Сочинение колыбельной и плясовой мелодии на металлофоне возможно

Обновлено: 02.07.2024

Материал для музыкальных руководителей интересующихся развитием творчества в пении и других видах деятельности.

Оценить 3569 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

Творческие задания и игры для развития песенного творчества дошкольников.

Составила: музыкальный руководитель Гаджиева Ирина Владимировна МБДОУ детский сад №4

г. Новочеркасск 2017 г.

Творческие задания и игры для развития песенного творчества дошкольников.

Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий ( и сопутствующий ) первым творческим проявлениям детей :

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

5)транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку):воспитатель поёт первый звук.

Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества. (Н.А.Ветлугина.)

1)Импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

3)Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.)

Например,игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т.д.).

Цель: Развивать начальную ориентировку в песенном творчестве, развивать умение соотносить настроение игровой ситуации со звукоподражанием.

Описание игры.

Ситуации могут быть различными:

-детёныши удивились находке;

-детёныши радуются встрече с мамой, и т.д.

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта. В разном темпе и ритме.

Также могут быть такие творческие задания:

1. Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию горна, рожка и т.д.

3. Подражать ритмическому звучанию бубна.

В бубен бей, бей, бей, веселей, веселей. Там-там-там и т.д.

Может бубен загреметь будто гром. Бом-бом!

Может бубен зазвенеть ручейком.

( с элементами звукоподражаний и песенных импровизаций).

Цели:помогать детям создавать песенные импровизации, соответствующие настроению и характеру действий персонажей; развивать внимание дошкольников.

Описание игры.

Педагог рассказывает историю. Задача детей- в нужных местах исполнить вокальные импровизации. Вот примеры таких рассказов:

а) Настало утро, пропел радостно петушок-… . Часы пробили шесть часов- … .Стало слышно, как пастух заиграл на рожке, созывая стадо,- … . Коровы начали собираться и довольно замычали- … .

б)Дети собирались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице -… . и пешком пошли по улице- … . Когда они пришли к другу, каждый поздравил его.

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).

Цель: Формировать умение использовать знакомые способы песенной импровизации в новой игровой ситуации.

Цели: помочь детям найти способы творческой деятельности в пении и движении; закреплять исполнительские навыки.

Описание игры.

Педагог. Костя, ау, где ты, что делаешь?

Ребенок. Я около дуба, собираю желуди.

Педагог. Ау, Лена, где ты?

Ребенок. Я на лесной полянке. И т. д.

При повторе игры роль водящего, перекликающегося с игроками, может взять любой ребенок.

Начало стихотворений определяют заданность характера.Можно брать из сборников детских песен, загадок и т.д. К Использование стихотворений где два художественных образа.

1)Едут девочки в санях, ласковых, узорных.

А мальчишки на конях, серых, или черных.

2)Мельник на ослике ехал верхом

Мальчик за мельником плелся пешком.

Цель:Способствовать развитию песенного творчества в определенном жанре.

К детям приходит мишка, который просит ребят помочь сочинить песни для своих медвежат.

Педагог предлагает детям текст.

Кнам пришел сегодня Мишка

С ярким праздничным бантом.

С нами вместе поиграть,

С нами вместе поплясать.

Дети сочиняют плясовую. Или сочиняют для Мишки колыбельную:

Спать не хочет бурый Мишка-

Уж такой он шалунишка.

Я мишутку покачаю:

баю-баю, баю - баю.

Ход игры: Педагог сообщает детям, что сегодня в группу пришло письмо от сороки, в котором сообщается, что ее птенцы хотят поступить в музыкальную школу, но для этого им нужно спеть колыбельную, плясовую и марш, а какая мелодия в этих песнях должна быть они не знают. Просят ребят помочь.

Педагог предлагает детям тексты для сочинения мелодий.

1)Спят и травы, и цветы,

Баю, баю спи и ты.

2)Я притопну каблучком, я махну платочком.

Полечу я ветерком, закружусь листочком.

3) Мы идем, крепче шаг. Мы несем Российский флаг.

Сочинение детских оперных спектаклей. В оперном спектакле, сочиненном самими детьми, наиболее ярко проявляются усвоенные ими способы творческих действий в области певческой деятельности. Основой для организации вокально-творческой деятельности ребенка в данной ситуации может выступать тот или иной сказочный сюжет.

Важно также познакомить детей с жанровыми особенностями оперы, ее строением. Необходимо распределить роли, выявить характер персонажей оперы. Процесс воплощения художественного замысла включает поиск детьми средств музыкальной выразительности, при создании музыкальных образов действующих лиц оперы. Можно предложить детям сочинить продолжения, начало, либо середину оперы, музыкальной сказки.

Важно воспитывать интерес к пению и песенному творчеству.

1. Очень полезны игровые ситуации (воплощение игрового образа);

2. Домашнее задание (могут принять участие родители, старшие братья, сестры и т.д.).

3.Использование звуков природы, способствуют эмоциональному настрою ребенка, вызывает его непосредственную реакцию и помогает проникнуться настроением ситуации, более точно передать в пении свои чувства.

4. Со старшего возраста полезно создавать фонотеку детских индивидуальных кассет, на которых дети самостоятельно могут записать исполнение сочиненной им песни. Каждый ребенок имеет свою кассету, подписывает ее. В младшей и средней группе воспитатель записывает исполнение песенного творчества детей, затем вместе прослушивают.

5. Наличие музыкального центра в группе.

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.

Цель: формировать умение составлять танцевально-образные композиции, согласуя их с характеристиками музыкальных произведений.

Описание игры.

Педагог просит детей вспомнить, каких обитателей рек и морей они знают.

Педагог. Сейчас мы все вместе будем петь вступительную песню. Но перед её исполнением нужновыбрать, какого морского или речного жителя каждый из вас будет изображать с помощью жестов и танцевальных движений. Итак, напеваем общую песенку:

Море волнуется - раз,

Море волнуется - два,

Море волнуется - три,

Морская фигура, спляши!

Стихи-подсказки.

Это - неуклюжий краб,

Он и ходит кое-как,

Вперевалку меж камней

Он торопится скорей.

Золотая рыбка (вальс).

На золотую рыбку

Мы смотрим все с улыбкой.

К танцу приглашает.

Морской конёк (полька).

Погляди, морской конёк ,

Как лошадка- прыг да скок,

Вместо ножек- завитушка,

Сам как детская игрушка.

Медуза (песня).

Медуза словно парашют,

И под водой она , как шут,

То стоит, а то колышется,

Будто песенка нам слышится.

Этапы формирования музыкально-игрового и танцевального творчества.

Детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко и. т. д).

Передача характера музыки в различных танцевальных жанрах(полька, вальс, галоп).

Развитие творчества детей в игре на музыкальных инструментах.

Условия для развития инструментального творчества.

1)Развитие основных музыкальных способностей- ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувство ритма. Другие способности: воображение, образное мышление.

2)Владение элементарными навыками игры на муз. Инструментах, различными способами звукоизвлечения, позволяющими передать простейшие музыкальные образы.

3) Творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

4)Парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой.

Этапы развития творчества детей в игре на муз. инструментах ( по возрастам )

1.Младший дошкольный возраст .

Дети импровизируют на шумовых ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания ( например, шум приближающегося и удаляющегося поезда ).

С детьми обсуждается какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать образ.(Снежинки-звенящие колокольчики,треугольники, металлофоны.)

2.Средняя группа.

Дети могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию.

3.Старший возраст.

Задания усложняют. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений : контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого) ,контраст в пределах одного названия ( сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поёт весело и грустно), контраст в пределаходного настроения ,передача возможных его оттенков ( весёлое , торжественное и весёлое, нежное ; светлая грусть и грусть- жалоба и т. д.).

Цель: Развивать песенное творчество,знакомить детей со взаимосвязью динамических средств муз. Выразительности и жизненных ассоциативно-пространственных представлений.

Пример: Вот по полю мышка бежит( издалека приближается к теремку:топ-топ-топ-от тихого к громкому звучанию).

Сказку можно озвучивать не только голосом, но и припомощи музыкальных инструментов.

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Четверг, 12 Май 2016, 17:09

Четверг, 12 Май 2016, 17:14

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Баллов: 1,00 из 1,00

Импровизация мелодии на заданный текст, сочинение попевки определенного настроения, жанра доступно в:

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

Основной этап в развитии песенного творчества предполагает включение заданий на:

Выберите один ответ:

a. освоение способов творческих действий

b. все ответы верны

c. самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий

d. первоначальную ориентировку в творчестве

Баллов: 1,00 из 1,00

Песенное творчество детей в 4-5 лет проявляется в виде:

Выберите один ответ:

a. все ответы верны

b. импровизирование простейших песенок (колыбельных или плясовых для куклы), марша, танца на основе простейших интонаций

c. сочинение мелодии без слов

d. транспонирование сочиненной мелодии голосом

Баллов: 1,00 из 1,00

Подготовительный этап в развитии песенного творчества включает:

Выберите один ответ:

a. импровизирование мелодии на свой собственный текст

b. сочинение мелодии в заданном жанре

c. овладением навыков музицирования

d. найти тонику пику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке

Баллов: 1,00 из 1,00

Различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности включается в содержание :

Выберите один ответ:

a. подготовиьельного этапа развития творчества

b. заключительного этапа развития песенного творчества дошкольников

c. основного этапа развития песенного творчества

Предварительный просмотр:

Четверг, 12 Май 2016, 17:22

Четверг, 12 Май 2016, 17:27

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Баллов: 1,00 из 1,00

Импровизации движений предусматривает:

Выберите один ответ:

a. воспроизведение последовательности танцевальных движений в соответствии с содержанием музыки

b. сочинение и исполнение детьми упражнений, этюдов, игр, плясок, танцевальных сценок, небольших спектаклей, в сотворчестве с педагогом и другими детьми

c. исполнение танцев, хороводов, музыкальных игр

Баллов: 1,00 из 1,00

Овладение обобщенными способами музыкальной деятельности в ритмике предполагает:

Выберите один ответ:

a. обучение умению воплощать характер и образы музыки в движениях

b. обучение танцевальным движением

c. усвоение музыкальных понятий и знаний о музыке

d. овладение основными движениями и выразительное исполнение их под музыку

Баллов: 1,00 из 1,00

Развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонаже - задача развития музыкально-игрового творчества:

Выберите один ответ:

a. на четвертом этапе

b. на первом этапе

c. на третьем этапе

d. на втором этапе

Баллов: 1,00 из 1,00

Самостоятельно придумать композицию игры или танца - это задача, которая решается:

Выберите один ответ:

a. на четвертом этапе развития музыкально-игрового творчества

b. на третьем этапе развития музыкально-игрового творчества

c. на втором этапе развития музыкально-игрового творчества

d. на первом этапе развития музыкально-игрового творчества

Баллов: 1,00 из 1,00

Создание музыкально-игровых образов в однотипных движениях происходит:

Выберите один ответ:

a. на четвертом этапе

b. на первом этапе

c. на втором этапе

d. на третьем этапе

Баллов: 1,00 из 1,00

Творческое развитие детей средствами музыкально-ритмических движений связано с:

Выберите один ответ:

a. развитием творческого воображения: выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком)

b. общением с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций

c. эмоциональной отзывчивостью на музыку

d. все ответы верны

Баллов: 1,00 из 1,00

Учить творчески передавать взаимосвязь несколько персонажей – задача музыкально-игрового творчества:

Выберите один ответ:

a. на первом этапе его развития

b. на втором этапе его развития

c. на третьем этапе его развития

d. на четвертом этапе его развития

Предварительный просмотр:

Четверг, 12 Май 2016, 17:31

Четверг, 12 Май 2016, 17:37

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Баллов: 1,00 из 1,00

В младшем дошкольном возрасте творческое музицирование включает:

Выберите один ответ:

a. контрастное звукоподражания

b. сочинение разных по характеру маршей, песен, танцевальных мелодий

c. все ответы верны

d. сочинение колыбельной и плясовой мелодии

Баллов: 1,00 из 1,00

Для стимулирования и обогащение творческие проявления детей в музицировании на детских инструментах применяется метод:

Выберите один ответ:

a. уподобления тембровым краскам музыки

b. подражания и сочинения сочиненного

c. аранжировки сочиненных мелодий

d. работы над ошибками

Баллов: 1,00 из 1,00

При музицировании на музыкальных инструментах педагог может предложить следующие задания в старшем дошкольном возрасте:

Выберите один ответ:

a. сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне. Усложнение заданий на сочинение мелодий рекомендуется осуществлять в определенной последовательности. Это сочинение мелодий

b. на тексты (прибаутки, потешки)

c. сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст

e. все ответы верны

Баллов: 1,00 из 1,00

Сочинение колыбельной и плясовой мелодии на металлофоне возможно:

Выберите один ответ:

a. в старшем возрасте

b. в средней группе детского сада

c. в младшем дошкольном возрасте

Баллов: 1,00 из 1,00

Творческие задания для шумового оркестра начинают включать в:

Выберите один ответ:

a. младшей группе детского сада

b. в подготовительной к школе группе детского сада

c. в средней группе детского сада

d. в старшей группе детского сада

Баллов: 1,00 из 1,00

Творческие задания на сочинение мелодии в контрастном сопоставлении в пределах одного настроения предлагаются в:

Выберите один ответ:

a. младшей группе детского сада

b. в средней группе детского сада

c. в подготовительной школе группе детского сада

d. в старшей группе детского сада

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

по развития музыкального творчества в семье.

Полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивать ребёнка о пребывании в детском саду, предложить спеть песенку, станцевать то, что разучивали на занятии и исполняли на праздниках, нарисовали особенно запомнившееся.

Дети могут сочинять музыку во время игр и очень хорошо, если родители поощряют их творческую деятельность. Необязательно иметь дома музыкальный инструмент, чтобы устроить настоящий концерт. Прекрасно для этих целей подойдёт кастрюля, сковорода, крышка, металлическая чашка, ложки. Сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от ребёнка.

Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.

Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.

Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек. Большой выбор предлагает и интернет: здесь можно не только послушать музыку, но и увидеть презентацию её.

Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре.

Дошкольники способны достаточно выразительно изображать персонажей игр, песен при их драматизации, запоминают последовательность движений в танцах – это характеристика музыкально-ритмического развития детей :

При восприятии музыки младшие дошкольники 3-4 лет могут:

d. все ответы верны
Вопрос 4

В этом возрасте начинают обучать игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд:

Петь протяжно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами – это задача обучения:

a. в средней группе детского сада

Одна из задач по обучению пению в I – ой младшей группе детского сада:

c. побуждать детей к подпеванию отдельные слогов и слов в песне, подражать интонациям голоса музыкального руководителя при совместном исполнении песни

Цель формирования первоначальных основ музыкальной культуры у детей младшего дошкольного возраста предполагает:
a. обогащать копилку впечатлений (музыкальный тезаурус), создавать фонд любимых детских произведений, воспитывать музыкальные интересы

Обучение игре на музыкальных инструментах в младшем возрасте начинается с:

a. группы ударных инструментов не имеющих звукоряда

Слушание музыки проходит:
a. по трем этапам

Музыкально-игровые уподобления - это:

b. это творческая деятельность по ориентировке в способах выражения музыкальной мысли, свидетельствующая об активной позиции участников музыкальной игры

Начинать беседу о музыке с детьми необходимо с:

b. определения эмоционально-образного содержания музыки

Фальцет - это: b. верхний головной регистр певческого голоса

В старшем дошкольном возрасте репродуктивный компонент музыкального слуха ребенка проявляется как:

b. исполнение знакомой или малознакомой мелодию на инструменте, имеющих звукоряд

Дети 6-7 лет могут на детских музыкальных инструментах играть

a. импровизированные диалоги на инструментах

В процесс музыкально-ритмического творчества входит

a. сочинение и исполнение детьми собственных движений, танцевальных сценок, музыкальных игр

Музыкальная деятельность дошкольников — это:

a. различные способы, средства познания детьми музыкального искусства

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности:

c. четко определить цель и дидактические задачи НОД

Проблемный характер применения наглядно-слухового метода в развитии музыкального восприятия детей основывается на:

Дидактические требования к организации непосредственно образовательной деятельности включают:

c. выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД
Архетипы по Юнгу – это:
a. опыт общечеловеческой духовной жизни, передаваемый по наследству

Важным выводом исследований о творчестве Я.А. Пономарева было представления о:

c. биполярности творческого процесса

Гуманистическая психология – это направление в психологии:

a. исходящее из того, что основной мотив каждого человека – это стремление к самоактуализации и творчеству

Дивергентное мышление как основа креативности рассматривается в работах:

a. Дж. Гилфорда
5 Карл Роджерс рассматривал творчество как:

b. универсальное явление

Когнитивная теория творчества была создана:

Личностное и творческое начало в человеке может находиться в антагонистическом отношении - эта мысль получила развитие в работах:

Психоаналитическая теория творчества разработана:

Самая творческая часть психики по З. Фрейду – это:

Способность отклоняться в мышлении от традиционных схем - это положение теории креативности развивал:

b. деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей

Творчество рассматривается как вид деятельности, для которой характерны наличие:

d. все ответы верны

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) как технологию развития творчества создал:

c. Г.С. Альтшуллер
К художественным факторам развития креативности ребенка можно отнести:

b. все ответы верны

Вопрос 2 Отзывчивость к внешним творческим проблемам и задачам характеризует личностные качества, которые проявляются и необходимы в:

a. художественном творчестве

Продуктом этого вида творчества выступает изобретение механизмов, отвечающих задачам практики:

c. техническое творчество

Продуктом этого вида творчества выступает новое знание т.к. это:

b. научное творчество

Рациональная сторона скрыта и не имеет утилитарного значение - это характеристика:

Выберите один ответ:

a. художественного творчества

Художественное творчество человека:

c. опирается на наглядно-образное мышление человека

Эмпирический и теоретический характер имеет:

c. научное творчество
Важным условием развития музыкального творчества является:

c. развитие музыкальных способностей

Детское творчество самобытно, однако педагогическое руководство в развитии творческих способностей детей необходимо - точка зрения, которую не поддерживали и даже отрицали:

c. В. Глоцер, Б. Джеферсон
Вопрос 3

Баллов: 1,00 из 1,00

Критерием оценки музыкального творчества детей выступает:
a. все ответы верны.*

Любое вмешательство педагога в процесс творчества ребенка вредит индивидуальному выражению личности – эту точка зрения отстаивали:

b. В. Глоцер, Б. Джеферсон
Вопрос 5

Основные характеристики детского творчества:

e. все ответы верны

Отличительной характеристикой детского творчества является:
a. этап воплощения замысла и получения результата сжат во времени

Отношение к творчеству, качество творческих действий и продукта творчества - эти показатели творческого начала в исполнительстве дошкольников разработаны:

c. Н.А. Ветлугиной

По мнению Л.С. Выготского творчество существует:

c. там, где человек воображает, комбинирует

Понятие творчества в отечественной психологии рассматривается как:

a. деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей

Творчество ребенка и взрослого объединяет такая характеристика:

c. Е.В. Назайкинский
Вопрос 2

b. зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его установок, потребностей, мыслей, чувств, оценок

b. чувственное познание предметов окружающего мира и объективных ситуаций

Избирательность восприятия выражается:

e. в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими

Константность восприятия выражается:

e. в относительном постоянстве некоторых свойств предметов при изменении условий восприятия

Личный запас ассоциаций и образов, соответствующий первичному семантическому уровню музыкального языка:
a. тезаурус

Музыкальное восприятие - это

b. постижение и осмысление значений, которыми обладает музыка как эстетический художественный феномен Вопрос 8

Осмысленность восприятия выражается:

Выберите один ответ:

a. в отнесении воспринимаемого к определенной группе, классу, обобщении его как понятия в словесной формулировке

Предметность восприятия выражается:

a. объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру

Творческий характер восприятия музыкальных произведений обусловлен:
a. деятельностью воображения и личностным тезаурусом слушателя

Целостность восприятия выражается:

a. в обобщении знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений

Музыкальные произведения, отбираемые для творческого восприятия детьми дошкольного возраста должны обладать таким качеством как:

Особенность проблемных методов состоит в том, что они основаны:

b. на активной познавательной деятельности, которая заключается в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закономерности

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью:
a. активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания

Предложение подобрать движение, соответствующее характеру музыки - это проблемный метод музыкального воспитания, который относится к группе:

Проблемная ситуация - это:

b. начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности

Проблемное применение наглядных методов музыкального образования может быть следующим:

a. сравнить две интерпретации одного музыкального произведения

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она:

a. имеет выраженную этапность, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты деятельности

c. после нескольких прослушиваний музыкального произведения

d. установление ассоциативной связи между основным характером произведения и цветом

Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений включает:

c. сравнение двух музыкальных произведений одного жанра или близких по названию

Прием обучения - это:
a. составная часть метода, конкретные действия педагога и детей, подчиненные общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода

Прием оркестровки направлен на:

a. творческое применение детьми способов передачи настроения в музыки с помощью тембровых красок
Импровизация мелодии на заданный текст, сочинение попевки определенного настроения, жанра доступно в:

Выберите один ответ:

Основной этап в развитии песенного творчества предполагает включение заданий на:

b. освоение способов творческих действий

Песенное творчество детей в 4-5 лет проявляется в виде:

b. все ответы верны

Подготовительный этап в развитии песенного творчества включает:

b. найти тонику пику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке

Различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности включается в содержание :

b. подготовиьельного этапа развития творчества
Импровизации движений предусматривает:

b. сочинение и исполнение детьми упражнений, этюдов, игр, плясок, танцевальных сценок, небольших спектаклей, в сотворчестве с педагогом и другими детьми

Овладение обобщенными способами музыкальной деятельности в ритмике предполагает:
a. обучение умению воплощать характер и образы музыки в движениях

Развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонаже - задача развития музыкально-игрового творчества:

b. на втором этапе

Самостоятельно придумать композицию игры или танца - это задача, которая решается:

b. на четвертом этапе развития музыкально-игрового творчества

Создание музыкально-игровых образов в однотипных движениях происходит:

d. на первом этапе

Творческое развитие детей средствами музыкально-ритмических движений связано с:

b. все ответы верны

Учить творчески передавать взаимосвязь несколько персонажей – задача музыкально-игрового творчества:

d. на третьем этапе его развития
В младшем дошкольном возрасте творческое музицирование включает:

d. контрастное звукоподражания

Для стимулирования и обогащение творческие проявления детей в музицировании на детских инструментах применяется метод:
a. аранжировки сочиненных мелодий

При музицировании на музыкальных инструментах педагог может предложить следующие задания в старшем дошкольном возрасте:

d. все ответы верны

Сочинение колыбельной и плясовой мелодии на металлофоне возможно:

c. в средней группе детского сада

Творческие задания для шумового оркестра начинают включать в:
a. младшей группе детского сада

Творческие задания на сочинение мелодии в контрастном сопоставлении в пределах одного настроения предлагаются в:

b. в старшей группе детского сада
Творчество - это:

a. деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей

Способность отклоняться в мышлении от традиционных схем - это положение теории креативности развивал:

Психоаналитическая теория творчества разработана:

К художественным факторам развития креативности ребенка можно отнести:

c. все ответы верны

Эмпирический и теоретический характер имеет:

c. научное творчество

Творчество ребенка и взрослого объединяет такая характеристика:

b. эмоциональная окрашенность

Понятие творчества в отечественной психологии рассматривается как:

c. деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей

c. зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его установок, потребностей, мыслей, чувств, оценок Вопрос 9

Творческий характер восприятия музыкальных произведений обусловлен:

c. деятельностью воображения и личностным тезаурусом слушателя

c. Е.В. Назайкинский

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью:

b. активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания

Предложение подобрать движение, соответствующее характеру музыки - это проблемный метод музыкального воспитания, который относится к группе:

a. установление ассоциативной связи между основным характером произведения и цветом

Показ репродукции картин рекомендуется использовать:
a. после нескольких прослушиваний музыкального произведения

Различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности включается в содержание :

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений — непременное условие творческих проявлений детей.

Педагог должен развивать основные музыкальные способности детей — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, а также другие способности, не специально музыкальные — воображение, образное мышление.

, Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество,— владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

На музыкальных занятиях (фронтальных, по подгруппам, индивидуальных) педагог не только разучивает с детьми определенный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

На занятиях музыкальный руководитель дает детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

При этом эффективны парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой.| В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняют. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).

Такие парные задания заостряют внимание детей на необходимости передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.

Задания с различными видами контрастных сопоставлений применяются, как мы помним, и при слушании музыки. Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Рекомендуется подобные задания давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно пере-

дать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.

Творческие задания малыши могут выполнять и коллективно — шумовой оркестр. Педагог обсуждает с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

Такое коллективное музицирование помогает ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Импровизации на музыкальных инструментах в самостоятельной деятельности, в семье можно чередовать с разучиванием оркестровой партии, подбором мелодий по слуху.

В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) дети способны запоминать и затем повторять свои импровизации, т. е. сочинять несложные мелодии. Как правило, ребенок стремится в своем сочинении передать какой-либо конкретный программный образ или черты определенного жанра (песня, танец, марш). Нужно побуждать детей сочинять мелодии и без определенной программы, названий, помогать им сделать музыкальные импровизации, даже самые элементарные, выразительными, окрашенными настроением.

Характер руководства педагога инструментальным творчеством зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.

Один из приемов, стимулирующих и обогащающих творческие проявления детей,— аранжировка наиболее удачных сочинений музыкальным руководителем, исполнение их на фортепиано с сопровождением. Для этого педагог должен уметь быстро подбирать и гармонизировать мелодии.

Интересно также инструментовать мелодии для детского оркестра, вместе с ребятами найти наиболее выразительные тембры инструментов, придумать различные варианты оркестровки.

Исполнение оркестром сочиненных детьми мелодий побуждает к коллективному творчеству, прививает интерес к музицированию.

Читайте также: