Зачем нужно двоеточие сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Сочинение-рассуждение
,для чего нужно двоеточие?!

  • Алина Казинкина
  • Русский язык
  • 2019-07-28 20:47:25
  • 10
  • 2

Знаки препинания появились намного позднее, чем была придумана письменность. В Рф система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
Для чего необходимы знаки препинания? недоумевают некоторые мои сверстники и разговаривают: Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки. Я с ними не согласна (ен), поэтому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она дотрагивается выражения в целом.
Возьмем, к образцу, двоеточие. Во-первых, этот символ ставят, если хотят объяснить извещенье. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где 2-ая часть трудного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
Во-вторых, этот знак помогает узреть такие синтаксические конструкции, как слова творца и прямую речь .
В-третьих, двоеточие письменный сигнал интонации объясненья (пример). Перед знаком голос снижается, после чего следует предуведомляющая пауза, после знака последующая синтаксическая единица интонируется в более прытком темпе.
Нет, не обойтись без символов препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, существуют, чтоб выделить идея, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

Знаки препинания это система знаков, применяемых в языке на письме.
Схожие знаки препинания в различных языках ставятся по-различному и имеют разное значение.
В целом, они нужны чтоб структурировать письменную речь, ведь в ней не слышно пауз
или интонаций которые мы могли бы произнести вслух в обыкновенной ситуации.

Двоеточие символ препинания, который ставится внутри предложения.
Для чего необходимо двоеточие -
оно значит, что части, меж которыми оно поставлено, связаны между собой либо отличаются
друг от друга. Оно употребляется как в обычных, так и в сложных предложениях и призвано
заострять внимание на том, что следует за ним.

Для чего необходимо двоеточие в письменной речи

Двоеточие нужно ставить при перечислении после обобщающего слова
Сколько же в том магазине было видов сладостей: шоколад, тянучка, карамель,
мармелад, сладостная вата и булочки с корицей .
Зачем нужно двоеточие сочинение, если вы пишете его, по литературному творенью,
часто просит цитат из первоисточника. В предложениях с прямой речью, двоеточие делит
слова творца и прямую речь. Я выдержал долгую паузу и сказал: Он уехал навечно,
он никогда больше сюда не вернется. Вставляя в свое сочинение цитату из текста,
поставьте двоеточие, а затем кавычки.
В трудных предложениях двоеточие употребляется, если одно из простых предложений
объясняет или дополняет иное Он знал что убийца все еще находится в комнате,
у него были на то предпосылки: следы были во всей комнате, не считая дверей.

Итак, если для вас будет нужно написать для чего необходимо двоеточие сочинение рассуждение,
вы сможете разъяснить, что оно нужно чтобы акцентировать внимание на каких-либо
долях предложения, которые отличаются от главного текста. Перечислении однородных
членов предложения, выделении прямой речи, а также при наличии объяснения одного
предложения другим.

1) научить писать сочинение-рассуждение по алгоритму.

2) Формирование коммуникативных и пунктуационных умений и навыков

Задача: написать сочинение-рассуждение.

« Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль,

привести слова в правильное соотношение

и дать фразе легкость и правильное звучание.

Знаки препинания – это как нотные знаки.

(1) Шла весна, под щедрыми лучами солнца цвела пробужденная природа, а в лесу пели птицы. (2) Вдали, на склонах торжественных гор, паслись стада, и воздух был наполнен весенним ароматом полевых цветов. (3) В школе занятий уже не было, и мы готовились к выпускным экзаменам. (4) Я и Мери с утра шли на край села, к старой заброшенной мельнице, усаживались в тени огромного орехового дерева и занимались.

(5)- Стихи, выбранные к экзамену, ты должен знать наизусть, -говорит Мери. (6) – Вот и послушай- это Галактион:

(7) В сердце мечта таится,

Небо –полоской ясной.

(11) Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку –Мери смеётся, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. (12) Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, обязательной для изучения, я все-таки прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:

(13) Через тысячу лет я тебя призываю: иди!

(14) Стану горсткою пепла я в молниях жарких твоих…

(15) Мери сидит, обхватив колени руками, и смотрит куда-то вдаль, в бездонную синеву неба, где, едва касаясь горных вершин, плывут еле заметные белые хлопья облаков.

(16)- Ты, я вижу, опять стихи сочиняешь, стихоплёт?!-раздалось вдруг у самого моего уха.

(17) Я подскочил словно ужаленный и обернулся. (18) Передо мной стоял улыбающийся Илларион.

(19) – Мы к экзаменам готовимся. (20) Здравствуй, Илларион!

(21) – Вижу, профессоры, вижу, как вы готовитесь… (22) Ну, здравствуйте! – Илларион сел.

(23)- Как у вас идут дела?

(24)_ Экзамены заканчиваем, дядя Илларион, ответила Мери.

(25) – Заканчиваете или только начинаете?

(26)- Что ты, Илларион! (27) Остался всего один экзамен!- сказал я.

(28)- Э, дорогой мой, экзамены у вас только начинаются! – улыбнулся Илларион.

(29) – Человеческая жизнь, дети мои дорогие, похожа на мельницу

(30) Помнится, построили мы колхозную мельницу, что за деревней, и пустили по желобу нашу речушку.

(31) Билась, билась вода, да так и не сумела сдвинуть колесо с места – силенок не хватило. (32) Тогда мы подвели второй рукав реки , и пошло дело! (33) Завертелось колесо, да еще как! (34) Две реки – это надежнее, вернее.

(35) – Ты поедешь в город, как школу окончишь, дочка? – вдруг обратился Илларион к Мери.

(36) – вряд ли я поеду, дядя Илларион, я не сумею…

(37) – Ну, тогда еще ничего! (38) Значит, Зурико не сбежит от нас в город!

Учитель. О чем он?

Учитель. Определите тип речи.

Ученик . Это текст-повествование, так как в тексте рассказывается о событиях в селе в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

Учитель. Каков стиль текста? Докажите свою точку зрения.

Ученик . Это художественный стиль, так как это отрывок из художественного произведения, этот текст призван воздействовать на воображение читателя.

Учитель. Какова основная мысль текста?

Учитель. Как построен текст?

Ученик. Текст построен с помощью диалога.

Учитель. Вспомните пожалуйста, как на письме оформляется диалог?

Ученик. На письме диалог оформляется следующим образом: каждое высказывание, реплика, пишется с новой строки и прописными буквами и ставится тире.

Учитель. Посмотрите внимательно, какие знаки препинания преобладают в тексте?

Ученик. Тире при диалоге, восклицательные и вопросительные знаки, которые используются для передачи особой интонации, двоеточие.

Учитель. Найдите предложения с двоеточием. Обратимся к вашему домашнему заданию. Напомните мне, что такое двоеточие.

1 ученик . Двоеточие-это знак препинания, изображаемый двумя точками, расположенными одна над другой. знак препинания (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Ученик. В этой таблице указана разделительная функция двоеточия, оно разделяет обобщающее слово и однородные члены.

Учитель. Какие случаи употребления двоеточия здесь не указаны?

Ученик. Мы знаем, что двоеточие ставится

Учитель . Найдите в тексте предложения с двоеточием и определите значение двоеточий, для этого давайте составим таблицу по следующей схеме:

Двоеточие оформляет прямую речь, разделяя слова автора и собственно прямую речь.

Вот и послушай- это Галактион:

(7) В сердце мечта таится,

Небо –полоской ясной.

Двоеточие разделяет простые предложения в составе сложного.

(13) Через тысячу лет я тебя призываю: иди!

Учитель. Сделайте обобщение.

Ученик. Двоеточие - пунктуационный знак. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

Работа над композицией сочинения.

Ученик. Сочинение должно состоять из трёх частей: Тезис, доказательства (аргументы, факты, примеры), вывод .

Учитель. Как начнем сочинение? Посмотрим в таблицу и вспомним виды вступлений.

На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они выполняют важную роль в письменной речи.

На письме без знаков препинания не обойтись!

Как обойтись без знаков препинания?

  1. Тезис – небольшое отступление, подводящее к проблеме текста.

Русская пунктуация - сложная система, глубокое овладение ею помогает точно и четко передавать, воспринимать смысл написанного.

Учитель. Молодцы, у всех получились вступления, вы продемонстрировали 4 вида вступлений, а вот что получилось у меня.

Следующий этап работы - основная часть и аргументы. Чтобы выполнить эту работу, вспомните начало урока, где мы определяли функции двоеточий и посмотрите таблицу, которую мы составили по тексту.

Какие аргументы вы можете предложить?

Аргумент, пример 2

Во-вторых, двоеточие разделяет части сложного предложения. В подтверждение собственных выводов можно привести пример из 13 предложения текста. ( Через тысячу лет я тебя призываю: иди!)

Учитель. В своем сочинении вы можете использовать следующие клише:

  • Чтобы доказать сказанное, обратимся к … предложению текста.
  • Пример использования ….. можно найти в предложении … .
  • В подтверждение собственных выводов можно привести пример из … предложения текста.
  • Рассмотрим … предложение (слово). В нем использован (-а, -о) …, который (-ая, -ое)… . Это подтверждает вывод о том, что … .

Учитель. Хорошо, аргументы привели, теперь подумайте, как мы закончим сочинение?

1 ученик. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все двоеточия, запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

2 ученик . Наверное, не каждый думает так, как я. Многие считают, что знаки препинания, в том числе и двоеточие, вообще не нужны и только усложняют людям жизнь, но ведь они не задумываются, что знаки препинания на письме - это наша интонация в устной речи, некрасива и непонятна неэмоциональная речь, лишенная чувства, логических пауз, поэтому некрасива и письменная речь, лишенная знаков, она уже совсем на нее и не похожа, это всего лишь набор слов.

Учитель. Прочитайте первое сочинение и проанализируйте его.

Все мы бываем и в роли пишущих, и в роли читающих, поэтому знаки препинания должны быть едиными для всех людей, пользующихся языком. Знание пунктуации – залог осуществления главной функции языка - успешного общения людей.

Двоеточие - очень нужный знак препинания, он изображается двумя точками, расположенными одна над другой, употребляется для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Поэтому, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.

3 ученик. Мы знаем, что должно быть 2 аргумента из текста, в качестве второго можно использовать следующее: двоеточие разделяет части сложного предложения. В подтверждение собственных выводов можно привести пример из 13 предложения текста. ( Через тысячу лет я тебя призываю: иди!)

Учитель . Замечания абсолютно справедливы. Давайте прочитаем и проанализируем второе сочинение.

Двоеточие — знак препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

На письме без двоеточия, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно.

Двоеточие помогает нам избежать тяжеловесности сложноподчиненных предложений: опустить подчинительные союзы. Таким образом, знание правил постановки двоеточия открывает перед нами широкие возможности для творчества, для совершенствования языкового мастерства.

5 ученик. Это сочинение отличается единой логикой, части связаны между собой, мне понравилось заключение, но в начале использовалось правило, что недопустимо.

Двоеточие - пунктуационный знак. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

Во-первых, двоеточия разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Пример использования двоеточия можно найти в предложении 8 .

Во-вторых, двоеточие разделяет части сложного предложения. В подтверждение собственных выводов можно привести пример из 13 предложения текста.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все двоеточия, запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

Несомненно писатель был прав, ведь знаки препинания выполняют разную роль: во- первых,

в конце предложения они завершают его на письме. Это знаки завершения. Во-вторых, внутри предложения они могут разделять слова или выделять их. Например, такой важный знак как двоеточие является разделительным знаком .

Оно разделяет обобщающее слово и однородные члены, разделяет предложения в тексте, части сложного предложения , чтобы доказать сказанное, обратимся к 13 предложению текста.

Двоеточие еще отделяет прямую речь от слов автора. Пример использования двоеточия можно найти в предложении 8 .

Наверное, не каждый думает так, как я. Многие считают, что знаки препинания, в том числе и двоеточие, вообще не нужны и только усложняют людям жизнь, но ведь они не задумываются, что знаки препинания на письме – это наша интонация в устной речи, некрасива и непонятна неэмоциональная речь, лишенная чувства, логических пауз, поэтому некрасива и письменная речь, лишенная знаков, она уже совсем на нее не похожа, это всего лишь набор слов.

На письме без двоеточий обойтись невозможно.

Двоеточие- очень нужный знак препинания, он изображается двумя точками, расположенными одна над другой, употребляется для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п.смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Эти случаи употребления можно подтвердить предложениями 8, 7 и 13.

Я согласен с Антоном. На письме двоеточия очень нужны как и другие знаки препинания, потому что без них текст рассыплется и будет непонятным. В предложенном тексте тоже встречаются двоеточия, они разделяют прямую речь от слов автора. Действительно, без двоеточий обойтись невозможно!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок русского языка в 9 классе.

(Подготовка к ГИА).

Тема: Разбор заданий ГИА.

Зачем нужно двоеточие? (сочинение-рассуждение).

образовательная: систематизация сведений о знаке препинания – двоеточии, формировать умение применять полученные теоретические знания в работе с текстом, систематизация знаний учащихся о корнях с чередующимися гласными, об односоставных предложениях;

развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать;

воспитательная: воспитание эстетического отношения к слову.

Учащимся предлагается совместно определить цели и задачи урока. (Самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА).

- Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать?

(Умение написать сжатое изложение, сочинение-рассуждение, орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории).

-Сформировать все эти умения поможет и этот урок, но мы подробнее остановимся на сочинении в жанре рассуждения (С2.1).

2.Повторение. Корни с чередующимися гласными.

А) Назовите корни, где правописание а/о зависит от конечной согласной корня. (лаг/лож, раст/ рос, скак/ скоч)

Б)От наличия или отсутствия суффикса а. (корни с е/и, кас/кос).

В) От ударения. (гар/гор, клан/клон, твор/твар, зар/зор, плав/плов).

Г) От лексического значения. (мок/мак, ровн/равн).

Д) запишите по памяти слова-исключения.

Назовите лишние слова. Работа со слайдами.

Пог..рячиться, р..сток, р..створение, выг..рки, к..са, зар..сли, предл..гаемый, обг..реть, приск..кать, ум..ротворение .

Составьте схемы предложений, в состав которых входят односоставные предложения.Определите вид каждого односоставногопредложения. Расставьте знаки препинания.

1.Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

2.Август и покатилось лето под гору.

3.Солнце уже стало низко над горизонтом и надо было поторопиться.

4.Глухая ночь сгущаться и поневоле страшно нам.

3.Знакомство с текстом. Чтение текста учителем.

-Хочу познакомить вас с одной необычной историей. (Текст распечатан и лежит на парте у каждого ученика). Слушая текст, постарайтесь мысленно увидеть и понять все, о чем в нем говорится.

Задания к тексту.

1.Закончите последнее предложение. (Берегите знаки препинания)

2.Определите художественный прием, которым пользуется автор? (Аллегория, т.е. иносказание)

3. Выделите фразеологический оборот. Что означает? (дойти до точки – до предела)

4.В каком словаре можно найти ответ на данный вопрос? (в фразеологическом словаре)

5.Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв? (знаки препинания имеют определенные значения (функции), они помогают человеку правильно оформлять свои мысли на письме)

-Докажите правильность своего ответа, т.е. назовите функции запятой, восклицательного знака, вопросительного знака, двоеточия по тексту. (запятая-для сложных предложений, восклицательный знак- выразить эмоции, ? – задавать вопросы, : - объяснять свои поступки)

-Что означает последний призыв? (Это предупреждение о необходимости бережного отношения к знакам препинания и к языку в целом, так как он является хранителем человеческих мыслей и человеческих эмоций).

Работа с таблицей.

- Двоеточие – это знак препинания, который вам известен. Расскажите о постановке двоеточия в БСС по таблице.

- Приведите примеры употребления двоеточия в тексте. Объясните функцию двоеточия в каждом предложении. (в1предложении – пояснение; во 2 предложении – причина; в 3 предложении – дополнение; в 5 предложении – прямая речь; в 11 предложении – обобщающее слово при однородных членах.)

Работа над сочинением.

- Из каких частей состоит сочинение – рассуждение? (тезис – аргументы – вывод.)

Оформление тетради. Тезис__________________________

-Что обозначает тезис? (основная мысль сочинения)

- Подберите доказательства главной мысли сочинения.

(В БСП двоеточие ставится, если вторая часть поясняет, дополняет, указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Кроме того, двоеточие отделяет слова автора от прямой речи, после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Например, в первом предложении текста стоит двоеточие, потому что вторая часть БСП поясняет первую часть. Во втором предложении вторая часть содержит причину того, о чем говорится в первой части. В третьем предложении – дополнение, в пятом предложении – прямая речь, в одиннадцатом предложении – обобщающее слово.)

- Как можно подытожить сказанное? Сделать вывод.

(Для оформления глубокой мысли нужны двоеточия и нужно относиться к ним бережно.)

Рекомендация: найти и привести 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции двоеточия.

При написании сочинения имейте в виду следующее: во –первых, помните вопрос, на который вы отвечаете, во-вторых, - композиционную схему рассуждения (тезис-доказательство-вывод), в-третьих, опирайтесь на материал текста.

Тезис. Двоеточие – знак препинания, который имеет свои функции и помогает человеку оформлять свои мысли.

Доказательства. В БСП двоеточие ставится, если вторая часть поясняет, дополняет, указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Кроме того, двоеточие отделяет слова автора от прямой речи, ставится после обобщающего слова перед однородными членами.

Например, в первом предложении стоит двоеточие, потому что вторая часть поясняет первую часть. Во втором предложении вторая часть содержит причину того, о чем говорится в первой части.

Вывод. Для оформления глубокой мысли нужно использовать двоеточие и бережно к нему относиться.

- Какова была цель нашего урока?

- Кто уверен, что сможет написать сочинение-рассуждение?

(1)Однажды в чужом городе мне встретился странный человек: он никогда не смеялся и не ругался, говорил тихо, никогда не повышал голоса, он не задавал никаких вопросов и ничего не боялся. (2)Он был одинок: с ним никто не общался, и он не стремился обрести друзей. (3)Я подумала: должна быть причина такого необычного поведения странного человека.

(4)Обратилась к главному мудрецу города.

(5)И вот что поведал мне мудрец: «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще.(6)За несложными фразами пришли несложные мысли. (7)Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной и той же интонацией. (8)Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало. (9)Он ко всему относился без эмоций.

(10)Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать разные вопросы. (11)Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.

(12)Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

(13)К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи. (14)Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. (15) Берегите… .

(1) Шла весна, под щедрыми лучами солнца цвела пробужденная природа, а в лесу пели птицы. (2) Вдали, на склонах торжественных гор, паслись стада, и воздух был наполнен весенним ароматом полевых цветов.

(3) В школе занятий уже не было, и мы готовились к выпускным экзаменам. (4) Я и Мери с утра шли на край села, к старой заброшенной мельнице, усаживались в тени огромного орехового дерева и занимались.

(5) – Стихи, выбранные к экзамену, ты должен знать наизусть, – говорит Мери. (6) – Вот послушай – это Галактион:

(7) В сердце мечта таится,

Небо – полоской ясной.

(8) Юноша: "Стой, девица!"

(9) Девушка: "Сгинь, несчастный!"

(11) Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку – Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. (12) Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, обязательной для изучения, я все-таки прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:

(13) Через тысячу лет я тебя призываю: иди!

(14) Стану горсткою пепла я в молниях жарких твоих.

(15) Мери сидит, обхватив колени руками, и смотрит куда-то вдаль, в бездонную синеву неба, где, едва касаясь горных вершин, плывут еле заметные белые хлопья облаков.

(16) – Ты, я вижу, опять стихи сочиняешь, стихоплёт?! – раздалось вдруг у самого моего уха.

(17) Я подскочил словно ужаленный и обернулся. (18) Передо мной стоял улыбающийся Илларион.

(19) – Мы к экзаменам готовимся. (20) Здравствуй, Илларион!

(21) – Вижу, профессоры, вижу, как вы готовитесь. (22) Ну, здравствуйте! – Илларион сел.

(23) – Как у вас идут дела?

(24) – Экзамены заканчиваем, дядя Илларион, – ответила Мери.

(25) – Заканчиваете или только начинаете?

(26) – Что ты, Илларион! (27) Остался всего один экзамен! – сказал я.

(28) – Э, дорогой мой, экзамены у вас только начинаются! – улыбнулся Илларион.

(29) – Человеческая жизнь, дети мои дорогие, похожа на мельницу. (30) Помнится, построили мы колхозную мельницу, что за деревней, и пустили по желобу нашу речушку. (31) Билась, билась вода, да так и не сумела сдвинуть колесо с места – силенок не хватило. (32) Тогда мы подвели второй рукав реки, и пошло дело! (33) Завертелось колесо, да еще как! (34) Две реки – это надежнее, вернее.

(35) – Ты поедешь в город, как школу окончишь, дочка? – вдруг обратился Илларион к Мери.

(36) – Вряд ли я поеду, дядя Илларион, я не сумею.

(37) – Ну, тогда еще ничего! (38) Значит, Зурико не сбежит от нас в город! (По Н. Думбадзе)

C2 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли двоеточия.

Мнение Антона и Кирилла

Кирилл: Зачем нужны эти двоеточия? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить!

Помогите Антону доказать его точку зрения.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Н.Думбадзе.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции двоеточия. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Сочинение

Нельзя не согласиться с мнением Антона, потому что двоеточие – это действительно важный знак препинания, который употребляется в простых и бессоюзных сложных предложениях, в предложениях с прямой речью.

Двоеточие выполняет разные функции. Во-первых, оно служит для разделения. Например, в предложениях 8,9,10 из текста Н.Думбадзе двоеточие разграничивает слова автора и прямую речь.

Двоеточие в любом предложении сигнализирует читателю о том, что надо произнести часть высказывания с предупредительной интонацией, потом сделать паузу. Значит, этот знак препинания выполняет ещё и интонационную функцию.

Итак, без двоеточия невозможно обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты.

Читайте также: