Великий мастер своего дела рене лалик сообщение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

РЕНЕ ЛАЛИК - ВЕЛИКИЙ ЮВЕЛИР

Хочу рассказать о великом мастере своей эпохи. Рене́ Лали́к — великий французский ювелир и мэтр художественного стекла, яркий представитель самого романтичного стиля в мировой художественной культуре – модерна. Творчество Лолика уникально тем, что в своем творчестве он, помимо традиционного золота, экспериментировал с янтарем, сплавами металлов, эмалью, любимыми полудрагоценными камнями, рогом и черепашьим панцирем, достаточно дешевыми материалами. И, к тому же, он не так активно использовал бриллианты, в связи с чем не сразу был принят пресыщенной публикой. Рене любил материал за его художественную ценность, а не за стоимость. При создании своих шедевров мастера вдохновляла природа, Рене был потрясающим рисовальщиком. С 1890 года его любимой клиенткой становится Сара Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна.

13

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Coty и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme, Amethyst.

После смерти Рене Лалика его фирму возглавил сын — Марк Лалик, который переориентировал семейное производство на хрусталь, а затем внучка, Мари-Клод.

Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.

Рене Лалик: гений ювелирного мира

Рене Жюль Лалик. Фото 1903 года Работая в Aucoc, Лалик параллельно посещал парижскую Школу декорат

Рене Жюль Лалик. Фото 1903 года

Работая в Aucoc , Лалик параллельно посещал парижскую Школу декоративных искусств. В 1878 году он на два года уехал в Лондон , где оттачивал свои навыки графического дизайна в Художественной школе Кристал Пэлас. Здесь студентов обучали таким предметам , как акварель , черчение , рисунок , лепка и живопись маслом. В Кристал Пэлас любовь молодого художника к природным мотивам вышла на новый уровень и стала одним из ярких творческих увлечений , которые прославят его в будущем.

Рене Лалик. Эскизы к ювелирным украшениям. 1894−1896 гг

Подвеска “Два павлина”, 1897–1898

Брошь. Бриллианты, стекло и эмаль. 1899 –1901

Брошь. Хризопраз и жемчуг. Ок. 1898–1899

Брошь

Кулон. 1905

Один из заказчиков Лалика предложил молодому ювелиру партнерство. Компания Lalique&Varenne просуществовала недолго — Лалик получил более выгодное предложение от ювелира Жюля Дестапа , который оценил мастерство и коммерческую хватку Рене. Вскоре Лалик возглавил мастерскую Дестапа и получил право на собственное клеймо. Перед ним открываются огромные возможности для экспериментов с новыми материалами и дизайном , которые впоследствии сделали его одним из самым знаменитых ювелиров эпохи ар-нуво.

В 1885 году Лалик женился на Марии-Луи Ламберт , в браке родилась дочь Жоржетта , однако семейное счастье продлилось недолго , и супруги расстались. Лалик полностью погрузился в работу. Он вводил в свои украшения новые материалы: используя слоновую кость и рог , эмаль и поделочные камни , Лалик ознаменовал переход ювелирного изделия от изысканной оправы драгоценного камня к многоплановому произведению искусства. Все материалы , которые он использовал , подчинялись дизайну изделия , оправдывая не столько его стоимость , сколько художественную ценность. На брошах , подвесах , тиарах возникали пейзажи и портреты , экзотические птицы , букеты цветов и нагие женские фигурки. Рядом с бриллиантами стояли камеи из слоновой кости , на гребнях из рога сверкало цветное стекло и жемчуга , инкрустации из полудрагоценных камней обрамлялись золотом и изумрудами. Это была революция , это было попрание всех принципов ювелирного дела. И это было высокое искусство , которое вскоре оценили во всем мире.

Сара Бернар в сценическом костюме Клеопатры. Украшения созданы Рене Лаликом. 1890

Эскизы украшений Рене Лалика для сценических образов Сары Бернар

9 декабря 1896 года в Париже Сара Бернар отмечала тридцать лет своей актерской деятельности. В Grand

9 декабря 1896 года в Париже Сара Бернар отмечала тридцать лет своей актерской деятельности. В Grand Hôtel состоялся торжественный банкет, затем в театре Ренессанс

Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Читать дальше

актриса исполнила отрывки из Расина. Наконец, сидя на троне, она принимала стихотворные восхваления пяти поэтов. Каждый гость получил иллюстрированный альбом и серебряную медаль с гравировкой Рене Лалика с изображением актрисы. Эта медаль из слоновой кости - единственная в своем роде и создана Лаликом для его друга, художника Жоржа Клерена, который был тогда признанным любовником "Божественной Сары".

Брошь из золота, эмали и изумрудов, выполненная Рене Лаликом, ок. 1896. Посвящается Саре Бернар. Кол

Брошь из золота, эмали и изумрудов, выполненная Рене Лаликом, ок. 1896. Посвящается Саре Бернар. Коллекция Комеди Франсез

Рене Лалик. Декоративная брошь для Сары Бернар. Золото, эмаль, бриллианты и хризопразы

Рене Лалик. Обложка программки к пьесе Сарду

Рене Лалик. Обложка программки к пьесе Сарду "Феодора" (1902). Сара Бернар в роли Императрицы. 1894. Источник

Рене Лалик. Гребень, созданный для Сары Бернар. Дизайнер Альфонс Муха

Рене Лалик. Брошь

Рене Лалик и его вторая жена, Августина-Алиса Ледрю Лалик все еще был женат, когда встретил Августи

Рене Лалик и его вторая жена , Августина-Алиса Ледрю

Лалик все еще был женат , когда встретил Августину-Алису Ледрю. Она была дочерью скульптора Огюста Ледрю , который был известен своими бронзовыми фигурками и вазами в стиле ар-нуво. Как и Лалик , Ледрю обожал обнаженную женскую натуру , и многие его произведения в чем-то перекликались с работами будущего зятя.

Так или иначе , Рене и Алиса полюбили друг друга. В 1892 году Алиса родила Лалику дочь Сюзанну , и лишь год спустя художник окончательно оформил развод с первой женой — Марией Ламберт. В 1900 году у пары родился сын Марк , два года спустя они официально оформили отношения. Алиса получила достаточно хорошее художественное образование , прекрасно разбиралась в искусстве и его современных течениях. Рассказывали , что она работала над некоторыми эскизами для украшений , создаваемых в мастерских ее мужа. Лалик всегда мог рассчитывать на ее совет и всевозможную поддержку в начинаниях. К сожалению , этот союз продлился недолго — Алиса скончалась в 1909 году.

Ожерелье, созданное Рене Лаликом для второй жены, Алисы Ледрю. Опалы и аметисты. Ок. 1897–99. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Что ж , снова работа. На волне коммерческого успеха в 1890 году Рене Лалик открыл новый магазин улице Терезы , близ парижской Оперы. Укрепившееся благосостояние позволило ювелиру расширить творческие возможности и начать первые эксперименты со стеклом , которое его привлекало еще со времен работы у Луи Аукока. Цвет , форма , оттенки , способы обработки и дизайнерские возможности — все эти аспекты стекла стали объектами пристального внимания Рене Лалика. Первые шаги в новом направлении он делал в своем загородном доме в деревне Клерфонтен , недалеко от Парижа. Его экспериментальные работы принесли ему признание , но о доходах речь пока не шла.

Стенд Рене Лалика на Всемирной выставке в Париже, 1900. Париж, музей декоративных искусств | © MAD,

Стенд Рене Лалика на Всемирной выставке в Париже , 1900. Париж , музей декоративных искусств | © MAD , Париж. Источник

Коллекция ювелирных изделий в стиле ар-нуво , показанная Лаликом , принесла ему грандиозный успех , который он еще более укрепил на Брюссельской Всемирной выставке 1897 года. За экспозицию , представленную на Всемирной Парижской выставке в 1900 году , Рене Лалик получил Гран-при и был награжден Орденом Почетного Легиона. Это — всемирный триумф , это новые заказчики. Монархи и аристократия оценили гениальность ювелирного мастерства Лалика , его символизм

Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше

, его новаторство , смелость дизайнерской мысли и виртуозное ее воплощение.

Рене Лалик, 6 апреля 1860 года — 9 мая 1945 года

Его называли гением при жизни, таковым считают и сейчас. Художник, мастер, изобретатель, ювелир стиля модерн и производитель стекла эпохи ар-деко. Он запатентовал 16 изобретенных им технологий, произвел невероятное количество предметов, считающихся мировыми шедеврами, ввел новые нетрадиционные материалы и сюжеты в ювелирное дело. Ряд его изображений в стиле ар-нуво, были подхвачены в иллюстрациях, текстиле, интерьерном декоре. Свободный в действиях и вымыслах он не приспосабливался к мнению общества, а изменял его восприятие, вкус и устои согласно своим фантазиям.

Рене Жюль Лалик родился в семье виноторговца и портнихи, живших в провинции Шампань, местности, прославленной виноделием и бесконечными виноградниками.

В 1862 г., когда мальчику было два года, семья переехала в предместье Парижа. Дела отца, очевидно, были успешными, поскольку Рене первое образование получил в престижном лицее Тюго, где в 12 лет заработал свою первую награду по рисованию.

С 1876 года, после кончины отца, шестнадцатилетний Лалик поступил учеником к известному парижскому ювелиру Луису Ококу, у которого осваивал знания и навыки мастерства. Вечерами он ходил на занятия в школу декоративного искусства (Ecole des arts decoratifs). В 1878 г. Рене уезжает в Англию и обучается в колледже искусств Сиденхама (теперь часть Большого Лондона). Там юный Лалик совершенствуется в графике и дизайне, а также вырабатывает уникальный натуралистический стиль, который станет особенностью его ювелирных творений.

Вернувшись в Париж в 1880 году, двадцатилетний Лалик завершил свое образование, изучая скульптуру, керамику, искусство эмалей, глазурей и живописи по стеклу Бернара Палисси. В то же время он создает эскизы для обоев и тканей по заказу родственника его родителей, работает внештатным дизайнером для нескольких известных ювелирных фирм: Jacta, Aucoc, Gariod, Hamelin, Destape, Cartier, Boucheron. Одновременно изготавливает ювелирные предметы для пополняющегося списка частных заказов.

Браслет c бриллиантами 1,76 к. Золото 585 проба

Брошь с бриллиантами 1,88 k. Золото 750. Франция

Колье с бриллиантами 1,96 к. Золото 750 пробы.

1885 – 1900: ювелирный мастер

В 1889 г. на выставке в Парижском салоне дю Шан-де-Марс Лалик выставил коллекцию предметов, где в причудливой манере искусно переплелись драгоценные материалы с недорогими поделочными камнями, слоновой костью, черепаховым панцирем. Критики настроены были скептически. Но неординарная фантазия и виртуозное мастерство привлекли к художнику еще больше внимания, особенно людей творческих кругов.

Наконец, в 1890 г. на Рю Терезы в районе Opera Лалик приобрел для фирмы со штатом 20 человек, помещение под мастерскую и магазин. Год стал особым в творчестве мастера. С этого времени ювелир начал создавать сценические украшения для Сары Бернар, в большом количестве используя стекло. Великая актриса почитала и одновременно вдохновляла гениальность Рене.

Способность стекла ярко передавать цветовые нюансы, формы, объем завораживает, и Лалик начинает иногда включать его в драгоценных украшениях. До полного развития уникального стиля Lalique, когда стекло, с его фантастическими качествами станет неотъемлемым в изделиях, пройдет несколько лет.

Ювелир изготавливает не только женские украшения, но экспериментирует с выражением формы именно для них. Насекомые и рептилии, придуманные для театральных украшений Бернар, присутствуют в других предметах. Наряду с прекрасными, словно живыми, цветами, в украшениях возникают изображения мха, корневищ, чертополоха, еловых лап, усеянных шишками, голых древесных ветвей.

В произведениях Рене появляются фигуры обнаженных женщин, которые были допустимы в живописи, скульптуре, интерьерном декоре, но ни в коем случае не в украшениях, предназначенных для женщин. Это было странно и неприлично. Изобретательность Лалика не принимала в расчет ни мнения критиков, ни общественных устоев. Как он сам говорил, стоит пробовать что-то новое и возмутительное, не игнорируя любые возможные идеи. Рассматривая гиперреалистичных насекомых и размер некоторых изделий мастера, невольно думаешь, что его вовсе не волновал вопрос, будет ли это вообще кто-нибудь носить. Он претворял неуемную фантазию в образы, неприемлемые ранее, заставляя публику с восторгом принимать каждый его шедевр. Все чаще художник использует приемы символизма, метаморфоз, мифологические сюжеты и персонажи. Многие украшения до сих пор заставляют задумываться над идеей и содержанием изображения. Прекрасные же линии нагих женских форм навсегда останутся во всех областях деятельности художника. Женщины и природа — так Лалик определит источник своего вдохновения, в 1925 году, дав интервью французскому искусствоведу Максимилиану Готье.

В 1895 г. Лалик вновь выставил свою коллекцию в художественном салоне du Champ-de-Mars, где впервые присутствовали украшения из рога. Собственно, рог, который использовал художник, был от индийских и южноамериканских буйволов и коров, поскольку имел более глубокие и разнообразные оттенки. Высочайшего мастерства ювелирные украшения больше напоминали живопись. Смелые, порой вызывающие сюжеты, необычайно тонкая, объемная, высокохудожественная работа, сочетание драгоценных и нетрадиционных материалов со стеклом вызвали восхищение посетителей. Критики отметили, что хоть предметы и прекрасны, но носить их можно на сцене, а не в повседневной жизни, чему доказательством служат украшения Бернар. Но публика решила иначе, популярность Лалика возрастает, ему подражают, а его неумолимый гений находится в постоянных поисках новых изобретений, приемов и техник. Он становится наиболее смелым и дерзким новатором в ювелирном искусстве рубежа XIX и XX веков. Продолжает работать для лучших ювелирных фирм и магазинов Парижа.

В этом году марке Lalique исполнилось сто тридцать лет. Вспоминаем творческий путь её основателя и идейного вдохновителя— выдающегося мастера ювелирных и стекольных дел Рене Лалика.








Текст: Ольга Ильинская

Фото: пресс-службы

Рене Лалик — человек, превративший стекольное ремесло в искусство

Рене Лалик — человек, превративший стекольное ремесло в искусство

Рене Лалик ничего не боялся — ни в самом начале, когда принялся за эксперименты с недрагоценными материалами, ни после, когда оставил блестящую карьеру ювелира, чтобы посвятить себя стекольному искусству. Культурно–вещественное наследие Lalique, которое мы имеем сегодня, успешно сочетает в себе оба эти направления

Рене Лалик ничего не боялся — ни в самом начале, когда принялся за эксперименты с недрагоценными материалами, ни после, когда оставил блестящую карьеру ювелира, чтобы посвятить себя стекольному искусству. Культурно–вещественное наследие Lalique, которое мы имеем сегодня, успешно сочетает в себе оба эти направления

Рене Лалик — человек, превративший стекольное ремесло в искусство

Cтол Cactus Round Table. Выполнен по образцу оригинальной модели 1951 года. Прозрачная круглая столешница покоится на основании в виде листьев кактуса, отлитом из янтарного хрусталя. По правилам компании Lalique к работе над этим шедевром допускаются лишь те мастера, которые имеют награды самого престижного во Франции творческого конкурса Meilleurs Ouvriers de France

Cтол Cactus Round Table. Выполнен по образцу оригинальной модели 1951 года. Прозрачная круглая столешница покоится на основании в виде листьев кактуса, отлитом из янтарного хрусталя. По правилам компании Lalique к работе над этим шедевром допускаются лишь те мастера, которые имеют награды самого престижного во Франции творческого конкурса Meilleurs Ouvriers de France

Рене Лалик — человек, превративший стекольное ремесло в искусство

Собственно фабрика LALIQUE открылась в 1911 году, когда Лалик уже распрощался с карьерой ювелира и полностью отдался стекольному делу, сначала в городке Комб-ла-Виль недалеко от Парижа, а затем, после окончания Первой мировой, в Винжен-сюр-Модер на северо–востоке Франции, в Эльзасе, где и по сей день находится единственный в мире завод LALIQUE.

Рене Лалик — человек, превративший стекольное ремесло в искусство

Здание Музея Lalique в Винжен-сюр-Модер

Здание Музея Lalique в Винжен-сюр-Модер

Рене Лалик — человек, превративший стекольное ремесло в искусство

Имя компании Lalique мастера гравируют вручную на каждом изделии

Имя компании Lalique мастера гравируют вручную на каждом изделии

Рене Лалик — человек, превративший стекольное ремесло в искусство

Ваза Languedoc повторяет одноимённую модель 1929 года. Её образ был навеян суровыми пейзажами провинции Лангедок на юге Франции. Матовый зелёный хрусталь.

Ваза Languedoc повторяет одноимённую модель 1929 года. Её образ был навеян суровыми пейзажами провинции Лангедок на юге Франции. Матовый зелёный хрусталь.

Сейчас компания специализируется на производстве предметов интерьера и аксессуаров для дома, ювелирных изделий, парфюмерии и коллекционных арт–объектов из хрусталя и стекла. Продукция дома LALIQUE обладает единством стиля, простотой и изяществом форм, её отличают высочайшее искусство исполнения и качество, по‑прежнему достойное самых искушённых его ценителей.

Рене Лалик родился 6 апреля 1860 года во Франции (департамент Марн). Влечение к художеству он обнаружил в раннем детстве. Родители определили его в лицей Турдот близ Венсена, где издавна находился центр французского керамического производства. В школе Лалик увлекся изучением природы, натурально изображал насекомых, бабочек и цветы на тонких пластинках слоновой кости. Когда ему исполнилось 16 лет, он, потеряв отца, решил продолжить специализированное обучение. Мать определила его в ученики к парижскому ювелиру Луи Ококу (Louis Aucoc).

Одновременно он посещал школу декоративных искусств в Париже.

В 1878—1880 годах Лалик учился в лондонском Сиденхем-колледже, расположенном на окраине города, близ Хрустального дворца, где проходили известные художественнопромышленные выставки. Англия 1880-х годов была центром формирования нового искусства, и в этой атмо сфере развивалось художественное мировоззрение молодого талантливого француза. Впоследствии английские впечатления отразились в творчестве Лалика-ювелира, сыграв решающую роль в его стилистических новациях. От того времени у него сохранилось около 1500 замечательных эскизов, в которых ощущается дух английской элегантности и эстетизма. Свои проекты он всегда выполнял на пергаменте с учетом масштаба методом, восходящим к работе средневековых резчиков камня.

В 1890 году Лалик руководит маленькой фабрикой на улице Терезы в Париже, где реализует свои ранние проекты. Он интенсивно экспериментирует с самыми различными материалами, особенно с эмалями. Значительную поддержку в этом ему оказывает отец жены, скульптор Ледрю. Участие в Парижском салоне 1897 года, а затем и во Всемирной выставке 1900 года принесли Лалику европейскую известность.

Вероятно, работа над ювелирными объектами привела Рене Лалика к стеклу, с которым он обращался как ювелир. Со временем именно этот материал стал смыслом всей его творческой жизни.

В 1902 году Лалик стал владельцем пятиэтажного дома, в котором жила его семья — жена Августина Ледрю и сын Марк (р. 1900), будущий дизайнер и технолог стекла. Достопримечательностью дома были массивные входные двери из пинии, украшенные стеклянными дисками. В собственной мастерской Рене

Впечатление от стеклянной пластики Лалика было столь сильным, что заставило Коти искать знакомства с ее автором. И он обратился к Лалику с предложением изготовить оригинальный флакон и этикетку для своих духов. Вероятно, художника-ювелира увлек необычный проект, хотя поначалу идея его реализации на заводе Баккара Лалика совсем не вдохновила. Он отказался быть только исполнителем эскизов и создал первые флаконы для Коти на заводе Легра под Парижем (основан в Сен-Дени в 1864 году), непосредственно участвуя в их производстве (правда, на них нет маркировки Лалика, об авторстве свидетельствует только этикетка — Коти). Так Лалик стал первым французским художником, который решил вопрос изготовления эксклюзивных флаконов для парфюмерии инду- стриальными методами. Ранние проекты были им реализованы также на фабрике братьев Апперт в Клиши. Содружество Лалика и Коти привело к рождению эксклюзивного стеклянного флакона для эксклюзивной ароматической жидкости. Парфюмер Франсуа Коти и ювелир Рене Лалик произвели своего рода революцию в сфере французского производства ароматов.

В результате нового направления своей деятельности он становится обладателем определенного капитала и в 1909 году приобретает стеклянную фабрику в Combs-la-Ville (Комб-ла-Вилль) под Парижем, с которой связан первый яркий этап деятельности Лалика как художника стекла.

Вначале флаконы для духов были достаточно простых форм. Эстетический акцент создавали необычные фигурные пробки в форме цветка, бабочки, змеи, обнаженной женской фигуры и тд. Особое восхищение вызывали пробочки-тиары с матовым гравированным рисунком интальо — символом утонченной гармонии всех произведений Лалика (впоследствии тиарами завершались и его настольные электрические лампы). Пробки изготавливали для каждого флакона индивидуально и нумеровали. Чтобы сохранить аромат духов, их втулки делали притертыми с помощью углеродной пудры.

Лалик досконально изучает все тонкости технологии стеклоделия, а также маркетинг и в 1910-х годах начинает серийное изготовление флаконов не только для Коти, но и для многих других французских парфюмеров, теперь уже на собственной фабрике. Стекло, которое издавна варили

Все многообразие фабричного стеклянного ассортимента Лалик представил на собственной выставке в 1912 году. Туалетные гарнитуры состояли из элегантных вещиц, предназначенных для пудры, помады, украшений и тд. Наиболее популярным в то время было черное непрозрачное стекло в декоративном обрамлении из металла. На своей выставке Лалик представил также гарнитуры для письменного стола — печати, прессы, чернильницы и другие предметы.

В этот ранний период развития собственной фабрики Лалик проектировал серийные виды стекла, которые продавались по доступным ценам, — кружки, графины, кувшины, бокалы, часто оправленные в металл. Прессы для бумаг отливались на производстве в виде голов животных и птиц. Начинается также выпуск в технике литья медальонов наподобие памятных медалей.

На выставке 1912 года, наряду с гарнитурами для письменного и туалетного столов, были представлены вазы, которые в будущем прославили Лалика, став тем вектором, в направлении которого развивалось его искусство. С 1909 года вазы создавались по эксклюзивным эскизам художника в технике выдувания (ртом или воздуходувкой) в форму с рельефом, затем дорабатывались вручную, но никогда не полировались. Декоративные элементы ваз часто изготавливались отдельно в технике тающего воска с использованием керамической формы.

Как художника и предпринимателя его всегда обуревали грандиозные идеи, и наконец он приступил к реализации своих планов по изготовлению массовой продукции — стекла для стола, декоративных ваз, парфюмерных флаконов, пластических объектов, деталей для архитектуры и, наконец, предметов роскоши. Он делает проекты для выставок, выполняет индивидуальные заказы, создает декоративное стекло для интерьеров океанских лайнеров и железнодорожных экспрессов, отелей и общественных зданий.

В 1930 году Р. Лалик, несмотря на преклонный возраст и болезни, продолжал сохранять творческую энергию и оставался единственным художественным руководителем своего производства. Все стекло создавалось по его авторским разработкам, среди которых были как уникальные, так и серийные предметы.

После 1918 года его художественные идеи развивались в русле стиля ар деко. Как творческая личность и как предприниматель Лалик остро чувствовал изменение общественных вкусов и постепенно отказывался от экстравагантности форм и изощренности линий, острых контрастов гротеска и реализма образов. Его произведения приобретали уравновешенность и внутреннюю статику. Ясный геометризм их форм был созвучен декоративной фактуре поверхности. Преимущество сохранял низкий рельеф орнаментального узора, в котором преобладал стилизованный флоральный мотив. В его изделиях встречается также декор в виде змеиной кожи, острых листьев артишока, изображений животных и птиц. Ко второй половине 1920-х годов декоративный рельеф становится ярко выраженным, подчас превращаясь в горельеф. Композиционно орнаментальная структура чаще всего располагается в виде фризов или чередующихся вертикальных элементов, хотя по-прежнему встречается и ковровый узор. К началу 1930-х годов усиливаются жесткость контуров рельефа, раппортность и подчеркнутый геометризм орнамента.

Тем не менее очевидные стилистические преображения в искусстве Лалика, связанные с французским ар деко, не стерли в его душе оригинальность восприятия действительности, в его памяти — любовь к линеарной причудливости, в желаниях — выражение рискованных художественных фантазий. Творческий гений Лалика невероятно мобилен и совершенно индивидуален, поэтому в его произведениях эпохи ар нуво явно ощущается предчувствие идей нового стиля, а в эпоху ар деко черты модерна продолжают вносить экзотическое начало в упорядоченный орнаментальный строй.

Не останавливаясь на достигнутом, художник продолжает экспериментировать, и в 1925 году появляется еще один метод художественной обработки стекла — сатинирование, когда с помощью кислоты достигается эффект атласной поверхности. В 1920—1930-е годы Лалика нередко называют maitre verrier (маэстро стекла). Именно материал и его глубокое понимание является залогом цельности творчества великого мастера стекла.

Произведения Лалика еще при жизни стали образцами для подражания. Особенно успешно в технике, близкой к Лалику, работал замечательный французский художник М. Сабино. Не были исключены и подделки.

Елена ДОЛГИХ

Иллюстрации предоставлены автором.

№5 (57) май 2007 Журнал Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования

Читайте также: