Сочинение весь день я провел в поисках пристанища в мертвом городе сочинение

Обновлено: 06.07.2024

В своем тексте писатель К. Г. Паустовский ставит проблему воздействия музыки на человека. Рассмотрим ее более подробно.

Чтобы привлечь внимание читателей к этой проблеме, автор рассказывает историю военного времени. В бойцов отряда матроса Денисова было сделано несколько выстрелов. Ворвавшись в квартиру, откуда предположительно они были произведены, отряд застал только юношу, сидящего за роялем.

Игра музыканта произвела на бойцов сильное впечатление, пробудила в них чувственную сторону.

Позиция Константина Георгиевича относительно поставленной проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: " Музыка - мощное оружие, которое предназначено не для осуществления насилия, а для того, чтобы пробить наглухо забитые тяжелыми жизненными обстоятельствами двери, ведущие к сердцу. Музыка способна всколыхнуть в человеке самые сильные чувства, вывести на эмоции, заставить задуматься о самом важном в жизни. Музыка дает силы для преодоления тяжелых испытаний".

Нельзя не согласиться с автором текста. Музыка является своеобразным носителем человеческих чувств, которые в нее вкладывает композитор, а потому она находит отклик в сердцах других людей. Музыка играет большую роль в жизни человека: она способна утешить, воодушевить, вселить веру и уверенность и т. д.

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ А. П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Яков Иванов, осознав под конец жизни совершенные им ошибки, по наитию под влиянием настроения сыграл на скрипке в один миг родившуюся мелодию, в которой отразились все испытанные им чувства. Музыкальный инструмент он завещал отдать Ротшильду, которого обидел. Впоследствии, когда Ротшильд воспроизводил услышанную от Якова унылую и скорбную мелодию, слушатели глубоко проникались и плакали, просили играть еще и еще. Таким образом, музыкальные творения переживают своих создателей, потому что заложенные в них чувства авторов находят отклик в душах других людей.

Другим аргументом в подтверждение моего мнения может служить реальное событие из истории нашей страны. Во время блокады Ленинграда Д. Шостаковичем была написана "Седьмая симфония", получившая символическое название "Ленинградская". В ней отразился героизм советского народа, отразилась готовность преодолеть любые трудности. Данное музыкальное произведение стало не просто культурным наследием, оно стало вечным гимном войны. Таким образом, музыка может служить напоминанием о различных исторических событиях, память о которых должна жить в сердцах народа.

В заключение хотелось бы сказать, что без музыки жизнь человека невозможна, поскольку она способна действовать на внутреннее состояние. Музыкальные произведения нужно беречь, потому что они являются носителями исторического и культурного опыта человечества.

В своем тексте писатель К. Г. Паустовский ставит проблему воздействия музыки на человека. Рассмотрим ее более подробно.

Чтобы привлечь внимание читателей к этой проблеме, автор рассказывает историю военного времени. В бойцов отряда матроса Денисова было сделано несколько выстрелов. Ворвавшись в квартиру, откуда предположительно они были произведены, отряд застал только юношу, сидящего за роялем.

Игра музыканта произвела на бойцов сильное впечатление, пробудила в них чувственную сторону.

Позиция Константина Георгиевича относительно

поставленной проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: ” Музыка – мощное оружие, которое предназначено не для осуществления насилия, а для того, чтобы пробить наглухо забитые тяжелыми жизненными обстоятельствами двери, ведущие к сердцу. Музыка способна всколыхнуть в человеке самые сильные чувства, вывести на эмоции, заставить задуматься о самом важном в жизни.

Музыка дает силы для преодоления тяжелых испытаний”.

Нельзя не согласиться с автором текста. Музыка является своеобразным носителем человеческих

чувств, которые в нее вкладывает композитор, а потому она находит отклик в сердцах других людей. Музыка играет большую роль в жизни человека: она способна утешить, воодушевить, вселить веру и уверенность и т. д.

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ А. П. Чехова “Скрипка Ротшильда”. Яков Иванов, осознав под конец жизни совершенные им ошибки, по наитию под влиянием настроения сыграл на скрипке в один миг родившуюся мелодию, в которой отразились все испытанные им чувства. Музыкальный инструмент он завещал отдать Ротшильду, которого обидел.

Впоследствии, когда Ротшильд воспроизводил услышанную от Якова унылую и скорбную мелодию, слушатели глубоко проникались и плакали, просили играть еще и еще. Таким образом, музыкальные творения переживают своих создателей, потому что заложенные в них чувства авторов находят отклик в душах других людей.

Другим аргументом в подтверждение моего мнения может служить реальное событие из истории нашей страны. Во время блокады Ленинграда Д. Шостаковичем была написана “Седьмая симфония”, получившая символическое название “Ленинградская”. В ней отразился героизм советского народа, отразилась готовность преодолеть любые трудности. Данное музыкальное произведение стало не просто культурным наследием, оно стало вечным гимном войны.

Таким образом, музыка может служить напоминанием о различных исторических событиях, память о которых должна жить в сердцах народа.

В заключение хотелось бы сказать, что без музыки жизнь человека невозможна, поскольку она способна действовать на внутреннее состояние. Музыкальные произведения нужно беречь, потому что они являются носителями исторического и культурного опыта человечества.

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ.

ВложениеРазмер
11_klass_tehnol._karta_uroka.docx 43 КБ
11_klass_tehnol._karta_uroka.docx 43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога: Захаренко Валентина Васильевна

Предмет: русский язык

Тип урока: урок развития речи .

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

Используемая технология: системно-деятельностный подход в обучении

подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

обратить внимание на речевое оформление сочинения

отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения

индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;

исходный текст (по С.И.Сивоконю);

раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).

Формирование навыков написания сочинения-рассуждения

Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

Помощь обучающимся в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

Развитие монологической и диалогической речи.

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Интерактивная доска, текст для организации работы по написанию сочинения; рабочий лист (черновик), художественная литература.

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Этапы урока, цель этапа, время

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем

Обращается к обучающимся:

-А знаете ли вы, сколько дней, месяцев осталось до экзамена по русскому языку. А я вам скажу…Это много или мало. Но мы их используем с максимальной пользой!

На доске перед вами слова с пропущенными орфограммами (Аргу_енты, ко_ентарий, п_зиц_я…). Ваша задача: записать их в тетрадь, вставить буквы.

-Как вы считаете, почему именно эти слова стали основой словарной работы? -Как может быть сформулирована тема урока?

Подготовка к работе на уроке.

Записывают слова, проводят взаимопроверку. В случае затруднений – задают вопросы учителю.

Отвечают на вопросы, корректируют ответы.

Самопроверка готовности к уроку

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

II. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

Организует работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

-Определите для себя, какие задачи надо решить на уроке?

-Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание 25 на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения (задание 25). Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы (проблема, комментарий…)

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Регулятивные : умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества.

Личностные : понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение

2. Актуализация знаний.

-Вспомните, какова структура сочинения-рассуждения? (проблема, комментарий…)

Повторение основных понятий, необходимых для выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения:

-Что такое проблема? (комментарий…)

Обучающиеся подобрали примеры возможных

эпиграфов к уроку:

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

формулирование собственного мнения

3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.

Организует работу в парах и группах по определению проблем текста

Помогает верно сформулировать обозначенные проблемы.

Учащиеся читают текст, анализируют его, отвечают на вопросы:

-Что волнует автора? Какова основная проблема текста?

Информация о выполнении задания.

1 группа определяет проблему.

- Основная проблема, которая стала объектом раздумий автора, - это проблема воздействия музыки на человека.

2 группа называет проблему, над которой размышляет автор. Это проблема взаимосвязи отношения к музыке и другим людям (т.е. как человек относится к музыке, так он относится к другим людям). Предложение 42.

3группа делает вывод о том, что автор обращает внимание на проблему ценности выдающихся музыкальных произведений (предложение 20)

Определяют проблемы, поднимаемые автором.

Корректируют ответы друг друга.

Регулятивные : умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные : выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

4. Формулирование проблемы.

Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.)

Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь:

проблема воздействия музыки на человека.

Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста. Аргументируют выбор.

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные : умение выражать мысли

5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.

Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.

Регулятивные : планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

6. Определение позиции автора.

Выражение собственного мнения.

Цель: обучение определению авторской позиции. (3 мин.)

Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора:

Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами.

Определите их значение.

Определяют позицию автора. Дают определения частям сочинения (тезис, аргументы, вывод).

Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения

Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод.

Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации.

Организует работу по нахождению аргументов.

Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.

Называют и сопоставляют аргументы.

Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного жизненного опыта, другой – из художественной литературы.

Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.

Цель: усвоение учащимися определения тезиса.

Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итоги анализа.

Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.

Работают в парах. Анализируют, сопоставляют обнаруженные аргументы.

Используют алгоритм написания.

Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием

-ответ на вопрос;

-призыв к действию;

-концовка с использованием цитаты.

Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

9.Самостоятельная работа по написанию комментария к проблеме текста. Цель: самооценка результатов своей деятельности.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Оказывает помощь учащимся при написании работ.

Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным, проверяют и КОРРЕКТИРУЮТ работу в группах

корректируют и проверяют работы друг друга.

Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами.

Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Прослушивание частей сочинения учащихся.

Работа над сочинением.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

Выявляет границы применения нового знания.

Корректирует и комментирует все выступления обучающихся.

Исправляют недостатки в работах.

умение быть готовым корректировать свою точку зрения

11. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

-Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание. (1 мин.)

Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту К.Г.Паустовского в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе

Коммуникативные создание сочинения-рассуждения по данному тексту

Приложение: текст для сочинения-рассуждения.

(1)Весь день я провел в поисках пристанища в мертвом городе. (2)Только ближе к ночи я сумел найти его на Садовой улице, в школе для детей водников. (3)Мне разрешили ночевать в пустом холодном классе. (4)В семь часов утра я должен был уходить и не возвращаться до вечера, пока в школе не кончались занятия.

(5)Долгие часы я просиживал на Графской пристани, греясь под неопределенным солнцем января. (6)Изредка я заходил на базар с отчаянной надеждой купить немного хлеба, но на базаре торговали розовыми цейлонскими раковинами, пепельницами, солдатским бельем. (7)Все хотели хлеба, спрашивали хлеб, но ни одна живая душа его не имела и не продавала. (8)Толкотня на базаре была совершенно бесцельной.

(9)Дом, где находилась школа, принадлежал адмиральше Коланс. (10)Эта решительная, высокая и хромая старуха, ходившая с кочергой вместо палки, спаслась от выселения тем, что отдала под школу свой особняк. (11)Сама она жила с сыном – бывшим мичманом – в расположенном во дворе флигеле.

(12)Ко мне адмиральша благоволила, потому что считала меня моряком, скрывающим своё звание.

(14)Он приносил под шинелью куски ломкого известкового хлеба и угощал меня. (15)Хлеб мы резали громадным сапожным ножом.

(16)Денисов был в бою под Чонгаром и брал у Врангеля Севастополь.

(17)Однажды вечером он привел в школу высокого юношу в пенсне, накормил его хлебом и заставил играть на окоченевшем рояле.

(18)Пылала коптилка. (19)Юноша долго сидел, подложив руки под себя, чтобы согреть их, потом подошел к роялю. (20)В дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, мелодия Чайковского.

(21)Адмиральша пришла и слушала, стоя в дверях с кочергой, прямая и грозная, как богиня возмездия.

(22)Когда юноша ушел, Денисов, укладываясь спать на составленных партах, рассказал историю знакомства с этим пианистом.

(23)Отряд Денисова первым вошел в Севастополь. (24)На Морской улице из окна трехэтажного дома в бойцов денисовского отряда было сделано несколько выстрелов из винтовки.

(25)Бойцы ворвались в квартиру. (26)Они никого там не нашли, кроме хилого юноши в пенсне. (27)Он сидел за роялем и собирал ноты. (28)Его сочли за переодетого офицера и схватили.

-(29)Ты стрелял, собака?

(30)Юноша отрицательно покачал головой.

-(31)Покажи руки! – крикнул Денисов.

(32)На руках не было никаких следов от затвора.

-(33)Я музыкант – сказал юноша. – (34)Я музыкант из кино.

-(35)Раз музыкант, так пусть играет, - потребовали бойцы. – (36)Играй, а не сумеешь – отправим в расход!

-(38)У меня душа перевернулась, -рассказывал Денисов. – (39)Видать, человек за жизнь свою старался. (40)Одним словом, сели мы, кто куда, закурили и слушали. (41)Такая печаль взяла за сердце - прямо руками – будто мать нас провожает, плачет, и идем мы добывать своей кровью свое счастье.

img

(1)Весь день я провёл в поисках пристанища в мёртвом городе. (2)Только ближе к ночи я сумел найти его на Садовой улице, в школе для детей водников. (З)Мне разрешили ночевать в пустом холодном классе. (4)В семь часов утра я должен был уходить и не возвращаться до вечера, пока в школе не кончались занятия.

(5)Долгие часы я просиживал на Графской пристани, греясь под неопределённым солнцем января. (б)Изредка я заходил на базар с отчаянной надеждой купить немного хлеба, но на базаре торговали розовыми цейлонскими раковинами, пепельницами, зажигалками и бязевым солдатским бельём. (7)Все хотели хлеба, спрашивали хлеб, но ни одна живая душа его не имела и не продавала. (8)Толкотня на базаре была совершенно бесцельной.

(9)Дом, где находилась школа, принадлежал адмиральше Коланс. (10)Эта решительная, высокая и хромая старуха, ходившая с кочергой вместо палки, спаслась от выселения тем, что отдала под школу свой особняк. (11)Сама она жила с сыном — бывшим мичманом — в расположенном во дворе флигеле.

(12) Ко мне адмиральша благоволила, потому что считала меня моряком, скрывающим своё звание.

(14) Он приносил под шинелью куски ломкого известкового хлеба и угощал меня. (15)Хлеб мы резали громадным сапожным ножом.

(16) Денисов был в бою под Чонгаром и брал у Врангеля Севастополь.

(17) Однажды вечером он привёл в школу высокого юношу в пенсне, накормил его хлебом и заставил играть на окоченевшем рояле.

(18) Пылала коптилка. (19)Юноша долго сидел, подложив руки под себя, чтобы согреть их, потом подошёл к роялю. (20)В дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, мелодия Чайковского.

(21) Адмиралына пришла и слушала, стоя в дверях с кочергой, прямая и грозная, как богиня возмездия.

(22) Когда юноша ушёл, Денисов, укладываясь спать на составленных партах, рассказал историю знакомства с этим пианистом.

(23) Отряд Денисова первым вошёл в Севастополь. (24)На Морской улице из ОКЕ; трёхэтажного дома в бойцов денисовского отряда было сделано несколько выстреле; из винтовки.

(25)Бойцы ворвались в квартиру. (26)Они никого там не нашли, кроме хилог: юноши в пенсне. (27)Он сидел за роялем и собирал ноты. (28)Его сочли за переодетое: офицера и схватили.

— (29)Ты стрелял, собака?

(30)Юноша отрицательно покачал головой.

— (31)Покажи руки! — крикнул Денисов.

(32)На руках не было никаких следов от затвора.

— (33)Я музыкант, — сказал юноша. — (34)Я музыкант из кино.

— (35)Раз музыкант, так пусть сыграет, — потребовали бойцы. — (Зб)Играй, а не сумеешь — отправим в расход!

— (38)У меня душа перевернулась, — рассказывал Денисов. — (39)Видать, человек за жизнь свою старался. (40)Одним словом, сели мы, кто куда, закурили и слушали. (41)Такая печаль взяла за сердце — прямо руками, — будто мать нас провожает, плачет и идём мы добывать своей кровью новое счастье.

Читайте также: