Авторские орфография и пунктуация сохранены. Работы писались без предварительного коллективного анализа текста. Оценить их можно самостоятельно.

Для наглядности привожу текст сочинения ЕГЭ по новому формату 2022 года с выделением основных элементов. Это сочинение написано перед экзаменом одной из моих учениц и заслуживает высшего балла. На него можно ориентироваться при подготовке к экзамену.

(8)Но случилось так, что накануне отъезда у Юрия вытащили из кармана бумажник, в котором были почти все оставшиеся деньги, а главное — билеты на самолёт. (9)Юрий оказался в сложном положении: в чужом городе, с ребёнком, без денег, без билетов, без единой знакомой души; по карманам он нашарил какую-то мелочь, сущие пустяки.

(21)А с билетами ничего не получилось. (22)Девушка в окошке потребовала, чтобы Юрий внёс полную стоимость билетов. (23)Обескураженный, за руку с мальчиком, вернулся он на площадь перед аэровокзалом. (24)До ближайшего автобуса в город ждать было ещё порядочно.

(28)Недалеко от скамейки, где они сидели, остановилась легковая машина.

(37)Человек подошёл ближе.

— (38)Это вы? — спросил он с грузинским акцентом.

— (39)Это я, — ответил Юрий. — (40)А что вам надо?

—(41)Ой, как я рад, что это вы! (42)Я — Ираклий Пимениди, не узнали?

(43)Я вас сегодня в такси возил, помните?

— (44)Конечно, помню, — приходя в себя, сказал Юрий.

— (45)Ну как, вам билеты восстановили?

— (46)Нет, предложили купить новые.

(47)Ираклий пощёлкал языком:

— (48)Ай-яй, беда какая! (49)И что будете делать?

— (50)Пока не знаю — что-нибудь придумаю.

(51)Ираклий самую малость поколебался и спросил:

— (52)Сорок рублей хватит?

(53)Он полез в карман, вынул и протянул Юрию четыре десятки. (54)Тот

был ошеломлён более, чем благодарен.

— (55)Почему вы мне верите? — спросил он.

— (56)Очень просто — смотрю: человек — и верю.

— (57)Честное слово, я сразу же вышлю деньги!

— (58)Не надо честное слово, — сказал Ираклий. — (59)Садись в такси,

поедем. (60)Мальчика жалко, совсем спит.

(61)Вернувшись в Москву, Юрий, конечно, в тот же день первым делом отослал деньги, а в ответ получил следующее письмо: «(62)Уважаемый Юрий Сергеевич!

* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) — советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, русский прозаик, доктор технических наук, профессор

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас должен стараться делать добро, ведь тогда помощь людям не будет считаться редким явлением. А также желание помогать должно исходить от сердца, а не от потребности казаться хорошим человеком.

img

Проблема в сочинении ЕГЭ по русскому языку - это то, ради чего создается текст. Это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, ее не нужно долго искать, а в художественном тексте часто необходим анализ текста, определение тематики, главных героев, морали текста.

↑ КОММЕНТАРИЙ (К2)

Комментарий в сочинении ЕГЭ - это ваш анализ исходного текста. Посредством комментария вы показываете свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания проблемы участки текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции.

↑ АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ (К3)

Авторская позиция в сочинении ЕГЭ - это главная мысль, ради которой создавался текст. Это то, к чему автор вел читателя, вывод его размышлений. В публицистическом тексте позиция автора обычно бывает сформулирована четко, в художественном тексте позицию автора необходимо понять, проанализировав поступки героя, отношение автора к героям повествования, описания внешности, поведения, которыми автор сопровождает героев своего текста.

↑ СВОЯ ПОЗИЦИЯ + ОБОСНОВАНИЕ (К4)

Ваше мнение - это не только согласие или несогласие с автором текста. В своих размышлениях вы можете пойти дальше, объяснив, почему вы так думаете. Конечно, важно подкрепить ваши умозаключения аргументом. В сочинении можно привести практический любой аргумент (из литературы, из личного опыта, факты истории и т.д.)

↑ ЛОГИКА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ (К5)

Чтобы сочинение было последовательным, связным, логически выверенным, необходимо уметь составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения. Каждое предложение вашего сочинения должно быть связано с предыдущим(и). Не забывайте об абзацном членении.

↑ ТОЧНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (К6)

Точность речи заключается в умении четко донести смысл высказывания. Большое количество повторов, грамматические и речевые ошибки затрудняют понимание текста. Выразительность сочинения ЕГЭ заключена в использовании средств выразительности, интересных синтаксических конструкций, стилистических приемов.
Постарайтесь не использовать канцелярит в своей речи, не нанизывайте огромное количество Родительных падежей.
О точности и выразительности речи лучше всего Вам расскажет замечательная Нора Галь

↑ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЙ, ЯЗЫКОВЫЕ (ГРАММАТИЧЕСКИЕ), РЕЧЕВЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ, ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (К7-К12)

Большое количество ошибок в сочинении может лишить вас половины баллов за сочинение. Поэтому будьте внимательны при написании, повторите орфографические и пунктуационные правила. Если вы не уверены в том, как пишется слово, лучше замените его на синоним, в котором вы уверены. То же самое со знаками препинания: когда вы пишите слишком длинные предложения с большим количество грамматических основ, предложения с разными видами связи и с несколькими придаточными, осложненные причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, вы рискуете пропустить запятые. Более того, важно помнить, что запятая не единственный знак пунктуации в русском языке, есть еще бессоюзные предложения, в которых бывают тире, точка с запятой, двоеточие. В общем, если вы на 100 процентов уверены в знании пунктуации русского языка, то дерзайте, если же сомневаетесь, лучше упростить предложения.

От грамматических и речевых ошибок вас спасет умение критически оценивать написанное. Не используйте слова, которые вы не употребляете. Написать просто не значит плохо. А.С. Пушкин писал просто, но гениально. Попробуйте так же.

↑ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2022 К1-К12

Обязательно изучите таблицу с критериями, а также прочитайте подробное описание каждого критерия от РУСТЬЮТОРС.

↑ ТЕКСТЫ ЕГЭ

ЕГЭ существует с 2001 года. За это время собралось огромное количество текстов. Мы подготовили для вас целый сборник текстов, все они разбиты по темам. Это очень удобно, так как вы сможете потренироваться в написании сочинения на разные темы, а не только на те, что есть в сборниках тестов.

↑ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 27 (СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ)

«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Читайте также: