Зачем философия не философам сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Философия. Кому она нужна?

Издательство Альпина Паблишер, 2021

Философия: что это и зачем нужна

Зачем нужна философия, хорошо иллюстрирует пример из жанра фантастики: предположим, вы астронавт, который потерпел крушение на неизвестной для него планете. Но выжил. Выбравшись из выведенного из строя корабля, вы задаете себе и окружающему миру три главных вопроса:

Где я?Как это узнать?Что мне делать?

Будучи вдали от дома, действительно, первое, что интересует, — это то, куда я попал. Это та самая опорная точка, с которой начинается все остальное. Если планета нам незнакома, мы ищем подтверждение появляющимся в нашей голове гипотезам. Смотрим, пригодна ли планета для жизни, каково состояние воздуха и попадает ли сюда солнечный свет. Когда мы определяем хотя бы примерно, где мы оказались, встает главный вопрос: и что теперь с этим делать?

Пример с астронавтом — это аллегория жизни. Как правило, мы с легкостью понимаем, где мы находимся — когда речь идет о физическом местоположении, — но испытываем трудности, пытаясь понять, зачем мы здесь и, что самое главное, для чего. Большинство людей проживают большую часть дней в этом незнании, испытывая радость, гнев, грусть и прочие эмоции время от времени, но совершенно не ориентируясь в причинах и следствиях.

Для людей не очевидно, что проблема кроется в этих оставленных без ответа вопросах и что есть только одна наука, которая может на них ответить, — философия

Философия, конечно, не ответит вам буквально, где именно вы находитесь — в Нью-Йорке или Занзибаре, — но она, безусловно, предоставит методы, чтобы это выяснить. В отличие от любой другой научной области, философия работает с аспектами Вселенной, касающимися всего сущего. Находимся мы в понятной, структурной и полностью познаваемой среде — или же, наоборот, нас окружает хаос и мир неизученных объектов, природу которых нам лишь предстоит узнать? Каковы наши отношения с этими объектами? Чем они являются по отношению к нам — объектами или, может быть, субъектами? И вообще: действительно ли объект является тем, чем кажется?

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Последствия выбора как раз изучает политика — четвертый раздел философии, объектом исследования которой выступают принципы существующей социальной системы. Политическая философия не подскажет, как много бензина и в какой день недели вам предоставят, но сообщит, есть ли у государства право устанавливать такие нормы. Пятый, и последний, раздел философии — это эстетика, учение об искусстве, которое основано на метафизике, эпистемологии и этике. Искусство имеет дело с потребностями в обновлении человеческого сознания.

Не кажутся ли вам эти фразы слишком знакомыми? Скорее всего. Потому что мы с разной степенью регулярности используем их в работе, в общении с близкими людьми и дискуссиях. Но это не отменяет того факта, что мы согласны с выводами философов, которые, по нашему мнению, далеки от того, как устроена реальная жизнь. Тем не менее именно философы понимают, насколько противоречив человек и окружающий его мир, но они также осознают, что, несмотря на противоречия, все со всем связано. Философия помогает сформулировать мнение о мире, понять его нелогичность, определить, что правильно или неправильно для конкретного человека, ситуации и явления. Она, можно сказать, помогает познать мир целиком и применить это знание в повседневной жизни.

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Как мыслит философ

В философии такими основами выступают метафизика и эпистемология. Опираясь на то, что мир познаваем, а разум способен этим знанием овладеть, вы можете рассуждать об этике, политике и эстетике. Чего вы добьетесь, если, например, будете защищать честность как основу этики, но при этом утверждать, что реальности не существует?

Ошибка непрофессионалов в отношении философии — привычка видеть последствия, игнорируя их причины

Философ, в отличие от свиньи из басни, всегда анализирует факты, разложенные перед ним, находит причинно-следственные связи и только после этого делает выводы о мире, политике или искусстве.

Получается, что философия — это одновременно теоретическая и прикладная дисциплина, которая позволяет познать основы мироздания, а также увидеть следствия и причины этих основ. Философия, можно сказать, помогает сформулировать мировоззрение, а также систему ценностей, опираясь на фактическое положение дел и истинное знание о мире.

В самой книге вы также сможете найти размышления Айн Рэнд о цензуре, инфляции, доктрине справедливости в образовании и прочих философских воззрениях, с которыми автор согласна или не согласна.

У каждого из нас есть своя философия. Мы либо верим во что-то, либо принимаем циничный взгляд. Мы всегда считаем что-то правильным, а что-то нет. Мы воспринимаем себя как благородных существ, достойных счастья, так и виновных преступников, заслуживающих наказания. Мы часто задумываемся, в чем состоит наш долг. И мы принимаем решения по политическим вопросам, поддерживая политиков.

Это всё — философские проблемы. Все философские проблемы вытекают из вопросов. Философские вопросы отличаются от обычных тем, что затрагивают универсальные категории человеческого бытия: мышление, чувства, личность, душу и т. д. "Папа, когда ты купишь мне медвежонка?" — это не философский вопрос. А "Папа, а у мишки есть душа? Он мыслит? Он чувствует?" — уже философский вопрос.

Все философские убеждения находятся на подсознательным уровне и у многих людей они нечленораздельны. Мы переживаем свои убеждения эмоционально, в понятии "смысла жизни".

Смысл жизни отражает фундаментальные принципы, благодаря которым раскрывается наше индивидуальное отношение к миру и к людям; это интуитивное чувство, говорящее, по каким принципам работают вещи и в чем их сущность.

Каждый из нас должен осознавать собственные убеждения, составляющие "смысл жизни", и обладать способностью обволакивать их в словесную форму, в противном случае мы утратим четкое представление о том, во что мы верим и что мотивирует нас принимать важнейшие решения нашей жизни — и является ли это правдой. Нам необходимо обладать ответами на философские вопросы, потому что они непременно определят вектор нашего развития на всю дальнейшую жизнь. Это касается не только отдельных личностей, но и целых наций и культур, над которыми доминирует понятие "смысла жизни".

Наши убеждения, эмоции, ценности, знания и идеалы составляют наше мировоззрение. Но мировоззрение не идентично понятию философии. Философия — это систематизированное, рационально осмысленное и обоснованное мировоззрение, его ядро и основа. Все люди так или иначе философствуют в определенный момент жизни, когда необходима структуризация мировоззренческих позиций, без которой не получится движение вперед, развитие в определенной сфере жизнедеятельности. Абсолютно любой человек так или иначе застает себя рефлексирующим о чем-нибудь метафизическом, ибо в саму человеческую природу заложена функция вопрошания о самом себе, о смыслах.

Смысл — это априорная специфика человека.

На примере это выглядит так: скамья есть, дом есть, трава есть, червь есть, небо есть, звёзды есть, планеты тоже есть, но только человек есть в специфическом аспекте как единственное сущее, способное задать вопрос об "есть". Всё сущее в мире является бессмысленным, пустым, без каких-либо оценочных примесей, ни хорошим, ни плохим. Исключительно человек способен придать смысл всему существующему и существованию, именно он способен сказать о сущем как о чем-нибудь хорошем или плохом.

Каждый человек имеет определенные представления о добре и зле, источник которых — внешняя среда, социум. Человек впитывает морально-этические категории социума и рефлексирует внутри себя, из чего получаются индивидуальные представления о добре и зле. Человек в этом плане заперт в неотвратимости вопрошающего ума. Он не может избежать диалога с самим собой, размышления или полемики с внешней средой. Так или иначе, но каждый человек сталкивается с необходимостью отрефлексировать входные данные, чтобы установить для себя определенные критерии добра и зла, в чем он и раскрывает личностные смыслы (движение к добру, т.е правильным формам поведения). Каждый человек так или иначе высказывает свое мнение, что и является философствованием. И даже циники не лишены своей философии, когда осуждают и обесценивают всё, что связано с философией и мудростью.

Философия в этом плане необходима тем, кто философствует. Философствуют, как мы выяснили, все люди и во все времена. Но главный вопрос здесь - "зачем нужна философия?". Отвечая на этот вопрос, следовало бы разделить тех, кто философствует сознательно, и тех, кто сознательно отвергая философию как рудимент, подвергается бессознательному философствованию.

Сознательный человек философствует для того, чтобы глубже разобраться в структурах человеческого бытия. Он желает осмыслить (структуризировать тот самый интуитивный "смысл жизни") суть самого себя, проживающего эту жизнь, и вместе с тем суть всего происходящего вокруг. Это всё можно сравнить с хождением по лабиринту. Философствующий человек всегда носит с собой блокнот и ручку, чтобы делать записи и тем самым вырисовать карту для выхода из лабиринта. Другие же люди пытаются пройти его интуитивно, не используя весь потенциал ручки и блокнота. Лабиринт в этом смысле — это наша жизнь, а ручка с блокнотом — наши мыслительные способности.

Альбер Камю в свое время утверждал, что главный вопрос философии: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? И он же, утверждая абсурдность человеческого бытия, отыскал смысл в том, чтобы противостоять этому абсурду. Однако статистические данные по самоубийствам во всем мире говорят, что многие практически отрицательно отвечают на вопрос Камю, руководствуясь своими соображениями на этот счёт. К сожалению, не многие отваживаются противостоять абсурду бытия, ведь это противостояние намного труднее мгновенного выхода из всех проблем и невзгод.

Сознательно задумываться над философскими вопросами — значит задумываться над жизненно-волнующими вопросами разных форм и направлений. Сюда могут входить и проблемы межличностного общения, и религиозные идеи, и содержательные аспекты искусства, начиная от поэзии, заканчивая кинематографом; здесь и осмысление как личного, так и общественного опыта; и рефлексия всех вытекающих из знакомства с наукой комплексов сложных философских проблем и т. д., и т. п. На самом деле каждая философская проблема тесно вплетена в другую проблему. И следует заметить, что составление и структуризация мнений об общих вопросах не обязательно делает человеческую жизнь легче или успешнее. Нет. Философия в самую первую очередь помогает человеку правильно воспринимать всё происходящее вокруг, правильно реагировать и отвечать на вызовы окружающей среды.

Подводя итоги, можно сказать, что, в какой бы сфере жизнедеятельности человек себя ни реализовывал, философия всегда окажется ему полезной. Сугубо теоретическая философия ориентирует человека в научной деятельности. Экзистенциальная философия указывает на правильные способы решения проблем и моральных вопросов. Мистическая философия может привлекать людей, ориентирующихся на абстрактную духовную жизнь. То есть в философии человек себя находит в максимальной полноте своей жизни.

Философия вездесуща. Она неизбежна для каждого человека и каждый человек философствует, даже тот, кто отрицает её необходимость и обоснованность, оставаясь на позициях лишь неразвитой формы философствования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди навсегда размышляют о будущем человечества с достаточной глубиной и встревоженностью. Современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее. А между тем обретение мудрости - одна из главных задач человечества, для обеспечения дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах поставленных человечеством еще на заре цивилизации и нерешенных по сей день.

Итак, что же такое ФИЛОСОФИЯ?

Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку.
Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Роль философии в жизни общества.

Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное, представление, навеянное случайными встречами и знакомствами.Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в то или иную эпоху. В природе или культуре философию интересуют такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве.Роль философии в жизни человека и общества в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания мира Философские воззрения изменяются в связи с открытием в области других знаний.

Философия является "связующим звеном", которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивают определенную "картину мира".

Философия - это не наука и не религия, и даже не искусство. Философия существовала раньше науки и всех других способов познания мира. Философия дает ответы на те вопросы, на которые не может дать наука, а религия уводит суть проблемы в мистическую плоскость. Для начала философия необходима, чтобы честно определиться с понятиями, тогда как наука уже определилась и диктует определеное отношение к миру и своим понятиям мира, также как и религия. Искусство наоборот хочет уйти от каких либо понятий о мире и старается размыть уже имеющиеся научные и религиозные понятия. Основное зачем нужна философия-это конечно не только прояснение понятий, а прояснение мыслей и идей; только прояснение идей, а не воплощение идей, чем занимается наука, а религия сосредотачивается только на своей основной идее-идее бога. Искусство тоже воплощает идеи в реальный мир и без этого не может существовать и называться искусством. Сравнение с наукой, религией и искусством лучше всего показывает для чего нужна философия для человека и человечества.

Философия - это наука о жизни.
Философия (с греч. -любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих
принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место
человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и
эстетическое отношение человека к миру.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее
- это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи
относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию.

Традиционный вопрос, который задают по поводу философии: зачем она нужна? Философы не пекут хлеб, не продают автомобили и не подносят напитки в барах — какая от них польза? И следующий из него — что такое философия?

Обращение к греческим корням, перевод как "любовь к мудрости", сентенции о поиске истины не добавляют понимания, так как тут же возникает вопрос Понтия Пилата — что есть истина?. .

Чтобы понять, зачем нужна философская рефлексия, нужно осознать, какой смысл мы вкладываем, говоря о пользе или бесполезности чего-либо.

Философия не делает хлеб, но точно так же его не делает архитектура, музыка, живопись, история или литература. Мы занимаемся философскими размышлениями ради их самих, они нужны нам, чтобы понять себя.

Кроме того, в конечном итоге, мы получаем полноценную отдачу от этих занятий в смысле удовольствия.

Если кому-то эта причина покажется недостаточной для существования философии, то стоит подумать о том, что сама рефлексия неразрывно связана с практикой. Она позволяет нам прояснить понимание тех категорий, которые мы используем в повседневной жизни, таких, как истина, справедливость или свобода.

Если же и этот тезис кажется неубедительным, то необходимо вспомнить поразительную способность людей воспринимать и использовать чужие идеи, как свои.

Как правило, мы готовы поверить, что наше понимание знания, веры, политики лучше, чем какие-либо другие, что наши права важнее, чем права представителей других сообществ, что наши интересы требуют превентивного удара по другим.. .

Рефлексия позволяет нам окинуть ситуацию незамутнённым взглядом со стороны, трезво оценить используемые концепции и вкладываемый в них смысл.

Философия — это умение ясно мыслить. Вне рамок и правил конкретной области человеческой деятельности, будь то физика, богословие или этика.

Наши идеи и концепции можно сравнить с фильтрами, через который мы воспринимаем мир. В философии сами фильтры являются предметом изучения.

Сама философия есть мировоззрение, т. е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере) , а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки) , — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Человек учится познавать самого себя, занимается анализом своих и чужих ошибок, самокапанием. И в конце жизни становится мудрее. Самосознание и анализ присуще только человеку.

философия, как по мне, уже не нужна, точнее сказать, не нужно то, чтобы вплоть до 20 века за исключением некоторых персон . Так как большинство этих идей - не более чем сказки и вымысел . От платона до гегеля - не нужные вещи .Есть науки, которые отвечают куда лучше на вопросы о смысле вселенной, от куда мы произошли

Философия- переводится на русский язык как " жажда к мудрости, жажда к знаниям, мыслям".
И я полностью согласна с этим, философия наука для людей способных мыслить, способных видеть всё в верном свете .
Философия - то, что позволяет нам познать смысл бытия, своё место под солнцем, а так же и свою роль в этом бренном мире .
Философия присуща и взрослым, и детям, жаль, что она присуща только людям .
Однако не все люди способны мыслить здраво, с одной стороны они способны думать, но с другой видно насколько они глупы, насколько их пожрала деградация .
От этой мысли становится жаль человечество.
Однако пока жив человек - жива и философия.
Философия живёт во всём : в книге, в песне, в прозе, в наших мыслях.
Каждый человек - философ .
Философия, как и способность мыслить передаётся нам с "молоком матери".
Тем на философские раздумья и рассуждения бесконечное количество, которое никогда не иссякнет.

Так, по И.Канту, это вопросы:

1)Что я могу знать?

2)Что я должен делать?

3)На что я смею надеяться?

4)Что такое человек?

1. Философия глазами Хосе Ортега-и-Гассета

Но это отбрасывает нас от вопроса о философии как социальной реальности к вопросу о том, чем является философия для самого философа. Дело в том, что, как я уже упоминал, для той роли, какую идеи философа играли в его общественной жизни, небезразлична его социальная ситуация. Философ мыслит, не только находясь в определенном времени и в определенном месте, но и с определенной социальной позиции - в одних случаях он оказывается в центре общества, в других - наверху или внизу, а в некоторых - те его: в тюрьме или в изгнании. Особенно важно уточнить степень свободы, какой в каждый момент располагает философ. К каким результатам в философии приводит отсутствие свободы? Но аналогичные вопросы следовало бы поставить и относительно последствий, как поощрения философа, так и невнимания к нему. Не так уж очевидно, что поощрение благотворно, а невнимание пагубно.

Примите во внимание следующее: социальный факт состоит в том, что мы делаем что-либо просто потому, что так делается. Безличное давление коллективности вынуждает нас - физически или морально - совершать определенные действия. Между тем, что мы делаем, и тем, почему мы это делаем, нет рациональной связи. Вполне возможно, что профессор философии не обладает ничем из того, что свойственно подлинному философу: он преподает философию, чтобы заработать на жизнь или выделиться в социальном плане. Студент изучает философию, поскольку у него нет иного выхода. Отсюда следует, что социальная реальность - ее действительность, - будучи усвоенной кем- либо, ни в малой степени не гарантирует человеческой подлинности того, на что философия претендует, следовательно, она ни в коей мере не несет в себе подлинности. Все это можно сказать по-другому: всякая социальная реальность неподлинна.

Подлинный философ, посвящающий себя философии в силу внутренней потребности не обращается к уже готовой философии, он постоянно создает свою собственную философию; это верно настолько, что наиболее точным признаком такого философа становится отрицание им всей уже существующей философии и погружение в безысходное одиночество собственного философствования.

Когда человек предается своим занятиям, его социальное окружение постоянно склоняет его к неподлинности. Первые философы, чья деятельность была созданием философии, поскольку ее еще совсем не существовало, которые, строго говоря, не создали, а еще только начали создавать философию, - вот они-то, все вместе, и являются подлинным профессором той философии, к которой необходимо прорваться сквозь толщу последующей философии, созданной многочисленной профессурой. Всякий великий философ был таковым потому, что ему удавалось хотя бы приблизительно воспроизвести в самом себе первоначальную ситуацию зарождения философии. Не существует способа воссоздать ту или иную философию или философию вообще без предварительного ее расчленения, как не существует возможности узнать машину, не разобрав ее на детали.

Ортега утверждает, что всякая вещь и всякий человек имеют свое особое историческое место и время. История человечества представляет собой непрерывный ряд, в который включены любая эпоха и любой человек. Это историческое место и время, действуя с силой, неподвластной нам, определяет перспективу человеческого мировосприятия и отношения к миру. Появляясь на свет, человек не может быть абсолютно свободен, ибо он рождается в определенных обстоятельствах, на той, или иной стадии культуры.

2. Философия глазами Карла Поппера

«…Я считаю философами всех мужчин и женщин, однако думаю, что одни из них являются философами в большей степени, чем другие. Конечно, я согласен с утверждением, что в мире существует особая группа философов-профессионалов. Напротив, мне кажется, что многое в философии следует адресовать тем, кто ставит под сомнение ее академическую сторону (по моему мнению, она представляет собой особую разновидность философии). Во всяком случае, я совершенно не согласен с идеей (сугубо философской), влияние которой, хотя оно нигде не рассматривалось и никогда не упоминалось, пронизывает блестящее эссе Вайсмана: я имею в виду идею существования интеллектуальной философской элиты.

Конечно, я признаю факт существования нескольких поистине великих философов, а также немногих философов, не ставших великими, хотя и вызывающих восхищение. Однако, несмотря на огромную значимость их творений для философов-профессионалов, они не повлияли на философию в той степени, в какой великие художники повлияли на живопись, а великие композиторы - на музыку. Более того, великая философия, например философия досократиков, всегда предваряла появление академической, профессиональной философии.

Какой я не вижу философию:

1. Я не вижу философию решающей лингвистические головоломки, хотя уяснение смысла высказываний порой является ее необходимой предварительной задачей.

2. Я не вижу философию как ряд произведений искусства, как впечатляющее, оригинальное изображение мира или умный и необычный способ его описания.

3. Продолжительная история создания философских систем не видится мне таким интеллектуальным построением, в котором использованы все возможные идеи, а истина может возникнуть в качестве побочного продукта. Мне кажется, мы будем несправедливы к подлинно великим философам прошлого, если хоть на миг усомнимся, что каждый из них отказался бы от своих, пусть и блестящих, взглядов, убедившись, что они ни на шаг не приближают его к истине (именно так и следует поступать).

Понятия и слова являются только средством для формулирования утверждений, предположений и теорий. Сами по себе понятия и слова не могут быть истинными; они просто употребляются в человеческом языке для описания и доказательства. Наша задача должна заключаться не в анализе значений слов, а в поиске интересных и важных истин, т.е. в поиске правильных теорий.

5. Я не считаю философию средством для обретения ума.

6. Я не считаю философию особого рода интеллектуальной терапией (Витгенштейн), помогающей людям выйти из философских затруднений.

7. Я не представляю философию занимающейся изучением вопроса о том, как точнее и правильнее выразить ту или иную мысль. Сами по себе точность и правильность мысли не являются интеллектуальными ценностями, и мы не должны стремиться к большей точности и правильности, чем требует конкретная проблема.

8. Точно так же я не считаю философию средством построения основания или концептуальной структуры для решения проблем ближайшего или отдаленного будущего. Так думал Джон Локк. Он хотел написать работу по этике, считая необходимым предварительно разработать соответствующий концептуальный аппарат.

9. Я также не считаю философию выражением духа времени. Это гегелевская идея, не выдерживающая критики. Действительно, в философии, как и в науке в целом, существует мода. Однако настоящий искатель истины не будет следовать моде: он будет в ней сомневаться и даже ей противостоять.

Все люди - философы. Даже если они не осознают собственных философских проблем, они, по меньшей мере, имеют философские предрассудки. Большинство таких предрассудков - это принимаемые на веру теории, усвоенные из интеллектуального окружения или через традиции.

Поскольку почти все эти теории не принимаются сознательно, они являются предрассудком в том смысле, что не рассматриваются людьми критически, несмотря на чрезвычайную значимость многих из этих теорий для людей практической деятельности, а также для жизни в целом. Тот факт, что эти широко распространенные и влиятельные теории нуждаются в критическом рассмотрении, является аргументом в пользу профессиональной философии.

Подобные теории являются ненадежной исходной точкой для всех наук, в том числе и для философии. Все философии должны исходить из сомнительных, а порой и пагубных взглядов, относящихся к области некритичного здравого смысла. Их цель - просвещенный, критический здравый смысл: приближение к истине с наименьшим пагубным воздействием на человеческую жизнь.

Мне хочется завершить свою статью несколькими философскими рассуждениями явно неакадемического характера.

философия поппер вайсман рационализм

3. Мысли о философии Фридриха Вайсмана

«…Философия имеет дело не с открытием новых и не с опровержением ложных положений, не с их проверкой и перепроверкой, как это свойственно ученым, а с чем-то совершенно иным. Доказательства, прежде всего, требуют допущений. Как только в прошлом выдвигались такие допущения, даже пробным образом, вокруг них сразу же разворачивалась дискуссия, приводившая к более глубокому пониманию предмета. Где нет доказательств, там нет и теорем. Философ - это человек, улавливающий как бы скрытые трещины в структуре наших понятий, там, где другие видят перед собой только гладкий путь, полный банальностей.

1. Философия - это не только критика языка. При подобном истолковании её цель является слишком узкой. Она критикует, снимает, перешагивает через все предрассудки, ослабляет все строгие и жесткие способы мышления, независимо от того, кроется ли их источник в языке или в чем-то еще.

2. Прорыв к более глубокому постижению - вот что существенно в философии, и это является чем-то позитивным, а не просто рассеиванием тумана и разоблачением ложных проблем.

3. Постижение (интуицию) нельзя выразить с помощью теоремы, и, следовательно, оно не может быть продемонстрировано (путем доказательства).

4. Философские аргументы, все без исключения, логически безупречны: на самом деле, они выявляют то, что действительно происходит, - неслышное и терпеливое подтачивание категорий по всему полю мышления.

5. Их цель в том, чтобы открыть нам глаза, помочь нам увидеть предметы иначе - с более широкой точки зрения, свободной от неверных истолкований.

Фриц Вайсман и многие из его коллег считают философию особого рода деятельностью, осуществляемой особого рода людьми. В своей статье он пытается определить отличительные черты философов и философии, сравнивая ее с другими теоретическими дисциплинами, например с математикой и физикой. В частности, он пытается охарактеризовать не только задачи и деятельность современных ученых-философов, но и то, в каком смысле они продолжают дело философов прошлого.

Карл Поппер же считал философами всех мужчин и женщин, но выделяет, что одни из них являются философами в большей степени, чем другие. Все люди - философы. Даже если они не осознают собственных философских проблем, они, по меньшей мере, имеют философские предрассудки. Поппер согласен с утверждением, что в мире существует особая группа философов-профессионалов, однако не разделяет мысли Вайсмана в том, что касается их деятельности и подходов. Напротив, считает, что многое в философии следует адресовать тем, кто ставит под сомнение ее академическую сторону и совершенно не согласен с идеей существования интеллектуальной философской элиты. Поппер признает факт существования нескольких поистине великих философов, однако, несмотря на огромную значимость их творений для философов-профессионалов, они не повлияли на философию в той степени, в какой великие художники повлияли на живопись, а великие композиторы - на музыку, он считает, что профессиональная философия не слишком преуспела. Единственным аргументом в пользу того, что можно назвать профессиональной или академической философией, является, по его мнению, существование серьезных, требующих безотлагательного решения философских проблем, а также потребность в их критическом осмыслении. Попперс считает, что единственный аргумент в пользу философии – это наличие сложных философских проблем, которые имеют надежду на разрешение.

Цель философии, по его мнению, - просвещенный, критический здравый смысл: приближение к истине с наименьшим пагубным воздействием на человеческую жизнь. Философы должны заниматься не построением надежной системы взглядов на основе здравого смысла, а его критикой и совершенствованием. Философия не должна, да и не может, отрываться от науки. Поппер выделяет главной задачей философии критические размышления об устройстве вселенной, о нашем месте в мире, а также о наших познавательных возможностях и способности творить добро и зло.

Фридрих Вайсман считает, что философ - это человек, улавливающий как бы скрытые трещины в структуре наших понятий, там, где другие видят перед собой только гладкий путь, полный банальностей. Он убежден, что в философии гораздо важнее вопросы, чем ответы. Понимание сущности употребляемых нами слов открывается, пожалуй, только тогда, когда мы обращаемся к языкам совершенно иной грамматической структуры. Философия развивается путем преобразования всей интеллектуальной сцены и, как следствие, путем уменьшения числа вопросов, которые приводят нас в замешательство и сбивают с толку. Философия критикует, снимает, перешагивает через все предрассудки, ослабляет все строгие и жесткие способы мышления, независимо от того, кроется ли их источник в языке или в чем-то еще. Её цель - открыть нам глаза, помочь нам увидеть предметы иначе. Сущность философии состоит в её свободе.

5. Как я вижу философию

Тематика рассуждений на философские вопросы задана потребностью в общей ориентации, самоопределения человека в мире. Философские аргументы помогают более строго обосновать свои убеждения. Философский анализ подталкивает к переосмыслению некоторых, казавшихся верными ценностей, позиций, убеждений. Философия необходима для понимания жизни во всей её полноте и сложности а даже, для ориентации в своей специальности. философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом.

В данном реферате были описаны представления о том, что такое философия и зачем она трёх мыслителей: Хосе Ортега-и-Гассета, Карла Поппера и Фридриха Вайсмана. Выявлены сходства и различия в их мнениях. Так же описано моё мнение по поводу поставленного вопроса.

Список использованных источников

2. Мир философии: Учебное пособие для ВУЗов. Человек. Общество. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — 624 с.

3. Философия культуры. – Хоссе Ортега-и-Гассет – Эстетика. М., Исскуство, 1991г.

Читайте также: