Юность вольная сильна и смерть казалась не страшна сочинение

Обновлено: 14.05.2024

Природа в понимании Мцыри — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Романтическая поэма “Мцыри”, написанная М. Ю. Лермонтовым, полна глубокого внутреннего драматизма. Красота окружающего мира здесь противопоставляется аскетическому образу жизни и быта в суровом монастыре, который главный герой поэмы Мцыри считает своей тюрьмой.

Стремясь показать свободолюбивость Мцыри, автор изначально связывает его образ с природой: “как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”. Заключенный в сумрачных стенах монастыря, оторванный от родины, Мцыри сам себя сравнивает с “грозой оторванным листком”. Юноша мечтает вырваться

От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Без воли и свободы жизнь для Мцыри не имеет смысла, поэтому в одну из осенних ночей он совершает побег. Вся красота и величественность Кавказа раскрывается перед ним, наполняя его сердце легкостью. Память о родном доме и семье оживает при виде причудливых горных хребтов, пробуждая надежду на возвращение.

Вырвавшись на свободу, Мцыри наконец-то получает возможность жить полнокровной жизнью. Восторженно наблюдая за природой, юноша ощущает себя ее составной частью:

О, я как брат
обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

Ощущая себя ребенком природы, Мцыри противопоставляет себя монахам и остальным людям: “Я сам, как зверь, был чужд людей”. В вольном и свободном мире, окружающем его, Мцыри видит гармонию и единение, братство – то, чего ему так не хватало “в плену”, в человеческом обществе. Бесстрашно погружается юноша в жизнь, полную опасностей и приключений, ведь когда

юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!

Однако Мцыри не суждено вернуться на родину. Пока дорога была прямой, радость не покидала его, но лишь только он вступил в лес – сбился с пути, заблудился. Для того, чтобы выйти на верный путь, Мцыри не хватает достаточного знания природы, он лишен многих навыков и умений, оторван от богатства мудрости предков. Однако и здесь, доведенный до отчаяния и исступления, Мцыри отторгает возможную помощь людей, не желая разрушать интимность своих отношений с природой:

помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной.

Вступая в опасную битву с диким барсом, Мцыри еще раз убеждается, что не его судьба – быть покорным и смиренным монахом, ведь он

быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

Во время боя Мцыри обнаруживает природную силу и ловкость, он снова сравнивает себя со зверем:

Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я.

Получив смертельные раны, так и не найдя дороги на родину и выйдя к ненавистному монастырю, Мцыри понимает, что обречен на сытую, размеренную, но угнетающе несвободную жизнь среди монахов. Споря с судьбой, Мцыри отказывается от такой жизни. Он готов умереть и счастлив от сознания того, что за спиной у него -“три блаженных дня”. Недоумевающего монаха он спрашивает:

Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой.

В неудаче своей попытки Мцыри винит лежащую на нем печать, оставленную “тюрьмой”. Он прекрасно понимает причину своей гибели:

Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…

Не желая мириться с неволей, Мцыри хочет и смерть встретить, оставшись наедине с природой. Он просит перенести себя в сад, где

Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!

Растворение в природе напоминает Мцыри возвращение на родину, в “милую страну”, и успокаивает его мятежное сердце перед смертью.

Непередаваемо музыкальны и величественны образы природы Кавказа, созданные М. Ю. Лермонтовым. Живописные картины, открывающиеся нам во время чтения, говорят о том, что автор и сам был внимательным, чутким к проявлениям красоты и глубоко любящим природу человеком.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В лермонтовскую эпоху в литературной среде классицизм сменяется романтизмом. На смену общегражданским мотивам приходит мотив внутреннего мира человека. Чувства каждого отдельно взятого героя становятся важнейшим звеном в произведении, оттеняя все остальное. Кроме того, для романтизма было свойственно описывать необычные места и обстоятельства. А романтический герой обязательно должен был быть положительным персонажем, наделенным самыми благородными качествами: смелость, отвага, честность, жизненный оптимизм и так далее. Таким читатель видит и Мцыри.

Юноша — прекрасный боец, ловкий и сильный. Внутри него таится какая-то пламенная духовная сила, доставшаяся ему от предков:

Несмотря на долгие годы заточения, Мцыри растет мужественным человеком, которого никогда не сломят жизненные обстоятельства. Он уверен в том, что рано или поздно обязательно добьется желаемой свободы, пусть даже ценой своей жизни.

Ради обретения свободы Мцыри готов пойти на риск, а потому решается сбежать с монастыря. Герой сопротивляется тому образу жизни, к которому его фактически обязали. Лермонтов противопоставляет образ Мцыри его жизни в монастыре. Таким образом, Мцыри раскрывается как человек-бунтарь, что также характеризует его как романтического героя.

К сожалению, как и все романтические герои, Мцыри обречен на поражение в борьбе с миром за свое место под солнцем. Мечты юноши не сбываются, его жизнь обрывается, не успев начаться. Однако можно смело заявить, что со смертью он все же обретает свободу. А потому уход из жизни конкретно для героя не может считаться трагическим исходом судьбы. Как любой романтический персонаж Мцыри предпочел бы смерть, нежели жизнь в неволе и в несчастье, хотя и трудно расставаться с жизнью:

Идейное содержание поэмы выражено в её центральном и по существу единственном образе — Мцыри. Его исповедь — главная часть поэмы, в которой с особой полнотой и глубиной раскрывается духовный мир героя. Но исповеди Мцыри предшествует вступление от автора, в котором не только даётся краткое изложение всего сюжета, но и содержатся указания, позволяющие судить о характере Мцыри.

. даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре.

Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.

Он проявляет упорство в достижении поставленной цели — вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:

. Я цель одну — Пройти в родимую страну, Имел в душе — и превозмог Страданье голода, как мог.

Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:

Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна.

. За несколько минут Между крутых и тёмных скал; Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял.

Мцыри просит отнести его перед смертью в то место сада, откуда виден ему родной Кавказ.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ и характер Мцыри.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Идейное содержание поэмы выражено в её центральном и по существу единственном образе — Мцыри. Его исповедь — главная часть поэмы, в которой с особой полнотой и глубиной раскрывается духовный мир героя. Но исповеди Мцыри предшествует вступление от автора, в котором не только даётся краткое изложение всего сюжета, но и содержатся указания, позволяющие судить о характере Мцыри.

. даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре.

Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.

Он проявляет упорство в достижении поставленной цели — вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:

. Я цель одну — Пройти в родимую страну, Имел в душе — и превозмог Страданье голода, как мог.

Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:

Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна.

Мцыри любит природу, чувствует её красоту, понимает её. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

. За несколько минут Между крутых и тёмных скал; Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял.

Мцыри просит отнести его перед смертью в то место сада, откуда виден ему родной Кавказ.

Читайте также: